Что такое референтные лица на выборах
Понятие и примеры референтной и нереферентной группы
Референтность является значимым понятием в психологии.
В своих поступках человек постоянно руководствуется мнением значимых для него субъектов.
В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Суть явления
Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.
Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.
Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.
Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.
Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.
Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.
Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.
В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.
Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.
Характеристика референтной личности
Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.
Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.
В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.
Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.
Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.
Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.
Референтная группа
Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:
В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.
Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки,
Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.
Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.
Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.
Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.
В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.
Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.
Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.
Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.
Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.
Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.
Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.
Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.
Примеры
Что значит референтная группа? К таким группам относятся:
В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.
У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.
Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.
Референтометрия
Это методика, которая позволяет выявить распределение ролей в социальной группе.
При помощи опроса определяются лидеры, чье мнение имеет значение для большинства членов общности.
Также выявляются индивиды, чья позиция подавляющему большинству опрашиваемых неинтересна. Таким образом, происходит анализ установившихся в группе межличностных отношений.
Следует отметить, что референтометрия качественно отличается от популярной социометрии. Последняя позволяет выявить характер эмоциональных связей.
Исследование состоит из двух этапов:
В итоге выявляются субъекты, имеющие ключевое значение для испытуемого.
Таким образом, референтность является важным психологическим явлением. Значимым для человека может быть не только другое лицо, но и социальная группа.
III. Порядок определения референтных групп
III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
8. В целях создания эффективного механизма взаимодействия ФОИВ с референтными группами ФОИВ рекомендуется перед началом взаимодействия сформировать общий полный перечень всех референтных групп, соответствующих его деятельности. Для его формирования ФОИВ могут следовать указанному ниже порядку:
8.1. Проанализировать перечень государственных услуг, функций и полномочий ФОИВ с целью идентификации той референтной группы, на которую с наибольшей долей вероятности может повлиять реализация каждой услуги, функции, полномочия; осуществить анализ поступивших в ФОИВ обращений от физических и юридических лиц; по итогам этой работы сформировать сводный перечень референтных групп, сгруппированный по ключевым целям и направлениям деятельности ФОИВ.
8.3. Обсудить общий перечень референтных групп на заседании общественного совета при ФОИВ (в ходе очного (предпочтительно) или заочного обсуждения).
8.4. Составить перечень участников референтных групп (персонального состава), необходимый для организации адресной работы с референтными группами, в особенности по вопросам, требующим регулярного взаимодействия.
При этом процесс составления перечня участников должен включать:
1) формирование перечня по каждой референтной группе на уровне того структурного подразделения, которое осуществляет функции (оказывает государственные услуги), воздействующие на данную референтную группу;
2) уточнение перечня, сформированного в каждом структурном подразделении, путем проведения консультаций с органами власти субъектов РФ с целью формирования широкой сети участников референтных групп, отражающих, в частности, региональные особенности и интересы;
3) при необходимости создание на официальном сайте ФОИВ формы для самовыдвижения в состав участников референтных групп ФОИВ.
8.5. Разместить утвержденный список референтных групп (без персонального состава участников ) на официальном сайте ФОИВ в разделе «Открытое министерство» («ведомство») (см. Приложение 1) и включить в ведомственный план по реализации Концепции открытости.
При размещении персонального состава необходимо следовать положениям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
8.6. Осуществлять регулярный (не реже одного раза в год) мониторинг списка референтных групп с целью обеспечения его актуальности.
9. При определении референтных групп ФОИВ рекомендуется учитывать следующие особенности:
а) референтными группами не являются конкретные организации, юридические лица, физические лица, даже в том случае, если они являются значимыми для отрасли и представляют интересы широких социальных или профессиональных групп (такие лица могут выступать в качестве участников);
б) направления деятельности (функции) ФОИВ выступают отправной точкой для определения референтных групп, но сами по себе не могут быть названы референтной группой;
в) каналы взаимодействия (рабочие группы для обсуждения тех или иных проблемных вопросов, общественный совет при ФОИВ, экспертные и консультационные советы при ФОИВ, средства массовой информации и т.п.), используемые ФОИВ для контактов с референтными группами, сами референтными группами в большинстве случаев не являются (например, в качестве референтной группы СМИ целесообразно выделять лишь тем ФОИВ, которые осуществляют административное управление в области связи и массовых коммуникаций (например, Минкомсвязи России), либо для которых СМИ являются непосредственными «потребителями» создаваемых данных (например, Росстат).
10. ФОИВ следует включать в состав референтных групп следующие их категории с учетом их специфических особенностей:
а) население в разбивке по более узким, конкретным категориям (пенсионеры, пациенты, студенты, сельское население и т.п., см. Приложение 2 к методическим рекомендациям). Целесообразно конкретизировать категории граждан для каждого направления государственной политики, поскольку они могут характеризоваться различными интересами и запросами к органам исполнительной власти;
б) территориальные органы, органы власти субъекта РФ, подведомственные ФОИВ бюджетные учреждения и их сотрудники, поскольку ФОИВ непосредственным образом влияют на текущую и перспективную деятельность этих органов и организаций. Одновременно данная категория является важным каналом взаимодействия с другими референтными группами. Это позволяет ФОИВ формировать широкие сообщества участников референтных групп и наилучшим образом доносить до них цели, задачи и результаты своей деятельности, формировать эффективную обратную связь;
Как в регионах России ведут работу по «мобилизации избирателей» для увеличения явки
В России началась техническая работа по мобилизации электората. Об этом говорят наводнившие интернет методички по «стимулированию» людей идти 18 марта на выборы президента РФ. В инструкциях подробно расписано, кто отвечает за явку избирателей и что нужно делать, чтобы она была высокой. «Настоятельные просьбы» принять участие в голосовании уже вызвали недовольство среди работников промышленных предприятий и бюджетников.
Как передает корреспондент Znak.com, федеральный центр не разрешил регионам для повышения явки проводить в день голосования лотереи и конкурсы, как это было на осенних выборах 2017 года. Отказаться от такой инициативы пришлось из-за негативной информационной волны, вызванной «розыгрышем призов» на избирательных участках. Вместо этого 18 марта пройдут опросы по проектам благоустройства городов, «школьные референдумы» и референдумы об объединении районов. Удастся ли властям таким образом привлечь россиян к выборам — большой вопрос. Все помнят, что даже с учетом розыгрыша квартир, машин и народных гуляний явка на сентябрьских губернаторских выборах колебалась вокруг 40%.
Наблюдатели отмечают, что с прицелом на 18 марта в субъектах РФ началась настоящая кампания по мобилизации населения. Одними из первых на это обратили внимание активисты движения «Голос» из Калуги. Они опубликовали файлы, регламентирующие работу с сотрудниками корпорации «Ростех» перед президентскими выборами (в холдинг входит 700 заводов, на которых работают 450 тысяч человек).
В них описаны методики агитации на предприятиях, сбора персональных данных, контроля за явкой и взаимодействия с избирательными комиссиями. Среди файлов есть формы отчетов о выступлениях лидеров общественного мнения перед рабочими, о выдаче «персональных пригласительных» сотрудникам и других мероприятиях в «мобилизационный период». «Начальство дало указания „выдать креативные идеи“ и отчитаться строго в срок. Многие работники в шоке от тех обязательств, которые на них накладывает начальство. Но боятся увольнений», — написали представители «Голоса». В корпорации это пока не комментируют.
Структура команд по мобилизации
Еще об одном интересном документе рассказали жители Заполярья. В распоряжении блогеров из Мурманска оказалась памятка по мобилизации коллектива местного крупного предприятия, входящего в перечень «основных финансово крепких коммерческих предприятий» региона. По их словам, в ней раскрывается структура команд, которым придется готовить людей к выборам. Полный текст документа не опубликован (лишь отдельные части). Между тем утверждается, что типичная мобилизационная команда похожа на пирамиду, наверху которой — мэр. Ниже стоит директор предприятия, который должен докладывать о результатах проделанной работы. Ему поставлена задача контролировать явку избирателей в день голосования «по списку работников и ветеранов», стимулировать сотрудников для похода на избирательные участки.
Далее идут «ответственные за мобилизацию по предприятию» — их выбирают за организаторские способности и знание коллектива. Внизу иерархии расположены так называемые референты. Каждый из них ответственен за приход на выборы 25–30 человек — своих коллег и членов их семей. «Формула такова: одна бригада или отдел — одно закрепленное референтное лицо. Такие же группы должны быть сформированы и среди ветеранов отрасли», — говорится в документе. Авторы документа особо оговаривают, что запрещена любая агитация за кого-либо из кандидатов и любые формы административного прессинга.
Все взаимодействия с работающим электоратом называются «касаниями». Основной формой «касаний» для повышения явки считаются собрания коллектива, которые проводит руководитель предприятия и референтные лица. Избирателям должны напоминать об их гражданском долге.
Наиболее действенный инструмент в этом — личный авторитет реферерента. Накануне дня выборов все сотрудники должны получить напоминание о «красном дне» календаря (например, по смс), а после волеизъявления — отчитаться в посещении избирательного участка.
График агиткампании и план дня выборов
Еще одну инструкцию из Мурманска выложила в своем «Твиттере» региональный менеджер кампании Навального по центральному и северо-западному округам Екатерина Мошонкина. «В ней больше всего доставляет почасовой план действий в день голосования: смс, звонки-напоминания и посещения мобильными группами», — отметила она.
Параллельно стало известно о методичке, выпущенной Московской торгово-промышленной палатой (МТПП) для бизнес-сообщества. Документ призван стимулировать предпринимателей, чтобы они «проявили активную гражданскую позицию» и разъяснили «коллективам важность участия в выборах». Неучастие в выборах фактически является «призывом к управлению страной извне», отмечается в инструкции.
Здесь же указывается, как проводить агитацию (потребуются собрания сотрудников, в том числе неформального характера, а также плакаты на инфостендах и транспаранты). Призывать идти на выборы можно также с помощью радио, телесети и громкой связи — если речь, например, идет о торгово-развлекательных центрах, магазинах и общественном транспорте. И вновь говорится, что заставлять работников идти голосовать и угрожать им в случае нежелания запрещено. В конце методических рекомендаций от МТПП приведен примерный график агитационной кампании.
Добровольно-приказной порядок
О том, что в России начался электорально-мобилизационный процесс, подтверждают жалобы от сотрудников бюджетной сферы. Недавно на «настоятельные просьбы» начальства прийти на выборы президента РФ пожаловались работники Свердловского многофункционального центра (МФЦ). С их слов, в качестве стимула им добавили 400 рублей к окладу. Чтобы подтвердить факт голосования, нужно будет прислать работодателю фото бюллетеня.
В одной из школ Ростова-на-Дону член родительского комитета в рамках опроса просил родителей передать учителю информацию о том, за кого они будут голосовать. Скриншот этого сообщения публиковало издание The Insider. Сообщалось также, что в одном из вузов Ярославля студентов не только призывают пойти на выборы, но и просят заранее уведомить о том, кто пойдет голосовать. «Должно быть не менее 10 человек от группы», — говорится в сообщении, разосланном студентам. А сотрудникам местного детского санатория угрожают лишением премии в случае неявки. Информация об этом появилась на странице ярославского штаба Навального в Facebook.
Сведения о сборе личных данных также поступили от работников научной лаборатории и одного из Домов культуры Екатеринбурга. Каждого сотрудника просят указать, где он будет голосовать, вдобавок нужно подать аналогичные сведения о коллегах и знакомых. Аналогичные мероприятия проводятся в школах Волгограда. Кроме того, «отличились» власти Нижнего Тагила, которые придумали оригинальный способ привлечь молодежь к участию в выборах — принудительно собрать лидеров мнений из студенческой среды на встречу с сотрудниками администрации города, пообщаться с ними «за чашкой кофе». Среди тех, кого хотели видеть чиновники, значились «хакеры и рокеры».
Мнение эксперта
Масштабная мобилизация электората происходит на фоне заявленной установки федерального центра — законность выборов важнее явки. Об этом говорилось в недавнем докладе близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Политтехнолог, экс-заместитель полпреда в УрФО Андрей Колядин говорит, что ничего страшного в методичках по мобилизации как таковых нет. Чаще всего они основаны на известных учебниках по выборным политтехнологиям. Но когда такие инструкции вынуждают людей приходить на избирательные участки, это выглядит как форма давления и вызывает негативную реакцию.
«Мне тоже предлагали идею выпустить подобную инструкцию. Я против. Потому что все это в конечном счете неоднозначно воспринимается. Если вам нужны мобилизационные мероприятия — наймите лучше официально агитаторов, заключите с ними договоры», — отметил Колядин.
Эксперт не сомневается, что задача по распространению и изучению методичек поставлена региональными властями. «Перед областными властями стоят целевые задачи — по повышению явки, укреплению рейтингов и так далее. Они должны добиваться определенных показателей, как строители домов или рабочие заводов. В противном случае предвыборная кампания бессмысленна. Естественно, люди начинают нервничать, боятся не выполнить цифр по той же явке. И начинается „живое творчество масс“. Набирают ход бесчисленные совещания, растет объем истраченной бумаги, выпускаются те же методички по мобилизации электората, определяется KPI (ключевой показатель эффективности) и так далее. И совсем не исключены на местах моменты, когда кто-то перегибает палку», — добавил политтехнолог.
Он напомнил, что по итогам сентябрьских выборов 2017 года в России было возбуждено 27 уголовных дел, в основу которых легли истории о принудительной отправке бюджетников на избирательные участки. Обвиняемые по 17 уголовным делам получили реальные сроки.
Тема 4. ВЛАСТЬ
Цель и задачи темы
Оглавление
4.1. Формы власти и влияния
Организации сильно политизированы, и борьба, которая в них ведется, — это игра во власть. Проблемы власти и политики являются важными составляющими организационного поведения.
Как и во многих областях организационного поведения, понятие «власти» не вызвало единогласия среди исследователей в его определении.
Макс Вебер например, определял власть как «вероятность того, что одно действующее в социальной среде лицо окажется в состоянии осуществлять свою волю вопреки сопротивлению».
Теоретики власти подчеркивают ее позитивную сторону, предполагая, что она является потенциальной возможностью мобилизовать ресурсы для реализации чего-либо без оглядки на любое организованное противодействие.
Пфеффер определил власть как потенциальную силу, а точнее, «как потенциальную способность влиять на поведение, изменять ход событий, преодолевать сопротивление и заставлять людей делать то, чего они не стали бы делать при других обстоятельствах».
Часто в определения власти включают понятия «полномочий» и «влияния». Честер Барнард определил власть как «неформальные полномочия», а многие современные исследователи определяют полномочия как «легитимную власть».
Мотивационный фактор власти определяется как потребность человека манипулировать другими людьми и иметь над ними превосходство. Человек, обладающий властью, может манипулировать другими и изменять их. Такое определение власти отделяет ее от полномочий и влияния.
Полномочия легитимизируют власть и, таким образом, являются ее источником. Полномочия — это право манипулировать другими и изменять их. Власть не обязательно должна быть легитимной. Помимо этого, необходимо отличать классическую бюрократическую концепцию полномочий, идущих сверху вниз, от концепции полномочий Барнарда, направленных снизу вверх и основанных на признании.
Понятие «влияние» обычно рассматривается как более широкое, чем «власть». Оно включает способность изменять других людей различными способами, например влияя на удовлетворенность и эффективность деятельности. Влияние теснее, чем власть, связано с лидерством, но очевидно, что с процессом осуществления лидерства связаны оба эти понятия. Таким образом, полномочия отличаются от власти благодаря легитимности и признанию; влияние же шире, чем власть, однако концептуально эти понятия настолько близки, что могут использоваться как взаимозаменяемые.
Потенциал власти многими исследователями ставится в зависимость от уровня зависимости того человека, на которого оказывается влияние. Существует несколько типологий власти. Наиболее известная классификация создана Джоном Френчем и Бертрамом Рэйвеном.
4.1.1. Власть, основанная на вознаграждении
Этот источник власти зависит от того, есть ли у человека возможность и ресурсы, которые он может использовать для поощрения других. Кроме того, объект применения власти должен ценить это вознаграждение. Менеджеры в организациях располагают широким выбором поощрений: повышение жалованья, продвижение по службе, привлекательные назначения, повышение ответственности, новое оборудование, похвала, обратная связь и признание. В терминах оперантного научения это означает, что у менеджеров есть власть осуществлять положительное подкрепление. Пользуясь терминами мотивационной теории ожидания, можно сказать, что один человек располагает властью обеспечивать положительную валентность, а другой — воспринимает эту его способность.
Для того чтобы полнее понять этот источник власти, следует иметь в виду, что ключевой фигурой является именно тот, над кем осуществляется власть. Если менеджмеры предлагают своим подчиненным то, что, по их мнению, является поощрением (например, повышение в должности с увеличением ответственности), а подчиненные этого не ценят (например, не чувствуют се6я в безопасности или имеют семейные обязательства, которые для них важнее продвижения по службе), значит, в действительности у менеджера нет власти, основанной на вознаграждении. Точно так же менеджеры могут не осознавать, что они поощряют подчиненных (когда терпеливо выслушивают постоянно жалующихся), между тем подчиненные воспринимают это именно как поощрение (менеджеры уделяют им внимание, выслушивая жалобы). В таком случае менеджер обладает данным типом власти. Менеджер также может не иметь реальной возможности поощрять (он может сказать, что будет способствовать служебному продвижению сотрудников благодаря своему влиянию на высшее руководство, но на самом деле это не так), но пока люди думают, что у него такая возможность есть, он действительно обладает властью, основанной на вознаграждении.
4.1.2. Власть, основанная на принуждении
Источник власти — страх. Человек, наделенный властью, основанной на принуждении, имеет возможность налагать наказания на другого человека или, по крайней мере, угрожать так, что тот верит в возможность наказания или нежелательного для него результата. Именно эта форма власти послужила причиной появления отрицательной коннотации, которую многие связывают с понятием «власти». В организациях менеджеры часто наделены властью, основанной на принуждении, поскольку они могут увольнять, понижать в должности или сокращать жалованье, хотя закон и профсоюзы частично ограничивают эту власть. Кроме того, менеджмент может прямо или косвенно угрожать работникам возможным наказанием. В терминах оперантного научения это означает, что человек имеет власть привлекать провинившегося к ответственности или давать негативное подкрепление (прекращать действие наказания, что является формой негативного контроля). Если пользоваться языком мотивационной теории ожидания, можно сформулировать вывод: власть основана на ожидании людей, что они будут наказаны, если не подчинятся воле лица, наделенного властью. Например, люди боятся, что их накажут, если они не будут следовать правилам, директивам или политике организации. По-видимому, именно этот страх заставляет людей приходить в офис вовремя и изображать усердную работу, когда мимо проходит начальник. Другими словами, многое в организационном поведении можно легко объяснить, если воспользоваться представлением о власти, основанной на принуждении, а не на вознаграждении.
4.1.3. Легитимная власть
Этот тип власти, выделенный Френчем и Рэйвеном, исходит из интернализованных ценностей людей, которые передают легитимное право управлять ими одному человеку. Эти люди чувствуют себя обязанными признавать данную власть. Она почти идентична полномочиям и тесно связана с властью, основанной на вознаграждении и принуждении, поскольку человек, обладающий легитимной властью, имеет право и поощрять, и наказывать. Однако легитимная власть в отличие от рассмотренных выше двух типов власти зависит не столько от характера отношений с другими людьми, сколько от статуса, которым обладает человек, наделенный властью, или роли, которую он играет. Например, человек обладает легитимностью благодаря званию или статусу (старший в семье или должностное лицо в корпорации), а не вследствие своих личных качеств или влияния на окружающих.
Легитимная власть имеет три основных источника. Во-первых, легитимность определяют доминирующие культурные ценности общества, организации или группы. Например, в некоторых обществах чем старше становится человек, тем большую легитимную власть он приобретает. То же самое может относиться к определенным физическим характеристикам, полу и роду занятий. В организациях менеджеры обычно обладают легитимной властью потому, что работники верят в ценность законов о частной собственности и в иерархию, где занимающие более высокое положение имеют власть над теми, чье положение ниже. Это распространяется и на определенные функциональные должности в организациях. Примером последнего могут служить инженеры, деятельность которых легитимна в производственном отделе, в то время как бухгалтер обладает легитимностью в финансовых вопросах. Ценности, преобладающие внутри одной определенной группы, также определяют легитимность. Например, в уличной шайке легитимностью будет обладать самый жестокий, а в рабочей группе ею может быть наделен профсоюзный руководитель.
Во-вторых, легитимную власть можно получить благодаря общепризнанной социальной структуре. В некоторых обществах есть признанный правящий класс. Но в организации или в семье также может существовать признанная социальная структура, дающая легитимную власть. Например, когда рабочие нанимаются в компанию, они в то же время признают иерархическую структуру и наделяют своих руководителей легитимной властью.
В-третьих, получение легитимной власти реализуется тогда, когда некто становится агентом или представителем влиятельного лица или группы. Примерами обладателей такого типа легитимной власти являются избранные должностные лица, председатель комитета, член совета директоров корпорации, представитель профсоюза или комитета управляющих.
Каждая из этих форм легитимной власти порождает обязательство признавать ее и подчиняться ей. Однако на практике часто возникают проблемы, сложности и разногласия по поводу уровня и диапазона такой власти.
Руководитель может справедливо ожидать от служащего, что он будет много и усердно трудиться; но может ли он заставлять служащего шпионить за конкурентами, проводить выходные вне дома, присоединиться к группе, выполняющей сверхурочную работу?
Эти спорные вопросы задают себе многие люди в современном обществе, что говорит о размывании традиционного понятия легитимности. Такая неопределенность указывает на сложную природу власти.
4.1.4. Референтная власть
Этот тип власти возник из-за желания некоторых людей, чтобы их отождествляли с лицом, в руках которого находится власть. Они хотят, чтобы их имя ассоциировалось с влиятельной фигурой, невзирая на последствия. Другие же наделяют человека властью, потому что он привлекателен и обладает необходимыми ресурсами или личными качествами.
Рекламодатели пользуются преимуществами такого типа власти, когда привлекают знаменитостей, например звезд кино или спортсменов, для рекламы. Покупатели идентифицируют себя с этими знаменитыми людьми (находя их привлекательными) и наделяют их властью советовать, что именно покупать. Например, обзор соответствующих исследователей показал, что аргументы, особенно эмоциональные, более эффективны, когда они исходят от красивых людей.
Временной аспект весьма существен и для рекомендательной рекламы, основанной на референтной власти. Реклама задействует только тех профессиональных спортсменов, которые играют в данном сезоне, потому что в это время они находятся на виду, публика интересуется ими и, следовательно, они имеют референтную власть. Исключение составляет горстка суперзвезд, которые годами сохраняют свою референтную власть, даже после того, как ни покидают большой спорт.
Применительно к организации референтная власть значительно отличается от других описанных выше типов власти. Например, менеджеры, обладающие референтной властью, должны быть привлекательны для подчиненных, чтобы последние хотели идентифицировать себя с ними независимо от того, будет ли у менеджера впоследствии возможность поощрять и наказывать или будет ли он обладать легитимностью. Другими словами, менеджер, наделенный властью, должен быть лично привлекателен для подчиненных.
4.1.5. Экспертная власть
Последний источник власти, описанный Френчем и Рэйвеном, зависит от того, насколько другие ценят опыт и знания, которыми обладает претендент на власть. Считается, что эксперты имеют знания и разбираются только в определенной узкой области. Все источники власти зависят от ее восприятия лицом, на которого она направлена, однако экспертная власть зависит от этого в еще большей степени, чем остальные. В частности, человек, являющийся объектом экспертной власти, должен чувствовать, что ее носитель заслуживает доверия, надежен и релевантен, иначе властные полномочия не будут переданы эксперту.
Доверие формируется под влиянием убедительных фактов; это значит, что человек должен действительно разбираться в том, о чем говорит, и уметь продемонстрировать наглядные доказательства своих знаний. Например, если пользующийся большим успехом футбольный тренер советует начинающему игроку, то его будут слушать, т. е. наделят экспертной властью. В данном случае тренер обладает экспертной властью, потому что он много знает о футболе. Достоверность его слов подтверждает то, что он в прошлом был знаменитым игроком и тренировал команды, ставшие чемпионами. Если бы этот тренер стал советовать, как играть в баскетбол, то ему бы не доверяли, т. е. его бы не наделяли его экспертной властью. Однако для страстных любителей футбола или игроков этот тренер может иметь и референтную власть по общим вопросам (являясь для них очень притягательной фигурой), на них повлияет все, что он скажет по любому поводу — будь то баскетбол или управление корпорацией.
В организациях специалисты имеют экспертную власть в своей узкой области, но не за ее пределами. Например, специалист по компьютерам или бухгалтер. Как уже отмечалась, экспертная власть в высокой степени селективна, и ее носитель должен не только вызывать доверие, но быть надежным и соответствовать занимаемой должности. Надежность означает, что он должен иметь репутацию честного и прямого человека. Если рассматривать политических деятелей, то связанные с ними скандалы понижают их экспертную власть в глазах избирателей. Кроме обладания доверием и надежностью, чтобы иметь экспертную власть, человек должен соответствовать должности и приносить пользу. Обратимся к предыдущему примеру: если футбольный тренер будет давать советы по международным вопросам, это не будет релевантно и не принесет пользу, а значит, у него не будет экспертной власти.
Очевидно, что экспертная власть – самая слабая, но менеджеры, и особенно функциональные специалисты, которым редко бывают доступны другие источники власти, часто полагаются на свои знания как на единственный источник власти. По мере того как организации становятся все более технически сложными и специализированными, экспертная власть их членов на всех уровнях становится более значимой. В некоторых компаниях это нашло отражение в том факте, что низовые сотрудники, обладающие экспертной властью, привлекаются к принятию решений высшего уровня. Например, президент одной фирмы, ведущей бизнес в области высоких технологий, заявил: «Чем быстрее изменяется ключевая компетенция бизнеса, тем больше расхождение между знаниями человека и его положением во властной иерархии. Поскольку наш бизнес зависит от передовых технологий, мы объединили тех, кто обладает «властью знаний», и тех, кто обладает властью.
Френч и Рэйвен признавали возможность существования и других источников власти и подчеркивали взаимозависимость источников власти (например, использование менеджером власти, основанной на принуждении, может снизить его референтную власть) и тот факт, что один и тот же человек может обладать различными типами власти в различных условиях и в разное время. Последнее обстоятельство привело к созданию ситуационных моделей власти в организации.
4.2. Ситуационные подходы к власти
Пфеффер утверждает, что власть приходит к людям, которые просто оказываются на «правильном» месте. Для менеджера в организации он называет «правильным» такое место или положение, где тот имеет:
Исследования подтверждают также следующие факты:
4.3. Подверженность влиянию объектов власти
4.4. Превращение власти во влияние
4.4.1. Стратегии влияния
Логика – использование фактов и данных для обоснования логических аргументов.
Доброжелательность – использование похвал, доброжелательности и благоприятного впечатления.
Коалиции – использование отношений с другими людьми для обеспечения поддержки.
Торги – использование обоюдной выгоды как основы переговоров.
Напористость – использование прямоты и натиска в личных отношениях.
Поддержка вышестоящих лиц – получение поддержки от вышестоящих лиц по чьей-либо просьбе.
Исследования этих стратегий показали, что наибольшей популярностью пользуется обращение к логике. Доброжелательность, напористость, торги и поддержка вышестоящих лиц чаще применяются для того, чтобы оказывать влияние на подчиненных, а не на начальников.
Власть принуждения, или авторитарная
Данная власть базируется на страхе быть наказанным или не получить желаемое вознаграждение. Для поддержания страха необходимо создать эффективную систему контроля, в основе которой могут быть доносительство, жесткая супервизия, скрытое видеонаблюдение.
Власть поощрения
Предполагает вознаграждение за желаемое поведение, но в силу несовпадения времени совершения поведения и вознаграждения возможны следующие формы ее применения:
Экспертная власть
Базируется на доверии к руководителю, который в силу опыта, квалификации, образования, большого количества связей и решения задач высокого уровня сложности имеет наибольшие знания по определенным направлениям. Несмотря на привлекательность эксперт-власти, ее потенциал необходимо ограничить в росте, т. к. она разрушает обратную связь в организационной системе, в связи с тем что подчиненные теряют свойства оппонентов и не представляют альтернативные варианты разрешения проблемных ситуаций.
Харизматическая власть
В отличие от других форм она имеет эмоциональную природу.
Традиционная (законная) власть
Является базисом, т. к. представляет собой атрибут руководства и возникает в результате иерархизации системы и позиционирования на определенном уровне иерархии. Отнять эту власть невозможно. Возможность роста этой власти ограниченна, поэтому нужно использовать другие формы власти. Если руководитель использует только эту форму, то он слабее, чем МНГ или неформальный лидер.
Информационная власть
Так же как и экспертная власть, информационная власть исполняет ресурс знания и компетенции, но если первая основана на кредите доверия, то вторая требует постоянного подтверждения информационной обеспеченности того или иного сотрудника. Данная форма уравнивает в возможностях руководителей и подчиненных, а если подчиненные умело используют неформальную информацию и коллективные знания, то потенциал данной власти у них, безусловно, больше.
Власть взаимозависимости задач
Определяется функциональным разнообразием и зависимостью при решении любых организационных проблем и реализации проектов. Данной формой может обладать любой сотрудник, позиционированный на любом уровне управления. Для этого необходимо определить функциональную нишу и востребованность данной функции в организации. Со временем руководитель, теряя потенциал власти принуждения, поощрения, экспертной и, отчасти, традиционной, может использовать данный вид власти для укрепления общего потенциала власти. Данная форма стала определяться авторами совсем недавно, а наиболее ярко она проявлялась в командной работе.
Власть связей
Связи, или коммуникационный стиль, во внешней среде, представляющей базис данной формы власти, являются составляющей ресурса «компетенции» и поэтому не имеют возможности точного копирования, а при передаче теряют свою стоимость.
Данная форма подразумевает наличие родственных или неформальных связей с власть придержащими. Опасность ее применения состоит в возможной потере властных полномочий носителя компетенции и сопутствующих этому негативных влияниях со стороны ранее управляемых аудиторий.
Власть попустительства
Попустительство – это не наказание в условиях демонстрации нежелательного поведения или поощрение в отсутствие желаемого, чаще всего его использует начинающий руководитель, не осознавший потенциал традиционной власти. Это единственная форма власти, которая по истечении определенного времени, когда подчиненные диагностируют низкий потенциал руководства, снижает общественный потенциал власти.
В совокупности надстроенных форм власти (принуждение, поощрение, экспертная, харизма, информационной связи и взаимозависимости задач) должен соблюдаться необходимый баланс.