Что такое референтная группа в социологии
Что такое референтная группа: много примеров, классификация и уловки маркетологов
Референтная группа – это объединение людей, ориентир индивида, инструмент его личностного становления. Поведение человека и его мировоззрение формируется социумом, который его окружает. Референтные группы играют в этом ведущую роль, даже если человек ничего не подозревает.
Что такое референтные группы – понятие и примеры
Референтные группы – это объединения людей, которые для конкретной личности служат образцом для поведения в конкретный период жизни. На этом основании человек выбирает для себя ценности и нормы поведения.
В разных областях науки, жизни и социального взаимодействия, понятия референтной группы могут отличаться.
Референтная группа. | Определение. | Примеры. |
В психологии. | Реальная или условная социальная общность, на ценности и эталоны которой человек ровняется. | Семья, школьный коллектив, компания друзей, объединение любителей домашних животных. |
В социологии. | Социально-психологический механизм, участвует в формировании сознания личности. Обычно, человек дорожит членством референтных групп. | Субкультуры, творческие объединения, общественные движения. |
В обществознании. | Вымышленная или реальная группа, которая служит для индивида источником норм поведения в том или ином обществе. | Рабочий коллектив, компания молодежи на рок-концерте, туристическая группа в музее, очередь в поликлинике. |
В маркетинге. | Группа людей с похожим социальным статусом, уровнем достатка и стилем. С ними может сопоставить себя другой человек. Такая референтность тесно связана с потреблением товаров. | Коллекционеры брендовых вещей, ценители здорового питания, любители носить одежду спортивного типа. |
А что думаете вы о референтных группах? Есть ли такие, которые помогли сформироваться вашей личности, или в которых вы состоите до сих пор? Расскажите об этом в комментариях.
Теория референтных групп
Термин референтной группы впервые встречается в работах Хаймена 1942 года. Референтную группу определяли, как общность людей, с которыми человек себя сравнивает и ассоциирует.
Ньюком также занимался изучением референтных групп. По его мнению, индивид не должен официально состоять в каком-либо сообществе, достаточно того, что человек сам психологически причисляет себя к нему. Например, подросток может не выглядеть как рокер и не общаться с такими же людьми, но слушать соответствующую музыку и самостоятельно причислять себя к рокерам. Это движение повлияет на стиль мышления и поведения подростка.
Шериф официально утвердил понятие референтной группы сначала в американской, а потом и в мировой психологии. Шериф акцентировал внимание на том, что официальная группа, требующая членства, и референтная группа, могут вовсе не совпадать. К референтной группе человек может относить себя сознательно, а может и неосознанно.
В 1952 году Келли занялся обобщением информации, которую удалось изучить в ключе референтных групп. Обобщение навело Келли на мысль о том, что референтные группы бывают мотивационными и перцептивными. Первые побуждают человека к какой-либо деятельности, вторые – помогают лучше и эффективнее воспринимать окружающую действительность.
Также Келли установил, что при оценке работы референтной группы очень важна психологическая составляющая. Принадлежность человека к референтной группе тесно связана с самооценкой индивида, его ценностями и поведенческими установками.
Упоминание о референтных группах часто встречается в трудах отечественных психологов Петровского, Андреевой, Ярошевского, Немова, Щедриной. Эти ученые проводят еще более подробных анализ западных исследований, восполняют имеющиеся пробелы, уточняют особенности взаимосвязи между индивидом и другими участниками референтных групп.
Виды референтных групп
Существуют и другие классификации, помимо деления видов групп на референтные и нереферентные.
Также референтные группы бывают информационными. Их составляют эксперты, лидеры мнений и популярные люди, которым в обществе доверяют.
Есть ценностные группы, в них входят носители эталонов социально-нормативной системы, которым люди готовы подражать.
Утилитарные референтные группы предоставляют для человека различные материальные, духовные блага.
Бывают также группы самоидентификации. Человек условно вступает в них и начинает следовать их правилам.
По степени воздействия
По степени воздействия на человека, типы групп бывают позитивными и негативными:
По взаимоотношениям в группе
Взаимоотношения в референтной группе также могут быть разными:
По степени принятия себя в группе
По степени важности и принятия себя в группе, референтные объединения делятся на:
Функции и значение референтной группы
Референтные группы обладают двумя основными функциями – сравнительной и нормативной.
Сравнительная функция тесно связана с процессом восприятия. Человек может демонстрировать в группе свои достижения, давать оценку себе и другим ее участникам. Как правило, человеку важно знать, что о нем думают остальные. Это мотивирует его на поднятие собственного статуса или разрыв отношений с этой группой.
Сравнительная функция референтных групп имеет серьезную психологическую составляющую, ведь человек очень восприимчив к мнению, успеху других.
Примерами сравнительной функции референтной группы может выступать нахождение человека в летнем лагере, школе или в семье. Человека часто оценивают и дают возможность оценить других. Например, если школьник принес плохую оценку, то его ругают, иногда даже наказывают. За хорошие оценки поощряют, дают дополнительные привилегии.
Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Группа выступает источником норм поведения в обществе и социальных установок. Например, родители учат подростка, как правильно нужно вести себя в поликлинике, в библиотеке или на стадионе во время спортивных соревнований (правила поведения меняются в зависимости от ситуации, человек должен научиться перестраиваться).
Влияние референтной группы
Референтные группы являются инструментом воздействия на разные группы людей. Повлиять референтная группа может на человека:
Применение в маркетинге
Значение группы референтов в маркетинге также велико. На человека оказывается влияние при помощи инструментов:
Инструмент. | Описание. | Пример. |
Взаимность. | Специфический рекламный прием, при помощи которого человек чувствует себя обязанным отдать что-то взамен. | Человек приходит в магазин, салон или клинику. С порога ему предлагают кофе, конфеты или какой-либо другой небольшой подарок. Человек чувствует, что должен отдать что-то взамен, поэтому пользуется услугами заведения или покупает что-то. |
Преданность и последовательность. | Даже если человек купил не совсем подходящий или качественный товар, он отзывается о нем хорошо сохраняет ему верность даже вопреки здравому смыслу. | Человек купил мобильный телефон, но он не до конца устраивает его. При этом, когда друг просит его посоветовать телефон для покупки, он советует именно ту марку, которую купил. |
«Мы как все». | Человек склонен повторять все за окружающими, даже если ему на самом деле это не нужно. | Когда в конце осени объявляют грандиозную распродажу, которая называется «черная пятница», человек едет вместе с другими в торговые центры делать покупки, даже если ему на данный момент ничего не нужно, бездумно покупает товары по акции. Просто потому, что так делают все. |
Способность нравиться. | Привлекательность вызывает у людей повышенное внимание. Именно поэтому в качестве моделей используют красивых людей, специалистов по продажам учат улыбаться и говорить только приятными фразами, это повышает продажи. | Человеку отнесся с симпатией к администратору фитнес-центра, поэтому купил абонемент, хотя не планировал делать этого. |
Авторитет – орудие управления. | Авторитетному человеку потребитель верит без дополнительных вопросов и сомнений. | Человек без медицинского образования надевает белый халат и рассказывает о пользе БАДов. У потребителя не возникает мыслей усомниться в его словах или компетенции. |
Ограниченность, лимитированность. | Если товар, коллекция или вещь выпускаются в ограниченном количестве, их ценность повышается. | Таким инструментом часто пользуются продавцы или риелторы, например, «Эту квартиру хотят арендовать еще другие люди, если вы будете думать до завтра, то этот вариант могут уже забрать». |
А какие методы воздействия референтных групп в маркетинге вы замечали? Попадались ли на «удочку» профессиональных маркетологов? Расскажите в комментариях о своем опыте.
Благодарим за прочтение статьи. А какие реферальные группы повлияли на вас положительно? А были ли такие, которые влияли отрицательно? Будет интересно почитать ваши комментарии, этому делитесь своими историями из жизни.
Референтная группа
Референтная группа – это социальное реальное или воображаемое объединение, являющееся эталонным стандартом в сознании человека, источником вырабатывания ценностных ориентаций, социальных норм. Референтной называется группа, которую личность признает, как средство отсчета оценки себя самого и окружающих. Референтные группирования выполняют разнообразные функции. Соответственно выделяют сравнительные, нормативные, также идеальные, группы присутствия, вымышленные и реальные, положительные, отрицательные. Одним человеком одна группа может восприниматься в нескольких видах, например, одновременно быть нормативной и реальной.
Референтная группа вовсе может не совпадать с коллективом, в каком присутствует индивид. Но, обычно у человека имеется несколько социальных объединений и количество их только возрастает, будучи в зависимости от содержания проблемы, индивид обращается ко всем группам, нормы которых будут взаимно подкрепляться, или пересекаться, или вообще противоречить (что ведёт к образованию внутриличностных конфликтов, иногда к развитию психических заболеваний). Даже, если у индивида возникают новые референтные группы, старые все равно сохраняют влияние.
Понятие референтной группы
Социальный психолог Г. Хаймон в 1942 году ввел термин «референтная группа». Под этим термином он понимал социальное объединение, которое используется индивидом для сравнения оценки личного положения. Психолог соотносил группу, к какой принадлежит субъект, с референтной (эталонной), которая является критерием сравнения. Связь с группами зачастую неустойчива, расплывчата и подвижная. Это значит, что в разные жизненные моменты и события у человека бывают разнообразные эталонные группирования. Так, в выборе жизненного стиля, совершая разные покупки, человеку нужно ориентироваться на суждение референтных представителей.
Референтная группа примеры: если человек спортсмен, то в избрании спортивной одежды он будет руководствоваться выбором близкого эталонного группирования (команды, других спортсменов), но если он не является фанатом, тогда советы спортивных звёзд будут ему не интересны или, выбирая пасту для чистки зубов, человек скорее послушает дантиста, не футболиста или машиниста.
Референтная группа ориентирует поведение субъекта в специфических ситуациях. Здесь примерами являются: политические партии, этнические, расовые организации, религиозные секты, неформальные объединения, друзья.
Понятие «референтная» идет от латин. «referens», что значит «сообщающий», «консультант, докладчик». «Реферат» – изложение сути чего-нибудь. «Референдум» – то, что будет рассказываться, что должно сообщаться. Значит, референтной называется группа, к советам и мнению, которой индивид готов прислушиваться, чьи оценки имеют значительное влияние на его самоощущение. Сюда входят те личности, которым он дал право себя судить и оценивать, от которых готов принимать обратную связь. Нередко случается, что индивид в такие союзы не вступает. Их количественный состав бывает разным, хотя наблюдается тенденция такая – в современном обществе они бывают не особо многочисленными. Они могут ограничиваться только границами семьи или вовсе без её включения: коллектив из коллег, одноклассников, студентов, туристов, сослуживцев или компании старушек. Иногда неверно референтную группу называют «своей компанией».
Классификация референтных групп
Существует классификация референтных групп, что даёт только лишь приближенное понятие об их видах. По степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (семья).
Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (общественные организации, союзы).
По особенностям внутригрупповых отношений: неформальные (организованы на дружеских отношениях); формальные (официальные).
По факту принятия/отрицания норм: положительная; отрицательная. С положительными – личность идентифицирует себя.
Отрицательные – вызывающие неприятие, отторжение или неуважение.
Информационные – создаются из экспертов, что доносят людям информацию, которой те доверяют.
Ценностные – их составляют носители эталонов социально-нормативной системы, которым слепо следуют другие.
Самоидентификации – группирование, к которому себя причисляет индивид, правилам которого он следует.
Утилитарные – располагающие санкциями, материальными, духовными благами, значащими для индивида.
По членству разделяются на: референтную членства; не членскую (идеальную), которая делится на реальную и воображаемую; референтную принадлежности; виртуальную (образовывается не на географической общности, а выдуманной).
Референтная группа это в психологии явление, которое активно изучается социологами. Посредством социальной деятельности, обуславливается принадлежность личности к разным социальным объединениям. Основной психологической предпосылкой для организации социальных объединений является потребность в неформальном общении, потребность активного взаимодействия.
На силу воздействия влияют многие различные факторы, но больше всего эффект наблюдается, когда группирование становится значимым для человека, поскольку тогда человек может отождествляться с ним. В такие союзы могут входить люди различных возрастов, категорий, сфер деятельности. Такие объединения бывают очень большими, охватывая нацию и индивидов, исповедующих религию. Бывают они и малыми, например, компания или семья.
Функции референтной группы
Нормы и ориентации социальных объединений выступают для человека эталоном деятельности, даже когда тот не входит в её непосредственный состав. Так, подросток, желающий внедриться в компанию старшего брата, имитирует его поведение, одежду, привычки, манеру говорить. Социальная психология называет это явление «предвосхищающая» социализация, что значит – определенные усилия личности, которые он направляет на формирование поведения, в ожидании доступа к группе со статусом, больше, чем сейчас у него.
Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной.
Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.
Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения. Обе функции способны выполняться разными группами или одной и той же.
На количество эталонных союзов, в каких может состоять индивид, влияет его непосредственная деятельность и виды отношений.
Нередко бывает, что вся референтная группа и близко не подозревает, насколько она важная для человека. Он тогда, обычно, строит личные предположения о вероятном мнении участников референтного объединения о своей персоне, формулирует то, каким это суждение могло быть, если бы эталоном выступала какая-то условная группа, например, нереальные персонажи или личности былых времён.
Если случается все-таки, что у субъектов референтного объединения начинаются противоречия в ценностях, возникают внутриличностные и межличностные конфликты, необходимо прибегнуть к тактичной помощи извне.
Теория референтных групп
Понятие «reference group», что значит – референтная, эталонная группа, введено соц. Хайманом, как упоминалось выше, этот термин он использовал в изучении представлений субъекта о своем имущественном статусе в сопоставлении со статусами окружающих. Оценка человеком собственного статуса является результатом его соотнесения с референтной социальной группой.
Теория референтных групп занимается изучением типов, возможных факторов и потенциальных причин их образования. Проблемой в этом является изучение детерминант в выборе индивидами объединений. Эта теория также используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов. Также изучение данной теории имеет значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.
Теория референтных групп базируется на идеи социолога Мида о «обобщенном другом», посредством которого реализовывается влияние социума на человека, его мышление, поведение.
Немного позже социолог Т. Ньюк употреблял этот термин при обозначении такого объединения, к которому себя психологически причисляет человек. Нормы, цели, правила, которого он разделяет, и по которым ориентируется в поведении, вырабатывая соответствующие установки. Формирование установок – это функция положительного (отрицательного) отношения к группе (позитивной, негативной).
Так, ученым Р. Мертоном было осуществлено исследование, в каком изучались мобилизованные солдаты. Когда они сравнивали положение своё с положением солдат, которых не мобилизовали, они оценивали его негативно, плохо. Когда же сравнивали с положением солдат на самом фронте, то оценивали его положительно, более благоприятно.
Степень членства определяется важным понятием «границы группы», которым пользовался Мертон. Основными аспектами здесь выступают:
— самоидентификация индивидов, как участников;
— частота взаимодействий индивидов;
— рассмотрение другими субъектами индивидов, как постоянных членов коллектива.
В непосредственном взаимодействии в членской группе определить границы не трудно, потому что участие имеет обычно формальный характер. Например, человек поет в музыкальном ансамбле или нет, руководитель коллектива знает, является человек членом коллектива или нет.
Также социолог говорит о практичной сложности, она содержится в том, что границы групп способны меняться под воздействием определенных событий. Эти события не фиксированы. Так в объединение возвращаются бывшие его участники, вступают новые или выходят нынешние. После таких изменений трудно сказать потом, кто точно сейчас является членом союза, и кто нет. После этого напрашивается такой вывод: критерий о членстве – не членстве недостаточно информативен при учете состава, значит, следует использовать понятие «степень членства», что может меняться в отношении к некоторым индивидам, соответственно к случаю.
В теории о референтных группах Г. Келли определил две функции. Первая – оценочная, которая предоставляет эталон для сравнивания, который помогает оценить человеку себя и оценивать поступки других личностей. Вторая – нормативная, она помогает устанавливать назначенные стандарты для поведения, нормы группы, и принуждает участников следовать им. Данная функция будет осуществляться группой если она сможет вознаградить индивида за его конформность и проучить за неконформность. Эти функции имеют интегрированный характер и могут осуществляться членской группой и внешней, в какую человек желает войти.
Социолог Мертон определил условия, которые способствуют тому, что субъект скорее выберет «внешнюю» своей нормативной референтной группой, а не членскую. Когда участники группы не обеспечены достаточным престижем в коллективе, тогда они начинают выбирать снова-таки внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная. И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус.
Если индивид располагает возможностью изменить личный социальный статус, соответственно и принадлежность к конкретной группе, то чем выше социальная мобильность, тем больше вероятности, что он выберет референтной группу, имеющую высокий социальный статус.
Как видно, факторов, которые способны воздействовать на выбор человеком значимого объединения, есть множество. Также выбор человека зависит и от его индивидуальных характеристик.
Влияние референтной группы
Влияние, которое могут оказывать референтные группы достаточно большое, оно может проявляться в трех формах: нормативное, ценностно-ориентированное, информационное.
Нормативное влияние определяется, как влияние в виде приказаний подчиняться нормам и абсолютно соглашаться со всеми ними. Требования к подчинению особенно увеличиваются при обстоятельствах, когда существует сильное давление нормами, когда ситуация осуществляется перед глазами других. Результатами поведения является то, как человек сам воспринимает и оценивает полученную прибыль (пользу) от взаимодействия.
Исследования обнаружили, что самой мотивации недостаточно, чтобы стимулировать поведение. Так, определенная услуга должна приобретаться, потребляться открыто. Так, нормативное влияние оказывается важным, когда оно распространяется на близких людей индивида, а не используется им в одиночку.
Уменьшению нормативного влияния часто содействует всемирная урбанизация, что ведёт к развитию индивидуализма и социальной изолированности. Причиной в уменьшении нормативного подчинения может быть ослабевшее чувство почтения к социальным нормам. Люди с неохотой выполняют социальные требования и соблюдают нормы, что сказывается на отношениях.
Влияние ценностно-ориентированное отмечается, где референтные группирования выступают, как носители ценностей. Так признаком идентификации индивида с группой есть принятие норм, её правил и ценностей, вследствие чего возникает подчинение тогда, как стимулов становится участником группы, нет. Результатами являются: усиление своего имиджа в глазах людей, отождествление личности с персонами, которых уважает общество, которыми также все восторгаются.
Информационное влияние референтной группы зачастую реализуется в рекламном маркетинге. Потребители зачастую воспринимают мнение других, особенно авторитетных лиц, как заслуживающее их полного доверия и уважения. Часто это проявляется, когда нет возможности приобрести достаточно информации о представленном продукте, услуге посредством наблюдения. Здесь есть большая вероятность, что мнения и рекомендация других будут приниматься, как надежные и умные.
Референтные группы воздействуют на людей всех возрастов, в частности, подростков. Вопрос о значимости таких союзов имеет немалое значение в организации коллективов подростков, в управлении социализацией подростков.
Поскольку главным содержанием в социализации есть формирование самосознания, в качестве важного фактора духовного и профессионального самоопределения подростков, то вопрос о предпочтении референтного союза следует начать из анализа условий, которые важны для формирования самосознания, адекватной самооценки, представлений об окружающих и себе, своих силах, способностях, что важно для самоутверждения ребенка.
Неугомонное стремление к личному самоутверждению, переживание потребности в статусе, престижности, авторитете среди сверстников – присущи подросткам. Чувствительность подростков ко взглядам окружающих, сильная восприимчивость и уязвимость – это те характерные особенности данного возраста, которые обусловлены процессами образования и развития самосознания.
Роль референтной группы в подростковом возрасте немалая, поскольку у ребят в данном возрасте этот вопрос обстоит совсем иначе, нежели у взрослых. У них ведь вовсе нет опыта, нет времени, аналитические способности не настолько развиты, как у взрослых, чтобы делать тщательный и взвешенный выбор. Хотя потребность имеется больше выраженная, по сравнению с взрослыми людьми. Рефлексия для многих подростков выступает чем-то недоступным, поэтому чтобы узнать о себе что-нибудь, необходимо воспользоваться какими-то другими способами.
Именно здесь и выражается роль референтной группы в подростковом возрасте. Она формируется по внешним признакам. Её легко можно отличить от объединений взрослых, иногда это называют «реакцией группирования».
Внешний признак – это главный атрибут объединения, его идеология создается позже. Таким атрибутом может быть: одежда, причёска, стиль, аксессуары. Подростковые объединения создаются в основном по интересам: слушатели одной музыки, фанаты, танцоры, певцы, приверженцы различных теорий, любители покушать или выпить и другие. Выходит, что присоединяясь к определенному коллективу или испытывая желание в него попасть, подросток понимает, что ему нравится, соответственно, осознаёт кто он.
Те, кому не повезло состоять в таких объединениях, во взрослом возрасте становятся недоверчивыми, наивными, закрытыми, плохо адаптируемыми, не коммуникабельными и менее смелыми. Поэтому влияние референтной группы в подростковом возрасте очень большое, ведь она способствует воспитанию социальной личности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»