Что такое реформация дайте определение
Значение слова «реформация»
[От лат. reformatio — изменение, преобразование]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
РЕФОРМА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. reformatio — изменение] (истор.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско-католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений феодального строя и папской власти. Деятели реформации (Лютер, Кальвин, Цвингли) положили начало протестантской церкви.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реформация
1. Движение за переустройство церкви.
2. Мирное преобразование в жизни общества путем реформ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: унаследовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РЕФОРМАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «РЕФОРМАЦИЯ» в других словарях:
Реформация — 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия
РЕФОРМАЦИЯ — (лат., от re опять, вновь, и formare образовывать). Преобразование, улучшение. Религиозное движение в Германии, направленное против папства, имевшее следствием происхождение реформатской и лютеранской церквей. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка
реформация — и, ж. reforomation <лат. reformatio преобразование. 1. Религиозная борьба против католической церкви и папской власти, являющаяся социально политическим движением против феодализма в Западной Европе в 16 в. Реформация нанесла Риму страшный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕФОРМАЦИЯ — (от латинского reformatio преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в… … Современная энциклопедия
РЕФОРМАЦИЯ — (от лат. reformatio преобразование) общественное движение в Зап. и Центр. Европе в 16 в., направленное против католической церкви. начало Реформации положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми… … Большой Энциклопедический словарь
Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви. Начало Реформации положено выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации… … Исторический словарь
Реформация — (лат. reformare – преображать, исправлять) – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму. Реформация началась в Германии (Мартин Лютер), охватила ряд европейских стран… … Энциклопедия культурологии
Реформация — – христиандық шіркеу мен дін тұтудың өзін өзгертуге бағытталған Солтүстік және Орталық Еуропадағы XVI ғ. кең діни және әлеуметтік саяси қозғалыс. Ол Ренессанспен тығыз байланысты. Реформацияның негізін қалаушылар М.Лютер мен Ф.Меланхтон… … Философиялық терминдердің сөздігі
Реформация — (от латинского reformatio преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РЕФОРМАЦИЯ — РЕФОРМАЦИЯ, реформации, мн. нет, жен. (лат. reformatio изменение) (ист.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений… … Толковый словарь Ушакова
Что такое реформация — как она проходила и к чему привела
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Не страх перед грехом превращал человека в дитя Господне,
а радость перед словом Его. Праведника рождает вера,
а не самоистязание, кара и страх».
Гвидо Дикман, современный немецкий писатель, роман «Лютер»
Вряд ли семья бедных саксонских крестьян могла предположить, что их сын Мартин, рожденный в 1483 году в Айслебене, станет человеком, который расколет незыблемую католическую церковь на два лагеря, на полтора века запустив движение Реформации в Европе.
*Лукас Кранах старший, Портрет Лютера в монашеской рясе, 1526 г.
В чем суть Реформации, к чему привело это движение и что ему предшествовало – такие вопросы мы поднимем в этой статье.
Реформация — это.
Реформация (лат. reformatio— преобразование) — это массовое религиозно-политическое движение в Европе XVI века, направленное против злоупотреблений и абсолютного господства Римской католической церкви.
Судьбоносное происшествие, которое вызвало многолетнюю бурю в Европе и спровоцировало раскол католиков, произошло 31 октября 1517 года.
Священнослужитель Мартин Лютер, прошедший к этому времени обучение в университете, монашество, преподавание богословия и чтение проповедей, прибил на ворота Виттенбергской церкви листы с 95 тезисами, в которых критиковал Католическую церковь за ее непомерные аппетиты в деле распространения индульгенций (что это?).
*Замковая церковь в Виттенберге
Главная мысль Лютера в том, что истинное покаяние возможно только в процессе внутреннего перерождения человека, никакие индульгенции и папы римские не помогут искупить грехи.
Единственное, что во власти духовенства — заступничество перед Богом, выраженное в молитве о заблудших душах. Спасение, с точки зрения Лютера, это личное дело каждого человека, и заключается оно в истинной вере в Божье милосердие.
*Рафаэль Санти, Портрет папы Льва X с кардиналами, 1518 г.
Открытая конфронтация (это как?) популярного в народе священника с Римом и самим папой вызвала большой общественный резонанс (что это?).
Предшественники Лютера
«95 тезисов» и последующие работы Лютера, в которых он разъяснял свою позицию относительно зарвавшегося католического духовенства во главе с папой, упали на благодатную почву.
Разговоры о необходимости реформ церкви велись давно, гуманисты эпохи Возрождения (что это?) поднимали и раньше вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на интерпретациях церкви, погрязшей в политических играх и пороках.
Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век
Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто выступавшего с критикой Римской церкви за 100 лет до старта Реформации.
Ян Гус считал Библию высшим авторитетом для всех верующих, а потому говорил о необходимости ее перевода на национальные языки. Народ должен знать первоисточник, а не его вольные пересказы из уст священников.
В 1488 году, спустя 73 года после смерти Яна Гуса была издана первая Библия на чешском языке.
Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий. Пока богослов мучился над переводом, ему пришлось попутно изобрести немецкий литературный язык, которого до этого просто не существовало.
«Милосердный Боже! Какой громадный и тяжкий труд заставить говорить по-немецки еврейских пророков, которые так противятся этому и не хотят подражать варварскому языку немцев!»
Мартин Лютер о своей работе над переводом Библии
Ян Гус считал, что церковь погрязла в стяжательстве и стремлении к мирским благам, что причастие от священников, которые сами живут в грехе, не имеет никакой силы.
«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
Не мог Гус смолчать и по поводу индульгенций — это его и погубило. Часть дохода от продажи отпущения грехов получала и королевская казна, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.
*Сожжение Яна Гуса на костре в Констанце
Мартин Лютер опасался повторения судьбы своего предшественника, но сильные покровители не дали его в обиду. Великий реформатор умер от болезни в 1546 году и был с почестями похоронен в том же соборе, на деревянные ворота которого когда-то прибивал свои дерзкие тезисы.
Куриное яйцо Эразма Роттердамского
Современник Лютера нидерландец Эразм Роттердамский, являвшийся крупнейшим генератором гуманистических идей северного Возрождения, во многом подготовил почву для Реформации.
Ему принадлежит знаменитое выражение: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Но не все знают продолжение этой фразы: «Снесенное мною яйцо было куриным, а Лютер высидел совершенно другую птицу».
Под яйцом Эразм подразумевает и сатирическое обличение церковных пороков в знаменитой «Похвале глупости», и работу по возрождению идей раннего христианства, и вышедший в 1516 году его латинский перевод греческого Нового Завета, по которому до XIX века будут переводить Писание на национальные европейские языки.
*Ганс Гольбейн, портрет Эразма Роттердамского, 1523 г.
Казалось бы, Эразм Роттердамский и Мартин Лютер должны были слиться в едином порыве, но идиллии (что это такое?) не случилось. В 1524 году между ними начинается острая полемика (что это такое?). Эразм пишет «Свободу воли», Лютер резко отвечает ему в работе «О рабстве воли». С тех пор гуманисты пошли своей дорогой, а реформаторы своей.
Суть Реформации
Сторонники Реформации опирались на базовые идеи Лютера:
В 1520 году Лютер пишет две работы, в которых излагает свои мысли относительно реформ института католической церкви и ее догматов (что это?).
Шокированный такой наглостью папа Лев X ответил Лютеру буллой с требованием одуматься, но окрыленный общественной поддержкой священник 10 декабря 1520 года публично сжег папское послание, окончательно порвав и с папой, и с Римской католической церковью.
*Булла — папский документ, со свинцовой или золотой печатью
Изложенные идеи оказались выгодны разным слоям населения:
Не только глубокий кризис католической церкви стал причиной массовой поддержки идей Реформации в Европе. Новому классу буржуазии (что это такое?) стало тесно в феодальном обществе.
Сильная церковь с замашками владычицы мира мешала экономическим и национальным интересам регионов.
Государства с сильной королевской властью стремились отмежеваться от вездесущего папы с его огромным влиянием на европейскую политику. Под флаги Реформации наряду с Германией встали Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Франция и др.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Итоги Реформации
Реформация взбудоражила всю Европу. Рим вступил в борьбу с протестантами, развернув движение контрреформации. Целый комплекс мер был направлен на возвращение утраченных земель и паствы под крыло католической церкви.
Противостояние католиков и протестантов длилось почти полтора столетия и оказалось совсем не мирным делом, как это виделось когда-то Мартину Лютеру.
Протестантские войны, охватившие Европу, унесли множество человеческих жизней. В ходе Тридцатилетней войны было уничтожено порядка 40 % населения Германии. За одну Варфоломеевскую ночь в Париже вырезали около 2000 протестантов-гугенотов и 30 тысяч по всей Франции в следующие пару дней.
*Эдуард Деба-Понсан, Утро около ворот Лувра, 1880 г.
Фактически Реформация закончилась вместе с Тридцатилетней войной в 1648 году подписанием Вестфальского мира. Протестанты получили право на свободу вероисповедания.
Реформаторские идеи Лютера развивались в разных направлениях, и в XVI веке помимо классического лютеранства к протестантским учениям относятся цвинглианство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм.
Все эти религиозные течения в большей или в меньшей степени следовали принципам Мартина Лютера — от компромиссного англиканства, инициированного Генрихом VIII для усиления своей власти, до сурового кальвинизма, учрежденного Жаном Кальвином, которого за нетерпимость и жестокость называли «женевским папой».
В целом в странах, где протестантизм в том или ином виде утвердился как основная религия, наблюдался рост экономики, формировалось совершенно новое буржуазное общество, развивались идеи гражданского и политического равенства, веротерпимости.
Реформация способствовала расцвету европейской культуры, развитию национальной письменности во многих странах, росту уровня грамотности населения.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Ну а что, тоже ведь борьба за суверенитет, тем более, в церкви всегда есть что делить. Могу себе представить, сколько Римская католическая церковь забирала себе денег со всех приходов, которые находились в подчинении папы Римского, а делиться честно заработанным никто не хочет. Конечно и тот факт, что Римская церковь погрязла в мирских пороках, тоже стал поводом для реформации.
Реформация
Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
Содержание
Причины Реформации
Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
Предтечи Реформации
Лютеранская Реформация
Реформация в Германии
Начало Реформации в Германии
Второй этап Реформации
После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, папский легат Джироламо Алеандер, который и способствовал принятию императором этого решения, после сейма направился в Нидерланды, где по его наущению были сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.
Вместе с этим в Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.
На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.
Крестьянская война Томаса Мюнцера
В 1527 году Лютером были предприняты визитации в приходы, которые теперь считались евангелическими. Результат был удручающим: реформатора поразило глубокое невежество не только прихожан, но и руководителей приходов. В результате Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.
В 1529 году Филиппом Гессенским была предпринята попытка объединить усилия сторонников Лютера и Цвингли в ходе совместного диспута. Однако в итоге участники Марбургского диспута не смогли договориться по одному пункту из шестнадцати. Этот пункт касался реального присутствия Плоти и Крови Христа в евхаристии. В результате Лютер отказался признать в Цвингли единоверца.
Аугсбургский рейхстаг и продолжение Реформации
На следующем рейхстаге в Аугсбурге противодействующие стороны сделали попытку договориться. Лютеру было запрещено участвовать в имперском собрании, в результате он направил делегатом на сейм своего друга и единомышленника Филиппа Меланхтона, который представил там документ, впоследствии названный Аугсбургским исповеданием. Сторонники католицизма выдвинули свои аргументы против текста, которые были озвучены, однако письменный текст сторонникам Реформации не был предоставлен. Но последние успели записать аргументы оппонентов со слуха. В качестве ответа Меланхтоном под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения.
В ходе рейхстага вероисповедальные тексты были составлены и сторонниками Цвингли, получившие название Тетраполитанское исповедание.
После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз, вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский.
Реформация в Германии после смерти Лютера
Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза. В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг, который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим — соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.
Тогда по инициативе Морица группой умеренных протестантских теологов во главе с Меланхтоном был выработан более приемлемый для лютеран текст интерима, однако и он вызвал негативную реакцию со стороны непримиримых сторонников Реформации, получивших название гнесиолютеран. Конфликт между ними и сторонниками Меланхтона продолжался почти 30 лет.
В 1552 году протестантский Шмалькальденский союз вместе с французским королём Генрихом II начал против императора вторую войну, закончившуюся их победой. После второй Шмалькальденской войны протестантские и католические князья заключили с императором Аугсбургский религиозный мир (1555 г.), который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Но несмотря на требования лютеран Аугсбургский мир не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип cujus regio, ejus religio. Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.
Реформация в Дании и Норвегии
Реформация в Дании связана с именем Ганса Таусена, который после учёбы в Виттенберге начал проповедовать лютеранские идеи на родине. Попытка церковных иерархов устроить суд над «датским Лютером» не увенчалась успехом, так как ему покровительствовал король Фредерик I. В 1530 году на церковном синоде в Копенгагене Таусен защитил «символ веры» датских протестантов — «43 копенгагенские статьи».
В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен. С составленным уложением был ознакомлен Лютер, и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.
Реформация в Швеции и Финляндии
В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической Церкви. В 1518 году Олаус вернулся в Швецию и стал диаконом и учителем Стренгнесской церковной школы. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане, которые кидали в проповедника камнями и палками. Негативно отнёсся к проповеди нового учения и новый король Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королём и папой Клементом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.
В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.
Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским, посвящённым в свой сан в Риме.
Реформация была проведена и в Финляндии, в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола, который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.
Реформация в Прибалтике
Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена. В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский. Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию. Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Германский император низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела.
Анабаптисты
После поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии.
В результате в 1533 году власть в Мюнстере была захвачена анабаптистами во главе с Иоанном Лейденским. В городе была установлена теократическая диктатура, а Иоанн Лейденский объявлен царём. Имущество горожан было обобществлено, а фактически его хозяином стал царь, купавшийся в своём дворце в немыслимой роскоши. Так же было объявлено многожёнство, так что одних царских жён было 18. Положение же жителей Мюнстера, не составлявших окружение Иоанна стало катастрофическим, в результате чего они посчитали для себя благом вернуть власть прежнего сюзерена города — католического архиепископа, войска которого ворвались в город в июле 1535 года. На этом кровавая история Мюнстерской коммуны была завершена. С тех пор и по настоящее время Мюнстер представляет собой один из оплотов католицизма в Германии.
Непрямыми наследниками анабаптистов являются баптисты, появившиеся в XVI веке в Англии. В настоящее время это одна из самых многочисленных христианских конфессий.
Кальвинистская Реформация
Реформация в Швейцарии
Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.
Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.
Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.
Идеи Кальвина распространились в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.
Реформация в Шотландии
Реформация в Нидерландах
Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью — её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.
Реформация во Франции
Как и во многих других странах Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическими идеями, проповедываемыми здесь Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20—30-х годах XVI века среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм. Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40—50-м годам.
Реформация в Англии
Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.
Россия и Реформация
Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.
В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничая с руководством общины в наказании ересей (например, казнь проповедника Квирина Кульмана в конце XVII в.)
Богословское осмысление Реформации в России начинается уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причём тот, отвергая положительную программу Лютера, согласен с ним по поводу оценки папства. К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).
Контрреформация
Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получило название Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Франция оказалась государством, где государственной религией был католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.
Необходимо заметить, что контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг, то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.
Итоги Реформации
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.