Что такое реквием определение кратко
Значение слова «реквием»
1. Заупокойное католическое богослужение.
2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.
[От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis — покой вечный дай им]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РЕ’КВИЕМ, а, м. В католической церкви — заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Р. Моцарта. Р. Берлиоза. [По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ре́квием
2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: опорочить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реквием
Содержание
История
Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добавлены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.
Со второй половины XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие сочинения не принадлежат к числу часто исполняемых, — например, реквиемы Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, А. Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах.
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и Немецкий реквием И. Брамса; Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя.
В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.
В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).
Структура канонического реквиема
I. INTROITUS — Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)
II. KYRIE — Kyrie eleison (Господи, помилуй; как и в обычной мессе, единственная часть на греческом языке).
1. Dies irae (День гнева) 2. Tuba mirum — Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется) 3. Rex — Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия) 4. Recordare — Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный) 5. Confutatis — Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых) 6. Lacrimosa — Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)
1. Domine — Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы) 2. Hostias — Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)
1. Sanctus — Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф) 2. Benedictus — Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядущий во имя Господня)
VI. AGNUS DEI — Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)
1. Lux aeterna — Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи) 2. Libera me — Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)
Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части — In Paradismus (В раю).
Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, — Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus.
Наиболее известные Реквиемы
Реквиемы в других видах искусства
РЕКВИЕМ
реквием м. 1) Заупокойное католическое богослужение. 2) Многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.
К ст. Растрелли В. В. 1. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748-54. 2. Дворцовая церковь в Петродворце. 1747-52. 3. Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752-57. 4. Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747-52. (Фото 1940.) 5. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749-57. 6. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743-54 (совместно с М. Г. Земцовым).
К ст. Резцовая гравюра. 1. М. Раймонди. «Лукреция». 1510. 2. А. Мантенья. «Вакханалия с винной бочкой». 2-я пол. 15 в. 3. Б. Бехам. Портрет Леонхарда фон Эка. 1527. 4. М. Шонгауэр. «Искушение св. Антония». Ок. 1471-73. 5. Лука Лейденский. «Ламех и Каин». 1524. 6. А. Дюрер. «Морское чудище». Ок. 1500. 7. А. Г. Ухтомский. «Вид дворца в Павловске». С картины С. Ф. Щедрина. 8. И. Ф. Зубов. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту». Ок. 1727-30. 9. М. И. Махаев. Портрет первого русского солдата Бухвостова. После 1728.
К ст. Рейкьявик. 1. Общий вид. 2. Альтинг (парламент). 1880-81. Архитектор Ф. Мельдаль. 3. Национальная библиотека. 1908. Архитектор М. Нильсен. 4. Памятник Ингольфру Арнарсону. 1907. Скульптор Эйнар Иоунссон. 5. Музей Асмундура Свейссона. 1944. Архитектор Асмундур Свейссон. 6. Многоквартирный дом секционного типа на улице Миклабрейт. 1958. Архитектор Сигвальди Тордарсон. 7. Административное здание. 1960-е гг. 8. Отель «Сага». 1962. Архитектор Халдор Йонссон.
К ст. Рельеф. 1. Ассирийский рельеф «Царь и бог» из дворца Ашшурнасирпала II в Кальху. Известняк. 883-859 до н. э. 2. Древнеегипетский рельеф с изображением полевых работ. Известняк. Сер. 3-го тысячелетия до н. э. Лувр. Париж. 3. Скопас. «Амазономахия». Фрагмент рельефного фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н. э. 4. Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама». Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1401-02. Национальный музей. Флоренция. 5. «Тайная вечеря». Рельеф на ограде западного хора собора в Наумбурге. Камень. Около 1250-60. 6. Ф. П. Толстой. Рельефный медальон «Бой при Малом Ярославле». Воск. Около 1818. Русский музей. Ленинград. 7. Дж. Манцу. «Смерть насильственная». Эскиз рельефа для «Врат смерти» собора св. Петра в Риме. Гипс. 1947-64. 8. К. Менье. «Индустрия». Рельеф для «Памятника труду» в Брюсселе. Бронза. 1901. Музей Менье. Брюссель. 9. А. С. Голубкина. «Волна» («Пловец»). Рельеф над входом Московского Художественного театра. Гипс. 1901. 10. Г. А. Дауман, М. Г. Шварцман. «Обуздание атомной энергии». Фрагмент рельефа в вестибюле Московского инженерно-физического института. Цемент и смальтовая мозаика. 1962.
Что такое реквием определение кратко
Что такое реквием, история реквиема
Историю реквиема и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое Реквием?
Реквием – это слово, переводимое с латыни как покой и упокоение, имеет два значения. Прежде всего, так называется заупокойная месса, проводимая в католической церкви, где богослужение проводится на латинском языке. Вступительное песнопение сей траурной церковной службы, посвященной поминовению усопших, начинается именно с этого слова. Оно и дало название данному скорбному ритуалу.
Помимо церковной церемонии, словом Реквием сегодня называют произведение высокого жанра концертной духовной музыки скорбного характера. Это траурная оратория – многочастное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Оно может быть написано как на сюжеты из Священного Писания, так и светские тексты.
Реквиемы, как церковно-заупокойная месса и композиторские сочинения данного жанра, заметно отличаются. Из всего многообразия церковных канонических текстов композиторы в своих произведениях в основном использовали следующие распевы: Introit «Requiem aeternam dona eis, Domine», «Kyrie eleison», Gradual «Requiem aeternam»,Tract «Absolve Domine», Sequence «Dies irae», Offertory «Domine Jesu Christe» или «Hostias et preces tibi, Domine», «Sanctus», «Agnus Dei», Communio «Lux aeterna», «Pie Jesu», «Libera Me», «In paradisum».
Популярные реквиемы
«Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта – это одно из самых важных произведений композитора, которое он начал сочинять в 1791 году по заказу графа Франца фон Вальзегга. Неоконченное творение, в основу которого был положен церковный канонический латинский текст, после кончины маэстро был завершён Й. Эйблером и Ф. Зюсмайером. « Реквием» Моцарта признан величайшим сочинением, чья возвышенность и драматизм, яркость и трогательность сегодня никого не оставляют равнодушным.
«Немецкий реквием» Брамса. В общей сложности над своим самым продолжительным произведением, включающим в себя семь частей, композитор работал почти десять лет, начиная с 1857 года. Характерной особенностью этого «Реквиема» явилось то, что Брамс не использовал традиционный канонический латинский текст, а обратился к немецкому переводу Библии, сделанному христианским богословом, инициатором одного из направлений протестантизма Мартином Лютером. Общий смысл данного духовного произведения тоже получился иной. В нём нет текстов молитв, не упоминается имя Христа и не изображается Страшный Суд.
«Реквием по войне» Бенджамина Бриттена. Это произведение, посвящённое памяти погибших в войнах друзей, явилось самым значительным произведением композитора, работу над которым он начал в 1961 году. Новаторство данного духовного сочинения заключается в том, что Бриттен соединил в нём сакраментальные латинские тексты заупокойной мессы и фрагменты «Поэмы Мёртвых» английского поэта пацифиста Уилфреда Оуэна. Музыкальный язык произведения тоже весьма необычен для данного жанра, так как объединил распев старинных псалмов, солдатскую песню, речитатив, баховское остинато и аккордовые фанфары, характерные для английских королевских празднеств.
История реквиема
История Реквиема своими корнями уходит в древние времена, в эпоху Раннего Средневековья, когда на рубеже VI и VII веков впервые появились песнопения римского христианского богослужения. Авторство большинства из них приписывают Римскому папе Григорию I Великому. Эти одноголосные, без инструментального сопровождения, песнопения впоследствии получили название григорианских хоралов. В течение десяти столетий из этих распевов бессистемно складывались как торжественные, так и заупокойные мессы, а в XVI веке XIX Вселенский собор католической церкви уже окончательно утвердил структуры церковных служб, проходящих на основе григорианских песнопений.
В эпоху позднего Возрождения, когда возник стиль барокко, впервые стали появляться композиторские реквиемы. Поначалу это были циклические хоровые произведения с мелодической составляющей григорианских хоралов, но уже полифонического склада. Создание первого авторского Реквиема приписывают фламандскому композитору Йоханнесу Окегему. Именно он впервые в середине XV века создал многоголосную заупокойную мессу. Чуть позже автором духовного произведения, в котором было отмечено весьма много новаторского, стал француз Антуан Брюмель.
В XX и XXI веке композиторы тоже не потеряли интерес к высокому жанру духовной музыки. Многие Реквиемы в это время создаются как на канонические тексты, так и на стихи современных поэтов. Например, в сочинении Мориса Дюрюфле (1947-61), Дьёрдь Лигети (1965), Игоря Стравинского (1966), Альфреда Шнитке (1975), Эндрю Уэббера (1985), Владимира Мартынова(1998), Сергея Слонимского (2003) и Тиграна Мансуряна (2011) использованы традиционные латинские молитвы. А Бенджамин Бриттен (1962), Моисей Вайнберг (1967), Эдисон Денисов (1980) и Кшиштоф Пендерецкий (2005) в своих Реквиемах обращаются к поэтическим произведениям своих современников.
Интересные факты
В настоящее время интерес к высокому жанру духовной музыки не угасает. Реквием, в далёкие времена являвшийся составной частью церковной службы, а затем получивший признание как внекультовое произведение, сейчас всё более привлекает внимание любителей серьёзной музыки. Это эмоционально выразительное музыкальное творение, отображающее картины печали человека, молящегося о прощении Всевышнего, так воздействует на слушателей, что проникает в сердца и потрясает их души.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Реквием
Значение слова реквием
Словарь Ушакова
| Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).
Культурология. Словарь-справочник
(нем. requiem ) – заупокойная месса. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или на тексты нерелигиозного содержания.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Заупокойное католическое богослужение; траурное музыкальное произведение.
* ► Пушечные выстрелы 14/26 декабря были его [императора Александра I] печальным и своеобразным реквиемом. // Герцен. Исторические очерки //.* *
Словарь музыкальных терминов
(от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Музыкальное произведение для траурной церемонии.
Эстетика. Энциклопедический словарь
жанр многочастного музыкального произведения траурно-заупокойного характера, возникший в католической культуре. Название жанра произошло от начальных слов текста «Requiem aeternam» («вечный покой») Исполняется на латинском языке солистами капеллы в сопровождении хора, органа и оркестра. Включает, как правило, пять частей: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. В новое время под влиянием процесса секуляризации жанр реквиема устратил свой сугубо церковно-ритуальный характер. Развитие светского музыкального творчества и распространение концертного исполнительства привело к тому, что, во-первых, старинные реквиемы стали исполняться музыкантами вне храмов, перед светской публикой, а во-вторых, в жанре реквиема стали пробовать свои силы композиторы, чье творчество имело внецерковную направленность. Даже если они при создании реквиема выполняли конкретный заказ определенного лица, желавшего почтить память умершего, близкого ему человека, то и в таких случаях значимость музыкального произведения выходила за конфессиональные рамки. Так обстояло дело с реквиемами В. Моцарта, Г. Берлиоза, Дж. Верди, вошедшими в сокровищницу мирового музыкального искусства. В русле той же тенденции секуляризации возник парадоксальный феномен, когда церковно-ритуальный по своей природе жанр привлекал внимание композиторов, далеких от христианства и даже более того, творивших в условиях узаконенного государственного безбожия («Реквием» Д. Кабалевского).
◘ Лит.: Петрова А. Л. Реквием как философско-этическая концепция // Вестник научного атеизма. 1982, сб. 30.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РЕКВИЕМ [ р э ], а, м.
1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.
2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.