Что такое рекрутер фрилансер
Без осечек: как выбрать рекрутера-фрилансера и не ошибиться
⏱ Время прочтения — 5 минут
Специализация рекрутера
Вы можете выбрать рекрутера с интересующей вас специализацией — например, в ИТ. Для этого зайдите в расширенный поиск на странице с исполнителями и выберите нужные вам профобласти и специализации.
Также вы можете выбирать город рекрутера, если вам принципиально важна его геолокация, оценку в рейтинге. Поиск отфильтрует специалистов по требуемым параметрам.
Место в рейтинге
В профиле каждого рекрутера указан его рейтинг на проекте в баллах от 0 до 5. Система рейтинга учитывает несколько параметров (среднее арифметическое + общее количество высоких и низких оценок). Это позволяет отобразить максимально корректный средний балл.
Дать оценку рекрутеру может любой заказчик, получивший его отклик на заявку. Это значит, что даже если специалист не закрыл заявку, но отлично проявил себя в работе и предоставил релевантных кандидатов, заказчик может поставить ему положительную оценку.
Рейтинг также позволяет вам выбрать рекрутеров, которые совсем недавно на проекте и уже успели себя хорошо зарекомендовать. В разделе «Исполнители» они могут находиться не на первых страницах выдачи, потому что она строится по количеству закрытых заявок.
Чтобы построить выдачу по рейтингу, кликните на колонку «Рейтинг» или воспользуйтесь расширенным поиском. В итоге вы увидите рейтинг рекрутеров, основанный на оценках заказчиков.
Как видите, рейтинг строится без учета количества закрытых заявок. Иметь максимально высокие оценки могут и новички проекта.
Количество закрытых заявок
Выдача исполнителей HRspace по умолчанию строится по количеству закрытых заявок. На первых местах находятся рекрутеры, закрывшие больше всего заявок на проекте. Это настоящие профессионалы-одиночки и кадровые агентства, которые умеют быстро и эффективно искать персонал.
Рекомендуем обращать внимание на этот показатель, если перед вами сложная заявка.
Профиль рекрутера
Обязательный этап выбора рекрутера — знакомство с его профилем. Здесь вы можете подробнее почитать о специализации, опыте и образовании рекрутера, а также ознакомиться с отзывами о его работе.
В профиле вы увидите рейтинг рекрутера, его награды — например, «Золотой кубок», который выдается 10 рекрутерам, закрывшим больше всего заявок за прошедший год. А также отзывы заказчиков о работе исполнителей.
Профиль рекрутера Светланы Щербаковой
Чат с рекрутером
Если у вас есть сомнения в выборе рекрутера, пообщайтесь с ним, прежде чем одобрить его на проект. Сделать это можно в чате рекрутера: он открывается, как только рекрутер откликнулся на заявку. Или обменяйтесь контактами и созвонитесь с исполнителем, чтобы уточнить все интересующие вас вопросы.
Консультация менеджера HRspace
Помните, что вы всегда можете попросить совет у менеджеров площадки. Они знают все тонкости работы с рекрутерами и могут посоветовать конкретных специалистов.
Маленькие хитрости от специалиста поддержки клиентов Дарьи Емелиной
#1. Не акцентируйте внимание на городе, в котором находится рекрутер. Наши специалисты закрывают заявки по всей России и по всему миру. Город будет вас ограничивать и сузит круг потенциальных рекрутеров.
#2. Если вы сомневаетесь при выборе рекрутера, есть суперопция. Менеджеры HRspace могут выгрузить рекрутеров, закрывших аналогичные заявки, и поделиться с вами этими данными. Просто свяжитесь с нами и попросите эту информацию!
#3. Приглашая рекрутера к работе над заявкой, посмотрите, когда в последний раз он был на сайте. Эта информация есть в последнем столбце раздела «Исполнители». Рекрутер мог успешно закрывать заявки и получать хорошие оценки, а после этого прекратить работу с площадкой. Он будет находиться в списке исполнителей, но не подключится к работе над вашей заявкой. Чтобы не терять время, обращайте внимание на этот пункт.
#4. Если ваша заявка сложная или срочная и вам требуется помощь высококвалифицированного рекрутера, советуем не выбирать больше трех человек для работы над заявкой. Топовые рекрутеры редко берут заявки с большой конкуренцией.
#5. Если вы хотите поработать с рекрутерами, которые только подключились к проекту, рекомендуем приглашать одного нового рекрутера и двух опытных. Это связано с тем, что новым исполнителям необходимо время, чтобы адаптироваться к проекту. При этом им обязательно нужно давать шанс!
#6. Самая эффективная схема оплаты — 100% за выход сотрудника, а стоимость вознаграждения должна быть не меньше оклада кандидата. Если вы ищете редкого специалиста или специалиста из высококонкурентной сферы, например ИТ, ставьте более высокое вознаграждение. Это поможет привлечь опытных рекрутеров и сэкономить время на поиске.
○ Рекомендуем также статью о том, как не бояться самозанятых
В активном поиске: как работает рекрутер-фрилансер и стоит ли оно того?
Вопрос нехватки персонала всегда был, есть и будет актуален для любой развивающейся компании. В наши дни работодатели используют любые возможности, чтобы найти нужных сотрудников. Именно поэтому профессия рекрутера-фрилансера становится все востребованнее.
Что на самом деле работа на фрилансе означает для специалиста, какие преимущества и недостатки такого вида сотрудничества и есть ли «подводные камни»? Команда Hurma System решила разобраться в этой теме и поделиться результатами с вами.
Кто такой рекрутер-фрилансер?
Рекрутер-фрилансер — это специалист, который занимается подбором персонала, но работает не с одной компанией в рамках штата, а сотрудничает с разными проектами на удаленной основе.
Рекрутеру на фрилансе необходимо владеть теми компетенциями что и штатному специалисту, но при этом обладать более высоким уровнем самоорганизации и навыками тайм-менеджмента. Обязанности удаленного рекрутера также не сильно отличаются от задач штатника, но имеют некоторые дополнения:
На кого работает рекрутер-фрилансер?
Работодателями рекрутера становятся компании, которым необходимо подобрать сотрудника по определенным требованиям. Как же найти этих работодателей? Начать стоит с посещения job-порталов и поиска открытых вакансий рекрутера-фрилансера. Такими площадками могут стать:
Отметим, что зачастую компании на таких порталах размещают вакансии на рекрутеров в штат. Поэтому ограничиваться только этими площадками не стоит. Стоит обратить внимание на вакансии в специальных группах в социальных сетях. Например, в Facebook:
Если рекрутер решил перейти работать на фриланс, ему не стоит забывать о посещении профессиональных конференций. Активное участие в жизни HR-комьюнити поможет специалисту «быть в форме» и позволит ему получать больше заказов от работодателей.
3 причины, почему компании работают с фрилансерами
+ и — работы фрилансером
Работа рекрутера-фрилансера имеет такие преимущества:
И такие недостатки:
Зарплата рекрутера на фрилансе
В отличие от штатных сотрудников, рекрутеры на фрилансе получают сдельную оплату. Другими словами, закрытая вакансия = доход. Соответственно, чем больше офферов подпишут кандидаты и заказчик, тем больший гонорар получит рекрутер.
IT рекрутер-фрилансер зачастую закрывает более сложные вакансии, именно поэтому его оклад может вырастать по стоимости в Х2.
Оплата за вакансию, которую закрыл фриланс-рекрутер в Украине, определяется каждым отдельным работодателем. Бывает, что фрилансера берут на определенный проект или для того, чтобы закрыть сразу несколько вакансий в одной компании. Что касается удаленной работы с заказчиками из других стран СНГ, то стоимость услуг рекрутера может равняться окладу кандидата. Оплату рекрутер часто получает только после того, как кандидат проходит испытательный срок в компании.
С чего начать рекрутеру-фрилансеру?
1. Определите свое направление
Если вы владеете достаточными техническими навыками, то можете пойти в сферу IT. Рекрутеру не обязательно иметь практический опыт работы на технической должности, но понимать сферу — необходимо.
Если технических навыков у вас недостаточно, то вы можете сконцентрироваться на других сферах, попробовав себя в каждой из них. Так вы поймете, какая из них вам по душе.
2. Создайте портфолио
Если на работу в штат специалистов подбирают по резюме, то на фрилансе главное иметь успешные кейсы. Когда вы определитесь со сферой, позаботьтесь о том, чтобы в вашем портфолио значился опыт работы в этой отрасли. Ведь, если вы захотите стать техническим рекрутером, то как без соответствующего портфолио убедите заказчика в своем профессионализме?
3. Создайте профессиональный аккаунт в соцсетях
Facebook и LinkedIn — идеальные платформы для создания профессионального аккаунта. На них вы можете указать свой опыт работы в компаниях, обучение на тренингах и участие в конференциях. Это поможет вам в социальном рекрутинге.
4. Не забывайте про маркетинг
Развивайте личный бренд, печатайте визитки, занимайтесь нетворкингом и выпускайте собственный контент на профессиональную тематику на своем блоге или в соцсетях. Со временем эти действия дадут вам результат в виде более частых заказов.
5. Выберите инструменты
Основное отличие от работы в офисе в том, что теперь вы работаете только на себя. Исправная техника, учетная запись LinkedIn Recruiter и специальный софт — теперь лишь ваша забота. Первое, что вам необходимо — хороший интернет-провайдер и выгодный тариф на мобильном. Все остальное выбирайте по специфике вашей деятельности.
Экспертное мнение
Мария Степаненко, рекрутер в AgileEngine.
Опыт работы рекрутером-фрилансером: 6 месяцев.
О разнице между офисом и удаленкой:
Работая в компании у тебя один руководитель. Работая на удаленке, все клиенты — твои руководители, у всех «горят» сроки. Также, нужно учитывать, что на фрилансе у тебя нет команды и тесного взаимодействия с техническими специалистами.
О «подводных камнях» работы рекрутера на фрилансе:
Ты являешься как бы связующим звеном между кандидатом и компанией. И продажа компании, по сути, продажа кота в мешке. Очень важно при поиске кандидатов в компанию, говорить о ее ценностях, но не у всех они есть, и не все видят в этом проблему.
Об организации своего рабочего времени:
Для организации времени работы рекрутера, в первую очередь, необходимо проводить анализ рынка по открытой позиции, ставить примерный дедлайн закрытия позиции, и оперировать всеми плюсами и минусами позиции. Это позволит правильно приоритизировать открытые позиции, вести переговоры эффективно, тем самым закрывая позиции в срок.
Помощь с рекрутингом: фрилансер, агентство или онлайн-площадка?
Внешняя HR-поддержка нужна всем. Небольшому бизнесу, потому что на редкие задачи штатный рекрутер не нужен, корпорациям — чтобы снизить нагрузку на собственный HR-департамент в пиковые периоды найма. Не всегда достаточно просто разместить на hh.ru вакансию и ждать откликов.
Одну и ту же задачу на подбор кадровое агентство и частный рекрутер будут решать примерно одинаково, но есть нюансы.
Если речь идет о «вечной вакансии» — когда компании всегда нужны определенные специалисты, тоже есть смысл использовать максимум каналов. Это и работа собственного HR с постоянным обновлением объявления на hh.ru, и сотрудничество с внешними специалистами, будь то агентство, фрилансер или онлайн-площадка.
Давайте оценим каждую из этих возможностей с точки зрения ключевых факторов проекта — время, деньги, результат.
Скорость найма
Для быстрого поиска «редкой звезды» лучше воспользоваться помощью рекрутера, который специализируется на конкретной сфере и буквально дружит с топами в нужной вам профессиональной нише. Такие рекрутеры бывают и в агентствах, и среди фрилансеров, в том числе работают через онлайн-площадки.
Еще для скорости важны гарантии: чтобы, если нанятый сотрудник в компании не задержится, его быстро заменили другим (для этого хорошие рекрутеры стараются по возможности иметь в виду кандидатов на замену). Хорошие агентства такие гарантии обычно дают, с фрилансерами — как договоритесь (причем соблюдение договоренностей — отдельный риск), на онлайн-площадках бывает по-разному. Например, на HRspace есть такой вариант — рекрутер получает 100% оплаты только после того, как его кандидат пройдет испытательный срок. Если с новым сотрудником не сложится, можно на те же деньги начать новый поиск. Конечно, это не самый приятный вариант для рекрутера, поэтому площадка рекомендует сторонам делить риски и выбрать вариант 50 на 50. Так рекрутер получит 50% за выход сотрудника и еще 50% после окончания испытательного срока, если сотрудник остается.
Документооборот и расчеты
Это слабое место сотрудничества с фрилансерами — большинство не зарегистрированы как ИП, а новый налоговый режим для самозанятых действует не везде, да и там, где действует, его применяют далеко не все фрилансеры.
Нанять фрилансера без статуса ИП — на практике означает либо работу без договора и черную оплату, либо белую оплату по договору ГПХ (гражданско-правового характера — подряда или возмездного оказания услуг). В первом случае вы несете правовые риски. Во втором случае надо платить с вознаграждения фрилансера НДФЛ плюс пенсионные взносы и взносы на обязательное медицинское страхование, сдавать соответствующую отчетность.
Кстати, многие фрилансеры просят предоплату — то есть вы отдаете деньги, но не знаете, когда получите результат. На HRspace платить заранее тоже нужно — площадка спишет стоимость заявки с вашего счета перед публикацией. Но здесь вы можете быть уверены, что деньги не исчезнут — если вдруг передумаете или закроете вакансию сами, площадка вернет вам деньги на счет, удержав 5% комиссии за обслуживание сделки.
Риск исчезновения исполнителя
Классическая «боль» работы с фрилансерами в любой сфере — риски срыва сроков, внезапного отказа от проекта или исчезновения без объяснения причин. Здесь преимущество у кадрового агентства — заказчику просто заменят рекрутера.
Если вы работаете с онлайн-площадкой, то можете застраховаться от внезапного исчезновения рекрутера, пригласив в проект сразу несколько человек. На HRspace над заявкой могут работать до пяти специалистов одновременно, и, даже если они по каким-то мистическим причинам исчезнут все разом, десятки других рекрутеров готовы будут подхватить ваш проект.
Проверка контрагента
Оценить профессиональные навыки частного специалиста, не поработав с ним лично, сложно. Отзывы на площадках со свободным доступом, бывает, покупают, написать про себя на личной страничке в интернете тоже можно что угодно.
Если вы один раз поработали с агентством или онлайн-площадкой и вам понравилось, у вас сразу появится доступ к целому пулу специалистов, которым вы в целом можете доверять. Конечно, тестировать работу и контролировать проект в любом случае надо, но вы имеете дело уже со знакомыми людьми, которые обеспечат качество.
У кадровых агентств есть репутация на рынке, которой они дорожат. Правда, нужно учитывать, что отзывы клиенты обычно оставляют агентству, хотя довольны конкретным исполнителем. Не факт, что с вами будет работать тот же рекрутер, которым остались довольны ваши коллеги по отрасли. На онлайн-площадке HRspace у вас есть доступ к прозрачной системе рейтингов и оценок рекрутеров. Накрутки невозможны — всё контролирует сервис. Отзывы реальные, только о проведенных через систему проектах.
Спорные ситуации
Не все споры возникают, когда кто-то «плохой» намеренно хочет вас обмануть. Чаще стороны просто неправильно друг друга понимают, недостаточно внимательно читают договоры и по-разному смотрят на рабочие процессы.
Шансы без суда урегулировать конфликт ниже, если вы работаете с фрилансером. Во-первых, тут вы с исполнителем один на один, и если он на эмоциях принципиально откажется выполнять ваши требования, то следующий шаг — только в суд, посредников между вами не будет. Во-вторых, если вы работали без должного оформления договоренностей, то ещё и с доказательствами в суде у вас могут быть проблемы. И фрилансер это понимает.
В агентстве, если вы остались недовольны своим рекрутером, вы можете пообщаться с его руководством. Серьезное агентство, дорожа репутацией и клиентом, не будет покрывать плохую работу своего сотрудника. А если все-таки дойдет до суда, то все документы по проекту у вас будут — договоры, акты, платежи.
На HRspace это так и происходит — команда проекта берет на себя независимый арбитраж в конфликте, принимает доказательства и разбирается, кто прав. Обиженную сторону хорошо защищает механизм оплаты на площадке: деньги заказчика хранятся на стороне HRspace до тех пор, пока заявка не будет закрыта и заказчик не подтвердит, что всё хорошо. И наоборот: если рекрутер считает, что выполнил свою работу, а заказчик почему-то не закрывает заявку в его пользу, обивать пороги заказчика, чтобы получить вознаграждение, не придется.
Итого — кого же выбрать?
Плюсы и минусы есть всегда. Всё зависит от ситуации: если у вас нет постоянной потребности в HR-услугах, будет достаточно привлекать частных рекрутеров на проектное сотрудничество по мере необходимости. Если компания растет и новые специалисты нужны постоянно либо довольно часто бывают сложные вакансии, пора подключать агентства или онлайн-площадки.
Весомый плюс онлайн-площадки — вы получаете доступ ко всем преимуществам сотрудничества с частными рекрутерами, но избегаете основных минусов работы с фрилансерами. Вот отличительные особенности:
Тестируйте все варианты и найдете наиболее подходящий именно вам!
«У меня нет желания угодить»: как работает частный рекрутер
— Мне нравится работать на фрилансе: ты ни к чему не привязан. Когда кандидат приходит в офис, он сразу «надевает маску», напрягается, а в кафе вся эта растерянность: «Можно я немного перекушу?» Это не гарантирует того, что кандидат расскажет мне больше, чем кому-либо еще, но, по крайней мере, я могу увидеть его в естественной среде. Интересно смотреть, как люди делают заказ, общаются с официантом — ему-то они ничего не должны и не красуются перед ним. Человек может сказать: «Я очень позитивный, очень открытый». А потом отчитывать официанта за то, что он долго ему несет кофе.
Выходит, вы очень лично подходите к подбору?
— Это важное отличие рекрутера-фрилансера от рекрутера из агентства: ты сам выбираешь клиента. Когда есть просто формальный запрос от компании, это один уровень поиска. Когда в этом есть какая-то личная история, ты можешь сказать кандидату что-то такое, что сразу его зацепит. Предположим, у него два равных оффера, и другой рекрутер ему не звонит, ждет решения. А ты звонишь, спрашиваешь: «Эй, ну что такое, мы уже стол для тебя подготовили! Ты же хочешь развиваться, у нас для тебя именно такие задачи есть». Так можно говорить, только если ты действительно в компанию веришь — или ты прожженный циник.
Поэтому вы работаете одна, а не в кадровом агентстве?
— В агентстве у тебя есть ключевая задача — понравиться клиенту. Я поэтому ушла из PR-агентства, где работала раньше: я это я, у меня такой задачи нет. Если хорошо ищу и соблюдаю корректное поведение, то и так понравлюсь. Максимум свободы испытываю, когда могу на равных сказать, на чем-то настоять, если считаю нужным. Когда ко мне обращается человек, у меня нет желания угодить, у меня есть желание найти ему того, кого он ищет.
Выходит, в HR вы пришли из PR. Как это произошло?
— Я специалист по связям с общественностью, окончила МГУ, 9 лет была в профессии. В какой-то момент мне показалось, что отрасль не развивается: я начинала работать, мы готовили «креативные рассылки» для журналистов, проработала 9 лет — мы готовили те же «креативные рассылки». Я ушла в декрет, но уже знала, что займусь HR: решила не уходить из коммуникаций, просто немного сменить сторону работы. HR-менеджер агентства, в котором я тогда работала, посоветовала мне идти ассистентом, начинать с нуля. Конечно, начинать с нуля не хотелось, это долго, поэтому я решила рискнуть. Пошла учиться, а пока учусь, терять было нечего: написала своим друзьям из PR-агентств, что теперь занимаюсь подбором. И мне начали неожиданно поступать заказы, все начало получаться, и я поняла, что уже не надо идти ассистентом — можно работать на фрилансе.
Сложно было начинать во всем разбираться — одной, без опыта и поддержки?
— Поначалу мне просто неожиданно везло. Я помню свой ужас, когда крутые ребята из PR-агентства, которых я знала, попросили меня найти им редактора. Помню, как засыпала, у меня были холодные руки, я думала, как же буду его искать. В голове была тысяча многоходовок. С утра просыпаюсь, а у меня 50 откликов. Что это, провидение, волшебство? Оказалось, что мою вакансию нашла Ирина Конторева из сообщества «Вакансии для хороших людей» и разместила у себя. Я была ужасно горда тем, что через два дня предоставила релевантных кандидатов, не верила в свое счастье.
У меня вообще есть теория «подъемных». Знаешь, когда человека приглашают на работу или переводят из другого города, ему дают «подъемные». И у меня есть теория, что, когда человек начинает заниматься своим делом, ему везет в начале, судьба дает ему «подъемные». Потому что тяжело начинать свое с нуля, легко от этого отказаться. И когда люди начинают делать свое, то часто говорят: «Как-то само собой сложилось». Это для того, чтобы ты не свернул со своего пути. Я считаю, что вход в «свою» профессию часто нестандартный, случайный и легкий. И вот у меня был первый год на «подъемных» — конечно, не всегда все получалось, но очень везло.
Вы сказали, что учились на рекрутера. Где и как?
— В МГУ, там есть полугодичный курс по HR. Невнимательность иногда меня подводит: я записалась туда, а потом выяснила, что это курсы по повышению квалификации. Новых людей там было всего двое — я и еще одна такая же невнимательная девочка. Но это хорошо: люди были в теме, сразу задавали уточняющие вопросы, я сразу в это окунулась. На курсе был хороший блок про рекрутмент и подбор, который очень меня вдохновил.
Конечно, для того, чтобы качественно выстраивать процессы внутри компании, того образования и опыта, который есть у меня, недостаточно. Было бы хорошо получить фундаментальное образование в сфере управления людьми, но это после того, как я решу завершить с фрилансом и пойти внутрь компании. А для того, чтобы быть рекрутером, нет каких-то правил и стандартов. Мне пришлось написать их самой, потому что без этого трудно развиваться, расти, подводить итоги года, полугода для себя.
Свои стандарты? Почему они понадобились?
— Потому что, как это в традиционно в России, рынок нерегулируемый. Кто знает, что такое качественный рекрутмент? Это «когда что»? Когда рекрутер присылает «поток» и клиенту есть из чего выбрать или когда рекрутер посылает двух-трех кандидатов, но клиенту есть из чего выбрать? Или когда рекрутер может честно сказать: «Тебе не нужен директор по маркетингу, у тебя запрос на PR-менеджера — зачем эту позицию называть директор по маркетингу?» Или когда ты подсовываешь клиенту PR-менеджера под видом директора по маркетингу? Очень много разных нюансов, очень много спорных вещей.
Как вы к этому относитесь? Помогаете формулировать требования к кандидатам?
— Помогаю. В моих личных стандартах одним из ключевых пунктов стоит «понять запрос». Часто в процессе обсуждения выясняется, что что-то не так: или уровень не такой, или нужен другой человек. С некоторыми клиентами нужно настаивать: «Ребята, по функционалу это другой человек, давайте это обсуждать». Если говорить о разработке, то технические требования я не составляю, но задаю наводящие вопросы. За этот год я очень много всего систематизировала из-за объемов работы и поняла, что отношения с кандидатами складываются эффективно, когда есть максимально полное описание работы. У меня есть список вопросов, ответы на которые должны быть в описании вакансии. Если это маркетинг, реклама или PR, я даже сама составляю описание. Но не могу сказать, что уже умею идеально «снимать запрос», мне еще есть куда расти.
А если запрос уже сформирован HR-менеджером компании, как вы взаимодействуете?
— Я столкнулась с тем, что внутренний HR-менеджер часто воспринимает внешнего рекрутера как конкурента. Он может ограничивать рамки поиска, сразу говорит: «hh.ru не смотри, это тоже не смотри — я мониторю сам». Понятно, что есть какие-то вещи, которые он сам обрабатывает. Но иногда все сводится к тому, чтобы ты искал людей, которые не ищут работу, то есть к «хантингу». У меня не раз было: показываешь кандидата заказчику, и он говорит, что его резюме есть на hh.ru, он мог и сам его найти. Мог, но не нашел же! Наша задача в том, чтобы быстро найти человека, а кто — внутренний или внешний HR — его нашел, не важно.
Так что есть элемент ревности, свои правила игры. Раньше я была наивной и не обращала на это внимания. Сейчас стараюсь очень аккуратно выстраивать отношения: внутренний HR должен воспринимать тебя не как конкурента, а как помощь. Если ты будешь суперактивным, пролезешь во все дыры, ему будет некомфортно. Например, если у вас есть прямые контакты руководителя разработки или директора, то звонить напрямую ему и обсуждать результаты собеседований в обход внутренних HR-менеджеров некорректно. При этом с внутренними HR-менеджерами нужно взаимодействовать, нужно задавать очень важные вопросы: «Как вы думаете, почему в вашу компанию могут не захотеть идти? Какие у нас на это контраргументы? В чем может быть подвох?» Они знают ответы на них.
Где вы берете заказы?
— Сейчас я уже сотрудничаю с ребятами, которых когда-то куда-то находила. Поначалу поступали заказы от знакомых из пиар-агентств. Вообще это пиаровское качество — не ставить точки в отношениях. HR-менеджеры часто ставят точку: все, вы нам не подходите, и отпускают. В PR даже с самым несговорчивым журналистом нужно ставить многоточие или запятую, это такая привычка.
Сколько вакансий у вас обычно в работе одновременно?
— Точно больше десяти. Это очень много работы, поэтому у меня жесткий график: с 7 утра и до поздней ночи. Я зарабатываю столько, сколько работаю, и это очень сильно дисциплинирует. Когда я работала в офисе, самым страшным кошмаром мне казалось жить вот так — не знать, что ты точно получишь зарплату каждый месяц. А сейчас я понимаю, что круче мотивации не бывает.
Как вы справляетесь с таким объемом? Обычно фрилансерам приписывают бессистемность работы.
— Я все планирую, у меня очень жесткий график. К началу прошлого года, видимо, кончились мои «подъемные», и год начался просто ужасно: я даже не думала, что есть такое количество причин, по которым может сорваться оффер. И я поняла, что надо работать так, чтобы не зависеть так сильно от неудач. За этот год я написала стандарты рекрутмента, мои личные, с таблицами и графиками, но это был талмуд, который просто невозможно сразу реализовать. Поэтому для начала я выбрала десять пунктов, которые можно здесь и сейчас использовать, которые гарантируют определенный уровень качества работы: с моей стороны, со стороны компании и со стороны кандидата.
Совсем недавно я начала работать с облачной рекрутинговой системой, которая повторяет масштабировать работу. Теперь ни один кандидат у меня не остается без фидбека и не больше двух-трех дней уходит на разбор откликов. Меньше недели проходит между тем, как я нахожу кандидата и отправляю его на собеседование к клиенту. Раньше я могла больше часа тратить на интервью, хотела узнать человека как можно больше. Теперь я делю зоны ответственности: я знаю, что не принимаю решение за клиента. Я вижу кандидата одним образом, а клиент может видеть его совсем другим. Я не принимаю решение на уровне «подходит — не подходит». Я отбираю на уровне адекватности, соответствия, готовности идти в эту компанию, наличия определенных навыков. По личностным качествам или глубине профессионализма я не отбираю.
Как вы оцениваете человека во время интервью?
— В течение получаса на собеседовании с кандидатом я понимаю мотивацию поиска, почему человек ищет, почему ему интересна это компания, чего он хочет. И возможные подводные камни: а действительно ли ищет, не обижен ли на свою компанию и просто ждет контроффера с ее стороны, есть ли уже другие офферы. Моя цель — понять, насколько этот кандидат пригоден для работы дальше.
Вообще я люблю слово «собеседование», потому что оно предполагает общение. Интервью — это односторонняя все-таки история, там тон разговора задает интервьюер. И обычно кандидаты тренируются проходить интервью. Как литература в школе — ты можешь сдать ЕГЭ, а можешь написать сочинение. У нас все кандидаты сдают ЕГЭ. Количество людей, которые задают встречные вопросы на собеседовании, крайне мало. Они идут, презентуют себя, думают «Меня возьмут или нет? Выберут или не выберут?» Я редко отпускаю кандидатов без встречных вопросов, особенно если это личная встреча. Часто спрашиваешь у человека — ты проработал три месяца в компании, а потом ушел, почему? И он отвечает: «Знаете, мне обещали на собеседовании одно, а оказалось совсем другое». Я понимаю, что это не так: они ничего не обещали, и ты ничего не спросил. Ты из рассказов что-то себе пририсовал, но так ли это будет?
Работодатели тоже к вопросам не готовы. Кандидат начинает задавать вопросы о зарплате, премиях. Потом выходит за дверь, и работодатель говорит, что он слишком ориентирован как-то на деньги, столько про них спрашивает. На деле это значит, что кандидату важно, чтобы соблюдались все договоренности. Так что есть такая игра, неписаные правила ни о чем не спрашивать.
Советы из личных «стандартов» Алены Евтеевой:
«Обязательно давать обратную связь кандидатам по каждому взаимодействию с работодателем: резюме на рассмотрении, тестовое задание, интервью».
«В момент, когда работодатель выбирает, важно не дать точную характеристику кандидату, а задать вопросы, которые позволят максимально осознанно принять решение относительно того или иного кандидата. Ответственность за выбор лежит на кандидате и работодателе, а не на рекрутере. Рекрутер отвечает за то, чтобы качественно выстроить процесс».
«Один раз в две недели работать не по конкретным задачам, просто искать в рунете людей. Когда ищешь не напористо, а расслабленно и без конкретной цели, можно найти много интересного».
«Никогда не забывать, что главное в этом процессе — найти нужного кандидата. И помнить, что деньги — только следствие этого».