Что такое регистр голоса
В середине XIX века педагог по вокалу Мануэль Гарсиа-младший выдвинул трехрегистровую теорию. В ней отводилось место среднему регистру у женщин, и фальцету – у мужчин. Сегодня, в западной методике преподавания вокала фальцетом считаются все высоко пропетые ноты. В то время как в России, фальцет больше относится к певческим приемам, чем к отдельным регистрам.
Основные виды вокальных регистров
Голосовые регистры зависят от натяжения и частоты вибрации голосовых связок (складок). Низкочастотные колебания расслабленных связок рождают глубокие низкие тяжелые звуки. При предельно натянутых складках, вибрирующих с высокой частотой, звук становится звонче, выше, тоньше. Певческий диапазон включает три основных вида регистров голоса:
Некоторым певцам микстовое звукообразование дано природой, другим приходится этому учиться. С медицинской точки зрения использование среднего регистра голоса считается самым безопасным для голосовых связок.
Аксессуарные виды регистров
Для более детального деления приняты еще два вида регистров:
У начинающих вокалистов, в момент регистрового перестроения, звук как бы спотыкается. Опытные певцы знают, как соединить нижний и верхний регистр голоса воедино. Тогда звучание станет однородным на протяжении всего диапазона.
Обучить этому искусству может педагог по вокалу. А дополнить занятия рекомендуется приемом «Гомеовокс». Препарат, созданный на основе растительных компонентов, смягчит голосовые связки, и сбережет здоровье гортани во время занятий пением.
Регистры голоса
Регистры голоса
Среди подарков, полученных людьми от природы, особо стоит выделить голос, для которого свойственна индивидуальность. Чтобы распознавать голоса, было сформулировано представление о голосовых регистрах.
Регистр голоса представляется звуковым рядом, воспроизводимым человеком одним определенным образом и тембром. Эксперты выделяют четыре регистра: по два основных и дополнительных. Рассмотрим предлагаемую типологию
1. Грудной или нижний по тональности регистр
2. Головной, фальцетный, тональный или верхний регистр
3. Шумный или не тональный регистр
4. Флейтовый или свистковый регистр
Каждый из регистров обладает своими особенностями. Так, если в процессе исполнения задействован грудной регистр, тогда слушатель окунается в бархатистость звучания голоса исполнителя, для которого свойственным признается факт вибрирования в грудной клетке. Грудной регистр для голоса человека признается самым обиходным. Практическое большинство людей говорит именно с использованием возможностей грудного регистра. Вокалисты, не обладающие профессиональным образованием и достаточным опытом, как отмечают специалисты, признают именно данный регистр единственно возможным.
Шумный регистр еще носит название штро-баса, что в переводе с немецкого звучит как «соломенный бас». В данном регистре звуки образуются, преодолевая преграду в форме сомкнутых голосовых связок. Яркими исполнителями, использовавшими данный регистр, можно назвать Высоцкого, Лепса, Маршала и иных певцов.
Самым редким в использовании называют четвертый – свистковый регистр, хотя для сложных вокальных партий он вполне уместен.
Регистры, их знания и умение управлять голосом – цель, которой можно добиться только под управлением профессиональных педагогов.
Тонкости явления
Более подробно разбираться с темой голосовых регистров логично с опорой на механизм звукоизвлечения, а не на высотную шкалу. Последняя идеально подходит для характеристики звучания музыкальных инструментов, для которых принцип создания звука, вне зависимости от положения на звуковысотной шкале, не меняется. А вот голос человека, в данном смысле, подвержен весьма разноплановым изменениям.
Очень интересным является сравнение регистров голоса с коробкой передач в автомобиле или велосипедными скоростями. То есть, если не отходить от ассоциаций, то вокальные регистры можно назвать скоростью, которая должна быть согласована в работе с высотой звука.
Специалисты, давно работающие с голосовыми регистрами, классифицируют их немного иначе, чем это принято в классической науке. Но они также выделяют 4 регистра. При этом на первую позицию выводят шумовой регистр, для работы которого требуются разомкнутые голосовые связки. В данном регистре человек может кашлять, беззвучно выдыхать и шептать. То есть, в отечественной вокальной науке данный регистр характеризуется бездействием вокальных складок.
Самым употребляемым профессионалы называют речевой или грудной регистр. 99% звуков человек произносит только с помощью данного механизма воспроизведения. Для работы в данном регистре складки должны быть плотно сомкнуты. Голосовые звуки приобретают обертонную насыщенность, но высота их звучания низкая.
Если сравнивать терминологию, принятую и популярную на Западе, то в зарубежной научной методике рассматриваемого нами понятия грудного регистра не существует. Основной упор делается на определение голосового характера, его тембр. Аналогом речевого регистра может служить понятие «толстых связок».
Еще одна особенность западных методик заключается в исключении шумового регистра из числа механизмов звукоизвлечения.
Фальцетный регистр – механизм образования звуков, весьма различающийся в понимании отечественных, западных и научных вокальных школ. Различается также масса тонкостей в работе данного регистра при образовании звуков у мужчин, женщин, певцов с поставленным и еще неотработанным голосом.
Четвертым регистром называется свистковый или флейтовый, который может быть обнаружен не у каждого человека. К примеру, данный регистр обнаруживается в голосе, отличающемся здоровьем и молодостью. Но если говорить о голосе человека, зрелого или даже пожилого, то, скорее всего, указанный механизм образования звуков может отсутствовать.
Что такое регистр
Основные виды регистров
Мы слышим его в обыденной разговорной речи. Средний регистр насыщен средними частотами, кажется нам естественным и приятным. Профессиональные певцы искусно владеют им для незаметных переходов с головного регистра на низкий. Так как именно тут часты провалы у новичков. Ухо улавливает перелом в звучании, что не красит песню.
Немного истории
Как понять в каком регистре ты поешь?
Чтобы узнать регистр собственного голоса, нужно внимательно прислушаться к себе, звучанию издаваемых нот. Можно положить руку на грудную клетку. Если при пении вибрирует в этом месте, звук слышится плотный, насыщенный, то регистр певческого голоса вашего сейчас низкий.
При использовании высокого звучания, грудь пуста, но голос становится звонче и слышен в голове, затылке.
То есть место вибрации поможет понять в каком певческом регистре звучит голос. А сопрано, бас или тенор у вас, поможет определить наша следующая статья.
Как использовать регистры в пении?
Каждый человек имеет свой индивидуальный тембр, окраску голоса. Может использовать несколько регистров. Его репертуар становится шире, богаче, ярче окрашен. Но с чего начать? Вот несколько советов:
Узнать свой регистр певческого голоса, развить координацию голоса несложно. Надо желание, упорство и хороший преподаватель.
Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста.
Почему голос звучит то ниже, то выше — зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».
Какие регистры голоса есть у человека?
3 певческих голосовых регистра у вокалистов:
Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.
Как понять, в каком регистре звучит голос?
Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).
У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).
Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.
Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».
Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».
Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.
Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.
Границы регистров у женского и мужского голоса
За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.
Как использовать голосовые регистры в пении?
Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:
Какие регистры бывают в эстрадном вокале?
Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.
- Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры. Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice Низкочастотные: шумовой и штро-бас
К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.
Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.
Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.
Так что бегом тренироваться!
Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.
То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.
Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.
Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.
Регистры голоса, классификация
Голос человека – это дар, который дан свыше. Каждый из голосов неповторим, как и человек, но для того, чтобы различать голоса, существует понятие регистров. Итак, что же это такое?
Регистр голоса – это целый ряд звуков, который тот или иной человек можно воспроизвести одним и тем же способом, с одинаковым тембром.
Специалисты различают два основных и два дополнительных регистра. Попробуем разобраться в их классификации.
1. Нижний тональный или, как его часто называют, грудной регистр.
Пение в грудном регистре бархатное, с ощутимым вибрированием в груди. Нужно сказать, что он – самый привычный для человеческого голоса. Немногие знают, но все мы разговариваем именно так. Нельзя не отметить, что большинство непрофессиональных вокалистов используют его, как единственно возможный для себя.
2. Верхний регистр, именуемый тональным, фальцетным или головным.
Здесь все немного по-другому: вибрации при исполнении песен ощущаются в голове (нос, лицо). Как правило, широкий круг людей знает этот регистр благодаря певцам, исполняющим свои песни фальцетом. Кстати, «фальцет» в переводе на русский дословно переводится как «ложный голос», и это многое объясняет. Звуки заметно отличаются тем, что они высокие и зачастую лишены призвуков, что делает их менее объемными, чем звуки в нижнем регистре. Интересно также, что занимающиеся оперным вокалом в большинстве своем умеют сглаживать разницу между звуками нижнего и верхнего регистров, но это, конечно же, требует долгих лет практики.
3. Нетональный или, как еще говорят, шумный регистр.
Чаще всего об этом регистре говорят штро-бас, и в дословном переводе с немецкого языка слово звучит смешно: «соломенный бас». Суть регистра в том, что звук образуется в процессе смыкания голосовых связок. На самом деле, он многим знаком: так, среди известных певцов его активно использовал Владимир Высоцкий, а сегодня им пользуются Григорий Лепс и Александр Маршал.
4. Свистковый регистр, который еще называют флейтовым.
Используется в пении крайне редко, а вот маленькие дети частенько испытывают им своих родителей, определяя, где же их порог терпения. Однако в сложных вокальных композициях он используется в полном объеме.