Что такое реформа управления
Петровские преобразования. Реформы Петра I. Абсолютизм
Содержание:
В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.
Петровские преобразования
Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.
Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:
В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.
Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.
Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.
Реформы Петра I
Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.
Военная реформа
Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.
Реформа государственного управления
В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.
В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.
Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.
Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:
Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.
Церковная реформа
В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.
Социальная реформа
В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье с Боярской вотчиной объединялись в один класс. Вотчины отныне передавались к одному из сыновей, а остальные сыновья отправлялись либо в армию, либо на флот, либо на государственную службу.
В 1722 году введён «Табель о рангах», согласно которому разделялись придворная, гражданская и военная службы. Был определён порядок прохождения государственной службы.
Культурные реформы
Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.
При Петре I стала издаваться первая регулярная газета – «Ведомости». Появился музей – Кунсткамера.
Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.
Экономические реформы
Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:
Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.
Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.
Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.
Абсолютизм
Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.
Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.
Реформа управления страной
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика реформы управления страной
Реформа управления страной – это преобразование функционирования должностных лиц и органов публичного управления с целью наиболее полной реализации прав и свобод человека, обеспечения социально-экономического развития государства и общества.
Современная теория и практика предполагает управление страной посредством использования институционального подхода и функционального подхода. Институциональное управление предполагает административное реформирование, реформирование государственной и административной службы и пр. Функциональное реформирование предполагает организацию публичного управления исходя из задач, стоящих перед конкретными органами публичного управления и должностными лицами, например, организация избирательной системы, организация управления бюджетными отношениями и пр.
Эффективность публичного управления страной определяет степень реализации прав и свобод личности, уровень развития государства и общества. В качестве основных задач государственного управления можно назвать следующие:
Объектом реформы управления страной выступают органы публичного управления федерального, регионального и местного уровней, организации, учрежденные государством, регионом или муниципалитетом и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Реформаторская деятельность в области управления Россией основывается на практике публичного управления в развитых странах. В развитых странах публичное управление предполагает использование технологий, применяемых частными организациями в бизнес-сфере.
Государственные органы ориентированы на эффективное предоставление государственных услуг населению. Указанное предполагает формирование публичного управления страной по следующим направлениям:
Отказ от бюрократической системы управления в пользу концепция менеджмента требует реформы в сфере взаимоотношений должностных лиц органов публичного управления с общественными организациями и другими институтами самоорганизация населения.
Конкретные направления реформирования управления страной
Реформа управления Россией включает следующие основные мероприятия:
Так, актами главы государства регламентируются основные направления реформирования управления страной, в том числе предусматриваются меры обеспечения эффективности функционирования государственных и муниципальных органов:
Цели реформирования управления страной
Правительством России ставятся следующие цели реформирования управления страной:
Реформирование управления страной сегодня направлено, прежде всего, на совершенствование механизмов взаимодействия должностных лиц и органов публичного управления с населением, повышение эффективности предоставления услуг населению и степени обеспечения прав и свобод личности.
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Реформы Петра I. Краткий обзор
Предпосылки реформ
Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.
Реформа местного управления (1699-1724)
Первая часть реформ местного управления преследовала цель повышения эффективности налогообложения, а также организации содержания и поставок продовольствия для военно-морских частей.
Вторая часть — предполагала перевод местного управления со специфики военного времени к мирному периоду, основной целью которого стали укрепление полицейского надзора, борьба с бегством крепостных и развитием промышленности. Все местные реформы соответствовали общему направлению политики Петра I на централизацию гос. аппарата.
1699 — Учреждение Бурмистерской палаты,
1708-1711 — I этап губернской (областной) реформы прикрепил к каждой из новообразованных 8 губерний определенные военные части, которые губерния должна была снабжать рекрутами и продуктами,1719-1720 — II этап губернской (областной) реформы выстроил трехзвенную систему административно-территориального деления: губерния-провинция-дистрикт, 1720-1724 — создание Главного магистрата утвердило на уровне города новый административный орган, разделило города по численности населения, а горожан — на категории и гильдии, в зависимости от финансового положения и принадлежности к податным или неподатным сословиям.
Реформа центрального управления (1699-1721)
Политика абсолютизма, проводимая Петром I, предполагала централизацию власти, личный контроль царя и ответственных ему людей за наиболее важными рычагами управления государством. Устаревшая система приказов не справлялась с возросшей нагрузкой и не могла на должном уровне организовать развитие промышленности и торговли. Создание системы бюрократического аппарата предполагало разработку системы документооборота и делопроизводства.
1699 — создание Ближней канцелярии,
1704 — упразднение боярской думы,
1711 — создание Правительствующего Сената — высшего административного и судебного органа,
1717—1722 — создание Коллегий взамен устаревшей системы приказов,
1720 — издание Генерального Регламента — единого свода правил делопроизводства для всех органов государственного аппарата,
1721 — учреждение Святейшего Синода (духовной коллегии), ознаменовало превращение Церкви в еще один механизм государственной власти.
Военные реформы (1694-1722)
Петр I стремился получить выход к морским побережьям, без современно оснащенной и хорошо обученной армии, а также соответствующего ей флота эта задача была невыполнимой. Реформы в области военного образования и оснащения стали одним из центральных направлений деятельности царя-реформатора, на основе которых, уже в мирное время, проводились экономические и социальные реформы. Организация военной промышленности не только обеспечила современным вооружением армию и флот, но и стимулировала развитие побочных фабричных производств — текстильных, металлургических и д.р.
1694 — Кожуховский поход стал первыми масштабными учениями,
1698 — роспуск старого стрелецкого войска,
1699 — проведение общего рекрутского набора, приглашение иностранных военных,
1705 — введение регулярного рекрутского набора,
1716 — издание Воинского устава,
1717-1719 — учреждение Адмиралтейств-и Военной коллегий для управления всеми военно-морскими и военно-сухопутными делами,
1720 — издание Морского устава,
1701-1721 — развитие военной промышленности, строительство верфей и кораблей,
1698-1721 — развитие военного образования: инженерные, навигационные, математические, медицинские школы и д.р.
1722 — издание Табеля о рангах,
Денежная реформа (1694-1704)
Устаревшая денежная система требовала упорядочивания, а государство остро нуждалось в финансах для ведения войны со Швецией и модернизации промышленности. Еще одним существенным нововведением Петра I стало использование винтовых прессов для тиснения монет.
1694 — простановка дат на проволочных серебряных копейках, снижение их веса до 28 гр,
1700 — начата чеканка новых медных монет, введение десятичного принципа монетоисчисления
1702-1704 — чеканка новых золотых и серебряных монет
Налоговая реформа (1718-1724)
Для ведения Северной войны со Швецией требовалось увеличить собираемость и количество налогов. Развитие промышленности также было невозможно без реформы системы налогообложения, а устаревший «подворный» принцип взимания податей стал неэффективен — крестьяне обносили забором несколько рядом стоящих домов, объединяясь в один двор и уменьшали выплачиваемые налоги.
1710 — первая перепись населения (подворная)
1718-1722 — вторая перепись населения (подушная)
1724 — утверждение подушной подати в качестве основного налога
Церковная реформа (1700-1722)
Император стремился снизить влияние церкви, а также издержки на её содержание. Патриарх пользовался влиянием в народе, чего абсолютистская модель правления Петра I не допускала, а земли и имущество церкви, по мнению царя использовались не эффективно и было ему гораздо нужнее для ведения войны.
1700 — царь запретил избрание нового Патриарха и назначил «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»,
1701 — секуляризация крестьян и церковных земель в пользу государства,
1711 — Сенату поручен контроль за административными делами Церкви,
1721 — издание Духовного регламента и создание Святейшего Синода (духовной коллегии) для управления делами Церкви,
1722 — создание должности обер-прокурора для надзора за действиями Синода
Культурные реформы (1697-1718)
Практически всё время своего правления Пётр I находил время для преобразований культуры русского общества на европейский манер. Ознакомившись с модой и традициями Европы во время Великого посольства 1697-98 годов, царь достаточно жестко ломал сложившиеся в обществе устои, считая их устаревшими и неуместными в выстраиваемом им государстве.
1697 — разрешение на продажу табака,
1698 — указ брить и рубить бороды,
1700 — новое летоисчисление и календарь, указы о верхней одежде,
1702 — комедиальная храмина (первый театр),
1714 — создание кунсткамеры (музей редкостей),
1718 — учреждение ассамблей (массовые мероприятия для всех крмое крестьян и слуг).
Реформа образования (1697-1718)
Для создания боеспособной армии и флота требовались новые образовательные учреждения, которые смогли бы подготовить квалифицированный офицерский состав и специализированные типы войск. Для подготовки к государственной службе необходимо было заложить основу общему начальному образованию, а также профилированные школы. Приглашение специалистов из Европы для организации промышленности в России было бы бессмысленным без обучения собственных специалистов.
1698-1721 — развитие военного образования: школы пушкарей, инженеров, артиллеристов, навигационные, военно-медицинские, гарнизонные школы,
1701-1722 — цифирные школы,
1714 — введение обязательного школьного образования для всех, кроме крепостных, указ о запрете жениться для дворян не получивших начальное образование.
Указ о престолонаследии (1722)
На личном примере Пётр I убедился в большом количестве возникающих проблем, в случае неопределённости с преемником царского престола.
Пётр I издал указ, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причём император может сделать своим наследником кого угодно.
Табель о рангах (1722)
Пётр I стремился составить единую систему соответствия гражданских и военных должностей, предусматривающую возможность получения дворянства за личные заслуги и при достижении определенных в табели чинов.
Личным указом Пётр I утвердил 4 февраля 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был»