Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Приемы рефлексии на уроках информатики

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Приемы рефлексии на уроках Информатики (ТРКМ) Подготовила учитель МБОУ «Заболотская основная школа» Палкина В.А.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

1 прием «Карточки» 1) Сопоставление изображений и названий; 2) Сопоставление объекта и его свойств; 3) Выстраивания логической цепочки зависимостей одного объекта от другого; 4) При изучении темы «Алгоритмы» составление блок – схем (заполненных или пустых) *Возможен и вариант компьютерных карточек.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

2 прием «Рыбалка» Парная или групповая работа. На фигурках «рыбки» или любых других фигур из бумаги наклеиваются несколько вопросов по теме, на которые группа отвечает за определенное время. Затем выступают перед классом.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

3 прием «Синквейн» В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

4 прием «Ключевые слова» На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: компьютер, монитор, информация, модем и др.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

5 прием «Третий лишний» На доске пишутся несколько строчек слов, по три слова в каждом. Два слова символизируют определенный объект или тему, а третье слово лишнее. Учащийся должен выбрать лишнее и обосновать свое решение.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

6 прием «Шляпа» Учащиеся по очереди вытаскивают из шляпы слово, которое должны объяснить другим ученикам, или соседу, не называя само слово, и не используя синонимы данного слова.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

7 прием «Таблица» Ключевое слово существительное прилагательное глагол Информатика узнавать важная получать цветной печатать модем скоростной мышь беспроводная Заполняются некоторые ячейки, а пустые заполняют учащиеся.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

8 прием «Телеграмма» Прием «Телеграмма»: После завершения занятия каждому ученику предлагаю заполнить бланк телеграммы, выдаю при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии обычно делюсь с обучающимися своими соображениями о полученных результатах и рассказываю о том, как они будут учитываться в дальнейшей совместной работе на уроке.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

9 прием «Кроссворд» 1 вариант решение готового кроссворда; 2 вариант составление своего кроссворда; 3 вариант даны вопросы, а ответы написаны на карточках нужно составить сетку кроссворда из данных карточек.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

10 прием «Филворд» По определенной теме дана таблица с буквами среди которых необходимо отыскать слова, связанные с темой урока, слова могут располагаться как по горизонтали, так и по вертикали и диагонали.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

11 прием «Сортировщик» Распределение слов на группы по какому то признаку. Можно указать количество групп или произвольно учащиеся выбирают сами.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

12 прием «Найди ошибку» Даны определения, высказывания или текст с ошибкой или без нее, учащиеся должны найти и исправить ошибки.

Источник

Организации рефлексии на уроках математики и информатики

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Содержимое разработки

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18″

«ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

Шунина Ирина Владимировна

Один из принципов развивающего обучения  принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. (слайд 2)

Слово рефлексия происходит от латинского (reflexio) – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Целью рефлексии является:

Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности- её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты;

сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;

собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;

уйти с урока с зафиксированным результатом. (слайд 3)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация (слайд 4):

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. Рефлексия деятельности

3. Рефлексия содержания учебного материал

Методы и формы рефлексии (слайд 5):

Вербальная и невербальная рефлексия

Графическая рефлексия деятельности

Методика «Закончи предложение»

Цветовая рефлексия деятельности

«Лист обратной связи»

«Письмо самому себе»

«Разговор на бумаге»

«Ну что, как прошло занятие?»

Рассмотрим некоторые из них.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточки со стилизованными рисунками.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

«СМАЙЛИКИ», «СОЛНЫШКО И ТУЧКА» (слайд 6)

Задание с элементами рефлексии: Постройте график функции у=2cosx одним из следующих цветов, которые, на ваш взгляд, соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы: красный – отличное, зеленый – хорошее, синий – удовлетворительное.

2. Рефлексия деятельности

Красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все понятно.

«РЮКЗАК»  Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть  зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

я научился строить график квадратичной функции

я запомнил формулу для нахождения дискриминанта

я разобрался в теме «Квадратные уравнения»

я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного

Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка зеленого цвета: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов».

«МИШЕНЬ»  поставить знак в соответствующий сектор: было интересно, узнал новое, было понятно, активно участвовал.

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

3. Рефлексия содержания учебного материала

«АНКЕТА»  учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

Доволен ли ты тем, как прошел урок? (да / нет)

Было ли тебе интересно? (да / нет)

Сумел ли ты получить новые знания? (да / нет)

Был ли ты активен на уроке? (да / нет)

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? (да / нет)

Учитель был внимателен к тебе? (да / нет)

Сумел ли ты показать свои знания? (да / нет)

1. На уроке я работал (активно  пассивно).

2.Своей работой на уроке я (доволен  не доволен).

3.Урок для меня показался (коротким  длинным).

4.За урок я (не устал – устал).

5.Материал урока мне был (понятен  не понятен, полезен – бесполезен).

6.Домашнее задание мне кажется (легким – трудным).

РЕЗЮМЕ-ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю:

Что нравится на уроках?

Что не нравится на уроках?

Можешь ли учиться лучше по предмету?

Что мешает учиться лучше?

Какие действия учителя считаешь неправильными?

Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.

Поставь себе отметку по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.

Задание с элементами рефлексии: Напишите мини-сочинение – размышление на одну из тем:

1) Почему люди создают компьютерные вирусы?

2) Живое и виртуальное общение – плюсы и минусы.

3) Компьютеры мне интересны, потому что.

4) Я люблю информатику потому, что и др.

Посчитайте количество информации, содержащейся в тексте, выразите его в байтах, битах, и Кбитах.

Я считаю… (мнение об уроке)

Особенно удачным является… (достоинства, положительные моменты урока)

В тоже время, я посоветовал бы…(рекомендация учителю)

Сложно было …(трудности, проблемы и т.п.)

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран».

Я почувствовал, что…

Мне представляется интересным то, что…

А у меня на этот счет другое мнение…

Я бы хотел (а) еще раз услышать…

Работа над заданием помогла мне…

У меня появилось желание…

Урок дал мне для жизни…

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Синквейн «Квадратное уравнение»:

Квадратное уравнение. (Заголовок)

Неполное, приведенное (2 прилагательных)

Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. (3 глагола)

Знак дискриминанта– количество корней. (Фраза, несущая определенный смысл)

Осевая, зеркальная. (2 прилагательных)

Существует, нарушается, отсутствует. (3 глагола)

Понятие математики. (Фраза, несущая определенный смысл)

После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: “Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.”

На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитывать в дальнейшем совместной работе.

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.

Могут быть предложены следующие движения:

-присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

-присесть, немного согнув ноги в коленях, – невысокая оценка, безразличное отношение;

-обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

-поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

-поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением. Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

К какому ПО относятся программы, которые (если к прикладному ПО – поднять правую руку, если к системному ПО – левую, если к системам программирования – встать):

считывают информацию с магнитного носителя;

помогают обрабатывать фотографии;

выполняют бухгалтерский отчет;

проверяют диск на ошибки;

проверяют носитель на наличие вирусов;

преобразуют голос в звуковой сигнал;

отображают рисунки на экране;

создают программу для начисления заработной платы;

сжимают данные для отправления через Интернет;

помогают инсталлировать другую программу;

создают среду для просмотра фотографий?

1 этап  посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап  учащиеся записывают все то, что вспомнилось по данной теме. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.

3 этап  осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснений учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Лишние, ошибочные зачеркиваются.

4 этап  по мере записи оставшиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Содержимое разработки

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Организации рефлексии на уроках математики и информатики

Автор: учитель математики и информатики

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Методы и формы рефлексии

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Задание с элементами рефлексии

Постройте график функции у=2 x^2+3 одним из следующих цветов, которые, на ваш взгляд, соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы:

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

Карточка зеленого цвета: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

Рефлексия содержания учебного материала. Анкетирование

Рефлексия содержания учебного материала. Анкета-самоанализ

4.За урок я (не устал – устал).

6.Домашнее задание мне кажется (легким – трудным).

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Рефлексия содержания учебного материала.

Резюме-ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю:

Задание с элементами рефлексии

Напишите мини-сочинение – размышление на одну из тем:

1) Почему люди создают компьютерные вирусы?

2) Живое и виртуальное общение – плюсы и минусы.

3) Компьютеры мне интересны, потому что.

4) Я люблю информатику потому, что и др.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Рефлексия содержания учебного материала.

Я считаю… (мнение об уроке)

Особенно удачным является… (достоинства, положительные моменты урока)

В тоже время, я посоветовал бы…(рекомендация учителю)

Сложно было …(трудности, проблемы и т.п.)

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Рефлексия содержания учебного материала.

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Синквейн «Квадратное уравнение»:

Квадратное уравнение. (Заголовок)

Неполное, приведенное (2 прилагательных)

Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. (3 глагола)

Знак дискриминанта– количество корней. (Фраза, несущая определенный смысл)

Осевая, зеркальная. (2 прилагательных)

Существует, нарушается, отсутствует. (3 глагола)

Понятие математики. (Фраза, несущая определенный смысл)

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

К какому ПО относятся программы, которые (если к прикладному ПО – поднять правую руку, если к системному ПО – левую, если к системам программирования – встать):

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Источник

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

Н — не абсолютное зло

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Смотреть картинку Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Картинка про Что такое рефлексия в информатике 10 класс. Фото Что такое рефлексия в информатике 10 класс

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *