Что такое реконструкция в истории определение
Значение слова «реконструкция»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Реконструкция — воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.
Реконструкция — процесс изменения устаревших объектов, с целью придания свойств новых в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования.
Реконструкция — переделка, коренная перестройка чего-либо, организация по совершенно новым принципам.
Реконструкция — вид градостроительной деятельности по изменению параметров объектов капитального строительства.
Реконструкция — посёлок, городской округ «город Михайловка», Волгоградская область, Россия
«Реконструкция» — датский кинофильм режиссёра Кристофера Боэ, 2003 год.
Реконструкция Юга — период в истории США после Гражданской войны.
Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона.
переделка, коренная перестройка чего-н., организация по совершенно новым принципам.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реконстру́кция
1. коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования
2. восстановление, воссоздание первоначального вида, облика чего-либо по остаткам, письменным источникам и т. п.
3. офиц. строит. изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения ◆ Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. «Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ», 2004 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тренинг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Историческая реконструкция, проблемы развития
Историческая реконструкция, проблемы развития
(аналитическая статья)
Тарасов Д.А.
Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней.
Жюль Анри Пуанкаре
Реконструкция в России существует уже почти 30 лет, есть много наработок, но и много проблем, которые тоже нуждаются в систематизации. Данная аналитическая статья ставит своей целью взглянуть на историческую реконструкцию средневековой Руси и ее соседей с точки зрения проблематики соответствия основных понятий, заявленных в определении исторической реконструкции, и реального положения вещей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Источники – это основа для реконструкции, обойтись без них невозможно. Если репродукции изобразительных источников можно найти, то работа с археологическими и письменными источниками производится опосредованно через научные исторические книги, на которые, как правило, и ссылаются в своих работах реконструкторы. Более того, на жаргоне реконструкторов, научные исторические книги и называются «источниками». Но научные исторические книги не отражают сами факты, а только их научную интерпретацию.
Воссоздание (моделирование) – сводится к внешнему копированию (макетированию) отдельных элементов, в основном материальной культуры, зачастую с применением современных материалов и технологий. Доля аутентичных технологий и материалов невелика. Что же касается духовной культуры и социальной сферы, то попытки реконструкций в этой области весьма сложны и спорны, поэтому носят либо формально игровой, либо фентезийный характер.
ИСТОЧНИКИ. СООТВЕТСТВИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ФАКТАМ.
КРИТЕРИЙ АУТЕНТИЧНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ НА УРОВНЕ ИСТОЧНИКОВ.
КРИТЕРИЙ АУТЕНТИЧНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ИХ ПРОИЗВОДСТВА.
Если делать костюм на сословие выше среднего с соблюдением всех аутентичных технологий изготовления, из материалов, произведенных по аутентичным технологиям, с хорошей доказательной базой, то на это уйдет много времени, и десятки, а возможно и сотни тысяч рублей.
Если делать все самому, то нельзя быть мастером во всех средневековых ремеслах, необходимых для создания костюма. Лишь в нескольких смежных можно довести свое мастерство до совершенства, и потратить на это много лет, пока изучишь источники, освоишь технологии и доведешь их до аутентичного состояния.
КРИТЕРИЙ АУТЕНТИЧНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ НА УРОВНЕ
ТЕХНОЛОГИЙ ВОССОЗДАНИЯ
Таблица 1. Уровни аутентичности комплекта. (См. рисунок выше)
Таблица 2. Определение уровня аутентичности объектов и комплекта.(См. рисунок выше)
СОБЛЮДЕНИЕ КРИТЕРИЕВ АУТЕНТИЧНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ
НА УРОВНЕ ФОРМАТА МЕРОПРИЯТИЯ
Есть два подхода к исторической реконструкции, они отличаются целями создания комплекта, и, соответственно, методами.
Научная реконструкция (прикладная и экспериментальная археология) – Основная цель: В рамках исследования добиться максимально возможной аутентичности элемента материальной культуры или комплекта, с учетом типологий, материалов и технологий. Системный подход к изучению материала, применение экспериментального метода для реконструкции, как отдельных объектов материальной культуры, так и комплекта в целом. Представители этого направления очень редко меняют реконструируемый народ и период. Они немногочисленны, обладают глубоким знаниями и умениями в разных сферах, это, люди науки, археологи экспериментаторы, историки-любители, мастера ремесленники и т.д. Для представителей этого направления фестивали исторической реконструкции не основная цель. На фестивале они, как правило, ведут торговлю, мастер-классы средневековых ремесел т.п.
Реконструкция как вид досуга – Мотивации: отдых, неформальное общение. Цель – любыми способами попасть на фестиваль исторической реконструкции, чем крупнее мероприятие, тем лучше. Ничем не отличается от любой другой тусовочной субкультуры: есть определенные места для сборов, свой дресс-код, жаргон, правила поведения. Цели и методы представителей этого подхода полностью совпадают с шоу форматом фестивалей, поэтому прирост участников фестивалей осуществляется в основном за счет представителей этого подхода. Они стремятся обжить фестиваль, закрепится на нем, сдружившись с организаторами и постоянными участниками. Субъективно усредненные «жесткие требования» формируются именно под представителей этого подхода.
Они очень любят быть на виду, стараются стать законодателями моды в реконструкции, часто становятся душой компании. Характерные особенности: представители этого подхода многочисленны, любят часто менять реконструируемые народы, эпохи и костюмы, при этом не стремятся к глубокому изучению, ограничиваясь поверхностными знаниями, или используют наработки и готовые изделия представителей научной реконструкции. Среди этого направления встречаются люди, которые в состоянии купить себе несколько аутентичных комплектов одежды и доспехов, чтобы с одной стороны, соответствовать дресс-коду субкультуры, с другой, выделится на фоне остальных, порой они же выступают в роли спонсоров полюбившихся фестивалей и клубов.
При многочисленных разговорах о повышении качества реконструкции:
1. Нет стимулов к повышению уровня аутентичности, созданию качественной доказательной базы и обоснования реконструкций, но есть подмена вышеперечисленного сводом субъективно усредненных «жестких требований» мероприятий
2. Нет стимулов, в том числе экономических, для развития аутентичных технологий, но их предостаточно для развития «дешевой реконструкции» под шоу формат мероприятий.
3. Нет четкой системы и достаточного научного обоснования, легитимности допусков или субъективно усредненных «жестких требований» аутентичности.
4. Завышение фестивального формата и неэффективное его использование.
Когда не может быть изначально четкого соответствия критериям аутентичности на уровне источников, материалов и технологий, они попросту выдумываются, преподносятся в виде субъективно усредненных «жестких требований» или «допусков» на мероприятия и в клубы исторической реконструкции. Тут вмешивается человеческий фактор, начинаются перегибы и произвол в насаждении бессистемных допусков и требований в областях, где научные знания носят фрагментарный характер. Или состав подобных требований слишком часто и абсурдно меняется.
Существуют попытки на уровне фестивалей, ассоциаций клубов «узаконить» некие требования к аутентичности в основном для производства льна, шерсти и пошива одежды, реже кожи. Но про технологии производства бронзового литья и, главное, металла и технологии сборки доспехов и вооружения иногда вовсе забывается, а они, в основном, современные.
Сказывается давление рыночных отношений. С одной стороны, рынок бронзового литья, производства доспехов и вооружения хорошо развит, немногим хуже развит рынок изделий из кожи. И все благодаря применению современных технологий и материалов, что позволяет делать быстро и качественно, а, главное, намного дешевле по сравнению с затратами на аутентичные технологии и материалы. С другой стороны, нет достаточного количества мастеров, умеющих работать по аутентичным технологиям, очень дорого и долго осваивать. Слабый спрос на аутентичные изделия отчасти потому, что аутентичные технологии и материалы дороги, отчасти высокая аутентичность не требуется на мероприятиях шоу формата. Субъективно усредненные «жесткие требования» на мероприятиях шоу формата есть ни что иное как стимулирование спроса на «дешевую реконструкцию». Есть «жесткие требования» и запреты, но нет четкой системы стимулов для развития качества реконструкции, аутентичных технологий и роста числа мастеров, умеющих с ними работать. Либо эти стимулы носят формальный характер и неэффективны. Пример экономических стимулов. Мастерам, привозящим аутентичный товар или дающим мастер-классы по средневековым ремеслам или тем, кто проводит на фестивале исторический эксперимент, возможно уменьшение пошлин за участие, торговлю и т.п. Реконструкторам, чей клуб ведет систематические исследования (имеет консультанта), чей комплект подкреплен научным обоснованием (паспортом), или высоко оценен в конкурсах костюма, доспеха возможно уменьшение пошлин за участие (и) или выдача приглашений (флаеров) на следующий год и т.п.
Научная обоснованность и легитимность субъективно усредненных «жестких требований» аутентичности, насаждаемая любителями самоучками, часто не обладающими ни историческим образованием, ни достаточно глубокими званиями, вызывает большие сомнения. Потому что для подобных усреднений необходимы глубокие знания и большой опыт в слишком обширной области исторической науки, археологии и средневековых технологиях.
У клубов исторической реконструкции нет стимула вести систематические глубокие исследования, вырабатывать самостоятельно цели и методы достижения высокой аутентичности, изучать технологии, искать консультанта, проводить научные эксперименты. Потому что стремление к идеалу аутентичности, связанное с научным подходом, экспериментом, анализом результатов, подменено субъективно усредненными «жесткими требованиями», а вершиной качества реконструкции считается вовсе не аутентичность комплекта, а факт участия в неком фестивале.
И возникает досадное противоречие науки и исторической реконструкции. Поэтому профессиональные историки и археологи не хотят вмешиваться во внутренние споры об основах исторической реконструкции, ограничиваются консультациями реконструкторов. А отдаление реконструкции от науки не сказывается благотворно на качестве всего движения.
Данная статья задумывалась не для того, чтобы поругать историческую реконструкцию, но чтобы обозначить лишь малую толику проблем и противоречий. Осознание проблемы есть первый шаг к ее решению. Анализ проблем помогает снизить затраты времени и средств на их решение. Жизнь не стоит на месте, она ставит новые задачи перед исторической реконструкцией. Поэтому необходимо искать новые формы и методы для развития движения, это связанно не только с романтикой творчества и новыми знаниями, но и с решением постоянно возникающих научных, технических и экономических проблем.
Историческая реконструкция
История предстает перед нами во многих формах – в стекле и камне, на страницах книг, в сухих цифрах научных исследований, и в живых ландшафтах городов. Мы можем читать историю, видеть – в фасадах зданий и в витражах кафедральных соборов, на витринах музейных экспозиций, на большом экране и в интерфейсе видеоигр. Однако, историческая реконструкция – как движение и как хобби, как профессиональная деятельность и развлечение – утверждает, что мы можем ощутить прошлое и познать его на собственном опыте.
То, чем занимается реконструкция, – воссозданием материальной культуры, воспроизведением событий прошлого – в итоге сводится к калейдоскопу ощущений, личному переживанию собственного эпоса, в котором каждый – герой своей летописи.
Движение реконструкции охватывает сегодня все континенты. Она объединяет разных людей с различными мотивами, но инструмент познания в их руках схож – воссоздание полотна исторического прошлого из нитей научного знания.
Первые попытки реконструкции
Романтика эпохи доблести и отваги, рыцарей без страха и упрека, прекрасных дам, беззаветной верности и героических подвигов – то, как мы знаем Высокое средневековье сегодня, – заслуга ностальгического воображения джентельменов Викторианской Англии. Начавшиеся в XIX веке на архипелаге попытки скрыться в идеальном мире замков, турниров и рыцарской чести распространились на весь континент, а движение Искусств и Ремесел конца XIX века пробудило вкус к ручному труду, притупившийся за век индустриальной революции. Движение прерафаэлитов, давшее идеальной средневековой фантазии визуальное воплощение, завершило трансформацию представления о Средневековье как о золотом веке Европейской культуры и морали. Неудивительно, что первые попытки воссоздать средние века, относятся к правлению королевы Виктории.
Военная реконструкция
Живая история
В музейное дело реконструкция вошла на правах и экспериментального метода изучения технологий прошлого, и визуального представления о прошлом. Изначально метод живой истории представлял собой научный эксперимент – сколько времени и сил уйдет на строительство земляного вала, каков сельскохозяйственный цикл в определенной местности. К второй четверти XX века музеи живой истории начали воплощать наше представление о прошлом. Сегодня такие экспозиции – масштабы которых зачастую охватывают целые поселения и дают возможность не только увидеть как жили наши предки, но и попробовать себя в традиционных ремеслах – неотъемлемый элемент туристических экскурсий.
К концу XX – началу XXI века живая история приобрела новый размах и совершенно иной охват, шагнув из стен музеев и площадок фестивалей на экраны. Реконструкции жизни, экспедиций, сражений прошлого приобрели статус реалити шоу и бюджет исторических сериалов, и охватили аудиторию крупнейших мировых каналов – BBC, Discovery и History Viasat.
Ярмарки эпохи Возрождения
Всемирно известная благодаря песне Blackmore’s Night разновидность фестиваля Renaissance Fair зародилась в США в 1950-е годы и привлекает тысячи людей в мир средних веков. Несмотря на сильную коммерческую составляющую – в отличие от большиства других направлений – ярмарки эпохи Возрождения заняли свое важное место в мировой исторической реконструкции, в том числе благодаря связи с крупнейшим на сегодняшний день реконструкторским сообществом.
Общество креативного анахронизма
Клубы реконструкции и живой истории
Независимо от Общества Креативного Анахронизма, примерно в то же время в Европе начали появляться свои кружки любителей разных эпох. Иногда их интерес был вызван популярной литературой – настоящая волна захлестнула Европу после публикации «Властелина колец», иногда – годовщинами исторических событий и их реконструкцией – такими как воссоздание событий Войны Роз. К сожалению, небольшое число участников, отсуствие централизованного финансирование, и большие требования к временным и финансовым затратам на реконструкцию не способствуют долгой жизни клубов, и в Европе трудно найти клуб, который мог бы похвастаться хотя бы тридцатилетней историей.
Реконструкция в России
Реконструкция
(от лат. re- — приставка, здесь означающая возобновление, и constructio — построение) — в сравнительно-историческом языкознании комплекс приёмов и процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путём исторического сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков.
Реконструкция воссоздаёт явления, формы или состояния, на основе которых формируется модель знания (реконструкт) о прошлых этапах развития языка, систему отношений родственных языков на разных уровнях языковой структуры в разные хронологические периоды. Реконструкция как комплексная сравнительно-историческая методика располагает возможностью воссоздания языковых состояний различных порядков — от общего праязыкового состояния до отдельных его фрагментов на разных уровнях (реконструкция фонологическая, морфологическая, синтаксическая, лексическая). Центральным понятием в моделировании отношений родства языков является праязык, или праязыковая модель. Так, например, в индоевропейском языкознании наиболее известные праязыковые реконструкты — динамическая праязыковая модель «родословного древа» А. Шлейхера и статическая «волновая» модель праязыка И. Шмидта (см. Происхождение языка).
Лингвистическая реконструкция объединяет несколько методических процедур: внешнюю (или «сравнительную») реконструкцию, внутреннюю реконструкцию и филологический метод.
Внешняя реконструкция, ориентируясь на системные отношения в развитии языка, имеет дело со сравнением материала родственных языков, способствует раскрытию закономерностей исторического развития сравниваемых языков, на основе чего реконструируется исходный языковый архетип. Она достаточно единообразна по составу операционных приёмов и включает отбор и синхронное сопоставление материально тождественных или семантически близких единиц, выявление на их материале системы закономерных соответствий, определение временно́й соотнесённости сравниваемых языковых единиц и выводимых из них корреспонденций, определение хронологической глубины реконструкции, восстановление праформы, моделирование праязыкового состояния. Этот вид реконструкции основывается на высокой частотности реконструируемых явлений в языках одной генетической общности и на широких парадигматических рядах. Разновидностью внешней реконструкции принято считать так называемую обратную реконструкцию, при которой проводится построение праязыковых состояний разного порядка, причём данные общегруппового языкового состояния (например, общегерманского, общеславянского и т. п.) соотносятся с предшествующим ему более ранним праязыковым состоянием (позднеиндоевропейским); тем самым воссоздаются промежуточные праязыковые состояния.
Внутренняя реконструкция ориентирована на синхронную систему исторически засвидетельствованных языков и опирается на «остаточные» формы, диспаратные (обособленные) ряды, малые парадигмы и аномалии, которые позволяют проецировать данное языковое состояние в прошлое. В отличие от внешней, внутренняя реконструкция предполагает сравнение языковых единиц внутри одного языка; она воссоздаёт инвентарь вариантов в различных подсистемах одного языка и классифицирует варианты в соответствии с их древностью. По определению Е. Куриловича, внутренняя реконструкция делает диахронические выводы на основе синхронического анализа языковых данных. Техника внутренней реконструкции, в отличие от внешней, разнородна по составу приёмов и включает приём системного «восстановления» отсутствующих языковых звеньев, анализ пережитков типологической импликации, дистрибутивный метод и т. п. Внутренняя реконструкция — один из основных приёмов воссоздания истории языка, а в тех случаях, когда для некоторых языков невозможно установить генетические связи (айнский язык, баскский язык, бурушаски и др.), она даёт единственную возможность восстановления исторического развития.
Филологический метод в реконструкции состоит в системном исследовании старописьменных текстов на языках той или иной генетической общности с установкой на выявление более архаичных языковых форм, нежели те, которые представлены в современных языках; он применим лишь к тем языковым семьям, где существует древнейшая письменная традиция (для индоевропейских языков это хеттский, древнегреческий, латынь, санскрит, старославянский и др.). Иногда филологический метод рассматривают как разновидность внутренней реконструкции.
Главенствующим приёмом сравнительного языкознания остаётся внешняя реконструкция, хотя с течением времени повысилась роль и внутренней реконструкции. Как правило, методика реконструкции включает в процедуру исследования все её разновидности, которые эффективно дополняют друг друга.
Основной смысл реконструкции состоит в наиболее адекватном и непротиворечивом раскрытии поэтапного развития и исторического изменения частных подсистем и системы в целом языков, восходящих к единому источнику. Поэтому реконструкция праязыка не является самоцелью, т. к. она включает решение и таких общелингвистических задач, как построение теории эволюционного развития языка, историческое описание уровней языка (диахронические фонология, морфология, синтаксис) и межуровней (диахроническая морфонология, диахроническое словообразование и т. д.), диахронический анализ процессов дивергентного и конвергентного развития отдельных языков и др.
В советском языкознании используются понятия системной и уровневой реконструкции. Принципы первой пришли на смену постулатам элементарной реконструкции; одновременно в диахронической лингвистике на смену статической, одноплоскостной модели реконструкции пришла динамическая модель.
Внутрисистемные ограничения реконструкции проявляются в том, что глобальная реконструкция возможна лишь для уровней с инвентарём исчислимых единиц (закрытые подсистемы — фонологическая и морфологическая). Для подсистем с открытым списком языковых единиц (синтаксический и лексико-семантический уровни) допускается лишь частичная (парциальная) реконструкция. Расширение приёмов компаративистики в связи с применением системного анализа языка, филологического метода, приёмов синхронной и диахронической типологии, лексикостатистики и глоттохронологии позволили перейти от реконструкции отдельных форм и элементов к уровневой реконструкции и вплотную подойти к реконструкции текста (в индоевропеистике — архаичный поэтический язык, язык права, мифологии и т. п.).
Внутриуровневая реконструкция охватывает как парадигматические, так и синтагматические отношения, при этом парадигматика поддаётся диахроническому моделированию с большей надёжностью. Наиболее разработанной остаётся методика реконструкции фонологического уровня, причём для фонологической подсистемы, обладающей наименьшим инвентарём единиц, устанавливаются межъязыковые соответствия в родственных языках, на основе которых реконструируется фонематическая модель праязыковой формы. Фонологическая реконструкция может считаться достоверной, если она опирается на выявленные закономерности исторического развития звукового строя языка — фонетические законы. Установление инвентаря фонем для праязыковых состояний — одна из основных задач фонологической реконструкции, однако неоднозначность фонологических соответствий между языками одной семьи ведёт к множественности решений. Так, для индоевропейской фонологической системы К. Бругман устанавливал 73, Э. Стёртевант — 55, У. Ф. Леман — 32 элемента. Множественность реконструкций ещё в большей степени распространяется на другие уровни, что связано с изменением парадигмы знания, переинтерпретацией состава единиц сравнения, которая иногда заставляет перестраивать принципы сравнительно-исторической грамматики в целом, полнотой охвата сравниваемых языков, сменой эталона компарации, поступлением новых данных, открытием ранее неизвестных языков и т. д.
Значительной сложностью характеризуется морфологическая реконструкция, которая связана с построением моделей морфемного уровня праязыка (корнеслова, префиксов, суффиксов, детерминативов и т. п.). Здесь основным препятствием для диахронического моделирования служит воздействие грамматической аналогии. На грамматическом уровне ещё в меньшей степени поддаётся реконструкции синтаксическая подсистема, ввиду подверженности синтаксиса сильному воздействию внутренних изменений и внешних влияний. Главным результатом фонологической и грамматической реконструкции является построение сравнительно-исторических грамматик родственном языковых групп и семей.
Реконструкция на лексико-семантическом уровне имеет свои особенности, обусловленные открытостью лексической системы языка, а также слабостью системных связей между лексическими системами разных языков. Реконструкции подлежат не все сферы лексической системы, а лишь её структурируемые компоненты, например акцентная организация слова, объём и граница слова, понятийное содержание и вхождение в то или иное семантическое поле. В то же время лексико-семантическая реконструкция не может отразить многообразие семантических связей слов и их функционально-стилистическую характеристику. Основным видом лексико-семантической реконструкции для дальнеродственных языков служит так называемая корневая, а для близкородственных (например, для славянских) — цельнолексемная реконструкция. В первом случае моделируется диахронический инвариант корнеслова, а во втором — слова в целом. Важным результатом лексико-семантической реконструкции, включающей также данные фонологической и грамматической (морфологической) реконструкции, является создание этимологических словарей родственных языковых групп и семей.
Достоверность всякой реконструкции зависит от количества информации, получаемой от сравниваемого материала. Её адекватность может проверяться как чисто генетическими критериями, так и типологической проверкой допустимости реконструкции. Подтверждение правильности реконструкции — важнейший инструмент исследования языковой истории. Реконструкция тем самым обладает ретрогностической силой, т. е. способностью предсказывать факты реального прошлого развития языков. Данные реконструкции, дополненные свидетельствами исторической ономастики, широко используются при решении сложных проблем глотто- и этногенеза.