Что такое рекреативные функции физической культуры
Что такое рекреативные функции физической культуры
Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые в полной мере свойственны лишь ей. Поэтому любой другой вид общей культуры не может заменить физическую культуру в ее специфических функциях. Таких специфических функций можно выделить три:
1 – функция физического воспитания;
2 – оздоровительно-рекреативная функция;
3 – соревновательно-достиженческая функция.
Функция физического воспитания. Физическое воспитание, как было сформулировано ранее, представляет собой специально организованный процесс, сущностью которого является развитие двигательных способностей, обучение движениям, овладение физкультурными знаниями и формирование потребности в физкультурных занятиях.
Основным средством целенаправленного воздействия на физическое развитие человека является физическое упражнение. Применение различных систем физических упражнений позволяет существенно улучшить многие морфофункциональные показатели организма человека. Не менее важное значение для человека имеет и то, что в процессе физического воспитания происходит увеличение объема двигательных навыков, и овладение наиболее эффективными способами выполнения жизненно важных двигательных действий.
Таким образом, функция физического воспитания позволяет удовлетворить потребность людей в физическом совершенствовании.
Оздоровительно-рекреативная функция. Как известно, важной основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Современная наука причину появления болезней века, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Физическая культура является незаменимым средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности.
С помощью определенных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физической кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д.
Все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортивные игры, различные виды туризма, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем также лечебное направление в физической культуре.
Соревновательно-достиженческая функция. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью физической культуры. Основная цель данной деятельности – повышение личного спортивного достижения.
Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.
Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях – взрывной силы, в спринте – быстроты, в марафоне – предельной выносливости, в гимнастике – максимальной сложности и точности движений и т.д.).
А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки.
Разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность полета копья, время преодоления дистанции, побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление препятствий стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обеспечивает максимальные напряжения. И в этом плане именно постоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать.
Субъективным критерием величины препятствия остается внутреннее ощущение эмоционального напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п. И в этом смысле очевидно, что спорт – это, прежде всего преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. Поэтому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффективных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности.
Следующим атрибутом спорта выступает компонент – достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой – объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия и может выступать в различных величинах – от личного или коллективного достижения, до национальных и мировых рекордов.
Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в стимулировании последующего достижения. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста.
Способ существования спорта в обществе определяется наличием своеобразной формы, которая называется соревнованием.
Соревнование как способ сопоставления сил и способностей многих людей, в настоящее время существует не только в спорте. Оно широко распространено и в других областях жизни (в труде, науке, искусстве и т.д.). Однако исключительно в спорте оно проявляется в наиболее полной мере и в наиболее чистом виде.
Идея соревнования предполагает проведение по обусловленным правилам сопоставление сил, способностей и результатов деятельности, в которой каждый участник стремится одержать победу.
Что такое рекреативные функции физической культуры
К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся:
— базово-пролонгирующая физическая культура;
— гигиеническая и рекреативная физическая культура;
— оздоровительно-реабилитационная физическая культура;
Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания по государственным программам в период обучения. Поэтому в основной период трудовой деятельности продолжается общая физическая подготовка, но уже на основе индивидуальных запросов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физическая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.
Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятельные занятия.
Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2— 3 раза в неделю в среднем по 1,5—2 ч каждое.
Главная задача занятий в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности занимающихся.
Средствами обычно являются самые разнообразные физические упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гимнастики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Эти средства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воздействуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической. Обучение технике может быть ограничено правильным освоением движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных и динамических характеристик).
В рамках непосредственно физической подготовки предпочтение отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.
Методика занятий осуществляется в соответствии с методическими принципами физического воспитания. Соблюдается также трехструктурное построение занятия, т.е. сохраняется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.
Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от простой профилактики и послерабочего восстановления работоспособности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физические упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнастика, плавание, калланетика, стретчинг и др.
Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапазон оптимальных недельных затрат времени на физические упражнения также может колебаться от 2 до 10 ч. Практика показывает, что занятия с периодичностью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительного влияния на состояние организма. Более частые физические нагрузки способствуют повышению функциональных возможностей, а также эффективнее снимают послерабочую усталость.
Гигиеническая и рекреативная физическая культура. Основное назначение данного направления заключается в оперативной оптимизации организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.
Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работоспособности после трудового дня, — занятия различными видами, такими, как туристские походы, водный туризм, лыжные прогулки, купание и плавание, закаливающие процедуры и т.д.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой, и широко распространенной формой занятий физическими упражнениями в быту различных контингентов трудящихся, особенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связано с переводом организма от пассивного состояния к деятельному, рабочему.
Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10—12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10—15 мин. Комплекс периодически обновляется. Очередность упражнений может выглядеть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воздействия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.
Гигиенический эффект утренней гимнастики возрастает при проведении водных процедур, выполняющих не только тонизирующую, но и закаливающую функцию.
Рекреативная (восстановительная) форма физической культуры. Используется в выходные и праздничные дни, а также в отпускное время с целью снятия кумулятивного утомления, восстановления работоспособности, укрепления здоровья и организации культурно-развлекательного досуга трудящихся.
Одним из наиболее массовых видов физической рекреации является туризм с использованием различных средств передвижения — пешком, на велосипеде, лыжах, байдарках.
Незаменимым средством физической рекреации, доступным для всех возрастов, являются лыжные прогулки. По оздоровительному эффекту они занимают ведущее место среди различных физкультурных занятий.
Достаточно ценными средствами восстановления сил после трудовой деятельности являются:
— всевозможные массовые игры и элементарные соревнования (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.) в выходные дни и отпускное время;
— купание и плавание в водоемах, реках, озерах;
— рыбная ловля, походы в лес за грибами и ягодами и др.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Термин «реабилитация», по определению Всемирной организации здравоохранения, означает помощь больному в достижении им социально-профессиональной полноценности, на которую он способен в рамках существующего заболевания.
Лечение с помощью физических упражнений основано на улучшении циркуляции крови, снабжении кислородом больных и здоровых тканей организма, повышении мышечного тонуса, уменьшении жировой прослойки и т.д.
Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено следующими основными формами:
1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.;
2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;
3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами ЛФК) программе и методике.
Занятия в группах ЛФК осуществляются, как правило, специалистами физкультурно-медицинского профиля.
Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 чел. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и специально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.
Основными средствами являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.
Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45—90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока — 40—45%, в дальнейшем может постепенно увеличиваться до 60%.
В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера доступности определяется методистом, врачом и самим занимающимся. Нагрузки считаются доступными, если после занятий наблюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетворения, небольшое потоотделение.
Самостоятельные занятия носят как общеоздоровительно-про-филактический, так и специально направленный лечебный характер. Например, при функциональных нарушениях сердечнососудистой и дыхательной систем целесообразно применять циклические физические упражнения аэробного характера.
Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья.
Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физической культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разрешения врача и хорошей физической подготовленности. Тренировочный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с учетом закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.
В возрасте 20—30 лет, когда организм находится в стадии эволюционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30—40 лет спортивная активность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно заменяется базово-пролонгирующей физической культурой, а в дальнейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.
Контрольные качественные показатели уровня физической культуры человека зрелого возраста
1. Знание основ организации и методики самостоятельной физической подготовки и умение применять их в практике своей физической активности.
2. Знание анатомо-физиологических особенностей организма человека зрелого возраста.
3. Уверенное владение методами диагностики своего физического состояния, самоконтроля и дозировки физических нагрузок.
4. Знание основ закаливания и умение правильно использовать их для постоянного поддержания высокого уровня резистентности своего организма.
5. Выполнение возрастных нормативов физической подготовленности.
6. Умение пользоваться тренажерами и проводить с их помощью самостоятельные физические тренировки.
7. Постоянное внимание к физическому воспитанию детей. Умение организовать выполнение ими домашних заданий по физической подготовке.
8. Систематическая физическая тренировка не реже 2-3 раз в неделю с 1-2 еженедельными занятиями оздоровительного или общеукрепляющего характера.
9. Отказ от употребления алкоголя и курения.
10. Участие в пропаганде физической активности среди товарищей по работе, родственников, в семье.
11. Знание основных событий спортивной жизни области, страны и за рубежом.
Функции физической культуры (их классификация и характеристика)
Понятие «функции» отражает главным образом объективно присущие тому или иному явлению, процессу свойства; их внешнее проявление (237, с. 401).
Таким образом, говоря о функциях физической культуры, следует иметь в виду те ее свойства и их проявление, ту ее роль, которые ей присущи и которые она как социальный феномен исполняет в удовлетворении потребностей социума и личности (25, с.54).
Рассмотрели систему функций физической культуры (рис.2) (217, с. 27-28; 25, с. 54-62; 137, с. 111-116; 179, с. 13-20; 161, с. 12-13; 119, с. 46-47).
Первая группа функций физической культуры – общекультурные(социальные – 119, с. 46), которые характеризуют физическую культуру как часть (вид) культуры социума; отражают функциональные связи физической культуры с иными видами культуры и социальные потребности в становлении как самой физической культуры так и личности.
К числу основных общекультурных функций можно отнести: эстетическую, нормативную, информационную (ценностную), коммуникативную, нравственную, образовательную, социализирующую.
Суть эстетической функции физической культуры проявляется в удовлетворении потребности людей в сформированности у них эстетических идеалов и вкусов, качеств и способностей, отражающих отношение к физической культуре; своему личностному состоянию (телесному, духовному), двигательной подготовленности, физкультурным отношениям с позиции красоты.
Рис. 2. Функции физической культуры
Все это имеет отношение к становлению эстетической культуры как специфического личностного состояния, отражающего принятие добра, полноценное его восприятие, понимание и следование прекрасному (в чем бы оно ни проявлялось). При этом цель формирования эстетической культуры – организация чувств, духовного и физического роста личности, регуляция и коррекция поведения, утверждение добра как прекрасного. |
Нормативная функция проявляется в том, что она отражает те регламентирующие начала (свод правил) физической культуры, которые сложились в практике ее использования. К ним можно отнести: нормы дозирования физических нагрузок, оценочные нормативы, нормы подготовленности, нормы поведения, общие критерии сформированности физической культуры личности и т.п. Эти показатели – нормы являются своеобразными эталонами в процессе освоения физической культуры, служат стимулом к самосовершенствованию, регламентируют направленное использование физической культуры в интересах общества и личности.
Информационная функция (ценностная) обозначает роль физической культуры в получении, накоплении и распространении (трансляции) собственных ценностей (материальных и духовных) в социум и личность; установлении взаимосвязей с иными отраслями (науками) знаний о человеке и обществе; воздействии на ментальность (образ мыслей, душевный склад) через средства массовой информации. Реализация информационной функции создает общественное мнение о физической культуре, физической культуре личности; приобщает к физической культуре и ее ценностям.
Коммуникативная функцияотражает значение физической культуры (ее возможности прежде всего) в удовлетворении социальной и личностной потребности в общении, налаживании и установлении межличностных и межнациональных взаимоотношений.
Этот своеобразный «спортивный язык», используемый на принципах гуманизма и нравственности, способен наладить мир и дружеские (в последнее время и деловые) отношения между людьми и народами. Этому способствует также сама логика честного состязания, общечеловеческая ценность результатов освоения физической культуры.
Нравственная функцияфизической культуры отражает потребности социума и потенциал ценностей физической культуры в становлении нравственной культуры личности, проявляющейся в освоенности морали социума и его общественного сознания (мораль при этом – те нормы, правила и обычаи, которые сложились в социуме).
Все те взаимоотношения, нормы, правила и обычаи, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью, отражают и культуру социальную в целом; многие личностные качества, отражающие нравственную культуру, легко формируются в физкультурно-спортивной деятельности, а также легко транслируются в сферу социальных (вне физкультурных) отношений (основные нравственные качества: трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, инициативность, воля, активность, дисциплинированность, коллективизм, доброта, порядочность).
Образовательная функция отражает, главным образом, социальную направленность использования физической культуры в освоении специфического (физкультурного) совокупного опыта. Речь идет об освоении физической культуры как социального явления; освоении совокупности знаний, практических умений и навыков для обеспечения нормальной социальной практики жизни и деятельности социализации. Таким образом, образованность (специфическая) личности в сфере физической культуры есть изначальное отражение общей культуры социума, познания человеком роли и значения физической культуры в обществе, его включенности в физкультурное самосовершенствование и здоровый образ жизни.
Кроме того, в рамках образовательной функции физической культуры проявляется ее роль в становлении интеллектуальной, гражданской, этической культуры личности (в настоящее время следует говорить и о правовой, экономической и экологической культуре личности).
Социализирующая функция проявляется в обеспечении физической культурой становления социализированности личности, т.е. сформированности в ней характерных черт, качеств и свойств личности, которые заданы статусом (занимаемым социальным положением) и востребованы социумом.
Принимая во внимание, что основными характеристиками социализированной личности являются способность изменять ценностные ориентации, умение находить баланс между собственными ценностными ориентациями и требованиями социальной роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на универсальные человеческие ценности, можно утверждать, что за счет включения в физкультурное движение, исполнения в нем различных социальных ролей, осознания себя в этих ролях и происходит процесс успешного «вхождения» в социум с соблюдением в нем необходимых требований (195, т. 2, с. 361).
Основными специфическими функциями физической культуры являются: воспитательная, обучающая, развивающая, профессионально-прикладная, рекреационная, реабилитационная (оздоровительная), спортивная.
Воспитательная функция физической культуры отражает главным образом ее потенциал в разностороннем и комплексном воспитании жизненно необходимых и физкультурных двигательных (физических) качеств (способностей). Кроме того, с реализацией этой функции создаются базовые предпосылки для систематических занятий спортом (за счет создания «базы» общей и всесторонней двигательной подготовленности).
Обучающая функция сопряжена с формированием системы жизненно и физкультурно необходимых (в соответствии с нормой) двигательных умений и навыков, а также знаний о направленном использовании физической культуры в прикладном (бытовом) и физкультурном самосовершенствовании. Важно также обучить занимающихся основам спортивной этики и социально корректного поведения и общения, что обеспечивает оптимизацию процесса освоения физической культуры.
Развивающая функцияотражает направленность физической культуры на становление оптимального физического развития (прежде всего соматометрических и соматоскопических показателей, не исключая и некоторых показателей физиометрии); целенаправленное развитие основных психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, воля, воображение, эмоции). С реализацией этой функции проявляется в целом гармония физического и духовного развития.
Профессионально-прикладная функциявыражает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной (включая военную) деятельности. Речь при этом идет о становлении тех личностных и двигательных свойств, качеств и функций (прикладных), которые обеспечивают эффективность процесса профессионального образования и конкретной профессиональной деятельности.
Рекреационная функциявыражает степень использования физической культуры в сфере организации и реализации досуга, отдыха и развлечений, переключения с различных видов деятельности на целесообразно построенную физкультурно-спортивную деятельность. Результат от реализации рекреационной функции физической культуры определяется по показателям оптимизации психоэмоционального состояния; коррекции физического развития и двигательной подготовленности; восстановления психических процессов, функциональной готовности, адаптации.
Следует отметить, что рекреационная функция также отражает и оздоровление человека с использованием физической культуры, потому как обеспечивает профилактику скрытых или явных отклонений и нарушений в состоянии здоровья в целом; отдельных систем, процессов и т.п.
В связи с появлением нового течения использования физической культуры – фитнес – рекреационная функция существенно расширяется в направлениях общего фитнеса (аналог «здоровье здорового человека», «здоровый образ жизни»); физического фитнеса, в целом направленного на повышение физической подготовленности (включает оздоровительный, спортивно-ориентированный и атлетический фитнесс и т.п).
Реабилитационно-оздоровительная функция отражает направленность физической культуры на восстановление (компенсацию) различных отклонений в состоянии здоровья (в физическом и психическом аспектах; иных состояний, «доступных» для восстановления и коррекции средствами физической культуры). Значимым видится и лечебный эффект, проявляющийся в лечении травм и операционных воздействий.
Спортивная функцияпроявляется в роли физической культуры как фактора подготовки к демонстрации и демонстрации максимальных спортивных достижений; изучении и накоплении сведений о роли спорта (а именно в нем наиболее ярко проявляется спортивная функция) в становлении и реализации двигательных и личностных способностей человека. Здесь же следует отметить, что спортивная функция физической культуры проявляется во взаимосвязи с другими отраслями познания, связанными с физической культурой (медицина, психология, педагогика, физиология, биомеханика и др.).
Третья группа функций физической культуры – внутренние,которые характерны более для каждого вида физической культуры (ее компонентов) и отражают потребность социума и личности, а также функциональный потенциал физической культуры в становлении сущностных характеристик личности и ее физической культуры; спортивной подготовленности, готовности к профессиональной деятельности; обеспечении восстановления и активного отдыха.
Говоря о внутренних функциях, следует отметить основные положения:
— эти функции так или иначе отражают общекультурные и специфические функции физической культуры;
— внутренние функции присущи и характерны преимущественно для каждого из компонентов физической культуры;
— эти функции «разукрупняют» как общекультурные, так и специфические функции физической культуры.
В означенном контексте следует говорить о более частных функциях каждой части физической культуры; ее функциональном потенциале в процессах изменения социума (в аспекте воспроизводства его ценностей) и личности; преобразования более частных личностных состояний.
Таким образом можно (впрочем и следует) выделить достаточно большое количество внутренних функций.
Так, в частности, функциями спорта являются (здесь и далее по материалам: 136, с. 32 – 42; 137, с. 105-107; 217, с. 314 – 317; 179, с. 13 – 20; с. 261 – 275);
— соревновательно–эталонная (достижения в спорте – «мерило» возможностей человека);
— эвристическо–достиженческая (включает моменты открытия, творчества, открытия достиженческих возможностей человека);
— воспитательная (становление личностных свойств и качеств);
— кондиционная (поддержание индивидуального уровня спортивной подготовленности);
— рекреационная (эмоциональное насыщение);
— эмоционально–зрелищная (удовлетворяет потребности в общении; приобретение образца для подражания и как следствие – включенность в физкультурно-спортивную деятельность);
— социализирующая (как в аспекте социализации личности, так и в социальной интеграции и международных связях);
— коммуникативная (в аспекте прежде всего межнациональных, интернациональных отношений и взаимоотношений).
Можно выявить и вполне «самостоятельные» функции для остальных компонентов физической культуры (ее частей):
— для физического образования характерны практически все общекультурные и специфические функции; они могут и должны отражать контингент занимающихся (в первую очередь психофизиологические и двигательные особенности);
— для физической рекреации значимыми становятся:
· профилактическая (в аспекте предупреждения антиобщественного поведения и предупреждения заболеваний); (она же – активизирующая);
· гедонистическая (получение удовольствия от двигательной активности);
· развлекательная (переключение видов деятельности);
— для физической реабилитации ее функциями могут быть:
· психическая (ликвидация психического переутомления за счет психогрегуляции);
· лечебная (ликвидация последствий травм и заболеваний в ходе лечебно-физической культуры);
· оздоровительная (связана с коррекцией выраженных нарушений в состоянии здоровья);
· компенсаторная (развитие до «избыточного» уровня тех качеств и функций, которые «заменяют» утраченные);
— для профессиональной функции культуры характерны все общекультурные и специфические функции в «преломлении» подготовки человека к практике конкретной образовательной и профессиональной деятельности.