Что такое рельеф 7 класс география
Особенности рельефа Земли
Урок 4. География 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Особенности рельефа Земли»
Необъятные равнины, величественные горные хребты, глубокие ущелья и прекрасные холмы – все это является разнообразием поверхности Земли. Сегодня на уроке мы узнаем:
· исследуем причины его разнообразия;
· познакомимся с основными формами рельефа.
Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности, которые различаются по размерам, происхождению и возрасту. Как правило, возраст рельефа определяется временем, прошедшим с момента его образования. Другими словами, рельеф – это форма поверхности Земли, которая постоянно видоизменяется.
Именно рельеф является важным фактором, определяющим формирование климата, расселение людей, а также хозяйственную деятельность человека.
Например, протяженная горная система является препятствием для проникновения ветра, несущего холодные или теплые массы, в результате чего может изменяться климат в пределах данной территории.
Если внимательно посмотреть на карту расселения людей, то становится очевидно: население размещено крайне неравномерно. Главная закономерность заключается в том, что около 80% населения проживает на низменностях и возвышенностях в пределах 500 метров.
Что является основной причиной разнообразия рельефа?! Конечно же, взаимодействие внутренних и внешних сил. В результате одновременного воздействия этих сил на рельеф, он постоянно подвергается изменениям. Тектоническое движение земной коры – это и есть внутренние силы Земли. А вот хозяйственная деятельность человека, работа ветра, текучих вод и ледников – все, это относится к внешним силам воздействия.
Всем хорошо известна русская народная пословица: «Вода камень точит». И действительно, деятельность текучих вод весьма интенсивно видоизменяет поверхность суши. С одной стороны, движущаяся река разрушает горные породы, прилегающие к ней, тем самым создавая речные долины и овраги. А с другой стороны, река переносит обломки горных пород во впадины или в свою речную долину, образуя при этом речные наносы.
Деятельность текучих вод
Особое значение в формировании рельефа имеет работа ледника. По своей сути, ледник – это природное скопление движущегося льда, которым занято более 11 % площади всей суши. Передвигаясь лед забирает различные обломки горных пород, разрушая при это саму поверхность суши. Впоследствии, когда ледник растает, обломки осядут в другой местности, образуя при этом ледниковые наносы.
В результате древнего и современного оледенения твердые горные породы сглаживаются и отшлифовываются. Ярким примером этого процесса служит типичная форма карельского рельефа – «бараньи лбы». Вероятно, такое название было присвоено каменистым породам за счет их поразительного сходства с головой барана.
Что касается воздействия ветра на рельеф, то он способен разрушать даже самые прочные горные породы. Этот процесс по-другому называют выветривание горных пород. Так, например, в пустынях, песчаные холмы, образованные при переносе песка ветром, называют барханы; а на побережьях океана или моря – дюны.
Воздействие ветра на рельеф
Хозяйственная деятельность человека также приводит к изменениям рельефа. Чрезмерная распашка ландшафтов, осушение земель, уничтожение лесов – все, это вызвало кардинальные изменения рельефа.
Нельзя не учитывать такие факторы воздействия как землетрясение, извержение вулкана, оползень, которые за считанные часы способны изменить рельеф и даже направления рек.
Факторы, воздействующие на рельеф
Причины разнообразия рельефа
Таким образом, можно сделать вывод: внутренние силы Земли формируют крупные участки рельефа, которые в свою очередь способны видоизменять внешние силы. Следовательно, внешние и внутренние силы воздействуют на рельеф одновременно.
К основным формам рельефа относят горы и равнины.
Горы – это участки суши, достигающие в высоту более 500 метров, с ярко выраженной вершиной и крутыми склонами.
Самые высокие горы в мире – Гималайские. Интересно то, что если их разрушить и рассыпать камни по всей планете, то сама поверхность Земли поднимется на 18-20 метров.
Отдельно стоящие горы на Земле встречаются редко. А если такие и встречаются – то они представляют собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Совокупность гор образуют горную систему, если они объединены территориально, имеют общую причину происхождения и обладают морфологическим единством.
Самая длинная горная система в мире – Кордильеры. Она делится на две части – Кордильеры Северной Америки и Анды Южной Америки. Эти горы простираются вдоль западных границ материков на 18 тыс. км (это почти половина длины экватора).
В зависимости от высоты гор их подразделяют на низкие (от 500 до 1000 метров); средние (от 1000 до 2000 метров); высокие (от 2000 до 5000 метров) и высочайшие (высотой более 5000 метров).
Высочайшей горной вершиной мира считается гора Джомолунгма или по-другому ее еще называют Эверест. Высота ее достигает 8848 метров. Гора располагается в Гималаях.
Относительно ровные участки земной поверхности с незначительными уклонами и небольшими колебаниями высот называют равнинами. Они занимают около 65 % территории суши.
Равнины, в зависимости от абсолютной высоты подразделяют на низменности (высотой до 200 метров); возвышенности (от 200 до 500 метров), а также плоскогорья (высотою более 500 метров).
Равнины и горы – это крупные формы рельефа. Площадь равнин значительно превышает площадь гор. Большинство гор образовалось благодаря воздействию внутренних сил Земли, а вот в основе равнин лежат древние платформы, которые видоизменяют внешние силы Земли. Горы – это сейсмически активные зоны, равнины – это спокойные участки Земли.
В размещении крупных форм рельефа наблюдается определенная закономерность. Так, крупные стабильные участки материковой земной коры – это есть, не что иное, как возвышенности, а вот область распространения океанической коры – это впадины, заполненные водой.
Рельеф Земли исключительно разнообразен и сложен. Бескрайние просторы равнин сменяют величественные горные системы.
Сделаем общие выводы.
Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности, которые различаются по размерам, происхождению и возрасту.
Основной причиной разнообразия рельефа является взаимодействие внутренних и внешних сил.
Рельеф нашей планеты неоднороден и контрастен: к основным формам рельефа относят горы и равнины.
Что такое рельеф 7 класс география
Земная поверхность неровная, на ней встречаются возвышенные участки и понижения. Рельефом называют совокупность неровностей поверхности суши или дна океанов и морей.
Формы рельефа – различные виды неровностей земной поверхности.
Рис. 1. Различные формы рельефа земной поверхности
Рис. 2. Схема классификации форм рельефа Земли
Рис. 3. Основные формы рельефа
Рис. 4. Долина реки (слева) и котловина (справа)
Рис. 5. Овраг (слева), балка (в центре), яр (справа)
Бархан – форма возвышающегося рельефа; подвижный песчаный холм, как правило, не закрепленный растительностью. Формирование бархана, как и дюны, начинается с того, что ветер, дующий в песчаной зоне, натыкается на камень, обломок дерева или другой предмет.
Дюна также образуется постепенно, под воздействием ветра. Она представляет собой песчаное возвышение, которое часто покрывается растительностью. Дюны и барханы могут вырастать до 100 м, а иногда бывают и гораздо выше этого уровня.
Рис. 6. Барханы (слева) и дюны (справа)
Рис. 7. Горы, их классификация
Рис. 8. Равнины, их классификация
Рассмотрите карту мира. Для этого пройдите по ссылке
Найдите на карте горы и равнины. Отметьте их на контурной карте (скачайте карту на сайте http://mygeosite.jimdo.com/).
Рассмотрите схемы дна Мирового океана. Назовите основные формы рельефа дна океана. Ответьте на вопрос, как они могли образоваться?
Прочитать о рельефе дна Мирового океана Вы можете, перейдя по ссылке https://geographyofrussia.com/relef-dna-mirovogo-okeana/
Рис. 9. Схемы дна Мирового океан
Чтобы на плане изобразить различные формы рельефа, нужно предварительно сделать определенные измерения. Эти измерения проделывают с помощью нивелира. Нивелир служит для определения превышения точек земной поверхности.
Рис. 10. Нивелир (слева) и принцип работы лазерного нивелира (справа)
Проводя измерения нивелиром, узнают, на сколько одна точка земной поверхности лежит выше другой точки, то есть узнают относительную высоту.
Относительная высота – превышение точки земной поверхности над другой точкой, т.е. относительно другой точки.
Рис. 11. Определение относительной высоты
На планах и картах изображают абсолютную высоту. Абсолютная высота – высота точки земной поверхности, отсчитываемая от уровня моря (океана). Уровень моря принимается за 0 метров.
Рис. 12. Определение относительной и абсолютной высоты
Рис. 13. Определите относительные высоты холма, если его абсолютная высота равна 159,3 метра
На некоторых планах высоты точек подписаны цифрами – отметками высот. На планах местности рельеф изображают с помощью горизонталей. Горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.Чем ближе горизонтали проведены друг к другу, тем быстрее меняются высоты, и наоборот.
Рис. 14. План местности. Определите высоты местности. Определите самую высокую точку местности, самую низкую.
Рис. 15. Схема изображения высот на плане местности
Некоторые горизонтали снабжены перпендикулярными черточками – бергштрихами, которые показывают направление возвышения или понижения.
Рис. 16. Бергштрихи и различные формы рельефа
Жюль Верн – французский географ и писатель. В его произведении «Таинственный остров» действие происходит на острове в Южном полушарии.
Далее вам предлагаю прослушать серию уроков об основных формах рельефа
Конспект урока по географии на тему «Рельеф Земли» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разработала: учитель географии МБОУ «Беленихинская СОШ»
Прохоровского района Белгородской области
Озерова и.А.
Конспект урока по географии для 7-го класса по теме: «Рельеф Земли»
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.
1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.
2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.
I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.
II Изучение нового материала.
2. Образование равнин и гор.
3. Внутренние и внешние силы Земли.
III Закрепление изученного материала.
V Список литературы
I. Повторение изученного материала
Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.
Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
Что такое сейсмический пояс?
Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.
II. Изучение нового материала
Вопросы к учащимся:
— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:
Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”
Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске и происходит проверка полученных результатов.
2. Образование равнин и гор
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Рис. 2. Образование равнин
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор
Рис. 4. Уральские горы
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.
Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры.
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
Рис. 8. Кавказ. Домбай.
3. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
— Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
— Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
— Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
— Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.
Рис.9. Рельефообразующие факторы.
Схема заполняется по ходу рассказа учителя.
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.
Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.
Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.
Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод
Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки
Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн
Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.
Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки
Рис. 16. Песчаные дюны.
Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).
III Практическая работа по контурным картам
Отметить в контурных картах тектонические структуры и формы рельефа соответствующими цветами. Например, Скандинавские горы- древние, поэтому отмечаются коричневым цветом; Анды- молодые горы-желтым цветом. Равнины, располагающиеся на древних платформах,- розовым или красным цветом
IV. Домашнее задание.
V. Список литературы.
Володина Г.В. и др. Физическая география. Справочное издание. М.: Высшая школа, 1995. – 304 с.: ил.
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: География материков и океанов. 7 кл.: Метод. Пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.: ил.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 368 с.: ил., карт.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Сиротин В.И. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2000.