Что такое региональный компонент

Статья по краеведению на тему»Понятие и сущность регионального компонента в образовании.»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие и сущность регионального компонента в образовании.

Дробышева Марианна Васильевна.

Понятие и сущность регионального компонента в образовании.

Под региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации».

Некоторые ученые и исследователи понимают региональный компонент как «часть содержания образования, в которой отражаются национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.)». При этом можно отметить, что ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и региональными компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, трудовая подготовка и др.). [26]

В педагогике есть и более обширный, комплексный подход к пониманию сущности регионального компонента. Профессор О.Ю. Стрелова определила сущность регионального компонента общего социально-гуманитарного образования как часть содержания и процесса образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации-социализации и культурации личности в условиях социокультурной среды своего региона. При этом подходе акцентируется не только специфика содержания, но и процесс образования; его цели (главная цель – духовно-нравственное развитие школьников); особенности образовательной среды; границы не субъекта РФ как политического проекта, а региона как гео-социокультурной конструкции.[4]

В массовом использовании среди педагогических исследователей популярны два подхода к определению сущности национально-регионального компонента содержания общего образования.

Первый – под региональным компонентом понимается результат деятельности субъекта Российской Федерации в определении структурно-организационных сторон школьного образования. Имеется в виду изучение в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ учебных курсов национально-регионального характера, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные. Изучение этих курсов планируется за счет части базисного образовательного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В качестве примера таких курсов можно назвать историю, географию субъектов Российской Федерации.

Второй подход к определению сущности регионального компонента содержания образования подразумевает расширение, конкретизацию содержания учебных предметов базисного учебного плана за счет материалов о регионе и материалов местного краеведческого характера.

Анализируя вышеизложенное, можно выделить, что сущность регионального компонента общего образования понимается нами как часть содержания и процесса общего социально-гуманитарного образования (в том числе географического), в которой отражаются региональные и национальные особенности региона России, который может совпадать в своих границах с субъектом Российской Федерации.

Изучение регионального компонента дает возможность школьникам более подробное представление о природных условиях, социально-экономическом положении родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины. А Знание географических особенностей своей малой родины – один из самых важных элементов географической картины мира, формирование которой – является главной образовательной целью современной школы.[4]

Содержание регионального компонента в географии имеет важные и большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные базовые знания географического образования. В процессе такого обучения можно реализовать установки, которые характерны для краеведческого принципа – следовать в обучении от частного к общему, вести учащихся от доступных для непосредственного наблюдения объектов и явлений к выводам и обобщениям.[31]

Целями регионального компонента географического образования являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства своего края;

развитие и закрепление навыков адаптации социально-ответственного поведения в географическом пространстве места своего проживания.

Основные задачи регионального курса географии:

сформировать географический образ своего края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства,

создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями,

расширить географические и экологические знания учащихся в решении проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики, воспитания у учащихся любви к Родине, своему родному краю,

научить школьников решать доступные им географические проблемы,

способствовать выбору жизненного пути и профессии. [ 31 ]

Результаты изучения регионального компонента можно разделить на личностные, метапредметные и предметные.

Личностным результатом является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой ценностных ориентаций, культурных и этнических принципов и норм поведения. [24]

Одними из важных личностных результатов обучения географии региона, можно выделить:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин РФ, житель региона)

представление о своем крае как субъекте Российской Федерации, его месте и роли в жизни страны,

осознание единства географического пространства края как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб,

осознание значимости и общности всех проблем края,

патриотизм, любовь к своей « малой родине»

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона, толерантность [24]

К метапредметным результатам можно отнести универсальные способы деятельности, которые формируются в школьном региональном компоненте курса географии:

умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбрать средства их реализации,

умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации краеведческого материала,

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей,

умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.

К предметным результатам освоения учащимися программы регионального компонента, можно отнести:

понимание роли и места современной географии в решении практических задач и проблем своего региона,

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения характеристик компонентов природы своей местности,

умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. [ 24 ]

Россия многонациональная и поликультурная страна, в этих условиях от успехов этой стратегии во многом зависит будущее нашей страны как федеративного государства. При анализе простановки регионального географического образования в субъектах РФ показывает, что его становление и развитие во многом сдерживается отсутствием теоретических педагогических исследований в этой области [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Атлас Ростовская область (Муниципальные районы и районные центры). ФГУП; изд-во «Южное аэрогеодезическое предприятие», 2006

2. Ростовская область. Школьный атлас. М., ООО «ДиЭмБи», 2004

3. Вальков В.Ф., Колесников С.И., Князев Н.Ш. Почвы Юга России. Ростов-на-Дону,2002

4. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2008.

5. Города и районы Ростовской области: Историко-краеведческие очерки. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1987

6. Дробышева М.В., Меринова Ю.Ю. : Развитие регионального компонента в школьном географическом образовании – Ростов-на- Дону, 2016

7. Дробышева М.В., Меринова Ю.Ю.: Развитие аспирантуры ЮФО при подготовке кадров высшей квалификации России – Вологда, 2016

8. Какичев В. Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 569-571.

9. Немцева Т.И.- Актуальные проблемы наполнения регионального компонента в образовании, Псков: ПГПИ, 1995, № 3.

10. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст] : закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 // Российская газета. – 1992. – 31 июля. – № 172.

11. Российская Федерация. Законы . О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Текст] : федер. закон от 25.06.2002 № 71-ФЗ : принят Гос. Думой 7 июня 2002 г. : одобр. Советом Федерации 14 июня 2002 г. // Российская газета. – 2002. – 28 июня. – № 115.

12. Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии.- Санкт-Петербург, 2010

13.Святченко И.В., Алексеева Л.В. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

14. Тимофеева З.М., Украйченко А.А. Опыт реализации регионального компонента общего географического образования.- Ростов-на-Дону, 2013

Источник

Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»

Что такое региональный компонент. Смотреть фото Что такое региональный компонент. Смотреть картинку Что такое региональный компонент. Картинка про Что такое региональный компонент. Фото Что такое региональный компонент Наталья Кондратьева
Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»

Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросов общества. Реализация регионального компонента набирает силу, и он должен быть включен в основную общеобразовательную программу.

Р. Р. Агишева, Р. Х. Гасанова, Т. А. Брюханова в настоящее время занимаются обновлением регионального компонента. Они делают акцент на проблемах регионального характера.

Рассмотрим понятие «Региональный«

В Большом Энциклопедическом Словаре дается определение «компонента«, как составной части, элемента чего-либо.

В педагогике термин «Регионального компонента» понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.

Основные цели регионального компонента:

• создание педагогических условий в условиях региона;

• обеспечение единства в образовательном пространстве на территории региона.

Региональный компонент направлен на:

• вариативность общеобразовательной программы;

• овладение детьми культуры своего региона;

• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.

Региональный компонент – это защита и развитие культурны и особенности данного региона. Все это дало возможность включить в него материал, отражающий региональные особенности.

Данный компонент способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала.

А также предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия, направленные для изучения особенностей региона, языка данного региона и его литературы. Кроме того, ФГОС устанавливает объем регионального компонента в содержании основной общеобразовательной программы.

Для дошкольной педагогики важной задачей является приобщение дошкольников к культуре той местности, того региона на котором проживают. Региональный компонент недостаточно исследован, следовательно, появилась проблема интеграции регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что проблемы существуют. Региональному компоненту не уделяется должного внимания, то есть не уделяется внимание ценностным ориентирам, направленным на осознание принадлежности к семье, народу, единству со своей страной. Поэтому для формирования у ребенка чувства патриотизма должна вестись непрерывная работа.

Патриотическое воспитание посредством внедрения в образовательный процесс регионального компонента Слайд 1. Методический семинар на конкурс «Воспитатель года-2015» по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством введения регионального.

Комплексы утренней гимнастики (с включением регионального компонента) Комплекс утренней гимнастики для детей младшего возраста (с включением регионального компонента) Автор стихов: Варвара Бардадым, кубанская.

Педагогический совет. Использование регионального компонента в ДОУ. Данная разработка содержит теоретический и практический материал по вопросам приобщения дошкольников к культуре, традициям и истории родного.

Что такое региональный компонент. Смотреть фото Что такое региональный компонент. Смотреть картинку Что такое региональный компонент. Картинка про Что такое региональный компонент. Фото Что такое региональный компонентРазвлечение на экологическую тему с использованием регионального компонента ценарий развлечения для детей подготовительной группы. Экологическая тропа «Оживление леса родного края» (с использованием регионального.

Реализация регионального компонента в проектной деятельности «Защитим первоцветы Адыгеи» Природа более всего чудесна в малом. К. Линней. Воспоминания из детства Я родилась в ст. Ильинской Краснодарского края, тихом равнинном.

Что такое региональный компонент. Смотреть фото Что такое региональный компонент. Смотреть картинку Что такое региональный компонент. Картинка про Что такое региональный компонент. Фото Что такое региональный компонентСодержание регионального компонента в музыкальных уголках для родителей и консультаций воспитателей Музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской обл. Цель:раскрыть содержание одной из форм работы по реализации.

Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные» Тема: «Домашние животные». Цель: ввести в активную лексику слова по теме «Домашние животные». Задачи: обогащать представления детей о домашних.

Источник

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до»

Что такое региональный компонент. Смотреть фото Что такое региональный компонент. Смотреть картинку Что такое региональный компонент. Картинка про Что такое региональный компонент. Фото Что такое региональный компонент Любовь Олеговна Семенова
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательных областей направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Использование регионального компонентакак одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ,использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города, края.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

— знакомить детей с особенностями и традициями города Георгиевска, Ставропольского края;

— формировать представления о родном городе,крае: истории, улицах, профессиях;

— знакомить с именами знаменитых земляков;

— формировать знания о живой и неживой природе края;

-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

•использование программ и технологий по краеведению;

•создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

•учет специфики организации и построения педагогического процесса;

•использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре,природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

•принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

•принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

•принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

•принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

•принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

•принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

•принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музей, театры, дома культуры и т. п.).

Для реализациипрограммы привлекаются различные специалисты: сотрудники городского музея, преподаватели художественной школы, художники.

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции,которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.

А также приобщение к русской праздничной культуре: государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); празднование дней рождения детей группы. Все это содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Парциальная программа.ИД: Детство-Пресс, 2016г.

3. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. –М. : ИД. : «Цветной мир», 2015. – 144с.

4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»». Парциальная программа.

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.

Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает,что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

•Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

•Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

•Определяет свою социальную роль;

•Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

•Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

•Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

•Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

•Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС, а значит, ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Тема: «Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – важнейший.

Консультация для старших воспитателей «Методическое сопровождение педагогов ДОО в соответствии с ФГОС» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Консультация для воспитателей «Ежедневное планирование в соответствии с ФГОС» Консультация для воспитателей «Календарные планы по ФГОС» Многие воспитатели задают вопрос: Как писать календарные планы по ФГОС ДО?.

Консультация для воспитателей. Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до Один мудрец, как-то наблюдая за младенцем и его родителями, сказал: «Глупый король в окружении слепо преданных министров». На самом деле,.

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа во время режимных моментов в соответствии с ФГОС» Согласно федеральным государственным требованиям (ФГОС) работа с детьми проводится таким образом, что интеграция образовательных областей.

Что такое региональный компонент. Смотреть фото Что такое региональный компонент. Смотреть картинку Что такое региональный компонент. Картинка про Что такое региональный компонент. Фото Что такое региональный компонентРеализация регионального компонента. Макет «Кормушка для зимующих птиц» Макет «Кормушка для зимующих птиц»Цель: познакомить с зимующими птицами, их образом жизни, поведения и питания. Задачи: Образовательные:.

Тематическое планирование в соответствии с программой «От рождения до школы» с учётом регионального компонента Средняя группа Тема недели Содержание работы Варианты итоговых мероприятий «День знаний» 4 неделя августа «Мой детский сад» Продолжать знакомить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *