Что такое референс в дизайне интерьера
Референсы и Мудборды. Зачем они, собственно, нужны?
В прошлом выпуске мы показывали, как работает наша методология на примере кейса с Универсиады-2019 в Красноярске
Продолжаем рассказывать об элементах нашей системы.
Итак, Референсы и Мудборды
Референс — картинка из Интернета, которая отражает желаемую визуальную стилистику. Проще говоря, попытка объяснить как это должно выглядеть не в тексте, а на визуальном уровне
Мудборды — пачки референсов на одну тематику, собранные на одной доске (Board), они задают «настроение” (mood) проекта. Отсюда и название “MoodBoard»
Зачем они, собственно, нужны? Неужели нельзя сразу начать рисовать, а потом поправить? Не надо так. Долго будем править. Очень.
Ключевая идея в том, что в голове у каждого человека свое «красиво”, свое “нравится”. Свое “красиво” у режиссера, у художника-постановщика, у продюсера, у генерального заказчика. А теперь представьте, что это самое “красиво» мы пытаемся описать текстом в большой e-mail переписке. А потом наш Клиент несет это своему Клиенту и тоже пытается объяснить все в тексте. И так несколько раз. Точно не попадем в ожидания. А ожидания (особенно те, которые неоправдались) — как раз и есть тот ключевой элемент, из-за которого Клиент может быть недоволен, хотя вроде бы все по договору, вроде бы то, о чем договаривались. Вроде бы. Но не то.
Здесь, как раз, на сцену и выходят референсы и мудборды. Такой подход еще называют «визуальным брифом». За счет только одного этого шага в начале проекта мы снимаем очень много потенциальных правок ближе к дедлайну. Согласование визуального решения проекта становится сильно проще — все смотрят на один набор картинок и понимают, что это — то, на чем мы все сошлись
Мы раньше думали, что эта тема для всех очевидна и вся страна давно пользуется референсами, пока нашего директора, Артем Адырхаева не начали приглашать в качестве спикера на профильные мероприятия для event и технических продюсеров. Оказалось, что в среднем 50-70% аудитории знают о референсах и мудбордах, но в своей работе не используют. Хотя инструмент рабочий. И бесплатный.
Сэкономить на дизайне интерьера
03 Сен Сэкономить на дизайне интерьера
Сэкономить на дизайне интерьера. Как заполнить анкету технического задания и подобрать референсы самостоятельно.
Сэкономить на дизайне интерьера? Легко! читаем дальше и скрупулезно следуем всем пунктам… Итак, у вас есть четкое понимание, что вам нужен дизайн интерьера, но вы точно не знаете, чего собственно вы хотите… Для начала вам нужно определиться, что нравится а что нет. Кроме того, вы должны придти к консенсусу по всем спорным моментам с остальными членами семьи, которые будут постоянно проживать в будущем интерьере. Прояснить этот вопрос нам поможет составление и заполнение анкеты и подбор фото-референсов интерьеров и дизайнерских решений, которые вам нравятся и которые вы бы хотели видеть в своем интерьере.
Заполняем анкету техничекого задания.
Последовательно и вдумчиво отвечайте на вопросы. Торопится никуда не нужно, обязательно посоветуйтесь с супругом или супругой перед заполнением каждого пункта. Вы удивитесь, но на некоторые аспекты будущего интерьера у вашей второй половинки будет совершенно противоположное мнение. Скандалить и подавать на развод по этому поводу не стоит, но задуматься нужно 😉 А если серьезно, разность мнений это хорошо и лучше заранее на начальном этапе это определить и искать путь решения устраивающее обе стороны. Так что если ваша вторая половинка категорически хочет глянцевый потолок черного цвета, то так и пишем — мне нравится белый матовый потолок, а супруг в восторге от черного глянца. В последующем дизайнер будет анализировать вашу анкету и обязательно предложит варианты, которые устроят всех.
После того, как вы закончили с анкетой, отправляйте ее нам. Мы всё изучим, проанализируем и отправим вам список дополнительных вопросов, так же предложим некие компромиссные варианты по спорным моментам.
Далее нам нужно подробно разобрать все составляющие интерьера, определить что нравится, что не нравится. Поясню на примерах.
Работа с референсами
Для начала хочу внести ясность. Обязательно ко всем референсам нужно давать пояснение, что именно вам понравилось на той или иной картинке. Что бы не возникало ситуаций, когда на одном и том же изображении вам очень понравилась ваза на комоде, а ваш супруг оценил люстру и захотел видеть именно ее в интерьере, а дизайнер обратил внимание на сочетание рисунков обоев и текстиля, но отбросил и люстру и комод и вазу.
Итак, разберем этот аспект на примере кухни:
— Смотрим в интернете или журналах кухонные гарнитуры, выбираем и отмечаем наиболее понравившиеся. Тут мы выясняем для себя какая именно мебель нам нравится, устраняем внутренние противоречия.
— Собираем материалы по обеденным группам, не забываем указывать что именно нравится, стеклянный стол или бантики на обивке кресел. Можно даже сказать что не нравится и категорически исключить из дизайн концепции.
— Делаем подборку изображений по текстилю и оформлению оконных проемов.
— Сохраняем понравившиеся варианты по освещению.
— Добавляем в общую папку изображения с приглянувшейся вам отделкой стен, полов.
— Не забываем про декор и бытовую технику.
Так последовательно поступаем по каждому помещению: ванная комната, гостиная, спальня, прихожая, санузлы и т.д.
Все эти изображения и пояснения к ним это так называемая «база референсов», проанализировав которую дизайнер поймет, что собственно вы хотите получить. В свою очередь дизайнер отправит вам изображения с пояснениями, которые по его мнению могут дополнить ваше виденье интерьера. Именно на этом этапе можно судить, видите ли вы будущее проекта с дизайнером интерьера в одной плоскости. Если уверенность есть, то будьте спокойны, результат дизайна в любом случае вас приятно порадует.
На то что бы подобрать нужные изображения, вам нужно будет приложить определенные усилия. Можно часами сидеть за компьютером пролистывая тысячи однотипных неинформативных интерьеров в поисках чего то цепляющего глаз. Поэтому вы можете делегировать процесс подбора референсов нашему дизайнеру. Профессионал, основываясь на данных из анкеты, в разы быстрее подберет интересные варианты и отправит вам с подробными описаниями. Кроме того, дизайнер постоянно мониторит последние тенденции в индустрии дизайна интерьеров и всегда в курсе новых веяний. Так вы можете сэкономить кучу времени и получить предсказуемо отличный результат.
Что такое референсы и зачем они нужны
Пару веков назад, чтобы изобразить летящего голубя, художнику приходилось часами наблюдать за птицами. Сейчас для этого есть референсы.
Часто слышу это словечко. Что оно означает?
Референсом называют вспомогательное изображение — образец, к которому обращается дизайнер или художник во время работы. Это могут быть любые картинки из интернета, на которых есть что-то полезное.
Референсы рассматривают, чтобы уточнить свой рисунок: лучше понять форму предметов, найти интересные ракурсы. Иногда их используют, чтобы изучить какую-то художественную технику и сделать собственную работу в той же стилистике.
Само слово — калька с английского reference — переводится как «справка» или «рекомендация».
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Погодите, а как именно это работает?
Вот, например, нужно вам нарисовать на логотипе морского котика. А вы понятия не имеете, с чего начинать: сколько у него лап, какой формы голова, чем он отличается от морской коровы и от морского льва?
Вероятно, вы пойдёте в Google, соберёте кучу фотографий морских котиков, снятых с разных ракурсов. И, глядя на них, будете делать свой логотип. Возможно, вы даже обведёте какого-нибудь особенно красивого котика по контуру в Adobe Illustrator. И дальше будете с этим контуром работать: упрощать его или слегка изменять пропорции.
Изображения, которыми вы пользуетесь, и есть референсы. Они помогают дизайнерам, художникам и иллюстраторам делать работу быстрее и качественнее.
То есть референсы — это фотографии?
Необязательно. Это любые картинки. Чужие рисунки тоже годятся.
Ого, даже так! А работа с чужими рисунками не считается плагиатом?
Нет, ведь референсы не копируют полностью. Это вспомогательный материал, на основе которого создают нечто новое и уникальное.
Представим, что вы не нашли фотографий морского котика в нужном положении, зато увидели удачные рисунки. Почему бы их не использовать? Вы же только повторите позу котика. При этом сами выберете художественные приёмы и сочетания цветов, нарисуете зверю довольную ухмылку, вокруг изобразите морские волны… И получится уже совершенно другая картинка.
Но бывает, что референсы используют не для изучения объектов, а именно для поиска стилистических приёмов. Здесь вопрос плагиата стоит более остро. Впрочем, в современном мире трудно придумать что-то кардинально новое — все способы рисования, так или иначе, повторяются у разных дизайнеров и художников.
Чтобы избежать невольного копирования, обычно работают не с одним референсом, а набирают штук пять-десять. Тогда из каждого можно почерпнуть лучшее и создать собственную работу.
Можно сказать, что референсы — это картинки для вдохновения?
Да. Начинать проект с нуля трудно. А референсы задают контекст.
Не знаете, как изобразить трактор? Найдите несколько картинок с тракторами и выберите его самые характерные черты для своего рисунка.
Не знаете, как создать объёмные иконки? Можно найти чужие работы и сделать свои по аналогии.
Не можете придумать логотип для веганского кафе? Возможно, другие логотипы в этом сегменте натолкнут вас на идеи.
А клиенту можно показывать референсы, чтобы согласовать концепцию?
Конечно, именно так и делают! Референсы в одной стилистике собирают в мудборд — коллаж, демонстрирующий концепцию проекта. Таких коллажей дизайнер составляет несколько штук, чтобы потом вместе с заказчиком выбрать самый удачный.
Но не все референсы показывают клиентам — только те, которые отражают идеи, цвета, настроение. А вот картинки с анатомическими подробностями, например, могут пригодиться художнику в работе над персонажем, но заказчику они точно не нужны.
А где лучше искать эти картинки?
Можно воспользоваться поиском Google или фотостоками. Если нужны рисунки, есть Dribbble, Pinterest или Behance. Прямо на этих сайтах можно сохранять картинки по разным папкам — это очень удобно для работы параллельно с несколькими проектами.
Где чаще всего применяют референсы?
Везде, где нужно что-то изобразить. Даже для традиционного рисунка и живописи их используют, если нет возможности рисовать с натуры. Например, портреты на заказ часто делают с фотографий — это тоже референсы.
Если дизайнер одежды хочет вдохновиться платьями XVIII века, он будет использовать как референсы парадные портреты того времени. Если дизайнеру интерьера закажут проект в мавританском стиле, он пойдёт гуглить аутентичные фото таких дворцов.
Но чаще всего референсы используют специалисты, которые работают с компьютерной графикой. Это 2D- и 3D-художники, иллюстраторы, графические дизайнеры. Потому что с референсами удобно работать в компьютерных программах. Можно рисовать прямо поверх образца или сделать точный векторный контур, можно в два клика определить цвет на референсе или автоматически размыть картинку, чтобы оценить соотношение крупных форм.
Референсы используют, когда нужно нарисовать логотип, узор, персонажа, предмет или локацию.
Хотите научиться научиться работать с референсами и создавать компьютерную графику для киноиндустрии и игр? Записывайтесь на наш курс!
Как программа Eagle помогает дизайнеру собирать и использовать референсы
Меня зовут Елена Снегирёва, я — UX/UI-дизайнер в Студии Валерия Комягина. Проектирую и создаю дизайн сайтов и сервисов. Решила поделиться личным опытом использования полезной программы для сбора референсов.
Референсами я называю примеры решений по дизайну. Например, как выглядит первый экран, слайдер или страница товара. Как работает форма или анимация у кнопки. Какие используются цвета, типографика, сетка — или как выглядит вся страница целиком.
Для насмотренности и решения будущих задач я постоянно сохраняю качественные кейсы, которые нахожу на Awwwards и Behance, у топовых агентств и в сообществах для дизайнеров в Instagram. Могу сохранить сайт, на котором оказалась случайно. Стараюсь сохранять только реальные кейсы, но иногда интересными и полезными бывают и концепты.
Чтобы решить задачу, я исследую бизнес клиента. Изучаю сайты лидеров в отрасли и сайты, которые клиент привел в брифе. Это референсы, которые помогут понять задачу и учитывать контекст проекта.
Когда референсы сохраняешь постоянно, их количество растет, работать без системы с ними становится сложнее.
В каждом проекте Figma мы создаем страницу референсов, рядом с макетом на полях тоже могут оказаться скрины со ссылкой на источник. Но вот начинается другой проект, и возникает вопрос: как найти «ту фиолетово-красную карточку со стрелкой», которая мне попадалась весной?
Или я листаю ленту и вижу удачный реф, который может пригодиться для какой-то задачи в будущем. Куда мне его сохранить, чтобы не потерять и легко найти в нужный момент?
Раньше у меня были доски в Pinterest и на Behance, закладки в браузере и Instagram, сообщения в чате Save Message в Telegram. Я сохраняла скрины со ссылками на источник в проекте Figma, где были страницы с категориями.
Но есть сложность — много изображений Figma долго грузит, да ещё и снижает качество изображений. Когда приходила новая задача, искать собранные рефы мне приходилось в нескольких разных источниках.
Чтобы быстро подобрать конкретный реф, сделать подборку по теме, сохранять и находить по определенным признакам, нужна единая база с системой фильтров и поиском. Уже год я решаю эту задачу, используя программу Eagle. Расскажу об этом подробнее.
Eagle — это программа для ведения библиотеки файлов. Наши разработчики назвали бы её файловый менеджер.
В библиотеку Eagle я сохраняю скрины, фото, видео, векторы, ссылки, документы, шрифты и другие файлы.
Файлы сортирую по категориям и подкатегориям (папкам). Файл можно сохранять сразу в несколько категорий. По типам блоков: например, слайдеры, карточки, меню, формы. По типам контента: о компании, контакты, команда, партнёры, иконки.
Можно сохранять и скрины страниц полностью: лендинг недвижимости, главная страница интернет-магазина. Это самая тяжелая папка, которую я назвала Web. Здесь я всегда использую фильтры, без них разобраться сложно.
При сохранении я могу оставить заметку, например, чем интересен этот реф. Присваиваю нужное имя и свой рейтинг. Обязательно присваиваю файлу тэг: например, корпоративный, beauty, fashion, Behance, UPROCK. Все эти признаки помогают быстро найти нужный референс и сделать подборку.
Возможность фильтровать и искать файлы в библиотеке ускоряет работу над проектом, потому что я ищу по готовой базе референсов, которую постоянно пополняю и систематизирую. Мне нравится, что рефы всегда под рукой в библиотеке, а не только в проекте Figma. Если начинать поиск референсов, когда заходит задача, то уходит больше времени. Иногда это необходимо. Мне нравится, что новые референсы будут потом в библиотеке, а не только в проекте Figma.
У Eagle есть несколько полезных функций, которые облегчают сбор референсов и работу с ними. Расширение для браузера позволяет сохранить сразу в нужную категорию скрин области экрана, экран полностью или страницу целиком.
Если вы привыкли пользоваться горячими клавишами, то вот они: Alt+3 (скриншот видимой области), Alt+4 (сохранить всю страницу целиком), Alt+0 (сохранить ссылку в Eagle). При этом у референса будет сохранен URL, с которого вы сделали скрин. Всегда можно перейти по ссылке и вспомнить источник рефа, например, посмотреть анимацию у кнопки.
Если потянуть за изображение, например, за логотип или фото, можно сразу сохранить его в нужную категорию. Так я часто сохраняю фото из фотобанка или с сайта клиента, чтобы потом загружать в проект.
Референс из базы можно перетащить на страницу в Figma. Если вы делаете скрин страницы сайта целиком, лучше сделать экспорт на компьютер и вставить изображение в Figma через плагин Insert Big Image. В этом случае не снизится качество изображения. Потому что Figma уменьшает разрешение крупных изображений.
Правда, макеты потом весят много и долго открываются. Поэтому после завершения работы над проектом я удаляю их из проекта. Ведь все эти же референсы со ссылками на источник и важными пометками остались в Eagle.
Если открыт Eagle, можно зажать клавиши Ctrl+Shift+E и сделать скриншот экрана, без привязки к браузеру. Программа позволяет сохранить и состояние наведения. Мало какие программы помогут вам заснять, как выглядит выделенный пункт меню, ведь это состояние прекращается, когда вы включаете скриншотер.
Расширение для браузера делает в меню правой кнопки мыши доступной функцию Сохранить видео в Eagle. Особенно это удобно, если видео в формате webp.
Для сохранения примеров анимации я делаю запись экрана через Monosnap и тоже сохраняю в библиотеку. При работе над проектом и это может пригодиться. В программе Eagle при наведении на превью видео начинает проигрываться — так сразу понятно, о чем ролик. При добавлении видео в Eagle я подписываю адрес сайта вручную, потому что запись экрана расширение Eagle не делает.
Каждый шрифт, который я использую в проекте в виде файла TTF, тоже сохраняю в библиотеке Eagle. Это очень удобно при работе сразу на двух компьютерах. Стоит мне в Eagle нажать на зеленую круглую кнопку, и шрифт для компьютера считается установленным. Чтобы выбрать шрифт, смотрю превью и вижу гарнитуру.
Когда коллеги просят поделиться шрифтом, я быстро делаю экспорт из Eagle или просто выделяю файлы шрифта в его папке в базе — и перетаскиваю в папку на Google-диск.
Ссылки с YouTube попадают в «умную» папку Eagle — вы сами можете задать правила для такой папки.
Статьи и полезные сервисы я сохраняю ссылкой. Eagle открывает формат URL как браузер. Здесь можно читать статью или зайти на сайт сервиса прямо в Eagle, а не отвлекаться, чтобы запустить браузер. Часто я именно так открываю сайт с символами Юникода, чтобы скопировать знак длинного тире или кавычки-ёлочки.
Но, если вы привыкли читать статьи на телефоне, то тут Eagle не поможет. Пока нет приложения для телефона, вся работа идет на десктопе. Поэтому я привыкаю смотреть ленту Instagram на ноутбуке, чтобы сохранять референсы сразу в Eagle через расширение браузера, а не через сохраненные сообщения в телеграм.
Eagle выручает меня, когда нужно сделать скриншот из фильма, не выходя из просмотра. Иногда мне нравится, как оформлены титры или заставка. Это тоже дизайн.
Например, смотрю фильм «Власть» с Кристианом Бейлом и… думаю об интернет-магазине наживок для рыбаков. В титрах к этому фильму очень удачно обыграли наживки. Мне понравился цвет, композиция и шрифт. Если я вижу в кадре удачную композицию и цветовую схему, то делаю скрин. Интерьер из любимого фильма пригодится для разговора с дизайнером интерьеров.
В библиотеке Eagle можно кадрировать изображение, повернуть, отразить по горизонтали, сделать пометку, изменить масштаб просмотра. Есть и навигатор по изображению.
Интерфейс у программы имеет светлую и темную тему, чтобы можно было выбрать, на чьей ты стороне 🙂 Для наглядности у папок могут быть разные иконки и цвета. Программа Eagle сделана для дизайнеров, фотографов и визуализаторов — вам будет приятно ей пользоваться.
Недавно у Eagle появилась функция работы с аудио. Есть API. Надеюсь, когда-нибудь выйдет и мобильное приложение, чтобы сохранять референсы с помощью телефона.
Библиотека может располагаться либо на локальном диске компьютера, либо в облаке, но всегда на стороне пользователя. Нужно свободное место под файлы.
Можно вести несколько библиотек и переключаться между ними. Я работаю и в офисе, и дома на ноутбуке, поэтому мне подходит хранение в облаке, чтобы иметь доступ к базе с разных компьютеров. На моём Google-диске занято уже 15Гб, это 3 000 файлов. Чем крупнее база, тем дольше она грузится. Например, в дороге или при падениях скорости интернета ожидание будет долгим.
Если добавить диск с базой и папку с cache в исключения для брандмауэра (Windows), то Eagle будет грузить файлы в разы быстрее, потому что будет избегать проверки. Программа сама сообщит вам о такой возможности.
Eagle — платная программа. За 29,95$ вы получаете доступ с двух компьютеров навсегда. Покупка возможна только через PayPal. Попробовать программу можно бесплатно в течение 30 дней. Есть скидки для студентов и преподавателей. Я повышаю уровень на курсах — отправила сертификат об обучении и получила скидку.
Если после моего рассказа вы поняли, что с такой программой работа с референсами приобретет новые грани, поверьте, так оно и будет! Это не рекламная статья, а просто моё желание рассказать о полезном инструменте. Работая в Eagle, мой внутренний перфекционист радуется и раскладывает всё «по полочкам». Больше мотивации пополнять библиотеку, потому что это просто и удобно, собрано в единую систему. Делитесь в комментариях своими впечатлениями от использования программы и рекомендуйте коллегам, если вам понравилось.
Что такое референс, зачем он нужен и как с ним работать
Человеку знать и помнить все на свете просто невозможно. Как выглядит лемур? Или вяз? Или Большой театр? Может, кто-то и помнит внешний вид животного в целом, здания или предмета, но в точности воспроизвести мелкие детали и нюансы не получится.
И если 300 лет назад художникам надо было долгое время наблюдать за животными, птицами или людьми, чтобы в точности их изобразить, ждать неделями, чтобы увидеть чей-то полет или походку в нужном ракурсе, то сейчас достаточно найти референсы.
О них мы и поговорим в статье. Я расскажу, что такое референс, зачем он нужен, в каких сферах используется и где его найти.
Что такое референс
Референс – это помощник для художников, фотографов, дизайнеров, бизнесменов и других специалистов. Если конкретнее, то это изображение, рисунок, фотография, текстовое описание объектов или видеоролики, которые являются образцом для работы.
Например, художник-комиксист хочет нарисовать в комиксе нового персонажа-животного. Он ищет его фотографию или рисунок, изучает снимок, запоминает все мелкие детали и особенности, получает дополнительную информацию и вдохновение для новых идей и сюжетов. Кроме живого существа в полный рост, референсами могут быть изображения зданий, техники, отдельных частей тела, интерьера и т. д.
Они нужны, чтобы понять форму предметов или позу человека, найти красивые ракурсы, увидеть, как падает тень и как от этого меняется изображение, изучить чужие стили и попробовать написать что-то похожее, но в то же время оригинальное.
Например, заказчик хочет увидеть на логотипе своего стрелкового клуба кентавра. Дизайнер не знает, с чего начать. Как соединяется человеческая часть с лошадиной? Как рисовать копыта? Должен ли быть у него лук в руках, если да, то как он выглядит?
Поэтому специалист обращается за помощью к интернету. Google или Яндекс выдаст тысячи изображений этого существа с разных ракурсов, нарисованных в разной стилистике, при помощи разных художественных приемов, в разных позах. Сравнив несколько экземпляров, специалист отбирает наиболее подходящие и уже с них создает собственный уникальный логотип.
Также референсы помогают избавиться от шаблонов, что засели в голове. Если спросить любого человека, как выглядит какой-либо предмет или живое существо, то в большинстве случаев можно услышать описания его в общих чертах. Например:
А ведь на самом деле все можно описать совершенно иначе:
Кроме того, референс может вытащить творца из кризиса. Когда нет идей и сюжета, ничего не нравится и никак не получается придумать что-то подходящее, можно найти свой источник вдохновения и обратиться за помощью к образцам и макетам.
Вместо полного слова “референс” иногда можно увидеть “реф” или “рефка”.
Виды референсов
Есть три вида референсов:
Поговорим о каждом из них.
Стилистические – это референсы, которые помогают подобрать стиль вашей работы, будь то рисунок, фотография, анимация или что-то другое. Специалисты могут изучить цветовую гамму, особый наклон линий, общий стиль, дизайн, шрифт и взять на заметку что-то для себя.
Часто в этом пункте играют тренды. Например, стала модной определенная поза, стиль или цветовая гамма для фотосессии. Пример можно найти и увидеть на просторах интернета, потренироваться позировать, надеть похожую одежду или создать в студии похожую атмосферу, а после сделать собственную фотографию.
Тематические референсы – это образцы идей для сценариев, сюжетов, общей концепции работы, драматургической основы.
Например, начинающий блогер хочет стать таким же известным, как и его кумир. Для этого новичок изучает чужие видео, мониторит конкурентов, выбирает доходную нишу и тематику, которая помогла заработать популярность его кумиру, после чего решает двигаться по этому конкретному тематическому направлению.
Технологические референсы – это примеры технических аспектов работы.
Например, молодая мультипликационная студия решает создать свой мультфильм. Чтобы не провалиться со своей первой работой, она может подглядеть у более известных студий их технологии создания мультфильмов. Ей не интересны сюжеты, отдельные персонажи, общее настроение и атмосфера. Ее волнует только техническая сторона: приемы анимирования, визуальные эффекты, придание чертам лица реалистичности и т. д.
Стоит уточнить, что при работе не рекомендуется использовать только один референс. Иначе велик шанс, что получится если не точная, то вполне узнаваемая копия оригинала. Оптимальное количество референсов – 3.
Не стоит забывать, что референс – это вспомогательное средство, а не источник плагиата. С его помощью можно создать что-то свое, оригинальное и авторское, а не просто заниматься бессмысленным или невольным копированием.
Сферы применения
Сразу понятно, что референс чаще всего используют специалисты творческих направлений. Первым делом на ум приходит рисование и художники. Но на самом деле сфер применения этого инструмента очень и очень много.
Но в первую очередь, конечно, референсы нужны в изобразительном искусстве. Вы, наверное, не раз видели предложения по написанию портретов на заказ с фотографии. Это тоже пример использования референсов.
Художники их применяют по следующим возможным причинам:
Мастера традиционного рисунка и живописи тоже порой не обходятся без этого средства, тем более когда нет возможности рисовать с натуры.
Художники-комиксисты изучают позы, пропорции и анатомию, мимику людей, чтобы рисовать своих персонажей “живыми”. Или изучают животных, которых они плохо помнят или не знают мелких деталей.
Художники, которые работают с 2D и 3D, используют специальные программы. С их помощью можно отзеркалить, перевернуть изображение, нарисовать поверх него и т. д. Такими программами часто пользуются еще и графические дизайнеры, иллюстраторы, гейм-разработчики и другие.
Дизайнеры интерьера смотрят видеоэкскурсии по знаменитым дворцам-музеям, чтобы воссоздать стиль барокко в помещении заказчика. Дизайнеры сайтов используют в качестве референса страницы сайтов, а контент-маркетологи и SMM-специалисты в качестве макета подбирают популярные страницы в социальных сетях.
Представители модной индустрии часто вдохновляются с помощью референсов. Например, чтобы создать коллекцию одежды в стиле ретро, модельеры изучают старые фотографии, где им со снимков позируют женщины и мужчины прошлого столетия.
Музыканты подбирают трек-референсы, т. е. музыку, которая близка по звучанию и стилю. Она является основой для новой композиции, обладающей своими оригинальными фишками. А писатели могут использовать текстовые описания или фото, если не знают, как выглядит предмет или живое существо.
В бизнесе референсы решают сразу несколько задач. Во-первых, с их помощью можно договориться с заказчиком или исполнителем об общей концепции проекта.
Например, клиент заказал сделать съедобный подарочный набор, но не знает, что именно должно быть в качестве содержимого подарка. Тогда исполнитель присылает ему примеры своих работ на фотографиях: коробка с различными конфетами и шоколадками, фруктовая корзинка, торт и т. д. Или, наоборот, заказчик точно знает, чего он хочет, и присылает исполнителю примеры того, что должно быть в результате.
Референс помогает клиенту рассказать о своих пожеланиях, а исполнителю позволяет конкретнее узнать детали заказа.
Во-вторых, компании, чтобы завлечь потенциальную целевую аудиторию, предлагают всем желающим ознакомиться с референс-листом. Это собрание удачных завершенных проектов, описание товаров и услуг, список постоянных клиентов.
В-третьих, при поиске подходящих референсов можно заодно проанализировать ситуацию на рынке, предложения конкурентов и тренды сферы деятельности.
Еще одна ниша, где используют референсы, – это фотосъемка. Здесь действуют те же принципы, что и в бизнесе. По подобранным снимкам можно понять, что хочет получить в результате клиент, как фотографу объяснить заказчику, в какую позу ему встать и какое выражение лица сделать.
В анимационных студиях, как я уже говорила, референсами могут являться работы других компаний, видеоролики, анимации или изображения.
Референсы используют в различных областях: от искусства и дизайна до веб-разработки и бизнеса. Везде, где создается что-то новое, может пригодиться что-то уже существующее.
Особенности работы с референсами
Как я уже говорила, в качестве референсов могут выступать изображения, фотографии, тексты, видео, музыка. Но чаще всего рефками называют только рисунки и фотографии.
О главной особенности и проблеме работы с этими вспомогательными средствами я уже немного говорила. Но повторю, так как это очень важно запомнить и знать: использование референсов – это не слепое копирование. Макет не повторяется точь-в-точь, а предназначен для вдохновения или заполнения пробелов в знаниях.
Разберем на примерах, как же с ним работать:
В других сферах все идет по такому же плану. Каждый референс должен пройти через призму восприятия, опыта и вкуса человека. Нужно учиться на чужих работах, а не воровать их.
Разница между референсами и мудбордом
Что значит референс, мы уже разобрались. Это образец для вдохновения, идей или технических нюансов.
Мудборд же – это несколько референсов, которые передают общее настроение, атмосферу и стиль будущей работы. Это своеобразный рассказ о том, что будет в результате. Он может состоять из десятка или сотни изображений. По-другому, это коллаж.
Кроме картинок и фотографий, мудборд может включать в себя:
В бизнесе не ограничиваются одним мудбордом. Их делают сразу несколько, чтобы у заказчика или исполнителя были альтернативные решения, из которых они совместными силами выберут наиболее удачный вариант.
Есть специальные сервисы, которые облегчают создание мудбордов:
На последнем ресурсе есть уже готовые подборки, которые можно использовать для своей работы.
Где искать референсы
Самый простой и очевидный способ поиска референсов – использование поисковика Google или Яндекс. Главное – это написать точный и конкретный запрос. Если надо найти замок Бран в Румынии при лунном свете, то вовсе не достаточно вбить в поисковую строку “замок” или “замок в Румынии”.
Иногда поисковиков бывает недостаточно. Тогда на помощь приходят специальные сервисы. Один из самых популярных – это Pinterest, в котором собрана неописуемо огромная коллекция изображений, видео, рисунков.
Если не понравилась эта площадка, воспользуйтесь другими, например: Pixabay, Deviantart, Tumblr. Они хранят множество изображений, иллюстраций и фотографий.
Источником референсом могут стать тематические группы и страницы во ВКонтакте, Facebook, Instagram и других социальных сетях. Особенно много подходящего материала в профилях художников, фотографов и блогеров.
В фильмах, сериалах, мультфильмах, музыкальных клипах и в роликах на YouTube содержится также много полезной информации, эскизов и макетов.
Неожиданно, но и интернет-магазины могут помочь в поиске. Фотографии мебели, одежды, предметов интерьера и многого другого вы найдете на сайтах.
Для дизайнеров и иллюстраторов сокровищницей референсов стали платформы Behance и Dribbble, для фотографов – Art Partner и Kinfolk, для режиссеров и аниматоров – Vimeo.
Не важно, какой именно ресурс для поиска вы выберете, главное, не останавливайтесь на одном. Чем больше будет охват площадок, тем выше шанс найти что-то по-настоящему стоящее.
Заключение
С референсами работает поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Вспомогательные материалы – фотографии, музыка, текстовые записи, видео или что-то другое – помогают посмотреть на объект с другой стороны, узнать о нем больше и напитаться вдохновением.
С макетами, примерами, предметами восхищения и эталонами работают во многих сферах деятельности. Способы применения референсов зависят только от воображения.
Но использовать референсы – это не воровать чужую работу, не копировать ее, а интерпретировать под себя, вычленять что-то полезное, добавлять свою оригинальность и индивидуальность в конечный результат.
Для работы часто используют коллекцию референсов – мудборды. Они помогают посмотреть на всю картину целиком, выработать концепцию и сформулировать идею.