Что такое регистр в музыке определение для детей
Регистр (в музыке)
Смотреть что такое «Регистр (в музыке)» в других словарях:
РЕГИСТР — в музыке 1) участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. У певческого голоса различают грудной, головной и смешанный регистр. Мужские голоса извлекают и звуки т. н. фальцетного регистра (см.… … Большой Энциклопедический словарь
Голос в вокальной музыке — (vox лат., voce итал., Stimme нем., voix франц.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Голос, в вокальной музыке — (вокальн.; vox лат., voce итал., Stimme нем., voix фр.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Свистковый регистр — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Свистковый регистр сверхвысокий регистр человеческого вокала, лежащий выше фальцета … Википедия
МЕДИУМ (в музыке) — МЕДИУМ, в музыке средний регистр певческих голосов (см. ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
ОРГАН (музыкальный инструмент) — ОРГАН, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в … Энциклопедический словарь
БЕТХОВЕН Людвиг — БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь
микст — I (от лат. mixtus смешанный), искусственный регистр певческого голоса, соединяющий особенности грудного и головного регистров. II в спорте смешанная пара, выступающая в спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон). * * * МИКСТ МИКСТ… … Энциклопедический словарь
Регистр в музыке. значение и определение слова
Троичные регистры
Троичные регистры строятся на троичных триггерах. Как и троичные триггеры, троичные регистры могут быть разных троичных систем кодирования троичных данных (троичных разрядов): трёхуровневая однопроводная, двухуровневая двухразрядная двухпроводная, двухуровневая трёхразрядная одноединичная трёхпроводная, двухуровневая трёхразрядная однонулевая трёхпроводная и др.
На рисунке справа приведена схема девятиразрядного параллельного статического стробируемого троичного регистра данных на трёх трёхразрядных параллельных статических стробируемых троичных регистрах данных в трёхбитной одноединичной системе троичных логических элементов (линии с обозначением 3В: трёхпроводные), имеющего ёмкость в показательной позиционной троичной системе счисления 39=19683<\displaystyle 3^<9>=19683> чисел (кодов).
Как объяснить тему «Регистры в музыке» на уроке сольфеджио?
Чтобы тема «Регистры в музыке» для детей была понятна, педагогу нужно заранее ее продумать и тщательно к ней подготовиться. В первую очередь, необходимо подготовить наглядные пособия и раздаточный материал. Это могут быть карточки с медведем и птичкой. Их надо сделать столько, сколько детей в классе.
Начать занятие можно с проверки домашнего задания. Затем спеть с ребятами распевки и упражнения. После этого можно приступать к изложению новой темы. Раздать заранее подготовленные карточки. Сыграть пьесы «Воробей» Руббаха и «Медведь» Ребикова и попросить поднять карточки с тем персонажем, кого изображает музыка. После этого нужно сказать, что пьеса «Медведь» написана в нижнем регистре, а «Воробей» — в высоком. Есть еще и средний. В этом регистре мы поем наши песенки. Потом учитель раздает детям красные и синие карандаши, карточки с нарисованным медведем и птичкой, и говорит, что будет играть звуки на пианино, а ученики должны определить, какой это регистр. Когда будут звучать высокие звуки, то в корзину к птичкам дети рисуют синий кружок, если низкие, то в лукошко к медведю — красный. Можно сыграть около 5-7 звуков. В конце урока необходимо задать вопросы для закрепления, выставить оценки за урок и определить домашнее задание.
Регистр. Определение в музыке
Употребляется в разных смыслах. Во-первых — это ряд звуков певческого голоса. Во-вторых – это отрезки диапазона каких-либо музыкальных инструментов. И, в-третьих, это устройства, используемые на некоторых инструментах.
Следует подробнее остановиться на каждом.
Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ
А справа — верхний регистр. Пролетают над горами и глубокими ущельями – даже камни начинают тихо напевать (низкий регистр). Пролетают над полянкой – цветы им подпевают (средний регистр).
Закружились нотки над ним, защебетали: — Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нем звуков! У кого ещё может быть такая музыка? Перелетели нотки в другую сторону, на другие клавиши – послышались низкие звуки. Нотки сразу вспомнили: — Так пели горы и глубокие ущелья. Это наша песенка! Это мы так поем! Да, это учащиеся школы так поют. Ребята, вы помните, что мы с вами находимся в сказке?
Что же такое регистр?Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. А теперь поиграем в игру. Слушайте музыкальные произведения внимательно. 6)В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Есть в сказке несколько чудес. В опере Н. А. Римского – Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Музыкальный словарь в рассказах. Буква Д
А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского – Корсакова. Указательным пальцем погрозитьПроигрыш Пружинка с поворотом(4 т.), хлопки (4т.)А где же наши нотки? Они продолжают своё путешествие по стране регистров. Мы с вами должны им в этом помочь. 11. Исполнение песни «Урок музыкальный» муз. и сл. Н.ТананкоЯ благодарю вас за урок, в качестве музыкального подарка для всех нас прозвучит эта песня в исполнении девочек класса.
2 разаЛюбовь поселяется в них.(под музыку выходят из класса). Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что их удобнее достать, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?
Но давайте точно определим, что такое регистры, где их границы, а главное — какова их роль в системе музыкально-выразительных средств. Регистр — это такая звуковая область… Не очень понятно. Регистр — это часть клавиатуры… Но музыка звучит не только на фортепианных клавишах.
Учебное пособие по музыкальной литературедля 3–4 классов ДМШ
Значит, регистр — это часть звукоряда. Это правильно, но это ничего не говорит нам о самих регистрах — об их характере, особенностях. Да, мало мы ещё знаем о регистрах. Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия.
И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности — мелодию, гармонию и прочие выразительные детали. А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью
Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он и напугать может. И сказать: «тсс, это тайна». Конечно, тут дело не только в регистре, но и в медленном темпе, аккордовом складе, прерывистом, как бы «рваном» ритме. Но регистр имеет здесь большое значение, и это очень хорошо слышно.
Ну конечно же, в среднем. А теперь сравним её с верхним голосом (мелодией) нашего бетховенского примера, который звучит в нижнем регистре. Мелодия Бетховена начинается в той же первой октаве. Но наши уши говорят, что это нижний регистр. Выходит, нельзя сказать, что вот эта нота принадлежит нижнему регистру, а вон та — верхнему? Или среднему? Это не совсем так. Все звуки, например, четвёртой или пятой октавы, конечно же, относятся к верхнему и только верхнему регистру.
До сих пор я специально подбирал примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. А часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. В Норвегии, на родине Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге.
Итак, три регистра — три «республики» в составе музыкального «государства». Вот и нотки нам предложили поиграть в игру. Они сказали, что есть красивое слово – регистр. Но когда композитор использует 2 – 3 регистра, музыка звучит полнее, насыщеннее, в ней можно изобразить многое. Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.( сл.8, просмотр видеофрагмента).
Музыкальный словарь в рассказах. Буква Д
А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского – Корсакова. Указательным пальцем погрозитьПроигрыш Пружинка с поворотом(4 т.), хлопки (4т.)А где же наши нотки? Они продолжают своё путешествие по стране регистров. Мы с вами должны им в этом помочь. 11. Исполнение песни «Урок музыкальный» муз. и сл. Н.ТананкоЯ благодарю вас за урок, в качестве музыкального подарка для всех нас прозвучит эта песня в исполнении девочек класса.
2 разаЛюбовь поселяется в них.(под музыку выходят из класса). Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что их удобнее достать, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?
Но давайте точно определим, что такое регистры, где их границы, а главное — какова их роль в системе музыкально-выразительных средств. Регистр — это такая звуковая область… Не очень понятно. Регистр — это часть клавиатуры… Но музыка звучит не только на фортепианных клавишах.
Учебное пособие по музыкальной литературедля 3–4 классов ДМШ
Значит, регистр — это часть звукоряда. Это правильно, но это ничего не говорит нам о самих регистрах — об их характере, особенностях. Да, мало мы ещё знаем о регистрах. Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия.
И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности — мелодию, гармонию и прочие выразительные детали. А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью
Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он и напугать может. И сказать: «тсс, это тайна». Конечно, тут дело не только в регистре, но и в медленном темпе, аккордовом складе, прерывистом, как бы «рваном» ритме. Но регистр имеет здесь большое значение, и это очень хорошо слышно.
Ну конечно же, в среднем. А теперь сравним её с верхним голосом (мелодией) нашего бетховенского примера, который звучит в нижнем регистре. Мелодия Бетховена начинается в той же первой октаве. Но наши уши говорят, что это нижний регистр. Выходит, нельзя сказать, что вот эта нота принадлежит нижнему регистру, а вон та — верхнему? Или среднему? Это не совсем так. Все звуки, например, четвёртой или пятой октавы, конечно же, относятся к верхнему и только верхнему регистру.
До сих пор я специально подбирал примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. А часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. В Норвегии, на родине Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге.
Итак, три регистра — три «республики» в составе музыкального «государства». Вот и нотки нам предложили поиграть в игру. Они сказали, что есть красивое слово – регистр. Но когда композитор использует 2 – 3 регистра, музыка звучит полнее, насыщеннее, в ней можно изобразить многое. Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.( сл.8, просмотр видеофрагмента).
Регистр. Определение в музыке
Употребляется в разных смыслах. Во-первых — это ряд звуков певческого голоса. Во-вторых – это отрезки диапазона каких-либо музыкальных инструментов. И, в-третьих, это устройства, используемые на некоторых инструментах.
Следует подробнее остановиться на каждом.
Как объяснить тему «Регистры в музыке» на уроке сольфеджио?
Чтобы тема «Регистры в музыке» для детей была понятна, педагогу нужно заранее ее продумать и тщательно к ней подготовиться. В первую очередь, необходимо подготовить наглядные пособия и раздаточный материал. Это могут быть карточки с медведем и птичкой. Их надо сделать столько, сколько детей в классе.
Начать занятие можно с проверки домашнего задания. Затем спеть с ребятами распевки и упражнения. После этого можно приступать к изложению новой темы. Раздать заранее подготовленные карточки. Сыграть пьесы «Воробей» Руббаха и «Медведь» Ребикова и попросить поднять карточки с тем персонажем, кого изображает музыка. После этого нужно сказать, что пьеса «Медведь» написана в нижнем регистре, а «Воробей» — в высоком. Есть еще и средний. В этом регистре мы поем наши песенки. Потом учитель раздает детям красные и синие карандаши, карточки с нарисованным медведем и птичкой, и говорит, что будет играть звуки на пианино, а ученики должны определить, какой это регистр. Когда будут звучать высокие звуки, то в корзину к птичкам дети рисуют синий кружок, если низкие, то в лукошко к медведю — красный. Можно сыграть около 5-7 звуков. В конце урока необходимо задать вопросы для закрепления, выставить оценки за урок и определить домашнее задание.
Классификация регистров
Регистры классифицируются по следующим видам:
В свою очередь сдвигающие регистры делятся:
Регистр (в музыке)
Смотреть что такое «Регистр (в музыке)» в других словарях:
РЕГИСТР — в музыке 1) участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. У певческого голоса различают грудной, головной и смешанный регистр. Мужские голоса извлекают и звуки т. н. фальцетного регистра (см.… … Большой Энциклопедический словарь
Голос в вокальной музыке — (vox лат., voce итал., Stimme нем., voix франц.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Голос, в вокальной музыке — (вокальн.; vox лат., voce итал., Stimme нем., voix фр.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Свистковый регистр — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Свистковый регистр сверхвысокий регистр человеческого вокала, лежащий выше фальцета … Википедия
МЕДИУМ (в музыке) — МЕДИУМ, в музыке средний регистр певческих голосов (см. ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
ОРГАН (музыкальный инструмент) — ОРГАН, клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в … Энциклопедический словарь
БЕТХОВЕН Людвиг — БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь
микст — I (от лат. mixtus смешанный), искусственный регистр певческого голоса, соединяющий особенности грудного и головного регистров. II в спорте смешанная пара, выступающая в спортивных играх (теннис, настольный теннис, бадминтон). * * * МИКСТ МИКСТ… … Энциклопедический словарь
Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ
А справа — верхний регистр. Пролетают над горами и глубокими ущельями – даже камни начинают тихо напевать (низкий регистр). Пролетают над полянкой – цветы им подпевают (средний регистр).
Закружились нотки над ним, защебетали: — Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нем звуков! У кого ещё может быть такая музыка? Перелетели нотки в другую сторону, на другие клавиши – послышались низкие звуки. Нотки сразу вспомнили: — Так пели горы и глубокие ущелья. Это наша песенка! Это мы так поем! Да, это учащиеся школы так поют. Ребята, вы помните, что мы с вами находимся в сказке?
Что же такое регистр?Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. А теперь поиграем в игру. Слушайте музыкальные произведения внимательно. 6)В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Есть в сказке несколько чудес. В опере Н. А. Римского – Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Урок 1. Музыкальный звук. Регистр.
Урок 1. Музыкальный звук. Регистр.
Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосой последовательностью звуков (в переводе с греческого означает «напев»). Это основа всякого музыкального произведения, «душа музыки». Она длится во времени и является в музыке «горизонталью»
Гармония – это аккорды и их последовательность (по-гречески – «стройность, соразмерность»). Обычно аккорды сопровождают мелодию и придают музыке красочность. Аккорды принято называть в музыке «вертикалью».
Выразительность музыки зависит от различных по характеру звуков. Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают разными свойствами:
· высотой (регистром),
· громкостью (динамикой),
· длительностью (ритмом),
· способом исполнения (штрихом),
· звуковой окраской голоса или инструмента (тембром),
· скоростью исполнения (темпом),
· взаимосвязью всех звуков посредством лада.
Рассмотрим эти свойства отдельно.
Регистр – это объединение звуков в группы по высоте. В музыке различают три регистра: высокий, средний и низкий. Каждый регистр имеет свои особенности звучания. Сравните звуки церковных колоколов и маленьких колокольчиков. Одни звучат торжественно, призывно, другие – сказочно, волшебно.. Например, прослушаем сцену венчания царя Бориса из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, наполненную величественными колокольными звонами.
· Чайковский «Жаворонок» и Мусоргский «Быдло».
Урок 3. Лад. Гармония.
Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др.
В средние века в учении «отцов церкви» о музыке возникла теория о семиступенных ладах. В каждый день недели предписывалось петь песнопения в одном из этих ладов:
1) ионийский – от «до»;
2) дорийский – от «ре»;
3) фригийский – от «ми»;
4) лидийский – от «фа»;
5) миксолидийский – от «соль»;
6) эолийский – от «ля»;
7) локрийский – от «си».
В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный (= ионийскому) и минорный (= эолийскому) лады. Остальные сохранились лишь в народной музыке.
Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело.
Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно. Пример:
· Свиридов «Весна и осень».
Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер. Подобное «перекрашивание» одной мелодии происходит часто и в музыке Шуберта:
· Шуберт «Вальс си – минор».
В народной музыке существуют разнообразные лады, близкие по звучанию к мажору (лидийский и миксолидийский) или к минору (фригийский и дорийский). В музыке Шопена часто слышен лидийский лад (= мажору с 4 повышенной ступенью).
· Пример – Мазурка Фа – мажор (средняя часть). Этот лад типичен для польской музыки.
В русской музыке можно встретить миксолидийский лад (= мажору с 7 пониженной ступенью).
· Пример – песня « Ай, во поле липенька», звучащая в опере Римского – Корсакова «Снегурочка».
Или – фригийский лад (= минору с 2 пониженной ступенью) – в песне Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов».
Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова.
Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску (например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова) или печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия.
Некоторые композиторы предпочитают необычные «красочные» аккорды. Например, Бородин часто пользуется секундовыми и квартовыми созвучиями. Мелодия романса «Спящая княжна», напоминающая колыбельную песню, звучит на фоне хрупких секундо-квартовых аккордов, а образ богатыря передан звучанием целотонной гаммы и увеличенного трезвучия.
· Гармония значительно обогащает музыку. Послушаем песню Гаврилина «Мама» без аккордов и с аккордовым сопровождением.
Урок 4. Динамика. Штрихи.
Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.
Очень часто встречаются в нотах и такие слова:
· dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука.
· А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности.
Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato.
· Другой пример – Шуман «Смелый наездник» (см. пример на стр.13).
Урок 5. Мелодия, её виды.
Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные.
Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные.
· Послушаем песню Шуберта «Форель». Чёткий ритм, «фанфарные» ходы мелодии по устойчивым звукам придают музыке черты игривости и танцевальности. Лишь в 3-м куплете мелодия меняется, следуя за текстом, становится взволнованной, прерывистой. Такая мелодия больше похожа на речь (речитатив).
· Беллини Ария «О, богиня, взор твой ясный» (“ Casta diva”) из оперы «Норма».
3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. Например:
· Мусоргский «В углу» (из цикла «Детская»).
В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.
В инструментальной музыке тоже мелодии бываю разные.
4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках.
Пример танцевальной мелодии:
· Прокофьев «Гавот» – звуки мелодии сначала туго закручиваются вокруг одного, как пружина, а потом «пружина» резко распрямляется. Отсюда энергичный характер танца.
Примеры скерцозных мелодий:
· Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Здесь звуки мелодии кружатся и вьются, как вьюнок, по полутонам, создавая ощущение полёта.
· Другой пример: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Мелодия передаёт писк, чириканье, неуклюжие подпрыгивания цыплят через отрывистые звуки в высоком регистре, форшлаги, трели.
5. Виртуозные мелодии.
Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Музыкант – виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет своим музыкальным инструментом. Многие композиторы не только сочиняли музыку, но и великолепно владели сложными приёмами игры на инструменте, такими как быстрые пассажи, трели двойные ноты, перекрещивание рук и др. Среди выдающихся исполнителей – имена Генделя и Скарлатти, Моцарта и Клементи, Вивальди и Паганини, Шопена и Листа. Нередко их игру называли «дьявольской». Так отзывались современники и об игре Н. Паганини. В 1820 году он издал свои «24 каприса» для скрипки соло. В скоре они были объявлены неисполнимыми в силу своей сложности. Этот миф давно развеян, так как лучшие скрипачи мира исполняют все 24 каприса. На тему 24-го каприса С. Рахманинов создал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Послушаем одну из пьес
· Паганини «Вечное движение». Мелодия здесь движется в быстром темпе без единой паузы, что напоминает безостановочную работу механизма, мотора.
По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.
Урок 6. Фактура и её виды. Полифония.
Фактура неразрывно связана с жанром произведения, его характером, стилем. Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами, то такая фактура – гомофонно-гармоническая.
Она имеет несколько разновидностей:
· Пример: Шопен. Прелюдия Ля- мажор №7.
3) аккордовая (хоральная) фактура, где верхний звук аккордов складывается в мелодию.
· Пример: Шопен. Прелюдия до-минор №20.
4) обращённая фактура – когда мелодия звучит в нижнем голосе, а аккорды – в верхнем.
· Пример: Шопен. Прелюдия си- минор №6.
· Пример: Бах. Прелюдия До-мажор №1.
Другой важнейший вид фактуры – полифоническая (означает «многоголосная»). Каждый голос полифонической фактуры является самостоятельной мелодией. Такая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы и долгое время (до 17-ого века) господствовала в ней. Великим полифонистом был немецкий композитор И.С.Бах. Почти все его произведения полифоничны.
В полифонии тоже существуют несколько разновидностей:
1) контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Например, танцы из старинных сюит.
· Бах. Куранта (Французская сюита до – минор).
Такое соединение называется контрапунктом. Шуточные соединения – песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера».
· Бах. Инвенция ре – минор.
· Бортнянский. «Хоровой концерт № 32» 2 часть.
3) подголосочная полифония. Подголосок следует за главной мелодией и «вторит» ей выше или ниже на терцию или сексту. Много таких примеров в народных песнях:
· Даргомыжский. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка».
Урок 7. Контрольный.
Тема 2. Музыкальный образ. Музыкальная тема.
Урок 8-9. Характер тем.К о н тр ас т т ем.
Содержание музыки проявляет себя в музыкальных образах.
Музыкальный образ – это условный персонаж музыкального произведения. Богатые выразительные средства музыки позволяют создавать самые разные образы: образы-портреты, образы-сцены, образы-пейзажи, образы-настроения.
В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Музыкальные образы воплощаются в специальных музыкальных построениях, которые называют темами.
Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что лежит в основе». Музыкальная тема – это построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой развития всего произведения или его части. Тема может быть выражена различными выразительными средствами музыки. В большинстве сочинений тема звучит в виде мелодии. Но иногда она может выглядеть как аккордовая последовательность или ритмическая фигура. Важно, чтобы тема была своеобразной, запоминающейся. «Во всяком произведении главное – идея; так в музыке главное – тема» (Ц. Кюи).
Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка означают возникновение нового образа – близкого по содержанию или прямо противоположного.
В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном – единственном образе. Только маленькая пьеса (миниатюра) может быть едина по образному содержанию. Например, прелюдия, этюд. В более крупных жанрах часто воплощается и более сложное жизненное содержание, им присуще большее количество героев и событий. Например, в операх, балетах, симфониях.
Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, лирический и эпический, драматический и комический, претворился в русской музыке. Это ряд музыкальных сказочных портретов (вспомним из 1 класса пьесы «Гном», «Баба – Яга» из «Картинок с выставки» Мусоргского), музыкальных пейзажей («Волшебное озеро» Лядова, морские пейзажи Римского – Корсакова из сюиты «Шехеразада»).
Русская осенняя лирика… Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес посвящено ей! Как необычайно богат образный мир осенней печали!
Вспомним – «Осеннюю песню» Чайковского из цикла «Времена года».
Количество тем-образов может быть 2-3-4.
В следующем музыкальном фрагменте из оперы «Золотой петушок» Римского- Корсакова мы услышим несколько тем-образов, тем-персонажей из сказки Пушкина.
Один образ – призывный, активный ритм, восходящий фанфарный мотив мелодии по звукам трезвучия – рисуют Золотого петушка.
Другой образ – волшебный, таинственный, манящий. Как змея, ползёт линия мелодии, её извилистый рисунок похож на тончайший восточный узор. Всё звучит неустойчиво, незавершённо, мелодия без начала и без конца. Это – Шемаханская царица.
Третий образ – картинный: прозрачные, звенящие звуки медленно плывут в вышине, переливаются оттенками разных красок- тональностей на фоне низких басов. Это – образ Звездочёта.
Образ каждого героя легко узнаваем благодаря целому комплексу музыкально- выразительных средств – типу мелодики, определяемому по ритмическим, интонационным, регистровым, тембровым особенностям. Одним из важнейших средств в создании музыкального образа является музыкальная интонация.
ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:
Тема | Лад. Регистр | Темп. Штрихи | Тип мелодии | Характер музыки |
Золотой петушок | ||||
Шемаханская царица | ||||
Звездочёт |
Послушаем знакомую вам пьесу Грига «Шествие гномов». Определите количество тем-персонажей. Дайте им названия. Каков характер каждой темы?
ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:
Тема | Лад. Регистр | Темп. Штрихи | Тип мелодии | Характер музыки |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Послушаем фрагмент увертюры Глинки из оперы «Руслан и Людмила».
В чём отличия тем? Каков характер каждой темы?
ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:
Тема | Лад. Регистр | Темп. Штрихи | Тип мелодии | Характер музыки |
1 | ||||
2 |
Урок 12. Форма периода.
Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Любое произведение разворачивается во времени и состоит из различных разделов. Эти разделы могут повторяться или чередоваться с новыми, а могут видоизменяться одни и те же темы-мелодии. Количество разных мелодий или тем и их чередование определяет ту или иную форму. Обозначим буквами эти мелодии-темы.
А/ В
Тема является основным строительным материалом музыкальной формы. Количество тем и их чередование определяют форму музыкального произведения. Одной темы достаточно для создания формы периода.
Строение мелодии похоже на строение речи. В речи есть слова, они складываются во фразы, а фразы – в предложения. В мелодии самая короткая частица называется мотив, несколько мотивов образуют фразу, несколько фраз – предложение, два или три предложения – период.
Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение.
Рассмотрим строение мелодии в песне
· Крылатого «Крылатые качели».
Каждая мелодия проходит ряд этапов в своём развитии:
1) показ основных мотивов;
2) их развитие, приводящее к кульминации – высшей и наиболее яркой «точке» мелодии;
· Пример: Чайковский «Утреннее размышление». Здесь период имеет повторное строение, во втором предложении наступает кульминация – наиболее яркая точка формы, а затем – медленный спад.
Репризные формы.
Если сравнить движение музыкальной мысли с литературным произведением, то станет ясной большая близость музыки к поэзии, нежели к прозе. В музыке, как и в поэзии, основу развития составляют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Например, стихотворение А.Фета «Свеж и душист твой роскошный венок». Музыкальные формы, имеющие повторы, используются в музыке намного чаще, чем формы безрепризные.
2-х частная репризная форма – состоит из двух периодов, где второй период включает как новый материал (1-е предложение), так и повтор из первого периода (2-е предложение): а а / в а.
· В такой форме написана тема первой части из «Сонаты №11» В.Моцарта. Она звучит в жанре сицилианы – старинного итальянского танца, в 3-х дольном ритме, с мягкими, плавными интонациями. Первый период состоит из двух повторных предложений, а второй – развивает мотивы первой темы, а затем повторяет её 2-е предложение с небольшим расширением. На этой теме в дальнейшем строится вариационная форма.
Вспомним «Норвежский танец» Грига или пьесы из «Детского альбома» Чайковского – «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Сладкая грёза». Все они написаны в простой 3-х частной форме.
· Послушаем одну из них – пьесу «Сладкая грёза». Первая тема (А) написана в форме периода повторного строения, имеет спокойный, ласковый характер, песенные интонации. Вторая тема (В) – более солидная и уверенная, звучит в низком регистре. Реприза – точно повторяет первую тему.
А В А – С D C – А В А.
Средняя часть (CDC) – чаще звучит контрастно крайним частям и имеет чёткую простую 3-х частную форму. Тогда она называется трио. Если же средняя часть не имеет чёткой формы или самостоятельных тем, а лишь развивает интонации первой части, то её называют эпизодом. Репризы здесь бывают точными, а могут – варьировать темы первой части.
· Рассмотрим первую разновидность этой формы – «Полонез ля-минор» Огиньского («Прощание с родиной»).
Первая часть (АВА) – состоит из двух мелодий в форме периода неповторного строения.
А – нежная, лирическая мелодия с опеваниями на фоне «разложенных» аккордов в сопровождении.
В – более активная, энергичная тема, с ритмическими акцентами на слабой доле и импровизацией в конце периода.
Вторая часть ( CDC ) – трио.
С – устремлённая, порывистая мелодия из быстрых гаммообразных взлетающих пассажей.
D – типичный полонез, изложен в аккордовой фактуре – торжественный, праздничный, в тональности До-мажор.
Третья часть – точная реприза.
Пьесе предшествует стихотворный эпиграф А.Некрасова, в котором говорится не только о зимней дороге, но и о чувствах путника и ямщика, раскрываемых в музыке.
Первая часть:
А – песнь ямщика, звонкая, энергичная (Ми-мажор с переходом в соль #—минор).
В – печальная, задумчивая мелодия передаёт мысли и воспоминания путника.
А – реприза варьированная – мелодия утяжелена аккордами, приобретает гимническое звучание.
Вторая часть (С) – эпизод. Мелодиянапоминает русскую пляску с энергичным ритмом; аккорды с форшлагами в высоком регистре имитируют звон колокольчиков в упряжке лошадей.
Третья часть – варьированная реприза: мелодия ямщика(А) – помещена в басовый регистр; фигурации «шестнадцатых» в партии правой руки имитируют бег лошадей и звон колокольчиков. К концу пьесы динамика затихает, «тройка» лошадей скрывается из виду. Эта пьеса – пример программной музыки с ярким картинным содержанием.
Урок 15. Форма рондо.
В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. В ней соединяются куплетность и 3-х-частность. Родиной формы рондо считается Франция. В старину здесь был популярен хороводный танец с пением, который называли «рондо» (в переводе – «круг»). Рондо строится на принципе чередования темы А (рефрена) и новых тем В и С (эпизодов).
А – В – А – С – А – схема формы рондо.
Возможно, музыкальная форма рондо заимствована из поэзии. Примером могут служить стихи Пьера Беранже или Валерия Брюсова.
В этой форме писали свои произведения композиторы 17 – 18 веков – Куперен, Рамо, Дакен.
· Послушаем пьесу Дакена «Кукушка». Рефрен звучит здесь трижды без изменений. Эпизоды отличаются характером звучания, ладом, варьированием «голоса кукушки» в разных регистрах.
В 18 веке в эпоху классицизма форма рондо применялась в оперных ариях, в отдельных частях сонат и симфоний, в миниатюрах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Знаменитый «Турецкий марш» из «Сонаты Ля – мажор» Моцарта и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» написаны в форме рондо.
· Обратимся к пьесе Бетховена «К Элизе».
В – первый эпизод – танцевального характера, праздничная, бодрая мелодия в Фа-мажоре с ритмами мазурки.
С – второй эпизод – драматический, тревожный, тонально неустойчив, его построение незамкнуто (нет каденции).Это кульминация всей пьесы. Здесь звучат уменьшенные септаккорды на остинатном басу, резкие ритмические акценты.
Все три темы пьесы контрастны друг другу.
«Рондо Фарлафа» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Спящая княжна» Бородина – примеры рондо в русской вокальной музыке.
· Послушаем песню Бородина «Спящая княжна». Рефреном здесь является тема сна княжны, напоминающая колыбельную песню. Эпизодами служат темы «нечистой силы» (В) и «тема богатыря» (С).
В театральной музыке Прокофьева так же нередки примеры формы рондо – «Джульетта- девочка», «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам».
А.Скрябин, русский композитор 20 века, сказал однажды: «Музыкальная форма должна быть похожа на шар». А шар – это идеальная форма, в которой нет ничего лишнего.
Урок 16.Контрольный
Форма вариаций.
Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». В повседневной жизни – это смена времён года в природе, чередование месяцев в году, цикл лекций на какую-то тему или цикл передач по телевидению. В искусстве цикл – это круг образов, характеров, настроений. Циклы могут быть составлены из стихов, картин, скульптур, песен, танцев, пьес.
Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение. Оно состоит из нескольких самостоятельных частей, расположенных в определённом порядке. Циклический – значит многочастный. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое. Количество частей в цикле не ограничено – от двух и более.
Вокальные циклы – состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора. Например, циклы Шуберта на стихи Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», циклы Мусоргского «Детская» и «Песни и пляски смерти».
Инструментальные циклы бывают: вариационный, сюитный и сонатно-симфонический.
Слово «вариация» в переводе с латинского означает «изменение». Форма вариаций строится на изложении темы и ряда её видоизменённых повторений. Количество вариаций неограниченно:
Одни элементы темы повторяются неизменно – мелодия или линия баса остинатны, что позволяет узнавать и запоминать тему; другие – изменяются: например, тембр, фактура, гармония, жанр темы.
Существует несколько исторически сложившихся типов варьирования.
1. Остинатные вариации – вариации на выдержанный бас ( basso ostinato ) – в жанрах пассакалии и чаконы существуют с 16 века. Тема баса повторяется неизменно, а другие голоса, наслаиваясь на неё, создают ощущение непрерывности, текучести. Эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости судьбы. Например, «Ария Дидоны» из оперы Пёрселла «Дидона и Эней» или хор в сцене распятия Христа из «Мессы си-минор» Баха – написаны в жанре пассакалии.
· Примером остинатных вариаций в инструментальной музыке является «Пассакалия» Генделя из «Сюиты соль-минор».
К жанру пассакалии обращаются и современные композиторы. Д. Шостакович пользуется формой остинатных вариаций в «Пассакалии» из «Симфонии №8» (4-я часть), а также в «эпизоде фашистского нашествия» из первой части «Симфонии №7».