Что такое рефлекторный акт

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Дрессировка служебных собак

НАСТРОЙКИ.

Что такое рефлекторный акт. Смотреть фото Что такое рефлекторный акт. Смотреть картинку Что такое рефлекторный акт. Картинка про Что такое рефлекторный акт. Фото Что такое рефлекторный акт

Что такое рефлекторный акт. Смотреть фото Что такое рефлекторный акт. Смотреть картинку Что такое рефлекторный акт. Картинка про Что такое рефлекторный акт. Фото Что такое рефлекторный акт

Что такое рефлекторный акт. Смотреть фото Что такое рефлекторный акт. Смотреть картинку Что такое рефлекторный акт. Картинка про Что такое рефлекторный акт. Фото Что такое рефлекторный акт

Что такое рефлекторный акт. Смотреть фото Что такое рефлекторный акт. Смотреть картинку Что такое рефлекторный акт. Картинка про Что такое рефлекторный акт. Фото Что такое рефлекторный акт

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое рефлекторный акт. Смотреть фото Что такое рефлекторный акт. Смотреть картинку Что такое рефлекторный акт. Картинка про Что такое рефлекторный акт. Фото Что такое рефлекторный акт

Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Допущено в качестве учебного пособия Ученым советом Главного управления пограничных войск КГБ СССР для подготовки специалистов по служебному собаководству.

Рецензенты: ГУПВ КГБ СССР, ГУВВ МВД СССР и школа милиции г. Ростова-на-Дону.

Собака — первое домашнее животное, прирученное человеком. По мере того как изменялись условия жизни человека, видоизменялись и способы применения собак.

Человек очень давно оценил полезные качества собаки: острое обоняние, тонкий слух, хорошее зрение, быстрый бег, выносливость и неприхотливость. На протяжении тысячелетий систематического отбора, целенаправленного воздействия у собаки вырабатывалась ярко выраженная привязанность к своему хозяину, податливость к дрессировке.

Все это сделало собаку незаменимой для выполнения многих народнохозяйственных, военных задач и в наши дни.

Все породы собак, а их более четырехсот, по назначению и способам использования можно разделить на четыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные и лабораторно-экспериментальные.

Научной основой дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всех видов собак.

Служебное собаководство в нашей стране развито широко. Во многих городах имеются клубы служебного собаководства ДОСААФ, объединяющие большое количество любителей собак служебных пород. Они проводят огромную работу по подготовке специалистов кинологов, дрессировке и разведению собак.

В помощь специалистам в нашей стране периодически издавались различные учебники и учебные пособия по служебному собаководству. В них в краткой форме изложены все основные разделы служебного собаководства, в том числе даны рекомендации по методике дрессировки собак многих видов служб. Эти книги имели универсальный характер и предназначались для всех специалистов. К сожалению, в них крайне недостаточно освещались вопросы теории и практики дрессировки розыскных и сторожевых собак. А, как известно, наиболее трудным и продолжительным по времени является процесс подготовки розыскных собак, у которых вырабатывается наибольшее количество навыков по сравнению с собаками всех других видов служб. При этом самым сложным является приучение розыскных собак к поиску человека по запаховому следу, обыску местности, выборке вещей и человека.

Специалисты кинологии всех категорий нуждаются в хороших учебниках, пособиях, которые бы соответствовали содержанию и профилю их службы. Это относится в первую очередь к пограничным, внутренним войскам и органам МВД СССР.

Для выполнения служебных задач им нужны высококвалифицированные кинологи и хорошо надрессированные розыскные, сторожевые и караульные собаки. По этой причине авторы книги сочли целесообразным дать в расширенном объеме только два раздела кинологии — теорию и практику дрессировки собак, главным образом, розыскной службы.

Содержание «Теории дрессировки» изложено в конкретной связи с практикой подготовки розыскных собак. Более углубленно даны вопросы рефлекторной теории, учения о высшей нервной деятельности на основе современных достижений в биологии, этологии, физиологии и нейрофизиологии. Разъяснена современная методика выработки условных рефлексов и новая классификация приемов дрессировки.

Во второй части наряду с расширенным изложением всех приемов дрессировки розыскных собак больше внимания уделено методике и технике выработки навыков работы собаки по запаховому следу, обыску местности в сложных условиях. Дана новая методика приучения собак к выборке вещей и одорологической идентификации предметов.

В книге обобщен многолетний опыт практики служебного собаководства в нашей стране и за рубежом, личный опыт авторов книги, а также учтены упущения, имеющиеся в ранее вылущенных учебниках и пособиях.

Книга написана в соответствии с программой подготовки квалифицированных специалистов служебного собаководства, занимающихся дрессировкой, тренировкой и применением служебных собак в пограничных, внутренних войсках, органах МВД и других ведомствах СССР. Она может быть использована при подготовке специалистов и служебных собак, применяемых в различных отраслях народного хозяйства страны.

Коллектив авторов в составе: заслуженного работника Высшей школы Казахской ССР Ф. С. Арасланова, А. А. Алексеева, В. И. Шигорина выражают сердечную признательность и благодарность авторам учебников, пособий по служебному собаководству, чей положительный опыт был обобщен и использован нами в процессе работы над рукописью, а также преподавателям, которые помогли нам замечаниями и ценными предложениями.

ТЕОРИЯ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением организма. Одновременно нервная система осуществляет и функцию саморегулирования.

По функциональному признаку и жизненному назначению в организме нервную систему делят на анимальную, обеспечивающую передвижение организма в пространстве и поведенческие реакции, и вегетативную, ведающую процессами обмена веществ и деятельностью внутренних органов. Обе эти системы имеют свою центральную и периферическую часть. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, периферическая — из многочисленных ответвлений нервов, которые отходят от головного и спинного мозга и пронизывают весь организм.

Все отделы центральной нервной системы работают по принципу рефлекса, являющегося основной формой высшей нервной деятельности у собаки, вырабатывают различные виды условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением и использования на службе.

Функции нервной системы и закономерности высшей нервной деятельности можно понять при глубоком и детальном изучении отдельных нервных структур и их физиологических свойств.

Источник

Рефлексы

В специальной литературе, в разговорах специалистов — кинологов и любителей-дрессировщиков часто употребляется термин «рефлекс», но при этом единого понимания понятия рефлексы в среде кинологов нет. Сейчас многие увлекаются западными системами дрессировки, в употребление вводятся новые термины, но при этом мало кто до конца разбирается в старой терминологии. Мы постараемся помочь систематизировать представления о рефлексах тем, кто уже многое подзабыл, и получить эти представления тем, кто только начинает осваивать теорию и методику дрессировки.

В данной статье представлены классические понятия о рефлексах, принятые в отечественной кинологии. Большинство определений, используемых в статье (выделено курсивом), это — то, чему учила старая советская школа кинологии. Определения, выделенные курсивом и подчеркиванием, — разработаны автором статьи.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловные рефлексы

Безусловный рефлекс — врожденная ответная реакция организма на раздражитель.

Каждый безусловный рефлекс проявляется в определенном возрасте и в ответ на определенные раздражители. Щенок в первые же часы после своего рождения способен находить соски матери и сосать молоко. Эти действия обеспечиваются врожденными безусловными рефлексами. Позже начинает проявляться реакция на свет и движущиеся объекты, способность жевать и глотать твердую пищу. В более позднем возрасте щенок начинает активно обследовать территорию, играть с однопометниками, проявлять ориентировочную реакцию, активно-оборонительную реакцию, реакцию преследования и добычи. Все эти действия основаны на врожденных рефлексах, различных по сложности и проявляемых в различных ситуациях.

Безусловные рефлексы по уровням сложности

По уровню сложности безусловные рефлексы подразделяются на:

Простые безусловные рефлексы

Простые безусловные рефлексы — элементарные врожденные реакции на раздражители. Например, отдергивание конечности от горячего предмета, мигание века при попадании в глаз соринки и т.д. Простые безусловные рефлексы на соответствующий раздражитель проявляются всегда, изменению и исправлению не поддаются.

Рефлекорные акты

Рефлекторные акты — определяемые несколькими простыми безусловными рефлексами действия, выполняемые всегда одинаково и независимо от сознания собаки. В основном рефлекторные акты обеспечивают жизнедеятельность организма. Поэтому они всегда проявляются надежно и не поддаются коррекции.

Некоторые примеры рефлекторных актов:
— дыхание;
— глотание;
— отрыгивание

Мы не будем называть все рефлекторные акты, которые можно наблюдать у собаки 😉

Дрессируя и воспитывая собаку, следует помнить, что единственный способ предотвратить проявление того или иного рефлекторного акта — изменить или убрать раздражитель, его вызывающий. Так, если вы хотите, чтобы во время отработки навыков послушания ваш питомец не отправлял естественные надобности (а он все равно это сделает, если есть необходимость, невзирая на ваш запрет, ведь это проявление рефлекторного акта), то выгуляйте собаку перед тренировкой. Тем самым вы устраните соответствующие раздражители, вызывающие рефлекторный акт, нежелательный для вас.

Реакции поведения

Реакции поведения — стремление собаки осуществить те или иные действия, основанное на комплексе рефлекторных актов и простых безусловных рефлексов.

Например, реакция апортировки (стремление подбирать и носить предметы, играть с ними). Активно-оборонительная реакция (стремление проявлять агрессивную реакцию на человека). Обонятельно-поисковая реакция (стремление разыскивать объекты по их запаху) и многие другие. Обратите внимание на то, что реакция поведения — это еще не само поведение. Например, собака обладает сильной врожденной активно-оборонительной реакцией поведения и при этом слаба физически, мала ростом, а также в процессе жизни постоянно получала негативный результат при попытках реализации агрессии на человека. Будет ли она вести себя агрессивно и будет ли она опасна в конкретной ситуации? Скорее всего, нет. Но врожденную агрессивную склонность животного нужно учитывать. И эта собака вполне сможет атаковать слабого противника, например, ребенка.

Таким образом, реакции поведения являются причиной многих действий собаки, но в реальной обстановке их проявление можно контролировать.

Мы привели негативный пример, показывающий нежелательное поведение собаки. Но попытки выработать нужное поведение при отсутствии необходимых реакций окончатся неудачей. Например, бесполезно готовить розыскную собаку из кандидата, у которого отсутствует обонятельно-поисковая реакция. Не получится охранника из собаки с пассивно-оборонительной реакцией (из трусливой собаки).

Инстинкты

Инстинкты — врожденная мотивация, определяющая долгосрочное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей.

Примеры инстинктов: половой инстинкт; инстинкт самосохранения; охотничий инстинкт (часто трансформированный в инстинкт добычи) и др.

Отбор в дрессировку

Безусловные рефлексы являются базой поведения собаки. Поэтому тщательный отбор животного в дрессировку, определение способностей к той или иной службе (работе) является крайне важным.

Считается, что успех эффективного использования собаки определяется тремя факторами:
— отбор собаки в дрессировку;
— дрессировка;
— грамотное применение собаки

Причем важность первого пункта оценивается в 40%, второго и третьего — по 30% каждый.

Условные рефлексы

Условный рефлекс — ответная реакция организма на раздражитель, выработанная в процессе жизни или дрессировки. Условные рефлексы по характеру их образования можно разделить на натуральные и искусственные.

Натуральные условные рефлексы

Натуральные условные рефлексы — это те рефлексы, которые образовались естественным образом, без вмешательства человека.

Собака, зайдя на тонкий лед в начале зимы, чувствует, как он трещит и ломается под ногами. Бывает, что животное проваливается, мочит лапы. Одного такого случая достаточно, чтобы собака начала стороной обходить лужи и водоемы, покрытые льдом. Такое поведение определяется натуральным условным рефлексом.

Искусственные условные рефлексы

Искусственные условные рефлексы — это рефлексы, выработанные человеком в результате создания определенных условий.

Например, создавая соответствующие условия и применяя определенные раздражители, дрессировщик вырабатывает условный рефлекс посадки собаки по команде «Сидеть». Условный рефлекс в таком случае будет искусственным.

В процессе воспитания и дрессировки собаки могут выработаться нежелательные для нас условные рефлексы. Например, при приучении собаки к преодолению препятствий часто бывает так, что собака с первых попыток неудачно прыгает через барьер, бьется лапами или другими частями тела. В таких случаях может образоваться условный рефлекс избегания барьера (условный рефлекс может и не образоваться. О механизме и условиях образования условного рефлекса мы поговорим на следующем занятии).

Иерархия условных рефлексов

Условный рефлекс обязательно образуется на базе безусловного рефлекса, реакции поведения или рефлекторного акта. Такой условный рефлекс называется условным рефлексом I порядка. В приведенном примере условный рефлекс избегания барьера выработан на базе пассивно-оборонительной реакции. (В ее роли выступает физическое избегание болевых раздражителей).

Но условный рефлекс может быть выработан и на базе ранее выработанного условного рефлекса. В таком случае он будет называться условный рефлекс II порядка. Выработав условный рефлекс посадки по команде, дрессировщик на его базе может выработать условный рефлекс посадки по жесту, давая после жеста рукой команду «Сидеть» и поощряя посадку собаки. Условный рефлекс посадки по жесту будет условным рефлексом II порядка.

Условный рефлекс II порядка может являться базой для выработки следующих условных рефлексов. В таком случае далее выработанный условный рефлекс будет называться условным рефлексом высшего порядка.

Степень выработки

Условные рефлексы также разделяют по степени их выработки. Проведя 1-2 тренировки по выработке посадки по команде, мы вырабатываем первоначальный условный рефлекс. Он еще не устойчив, проявляется не на каждую команду и требует дальнейшего закрепления. В случае воздействия отвлекающих раздражителей первоначальный условный рефлекс не проявляется. Постоянно отрабатывая данный условный рефлекс, мы развиваем его до стойкого условного рефлекса, гарантированно проявляемого в стандартных условиях обстановки. Но надеяться на безотказность работы собаки в любых условиях мы не можем. Для этого условный рефлекс следует отработать до навыка. Навык проявляется в любых условиях, при наличии большого количества сильных отвлекающих раздражителей.

Поведение собаки определяется условными и безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы являются базой, той частью поведения, которая заложена в собаку природой. Условные рефлексы — выработанная часть поведения, формировать которую мы можем, создавая определенные условия и применяя необходимые раздражители.

Андрей Сидельников, 2001 г.

Дрессировка собак в Москве — подбор площадки.

Источник

Что такое рефлекторный акт

Рефлексы проявляются в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т. п.

Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней среды или своего внутреннего состояния и приспособляться к этим изменениям. У позвоночных животных значение рефлекторной функции центральной нервной системы настолько велико, что даже частичное выпадение ее (при оперативном удалении отдельных участков нервной системы или при заболеваниях ее) часто ведет к глубокой инвалидности и невозможности осуществлять необходимые жизненные функции без постоянного тщательного ухода.

Значение рефлекторной деятельности центральной нервной системы в полной мере было раскрыто классическими трудами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. И. М. Сеченов еще в 1862 г. в своем составившем эпоху труде «Рефлексы головного мозга» утверждал: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Все рефлекторные акты целостного организма разделяют на безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы передаются по наследству, они присущи каждому биологическому виду; их дуги формируются к моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни.

Условные рефлексы возникают при индивидуальном развитии и накоплении новых навыков. Выработка новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга.

Безусловные и условные рефлексы можно классифицировать на различные группы по ряду признаков.

Что такое рефлекторный акт. Смотреть фото Что такое рефлекторный акт. Смотреть картинку Что такое рефлекторный акт. Картинка про Что такое рефлекторный акт. Фото Что такое рефлекторный акт

NB! Эта классификация приемлема к более или менее простым рефлексам, направленным на объединение функций внутри организма. При сложных же рефлексах, в которых участвуют нейроны, находящиеся в высших отделах центральной нервной системы, как правило, в осуществление рефлекторной реакции вовлекаются различные исполнительные органы, в результетате чего происходит изменение соотношения организма с внешней средой, изменение поведения организма.

Примеры некоторых относительно простых рефлексов, наиболее часто исследуемых в условиях лабораторного эксперимента на животном или в клинике при заболеваниях нервной системы человека.

Как уже отмечалось выше, подобная классификация рефлексов условна: если какой-либо рефлекс может быть получен при сохранности того или иного отдела центральной нервной системы и разрушении вышележащих отделов, то это не означает, что данный рефлекс осуществляется в нормальном организме только при участии этого отдела: в каждом рефлексе участвуют в той или иной мере все отделы центральной нервной системы.

Любой рефлекс в организме осуществляется при помощи рефлекторной дуги.

В периферической нервной системе различают рефлекторные дуги (нейронные цепи)

Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:

Простейшую рефлекторную дугу можно схематически представить как образованную всего двумя нейронами: рецепторным и эффекторным, между которыми имеется один синапс. Такую рефлекторную дугу называют двунейронной и моносинаптической. Моносинаптические рефлекторные дуги встречаются весьма редко.

Вегетативные ганглии, в зависимости от локализации, могут быть разделены на три группы:

Такое различие соматической и вегетативной рефлекторной дуги обусловлено анатомическим строением нервных волокон, составляющих нейронную цепь, и скоростью проведения по ним нервного импульса.

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Нарушение хотя бы одного из них ведет к исчезновению рефлекса.

Схема реализации рефлекса

В ответ на раздражение рецептора нервная ткань приходит в состояние возбуждения, которое представляет собой нервный процесс, вызывающий или усиливающий деятельность органа. В основе возбуждения лежит изменение концентрации анионов и катионов по обе стороны мембраны отростков нервной клетки, что приводит к изменению электрического потенциала на мембране клетки.

Возбуждение проводится по нервным волокнам со скоростью от 0,5 до 100 м/с, изолированно и не переходит с одного волокна на другое, чему препятствуют оболочки, покрывающие нервные волокна.

Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает деятельность, ослабляет или препятствует ее возникновению. Возбуждение в одних центрах нервной системы сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в центральную нервную систему, могут задерживать те или иные рефлексы.

Взаимосвязь, определяющая процессы возбуждения и торможения, т.е. саморегуляции функций организма, осуществляется при помощи прямых и обратных связей между центральной нервной системой и исполнительным органом. Обратная связь («обратная афферентация» по П.К.Анохину), т.е. связь между исполнительным органом и центральной нервной системой, подразумевает передачу сигналов с рабочего органа в центральную нервную систему о результатах его работы в каждый данный момент.

Так, при взятии рукой предмета глаза непрерывно измеряют расстояние между рукой и целью и свою информацию посылают в виде афферентных сигналов в мозг. В мозгу происходит замыкание на эфферентные нейроны, которые передают двигательные импульсы в мышцы руки, производящие необходимые для взятия ею предмета действия. Мышцы одновременно воздействуют на находящиеся в них рецепторы, беспрерывно посылающие мозгу чувствительные сигналы, информирующие о положении руки в каждый данный момент. Такая двусторонняя сигнализация по цепям рефлексов продолжается до тех пор, пока расстояние между кистью руки и предметом не будет равно нулю, т.е. пока рука не возьмет предмет. Следовательно, все время совершается самопроверка работы органа, возможная благодаря механизму «обратной афферентации», который имеет характер замкнутого круга.

Существование такой замкнутой кольцевой, или круговой, цепи рефлексов центральной нервной системы и обеспечивает все сложнейшие коррекции протекающих в организме процессов при любых изменениях внутренних и внешних условий (В.Д. Моисеев, 1960). Без механизмов обратной связи живые организмы не смогли бы разумно приспособиться к окружающей среде.

Источник

Что такое рефлекторный акт

Недержание кала наблюдается при врожденной патологии тазовых органов, головного и спинного мозга. В данном сообщении речь пойдет об энкопрезе у физически и психически здоровых детей, так называемом функциональном недержании кала.

Основные представления для своевременного лечения энкопреза

Акт дефекации представляет собой сложный процесс. По выражению И.П. Павлова, это сложный рефлекторный акт, в котором принимают участие кора головного мозга, проводящие пути спинного мозга, периферические нервы прямой кишки, мускулатура прямой кишки и брюшного пресса.

Опорожнение кишечника выполняется ректо-анальной зоной. Позыв на дефекацию появляется тогда, когда давление в прямой кишке достигает 30-40 мм ртутного столба. Чувствительные рецепторы, воспринимающие наполнение прямой кишки каловыми массами, находятся в ампуле прямой кишки, в зоне морганиевых валиков и заднепроходных крипт. Основная функция прямой кишки состоит в накоплении, удержании и эвакуации каловых масс. Держание обеспечивает контроль над эвакуацией кишечного содержимого и осуществляется внутренним и наружным сфинктерами прямой кишки и мышцей поднимающей задний проход. При этом внутренний сфинктер является пассивным, обеспечивает смыкание стенок заднепроходного канала. Активное замыкание осуществляется наружным сфинктером.

Функция запирательного аппарата регулируется:

При повышении давления в прямой кишке идут импульсы к коре головного мозга, оттуда через спинномозговой центр возвращаются к наружному сфинктеру и леваторной мышце, давая сигнал к сокращению наружного сфинктера и леваторной мышцы. Это обеспечивает удержание каловых масс.

Держание каловых масс на ранней стадии накопления является пассивным процессом. На поздней стадии накопления держание регулируется корой головного мозга, т.е. становится активным. Дефекация же в норме происходит под контролем сознания. В раннем детском возрасте нервно-рефлекторные связи еще не установлены. Механизм их формирования вырабатывается постепенно в зависимости от окружающей обстановки и особенностей организма. Навык опорожнения кишечника начинает складываться с первых месяцев и закрепляется по типу условного рефлекса на время суток, звуков, световых раздражений и др. Условно-рефлекторные связи на акт дефекации устанавливаются со второго года. Создавая условные рефлексы на акт дефекации, их нужно регулировать. Необходимо прививать навык ежедневной утренней дефекации, как привычку умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т.д.

К 2-3 годам жизни дефекация у здорового ребенка является осознанной, волевой, т.е. управляемой. Ребенок чистоплотен, опрятен.

Однако в силу разных причин родители некоторых детей начинают отмечать, что ребенок, ранее чистоплотный, пачкает трусики. У ребенка появилось каломазание (энкопрез). Это очень настораживает одних родителей, другие считают грязные трусики проявлением неумения правильно выполнять гигиенические навыки после акта дефекации, ребенка даже наказывают. Это обстоятельство приводит к несвоевременному обращению к врачу. Недержание кала (энкопрез), по мнению И.П. Павлова, возникает при поломке одной из цепей уже сформировавшейся условно-рефлекторной дуги. А.И. Ленюшкин с соавторами (1995г.), в зависимости от уровня нарушения в рефлекторной дуге и в связи с этим от функциональных особенностей запирательного аппарата, делят энкопрез на истинный и ложный (парадоксальный). В основе недержания кала при истинном энкопрезе является торможение в коре головного мозга центра дефекации. Нарушается контроль центра над восприятием чувства позыва на дефекацию, на раскрытие анальных сфинктеров. Наблюдается истинный энкопрез реже, чем ложный (парадоксальный), 5% случаев (Е.А.Окулов).

Одной из причин истинного энкопреза является психический стресс, наличие постоянно угнетающих психику впечатлений в семье, школе. Нередко родители этих детей находятся в разводе, мало внимания уделяют воспитанию ребенка. Наблюдение за детьми с истинным энкопрезом показывают, что этот недуг развивается у ребят страдающих астено-невротическим синдромом. В анамнезе у них была гипоксия во время внутриутробного развития (анемия матери, токсикоз, угроза прерывания беременности, родовая травма, обвитие пуповины) нередко рождались дети через кесарево сечение.

Ложное (парадоксальное) недержание кала возникает при переполнении прямой кишки каловыми массами у детей, страдающих запором. Одной из причин ложного энкопреза является систематическое подавление рефлекса на опорожнение в связи с неблагоприятной окружающей обстановкой. Ребенок преднамеренно подавляет позыв на дефекацию в связи с тем, что не может приспособится к общественному туалету (посещение детского сада, школы). Чаще всего у этих детей неустойчива эмоциональная сфера. Боязнь дефекации бывает при трещине, криптите, папиллите. Подавление позыва на дефекацию ведет к задержке стула, переполнению прямой кишки. Ее перерастяжение уменьшает чувствительность рецепторов, что снижает рефлекс позыва. Кал самопроизвольно выделяется через анальное отверстие. В этих случаях энкопрезу предшествует запор психологического происхождения (психогенный). Другой причиной ложного энкопреза являются перенесенные в грудном возрасте кишечные инфекции, которые ведут к дегенеративным изменениям интрамуральных ганглиев кишки. Последние к моменту рождения находятся в незрелом состоянии и дозревают после рождения.

Вследствие, сначала функциональных, а затем органических изменений нервных клеток стенки прямой кишки, понижается порог возбудимости механорецепторов. У этих больных, как и в предыдущей группе (с психогенным запором), снижается чувствительность и рефлекторная взаимосвязь прямой кишки с ее сфинктерным аппаратом.

Происходит переполнение прямой кишки, сфинктер открывается до позыва на акт дефекации. В данных случаях причиной недержания кала является не дисфункция, а снижение чувствительности стенки прямой кишки к повышению давления в ней. При истинном энкопрезе недержание кала возникает на фоне регулярного, самостоятельного стула. Возникает каломазание во время физического или психического напряжения, а иногда без видимой причины.

Обязательные условия для постановки диагноза для соевременного лечения энкопреза

Диагноз заболевания ставится на основании тщательно собранного анамнеза, клинического и рентгенологического обследования. Иногда, в запущенных случаях, непросто установить вид энкопреза.

Лечение энкопреза

Лечение энкопреза (недержание кала) должно быть комплексным, исходить из выявленных причин, лежащих в основе развития заболевания, длительности его течения, особенностей психоневрологического статуса. Вокруг ребенка при лечении энкопреза необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку, по мере возможности устранить конфликтную ситуацию в семье или хотя бы несколько уменьшить ее. Ребенка следует успокоить, убедить, что его состояние небезнадежно. Необходимо терпение, настойчивость в лечении как ребенка, так и родителей. Рекомендуется избегать моментов, возбуждающих нервную систему, организовать охранительный режим труда и отдыха. Наиболее эффективной является эндоректальная вегетостимуляция. Существует более 20 методов эффективного лечения энкопреза.

Родителям не надо выбирать «страусиную тактику». Лечение энкопреза реально.

В лечении энкопреза используются современные компьютерные технологии. Хороший результат при лечении энкопреза дает поведенческая игровая терапия. При наблюдении за пациентами, страдающими энкопрезом, видимый результат был при применении нейрополяризации как метода, отвечающего современным подходам лечения энкопреза.

Прогноз при своевременном лечении энкопреза блгоприятный. Энкопрез вылечивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *