Что такое регионоведение что изучает
Регионоведение: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины «Регионоведение». Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Регионоведение: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Регионоведение является новой областью научного знания, начавшей развиваться в мире в последней четверти XX в., а в России около 10 лет назад.
В данном пособии рассматривается исторический аспект регионального развития России, этапы районирования различных периодов, от становления Российского государства и до наших дней; подробно анализируются научные основы территориальной организации хозяйства в условиях становления рыночных отношений.
Излагается региональная структура экономики, дается оценка населения и трудовых ресурсов, характеристика природных ресурсов.
Данное издание предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов.
ЛЕКЦИЯ № 1. Общие положения курса «Регионоведение»
1. Понятия «экономический район», «отраслевой район», их соотношение
Регионоведение — область научных знаний, изучающая территориальную организацию хозяйства.
Предметом регионоведения являются экономические районы всех уровней — экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, территориально-производственные комплексы, отраслевые промышленные и агропромышленные комплексы, свободные экономические зоны.
Регионоведение изучает внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений. Регионоведение раскрывает понятия всех форм территориальной организации хозяйства.
Экономические зоны представляют собой группы укрупненных районов, выделяемых в таксономическом ряду для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений.
Укрупненные районы в современной экономической литературе называют макрорегионами.
Основным звеном в системе экономического районирования являются крупные экономические районы. Крупный экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную (рыночную) специализацию и прочные внутренние экономические связи. Крупный экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным разделением труда. В каждом крупном экономическом районе выделяются три группы взаимосвязанных друг с другом отраслей — отрасли рыночной специализации, отрасли, дополняющие территориальный комплекс, и отрасли инфраструктуры. В настоящее время функционирует 11 крупных экономических районов — Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
Крупные экономические районы подразделяются на районы среднего звена, или мезорайоны. К ним относятся республики, края и области, входящие в состав России. Эти районы являются также специализированными комплексами, но с более ограниченным составом отраслей и экономическими связями.
В составе районов среднего звена выделяют низовые районы, или микрорайоны. Это первичные звенья в таксономии экономического районирования — административные городские и сельские районы.
Под агломерацией понимают территориальное экономическое образование, отличающееся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений. Агломерации имеют высокую плотность населения (например, Московская агломерация, Санкт-Петербургская и др.).
Промышленный узел — группа производств, компактно размещенных на небольшой территории, связанных между собой производственными связями, имеющими общую систему расселения, сложившуюся социальную и техническую инфраструктуру.
Промышленный центр — группа производств, компактно размещенных на сравнительно небольшой территории и в большинстве своем не связанных технологически между собой.
Новой эффективной формой территориальной организации хозяйства являются территориально-производственные комплексы (ТПК), формирующиеся в пределах крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов. Их называют программно-целевыми ТПК, так как их развитие финансируется из государственного бюджета и они развиваются в рамках утвержденных правительством программ. ТПК являются перспективной базой создания новых крупных экономических районов.
Таковы основные формы территориальной организации хозяйства, являющиеся предметом изучения регионоведения. Все они взаимосвязаны и представляют единую систему таксономического ряда в экономическом районировании. Все они объединены в одно емкое понятие — «территориальная организация хозяйства». Рациональная территориальная организация хозяйства предполагает комплексное территориальное развитие хозяйства экономических районов всех таксономических рангов, рациональное, эффективное размещение производительных сил, совершенствование структуры хозяйства в соответствии с основными задачами рыночной экономики.
Задачей курса «Регионоведение» является изучение природно-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Регионоведение изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных комплексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений.
Регионоведение тесно связано с рядом смежных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах, — экономической географией, природопользованием, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевыми экономиками — и в своих исследованиях использует основные данные этих научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.
Формирование экономических знаний особенно важно для специалистов высшей квалификации государственного и муниципального управления и в первую очередь зависит от глубокого изучения ими конкретной территории, региона, где происходит вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую, расчетно-аналитическую, управленческую.
При изучении регионов необходимо глубокое понимание экономической и политической ситуации в них. Не все районы в одинаковой степени подготовлены к рынку. Известно, что сейчас можно выделить три типа регионов России, имеющих свои особенности при становлении рынка:
1) трудоизбыточные — Северный Кавказ;
2) оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Урал, Нижегородская область, промышленные узлы Сибири;
3) многоотраслевые и депрессивные районы — значительная часть зоны Севера.
2. Методология, научные методы дисциплины «Регионоведение»
Методологической базой регионоведения являются современные научные теории экономического районирования, результаты исследования структуры региональных комплексов, целевые федеральные программы развития регионов России, теоретические аспекты формирования территориально-производственных и отраслевых комплексов, закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяйства и экономических районов, положения региональной политики и стратегии.
В своих исследованиях регионоведение использует различные методы — балансовый, индексный, экономико-статистический, историко-сравнительный, картографический, методы экономико-математического моделирования при выборе оптимальных вариантов размещения производств в регионах, метод системного анализа и др.
Все методы исследования и показатели территориальных программ и прогнозов имеют целью выявить резервы роста производства в экономических районах, пропорциональность, эффективность и динамичность их развития.
Так, балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.
Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий: выбор региона и места для сооружения предприятия, расчеты обеспеченности его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами — все это составляет содержание балансового метода.
Для составления региональных балансов необходимо проведение проектно-изыскательских работ, экспедиционных исследований, в которых используются полевые и камеральные методы.
Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций.
Несложные балансовые расчеты производства и потребления продукции в районе с помощью обычной вычислительной техники относят к приближенным методам, а расчеты межотраслевого баланса — к точным методам.
Специфическим методом исследования регионоведения является картографический метод.
Карта является источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом районе. Она позволяет наглядно представить особенности размещения. Благодаря картам, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше воспринимаются и запоминаются не только особенности размещения, но и количественные показатели, характеризующие уровни развития районов. Карта является как бы образной моделью территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления в их взаимосвязи.
В региональных исследованиях широко применяется индексный метод. Для количественного определения уровня специализации экономического районирования используются коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности.
3. Коэффициент локализации, коэффициент производства продукции района на душу населения, коэффициент межрайонной товарности
Коэффициент локализации данного производства (L) представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране. Его расчет производится по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала.
где хj — доля j-гo региона в общем объеме факторного признака;
уj — доля j-гo региона в общем объеме результативного явления (в данном случае товарооборота);
n — число j-х регионов.
Коэффициентдушевогопроизводства σΔ исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны.
где Dj — товарооборот на душу населения j-го региона;
D — средний товарооборот на душу населения по всем регионам;
Sj — численность населения j-го региона;
m — число j-х регионов.
Коэффициент региональной товарности (КМт) рассчитывается как отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству.
где: Pij — цена i-го товара в j-м регионе;
S — численность жителей j-го региона;
n — число i-х товаров;
m — число j-х регионов.
Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации района.
4. Показатели, определяющие эффективность специализации районов
Одним из важнейших критериев размещения отраслей хозяйства на конкретной территории экономического района является показатель их экономической эффективности. Для определения экономической эффективности принят главный критерий получения намеченных объектов продукции с наименьшими затратами. В качестве показателей эффективности размещения производств принимаются себестоимость продукции с учетом ее доставки потребителю, удельные капиталовложения на единицу мощности и прибыль.
Наряду с этими показателями по каждой отрасли производства района разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения. Эта система включает:
1) удельные расходы основных видов сырья, топлива, энергии, воды на единицу продукции;
2) выход производственных отходов на единицу продукции;
3) трудовые затраты на единицу продукции;
4) удельные затраты основных фондов.
Использование показателей эффективности рационального размещения производств в районе способствует установлению оптимальных пропорций между ними.
Важнейшим методом исследования в регионоведении является системный анализ, позволяющий изучать комплексное развитие района, внутренние связи и их взаимодействие. Системный анализ — это всесторонний анализ, использующий принцип по-этапности начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием является наибольшее удовлетворение потребностей населения. В настоящее время, особенно в период становления рыночных отношений, проблемы размещения становятся все более сложными, а отраслевые и территориальные связи — все более трудно управляемыми. Поэтому возникает необходимость в применении нового метода исследования — экономико-математического моделирования. Этот метод позволяет определить территориальные пропорции развития экономики России, составить модель оптимального размещения отраслей хозяйства, составить модель формирования хозяйственных комплексов регионов. Использование этого метода с применением ЭВМ дает возможность с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромные массивы исходных данных и выбирать оптимальные решения в соответствии с поставленной целью.
5. Задачи научной дисциплины «Регионоведение»
Каковы же задачи научной дисциплины «Регионоведение» на современном этапе становления рыночных отношений?
Важнейшей задачей регионоведения является разработка теоретических основ формирования и развития экономических районов в условиях становления и развития рыночных отношений, разработка программ развития экономических районов в условиях рынка, разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и управления экономических районов всех таксономических рангов.
При этом главными ориентирами, особенно в развитии предпринимательства, создании социальной инфраструктуры, охране и рациональном использовании природных ресурсов, являются:
1) учет специфики каждого региона в осуществлении структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической перестройки;
2) перенос основных направлений рыночных реформ на региональный уровень.
Немаловажной задачей является также и децентрализация процессов управления, активизация экономической деятельности в каждом районе.
Одной из задач в проведении региональных экономических реформ являются разработка мер по пространственной интеграции экономики России, создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий органов управления, разработка мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, сохранению единого рыночного пространства.
Главная цель региональной политики — обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе.
Следует выделить следующие стратегические задачи регионального развития.
Для старопромышленных районов и крупных городских агломераций главная задача заключается в конверсии оборонных отраслей, модернизации инфраструктуры, утверждении многообразия форм собственности, оздоровлении экологической обстановки. Для районов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока наиболее актуально преодоление кризиса в аграрной сфере, возрождение малых городов и сел, развитие производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных земель. Необходимы разработки программ по самообеспечению населения продовольствием.
Для экстремальных районов Крайнего Севера и горных районов важнейшими задачами являются стабилизация социально-экономического положения, создание условий для возрождения малочисленных народов при основательной государственной поддержке.
Необходимы формирование новых хозяйственных комплексов на базе уникальных природных ресурсов, привлечение инвестиций для выполнения программ их развития, разработка системы мер по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
Для всех регионов России важнейшей задачей является стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств, формирование свободных экономических зон, создание технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
Для приграничных районов необходимы программы по переспециализации, ускоренному развитию инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации воинских частей.
Развитие инфраструктурных систем, особенно транспорта, связи, информатики, которые способствовали бы структурным сдвигам и обеспечивали бы эффективное развитие региональной экономики, имеет общероссийское значение.
Важной задачей регионоведения на современном этапе является разработка мер по преодолению чрезмерного отставания в уровне и качестве жизни населения отдельных республик и областей России. Специальные программы развития и поддержки должны быть разработаны для национальных депрессивных регионов: Калмыкии, Тувы, Бурятии, Чечни, Ингушетии, Дагестана и др.
Регионоведение как наука, предмет, объект, история становления, связь с другими науками
1. Регионоведение как наука, предмет, объект, история становления, связь с другими науками.
Регионоведение – комплексная наука, которая изучает региональные группировки, страны и их регионы как субъекты международных и межрегиональных отношений.
Объект регионоведения – регион (целостная территориальная система).
Регионоведение изучает особенности региона как целостной, динамической системы, эмерджентные свойства.
Предметом регионоведения являются экономические районы всех уровней — экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, территориально-производственные комплексы, отраслевые промышленные и агропромышленные комплексы, свободные экономические зоны.
Регионоведение изучает внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений. Регионоведение раскрывает понятия всех форм территориальной организации хозяйства.
Задачей курса «Регионоведение» является изучение природно-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Регионоведение изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных комплексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений.
Связь с другими науками: История (зная историю региона можно более полно дать его оценку. Пример: Африка – бедная страна, изучив её историю можно прийти к выводу что это следствие её колониального прошлого), политология, демография, культурология, экономика, социология, геополитика, экология, география (раскрывает особенности размещения полезных ископаемых и т.д. следовательно, на основе этих данных можно оценить уровень богатства региона)
2. Регион как территориальная система, типы регионов, классификация, территориальные уровни.
Регион – особый вид территории, характеризующийся специфической целостностью.
Территориальные уровни региона:
макроуровень (территориальные образования, обладающие необходимым набором целостнообразующих характеристик и состоящие из групп гос-в (юго-восточная Азия, европейский регион)),
мезоуровень (территориальное образование с необходимым набором целостнообразующих хар-к и состоящие из гос-в, а также их территорий, примыкающих к этому региону. Образованных на основе какого-либо системообразующего фактора («каспий»,»персидский залив»)),
микроуровень (территориальные образования состоящие из нескольких административных единиц (Сибирь, Центр.Россия))
1) геополитический (образуют гос-ва принадлежащие к одной военно-стратегич. системе, обеспечивающую коллективную безопасность. (Сев.Атлантика, Страны «варшавского договора»)),
2) геополитический военный (образуют Гос-ва с повыш. Конфликтностью,чреватой серьёзными последствиями для всего мира (ближний восток)),
3) административный (таксономический уровень политико-государственного устр-ва, через которую центральная власть осуществляет региональную политику (Новос-кая обл., г.Москва)),
4)экономический (территория с произв-ной специализацией в междунар-ом/межрайнном разделении труда (уральский регион, рурский район)),
5)социо-культ. (территориальная общность, сформировавшаяся в процессе длительного развития и выработавшая собственный цивилизационный/социокульт. код (исламская ИКО)),
6) географический (территория, характеризующаяся целостностью геогр. компонентов (Алтай, Камчатка)),
7) природный (единые природные условия (Амазония, Зап.Сибирь)
3. Страна и государство, особенности соотношения понятий (примеры).
Страна – географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства (колонии, подопечные территории). Под словом страна может пониматься не только территория, но и население этой территории.
Государство особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды, разделена между примерно двумястами государствами.
Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимы, между ними имеется существенная разница.
Понятие государство обозначает в первую очередь политическую систему власти, установленную на определённой территории, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Понятие страны является менее официальным, чем понятие государства.
Например, Британская империя являлась единым государством, состоявшим из многих стран (метрополия и множество колоний). Другой пример: современная Польша и Польша коммунистической эпохи страна одна и та же, а государство другое..
4. Особенности регионального процесса. Глобализация, интеграция, регионализация.
Глобализация – это динамичный процесс, процесс интенсификации этапа интернационализации, обладающий количественными и качественными характеристиками. Под глобализацией автор понимает растущую взаимозависимость стран в результате увеличения масштабов международной торговли и расширения ее сферы, охватывающей не только обмен товарами, но и услугами, капиталом, технологиями и финансовыми активами.
Неолиберальная глобализация – интернационализация экономич., полит. И культ. Жизни человечества, сопровождаемая игнорированием многих цивилизационных императивов.
Экономич. Глоб. – процесс формирования и развития единого мирового экономич. И инф. Пространства, обеспечивающий ускорение оборачиваемости капитала и внедрения новых идей.
Регионализация – это процесс взаимодействия, сближения экономик в определенных региональных рамках. Под регионализацией автор понимает процесс образования, функционирования, развития и расширения региональных интефационных объединений и группировок. Регионализация – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Геополит. Рег. – созд. «больших пространств»(рег. Группировок), чья военно-полит.и экономич. Мощь может противостоять мировому гегемону.
Экономич. Рег. – поэтапное формиров. В границах регион. Группировки зоны своб. Торг., таможенного союза и общего рынка.
МЭИ – процесс срастания экономич. Соседних стран в единый хозяйств. Комплекс на основе устойчивых хозяйств. Связей.
— углубление междунар. Разделения труда
— растущая интернационализация хоз.жизни
— повышение степени открытости нац. Экономик.
Условия успешной интегр.:
— одинаковый ур-нь экономич. Разв.
— одинаковый полит. Строй и режим
— интеграция должна идти «снизу»
— этапность, постепенность интеграционных преобразований
5. Типы интеграционных объединений (6).
— Зона свободной торговли – между 2 или несколькими странами участницами упрощается таможенный режим, отменяются тарифы, ограничения во взаимной торговле. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнёрами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнёры (так было в НАФТА: сначала — договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). (меркосур, снг, асеан)
— таможенный союз – соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, общий тариф по отношению к третьим странам. (ЕврАзЕс)
— общий рынок – является объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов, (свободное перемещение товаров, трудовых ресурсов, капитала) (Россия – Белоруссия) единое экономическое пространство нескольких государств со свободным без ограничений перемещением между странами-участниками объединения.
— экономический союз – Экономический союз создается на основе добровольности участия, уважения суверенитета, территориальной целостности, равенства прав, а также взаимной ответственности Договаривающихся Сторон за реализацию положений настоящего Договора. (общий рынок + общая, согласованная экономическая политика стран-участниц) ЕС 93-98
— валютный союз – группа стран, установивших границы взаимных колебаний курсов их национальных валют. (единая финансовая политика, единая денежная единица, единые финансовые органы) ЕС
— политический союз – соглашение между двумя государствами на определенный срок для достижения какой-либо общей цели, преимущественно для целей обороны или для выполнения какого-либо военного предприятия, (общие учреждающие, законодательные документы (конституция, союзный договор), согласованная внешняя политика) Россия, Белоруссия.
Целью таможенного союза (ТС) или зоны свободной торговли (ЗСТ) должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а не создание барьеров в торговле. Пошлины и другие меры регулирования торговли, установленные при создании таможенного союза не должны быть в целом выше или более ограничительными, чем общая сфера действия пошлины и меры регулирования торговли, применяющаяся в составляющих его территориях до образования такого союза.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) – межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик СССР – РСФСР, Республики Беларусь и Украины.
В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Туркмения: в 2005г. Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена».
Грузия: 12 августа 2008 года Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.
Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения. 9 октября 2008 министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года.
Монголия участвует в структурах СНГ в качестве наблюдателя.
Официальное место пребывания органов СНГ – Минск. Основными институтами СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет. Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ.
В 2008 году о своём желании вступить в СНГ заявил Афганистан.
В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:
-обеспечение прав и свобод человека,
-координация внешнеполитической деятельности,
-сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,
-охрана здоровья населения и окружающей среды,
-вопросы социальной и иммиграционной политики,
-борьба с организованной преступностью,
-сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные как наблюдатели.
Согласно Уставу, приём в СНГ новых членов осуществляется при их обязательствах исполнять все решения СНГ и при согласии уже имеющихся членов СНГ.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:
-снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
-создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
-привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
-обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;
-создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
-установление базы для будущей трехсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения.
АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
Декларация АСЕАН 8 августа 1967
Устав АСЕАН 16 декабря 2008
Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.
Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.
Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.
В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН».
МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
Название организации означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Основной принцип деятельности высших органов Меркосур — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки.
С 1995 Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная (региональная) экономическая организация.
АТЭС — крупнейшее экономическое объединение, на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004).
Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров, но с 1993 г. стали проводиться и встречи лидеров (саммиты). Органы АТЭС: конференции на высшем уровне, сессии министров иностранных дел и экономики, Постоянный секретариат, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум и др.
В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 г. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
В АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и две территории — Гонконг и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.
Папуа – Новая Гвинея,
11. Формы существования зависимых и независимых территорий.
Формы существования независимых государств:
1) Суверенное гос-во – политически независимое гос-во, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
2) Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность гос-ва и его статус в мировом сообществе.
· В сообществе (ЕС) может быть бюджет, надгос-ные органы.
· Цель сообщества – выровнять экономический и научно-технический потенциал гос-в, входящих в него.
Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
3) Ассоциация – объединение гос-в по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.)
4) Союзы – объединение гос-в, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и другое.
5) Конфедерация – существование 2-ух – 3-ёх государств, которых объединяет внешний орган власти, экономика и т.д. (1995 – 2006г. – конфедерация Сербия и Черногория)
Формы существования зависимых государств:
1) протекторат – форма межгосударственных отношений, при которых одна страна признаёт над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правлений.
Примеры: Индия великих Монголов в 1809-1858гг, под протекторатом Великобритании, Грузия в 1786-1801 гг. под протекторатом России.
2) Колония – зависимая территория без собственной политической и экономической власти.
Образование колоний – основной инструмент расширения влияния империалистических государств.
Колонии традиционно образовывались и образуются из-за месторождения полезных ископаемых, природных земель, людских ресурсов (рабство), или благодаря их геостратегическому значению (Гибралтар)
3) квази-государство – государство юридически независимое, территория фактически находится под властью (Маньчжоу – го 1920-1930гг)
4) Солитер (червь – паразит) – форма существования зависимого гос-ва с высокой степенью экономической эксплуатации. (1905-1945гг – Корея- Япония)
5) Доминион – форма существования зависимого государства, когда сохраняется официальная верховная власть метрополии (UK).
12. Методы и подходы в регионоведении.
Метод – форма деятельности для получения научного знания.
1) Объект – нечто целостное, что изучается (человек, регион, поведение ребёнка и т.д.)
2) Предмет – сторона, черта, признак объекта, который изучается.
Классическая классификация методов:
Извлечение знаний: Коммуникативные методы и Текстологические методы.
Коммуникативные методы бываю активные и пассивные. К Пассивным методам относится : наблюдение, протокол «мыслей вслух», лекции. В свою очередь активные делятся на групповые и индивидуальные. К групповым относятся: «мозговой штурм», круглый стол, ролевые игры. К индивидуальным относятся: анкетирование, интервью, диалог, экспертные игры.
Текстологические методы: анализ лит-ры, анализ учебников, анализ документов.
Регионоведение не фундаментальная наука. Используются методы фундаментальных научных дисциплин (философия, логика, математика, истори и т.д.)
Методы: ОБЩЕНАУЧНЫЕ (используются многими науками(гуманитарными)) и ЧАСТНЫЕ (частнонаучные)
— диалектический, т.е. использование при рассмотрении региональных проблем основных законов и категорий диалектики (кач-во, кол-во, св-во, противоречие и т.д.)
Пример: Оцениваем регион: площадь, конфигурация, месторасположение. Взаимоотношения с другими регионами.
— рассмотрение эволюции регионов и региональных структур в связи с конкретными условиями зарождения, становления, расцвета, деградации и краха региона.
Пример: анализ причин бедности африканских стран. Причины бедности следует искать в колониальном прошлом африканских стран, в 17-20 вв. большинство стран были колониями, что сильно затормозило их социально-экономическое развитие.
Роль исторического наследия в формировании современного облика страны:
— влияние истории на компоненты страны:
Влияние исторического наследия. Принцип «Детерминанты»
Последствия колониального прошлого Африки:
— официальный язык – английский
— законодательство по европейскому праву.
— Низкий уровень экономического развития.
— ориентация на природные ресурсы.
— использование законов и категорий формальной логики (анализ, синтез, обобщение, классификация, индуктивный и дедуктивный метод)
— социологические ( методы сбора информации (наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, анализ документов, эксперимент); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, шкалирование, индексирование и т.д.); методы построения теорий (дедуктивный, сравнительный, причинный, генетический, структурно-функциональный и т.д.)
Научные подходы в регионоведении:
— дисциплинарный подход – проблематика регионов изучается в рамках той или иной научной дисциплины(географии, истории, политологии и т.д.)
— междисциплинарный – для полноценного изучения объекта необходимо применять методы многих наук во взаимосвязи.
Регион –территориальная система компонентов.
Регион обладает эмержентным св-вом (отдел компонентов в системе)
Метод регионоведения – комплексный системный анализ территории. Рассматривает регион как систему (система компонентов, влияющих друг на друга)
13. Особенности Европы как целостного региона, факторы формирования современной Европы.
Территория Зап. Европы (без стран СНГ) – 5,1 млн. км 2 а общая около 10 млн км 2
Протяженность с севера на юг – 5 тыс. км, а с запада на восток более чем 3 тыс. км.
Рельефная мозаичность её территорий: низменные и возвышенные территории. Среди гор европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.
Высокая степень изрезанности береговой линии.
Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря – 300 км. В зап. Части не более 480 км, в восточной – 600 км.
Глубина территории большинства стран невелика.(в Болгарии и Венгрии нет места которое было б удалено от границы более чем на 120 км.)
Соседское положение благоприятное для интеграционных процессов.
Факторы формирования европейского региона:
1) природа – мягкий климат, изрезанность суши и множество естественных рубежей, близость моря, большое кол-во рек обеспечивает лёгкий доступ ко всем частям Европы.
Мягкий климат, плодородные почвы à крестьянин мог поддерживать свою жизнь посредством индивидуального труда.
Ограниченность земли à сдерживание массовых миграций и освоение целины.
Индивидуальный труд на одном участке, переходивший из поколения в поколение à требование поддержания плодородной земли.
Экономическая необходимость поддержания права пользоваться одним и тем же участком à раннее зарождение института частной собственности.
Европейский регионализм — политика западноевропейских государств, основанная на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле Европа регионов.
В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий в 1985 г. была создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальные общины Западной, Центрально-Восточной и Восточной Европы с населением 400 млн. человек. Первыми членами АЕР из Восточной Европы стали Московская и Ленинградская области, Республика Карелия (Россия) и Одесская область (Украина).
В 1994 г. Совет Европы принял «Хартию местного самоуправления», а в 1996 г. Ассамблея регионов Европы — «Декларацию о регионализме». В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования целевых программ, сотрудничества с местными властями и передачи конкретных управленческих решений на наиболее оптимальный территориальный уровень (принцип субсидиарности). Принцип субсидиарности в общественных отношениях предусматривает приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали осуществляется на основе делегирования конкретных решений на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно. Статус европейского региона может быть изменен только при согласии и участии местной общины. В одном и том же государстве в целях сохранения своих исторических, политических и социокультурных особенностей регионы могут иметь различные статусы. Регионы признаются активными субъектами политики Европейского Союза и имеют право самостоятельно действовать на международной арене. Составной частью европейского регионализма является местное самоуправление.
Каждый регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, отражающей демократическую волю принимать наиболее предпочтительные формы его организации. В отличие от существующей налоговой политики декларацией предусмотрено изменение отношений региона и государства. Не государство оставляет часть налогов региону, а наоборот, регион частично или полностью передает налог государству.
Регионы различаются величиной, политико-административными особенностями, имеют различные уставы и рассматриваются как важнейший элемент построения единой Европы. Согласно Декларации АРЕ, регион является государственным территориальным образованием, соответствующим уровню, непосредственно предшествующему уровню государства. Регион имеет собственную Конституцию и правительство с соответствующими политическими полномочиями. Многообразие исторических, языковых, культурных, социально-экономических и географический связей различных народов, отождествляющих себя со своими регионами, представляет собой неисчерпаемое европейское богатство. Оптимальные решения социально-экономических проблем можно находить только через сильные регионы, обладающие законодательными полномочиями и финансовыми возможностями. Регионы признаются активными субъектами политики Европейского Союза и имеют право самостоятельно действовать на международной арене. Составной частью европейского регионализма является местное самоуправление.
При проведении региональной политики ЕС исходит из приоритета Союза, тогда как национальные правительства действуют в соответствии с отечественными интересами. Таким образом, параллельно существует две региональные политики, позволяющие совместить интересы страны и ЕС, обеспечить поддержку европейской интеграции большинством населения.
Таким образом в настоящее время, после распада СССР, Югославии и Чехословакии, к Центральной Европе относят Польшу, Чехию, Словакию, страны бывшей Югославии, Румынию, Венгрию, Австрию, иногда страны Прибалтики. К Восточной Европе — часть Российской Федерации, Украину, Белоруссию и Молдавию. К Западной Европе — Великобританию, Ирландию, Францию, Германию и др. В некоторых источниках сохраняется старое деление.