Что такое рекреативные функции физической культуры

Что такое рекреативные функции физической культуры

Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые в полной мере свой­ственны лишь ей. Поэтому любой другой вид общей культуры не может заменить физическую культуру в ее специфических функ­циях. Таких специфических функций можно выделить три:

1 – функция физического воспитания;

2 – оздоровительно-рекреативная функция;

3 – соревновательно-достиженческая функция.

Функция физического воспитания. Физическое воспитание, как было сформулировано ранее, представляет собой специ­ально организованный процесс, сущностью которого является развитие двигательных способностей, обучение движениям, овладение физ­культурными знаниями и формирование потребности в физкуль­турных занятиях.

Основным средством целенаправленного воздействия на физическое развитие человека является физическое упражнение. Применение различных систем физических упражнений позволяет существенно улучшить многие морфофункциональные показатели орга­низма человека. Не менее важное значение для человека имеет и то, что в процессе физического воспитания происходит увеличение объема двигательных навыков, и овладение наиболее эффективными способами выполнения жизненно важных двигательных действий.

Таким образом, функция физического воспитания позволяет удовлетворить потребность людей в физическом совершен­ствовании.

Оздоровительно-рекреативная функция. Как известно, важной основой нормального функционирования человеческого организма является его двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии. Современная наука причину появления болезней ве­ка, особенно сердечно-сосудистых, связывает, кроме прочего, с гипокинезией, слабой двигательной деятельностью. Физическая культура является незаменимым средством удовле­творения естественных потребностей человека в двигательной дея­тельности, и в этом плане выполняет компенсаторную роль при дефиците мышечной активности.

С помощью опре­деленных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления работоспособности, поддержания физиче­ской кондиции, увеличения физической работоспособности и т.д.

Все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий: массовые спортив­ные игры, различные виды туризма, плавание и купание, лыжные прогулки и т.д. Следовательно, в будущем рек­реативная направленность физической культуры неизменно будет возрастать. Большие перспективы, очевидно, ожидает в будущем также лечеб­ное направление в физической культуре.

Соревновательно-достиженческая функция. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью физической культуры. Основная цель данной деятельности – повышение личного спортивного достижения.

Для полного представления о функции достижения, в полной мере присущей лишь спорту, необходимо рассмотреть основные составляющие спортивной деятельности.

Спор­тивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму спо­собность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях – взрывной силы, в спринте – быстроты, в марафоне – предельной выносливости, в гимнастике – максимальной сложности и точности движений и т.д.).

А сами условия сорев­новательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необхо­димые способности, умения и навыки.

Разнообразные препятствия (вес поднимаемой штанги, дальность полета копья, время преодоления дистанции, побежденный в единоборстве соперник и т.д.). Преодоление пре­пятствий стимулирует спортивную деятельность, вызывает и обес­печивает максимальные напряжения. И в этом плане именно по­стоянное преодоление препятствий, будь то в тренировочной или соревновательной деятельности, даёт возможность спортсмену оценивать свои силы и соответственно их развивать.

Субъективным критерием ве­личины препятствия остается внутреннее ощущение эмоциональ­ного напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п. И в этом смысле очевидно, что спорт – это, прежде все­го преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. По­этому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффектив­ных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности.

Следующим атрибутом спорта выступает компонент – достиже­ния. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой – объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия и может высту­пать в различных величинах – от личного или коллективного дос­тижения, до национальных и мировых рекордов.

Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, од­нако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность дос­тижения заключается в стимулировании последующего достиже­ния. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста.

Способ существования спорта в обществе определяется наличием своеобразной формы, которая называ­ется соревнованием.

Соревнование как способ сопоставления сил и способностей многих людей, в настоящее время существует не только в спорте. Оно широко распространено и в других областях жизни (в труде, науке, искусстве и т.д.). Однако исключительно в спорте оно проявляется в наиболее полной мере и в наиболее чистом виде.

Идея соревнования предполагает проведение по обусловленным правилам сопоставление сил, способностей и результатов деятель­ности, в которой каждый участник стремится одержать победу.

Источник

Что такое рекреативные функции физической культуры

К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся:

— базово-пролонгирующая физическая культура;

— гигиеническая и рекреативная физическая культура;

— оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направ­ленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, ко­торая была заложена в процессе физического воспитания по госу­дарственным программам в период обучения. Поэтому в основ­ной период трудовой деятельности продолжается общая физи­ческая подготовка, но уже на основе индивидуальных запро­сов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физи­ческая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятель­ные занятия.

Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2— 3 раза в неделю в среднем по 1,5—2 ч каждое.

Главная задача занятий в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленнос­ти, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности за­нимающихся.

Средствами обычно являются самые разнообразные физичес­кие упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гим­настики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Эти сред­ства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воз­действуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической. Обучение технике может быть ограничено правильным освоени­ем движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных и динамических характеристик).

В рамках непосредственно физической подготовки предпочте­ние отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.

Методика занятий осуществляется в соответствии с методи­ческими принципами физического воспитания. Со­блюдается также трехструктурное построение занятия, т.е. сохра­няется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.

Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от про­стой профилактики и послерабочего восстановления работоспо­собности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физи­ческие упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнас­тика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапа­зон оптимальных недельных затрат времени на физические упраж­нения также может колебаться от 2 до 10 ч. Практика показывает, что занятия с периодично­стью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительно­го влияния на состояние организма. Более частые физические на­грузки способствуют повышению функциональных возможностей, а также эффективнее снимают послерабочую усталость.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура. Основное наз­начение данного направления заключается в оперативной опти­мизации организма человека в рамках повседневного быта и рас­ширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работо­способности после трудового дня, — занятия различными видами, такими, как туристские походы, водный туризм, лыжные прогул­ки, купание и плавание, закаливающие процедуры и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой, и широко распространенной формой занятий физическими упражнениями в быту различных контингентов трудящихся, осо­бенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связа­но с переводом организма от пассивного состояния к деятельно­му, рабочему.

Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10—12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10—15 мин. Комплекс пе­риодически обновляется. Очередность упражнений может выгля­деть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воз­действия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.

Гигиенический эффект утренней гимнастики возрастает при проведении водных процедур, выполняющих не только тонизи­рующую, но и закаливающую функцию.

Рекреативная (восстановительная) форма физической культуры. Используется в выходные и праздничные дни, а также в отпуск­ное время с целью снятия кумулятивного утомления, восстанов­ления работоспособности, укрепления здоровья и организации культурно-развлекательного досуга трудящихся.

Одним из наиболее массовых видов физической рекреации яв­ляется туризм с использованием различных средств передвиже­ния — пешком, на велосипеде, лыжах, байдарках.

Незаменимым средством физической рекреации, доступным для всех возрастов, являются лыжные прогулки. По оздоровитель­ному эффекту они занимают ведущее место среди различных физ­культурных занятий.

Достаточно ценными средствами восстановления сил после трудовой деятельности являются:

— всевозможные массовые игры и элементарные соревнова­ния (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.) в выходные дни и отпускное время;

— купание и плавание в водоемах, реках, озерах;

— рыбная ловля, походы в лес за грибами и ягодами и др.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Термин «реабилитация», по определению Всемирной организации здра­воохранения, означает помощь больному в достижении им соци­ально-профессиональной полноценности, на которую он спосо­бен в рамках существующего заболевания.

Лечение с помощью физических упражнений основано на улуч­шении циркуляции крови, снабжении кислородом больных и здо­ровых тканей организма, повышении мышечного тонуса, умень­шении жировой прослойки и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено следующими основными формами:

1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.;

2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами ЛФК) программе и методике.

Занятия в группах ЛФК осуществляются, как правило, специа­листами физкультурно-медицинского профиля.

Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 чел. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и спе­циально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагруз­ке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.

Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45—90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока — 40—45%, в даль­нейшем может постепенно увеличиваться до 60%.

В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера до­ступности определяется методистом, врачом и самим занимаю­щимся. Нагрузки считаются доступными, если после занятий на­блюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетво­рения, небольшое потоотделение.

Самостоятельные занятия носят как общеоздоровительно-про-филактический, так и специально направленный лечебный ха­рактер. Например, при функциональных нарушениях сердечно­сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять цик­лические физические упражнения аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья.

Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физичес­кой культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разреше­ния врача и хорошей физической подготовленности. Тренировоч­ный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с уче­том закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.

В возрасте 20—30 лет, когда организм находится в стадии эволю­ционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыж­ный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30—40 лет спортивная актив­ность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно за­меняется базово-пролонгирующей физической культурой, а в даль­нейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.

Контрольные качественные показатели уров­ня физической культуры человека зрелого возраста

1. Знание основ организации и методики самостоятельной физической подготовки и уме­ние применять их в практике своей физической активности.

2. Знание анатомо-физиологических осо­бенностей организма человека зрелого возраста.

3. Уверенное владение методами диагно­стики своего физического состояния, самокон­троля и дозировки физических нагрузок.

4. Знание основ закаливания и умение правильно использовать их для постоянного поддержания высокого уровня резистентности своего организма.

5. Выполнение возрастных нормативов физической подготовленности.

6. Умение пользоваться тренажерами и проводить с их помощью самостоятельные фи­зические тренировки.

7. Постоянное внимание к физическому воспитанию детей. Умение организовать выпол­нение ими домашних заданий по физической подготовке.

8. Систематическая физическая трениров­ка не реже 2-3 раз в неделю с 1-2 еженедельны­ми занятиями оздоровительного или общеук­репляющего характера.

9. Отказ от употребления алкоголя и ку­рения.

10. Участие в пропаганде физической ак­тивности среди товарищей по работе, родствен­ников, в семье.

11. Знание основных событий спортивной жизни области, страны и за рубежом.

Источник

Функции физической культуры (их классификация и характеристика)

Понятие «функции» отражает главным образом объективно присущие тому или иному явлению, процессу свойства; их внешнее проявление (237, с. 401).

Таким образом, говоря о функциях физической культуры, следует иметь в виду те ее свойства и их проявление, ту ее роль, которые ей присущи и которые она как социальный феномен исполняет в удовлетворении потребностей социума и личности (25, с.54).

Рассмотрели систему функций физической культуры (рис.2) (217, с. 27-28; 25, с. 54-62; 137, с. 111-116; 179, с. 13-20; 161, с. 12-13; 119, с. 46-47).

Первая группа функций физической культуры – общекультурные(социальные – 119, с. 46), которые характеризуют физическую культуру как часть (вид) культуры социума; отражают функциональные связи физической культуры с иными видами культуры и социальные потребности в становлении как самой физической культуры так и личности.

К числу основных общекультурных функций можно отнести: эстетическую, нормативную, информационную (ценностную), коммуникативную, нравственную, образовательную, социализирующую.

Суть эстетической функции физической культуры проявляется в удовлетворении потребности людей в сформированности у них эстетических идеалов и вкусов, качеств и способностей, отражающих отношение к физической культуре; своему личностному состоянию (телесному, духовному), двигательной подготовленности, физкультурным отношениям с позиции красоты.

Рис. 2. Функции физической культуры

Все это имеет отношение к становлению эстетической культуры как специфического личностного состояния, отражающего принятие добра, полноценное его восприятие, понимание и следование прекрасному (в чем бы оно ни проявлялось). При этом цель формирования эстетической культуры – организация чувств, духовного и физического роста личности, регуляция и коррекция поведения, утверждение добра как прекрасного.

Нормативная функция проявляется в том, что она отражает те регламентирующие начала (свод правил) физической культуры, которые сложились в практике ее использования. К ним можно отнести: нормы дозирования физических нагрузок, оценочные нормативы, нормы подготовленности, нормы поведения, общие критерии сформированности физической культуры личности и т.п. Эти показатели – нормы являются своеобразными эталонами в процессе освоения физической культуры, служат стимулом к самосовершенствованию, регламентируют направленное использование физической культуры в интересах общества и личности.

Информационная функция (ценностная) обозначает роль физической культуры в получении, накоплении и распространении (трансляции) собственных ценностей (материальных и духовных) в социум и личность; установлении взаимосвязей с иными отраслями (науками) знаний о человеке и обществе; воздействии на ментальность (образ мыслей, душевный склад) через средства массовой информации. Реализация информационной функции создает общественное мнение о физической культуре, физической культуре личности; приобщает к физической культуре и ее ценностям.

Коммуникативная функцияотражает значение физической культуры (ее возможности прежде всего) в удовлетворении социальной и личностной потребности в общении, налаживании и установлении межличностных и межнациональных взаимоотношений.

Этот своеобразный «спортивный язык», используемый на принципах гуманизма и нравственности, способен наладить мир и дружеские (в последнее время и деловые) отношения между людьми и народами. Этому способствует также сама логика честного состязания, общечеловеческая ценность результатов освоения физической культуры.

Нравственная функцияфизической культуры отражает потребности социума и потенциал ценностей физической культуры в становлении нравственной культуры личности, проявляющейся в освоенности морали социума и его общественного сознания (мораль при этом – те нормы, правила и обычаи, которые сложились в социуме).

Все те взаимоотношения, нормы, правила и обычаи, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью, отражают и культуру социальную в целом; многие личностные качества, отражающие нравственную культуру, легко формируются в физкультурно-спортивной деятельности, а также легко транслируются в сферу социальных (вне физкультурных) отношений (основные нравственные качества: трудолюбие, честность, правдивость, целеустремленность, инициативность, воля, активность, дисциплинированность, коллективизм, доброта, порядочность).

Образовательная функция отражает, главным образом, социальную направленность использования физической культуры в освоении специфического (физкультурного) совокупного опыта. Речь идет об освоении физической культуры как социального явления; освоении совокупности знаний, практических умений и навыков для обеспечения нормальной социальной практики жизни и деятельности социализации. Таким образом, образованность (специфическая) личности в сфере физической культуры есть изначальное отражение общей культуры социума, познания человеком роли и значения физической культуры в обществе, его включенности в физкультурное самосовершенствование и здоровый образ жизни.

Кроме того, в рамках образовательной функции физической культуры проявляется ее роль в становлении интеллектуальной, гражданской, этической культуры личности (в настоящее время следует говорить и о правовой, экономической и экологической культуре личности).

Социализирующая функция проявляется в обеспечении физической культурой становления социализированности личности, т.е. сформированности в ней характерных черт, качеств и свойств личности, которые заданы статусом (занимаемым социальным положением) и востребованы социумом.

Принимая во внимание, что основными характеристиками социализированной личности являются способность изменять ценностные ориентации, умение находить баланс между собственными ценностными ориентациями и требованиями социальной роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на универсальные человеческие ценности, можно утверждать, что за счет включения в физкультурное движение, исполнения в нем различных социальных ролей, осознания себя в этих ролях и происходит процесс успешного «вхождения» в социум с соблюдением в нем необходимых требований (195, т. 2, с. 361).

Основными специфическими функциями физической культуры являются: воспитательная, обучающая, развивающая, профессионально-прикладная, рекреационная, реабилитационная (оздоровительная), спортивная.

Воспитательная функция физической культуры отражает главным образом ее потенциал в разностороннем и комплексном воспитании жизненно необходимых и физкультурных двигательных (физических) качеств (способностей). Кроме того, с реализацией этой функции создаются базовые предпосылки для систематических занятий спортом (за счет создания «базы» общей и всесторонней двигательной подготовленности).

Обучающая функция сопряжена с формированием системы жизненно и физкультурно необходимых (в соответствии с нормой) двигательных умений и навыков, а также знаний о направленном использовании физической культуры в прикладном (бытовом) и физкультурном самосовершенствовании. Важно также обучить занимающихся основам спортивной этики и социально корректного поведения и общения, что обеспечивает оптимизацию процесса освоения физической культуры.

Развивающая функцияотражает направленность физической культуры на становление оптимального физического развития (прежде всего соматометрических и соматоскопических показателей, не исключая и некоторых показателей физиометрии); целенаправленное развитие основных психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, воля, воображение, эмоции). С реализацией этой функции проявляется в целом гармония физического и духовного развития.

Профессионально-прикладная функциявыражает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной (включая военную) деятельности. Речь при этом идет о становлении тех личностных и двигательных свойств, качеств и функций (прикладных), которые обеспечивают эффективность процесса профессионального образования и конкретной профессиональной деятельности.

Рекреационная функциявыражает степень использования физической культуры в сфере организации и реализации досуга, отдыха и развлечений, переключения с различных видов деятельности на целесообразно построенную физкультурно-спортивную деятельность. Результат от реализации рекреационной функции физической культуры определяется по показателям оптимизации психоэмоционального состояния; коррекции физического развития и двигательной подготовленности; восстановления психических процессов, функциональной готовности, адаптации.

Следует отметить, что рекреационная функция также отражает и оздоровление человека с использованием физической культуры, потому как обеспечивает профилактику скрытых или явных отклонений и нарушений в состоянии здоровья в целом; отдельных систем, процессов и т.п.

В связи с появлением нового течения использования физической культуры – фитнес – рекреационная функция существенно расширяется в направлениях общего фитнеса (аналог «здоровье здорового человека», «здоровый образ жизни»); физического фитнеса, в целом направленного на повышение физической подготовленности (включает оздоровительный, спортивно-ориентированный и атлетический фитнесс и т.п).

Реабилитационно-оздоровительная функция отражает направленность физической культуры на восстановление (компенсацию) различных отклонений в состоянии здоровья (в физическом и психическом аспектах; иных состояний, «доступных» для восстановления и коррекции средствами физической культуры). Значимым видится и лечебный эффект, проявляющийся в лечении травм и операционных воздействий.

Спортивная функцияпроявляется в роли физической культуры как фактора подготовки к демонстрации и демонстрации максимальных спортивных достижений; изучении и накоплении сведений о роли спорта (а именно в нем наиболее ярко проявляется спортивная функция) в становлении и реализации двигательных и личностных способностей человека. Здесь же следует отметить, что спортивная функция физической культуры проявляется во взаимосвязи с другими отраслями познания, связанными с физической культурой (медицина, психология, педагогика, физиология, биомеханика и др.).

Третья группа функций физической культуры – внутренние,которые характерны более для каждого вида физической культуры (ее компонентов) и отражают потребность социума и личности, а также функциональный потенциал физической культуры в становлении сущностных характеристик личности и ее физической культуры; спортивной подготовленности, готовности к профессиональной деятельности; обеспечении восстановления и активного отдыха.

Говоря о внутренних функциях, следует отметить основные положения:

— эти функции так или иначе отражают общекультурные и специфические функции физической культуры;

— внутренние функции присущи и характерны преимущественно для каждого из компонентов физической культуры;

— эти функции «разукрупняют» как общекультурные, так и специфические функции физической культуры.

В означенном контексте следует говорить о более частных функциях каждой части физической культуры; ее функциональном потенциале в процессах изменения социума (в аспекте воспроизводства его ценностей) и личности; преобразования более частных личностных состояний.

Таким образом можно (впрочем и следует) выделить достаточно большое количество внутренних функций.

Так, в частности, функциями спорта являются (здесь и далее по материалам: 136, с. 32 – 42; 137, с. 105-107; 217, с. 314 – 317; 179, с. 13 – 20; с. 261 – 275);

— соревновательно–эталонная (достижения в спорте – «мерило» возможностей человека);

— эвристическо–достиженческая (включает моменты открытия, творчества, открытия достиженческих возможностей человека);

— воспитательная (становление личностных свойств и качеств);

— кондиционная (поддержание индивидуального уровня спортивной подготовленности);

— рекреационная (эмоциональное насыщение);

— эмоционально–зрелищная (удовлетворяет потребности в общении; приобретение образца для подражания и как следствие – включенность в физкультурно-спортивную деятельность);

— социализирующая (как в аспекте социализации личности, так и в социальной интеграции и международных связях);

— коммуникативная (в аспекте прежде всего межнациональных, интернациональных отношений и взаимоотношений).

Можно выявить и вполне «самостоятельные» функции для остальных компонентов физической культуры (ее частей):

— для физического образования характерны практически все общекультурные и специфические функции; они могут и должны отражать контингент занимающихся (в первую очередь психофизиологические и двигательные особенности);

— для физической рекреации значимыми становятся:

· профилактическая (в аспекте предупреждения антиобщественного поведения и предупреждения заболеваний); (она же – активизирующая);

· гедонистическая (получение удовольствия от двигательной активности);

· развлекательная (переключение видов деятельности);

— для физической реабилитации ее функциями могут быть:

· психическая (ликвидация психического переутомления за счет психогрегуляции);

· лечебная (ликвидация последствий травм и заболеваний в ходе лечебно-физической культуры);

· оздоровительная (связана с коррекцией выраженных нарушений в состоянии здоровья);

· компенсаторная (развитие до «избыточного» уровня тех качеств и функций, которые «заменяют» утраченные);

— для профессиональной функции культуры характерны все общекультурные и специфические функции в «преломлении» подготовки человека к практике конкретной образовательной и профессиональной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *