Что такое регион в политике
«Регион» в политической науке. Регионализм в современной России
«Регион» в политической науке.
Регионализм в современной России
Теория и методология политической регионалистики представляет собой локальное сообщество (индивиды плюс среда, в которой они перемещаются).
Рассматривая уровни политического пространства, следует все же помнить, что в реальности события происходят на «плоскости». Вертикальное измерение политического пространства условно, оно не представлено на местности. Пониманием этого факта обусловлено появление теории места и его роли в политике, автором которой является Дж. Эгнью [Agnew, 1987]. В соответствии с этой теорией место (place) представляет собой арену, на которой одновременно и параллельно происходят политические процессы всех уровней от глобального до локального. Действительно, лондонский Сити может рассматриваться и как центр принятия политических явлений глобального масштаба (в силу нахождения там правительственных учреждений Великобритании), и как локальное сообщество со своими жителями, решающими сугубо местные, бытовые проблемы. В современной западной литературе в этой связи появилось понятие «glocal» («глокальный», от объединения слов «global» и «local»), характеризующее смешение функций, относящихся к разным территориальным уровням политической деятельности, на одной территории.
Регион и территориальная структура (геоструктура)
Наиболее общими понятиями в политической регионалистике являются «территория» и «пространство».
Территория — обязательный атрибут государства и любой его части, ее можно определить как участок земной поверхности, занимаемый определенным политическим явлением.
Также в политической регионалистике используется понятие «пространство», которое является производным от географического пространства. Это — несколько более «объемное» понятие, чем территория. Пространство понимается как совокупность объектов, связей между ними, определенным образом расположенных друг по отношению к другу (следует подчеркнуть, что пространство рассматривается в непосредственном географическом смысле, а не в виде метафоры, бытующей в политических исследованиях и означающей, например, расстановку сил.
Призмы (географические структуры повседневности), обустройство личностного пространства (мир вещей и т.п.).
В таком ключе, например, рассуждают об изменениях в политическом пространстве (или политическом ландшафте), подразумевая изменения в структуре расстановки политических сил. Однако политическая регионалистика должна следовать своей методологии, понимая пространство в контексте протяженности объектов.
Региональная структура государства
Пространство — это не «плоская» территория некого участка земной поверхности, а «объемная» совокупность положений и расстояний.
В то же время на практике понятия «пространственный» и «территориальный» часто являются синонимами. Рассуждая о «территориальных» и «пространственных» различиях мы обычно имеем в виду одно и то же — характеристику неоднородности явления в его «территориальной» проекции или «пространственном» представлении.
Для описания структуры территории (пространства) используются многочисленные частные понятия. Среди них ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др.
Такое многообразие понятий нередко сбивает с толку, а также влечет за собой попытки провести границы между ними. Однако четкое различение этих понятий представляется невозможным и ненужным. Среди них есть понятия, сформировавшиеся в русском языке, и понятия заимствованные, причем в разных обстоятельствах, с разными и, подчас, менявшимися смыслами.
Также следует иметь в виду, что в каждом языке есть свой набор понятий, характеризующих ячейки территориальной структуры (геоструктуры). Поэтому попытка их концептуализации для русского языка приведет к семантической несовместимости политической регионалистики в России и других странах.
В различных географических дисциплинах одни и те же понятия имеют совершенно разное значение, что связано со сложившимися традициями и частными, узкоспециализированными концепциями.
Необходима осторожность в использовании терминов, чтобы обеспечить их элементарную совместимость хотя бы с англоязычными текстами. Например, используемые в русском языке понятия «регион» и «район» имеют различное происхождение. В то же время в английском языке они просто не различаются. У нашего понятия «ареал» есть кажущийся английский аналог «area», который на самом деле не столь сильно отличается от понятия «region». Перевод русского понятия «страна» на английский язык как «country» может оказаться просто некорректным. Понятие греческого происхождения «зона» на языке оригинала означает «пояс». Кроме того, понятие «регион» в разных государствах используется для описания вполне конкретных и свойственных только этому государству явлений. Например, в Канаде, которая административно делится на провинции, принято говорить о четырех регионах, под которыми подразумеваются Квебек, Онтарио, Западный и Атлантический регионы.
Таким образом, не следует стремиться к строгому различению тех обозначений территориальной структуры, которые бытуют в русском языке.
Можно использовать синонимичные понятия «территориальная структура» и «геоструктура» при описании политической и любой другой неоднородности (дифференциации) территории (пространства).
Теория и методология политической регионалистики
Однако политическая регионалистика безусловно нуждается в систематизации терминов, обозначающих элементы (ячейки) территориальной структуры. Ведь само понятие «регионалистика» образовано от одного из таких терминов.
Наиболее важными терминами из этой группы следует считать «регион», «район» и «ареал».
Регион — это «безразмерное» понятие. Оно может использоваться для обозначения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфических свойств. Регион — это целостность и одновременно часть целого.
Родственным региону понятием является «ареал». По определению Б. Родомана, «ареал в самом широком смысле слова — это определенная ограниченная пространственная часть какого-либо объекта или, что то же самое, определенная часть пространства» [Родоман, 1999, с. 12]. В соответствии с таким определением «ареал» — это самое общее «безразмерное» понятие.
Наиболее строгое и целостное определение понятия «регион» можно найти в известном словаре Э. Алаева. Согласно этому определению, регион — это «территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [Алаев, 1983]. Анализ этого определения позволяет сделать вывод о том, что регион — это определенный комплекс явлений (Элементов), который характеризуется условным единством и целостностью. Регион — это ни в коем случае не «пустая» площадка, очерченная некой границей.
Регион — это наиболее удобное и содержательное понятие, с помощью которого можно обозначать территорию, выделенную нами по определенным признакам и отделенную по этим признакам от другой территории (т.е. другого региона).
Необходимость проведения границы между геополитикой и политической регионалистикой заставляет нас ввести понятие «регион», используемое непосредственно в последней. Исследование государства как территории, которым занимается политическая регионалистика, предполагает, что государство имеет территориальную структуру, т.е. делится на регионы. Регионы, которыми оперируют геополитика и исследования международных отношений, с точки зрения общей пространственной таксономии могут быть названы макрорегионами. Макрорегионы по своему положению в иерархии территориально-политических объектов, размеру и масштабу находятся на более высокой ступени и остаются за рамками научного интереса политической регионалистики.
В политической регионалистике регион следует рассматривать в узком и широком смысле этого понятия.
В узком смысле политический регион — это административная единица первого субнационального уровня. Из этого ни в коем случае не следует, что политическая регионалистика занимается только административным делением государства. Политико-административный регион первого порядка является главной формальной (т.е. официально определенной в законодательстве) ячейкой политического пространства в любом государстве. Поэтому он может быть наиболее удобным объектом исследований, но не обязательно.
Кроме того, мы можем ввести понятие «субрегион», используя приставку «суб-» для обозначения более низких иерархических уровней территориальной структуры. Тогда субрегион будет означать административную единицу второго субнационального уровня.
В широком смысле политический регион (далее — просто регион) представляет собой часть государственной территории, которая характеризуется определенными политическими качествами и характеристиками.
В геополитике это не исключает использования понятия «регион» применительно к частям государства* но такой регион все равно должен представлять интерес для исследования глобальной системы.
Понятия «уровень», «порядок» и «ранг» обычно употребляются как синонимы, описывая вертикальную структуру политического пространства. В отношении административно-территориальных единиц чаще используют понятие «порядок» (Order). По аналогии можно говорить и об административных единицах разного ранга. В то же время говорят о глобальном, национальном, субнациональном, субрегиональном, локальном уровнях политического пространства.
Политическая регионалистика
1. Политическая регионалистика: этапы становления. Объект и предмет политической регионалистики.
2. Развитие политической регионалистики. Место политической регионалистики в системе политических наук.
3. Региональная политика: определение, признаки, основные типы. Связь с методологией политической регионалистики.
4. Особенности формирования методологии изучения политической регионалистики в РФ.
Политическая регионалистика исследует политические регионы, а региональная политология — политические процессы в регионе, региональный политический ландшафт. Простейшим типом политического региона является административная единица.
Следуя известной триаде, мы можем выделить “три составные части” этой сферы научной деятельности с определенной степенью автономии:
— анализ региональных электоральных процессов;
— изучение региональных элит;
— исследование федеративных отношений.
5. История возникновения и развития федеративных отношений. Российский опыт.
6. Сущность федерализма, основные модели федерализма в современном мире.
7. Федерализм в современной России: перспективы развития, основные сложности понимания и двойные стандарты.
Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
1. Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.
8. История формирования федеративных отношений в Америке, Европе, России. Общее и особенное.
Если говорить очень коротко, то господствующая тенденция в мире – это движение федеративных государств к унитаризму. Так, не смотря на то, что традиции и основной Закон ФРГ основаны на идее кооперативного федерализма, т. е. предусматривается в т. ч. и презумпция компетенции Земель, в современных условиях общепризнано, что федерация в Германии в унитарное государство.
Аналогичная ситуация по сути дела и в США, где анализируя общую тенденцию централизации в системе американского федерализма, исследователи приходят к выводу о том, что несмотря на это сохраняется жизнеспособность (пока еще) американской федерации.
Даже в тех странах, где был всплеск сепаратизма (как, например, Канада), новым политическим силам достаточно легко удавалось “приглушать” даже самые радикальные требования.
В современных федерациях сняты практически все ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и услуг. А протекционистские, дискриминационные акции со стороны субъектов федерации сдерживаются соответствующими конституционными нормами. Так, Конституция США устанавливает: «Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США. лишать свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры. отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите со стороны законов» (XI 7 поправка).
Нормы, аналогичные вышеприведенным, содержатся и в Конституции Канады, но дополнены они следующим положением: «Каждый гражданин Канады и каждое лицо, имеющее постоянное местожительство в Канаде, наделены: а) правом передвижения и выбора местожительства в любой из провинций и б) правом заниматься трудовой деятельностью в любой из провинций». Изъятие из этого принципа допускается только в том случае, если уровень безработицы в какой-либо провинции выше, чем в целом по стране (раздел 6 Хартии прав и свобод 1982 г.).Наиболее последователен в этом вопросе Федеральный конституционный закон Австрийской Республики: «Территория федерации едина в области валютных, хозяйственных и таможенных отношений. Внутри федерации не могут устанавливаться таможенные или иные транспортные ограничения» (ст. 4). «Каждый гражданин федерации имеет в каждой из земель те же права и обязанности, что и граждане этой земли» (п. 3 ст. 6).
9. Исключительные свойства Российского Федерализма: прошлое и настоящее, мифы и реалии.
Оценки состояния современного российского федерализма крайне противоречивы. Некоторые ученые считают, что эта форма политического устройства есть залог устойчивого развития России. Другие указывают, что федерализм как принцип исчерпал себя, становясь причиной сепаратистских тенденций в регионах. Автор данного материала прибегнул к сравнению нынешней ситуации в России с эпохой строительства единой Российской империи — XIX — начало XX века.
Российская Федерация является конституционной федерацией. В тысячелетней истории российской государственности нельзя найти некий нормативный акт, документ, которым бы создавалось Российское государство. Россия — исторически сформировавшееся государство, разделение которой на административные составляющие происходит на основе конституционных актов. Принятию Конституции России 1993 г., закрепившей федеративную форму ее государственного устройства, предшествовало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Этот документ по своему содержанию не соответствует названию. Сутью договора является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Речь не шла об образовании федеративного государства. Форма Федеративного договора была использована в политических целях для стабилизации взаимоотношений центральной и региональных элит.
По сути, это было соглашение между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами власти субъектов Федерации — с другой, о разграничении предметов ведения и полномочий. Сопряжение двух тенденций — конституционное стремление восстановить правовое единство страны, с одной стороны, и предусмотренное Федеративным договором разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами по конкретным предметам ведения — с другой, привели к усилению конфликта между федеральной правовой системой и правовыми системами целого ряда субъектов Федерации.
10. Политическая публицистика о формировании федеративных отношений в России. Перспективы содержательного развития и границы применения.
11. Психология больших социальных групп России как носителей идеи федерализма. Прошлое и настоящее. Социально зрелые механизмы передачи политического опыта в российской истории.
12. Региональное измерение федерализма в России: от общего к особенному.
Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий между:
стремлением каждого народа к самоопределению, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом;
возрастающей самостоятельностью субъектов Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов;
тяготением к национально-культурной самобытности и исторически сложившейся духовной общностью народов России.
Названные противоречия и ряд других негативных факторов привели к резкому росту межнациональной напряженности и конфликтов в ряде регионов страны. К числу таких факторов относятся:
*большое социально-экономическое неравенство между регионами;
*нарушение прав человека, особенно в соблюдении единых стандартов в реализации социально-экономических благ;
*рост безработицы, особенно в регионах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами;
*наличие взаимных территориальных претензий у ряда субъектов Федерации, особенно на Северном Кавказе;
*слабое законодательное регулирование межнациональных отношений;
*последствия вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
13. Основные системы административно-территориального деления в современном мире. Особенности российской системы административно-территориального деления.
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
В Российской Федерации не существует единой системы административно-территориального деления. Отсутствует и нормативное определение типологии населенных пунктов; используются преимущественно советские критерии и принципы административно-территориального деления. Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. (ред. от 9 февраля 2009 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. ). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 000 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 4 quartiers: Fontvieille, La Condamin, Monacoville, Monte-Carlo.
15. Региональный политический процесс: сущность, основные признаки. Основные типы региональных политических процессов.
16. Федеральный и региональный избирательный процесс. Особенности избирательных региональных процессов в России.
Политическая территория может быть иначе определяема как политический регион с присущими ему признаками. Нам представляется, что регион только тогда в полной мере может быть назван политическим пространством, когда в нем наличествуют выборные органы власти, сформированные на основе принципа разделения властей. Исходя из этого, формулируя вопрос, центром какого региона является Нижний Новгород, можно ответить, что ни Приволжский федеральный округ, ни Волго-Вятский экономический район, ни тем более губернаторская ассоциация «Большая Волга» полноправными регионами названы быть не могут. Признаками региона в этом случае будет обладать лишь Нижегородская область.
С другой стороны, если мы разводим понятия политического и государственного, то мы должны признать, что вычленения только официальных структур как признака политического региона будет недостаточно (они являются признаком скорее государственного, или административного, региона). Иначе говоря, если государственный регион всегда действует в рамках предуказанных свыше административных границ, то политический регион может и не совпадать с этими рамками, в одних случаях выходя за их пределы, в других – не доходя до этих пределов.
В отношениях центра и субъектов федерации в постсоветский период выделяются три периода:
В первый период (1990 – 1993 гг.) отношения между центром и регионами были дестабилизированы распадом СССР. Российское государство было слишком слабым, чтобы установить единые для всех субъектов РФ институциональные и политические рамки развития, а у центральной власти отсутствовали административные и иные ресурсы для управления территориями. Единственным эффективным механизмом воздействия со стороны центра на регионы в тот период являлся контроль над процессом элитообразования, распространявшийся главным образом на «русские» субъекты федерации – края и области.
В гг. во многих из них прошли выборы президентов, были приняты собственные конституции. В этом отношении «русские» субъекты отставали от национальных республик, но и там началось осознание собственной значимости. Процесс перераспределения полномочий между центром и регионами никем не контролировался и принял форму стихийной децентрализации. Руководство страны заключило с региональными элитами политический компромисс по формуле «полномочия в обмен на политическую лояльность». Личные договоренности внутри элиты удержали Россию от распада, но это было лишь ситуативным решением проблемы.
На втором этапе (1994 – 2000 гг.) в России возникла асимметричная федерация. Это стало возможным благодаря начавшейся формализации отношений между федеральным центром и субъектами РФ. Принятая в декабре 1993 г. Конституция закрепляла за субъектами федерации право формировать собственную законодательную базу и самостоятельно устанавливать систему региональной власти. Руководители «русских» субъектов осознали значимость институциональной и законотворческой деятельности. В гг. в большинстве регионов прошли выборы и были сформированы органы представительной власти. С 1996 г. в «русских» субъектах РФ стали проводиться выборы глав регионов (до этого выборы состоялись лишь в нескольких «русских» провинциях). Процессы регионального развития в субъектах РФ, включая
К концу 90-х годов процесс децентрализации в Российской Федерации достиг своего предела, а осознание необходимости реформ стало всеобщим. Из этой исторической точки движение могло начаться, как в сторону подлинного федерализма, так и унитарного государства. Федералистский сценарий предполагал усиление государства при сохраняющемся высоком статусе регионов.
С избранием В. Путина в марте 2000 г. начался новый, третий, период в отношениях центра и регионов. Новая политика Кремля ставила своей целью интеграцию российского пространства и перераспределение ресурсов и полномочий в пользу федерального центра. Формирование единого правового, экономического, административного пространства отвечало ожиданиям части элиты и общества в целом. В более широком смысле новая политика Кремля была направлена на поиск механизмов, которые могли бы сделать региональную ситуацию управляемой «из центра». С этой целью в России выстраивалась «властная вертикаль»; создавались новые институты, призванные контролировать региональную власть (Федеральные округа); система двусторонних договоров отменялась (хотя в законе прописана сложная процедура их заключения); устанавливались принципы «бюджетного унитаризма», позволявшие концентрировать финансовые средства в Москве. Результатом первого президентского срока В. Путина стал выстроенный в России режим контролируемого плюрализма, при котором федеральная власть укрепила свои позиции, но полностью освободиться от политического влияния региональных элит не смогла [10].
Новая политика Кремля упорядочила отношения центра и регионов, отчасти ввела их в правовое русло и создала условия для осуществления контроля федеральных властей над регионами. Она позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом «изменила всю конфигурацию институтов власти» [8, С. 237]. Одновременно Кремлю удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.
17. Республики РФ: между этнорегионализмом и экономическим национализмом. Прошлое и настоящее. Бюджетный федерализм.
Единственным способом превратить Россию в подлинную федерацию является конституционное урегулирование отношений между центром и регионами. И, прежде всего, это должно касаться бюджетных полномочий, через объем которых и определяется подлинная самостоятельность и субъектов федерации, и местного самоуправления.
Российская конституционная модель бюджетного федерализма на сегодняшний день отличается крайне общим характером регулирования и нуждается в совершенствовании, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, призванном юридически обеспечивать реализацию конституционных основ. Конституционное закрепление основ бюджетного федерализма позволит децентрализовать отношения между Российской Федерацией и ее субъектами.
Позитивное влияние бюджетной децентрализации на экономический рост, в частности, доказывалось Дж. Хафером и А. Шахом, которые основывались на системе специально разработанных ими индексов (показатели политической свободы, политической стабильности, качества управления), которые сравнивались с динамикой ВВП, его распределением, соотношением внутреннего долга с ВВП и т. д. Но такие специалисты как
Х. Девуди и Х. Зу констатировали негативное влияние бюджетной децентрализации на экономическое развитие. Но как показывают статистические данные, уровень бюджетной децентрализации в развитых странах значительно выше, чем в развивающихся.
Говоря же о России, то именно централизованное принятие решений и финансовый контроль остаются основными характеристиками российской финансовой системы. В области доходов более 90% региональных и местных доходов непосредственно контролируется федеральным законодательством. Федеральные налоговые органы собирают почти 100% налогов, уплаченных в региональные и местные бюджеты.
С хронологической точки зрения, которая во многом определяет содержательную, республиканские конституции можно разделить на 3 основные группы.
РФ основано на ее государственной целостности. Конечно, упоминание о суверенитете в конституциях субъектов РФ противоречит данной статье, но в силу некоторой ее двусмысленности, да и вообще проблематичности суверенитета в федеративном государстве, подобные положения продолжают существовать почти в конституциях почти всех субъектов РФ, кроме, пожалуй, Степного Уложения Калмыкии и Конституции Ингушетии.
19. Политическое ландшафтоведение. География власти: электоральные и культурологические измерения.
Политический ландшафт представляет собой пространственно организованную систему, включающую в себя феномены политической жизни и природные условия и обладающую территориальностью. Основное значение этого
понятия заключается в том, что оно помогает связать политический процесс с окружающей средой, в которой он протекает. Для того, чтобы сделать эту связь более эффективной, представлений о визуальном политическом ландшафте недостаточно (Туровский, 1995).
Во-первых, каждый политический ландшафт занимает конкретную территорию. Тем самым он связывается с местной политической культурой, которая выступает в качестве компонента местного политического ландшафта. Во-вторых, политический ландшафт связан с природой, природными условиями. В-третьих, политический ландшафт связан с политическим процессом. Тем самым политический ландшафт как категория политического
анализа представляет комплексную территориально-природно-политическую систему, в рамках которой связаны территория, природа и политический процесс.
Природный слой политического ландшафта видится как совокупность природных явлений и условий, которые значимы для политической сферы. Природа оказывает непосредственное влияние на традиционные представления о мире. Природные условия ставят пределы возможностям политического развития, применения политических технологий, использования элементов иных политических систем и корректируют ассимиляцию заимствованных элементов. Сложные природные условия не раз в истории востребовали централизованное государство. Вспомним и
дискуссию о том, насколько в России с ее суровым климатом применима рыночная модель экономики. Под влиянием природы формируются национальная политическая культура, ценностные ориентации.
другими значимыми историческими событиями, национальными символами (например, Куликово Поле, гора Арарат для армян, гора Мангендэ для северных корейцев). Специальные исследования природного слоя политического ландшафта особенно характерны для географического детерминизма.
20. Миноритарные языки: история и современность. Федеративная и региональная политика отношения к ним.
21. Миноритарные языки и национальные меньшинства. Федеративная и региональная политика отношения к ним.
Закон Российской Федерации от 01.01.2001 N 82-ФЗ
О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации ( с изменениями на 22 августа 2004 года).
Согласно данному закону, коренными малочисленными народами Российской Федерации считаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Также Закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации дает определения традиционного образа жизни малочисленного народа, исконной среды обитания малочисленных народов, общины и иной формы общественного самоуправления, уполномоченных представителей малочисленных народов и этнологической экспертизы и гарантирует связанные с этим права.
Закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов. Кроме того, закон гарантирует лицам, принадлежащим к малочисленным народам, судебную защиту их прав и определяет особенности направления на гражданскую альтернативную службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Статья 10 данного закона посвящена гарантиям прав малочисленных народов на сохранение и развитие своей самобытной культуры.
Закон Российской Федерации от 01.01.2001 N 1807-1
О языках народов Российской Федерации (с изменениями на 24 июля 1998 года) охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридической нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.
Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными. Унитарным (от латинского слова — единство) является государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.). При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т. е. самоуправляющиеся образования. Классическим примером в это отношении является Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.
Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII века, на ее сохранении сказался и незавершенный, компромиссный характер английской буржуазной революции XVII века. Палаты парламентов унитарных государств, в отличие от федераций, не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.
Унитарное — это единое и целостное государство. Федеративное государство (от позднелатинского слова — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и территориальному принципам, либо федерация создается, используя и одно и второе начало.
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.
Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии — двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
23. Отражение в СМИ федеральных и региональных политических процессов: общее и особенное.
24. Понимание национализма в мировой литературе и практике. Роль международных организаций.
25. Соотношение национализма и демократии в современном мире: Россия и Зарубежье.
Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве.
Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.
В СССР, а потом в России дискуссии о национализме стали возможны только в условиях начавшейся демократизации. Но именно тогда возникли массовые национальные движения, представители элит в союзных и автономных республиках выступили с обоснованием идей национализма. Полемика вокруг национальных проблем выходила далеко за пределы научного сообщества, она оказалась неотъемлемой частью всей политической жизни нашего общества.
Под влиянием национальных движений в союзных республиках, которые в начале перестройки способствовали падению тоталитарного режима, у российских политиков и ученых вырос интерес к мировому опыту оценки национализма. Еще в СССР начали переводиться работы Э. Геллнера, обсуждаться идеи Э. Кендури, Э Хобсбаума, Э. Смита, Б. Андерсена, Д. Холла. В западной литературе национализм трактовался как принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать.
Верность идеям этнического возрождения стала мобилизующей силой общественных движений, направленных на достижение собственной государственности22. Нация должна быть как можно более независимой, что требует достижения ею некоторого политического суверенитета23.
Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации24.
Несоответствие деклараций национализма его реальной практике, которое реально имеет место, не избавляет от необходимости объективного анализа сути национализма. Поэтому ученые пытались найти такое определение понятия «национализм», с которым согласились бы и его противники, и его сторонники (последние воспринимали его позитивно). Приведенное выше понимание национализма отражает не оценку его, а именно суть.
Теории демократии, принимающие за основу политической власти индивида, личность, и рассматривающие подлинным субъектом демократии отдельных граждан, составляют группу индивидуалистических концепций. Таковы либеральные теории. В них делается акцент на вопросе: “Как править?”. Это означает подход к определению демократии с точки зрения ее технологии, а именно, механизма участия субъектов (членов сообществ) в политической жизни, в принятии политических решений. Данные теории рассматривают демократии больше не в сущностном, а в технологическом плане. Демократия определяется как система власти и форма правления, не тождественная правлению самого народа, а являющаяся властью для народа. Правящим субъектом является не народ, а его представители. В такой интерпретации демократия представляет конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределяемыми заранее результатами. Массам, как подчеркивал Вебер, предоставляется возможность выбирать между конкурирующими элитами, а также возможность оказания им поддержки.
Современные теории демократии различаются также по трактовке критериев демократии. Индивидуалистические концепции вопрос о критериях демократии сводят в основном к процедурам (технологии), с помощью которых мыслится ограничение поля действия государственной власти. В числе таких процедур: децентрализация власти, создание альтернативных источников власти и других механизмов сдержек и противовесов. В коллективистских же концепциях в качестве критерия демократии подчеркивается в первую очередь уровень массовости непосредственного участия граждан в управлении государством. Идеал демократии — поголовное участие масс в. управлении. По Ленину, “каждая кухарка” может управлять государством. Политический контроль за деятельностью государственных институтов осуществляет руководящая массовая партия. Наличие такового — тоже существенный признак коллективистской демократии.
26. Суверенитет республик и территорий — инициация лидеров или масс. Новые тенденции в формализации международного правового процесса.
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
27. Основные проблемы формирования профессионального подхода в понимании федеративных и региональных политических проблем
Рассматривая вопросы развития Федерации и региональной политики необходимо исходить из приоритета интересов и прав граждан перед интересами государства. Это означает, что любые политические или законодательные инициативы в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и улучшение качества жизни всех, кто проживает на территории России. Формируя свою позицию по этим вопросам я опираюсь на ряд исходных предпосылок:
· Единство России может быть сохранено только при “конституционной”, а не “договорной” федерации. Поэтому, при всех существующих региональных различиях и особенностях, принципы построения государственной власти в субъектах Федерации и порядок их взаимодействия с органами федеральной власти должны определяться Конституцией РФ и федеральными законами, а не индивидуальными договорами между политическими кланами в центре и в регионах.
· В результате исторического развития, неоднородности географических, климатических, ресурсных, экономических, демографических условий в рамках России, как единого государства, сложились крупные региональные зоны, обладающие специфическим, отличным от других регионов, потенциалом развития.
· Региональные проблемы, в значительной степени унаследованные от предыдущего периода, настолько обострились, что в настоящее время серьезно угрожают существованию самого Российского государства.
Последние годы характеризовались отсутствием сформулированной и целенаправленной государственной политики по развитию и укреплению Федерации, регулированию территориального аспекта экономического и социального развития России и ее отдельных регионов.
В этой ситуации необходим новый подход к формированию федеративной политики, а также государственной системы регулирования и поддержки регионального социально-экономического развития. Суть этого нового подхода заключается в сочетании следующих основных направлений:
1. Дальнейшего уточнения и совершенствования конституционно-правовых основ федерализма путем внесения поправок в Конституцию и принятия федеральных законов, развивающих и конкретизирующих конституционные нормы.
3. Формирование системы государственной поддержки и регулирования территориального развития на основе концепции стратегии территориального развития России.
2. Совершенствования принципов федерализма в сфере межбюджетных отношений, распределения полномочий по распоряжению государственной собственностью, в том числе природными ресурсами.