Что такое рельеф дна океана география 6 класс

Рельеф дна мирового океана (6 класс) – профиль и крупные формы

Способы изучение рельефа дна Мирового океана

В настоящее время существует несколько способов определения рельефа дна Мирового океана:

С помощью всех этих приспособлений составлены карты рельефов дна морей и океанов. Главная единица измерений на них – шкала глубин. Такие карты необходимы всем, кто занимается мореплаванием.

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 классЧто такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс

Рис. 1. Карта рельефа дна Мирового океана

Формы подводного рельефа и составные части океанического дна

Под водой, как и на суше, есть крупные формы рельефа и мелкие. Можно видеть подводные равнины и подводные горы, а также составные части океанического дна:

Краткая характеристика подводной окраины материков

Граница между материком и океаном проходит не на суше, а под водой. Именно поэтому та часть материка, которая расположилась под водой, получила название подводной окраины материка. Она делится на две большие части:

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 классЧто такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс

Рис. 2. Материковая отмель и материковый склон

В точке материкового склона располагаются многие глубоководные моря, которые отделены от океана цепями островов, являющихся вершинами глубоководных хребтов, и глубоководными желобами, уходящими вглубь на 6 и более тысяч метров.

Самый глубокий в мире глубоководный желоб – Марианская впадина. Ее глубина более 11 тысяч метров.

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 классЧто такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс

Рис. 3 Марианская впадина – самое глубокое место Мирового океана

Краткая характеристика ложа океана

Ложе океана, с глубинами от 4 до 6 тысяч метров, является центральной частью океанского дна, занимая до 70% его территории. Здесь встречаются такие формы рельефа, как

Вулканы, поднимаясь над водой, образуют целые острова и островные системы. Яркими примерами являются Курильские острова и Гавайские острова.

Краткая характеристика срединно-океанических хребтов

Хребты – это результаты поднятия земной коры, произошедшего вследствие столкновения литосферных плит. Чаще всего они и являются границами разных плит. Можно сказать, что срединно-океанский хребет как бы делит ложе океана напополам, образуя непрерывную цепь, тянущуюся на 70 тыс. км.

Вдоль оси поднятия хребтов проходит разлом, образующий ущелье, которое как бы делит хребет напополам. Более обрывистые склоны обращены к ущелью, более пологие – к ложу океана.

Ущелье имеет глубины до 3 км, на его дне бьют горячие источники, видно излияние базальтовой магмы. По склонам располагаются вулканы. Высота хребтов – 3-4 км, ширина – до 2 тыс. км.

В тех местах, где вершины подводных хребтов выходят на поверхность, образуются острова. Например, Исландия.

Есть на дне океана и отдельно стоящие хребты и горы. Например, в Северном Ледовитом океане.

Изменение рельефа дна океана

Рельеф дна Мирового океана до сих пор меняется. Связано это, прежде всего, с извержениями вулканов и землетрясениями. Более подробно об изменение рельефа дна океана можно узнать на уроках в 6 классе.

Что мы узнали?

Профиль дна Мирового океана – сложный, изрезанный. Большая его часть – это ложе океана. Самые большие глубины расположены в желобах и на дне ущелья срединно-океанского хребта.

Источник

Открытый урок по физической географии 6 класс на тему «Рельеф дна Мирового океана»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ #U041d#U0410 #U041e#U041a#U0420#U0422 #U0423#U0420#U041e#U041a.ppt

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

горы Гималаи Азия Ла – Платская равнина Юж. Америка Горы Анды Юж. Америка Великая Китайская равнина Азия Драконовы горы Африка Восточно-Европейская равнина Европа Альпы Европа Миссисипская низменность Сев. Америка 1-4 – «3» 5-6 – «4» 7-8 – «5»

Автор: Кирьякова Нина Владимировна МОУ ООШ № 16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области Рельеф дна Мирового океана

Тема: Рельеф дна Мирового океана Цель урока:

История изучения дна Мирового океана Путешествие Ф. Магеллана (1519-1521 гг.) Английское судно «Челленджер» 1872-1876 гг.

Рельеф дна Мирового океана 3. Ложе океана 1. Подводные окраины материков 2. Переходная зона

2. Переходная зона Котловина 1. Подводные окраины материков 200 5 000 3 000 11 022 3. Ложе океана Шельф Склон Островные дуги Желоб Котловина СОХ Вулканич. острова. Глубины, м Схема поперечного сечения дна океана

Отметьте на контурных картах следующие объекты

Ответы к тесту 1-4 – «3» 5-6 – «4» 7-8 – «5» 1 2 3 4 5 6 7 А Б В А Б В А

Домашнее задание: §22. Выучить расположение океанических хребтов. Доклад «Исследования дна Океана Магелланом» «Экспедиция Челленджер (1872-1876)»

Выбранный для просмотра документ #U041e#U0442#U043a#U0440#U044b#U0442#U044b#U0439 #U0443#U0440#U043e#U043a #U0433#U0435#U043e#U0433#U0440#U0430#U0444#U0438#U0438 #U0434#U043b#U044f 6 #U211627.doc

ТЕМА: РЕЛЬЕФ ДНА ОКЕАНА 13.12.14.

Цель урока: сформировать общие представления о рельефе дна Мирового океана.

сформировать понятия «шельф», «материковый склон», «ложе океана», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»;

формировать знания о процессах, образующие дно Мирового океана;

развивать умение работать с физической картой и другими источниками знаний;

развивать умение оперировать ранее полученными знаниями;

расширять кругозор детей;

формировать научное мировоззрение

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер и мультимедийный проектор, атласы и учебники.

Организационный момент – 2 мин

Проверка домашнего задания – 5 мин

Изучение нового – 25 мин

Закрепление – 10 мин

Задание на дом – 2 мин

Организационный момент (2 мин)

Проверка домашнего задания

Приветствие. Деление на 2 группы «Горы» и «Равнины»

С помощью выбранных объектов дети разделились на группы

серповидные песчаные гряды

песчаные холмы, похожие на дюны

обширные территории ровной или холмистой поверхности земли

Развитие знаний о рельефе дна Мирового океана

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на оформление доски, на экран. Что вы видите?

Записали в тетради число и тему урока «Рельеф дна Мирового океана».

в прошлом веке люди мало знали о рельефе дна и, одни считали, что дно океана – это большая плоская котловина и никаких других форм рельефа там не существует, другие выдвигали гипотезу, что дно не ровное, и имеет разные формы рельефа

Наша с вами цель исследования: выяснить – кто из них прав, и какой же все-таки рельеф дна океана (1,2 слайд – тема, цель: выяснить какие формы рельефа имеет дно океана, и описать их).

— Любое исследование начинается с подготовительных работ – надо выяснить, что нам уже известно о рельефе.

В настоящее время выделяют 3 части дна Мирового океана: (4 слайд)

Подводная окраина материков (шельф)

О рельефе дна Мирового океана:

исследованиях Магеллана, который попытался измерить дно океана веревкой в 370 м, (слайд 5)

— Теперь нам надо познакомиться, какая техника и какое оборудование необходимы для исследования дна. На сегодняшний день люди изобрели различные суда – это подводные лодки, батисфера – аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф – аппарат для больших глубин, судно с эхолотом – прибор, посылаемый короткий звуковой сигнал, который, достигая дна океана, отражается от него и возвращается к прибору; скорость распространения звука в воде – 1500 м/с. (слайд 6)

Учащимся предлагается записать «Бортовой журнал», а затем фронтально обсудить результаты записей, сравнивая их с текстом учебника.

а) учащиеся оформляют в тетрадях таблицу и работают сначала индивидуально в графе «Знаю»;
б) фронтально обсуждают записи в графе «Знаю»;
в) с использованием учебника дополняют записи в графу «Новое»;
г) фронтально обсуждают записи в графе «Новое»;

Рельеф дна Мирового океана

Предлагает учащимся работу в группах– составление кластера «Рельеф дна Мирового океана с использованием текста учебника и раздаточного материала. (см. текст раздаточного материала в приложении)

1 группа – работает с горами на дне Океана, а 2 группа с равнинами.

2. Учитель комментирует работу учащихся, просит дополнять кластер в тетрадях, ведёт фронтальную беседу по вопросам.

— Оглянемся вокруг – везде ли выровненные территории или есть и неровности? Что это? (Подводные горы.) Если их вершины поднимаются выше уровня воды, то, что образуется? (Острова.) Почему их вершины не остроконечные? (Выровнены волнами.) Есть пословица: вода камень точит.

— Что происходит при больших колебаниях плит?

заполнение «Бортового журнала»

1. В группах
Составляют кластер на листах ватмана.

2. Представляют кластер

3. Дополняют кластер, отвечают на поставленные вопросы.

Выступление команды «Горы» и «Равнины»

Практическая работа по контурным картам

Предлагает нанести на контурную карту:Срединно-Атлантический хребет, хребет Ломоносова, Южно-Тихоокеанское поднятие, Северо-Восточная котловина, Бразильская котловина, Австрало-Антарктическое поднятие, Марианский желоб;

Наносят на контурную карту предложенные географические объекты.

Параграфы № 22 ( «Начальный курс географии. 6 класс»)

Записывают домашнее задание в дневник. Выучить расположение океанических хребтов

Текст раздаточного материала

Шельф – отмель, подводная окраина материка, прилегающая к берегам суши и имеющая общее с ней геологическое строение. Ширина от нескольких километров до 1200-1500 км, общая площадь около 8% от площади Мирового океана. Нижняя граница на глубине от 50 до 100 км. Благодаря хорошей освещённости и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.

Материковый склон – часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средняя глубина от 140 до 3600 м. на склонах часто встречаются каньоны (они могут служить продолжением речных долин – Гудзон, Инд, Конго). В пределах материковых склонов уменьшается мощность земной коры, исчезает гранитный склон. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.

Океанические котловины – элемент рельефа дна океана, ограниченные материковыми склонами и подводными хребтами. Средние глубины около 5000м, дно обычно холмистое с относительными высотами 500-1000 м.

Текст раздаточного материала

Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения в пределах ложа океана, образующие общемировую систему всех океанов более 60 тыс. км, протягивающуюся по дну всех океанов. Для них характерна сейсмичность. Наша Земля разбита на 7 огромных литосферных плит, которые постоянно двигаются и вертикально и горизонтально. Перемещаясь горизонтально, с одного края плита наезжает на другую плиту, а с другого края расходится. Где происходит наезд, там образуются глубоководные желоба и острова. С другого края идет наращивание плит изливающейся магмой, и образуются хребты.

Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднимаются над уровнем моря в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи). Согласно теории литосферных плит, в зонах срединно-океанических хребтов происходит расхождение литосферных плит.

Глубоководные желоба – глубокие (5-11 км) понижения океанического дна, вытянутые на несколько тысяч километров при ширине до нескольких километров, с крутыми склонами и обычно плоским и узким дном. Располагаются с внешней (океанической) стороны островной дуги, повторяя её очертания. Наибольшую глубину имеет Марианский желоб в Тихом океане – 11022 м.

Островные дуги – молодые горные сооружения близ окраин материков. Часто выступают над уровнем океана в виде гористых островов и вулканов. Для островных дуг характерны вулканизм и высокая сейсмичность.

Источник

Рельеф дна Мирового океана (6 класс)

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс

Всего получено оценок: 432.

Всего получено оценок: 432.

Рельеф дна Мирового океана не менее сложный, чем на суше, но его детальное изучение связано с тем, что он срыт толщей воды. Различить неровности можно только исследуя глубины океана.

Способы изучение рельефа дна Мирового океана

В настоящее время существует несколько способов определения рельефа дна Мирового океана:

С помощью всех этих приспособлений составлены карты рельефов дна морей и океанов. Главная единица измерений на них – шкала глубин. Такие карты необходимы всем, кто занимается мореплаванием.

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 классРис. 1. Карта рельефа дна Мирового океана

Формы подводного рельефа и составные части океанического дна

Под водой, как и на суше, есть крупные формы рельефа и мелкие. Можно видеть подводные равнины и подводные горы, а также составные части океанического дна:

Краткая характеристика подводной окраины материков

Граница между материком и океаном проходит не на суше, а под водой. Именно поэтому та часть материка, которая расположилась под водой, получила название подводной окраины материка. Она делится на две большие части:

Источник

Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока

Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.

Цели урока:

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана», тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.

Ход урока

І. Организационный этап урока

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.

ІІ. Актуализация знаний учащихся

ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ

Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

«Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. »

ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

ІІІ. Изучение нового материала

Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)

Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).

Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.

Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.

На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.

Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Смотреть картинку Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Картинка про Что такое рельеф дна океана география 6 класс. Фото Что такое рельеф дна океана география 6 класс

и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.

ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)

Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).

Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.

ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)

Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)

Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).

ІV. Закрепление нового материала

ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).

Источник

Урок по географии для 6 класса «Рельеф дна Мирового Океана»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: « Рельеф дна Мирового

Урок разработан

Цели и задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями рельефа Мирового океана, причинами его разнообразия;

познакомить учащихся с картой «Мирового Океана».

развивать навыки работы с картой «Мирового Океана»;

развитие нравственно–волевой мотивации – получение новых знаний;

развитие познавательного интереса, основного мотива изучения географии;

развитие и закрепление навыков работы с дополнительными источниками информации;

развитие логического мышления (основных его процессов: анализа и синтеза).

обучать умению пользоваться информацией, полученной на уроках;

обучать учащихся навыкам коллективной работы (в группах).

карта «Мировой океан»,

таблица «Схематический разрез дна океана»,

отпечатанные листы с практической работой на каждой парте,

портрет Фернана Магеллана.

Анализ практических работ по теме «Горы и равнины».

Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний.

Учитель:- Какие формы рельефа вы знаете? Различаются ли они по высоте?

Ученик:- Горы и равнины. Они различаются по высоте. Горы бывают низкие, средние и высокие.

Равнины делятся на низменности, возвышенности и плоскогорья.

Учитель:- Итак, рельеф-это совокупность неровностей, а основные формы рельефа – горы и равнины.

Как вы думаете, чем отличается земная материковая кора от океанической?

Ученик:- Материковая отличается от океанической коры по толщине и устроена она иначе. В материковой коре выделяют три слоя: осадочный, гранитный и базальтовый, а в океанической два: осадочный и базальтовый. Материковая кора 30-40-70км в толщину, а океаническая 3-7км.

Учитель:- Правильно, в океанической коре 2 слоя: осадочный и базальтовый.

Как по физической карте полушарий можно определить глубины океанов?

Ученик:- Способом послойного окрашивания. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами, называются изобатами.

2) Изучение нового материала.

Познакомимся с особенностями рельефа дна Мирового океана;

Причинами его разнообразия;

Каким образом человечество изучало и изучает дно Мирового океана.

Тема урока: «Рельеф дна Мирового океана».

Знакомство начнём с исторической справки, (учитель показывает указкой на доске) и продолжим по плану.

Тайны Мирового океана

а) подводная окраина материка;

3) Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Систематическое изучение рельефа дна Мирового океана начиналось с изобретения ЭХОЛОТА (слово написано на доске).

Если знать, как измеряются глубины по маршруту кораблей, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.

Первые сведения об океаническом дне были получены в результате промера глубин вблизи известных островов, который производился с помощью прочного троса с грузом на конце.

Фернан Магеллан попытался, и конечно, потерпел неудачу, достать дно Тихого океана, используя канат длиной 370 метров.

(Учитель показывает портрет Магеллана)

Слово представителю архива:

-Магеллан Фернан (1480-1521) мореплаватель, экспедиция которого совершила 1-ое кругосветное путешествие. Это первое в истории человечества кругосветное плавание практически доказало шарообразность Земли, позволило установить наличие единого Мирового океана и показало, что большая часть Земли покрыта водой.

Учитель:- Познакомимся с тайнами Мирового океана. Представим, что мы на батискафе «Юный географ» спускаемся на дно Мирового океана.

(Учитель показывает указкой на доске)

Граница между материковой и земной океанической корой проходит не по береговой линии, а под водой. Часть земной материковой коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м, называется материковой отмелью или шельфом. (рис.45 стр.64 учебника). (Слово написано на доске).

Здесь находится основная зона мирового морского рыболовства.

Практическое задание 1.

Наиболее широкий шельф

2) Тайны Мирового океана.

Продолжаем наше плаванье.

Материковую отмель и ложе океана соединяет материковый склон (слово написано на доске). (Рис. 45 стр. 54 учебника). У подножия материкового склона оканчивается подводная окраина материков. На подводной окраине материков расположены острова, которые называются материковыми островами.

Практическое задание 2.

Ответ: Мадагаскар, Новая Зеландия, Сахалин и другие.

Продолжаем погружение. И вот мы уже достигли зоны между подводной окраиной материка и ложем океана. Видим очень сложный рельеф.

Учитель:- Вашему вниманию предоставляются занимательные факты.

У доски два ученика.

-Рекорды Земли. (Учитель показывает на карте)

Впервые проведены точные измерения в 1951 году. Британским экспедиционным судном «Челленджер»- определена глубина 10863 м.

23января 1960 года на батискафе «Триест» швейцарец Пикар и американец Юлш опустились в желоб на глубину 10917 метров и пробыли там 20 минут.

Больше всего желобов и при этом самых глубоких находится в Тихом океане. Например, желоб Тоша, Филиппинский желоб, Курило-Камчатский желоб. В Атлантическом океане желоб Пуэрто-Рико (8648 метров), желоб Кайман. В Индийском океане Зондский желоб (7725 метров), желоб Диамантина (7102 метра).

Учитель:- об интересных фактах, о самых разнообразных, порой уникальных, достижениях нашей голубой планеты, вы, ребята, узнаете в книге «Рекорды Земли» издательство «Русич», Смоленск, 1998 год. (Учитель показывает книгу).

По многим океанским дорогам пронёс «Витязь» знамя нашей страны, ветры всех широт развивали на его мачте вымпел исследовательского флота Академии наук. В портах разных стран «Витязь» стал дорогим гостем. Множество друзей появилось у нашей страны благодаря встречам с учёными-океанологами других государств.

Впервые учёные заговорили об освоении минеральных богатств океанского дна, которое на огромных пространствах покрыто богатыми железомарганцевыми рудами. Их запечатлели многочисленные фотографии океанического дна, сделанные нашим геологом Зенкевичем Н.Л.

Карты рельефа дна Тихого и Индийского океанов запестрели русскими именами: появились подводные горы Гагарина, Титова, академика Страхова, океанолога Канаева, горы Афанасия Никитина и многие другие. В ряде глубоководных впадин, опоясывающих западную окраину Тихого океана, был открыт, предсказанный нашими учёными, глубоководный океанологический желоб. Почти все максимальные глубины в этом районе океана были измерены и уточнены учёными, работавшими на «Витязе».

От переходной зоны мы попадаем на ложе океана. Ложе океана занимает глубоководную часть Мирового океана (более 70% его площади). Здесь распространена земная океаническая кора. На ложе океана, как и на суше, есть горы и равнины. Равнины ложа океана называют котловинами (слово написано на доске). Котловины отделяются друг от друга подводными хребтами и возвышенностями.

Учитель:- на нашем пути преграда.

Бывало в сказках старый столб вещал богатырям

А что поможет вам теперь путь правильный найти?

Расскажет где и почему, и что в пути вас ждёт,

Как только дружный 6 Г отправится в поход?

Учитель:- правильно. Сегодня мы познакомимся с новой для вас картой – «Картой Океанов».

Практическое задание 3 (на карте).

Познакомьтесь с картой океанов в атласе (стр. 16 атласа). Расскажите о ней по плану характеристики карты. Пользуясь картой океанов, приведите примеры котловин и хребтов ложа океана.

Важнейшим открытием в конце 50-х годов 20 века стали срединно-океанические хребты (стр.64 рис.45 учебника).

Они образуют на дне Мирового океана единую горную систему общей длинной свыше 60 тыс. км, шириной около 2000 км и относительной высотой 3-4км. Они могут выходить на поверхность. В центральной части срединно-океанических хребтов находится разлом, который представляет собой ущелье с крутыми склонами. На дне этого ущелья изливается магма. Застывая, она наращивает земную кору. Температура у дна ущелья очень высокая, поэтому растворённые в ней вещества взаимодействуют друг с другом, образуя серную кислоту. Эта кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают довольно высокие конусообразные постройки, внутри которых реакции взаимодействия продолжаются. Над конусом образуются чёрные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «чёрные курильщики». В районах срединно-океанических хребтов, как и в переходной зоне, происходят землетрясения, на склонах хребтов расположены действующие вулканы.

Самый протяжённый пояс разрушительный землетрясений располагается по окраинам Тихого океана. Здесь чаще всего возникают катастрофические землетрясения: Приморское (1955 год), Курильское (1994 и 1998 годы), Японское (1994 и 1995 годы) и другие. Особенностью этой огромной сейсмической активности зоны является и то, что к ней приурочено большинство сильных цунами, так как эпицентры сильнейших землетрясений расположены под дном океанов.

Практическое задание 4.

Пользуясь картой океанов, назовите:

Срединно-океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Срединно-океанический хребет, который не занимает срединное положение;

Океан, где срединно-океанический хребет разветвляется на 2 хребта;

Самый широкий срединно-океанический хребет (в Тихом океане);

Большой остров, который представляет собой часть срединно-океанического хребта (Исландия).

Есть на дне океанов и отдельные горные хребты, и одиночно расположенные горы- конусы вулканов. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические острова. Например, Курильские, Канарские, Азорские (учитель показывает на карте).

А вот так описал это сказочное ожерелье Песков В.М. в своей книге «Путешествие с молодым месяцем».

Среди безбрежных просторов Индийского океана затерялись Сейшельские острова (учитель показывает на карте). Самые крупные из них сложены кристаллическими породами, а мелкие в основном имеют коралловое происхождение. Большинство коралловых островов – это типичные атоллы, не высоко поднимающиеся над поверхностью Индийского океана.»

Итак, мы познакомились с рельефом Мирового океана, совершили подводную одиссею. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали и сравним с рельефом суши.

Учитель:- Продолжим знакомство с рельефом Мирового океана и узнаем, каковы причины его многообразия.

3) Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *