Что такое релейный сигнал

Указательные и сигнальные реле в электроустановках

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигналВ энергетике постоянно происходят переключения потребителей и источников электричества как защитами или автоматикой, так и оперативным персоналом. Все они требуют контроля, учета, анализа для эффективного управления системой.

Происходящие в электрической схеме изменения алгоритмов невозможно уловить органами чувств человека. А диспетчерам их надо своевременно знать для того, чтобы правильно принимать оперативные решения, обеспечивать бесперебойное, надежное электроснабжение.

С этой целью в логических и измерительных цепочках используются специальные конструкции реле, которые изменяют свое первоначальное состояние при отклонении контролируемого ими параметра в другом устройстве. Их называют сигнальными или указательными. В среде специалистов прижилось еще одно их распространенное наименование — блинкер.

На первый взгляд, прилагательные «сигнальное» и «указательное» кажутся обычными синонимами, но, они имеют небольшое скрытое отличие. Указательное реле указывает на совершение операции внутри контролируемого устройства, а сигнальное обычно используется в схемах сигнализации для подключения различных систем оповещения персонала, например, светом или звуком.

Контакты сигнальных реле работают с токами, не превышающими двух ампер, используются в цепях коммуникации и связи.

Назначение указательного реле

Сигнальные устройства позволяют дежурному диспетчеру и оперативным работникам отслеживать состояние введенных в работу других схем — защит и автоматики по:

положению контрольных флажков и указателей;

Основным элементом, выдающим подобную информацию, является указательное реле промежуточного типа. Оно контролирует появление тока или напряжения на определенном участке электрической схемы и при достижении им уставки срабатывает, выкидывая флажок или указатель, одновременно переключая свои контакты.

В этом положении сработавший элемент остается до тех пор, пока оперативный персонал не осмотрит реле, зафиксирует произошедшую операцию записью в журнале и только после этого вручную вернет устройство в исходное состояние.

Таким образом, сигнальное реле выполняет три основные задачи:

1. вводится в работу при проведении оперативных переключений подключением обмотки в контролируемую схему и механическим ручным поднятием грузика или натяжением возвратной пружины сигнального механизма;

2. срабатывает при возникновении нарушений внутри контролируемой схемы;

3. возвращается в работу только вручную и после фиксации внимания оперативного работника.

Как устроены указательные реле

Конструкцию сигнального реле удобно сравнивать с устройством мышеловки. В обоих механизмах имеется:

привод, который необходимо взвести, подготовить для дальнейшей работы;

чувствительный элемент, постоянно контролирующий возникновение фактора срабатывания;

исполнительный орган, мгновенно срабатывающий от сигнала чувствительного элемента.

Общий вид двух типов распространенных указательных, реле РУЭ слева и РУ-21 справа, со сработанными сигнальными флажками представлен на картинке.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

На левой части изображена конструкция, у которой из корпуса выскакивает указатель в виде красного цилиндрика, а на правой — проворачивается якорь и открывает флажки белого или желтого цвета.

Места размещения указательных реле

Монтаж сигнальных устройств может выполняться:

непосредственно на релейной панели с лицевой стороны, обычно в нижней части. Блинкер обязательно подписывается по наименованию условного обозначения в схеме сигнализации с указанием действия на срабатывание его контролируемой схемы;

внутри комплекта защит или автоматики тоже с подписью.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Конструкция указательного реле РУ-21/РУ-21-1

За основу сигнального устройства выбран электромагнит, который срабатывает при прохождении через его обмотку электрического тока. Витки катушки располагаются вокруг проводящего магнитный поток сердечника.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Поворотный механизм совершает ограниченное вращательное движение вокруг горизонтальной оси. Он:

изготовлен в форме барабана со смещенным вверх грузом;

размещен на двух примитивных подшипниках самой простой конструкции;

снабжен двумя контактными мостиками;

фиксируется в верхнем поднятом положении механической защелкой.

Подвижному якорю электромагнита при эксплуатации придается два положения:

1. при повороте кнопки на кожухе защитного чехла от усилия руки оператора механизм грузика поднимается вверх и фиксируется защелкой, а якорь за счет силы натяжения возвратной пружины отводится от сердечника;

2. под действием сил магнитного притяжения, вызванных протеканием электрического тока по катушке электромагнита, якорь притягивается к сердечнику. При этом защелка, удерживающую поворотный механизм с контактным мостиком и сигнальным флажком в верхнем положении, выводится из зацепления, а грузик падает, вращая поворотный механизм.

Эта конструкция обеспечивает выбрасывание сигнального флажка при срабатывании электромагнита и сохранение его положения до манипуляций оператором.

Указательные реле создаются для работы в цепях оперативного постоянного или переменного тока различных стандартных напряжений, например, 220, 110 или 48 вольт.

С этой целью обмотка катушки электромагнита навивается определенным видом провода со строгим соблюдением расчетного поперечного сечения и количества витков.

Катушку, созданную для работы в токовых цепях, подключают в разрыв проводника, по которому протекает ток и называют катушкой с последовательной обмоткой. Для контроля цепей напряжения используется другой принцип — параллельное подключение катушки. Такие реле называют блинкерами с катушкой параллельной обмотки.

Сердечник электромагнита изготавливается тоже разных конструкций, обеспечивающих его оптимальную работу в схемах постоянного или переменного тока.

Корпус реле смонтирован на диэлектрическом цоколе, к которому закрепляется:

скоба крепления подвижных механизмов;

защитный кожух через удлинительную планку;

контактные винты для подключения к схеме.

Этот принцип комплектации реле РУ-21 может незначительно отличаться на конструкциях, монтируемых внутри комплектов защит, когда создается один общий защитный кожух, а не несколько индивидуальных.

Отличия указательных реле РУ-21 от РУ-21-1

Сигнальные указатели РУ-21 выпускаются для работы внутри схем постоянного или переменного тока промышленной частоты, а модели РУ-21-1 только для цепей постоянного тока. Причем их отличительной чертой, особенностью является наличие дополнительного контакта, обладающего самовозвратом.

Отличие электрических схем этих реле показано картинкой.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Маркировку нумерации клеммных контактов на цоколе обычно не производят. Их просто определить по местному положению, рассматривая цоколь со стороны монтажа проводов и ведя отсчет привычным методом: слева направо и сверху вниз, как будто читают текст.

Возможные схемы исполнения контактной системы реле РУ-21

Конструкция поворотного механизма позволяет изменять положение контактных мостиков, переставлять место их установки. За счет этого можно создавать различные схемы срабатывания контактов, как показано на картинке.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Структурная схема обозначений указательного реле РУ-21

Поясняющая расшифровка показана ниже.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Примеры записи: РУ-21-УХЛ4, РУ-21-1-УХЛ4.

Особенности конструкции указательных реле серии РУЭ

Их механизм работает по тем же принципам, что и у реле РУ-21. Отличие состоит в конструкции указателя, который выбрасывается из зацепления за счет усилия предварительно взведенной пружины по осевому направлению самого реле. Грузовой механизм, как в РУ-21, здесь не используется.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Реле серии РЭУ имеют два основных контакта, настроенных для работы на замыкание или размыкание и могут быть снабжены в отдельных моделях контактом с самовозвратом.

Их изготавливают в прозрачном пластиковом корпусе с возможностью крепления передним либо задним присоединением к стенке панели или общего кожуха защит.

Конструкции промежуточно-указательных реле РЭПУ

Они повторяют механизм срабатывания предыдущих моделей, но имеют в своем устройстве один или два дополнительных контакта с самовозвратом, срабатывающих за счет встроенного геркона.

Внешний вид реле серии РЭПУ показан ниже.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Комбинированные электромагнитные реле с указательным механизмом

В устройствах автоматики могут применяться электромагнитные реле, снабженные сигнальным механизмом. Такие конструкции более распространены среди устройств иностранных производителей.

Подобная схема реализована на реле марки RXSF-1, выпускаемой известной компанией АВВ.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Флажок сигнального механизма красного либо желтого цвета выпадает при ручном или электрическом способе срабатывания контактов. Его возврат осуществляется оператором.

Пример схемы включения сигнальных реле

Практическое использование контактной системы и способов контроля электрических сигналов обмотками реле может быть разным.

Один из вариантов подключения контактов и обмотки в схему сигнализации оперативных цепей воздушной линии электропередач показан на фрагменте электрической схемы.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Обмотка блинкера РУ6 способом последовательного подключения врезана в цепь питания прибора ПУМА между шинками +ШС и –ШС.

Замыкающие контакты 3-5 пяти блинкеров РУ1÷РУ5 одновременно зажигают:

сигнальную лампочку ЛС, расположенную на релейной панели;

табло ШТБ, размещенное около рабочего места диспетчера для его информирования.

По такому же принципу подключаются звуковые сигналы или передается информация на удаленные объекты по средствам телекоммуникации.

Приведенный в статье обзор указательных и сигнальных реле не охватывает все конструкции, выпускаемые промышленностью. Но, он позволяет судить о принципах их работы, конструкции и способах практического применения.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Что такое реле: разновидности, область использования, основные характеристики

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Этот прибор управления электропитанием — одно из наиболее распространенных устройств автоматизации процессов в электротехнике. Фактически, это автоматический выключатель аппаратуры, который соединяет или разъединяет электрические цепи при достижении пороговых значений определенных условий и/или внешнего воздействия. Современные реле имеют существенные конструкционные различия, особенности срабатывания и широкий диапазон разнообразных эксплуатационных характеристик. В рамках сегодняшнего обзора мы более детально рассмотрим что такое реле, каких видов они бывают, где используются и какими характеристиками обладают.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Для чего нужно реле: область применения

Реле получило широкое применение в промышленности. Его используют для автоматизации производственных процессов, а также для защиты электроустановок. На данный момент широко используются как электронные устройства под управлением микропроцессоров, так и аналоговые, рабочая схема которых состоит из резисторов, транзисторов, диодов и др. Область применения зависит от принципа действия реле и типа контролируемой величины:

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Краткая историческая справка создания реле

Большинство исторических документов указывают, что первые действующие экземпляры электрических устройств аналогичных современным реле, которые использовали принцип электромагнитного действия, были получены американским физиком Джозефом Генри в 1835 году. Они стали результатом работы над усовершенствованием телеграфного аппарата, который был изобретён Дж. Генри в 1831 году. Уже в 1837 г. устройство поступило в массовое производство и получило широкое применение в телеграфии. Однако следует отметить, что первые полученные устройства являлись некоммутационными, то есть не выполняли основные функции, возложенные теперь на релейные механизмы управления.

В соответствии с другими источниками первые релейные устройства были созданы в период с 1830 по 1932 гг. русским ученым изобретателем Шиллингом П.Л. Они использовались в вызывном устройстве электромагнитного телеграфного аппарата, разработанного совместно с механиком И. А. Швейкиным, который был продемонстрирован 21 октября 1832 года. Однако большое количество электрокабелей, необходимых для функционирования этого устройства, сделали его дальнейшую эксплуатацию нецелесообразной и релейные элементы в его схеме не получили широкой известности.

Интересно! Название «реле» возникло от английского слова RELAY, которое означало процедуру замены лошадей на почтовых станциях того времени.

В качестве самостоятельного устройства, известного под своим названием, реле упоминаются в патентных заявках на телеграфный аппарат Самюэля Морзе в 1837 году.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Телеграфный аппарат Шиллинга — электромагнитный, шестимультипликаторный вариант. Производился ограниченной серией

Схема устройства электромагнитного реле и принцип работы

Самое простое реле состоит из якоря, электромагнита (сердечник и обмотка), возвратной пружины и соединяющих конструкционных элементов: основания, каркаса, ярма. При поступлении тока срабатывает электромагнит и соединяет якорь с контактом, в результате этого действия электрическая цепь оказывается замкнутой. Если подача тока прекращается или его параметры снижаются ниже определенной величины, пружина возвращает якорь в первоначальное положение, размыкая цепь. В состав современных электромагнитных реле, наряду с обязательными элементами, входят резисторы, обеспечивающие более точную работу и конденсаторы для защиты от скачков напряжения.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Основные элементы электромагнитного реле

Электрические цепи, контролируемые посредством реле, называют управляемыми, а линию, по которой поступает сигнал — управляющей. В большинстве случаев релейные соединения выступают в качестве усилителя, так как замыкают мощные питающие электроцепи при помощи подачи незначительного напряжения. То, как работает реле, зависит также от его типа: постоянного или переменного тока. Для приборов переменного тока характерно срабатывание в зависимости от частоты входящего сигнала. Устройства постоянного тока переходят в рабочее положение в двух случаях:

Более подробно о том, как работает реле, схема устройства, назначение всех элементов и область применения можно узнать из видео:

Основные технические характеристики реле

Независимо от принципа действия существуют общепринятые параметры, на которые необходимо ориентироваться при выборе устройства:

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Промежуточное реле РП-25 УХЛ4220 В и его основные характеристики

Основные виды реле и их назначение

В процессе усовершенствование были разработаны множество разновидностей реле. Их номенклатура имеет довольно сложную классификацию:

Реле постоянного тока

Реле постоянного тока могут быть электромагнитными, у которых якорь притягивается к сердечнику вследствие возникновения магнитного поля в обмотке катушки, и индукционными, функционирующими под воздействием магнитного поля переменного типа, которые индуцируется непосредственно в подвижном элементе. Реле постоянного тока могут быть: нейтральными, поляризованными или комбинированными.

Преимуществом таких устройств можно считать устойчивость к помехам различного типа, перепадам напряжения и пульсации. Из недостатков следует отметить потребность в специальном блоке питания, и как следствие довольно высокая стоимость и сложность при подключении.

Реле постоянного тока используются для управления автоматикой в различных отраслях производства, транспорта (в частности железнодорожного) и т.п.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Нейтральное электромагнитное реле постоянного тока

Реле переменного тока

Реле переменного тока не нуждаются в специальном блоке питания и могут подключаться непосредственно в контролируемую электросеть переменного напряжения. Однако, они тоже не лишены определенных недостатков, к наиболее значимым относятся:

В связи с этим данная аппаратура управления используется, чаще всего, для контроля бытовых приборов и небольших промышленных установок и станков.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Реле на 220В переменного тока, малогабаритное, модель Ap-50A, используется в качестве управляющего модуля терморегулятора для теплого электрического пола

Электромагнитные

Наиболее распространенная разновидность релейных устройств. Получила широкую популярность из-за значительных преимуществ перед полупроводниковыми аналогами:

Пример! При коммутации 10 А тока в электромагнитной катушки рассеивается не более 0,5 Вт. Для сравнения, в симисторных устройствах сопоставимой коммутационной мощности на нагрев уходит до 15 Вт, что требует решать проблему охлаждения коммутационных шкафов.

Принцип работы и подключение 4 контактного реле на видео:

Однако электромагнитные релейные устройства имеют ряд определенных недостатков:

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Релейная вычислительная машина РВМ-1 конструкции Н. И. Бессонова созданная в 1956 году

Электронные релейные устройства

В последнее время на замену аналоговым реле приходят электронные релейные устройства. Они имеют значительные преимущества в точности определения исходного напряжения, видов подаваемых нагрузок, мощности и в других рабочих параметрах. Получили широкое применение для подключения установок с большими силовыми нагрузками. Однако их высокая стоимость и низкая надежность не дают им полностью вытеснить аналоговые устройства.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Электронное релейное устройство управление насосным оборудованием

Реле времени

Принцип функционирования основан на механическом замедлении. Реализуется с применением маятников, электродвигателей или электромагнитного эффекта. При этом выдержка замедления для всех трех типов составляет: 1÷15 сек, до 24 часов, до 5 сек соответственно. Используется как для автоматизации процессов производства, так и в бытовых целях для задержки отключения освещения и т.п.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Двухканальное реле времени РЭВ-201

Тепловые/температурные релейные устройства

Принцип действия тепловых релейных приборов основан на воздействии температуры на биметаллическую пару контактных пластин, которые имеют различный коэффициент температурного расширения. Температурное воздействие может осуществляться как от тока нагрузки, так и от специально нагревателя. Тепловые релейные приборы используются, в основном, для защиты электрооборудования от перегрева.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Цифровое температурное реле TР-100

Обозначение реле на схеме

Обозначение релейных устройств различного типа на электрических схемах осуществляется в соответствии с нормативами ГОСТ 21.614-88 и частично ГОСТ 2.755-87.

Что такое релейный сигнал. Смотреть фото Что такое релейный сигнал. Смотреть картинку Что такое релейный сигнал. Картинка про Что такое релейный сигнал. Фото Что такое релейный сигнал

Наиболее распространённые обозначения релейных устройств на принципиальных электрических схемах

Основные производители реле

Aleph International — более 30 лет на рынке электроники, электротехнических товаров и средств автоматизации. Продукция считается одной из наиболее надежных.

Axicom — подразделение швейцарской фирмы Alcatel Switzerland Ltd. с 1999 года входит в концерн Tyco Electronics. Производит чрезвычайно качественные изделия. Все предлагаемые на российском рынке релейные устройства полностью отвечают требованиям отечественных нормативов по электрической надежности и прочности диэлектриков;

Finder — Европейский производитель специализирующееся на выпуске реле и таймеров. Занимает 3 место в Европе по выпуску электромеханических релейных автоматов промышленного и бытового назначения. Вся продукция сертифицирована по стандартам ISO 9001 и ISO 14001.

NAiS под этой торговой маркой выпускается продукция компании Matsushita Electric Works (Япония). Изделия сертифицированы по стандартам ISO 9001:2000. Номенклатура продукции включает электромеханические и PhotoMOS реле, различные контроллеры и микровыключатели как для промышленного, так и для бытового использования.

Электромагнитное и электронное реле – где купить, цены

Цены на электромагнитные релейные устройства для бытового назначения варьируются в диапазоне 150÷450 руб. для коммутации тока с параметрами в пределах 8÷12 А напряжение 12÷48 В. Стоимость электронных устройств заметно выше и может изменяться в пределах от 1,5 до 5÷6 тыс. руб. в зависимости от их функциональности.

Приобретать рекомендуется либо в специализированных магазинах электроники, либо в интернет-магазинах, где предусмотрен возврат. Покупать устройства на рынках настоятельно не рекомендуется, так как даже для новых приборов там нарушаются условия хранения.

Мы будем рады получить ваши отзывы или вопросы о возможности использования релейной автоматики и опыту применения тех или иных средств.

Источник

[Статья] Реле и приборы релейного действия

В системах железнодорожной автоматики и телемеханики основными элементами, осуществляющими коммутацию электрических цепей, являются элементы релейного действия, обладающие свойством скачкообразно изменять выходной параметр (сигнал) при плавном изменении входного. Такая выходная характеристика, называемая релейной, показана на рис. 3.13.

Как видно из рис. 3.13, элемент релейного действия имеет два состояния — «включен» и «выключен». Когда входной параметр имеет значение Х= 0, выходной параметр имеет значение У= Квыкл, и элемент находится в состоянии «выключен». При изменении входного параметра в пределах О Хвкл) значение параметра Кне изменяется, и элемент остается в состоянии «включен». В случае уменьшения входного параметра в пределах Хъыкл /пр.

Аналогично току определяются другие электрические параметры реле: напряжение ( £/пр, t/OTO, LL), мощность (JVnp, WOTn, Wp) и магнитодвижущая сила (/прсо, ^jCo, JpO), ще со — число витков обмотки реле).

Коэффициент запаса представляет собой отношение рабочего тока (напряжения) к току (напряжению) притяжения:
U.

л пр ^ пр
к.. =
3
Коэффициент запаса у реле железнодорожной автоматики находится в пределах 1,4. 4. Чем больше коэффициент запаса, тем надежнее работа реле на притяжение.

Коэффициент возврата характеризуется отношением тока (напряжения) отпускания к току (напряжению) притяжения:

Коэффициент возврата у реле железнодорожной автоматики находится в пределах 0,3. 0,5. Чем больше коэффициент возврата, тем надежнее работа реле на отпускание.

Быстродействие реле характеризуется временем притяжения и временем отпускания якоря.

Время притяжения — это время с момента подачи питания на обмотку реле до момента замыкания фронтового контакта. В табл. 3.3 приведены значения времени притяжения якоря для нейтральных реле постоянного тока.

Время отпускания — это время с момента отключения питания от обмотки реле до момента замыкания тылового контакта.

К временным параметрам также относится время перелета якоря реле при притяжении (при отпускании) — время от момента размыкания фронтового (тылового) до момента замыкания тылового (фронтового) контакта.

Работа исполнительной части электрических реле характеризуется следующими параметрами.

Переходное сопротивление контактов, которое должно быть как можно меньшим при замкнутом состоянии контактов и бесконечно большим при разомкнутом. Переходное сопротивление контактов реле не должно превышать 0,03 Ом.

Контактное нажатие (сила сжатия контактных пружин), величина которого должна обеспечивать надежное замыкание контактов реле в эксплуатационных условиях (в условиях влияния таких дестабилизирующих факторов, как вибрация, тряска).

Время дребезга (многократного замыкания и размыкания) контактов при замыкании не должно превышать 20 мс.

Маркировка реле представляет собой специальное буквенно-цифровое обозначение (шифр). Буквы и цифры в обозначениях реле расшифровываются следующим образом.

Буквы обозначают тип, конструктивные особенности и функциональное назначение реле. Первые буквы в обозначениях реле расшифровываются следующим образом: Н — нейтральное, П — поляризованное, К — комбинированное, И — импульсное, С — с самоудерживающейся магнитной системой, Д — двухэлементное, А — аварийное, О — огневое, Т — трансмитгерное.

В некоторых случаях указанную выше смысловую нагрузку несут сочетания первых двух букв: АН — автоблокировочное нейтральное, СК — с самоудерживающейся магнитной системой, комбинированное, ДС — двухэлементное секторное, АО — аварийное огневое, КД — кодовое.

Вторая или третья буква в названии реле обозначает: М — малогабаритное, П — пусковое, Т — термическое, Г — герконовое, С или П после А — соответственно сигнальное или переездное.

Последняя или предпоследняя буква в названии реле обозначает: Р — нештепсельное, Ш — штепсельное реле.

Буква В после Р или Ш (а в некоторых случаях перед буквой Ш) обозначает реле с выпрямителем. Буква М после Ш обозначает медленнодействующее (на отпускание) реле. Буква У обозначает наличие усиленных контактов реле, т.е. рассчитанных на коммутацию электрических цепей с токами до 15 А в течение длительного времени (более 1 ч). Неусиленные контакты рассчитаны на коммутацию цепей с токами до 6 А. Буквы МБ в конце шифра обозначают реле с магнитной блокировкой.

Приведем примеры буквенных обозначений реле:

HP (КР, ПР, ИР) — нейтральное (комбинированное, поляризованное, импульсное) реле;

НПР (КПР, ППР) — нейтральное (комбинированное, поляризованное) пусковое реле;

ДСР — двухэлементное секторное реле;

ДСШ — двухэлементное секторное штепсельное реле;

НРБ (ИРВ) — нейтральное (импульсное) реле с выпрямителем;

НШ (КШ, ОШ, АШ) — нейтральное (комбинированное, огневое, аварийное) штепсельное реле;

НПШ — нейтральное пусковое штепсельное реле;

СКПШ — комбинированное пусковое штепсельное реле с самоудерживающейся магнитной системой;

НМШ (КМШ, ИМШ, ОМШ) — нейтральное (комбинированное, импульсное, огневое) малогабаритное штепсельное реле;

НМШМ, ОМШМ — нейтральное (огневое) малогабаритное штепсельное медленнодействующее на отпускание реле;

АНШ — автоблокировочное нейтральное штепсельное реле;

НМВШ (АНВШ, ИМВШ) — нейтральное (аварийное, импульсное) малогабаритное штепсельное реле с выпрямителем;

ИВГ — импульсное герконовое реле с выпрямителем;

АСШ — аварийное с стабилитроном штепсельное реле, устанавливаемое на стати вах*;

АПШ — аварийное штепсельное реле, применяемое в питающих установках;

ПМПШМ — поляризованное малогабаритное пусковое штепсельное медленнодействующее на отпускание реле;

КДР — кодовое нештепсельное реле;

КДРШ — кодовое штепсельное реле;

КДРШ-М — кодовое штепсельное медленнодействующее реле;

КДРШ-МБ — кодовое штепсельное реле с магнитной блокировкой;

ТШ — трансмитгерное штепсельное реле.

Цифры, стоящие в шифре реле после букв, обозначают число контактных групп (состав контактного набора) и расшифровываются следующим образом:

1 — восемь переключающих контактов (фронтовой — тыловой),

2 — четыре переключающих контакта,

3 — два переключающих и два фронтовых контакта,

4 — четыре переключающих и четыре фронтовых контакта,

5 — два переключающих и два тыловых контакта.

Числа, стоящие в шифре реле после дефиса, обозначают сопротивление обмотки в омах, а у аварийных реле — номинальное рабочее напряжение, на которое рассчитано реле. Если реле имеет две обмотки с разными сопротивлениями, то после дефиса указываются два числа, разделенные знаком дроби.

Малогабаритные реле типа РЭЛ (реле электромагнитные разработки Ленинградского электротехнического завода) имеют отличные от приведенных выше обозначения. Первые буквы в обозначениях реле расшифровываются следующим образом:

Б — нештепсельное реле (штепсельные реле не имеют специального обозначения),

П — поляризованное реле,

С — стрелочное пусковое реле,

БП — нештепсельное реле постоянного тока,

БС — нештепсельное стрелочное пусковое реле.

Вторая буква Н обозначает нормальнодействующее реле, последняя буква М — медленнодействующее реле.

Цифры, стоящие в шифре реле типа РЭЛ после букв, обозначают состав контактного набора и расшифровываются следующим образом:

1 — шесть переключающих и два фронтовых контакта,

2 — четыре переключающих контакта,

3 — два переключающих и два фронтовых контакта,

5 — три переключающих и один фронтовой контакт.

Условно-графические обозначения реле (обозначения, используемые в электрических схемах) приведены в табл. 3.4 [43], контактов реле — в табл. 3.5 и 3.6.

В современных системах железнодорожной автоматики используются реле различных типов и модификаций, сконструированные и изготовленные в различные периоды времени. В зависимости от конструктивных особенностей можно выделить четыре поколения реле [43].

К реле Iпоколения относятся нештепсельные реле, производство которых началось в 1930-х гг. прошлого столетия. В настоящее время большая часть таких реле в схемах железнодорожной автоматики заменена на реле более поздних модификаций, однако на некоторых станциях и участках еще находятся в эксплуатации нештепсельные реле типов HP, ППР, ИР, ИРВ, СКПР, ТР. Для включения в электрические схемы контакты нештепсельных реле выводятся на наружные болты с гайками. Недостатками таких реле являются большие габариты, требующие значительного расхода дорогостоящих материалов при производстве, а также трудоемкость монтажа и замены в схемах.

Кодовые реле типа КДР — это реле постоянного тока облегченного типа (с облегченным якорем), относящиеся к III классу надежности. В схемах, реализующих функции безопасности движения, применение кодовых реле не допускается, так как требуется дополнительный схемный контроль их состояния (притяжения и отпускания якоря).

К реле II поколения относятся штепсельные реле, производство которых началось в середине 1950-х гг. с целью замены реле I поколения. В настоящее время в системах железнодорожной автоматики находятся в эксплуатации реле типов НШ, НПШ, НВШ, ОШ, КШ, СКШ, СКПШ, ТШ, КДРШ. Конструктивно реле этих типов отличаются от аналогичных реле I поколения наличием штепсельного разъема, облегчающего замену реле в эксплуатационных условиях.

Малогабаритные штепсельные реле III поколения в настоящее время являются наиболее распространенными в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики. Их серийное производство начато в конце 1950 — начале 1960-х гг. В последующие годы реле модернизировались. Реле III поколения выпускаются двух видов: штепсельные (в защитном колпаке) для установки на стативах и в релейных шкафах; нештепсельные (открытые) для установки в релейных блоках.

По электрическим и механическим характеристикам реле штепсельного типа и соответствующие им реле нештепсельного типа аналогичны. Нештепсельные реле для присоединения (подпайки) монтажных проводов в контактных пружинах и выводах от обмоток имеют отверстия.

В начале 1980-х гг. прошлого столетия электротехническими заводами освоено производство электромагнитных реле IVпоколения (реле типа РЭЛ), обладающих следующими техническими и эксплуатационными преимуществами по сравнению с реле II и III поколений:

— уменьшение размеров контактов;

— увеличение коммутационного ресурса и виброустойчивости;

— уменьшение дребезга контактов;

— снижение примерно в 2 раза объема и в 1,5 раза — массы реле, сокращение расхода пластмассы и цветных металлов, в том числе серебра;

— повышение надежности штепсельного соединения реле с розеткой и стабильности электрических и механических параметров.

Реле типа РЭЛ удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к приборам I класса надежности, предназначенным для обеспечения безопасности движения поездов.

Реле типа РЭЛ выпускаются в штепсельном и нештепсельном исполнении. В отличие от реле типа НМ, не имеющих индивидуальных защитных колпаков, нештепсельные реле также, как штепсельные, закрыты индивидуальными защитными колпаками.

Разработаны следующие штепсельные (нештепсельные) реле постоянного тока:

РЭЛ1, РЭЛ 2 (БН1, БН2) — нейтральные нормальнодействующие;

РЭЛ1М, РЭЛ2М (БН1М, БН2М) — нейтральные медленнодействующие;

ПЛЗ, ПЛЗУ (БПЗ, БПЗУ) — с поляризующей обмоткой, нормальнодействующие;

ПЛЗМ, ПЛЗУМ (БПЗМ, БПЗМУ) — с поляризующей обмоткой, медленнодействующие;

С2 (БС2) — с повышенными коммутационными возможностями;

ДЗ (БДЗ) — двойные нормальнодействующие;

ДЗМ (БДЗМ) — двойные медленнодействующие;

(НЗ и НЗМ) — нейтральные нормальнодействующие и медленнодействующие.

Разработаны следующие штепсельные реле переменного тока:

02, OJI2 (Б02) — огневые;

Базовой конструкцией электромагнитных реле IV поколения является реле РЭЛ 1.

С 2002 г. при проектировании устройств железнодорожной автоматики и телемеханики вместо реле типа РЭЛ постоянного и переменного токов применяются модернизированные реле [33]. При модернизации реле типа РЭЛ были изменены схема магнитопровода реле и конструкция катушек реле — реле имеют неразветвленную магнитную систему с одним сердечником вместо двух и двумя катушками вместо четырех. Модернизированные реле обладают преимуществами по сравнению с реле РЭЛ по 31 показателю, в частности: сокращен расход обмоточного провода более чем в 1,8 раза; уменьшены в 1,4 раза расход электротехнической стали и в 1,2 раза вес реле; снижена в 1,2 раза трудоемкость изготовления реле и повышена их ремонтопригодность при эксплуатации; уменьшено в 2 раза количество паечных соединений в реле постоянного тока.

Взаимозаменяемость реле показана в табл. 3.7. Модернизированные реле Н, НБ и их разновидности и соответствующие реле РЭЛ, БН и их разновидности взаимозаменяемы по установочным размерам, параметрам и схемам подключения. Реле с буквой «Б» в обозначении предназначены для установки в релейных блоках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *