Что такое региональное природопользование
Что такое природопользование
Чуть больше года назад в МГИМО была создана кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии. В своем экспертном комментарии доцент кафедры мировой экономики Владимир Горбанев объясняет суть понятия «природопользование».
Одной из серьезнейших глобальных проблем современности является усиленный рост потребления и использования как самих природных ресурсов, так и экосистемных услуг. Это объясняется, с одной стороны, увеличением численности населения планеты, а с другой — ростом экономики и технической вооруженности человечества. Одновременно с увеличением потребления усиливается глобальная деградация окружающей среды. В то же время темпы роста количества мероприятий по охране окружающей среды явно отстают от этого процесса.
Изучением проблем, связанных с возникшим противоречием, занимается наука о природопользовании — геоэкология. В отличии от экологии — биологической науки — геоэкология является частной географической наукой о взаимодействии человека с окружающей его средой. Непосредственно природопользование не может рассматриваться как научное направление. Природопользование — это, прежде всего, деятельность. Это комплекс практических мер, направленных наиспользование природных ресурсов и экосистем.
Природопользование может носить двоякий характер. Оно может быть нерациональным — экологически опасным, истощительным. И наоборот, рациональным — экологически безопасным, неистощительным, обеспечивающим потребности общества в природных ресурсах и экологических услугах для развития, без вреда окружающей среде.
Концепция рационального природопользования впервые была разработана советскими географами, в том числе Д.Л. Армандом, который еще в 60-х годах прошлого века писал: «Моральный долг каждого поколения — оставить следующему поколению природные богатства в лучшем состоянии и в большем количестве, чем оно получило от предыдущего». В дальнейшем эта концепция была развита в работах советских и российских ученых: В.А. Анучина, В.С. Преображенского, Н.Ф. Реймерса, Э.В. Гирусова, С.Н. Бобылева, Н.Н. Клюева, И.Н. Волковой и других. Значительно позже идеи рационального природопользования получили свое продолжение за рубежом в виде концепции устойчивого развития.
По В.А. Анучину рациональное природопользование, включающее в себя воспроизводство и охрану природы, подразумевает «качественный и количественный учет природной среды и природных ресурсов с прогнозированием возможностей их общественного, а не только производственного использования».
Наиболее характерная черта современности — экологизация экономического развития. Экономика индустриальной эпохи нацелена на экономический рост в условиях увеличения потребления, а значит на разрушение окружающей среды и в особенности экосистем, которые являются, прежде всего, фундаментом жизни, и только во вторую и третью очередь — природным ресурсом.
Наступающая эпоха постиндустриализации коренным образом меняет суть природопользования. Если раньше речь шла о состоянии отдельных видов природных ресурсов, то в настоящее время человечество сталкивается с глобальной геоэкологической проблемой, где все компоненты окружающей среды — природные, техногенные, социальные — переплетаются в единый узел.
В постиндустриальных, развитых странах в последние 20-30 лет наблюдается резкое сокращение потребления сырья и материалов. «Экономика знаний» способствует смягчению проблем окружающей среды. В то же время в индустриальных и уж тем более в доиндустриальных странах сохраняется бедность, усиливается деградация окружающей среды, учащаются геоэкологические катастрофы. В странах Евросоюза на природоохранные проекты выделяется 4-9% ВВП, в США меньше — около 2,5% ВВП, причем этот показатель растет. В результате природоохранных мероприятий в этих странах удалось снизить нагрузку на окружающую среду при одновременном росте объемов производства.
Развитые страны, обеспечивающие более 80% мирового ВВП, производят менее 65% мировых отходов и 50% выбросов углекислого газа. Хотя, конечно, следует заметить, что на эти же страны приходится менее 20% мирового населения. По оценкам МВФ потребление природных ресурсов в развитых странах на единицу готовой продукции сокращается ежегодно на 1,23%. Расширяется использование вторсырья: в ФРГ сельскохозяйственные отходы, отработанные масла утилизируются на 90%, корпуса автомобилей — на 98%. Одновременно рациональное природопользование достигается за счет географических сдвигов в структуре экономики: энерго- и материалоемкие производства заменяются наукоемкими, причем первые все чаще перемещаются в развивающиеся страны.
Конечно, объективности ради следует подчеркнуть, что постиндустриальные функции в развитых странах сложно переплетаются с индустриальными, что характерно в первую очередь для средних и малых предприятий и компаний. Потребности населения на Западе отнюдь не уменьшились, наоборот — они все время растут. Сегодня один житель развитых стран потребляет столько же ресурсов, сколько 20 человек в развивающихся, а потребление энергии одним американцем эквивалентно её потреблению 14 китайцами или 531 эфиопом. В целом развитые страны потребляют 50% общемировой энергии и 80% сырьевых ресурсов.
И, тем не менее, интенсивная экономика постиндустриальных государств демонстрирует гибкость и способность адаптироваться к меняющимся условиям природопользования. В результате внедрения ресурсосберегающих технологий им удалось за 10-20 лет в 1,5-2 раза снизить ресурсоемкость своего ВВП.
В то же время постсоциалистические и развивающиеся страны продолжают двигаться экстенсивным путем: объемы потребления ресурсов у них меняются параллельно (или даже более высокими темпами) с ростом экономики.
Как уже отмечалось выше, на состояние природопользования решающую роль оказывает рост населения, ведущий к росту потребления. Впервые на эту связь указал англичанин Т. Мальтус. Суть его модели заключается в том, что население по его подсчетам возрастает в геометрической прогрессии (удваивается через каждые 25 лет). А средства существования возрастают в арифметической прогрессии. Отсюда он делает вывод, что прирост населения будет превышать прирост средств существования, что приведет к голоду и другим отрицательным последствиям.
Модель 26-летнего ассистента Массачусетсского технологического института Д. Медоуза, изложенная им с соавторами в 1972 г., приводила к выводу, что примерно к 2020-2025 гг. наступит «предел роста», после чего, если не будут приняты адекватные меры, случится глобальная экологическая катастрофа, упадок экономики и резкое снижение численности населения до уровня, который сможет выдержать окружающая среда.
Однако в дальнейшем Д. Медоуз с соавторами пришли к выводу, что к 1990 г. человечество уже вышло «за пределы роста», т.е. за пределы самоподдержания геоэкосистемы «Земля», причем примерно на 20%. При этом авторы модели придерживаются оптимистического сценария, показывая, что последствия выхода за пределы роста поправимы, но для этого необходима политическая воля.
Помимо ресурсных ограничений роста мировой экономики и соответственно природопользования существуют геоэкологические ограничения, к которым можно отнести негативные изменения качества окружающей среды. На него оказывают влияние такие процессы, как глобальное изменение климата, сокращение биоразнообразия, обезлесивание, опустынивание, деградация почв, загрязнение морской среды, пресных вод, почв, атмосферы, дефицит водных ресурсов и другие негативные процессы и явления.
Видимо, правы те ученые, которые полагают, что в эпоху постиндустриализации экономика должна стать экоэкономикой и перейти от парадигмы роста к парадигме развития. Только в этом случае мы сможем обеспечить рациональное природопользование.
Региональное и отраслевое природопользование
Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Управление природопользованием |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Экология и природопользование_УП-1-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.
Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.
Рабочая программа дисциплины
Региональное и отраслевое природопользование
составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 25.05.2021 г. № 6
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.
Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 25.05.2021 г. № 6
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент
Что такое региональное природопользование
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Положение о Росприроднадзоре
Постановление
от 30 июля 2004 г. № 400
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 ИЮЛЯ 2004 Г. N 370
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.2006 N 620,
Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.2006 N 620, от 20.12.2006 N 780, от 24.05.2007 N 315, от 16.04.2008 N 282, от 29.05.2008 N 404, от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649, от 01.12.2009 N 975, от 27.01.2010 N 31, от 28.03.2010 N 191, от 15.06.2010 N 438, от 26.07.2010 N 549, от 13.09.2010 N 717, от 12.10.2010 N 820, от 24.03.2011 N 210, от 08.10.2012 N 1027, от 30.04.2013 N 393, от 05.06.2013 N 476, от 21.10.2013 N 936, от 02.11.2013 N 988, от 27.12.2014 N 1581, от 16.04.2015 N 365, от 11.11.2015 N 1219, от 25.12.2015 N 1435, от 01.07.2016 N 616, от 07.07.2016 N 638, от 13.12.2017 N 1545, от 26.06.2018 N 724, от 05.10.2018 N 1196, от 08.05.2019 N 574, от 11.07.2019 N 882, от 24.11.2020 N 1923)
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя:
5.1.1. федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
5.1.2. государственный земельный надзор;
5.1.3. государственный надзор в области обращения с отходами;
5.1.5. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
5.1.6. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
5.1.7. государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
5.1.8. государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
5.1.9. государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
5.1.10. государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
5.1.14. федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5.1.15. федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
5.1.17. государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки);
5.1.18. федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
5.1(1). осуществляет государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
5.2. выполняет функции:
5.2.1. Административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;
5.2.2. федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал (за исключением государственного регулирования в области государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал);
5.2.3. федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать в установленной сфере деятельности заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения;
5.2.4. по контролю за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации:
5.2.4.1. в области экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
5.2.4.2. в области водных отношений с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений и представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
5.2.4(1). по контролю за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации и за расходованием средств на их осуществление:
5.2.4(1).1. в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и предписаний об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
5.2.4(1).2. в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
5.2.5. оператора единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;
5.3. выдает в установленном порядке разрешения на:
5.3.1. использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
5.3.2. оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
5.3.4. содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
5.3.4.1. акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, на гибридизацию объектов животного мира;
5.3.5. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;
5.3.7. вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;
5.3.13. создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации;
5.3.15. выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
5.3.17. транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;
5.3.19. захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
5.5.2. осуществляет охрану водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
5.5.6. согласовывает введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов (кроме объектов рыболовства);
5.5.7. координирует деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах своей компетенции;
5.5(8). осуществляет прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
5.5(9). утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также устанавливает предельно допустимые выбросы и временно согласованные выбросы;
5.5(9-4). осуществляет прием отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, представляемой производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, за истекший календарный год;
5.5(9-5). осуществляет учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию;
5.5(9-6). осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора;
5.5(9-7). осуществляет прием информации, определенной пунктом 19 статьи 24(2) Федерального закона «Об отходах производства и потребления», от Федеральной таможенной службы;
5.5(10). ведет федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
5.5(12). организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;
дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена и плоды);
дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения;
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в Красную книгу Российской Федерации;
коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии;
минеральное сырье (природные необработанные камни);
информация о недрах;
озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая;
ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (при импорте);
5.5(14). ведет реестр районов захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
5.5(15). осуществляет прием заявки на получение комплексного экологического разрешения;
5.5(16). осуществляет размещение заявки на получение комплексного экологического разрешения на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечивает возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц;
5.5(17). осуществляет выдачу комплексного экологического разрешения;
5.5(18). осуществляет прием декларации о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
5.5(19). осуществляет прием декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
5.5(20). согласовывает план мероприятий по охране окружающей среды;
5.5(21). осуществляет прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, а также отчета о выполнении программы повышения экологической эффективности;
5.5(22). осуществляет размещение проекта программы повышения экологической эффективности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечивает возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц;
5.5(23). осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения;
5.5(24). в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области водных отношений, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по проведению экологической экспертизы, подтвержденного результатами проверки (проверок), проведенной (проведенных) в рамках контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, подготавливает и представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5.8. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.10. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.11. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Службы, а также контроль и координацию деятельности ее территориальных органов и находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке и мобилизации;
5.11(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по выполнению ими полномочий в области гражданской обороны;
5.12. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
5.13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
5.14. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
5.16. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
6.6.1. приостанавливать использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
6.6.2. направлять в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представления по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира на определенных территориях и акваториях в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, служебных удостоверений государственных инспекторов Службы, порядок ношения форменной одежды и знаков различия, а также нормы и порядок обеспечения форменной одеждой указанных лиц.
7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по надзору в сфере природопользования возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.7. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей его территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету доходов и расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.