Что такое рефлексивное мышление
Рефлексивность
Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.
Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции.
Что это такое
Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.
Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.
Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение. Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.
Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.
Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.
Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.
При этом под первым подразумевается качество личности, обусловливающее рефлексию в качестве процесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.
Эти два вышеприведённых явления реализуются при помощи рефлексивных способностей.
Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:
– былые поступки и события;
– удачные либо неуспешные результаты деятельности;
– меняющиеся личностные черты, качества характера.
Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.
Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.
Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.
Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.
Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.
Принцип рефлексивности
Описываемый термин в качестве продуктивного параметра процесса рефлексии представляет собой либо свойство личности, либо характеристику целой социальной общности, например, лиц, имеющих высшее образование. Термин также актуален и применим и в других науках. Так, например примеры в информатике – в качестве способности программы мониторить и трансформировать свою структуру в ходе выполнения, в экономике – применима теория рефлексивности, автором которой является Дж. Сорос, либо в качестве понятия взаимосвязях в математике. Благодаря трудам В. Лефевра термин рефлексия был вычленен из философии в междисциплинарную сферу и введены такие понятия, как рефлексивная система и управление, пребывающие на рубеже многих наук: социологии, математики, психологии, философии, этики.
Так в психологии трудовой деятельности и инженерной психологии проводится диагностика уровня развития рефлексивности мышления и коммуникаций. Это необходимо для определения уровня готовности к трудовой деятельности.
Профессиональное развитие человека происходит одновременно с созреванием его личности. Именно личностный рост даёт толчок профессиональному росту посредством более глубокого понимания и благодаря приобретаемому опыту.
Принцип рефлексивности заключается в переосмыслении опыта индивидуального бытия. Исходной позицией в становлении убеждений индивидов является опора на индивидуальный опыт в качестве смысловой, эмоционально-экспериментальной основы.
Внутреннее переживание опыта осознаётся не только чувственно, поскольку обязательно присутствует аспект, именуемый «осознанностью». Такое понимание, естественно, не обделено эмоциональностью, страстью, интересом, которые в достижении осознания играют значимую роль. Переживание предоставляет источник для рефлексии.
Основываясь на опыте переживаний, полученного в прошлом существовании, человек вырабатывает собственную пристрастную позицию к моральным устоям и нормам, формирует индивидуальное поле духовных смыслов. Следовательно, рефлексивность нужно рассматривать в контексте внутреннего осмысления индивидуального опыта.
Принцип рефлексивности подразумевает обращение субъекта к анализу собственного опыта, выявлению духовных смыслов деятельности, поведенческих паттернов, общения.
Описываемый принцип в нравственном воспитании требует от средств, организационных форм быть методами самоосознания, а на этом базисе – и самореалезации, и самоопределения. Он подразумевает отношение к осмыслению и взаимопониманию как к необходимому и достаточному условию человечности и эффективности форм, средств и способов воспитания.
Большей частью рефлексия охватывает происходящее с индивидом, урок, который он извлёк из произошедшего, и то, каким он образом в дальнейшем использует приобретённые вследствие пережитого опыта, знания, навыки.
Рефлексия в качестве принципа мышления, устремляющего его на постижение и осознание индивидуальных форм, предпосылок, способствует приобретению нового понимания, оценивания и обоснованию собственных установок. Умение рефлексировать позволяет достичь адекватной самооценки, прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность, анализировать её результаты.
Рефлексивность мышления
Умение понимать и создавать мыслительные действия и практические акты именуется рефлексивностью мышления. Данная познавательная деятельность актуализируется, в первый черед, в ходе выявления, понимания и разрешения разногласий в анализируемой и реорганизовываемой ситуации.
Ж. Пиаже интерпретировал рассматриваемое понятие в качестве процесса, осуществляющегося на базисе понимания необходимости связать объект с направленной на него операцией. Осознание представляет процесс восстановления схемы акта и трансформация её в понятие.
Исследование рефлексивности мышления позволяет выявить уровень сформированности рефлексивного интеллекта, который преимущественно обуславливает успешность воплощения исследовательской функции в отношении собственной персоны.
Рефлексивное мышление воплощает личный опыт индивидов, характеризующийся разумением смысла вещей. И направлено оно на сбор фактов, идей либо примеров, а также необходимо для рассмотрения явлений с различных точек зрения и организации персональных действий, способствующих нахождению алгоритма, придающего смысл тому, о чём индивиды размышляют.
В сложных обстоятельствах рефлексивные процессы играют ключевую роль в мыслительной деятельности: они вовлекаются в процессы оценивания проблемных условий, осознания источников неясности, выбора либо выработки способа действий, а также приёмов достижения результата.
Описываемое понятие обнаруживается в суждениях относительно возникших условий и проблемных ситуаций (причин, механизмов, способов). Преобразование личностного смысла обстоятельств способствуют сглаживанию, а порой и полному устранению негативных аффективных треволнений, порождаемых проблемной ситуацией, и достижению изменения поведенческого паттерна оппонента. Найти отыскать некую свежую точку видения обстоятельств возможно посредством рефлексии.
Таким образом, рефлексивное мышление выступает процессом, осуществляющимся на базисе понимания индивидом взаимосвязи объекта с устремлённым на него актом, а также основываясь на понимании надобности такой связи.
При этом каждый субъект характеризуется индивидуальностью когнитивных процессов. Все человеческие индивиды абсолютно по-разному понимают и перерабатывают информацию.
Сегодня недостаточно изучен процесс формирования рефлексивности мышления. С этой целью разработана методика определения рефлексивности мышления, его развитости.
Максимальное количество набранных баллов за ответы свидетельствуют о сравнительно высоком уровне рефлексивности мыслительной деятельности, а именно сформированности коллективной и индивидуальной форм самоанализа интеллектуальной деятельности.
Также существуют методики-тесты для исследования когнитивных стилей по шкале импульсивность рефлексивность (тип реагирования), что необходимо для выявления скорости и обоснованности принятия решений.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 5 «Рефлексивное мышление, самоанализ, рефлексия»
Как привнести «человеческое» в технологии и как технологии помогают понять и улучшить и масштабировать «человеческое»?
В этом нам поможет суровый Марвин Мински, который своим беспощадным разумом анализирует чувства, эмоции, боль, влюбленность и сознание.
§5-4. Рефлексивное Мышление
Я собирался повторить псалом, который знаю. Прежде чем я начал, моё внимание было сосредоточено на цельной картине, но как только я начал говорить и отдаляться от начала разговора и данный момент начал растягиваться в памяти. Моё действие разделилось на память, которая содержала ту часть, которую я сказал, и ожидания, которые содержали то, что я собираюсь сказать далее. Тем не менее моё внимание всё время находилось со мной в настоящем, и через него я переносил будущее, которое тут же становилось прошлым.
– Августин в Исповеди XXVIII (Confessions XXVIII)
Когда Джоан впервые увидела приближающуюся машину – эта ситуация полностью захватила её внимание, но после этого, когда у неё появилось время подумать, она могла вспомнить, что недавно сделала и задуматься о недавних решениях и действиях, таким образом,
Джоан рефлексивно обдумывает своё поспешное решение.
Для того чтобы она могла это сделать, Джоан должна вспомнить некоторые аспекты её прошлых мыслей, используя трюк подобный перемещению во времени, и вспомнить о чем она тогда думала. Но как она может это сделать? С точки зрения здравого смысла в этом действии нет никаких проблем: стоит попросту вспомнить эти мысли, а затем «продумать» их вновь. Но когда мы спрашиваем, как конкретно это может работать, мы понимаем, что нам необходимо определённого рода механизм, наподобие обсуждаемого в §4-8, в котором ресурсы на каждом уровне записывают то, чем занимались нижележащие уровни в конкретное время.
В любом случае, нет ничего странного в обнаружении каких-либо событий, которые происходят в нашем мозге. Многие части мозга делают это постоянно, и только некоторые из них имеют внешние соединения которые, к примеру, принимают сигналы от глаз и кожи, или же которые передают сигналы вашим конечностям. Более того, было бы гораздо легче развивать те ресурсы, которые бы выявляли какие-либо события в новых частях мозга (например, к таковым относится уровень задумчивости), чем создавать новые ресурсы, которые бы записывали какие-либо события окружающего мира – потому что наша сенсорная система является более сложной (благодаря эволюции, которая протекала в течение сотен миллионов лет).
Как могли бы мы спроектировать машину, которая могла бы рефлексивно оценивать свои действия? Может ли добавление дополнительного «когнитивного уровня» дать подобное необходимое улучшение? В самом деле это так – потому что система обсуждения ваших недавних мыслей может использовать такие же процессы, которые вы используете для обсуждения недавних событий окружающего мира. Например Джоан может вспомнить какой выбор она делала и просмотреть как она его сделала.
Я решила, что опоздание будет гораздо хуже, чем риск быть сбитой машиной, потому что этот результат крайне маловероятен. Но этот выбор был неправильным, потому что моя ловкость была снижена из-за повреждённого колена, поэтому я должна была изменить свои приоритеты.
Какие же активности мозга должна учитывать система рефлексирования? В эти активности должны входить предсказания, которые были ошибочны, планы, которые встретили препятствия, или неудачи в получении необходимых вам знаний. Как вы должны реагировать на это? Мы подробно обсудим этот вопрос в главе 7.
Студент: Почему мы бы хотели назвать такую машину «сознательной»? Она включает в себя большинство пунктов, которые вы перечислили в §4-1, а именно: кратковременную память, последовательную обработку, высокоуровневые описания. Этой машине всего-то не хватает моделей самой себя.
Ем лучше некоторые части мозга могут размышлять о том, что происходит в остальной части мозга, тем больше будет степень «обдумывания» того, что происходит внутри него. Однако, пока у мозга не будет модели, которая позволяла бы представлять подобные события на больших масштабах, машина не будет иметь никаких представлений о себе как о самосознающей сущности. Тем не менее, было бы крайне непрактично для системы иметь подробный взгляд на саму себя как на что-то единое целое. В главе 9 мы обсудим и заключим, что если мы хотим создать нечто похожее на человеческий мозг – то мы должны будем сделать не какую-то одну «унифицированную» модель, а набор неполных моделей, каждая из которых знала бы только некоторые аспекты того, что делает вся система.
§5-5. Самоанализ
«Ещё одна из величайших способностей человека, которая фундаментально отличает его от других животных – это наличие самосознание или же рефлексивного знания себя как мыслителя… [в то время как животное] никогда не осознаёт себя как мыслителя, потому что они не могут различить в конкретном акте мышления элемент мысли и операцию, посредством которых они мыслят»
— Уильям Джеймс.
Рефлективная система, которую мы уже обсуждали ранее, может рассуждать о недавно произошедших событиях. Самоанализ делает немного больше: он рассматривает не только прошлые мысли, но и сущность, которая эти мысли имела. Например, когда Джоан размышляла о себе: «Если бы моё колено подвело бы меня – я была бы мертва», она теперь, по сути, оценивает себя: «Было безрассудно рисковать при такой травме, просто чтобы спасти немного времени!». Чтобы она могла сделать такие выводы, Джоан должна использовать некоторые собственные представления моделей самой себя.
Кэрол также должна иметь подобные модели когда она строила арку из блоков: «Я попробовала несколько путей построения арки, но все они были неудачными, потому что я пыталась это сделать в ограниченном пространстве. Было глупо совершать подобные ошибки. В следующий раз, я постараюсь планировать более детально.» В этом примере ребёнок представляет себя как объект с определёнными целями и возможностями, который использует конкретные знания.
Студент: Разве нет парадокса в идее, когда что-то описывает самого себя?
Система, конечно, потерпит неудачу, если она попытается описать себя в «реальном времени», но у неё это получится, если представление будет формироваться с помощью набора значений, каждое из которых отражает какую-то одну сущность этой системы.
Мистик: Некоторые из нас могут натренироваться воспринимать все детали сразу же. Так или иначе, крайне мало людей когда-либо могло это сделать.
Я очень сомневаюсь, что это возможно. Вместо этого, я подозреваю, что это чувство полной осведомлённости проистекает из способности человека не задавать вопросы о своём состоянии постоянно, что даёт некоторую иллюзию знания всех ответов на вопросы.
В любом случае, наше размышление о собственных мыслях должны основываться на записях или каких-то других следах, то есть на частичных описаниях предыдущих психических состояний. Например, как в §5-3, когда Кэрол говорила: «Возможно, я помню эти другие события, и попросту их повторила вновь.» Но как и когда эти записи были сделаны, где и как они сохранились и возникли в памяти, и какой процесс может организовать эти процессы? Как Кэрол может распознать, что совершила глупую ошибку, и как Джоан могла вспомнить, что она не знала стоит ли пересечь улицу или нет? Что означает, когда человек говорит, что сбит с толку, смущён или запутан?
Подумайте насколько умным нужно быть, чтобы знать о том, что вы сбиты с толку (или же знать, что вы не сбиты с толку). Это говорит о том, что вы переключаетесь с актуальной проблемы на более масштабное представление самого себя, своих мотивов и целей, с высоты которого вы можете распознать, что тратите время на незначительные вещи, или же потеряли нить того, что вы пытались делать, или даже что вы выбрали неверную цель, которую преследуете в данный момент времени. Это всё может привести вас к созданию лучшего плана, или же это может привести к широкомасштабному каскаду, например: «Даже мысль об этом заставлять меня страдать. Возможно настало время бросить это дело.»
Мне кажется, это ключ к вопросу о том, когда мы вовлекаем более высокие уровни мышления: мы это делаем, когда наши обычные системы не справляются с возложенными на них задачами и тогда на передний план выступает рефлексивное мышление. Например, нормальный человек обычно идет без всякой мысли о том, насколько сложна ходьба. Но когда колено Джоан перестанет функционировать, она станет изучать, как она двигается, что заставит её действовать более осторожно.
Тем не менее, как мы отметили в §4-1, самоанализ имеет свои лимиты и риски. Любая попытка оценки себя грозит изменить эту систему, если не полностью сломать её. Трудно описать вещь, которая продолжает менять свои формы перед глазами, и, конечно же, ещё сложнее описать что-либо, что меняет свою форму когда вы об этом что-то думаете. Поэтому вы почти наверняка запутаетесь, если начнёте думать о том, что думаете сейчас, и это, вероятно, именно та причина, почему мы так озадачены тем, что мы называем сознанием.
§5-6. Самосознательная Рефлексия
«Имеется глобальна тенденция человечества оценивать всех окружающих существ наподобие людей, и отражать на каждый объект те качества, с которыми человек знаком и которые глубоко осознаются. Мы находим человеческие лица на луне, армии в облаках, и благодаря природной склонности, если не корректировкой опытом и рефлексией, приписываем злобу или доброту всему, что причиняет нам боль или радует»
— Дэвид Юм
Это глава впервые обсуждалась в §1-4, описывая инстинктивные реакции; они включают в себя системы ответственные за кормление, дыхание, и другие функции, поддерживающие в живых наш мозг и тело. Они также включают в себя некоторые механизмы, которые изредка называются первородными эмоциями – а именно системы, которые отражают различные состояния физических нужд, таких как питание, защита и тому подобное. Уровень изученных реакций включает в себя расширения, которые изучаются после рождения. Уровни Осознания и Отражения предназначены для решения более сложных проблем. Саморефлексия возникает, когда эти проблемы требуют от нас задействовать созданные нами модели, или наш взгляд на возможное будущее.
Тем не менее, в дополнении к этому, кажется, что люди являются уникальны в том смысле, что имеют уровень самосознательной рефлексии, который позволяет нам думать о наших «высших» идеалах и целях. К примеру, когда Джоан задавала себе вопрос: «Что же мои друзья подумали бы обо мне?», она задаётся вопросом, соотносятся ли её цели с её конкретными действиями. Затем Джоан может прийти к заключению: «Мои друзья могли бы сказать, что я совершенно неосторожна, и не беспокоюсь ни о себе, ни о них.» Для того, чтобы она могла думать подобные мысли, Джоан должна была построить модели, которые бы описывали то, как её друзья могли бы среагировать, или же могла вспомнить прошлый негативный опыт, когда её друзья так реагировали, когда она попала в схожую ситуацию. В любом случае, она находит конфликт между тем как она действует, и ценностями тех к кому она привязана, что может привести к целому каскаду реакций, которые мы можем охарактеризовать как «самосознательные эмоции», которые обсуждались в §2-2. Итак, давайте добавим ещё один уровень, и рассмотрим получившуюся систему как «Модель Шести».
Психолог: Я не вижу четких отличий между различными уровнями этой модели. Например, когда вы размышляете над своими недавними мыслями, разве вы просто не обсуждаете свои обсуждения? И аналогично, разве не является саморефлексия видом обычной рефлексии? Кажется, что все уровни выше первого используют одинаковые системы мышления.
Я согласен, что эти границы являются нечёткими. Даже ваши самые простые обсуждения могут включать в себя своеобразные саморефлексивные мысли о том как распределить ваше время и ресурсы, например: «Если предпринятый способ не сработает, то я попробую другой способ», или же «Я уже потратил слишком много времени на это».
Философ: Но если эти уровни нечётко различимы, какой смысл различать их? В теории недолжно содержаться больше вещей, чем необходимо.
Эта политика нахождения простейшей теории, которая бы отвечала на конкретные вопросы, которые вы задаёте работала невероятно хорошо в физике. Однако, я полагаю, что этот подход затормозил развитие психологии. Ибо, когда вы знаете, что ваша теория неполна, вы должны оставить определённое место для расширения вашей неполной теории. Наиболее старые теории в психологии дали объяснение только тому, как определённые животные ведут себя в невероятно простых окружающих средах. Тем не менее, хотя эти теории и были позднее усовершенствованы для дачи хороших прогнозов, ни одна из старых теория бихевиоризма не могла объяснить, как мыслящие люди могут проводить рефлексию не имея никакого внешнего поведения.
Мы знаем, что мозг имеет сотни специализированных участков, и развитие каждого мозга начинает с небольшого скопления клеток, которые упорядочиваются по уровням. Однако, когда некоторые из этих клеток начинают мигрировать (напрявляясь тысячами различных генов), это приводит к созданию тысяч и тысяч связей между этими кластерами клеток, и ранее выраженные уровни становятся «размытыми».
Это означает, что мы не сможем чётко разделить все функции мозга на чёткие и отдельные уровни разума. Это было бы также бесполезно, как и четко очерчивать границу семи морей. Вместо этого, каждое из наших ведомств разделяет морское пространство исходя из различных противоречивых назначений, например геофизических, экологических и политических. Точно также, нам необходимо несколько моделей мозга, для объяснения некоторых феноменов разума. Например, нам может потребоваться более сложные теории о том, как работает самосознательная рефлексия, хотя бы из-за связи этого феномена с религиозными, правовыми и этическими вопросами.
Индивидуалист: Ваша диаграмма не показывает части, которая бы контролировала все остальные. Где находится Я, которые принимает все решения? Что определяет цели, которые я преследую? Как мы выбираем каких планов придерживаться, и как мы контролируем их исполнение?
Эти вопросы показывают настоящую дилемму: никакая сложная система наподобие вышеописанной не может функционировать без организованного контроля. В противном случае она бы не видела направлений – и невольно бы пропускала различные необходимые вещи. С другой стороны, нет никакого смысла создавать управление в одном месте, потому что сбой в нём поверг бы всю систему в хаос. Поэтому в слудющих главах этой книги будут обсуждены несколько способов, которые использует наш мозг для самостоятельного контроля. Мы рассмотри их детальнее в главе §9.
В то время касаемо вопроса о центральном управлении, следует отметить, что «Модель Шести» также можно было увидеть в модели «уме-сэндвиче» Зигмунда Фрейда, которая разделяла разум на 3 части.
Фрейдиское «Оно» состоит из инстинктивных побуждений, а «Суперэго» воплощает наши идеалы (многие из которых являются запретами). «Эго», в такм случае, является этими частями, которые находятся посередине – Сознательным и Отражающим уровнями. Принцип «Эго», по мнению Фрейда, состоит в разрешении конфликтов между «Оно» и «Суперэго». В таком случае, человек может видеть своё эго как набор различных контролируемых вещей, в то время как для психотерапевта «Эго» будет полем битвы.
Студент: Я хотел бы повторить вопрос, который задавал ранее. Можно ли использовать слово «сознание» касаемо этой машины? Мне кажется, что «Модель Шести» включает в себя все основные функции, которые вы обсуждали в главе §4-1, а именно, кратковременная память, последовательная обработка, высокоуровневые объяснения и набор моделей самого себя.
Меня бы не удивило, что такая машина, получившая необходимые знания, заявила бы, что является таким же сознательным существом как и мы. Такое может случится, если, как мы предположим в главе §9, её высшие уровни могли бы представить её «Я» как единую, самосознающую сущность. И, конечно, другие уровни могли бы не согласиться с этим высшим уровнем.
Эта глава началась с вопросов о том, как мы можем обдумывать вещи и идеи, с которыми никогда ранее не встречались. В оставшейся части этой главы будут рассказаны подробные сведения о том, как могло возникнуть наше воображение, исходя из различных уровней обработки окружающей информации.