Что такое рельеф кратко 7 класс
Особенности рельефа Земли
Урок 4. География 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Особенности рельефа Земли»
Необъятные равнины, величественные горные хребты, глубокие ущелья и прекрасные холмы – все это является разнообразием поверхности Земли. Сегодня на уроке мы узнаем:
· исследуем причины его разнообразия;
· познакомимся с основными формами рельефа.
Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности, которые различаются по размерам, происхождению и возрасту. Как правило, возраст рельефа определяется временем, прошедшим с момента его образования. Другими словами, рельеф – это форма поверхности Земли, которая постоянно видоизменяется.
Именно рельеф является важным фактором, определяющим формирование климата, расселение людей, а также хозяйственную деятельность человека.
Например, протяженная горная система является препятствием для проникновения ветра, несущего холодные или теплые массы, в результате чего может изменяться климат в пределах данной территории.
Если внимательно посмотреть на карту расселения людей, то становится очевидно: население размещено крайне неравномерно. Главная закономерность заключается в том, что около 80% населения проживает на низменностях и возвышенностях в пределах 500 метров.
Что является основной причиной разнообразия рельефа?! Конечно же, взаимодействие внутренних и внешних сил. В результате одновременного воздействия этих сил на рельеф, он постоянно подвергается изменениям. Тектоническое движение земной коры – это и есть внутренние силы Земли. А вот хозяйственная деятельность человека, работа ветра, текучих вод и ледников – все, это относится к внешним силам воздействия.
Всем хорошо известна русская народная пословица: «Вода камень точит». И действительно, деятельность текучих вод весьма интенсивно видоизменяет поверхность суши. С одной стороны, движущаяся река разрушает горные породы, прилегающие к ней, тем самым создавая речные долины и овраги. А с другой стороны, река переносит обломки горных пород во впадины или в свою речную долину, образуя при этом речные наносы.
Деятельность текучих вод
Особое значение в формировании рельефа имеет работа ледника. По своей сути, ледник – это природное скопление движущегося льда, которым занято более 11 % площади всей суши. Передвигаясь лед забирает различные обломки горных пород, разрушая при это саму поверхность суши. Впоследствии, когда ледник растает, обломки осядут в другой местности, образуя при этом ледниковые наносы.
В результате древнего и современного оледенения твердые горные породы сглаживаются и отшлифовываются. Ярким примером этого процесса служит типичная форма карельского рельефа – «бараньи лбы». Вероятно, такое название было присвоено каменистым породам за счет их поразительного сходства с головой барана.
Что касается воздействия ветра на рельеф, то он способен разрушать даже самые прочные горные породы. Этот процесс по-другому называют выветривание горных пород. Так, например, в пустынях, песчаные холмы, образованные при переносе песка ветром, называют барханы; а на побережьях океана или моря – дюны.
Воздействие ветра на рельеф
Хозяйственная деятельность человека также приводит к изменениям рельефа. Чрезмерная распашка ландшафтов, осушение земель, уничтожение лесов – все, это вызвало кардинальные изменения рельефа.
Нельзя не учитывать такие факторы воздействия как землетрясение, извержение вулкана, оползень, которые за считанные часы способны изменить рельеф и даже направления рек.
Факторы, воздействующие на рельеф
Причины разнообразия рельефа
Таким образом, можно сделать вывод: внутренние силы Земли формируют крупные участки рельефа, которые в свою очередь способны видоизменять внешние силы. Следовательно, внешние и внутренние силы воздействуют на рельеф одновременно.
К основным формам рельефа относят горы и равнины.
Горы – это участки суши, достигающие в высоту более 500 метров, с ярко выраженной вершиной и крутыми склонами.
Самые высокие горы в мире – Гималайские. Интересно то, что если их разрушить и рассыпать камни по всей планете, то сама поверхность Земли поднимется на 18-20 метров.
Отдельно стоящие горы на Земле встречаются редко. А если такие и встречаются – то они представляют собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Совокупность гор образуют горную систему, если они объединены территориально, имеют общую причину происхождения и обладают морфологическим единством.
Самая длинная горная система в мире – Кордильеры. Она делится на две части – Кордильеры Северной Америки и Анды Южной Америки. Эти горы простираются вдоль западных границ материков на 18 тыс. км (это почти половина длины экватора).
В зависимости от высоты гор их подразделяют на низкие (от 500 до 1000 метров); средние (от 1000 до 2000 метров); высокие (от 2000 до 5000 метров) и высочайшие (высотой более 5000 метров).
Высочайшей горной вершиной мира считается гора Джомолунгма или по-другому ее еще называют Эверест. Высота ее достигает 8848 метров. Гора располагается в Гималаях.
Относительно ровные участки земной поверхности с незначительными уклонами и небольшими колебаниями высот называют равнинами. Они занимают около 65 % территории суши.
Равнины, в зависимости от абсолютной высоты подразделяют на низменности (высотой до 200 метров); возвышенности (от 200 до 500 метров), а также плоскогорья (высотою более 500 метров).
Равнины и горы – это крупные формы рельефа. Площадь равнин значительно превышает площадь гор. Большинство гор образовалось благодаря воздействию внутренних сил Земли, а вот в основе равнин лежат древние платформы, которые видоизменяют внешние силы Земли. Горы – это сейсмически активные зоны, равнины – это спокойные участки Земли.
В размещении крупных форм рельефа наблюдается определенная закономерность. Так, крупные стабильные участки материковой земной коры – это есть, не что иное, как возвышенности, а вот область распространения океанической коры – это впадины, заполненные водой.
Рельеф Земли исключительно разнообразен и сложен. Бескрайние просторы равнин сменяют величественные горные системы.
Сделаем общие выводы.
Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности, которые различаются по размерам, происхождению и возрасту.
Основной причиной разнообразия рельефа является взаимодействие внутренних и внешних сил.
Рельеф нашей планеты неоднороден и контрастен: к основным формам рельефа относят горы и равнины.
Рельеф земной поверхности или топографический рельеф
Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли, характеризующихся различным возрастом, историей развития, характером возникновения, очертанием и т.д. Рельеф может рассматриваться как часть ландшафта. Он относится к географическим особенностям, контролирующих экосистему, климат, погоду и сущность жизни на Земле. Говоря простыми словами: любая форма на поверхности Земли известна как рельеф.
Топографическая карта рельефа Земли
Происхождение рельефа
Различные формы рельефа, которые мы имеем на сегодняшний день, возникли из-за природных процессов: эрозия, ветер, дождь, погодные условия, лед, химическое воздействия и др. Естественные процессы и стихийные бедствия, такие как землетрясения и извержения вулканов, создали различные формы земной поверхности, которые мы видим в настоящее время. Водная и ветровая эрозия способна изнашивать земли и формировать типы рельефа, такие как долины и каньоны. Оба процесса происходят в течение длительного периода времени, который иногда занимает миллионы лет.
Потребовалось около 6 миллионов лет для того, чтобы река Колорадо прорезала Гранд-Каньон в американском штате Аризона. Длина Гранд-Каньона составляет 446 километров.
Самый высокий рельеф на Земле – это гора Эверест в Непале. Ее вершина находится на высоте 8 848 метров над уровнем моря. Это часть горной системы Гималаи, которая располагается в нескольких странах Азии. Самым глубоким рельефом на Земле (почти 11 000 м) является Марианский жёлоб (Марианская впадина), который находится в южной части Тихого океана.
Основные формы рельефа земной коры
Горы, холмы, плато и равнины являются четырьмя основными типами рельефа. Незначительные формы рельефа включают в себя останцы, каньоны, долины, бассейны, котловины, хребты, седловины, лощины и др.
Гора представляет собой крупный рельеф, который простирается над окружающей землей в ограниченной области, обычно в виде пика или горной системы. Гора обычно круче и выше холма. Горы формируются посредством тектонических сил или вулканизма. Эти силы могут локально поднимать поверхность Земли. Горы медленно разрушаются благодаря действию рек, погодных условий и ледников. Несколько гор являются отдельными вершинами, но большинство из них встречается на огромных горных хребтах.
На вершинах высоких гор более холодный климат, чем на уровне моря. Погодные условия сильно влияют на экосистемы гор: для разных высот присуще различие флоры и фауны. Из-за менее благоприятного ландшафта и климата, горы, как правило, используются меньше для сельского хозяйства и больше для добычи природных ресурсов и отдыха, такого как альпинизм.
Самая высокая известная гора в Солнечной системе – Олимп Монс на Марсе – 21171 м.
Холмы
Холмы – это форма рельефа, которая выступает над окружающей местностью. Их отличительной особенностью, как правило, является округлая или овальная вершина.
Нет четко принятого во всем мире различия между холмом и горой и в значительной степени оно субъективное, однако холм повсеместно считается менее высоким и менее крутым, чем гора. Большая советская энциклопедия определяет холм как возвышенность с относительной высотой вершины до 200 м.
Плато
Плато представляет собой плоский, приподнятый рельеф, который резко поднимается над окружающей местностью, по меньшей мере с одной стороны. Плато расположены на каждом континенте и занимают треть суши нашей планеты и являются одной из основных форм рельефа Земли.
Есть два вида плато: расчлененное и вулканическое.
Плато Колорадо, на западе Соединенных Штатов, растет около 0,3 сантиметра в год в течение более 10 миллионов лет.
Северное островное вулканическое плато покрывает большую территорию центральной части Северного острова Новой Зеландии. На этом вулканическом плато все еще есть три действующих вулкана: гора Тонгариро, гора Нгаурухоэ и гора Руапеху.
Долина образуется, когда речная вода прорезает плато. Колумбийское плато, расположенное между Каскадными и Скалистыми горами на северо-западе Соединенных Штатов, прорезано рекой Колумбия.
Эрозия также формирует плато. Иногда оно настолько размывается, что разбивается на более мелкие приподнятые участки.
Самое большое плато в мире – Тибетское нагорье, расположенное в Центральной Азии. Оно простирается через Тибет, Китай и Индию, занимая площадь в 2,5 млн. км².
Равнины
В географии равнина представляет собой ровную, широкую поверхность Земли, которая обычно не сильно изменяется по высоте (колебание в высоте не более 200 метров, а уклон менее 5°). Равнины встречаются как низменности вдоль горных долин, прибрежные равнины или небольшие возвышенности.
Равнина – одна из основных форм рельефа на нашей планете. Они присутствуют на всех континентах и охватывают более одной трети суши мира. Равнины обычно бывают лугопастбищными (умеренными или субтропическими), степными (полузасушливыми), саванными (тропическими) или тундровыми (полярными) биомами. В некоторых случаях пустыни и тропические леса также могут быть равнинами.
Равнины включают луга, которые в Северной Америке называются прериями, в Восточной Европе и Азии – степями, а в Австралии, Южной и Центральной Америке, а также на большей части Африки – саваннами.
Однако не все равнины являются лугами. Некоторые из них такие, как мексиканская равнина Табаско, покрыты лесами. Лесные равнины имеют разные типы деревьев, кустарников и другой растительности.
Пустыни также могут быть отнесены к равнинам. Часть Сахары, великой пустыни в Северной Африке, имеет равнинный рельеф.
В Арктике, где земля замерзает, равнины называются тундрой. Несмотря на холод, здесь выживают многие животные и растения, включая кустарники и мох.
Элементы рельефа
Формы земли классифицируются по характерным физическим особенностям, таким как высота, наклон, ориентация, воздействие горных пород и тип почвы. Рельеф включает в себя такие элементы как: бермы, хребты, утесы, долины, реки, острова, вулканы и множество других структурных и размерных (т.е. прудов и озер, холмов и гор) элементов, в том числе различные виды внутренних и океанических водоемов, а также подповерхностных объектов.
К элементам отдельных форм рельефа относятся: линии, точки, поверхностные углы и т.д.
Уровни рельефа
Рельеф можно классифицировать следующим образом:
Рельеф первого уровня
Вся литосфера, состоящая из континентальной и океанической коры, находится под рельефом первого уровня.
Континентальная кора имеет меньшую плотность, чем океаническая, и состоит преимущественно из гранитной породы, которая включает кремнезем и алюминий. В то время как океаническая кора состоит из базальтовых пород, кремнезема и магния.
Рельеф первого уровня в основном отражает первоначальное охлаждение и затвердевание земной коры в момент ее образования.
Рельеф второго уровня
Этот тип рельефа в основном состоит из всех эндогенных сил, которые происходят внутри земной коры, в ее недрах. Эндогенные силы ответственны за развитие вариаций поверхности земли.
Эндогенные процессы классифицируются следующим образом:
Горы – лучший пример продукта эндогенных процессов на континентальной коре, а в океанической коре – подводные хребты и траншеи.
Рельеф третьего уровня
Этот тип рельефа в основном состоит из экзогенных сил. Экзогенные силы – это те силы, которые возникают на поверхности Земли.
Все экзогенные силы ответственны за выравнивание поверхности планеты. Процесс выравнивания включает эрозию, транспортировку и осаждение, в результате чего образуются долины (из-за эрозии) и дельты (вследствие осаждения). Ниже приводятся природные явления, которые выполняют весь процесс выравнивания:
Важное примечание: все вышеупомянутые явления не работают за границами береговой линии. Это означает, что рельеф третьего уровня ограничен только континентальной корой.
Однако континентальная окраина (область океанского дна, расположенная между глубоководной областью и линией побережья) может иметь признаки рельефа третьего уровня из-за изменений среднего уровня моря, климатических условий или специфических для региона процессов.
Высота местности над уровнем моря
Высота местности над уровнем моря показывает на каком расстоянии относительно среднего уровня моря (принятого за ноль) находится измеряемая территория (если это равнинная местность) или определенный объект.
Средний уровень моря используется в качестве базового уровня для измерения глубины и высоты на Земле. Температура, гравитация, ветер, течения, климат и другие факторы влияют на уровень моря и изменяют его с течением времени. По этой и другим причинам регистрируемые измерения высоты над уровнем моря могут отличаться от фактической высоты данного местоположения над уровнем моря в данный момент.
На территории стран СНГ используется Балтийская система высот. Прибор для измерения высоты Балтийского моря называется кронштадтский футшток и находится в устое Синего моста, в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга.
Возраст рельефа
Когда речь идет об измерении возраста рельефа, в геоморфологии используются следующие термины:
Значение рельефа
Понимание особенностей рельефа имеет решающее значение по многим причинам:
Конспект урока по географии на тему «Рельеф Земли» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разработала: учитель географии МБОУ «Беленихинская СОШ»
Прохоровского района Белгородской области
Озерова и.А.
Конспект урока по географии для 7-го класса по теме: «Рельеф Земли»
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.
1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.
2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Карточки с терминами: “горы”, “равнины”, “котловины”, “СОХ”, “желоба”, “островные дуги”, фотографии с видами гор разного возраста и различных форм рельефа.
I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.
II Изучение нового материала.
2. Образование равнин и гор.
3. Внутренние и внешние силы Земли.
III Закрепление изученного материала.
V Список литературы
I. Повторение изученного материала
Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.
Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
Что такое сейсмический пояс?
Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.
II. Изучение нового материала
Вопросы к учащимся:
— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:
Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”
Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске и происходит проверка полученных результатов.
2. Образование равнин и гор
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Рис. 2. Образование равнин
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор
Рис. 4. Уральские горы
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.
Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры.
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
Рис. 8. Кавказ. Домбай.
3. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
— Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
— Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
— Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
— Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.
Рис.9. Рельефообразующие факторы.
Схема заполняется по ходу рассказа учителя.
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.
Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.
Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.
Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод
Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки
Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн
Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.
Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки
Рис. 16. Песчаные дюны.
Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).
III Практическая работа по контурным картам
Отметить в контурных картах тектонические структуры и формы рельефа соответствующими цветами. Например, Скандинавские горы- древние, поэтому отмечаются коричневым цветом; Анды- молодые горы-желтым цветом. Равнины, располагающиеся на древних платформах,- розовым или красным цветом
IV. Домашнее задание.
V. Список литературы.
Володина Г.В. и др. Физическая география. Справочное издание. М.: Высшая школа, 1995. – 304 с.: ил.
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: География материков и океанов. 7 кл.: Метод. Пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.: ил.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 368 с.: ил., карт.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Сиротин В.И. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 11 классы. М.: Просвещение, 2000.