Что такое реконструкция парка

Что такое реконструкция парка

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

Городской парк культуры и отдыха главная достопримечательность каждого культурного города. Парк во все времена является местом отдыхом и проведения досуга горожан и приезжающих и это доказывает его необходимость в городе.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов реконструкции городских парков культуры и отдыха. Для этого нам необходимо рассмотреть исторические моменты зарождения парков, классификацию парков и выделить алгоритм реконструкции городских парков культуры и отдыха.

Развитие городского парка культуры и отдыха зародилось в 18 веке, но перед понятием «парк», который никому еще не был известен, существовало понятие «сад». Сады впервые встречаются в Китае, в городе Сучжоу. Строительство садов в Китае началось еще в 6 веке до нашей эры.

Сад – это озелененная территория, площадью 5 – 10 гектар, включающая насаждения, дороги, площадки, павильоны, эстраду, цветники, павильон, предназначенную для кратковременного отдыха жителей микрорайона или жилого района.

Изначально в древности сады были плодовыми – утилитарного значения, а после появилось понятие «потешного» сада, означавшего предназначение для отдыха и развития.

Во Франции городской парк зародился в 16 веке, принципы строительства которого брали в итальянских садах эпохи Ренессанса.

Уже в 18 веке в период романтизма появились пейзажные парки. Пейзажный парк – это определённый вид садово-паркового искусства, сложившейся в Англии [3].

Рассматривая историю становления парков в России, необходимо начать, с понятия – «парк». Термин «парк» вошел в русский язык из английского языка в 18 веке и первоначально означал участок леса с аллеями, прудами, рощей и беседками.

История появления названия является неотъемлемой частью истории, становления парков как учреждений культуры, поскольку наложенные временем отпечатки истории названия сыграли немаловажную роль в деятельности парка как места проведения досуга.

Городской парк культуры и отдыха – это предназначенная озелененная открытая территория для отдыха, развлечений, проведение мероприятий культурного времяпровождение и так далее [3].

Парк как культурный объект городов России, получил при Петре I, который в начале 18 века занялся «Великими переменами», в эти перемены входили все отросли государства, а также культурная жизнь. Молодой царь решил превратить царство в империю, а Азию – в Европу. Петр Первый совершал великие путешествия по Европе. Первым из парков, который он посетил был Версаль – парк французских королей. Он был в восторге от красоты этого парка. по пути домой он размышлял о строительстве парков на территории Руси.

Таким образом, в идеальном плане Петра I об облагораживании территорий России были такие идеи как: построить «новую» столицу России и окружить ее дворцами и парками. Первой его гордостью был Летний сад, построенный в 1704 году в Петербурге.

Начиная с середины 18 века, в период царствования Екатерины II, а затем в 19 веке, в русском садово-парковом искусстве происходит постепенное смена стилевого направленная. Под влиянием английской школы развивается новое направление, характерное развитием приемов ландшафтной композиции и планировки при создании садово – парковых ансамблей. Такие приемы проявляются при строительстве Павловского парка [3].

Садово – парковое искусство – это особая отрасль искусства, связанная с созданием садов и парков при дворцах и резиденциях, при памятниках культурного наследия.

В середине и конце 19 века в связи с отменой крепостного права и изменением социального – экономических условий создание крупных парков прекращается.

В XX веке началось строительство новых и реконструкция разрушенных парков.

Таким образом, история городских парков культуры и отдыха очень разнообразна, от понятия до становления. Российские парки культуры и отдыха своей историей обязаны Петру I.

Далее хотелось бы рассмотреть и выделить функции городского парка культуры и отдыха.

Парк культуры и отдыха выполняет следующие важные функции:

• формирование благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности;

• обеспечение территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира;

• сохранение и реконструкция садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствования ландшафтной архитектуры [4].

Таким образом, парк культуры и отдыха является центром развития индустрии развлечений организованного досуга, а также информационно-познавательных, игровых, спортивных и зрелищных мероприятий.

Далее рассмотрим определенную типологию зонирования парка.

Начнем с определения, зонирование территории – это характерные территориальные единицы или районы, где должны размещаться места отдыха на основе градостроительной ситуации, особенностей ландшафта местности, анализа природно-климатических условий.

• на сегодняшний день выделяется несколько зон при строительстве и проектировании парков культуры и отдыха и соотношения всей территории в процентах от общей площади парка:

• зона массовых мероприятий (зрелища, аттракционы) – 5 – 17 % от общей процентной территории парка;

• зона культурно-просветительных мероприятий 3–8 % от общей процентной территории парка;

• зона спорта (физкультурно-оздоровительных мероприятия) 10–20 % от общей процентной территории парка;

• зона отдыха детей 5– 0 % от общей процентной территории парка;

• прогулочная зона (зона тихого, пассивного отдыха, зона для людей с ограниченными возможностями) 75 – до 40 % (в малых по величине парков) от общей процентной территории парка;

• хозяйственно-административная зона 2–5 % от общей процентной территории парка.

Таким образом, в зонировании территории парка выделяется прогулочная зона, так как зона прогулки на свежем воздухе – это прямая функция городских парков культуры и отдыха. Далее выделяется зона спорта, на спортсменов отходит 10 – 20 % от общей площади территории парка, имеет большой процент по таким критериям как – с каждым годом растет число людей занимающиеся спортом. Зона массовых мероприятий имеет 5 – 17 % от всей площади городского парка культуры и отдыха, так же отличительной функцией городского парка культуры и отдыха является наличие аттракционов. Зона отдыха детей имеет 5–10 % от всей площади парка. на зону культурно – просветительных мероприятий относится 3–8 % от всей площади парка культуры и отдыха, так как событийные мероприятия города или организованные проводятся на правильно созданной территории города. Хозяйственно – административная зона на которую приходится 2–5 % от общей процентной площади.

Более подробно рассмотрим зоны, которые часто встречаются на территории парка:

• зона массовых мероприятий (зрелища, аттракционы) включают аттракционы и различные виды развлечений. Территорию зоны необходимо предусмотреть компактно, на участках, прилегающих к главному входу в парк. в крупном парке в зоне массовых мероприятий предусматривают сооружения для массового отдыха, включающего аттракционы, поля массовых действий (игры, песни, танцы);

• зона культурно-просветительных мероприятий предусматривает павильоны, здания для лекториев, выставок;

• зона физкультурно-оздоровительных мероприятий – одним из основных видов активной рекреационной деятельности парков являются спортивные и развлекательные игры, тренировочные упражнения;

• зона отдыха детей – в этой зоне необходимо отводить участки с благоприятными санитарно – гигиеническими условиями;

• прогулочная зона – размещается на пересеченном рельефе, среди полян, рощ, массивов насаждений, водоемов.

Хозяйственно-административная зона – предусматривает нахождение зданий для оснащения парка [3].

Таким образом, зонирование на территории парка культуры и отдыха является главной частью при реконструкции парка.

Далее рассмотрим алгоритм реконструкции парка культуры и отдыха.

Разработка проекта реконструкции парка имеет два этапа:

первый этап-предпроектный, включает в себя проведение комплекса изыскательных работ;

второй этап-проектный, включающий в себя непосредственно проектные работы.

Далее необходимо выделить функции городского парка культур и отдыха в жизни человека. Основное назначение городского парка – обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему:

• развлечения в парке;

• бытовое обслуживание посетителей.

Главная роль парков в системе учреждений культуры и досуга заключается в том, что они соединяют в себе различные виды деятельности других учреждений, например клуба, спортивных секций, центров досуга, музеев, театров и так далее:

• создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;

• организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;

• использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;

• устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;

• сооружение театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;

• организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;

• проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;

• создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);

• осуществление действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений. [5]

Парк создается для достижения целей:

• формирования благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности.

• обеспечения территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира.

• сохранения и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствования ландшафтной архитектуры [2]/

Таким образом, парк культуры и отдыха – это вид городских учреждений, удовлетворяющих потребности городского населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.

Источник

Новая жизнь старого парка. Что нужно знать о реконструкции «Изумрудного» в Барнауле

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

Весной 2019 года три инициативные группы представили проекты преображения «Изумрудного». Выбор был сделан в пользу варианта «ГорСад», который представили общественники и архитекторы.

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

По программе «Формирование комфортной городской среды» на благоустройство парка «Изумрудный» в 2020 году было выделено 32,4 млн рублей.

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

Вячеслав Франк,
глава Барнаула:

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

Вячеслав Франк,
глава Барнаула:

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

На эти цели правительством края предусмотрено порядка 60 млн рублей. Еще около 60 млн рублей будет выделено из городского бюджета.

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

В настоящее время силами «Фонда имущества Алтайского края» проводится подготовка проектно-сметной документации для проведения изыскательских работ на водоеме.

В планах — также обустройство набережной пруда и прилегающей территории.

Всего в 2022 году на благоустройство общественных территорий Барнаула предусмотрено 240,5 млн рублей.

Источник

Что такое реконструкция парка

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция паркаЧто такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция паркаЧто такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция паркаЧто такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция паркаЧто такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка

Реконструкция парков: основные тенденции (Е. М. Петоян, Л. Г. Лабурдова)

В современной градостроительной практике и культурной политике получил широкое распространение переход от реконструкции отдельных парков к реконструкции и образованию парковых городских комплексов с приданием отдельным зонам различных функций, что позволяет повысить эффективность отдыха населения и получить больший эффект сохранности парковых территорий.

( См. статью Селиверстовой Л. И. в настоящем сборнике.)

Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, принятый Верховным Советом СССР в октябре 1976 г., ряд отраслевых приказов и распоряжений открывают новые возможности для решения комплекса вопросов как с историческими зонами на территории парков культуры и отдыха, так и с историческими парками, расположенными в комплексе с парками культуры и отдыха. В последние годы во многих городах выявляются парки-памятники истории и культуры. Продолжается проведение работ по восстановлению некоторых исторических парков или зон. Так, для Москвы выполнены проекты реставрации и частично реставрированы такие крупные усадьбы столицы, как Кусково, Лефортово. Только по столице в список предлагаемых в настоящее время к постановке на государственную охрану исторических парков вошло 45 объектов.

Необходимость постановки парков на учет, их восстановления продиктована происходящими процессами урбанизации. Идет повсеместное нарушение ландшафта, меняется расположение парков в застройке, повышается их значение в системе озеленения городов, в их художественном облике. Однако из-за нехватки методических материалов на практике трудно выбрать способ восстановления исторической зоны или парка, определить оптимальную форму его использования. Во многом это объясняется тем, что только в последние годы начались исследования по этой проблеме, особенно тех ее сторон, которые характеризуют взаимное влияние исторического парка, парка культуры и отдыха, окружающей его среды. Только в конце 1987 г. Министерством культуры РСФСР были утверждены «Методические указания по выявлению и обследованию парков и природных ландшафтов (комплексов) на территории памятников истории и культуры».

Многообразие возможных вариантов использования парка предполагает применение принципа предпочтительности одних функций другим. Предпочтение следует отдавать тем, которые по результатам функциональных оценок имеют наиболее благоприятные природные предпосылки. Комплексная функциональная оценка выделялась по трем показателям: одноцелевого назначения; многоцелевого назначения (для организации самых различных видов отдыха, их смен по сезонам года); возможных вариантов использования.

Все эти данные будут учтены при составлении архитектурно-планировочного задания на реконструкцию парка. Основные положения работы и ее результаты можно пояснить на нескольких примерах, иллюстрирующих различные подходы к восстановлению исторических зон, входящих в состав городских парков культуры и отдыха. Общая характеристика объектов приводится в таблице (см. табл.).

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка
Таблица. Краткая характеристика объектов

Во всех перечисленных в таблице парках намечено проведение реконструкции, но ни один из них не имеет достаточных доказательств необходимости выделения парка или его отдельной зоны как памятника природы или произведения садово-паркового искусства, а зданий и сооружений как памятников истории, культуры или архитектуры.

В 30-е гг. территории исторических парков были отданы под парки культуры в связи с организацией отдыха горожан в природном окружении. В наши дни, когда сеть парков в стране уже достаточно широка, необходимо освободить парки-памятники от аттракционов и других сооружений, относящихся к паркам культуры и отдыха.

При выделении этих зон руководствовались в основном соображениями по охране памятников истории, культуры и природы.

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка
Рис. 1. Концепция зоны экологического воспитания Центрального парка культуры и отдыха им. В. Г. Белинского г. Пензы. 1. Вход. 2. Главная аллея. 3. Центр экологического воспитания. 4. Водоемы. 5. Детская площадка. 6. Лабиринт. 7. Экспозиция растений Красной книги СССР. 8. Экспозиция новейших сортов растений. 9. Эстрада. 10. Видовая площадка. 11. Кафе. 12. Существующие здания для размещения любительских объединений (дом ‘Природа парка’, искусство составления букета, садоводов-любителей и др.). 13. Тропа здоровья

К третьей зоне относятся расположенные по периметру парка объекты культурно-воспитательной работы, нуждающиеся в реконструкции. В связи с тем, что жилая застройка «обошла» парк по периферии, на сегодняшний день здесь необходимо не только обновление самих зданий и сооружений, но и другое планировочное решение.

Для объективной оценки памятника истории, культуры, садово-паркового искусства необходимо опираться на две группы критериев: природно-климатические особенности и историко-архитектурную значимость. Прежде всего должны быть выявлены естественная структура рельефа и те изменения, которые были в нее внесены при эксплуатации памятника. Важно изучить параметры водного режима, определить источник водоснабжения, исследовать водную систему участка в настоящее время, в том числе степень ее загрязненности; дать характеристику растительных компонентов.

Все эти данные и составят полную картину современного состояния ландшафта. Если бы речь шла лишь об определении его пригодности к тому или иному виду использования, этого было бы достаточно. Но для выявления исторической ценности ландшафта, перспектив его восстановления и сохранности чрезвычайно важны историко-археологические градостроительные критерии. Помимо самого факта наличия исторических документов и других данных, определяющих памятник и эпоху его создания, необходим анализ исторических границ территории и их нынешнего состояния, исторической архитектурной обработки рельефа, конфигурации и структуры водной системы в период расцвета памятника, соотношения открытых и закрытых пространств, определяющего его объемную композицию, а также характеристика насаждений по их составу и приемам группировки.

Важное значение имеет определение уникальности объекта, существенны различные аспекты окружающей среды: нарушение композиции за счет визуальных искажений, появление источников загрязнения среды, критический рост посещаемости и, наконец, наличие планов освоения или застройки самой территории. Из перечисленных критериев последние относятся непосредственно к анализу самой территории памятника, но часто именно они являются решающими для его сохранения.

** ( Второй этап строительства замка и парка связан с деятельностью знаменитого библиофила, создателя Московской Румянцевской библиотеки Н. П. Румянцева (ныне Государственная библиотека им. В. И. Ленина).)

Во дворце в 1917 г. заседал городской Совет рабочих и солдатских депутатов, принявший решение о переходе всей власти в Гомеле в руки Советов; работал Гомельский Совет рабочих и солдатских депутатов. В начале Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Центрального фронта.

Со стороны реки к дворцу примыкает полукруглая терраса с гротом, образующая плавный переход к парку. В планировке города в середине XIX в. дворцово-парковый ансамбль играл роль композиционного центра. Под его влиянием формировалась центральная площадь города. Две главные магистрали, расходящиеся лучами, ориентированы на центральную часть дворца.

В 1837 г. в журнале «Детская библиотека» была опубликована восторженная статья о парке Монрепо. Автор ее писал: «Скажите еще, зачем нам путешествовать по чужим краям, когда любезное отечество наше так богато великолепными картинами природы? Нам мало всей жизни нашей, чтобы осмотреть все любопытное и достойное внимания обширной России. Милые друзья мои! Любите все русское, все родное и поверьте, что мы тогда только можем быть истинно счастливы, когда в душе своей сохраним любовь ко всему родному».

Проведение рубок формирования на всей площади, осуществление в натуре проектных решений отдельных композиционных узлов ускорят воссоздание одного из красивейших парков нашей страны.

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка
Рис. 2. Исторический парк Монрепо (г. Выборг, Ленинградская обл.). Фрагмент проекта реконструкции большой поляны близ источника Нарцисс

Вместе с тем реконструкция ведется крайне медленно. С его территории до сих пор не выведен парк культуры и отдыха, хотя проектом предусмотрен его вывод на Батарейную гору.

Есть надежда, что после создания (Постановление Совета Министров РСФСР от 22.01.88 г. № 30) историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Парк Монрепо» процесс реставрации и восстановления памятников истории и культуры, благоустройства территории и приспособление зданий и сооружений музея-заповедника для научно-просветительных и культурных целей будет ускорен.

Этот пример демонстрирует один из путей реконструкции, который предусматривает полный вывод парка культуры и отдыха с территории, ставшей произведением садово-паркового искусства, имеющей большое историко-культурное значение.

Большинство парков Союза сегодня нуждается в реставрации или реконструкции, и это не только исторические парки, а и парки культуры и отдыха. Прошло 60 лет с момента создания парка культуры и отдыха как первого советского парка. В 30-е гг. лишь их небольшая часть строилась по проектам. Многие были открыты на территории леса, входящего в городскую черту, на неудобных пространствах города. Ряд парков культуры и отдыха, например парки «Победы», были построены или восстановлены после Великой Отечественной войны.

* ( Анкетирование (паспортизация) парков Союза была проведена отделом парков НИИ культуры в 1971 ив 1976 гг.)

При реконструкции важно сохранить ландшафт, достоверный исторический фон. В средних и малых городах должно планироваться создание парков-заповедников с определенным режимом посещения.

При подходе к решению вопросов, связанных с реконструкцией парков, сохранением и развитием их архитектурно-пространственной среды, мы сталкиваемся с тремя проблемными уровнями.

На первом уровне исследуется значимость парка, выясняется его ценность, т. е. дается комплексная оценка его индивидуальных особенностей, описывается зонирование, отмечается его соответствие или несоответствие социальным задачам данного учреждения. Это позволяет определить общую политику по отношению к объекту в целом, а также объем реконструкции каждой отдельной зоны: восстановление, сохранение, полная или частичная реконструкция.

На втором уровне решаются проблемы способов реконструирования особенностей их преемственного применения. Например, в Пензенском Центральном парке культуры и отдыха имени В. Г. Белинского, как мы уже отмечали, решено создать несколько зон культурно-воспитательной работы, создать условия для эффективной реализации современных функций.

Что такое реконструкция парка. Смотреть фото Что такое реконструкция парка. Смотреть картинку Что такое реконструкция парка. Картинка про Что такое реконструкция парка. Фото Что такое реконструкция парка
Рис. 3. Генеральный план реконструкции исторического парка города Гомеля

В целом сохранение парковой среды играет при реконструкции значительную роль как в пространственном, так и в социальном плане, в приобщении человека к культурным ценностям. Выделение из территорий парков и сохранение отдельных зон-памятников, обладающих общественной ценностью, включение их в активную жизнь города влечет за собой насыщение его среды культурно-воспитательными объектами, увеличение количества достопримечательных мест, способствует индивидуализации облика города.

До сих пор мы говорили о массовом отдыхе трудящихся, не затрагивая проблем использования парков как памятников истории, культуры, природы или садово-паркового искусства для нужд туризма. Это одно из направлений сохранения и органичного включения парков в современную жизнь.

За рубежом прибыль от туризма составляет значительную часть общегосударственного дохода. Использование парков для посещения туристами помогает сохранить их от разрушения и повысить уровень культурного обслуживания туристов, расширив сеть экспозиционных объектов, используя разнообразные формы обслуживания. Так, например, в Измайловском парке культуры и отдыха, кроме показа ряда исторических объектов, действует такая форма обслуживания иностранных туристов, как празднование «Русской зимы». Для туристов в парке создана экологическая тропа и ряд других сооружений.

Рассмотрим состояние дворцового парка Останкино. В конце XVI в. усадьба принадлежала дьяку Посольского приказа

В последние годы Моспроектом-3 был подготовлен проект реконструкции, в котором предусмотрен вынос сооружений парка культуры и отдыха с исторической территории, отведена зона для аттракционов на Щелановской улице, имеющая малоценные насаждения. Десятками приказов и решений утвержден вывод сооружений посторонних организаций. Есть смысл подробнее остановиться на ситуации, сложившейся именно в этом парке, хотя задача настоящей статьи обрисовать лишь основные тенденции реконструкции исторических парков. Наша страна первая в мире огласила декрет «Об охране памятников природы, садов и парков», а затем и закрепила его рядом Постановлений Совета Министров СССР. Но парку это не помогает, поэтому мы их просто теряем. В этой связи пример с Останкинским парком весьма красноречив. Ведь проект реконструкции есть; освобождение исторической территории от строений и аттракционов парка культуры и отдыха и посторонних организаций вошло и в проект, и в решения. А парк в целом восстановить не удается и не удастся вовсе, если еще будем медлить. В 60-х гг. на его территории насчитывалось 8624 дуба, к 1983 г. осталось всего 1300 дубов. Некогда прекрасная дубрава исчезает. Пруд сильно загрязнен.

В перспективных планах намечена реконструкция целого ряда московских парков, и очень важно, чтобы в проектах и строительных работах строго учитывались не только принципы реконструкции, но и строго соблюдались ее сроки, иначе ни решения, ни разработка теории уже не помогут.

Деятельность парков, или их отдельных зон могла бы быть более привлекательной для посетителей, туристов, если бы здесь устраивались массовые зрелища под открытым небом, демонстрирующие историческую роль парка.

Здесь уместно вспомнить о существующих видах театрализованных представлений: звукосветовой спектакль с подсвечиванием парка-памятника без участия актеров; использование сооружений парка в качестве декораций театрального спектакля под открытым небом с непосредственным участием актеров; концерты, чтение стихов в определенном месте, исторически значимом.

В таких постановках зрителей привлекает достоверность происходящего. В необычной, впечатляющей форме посетителей знакомят с историей парка, данного сооружения, с историческими лицами и событиями, по-новому воспринимается и архитектура парка. Здесь учитывается прежде всего его историко-культурная значимость, оценивается возможность многопланового развития зрелища. Существующая практика показывает, что количество мест для зрителей может колебаться в широком диапазоне: от тысячи (например, в парке Петродворца) до нескольких сотен (например, в парке Паланги).

Примеры такого рода есть как в СССР, так и за рубежом. Наиболее известны светозвуковые спектакли в Ленинграде (парки Петродворца и Павловска), Таллинне, Паланге, Вильнюсе, Самарканде, Казани. За рубежом такие спектакли проводятся во многих дворцово-парковых ансамблях, имеют большой успех, дают большие сборы.

Организация среды не сводится к обработке компонентов театрализованного зрелища, а направлена на его целостность. Так же как декорации являются средством выражения режиссерского замысла, формы среды должны соответствовать основной идее организации функций парка, формам деятельности и поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *