Что такое религиозное сознание
Религиозное сознание
Религиозное сознание – это главная из составляющих общего понятия «религия», сочетающее в себе систему концепций и взглядов, объединенных верой в существование нематериального разума, способного воздействовать на материальные объекты.
Религиозное сознание подразумевает:
Религиозное сознание базируется на стихийно возникшей концепции, под которую впоследствии искусственно подведена систематизированная и детально структурированная доказательная база. Основные понятия содержатся в священных текстах, основанных на божественных откровениях, предсказаниях пророков, разъяснениях, дополнениях культовых служителей. Религии всегда включают в себя учение о возникновении мира, появлении человека, и разъяснение поведения личности в соответствии с общественным строем и сложившимися отношениями между людьми в объективной реальности.
На бытовом уровне верующий пользуется совокупностью стереотипов, включающих в себя представления, традиции и привычки, полученные в результате установок, заданных и поддерживаемых служителями культов в общественных группах.
В сознании верующего человека мысли о сверхъестественных объектах и понятиях гипертрофируются в утверждение о фактической реальности существования предметов, в которые верует данный индивид. К примеру: духи, души, высший разум, демоны, рай, ад.
Фактически религиозное сознание:
Коллективное и личное самосознание формирует принадлежность к какой-либо группе определенного вероисповедания и является религиозной идентичностью. Представление об окружающей реальности и роли отдельного человека создается посредством определенных религиозных догм, утверждений, принимаемых на веру, имеющих доказательную базу, предполагающую наличие сверхъестественного.
2. Религиозное сознание.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ – РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ.
А теперь я бы попросил вас сосредоточиться, поскольку речь пойдет о вещах, более чем серьезных.
Хотя мы подробно говорили о сознании в предыдущих работах («Человек в поисках себя», «Тайна жизни – старые проблемы и новые решения», «Терновый венец» эволюции»), но именно этот материал забывается быстрее всего. Итак, разговор пойдет о СОЗНАНИИ и одном из его видов – СОЗНАНИИ РЕЛИГИОЗНОМ.
В настоящее время общего определения сознания не существует, поскольку это динамическая, непрерывно меняющаяся структура, в одно и то же время объективная и субъективная, общая и индивидуальная, определяющаяся эволюцией наших представлений о мире, образе мира и общей картине мира.
СОЗНАНИЕ относится к немногим глобальным категориям, являющимся неотъемлемой частью биологии, философии, гносеологии, психологии, социологии, интеллектроники, информатики, теории систем, а в последнее время и физики. Общая концепция сознания выглядит следующим образом:
Сознание есть состояние психической жизни человека, выраженное в субъективной переживаемости событий внутреннего и внешнего мира, а также в осознании этих событий. Это способность идеального воспроизведения действительности, механизмы и формы такого воспроизведения на разных уровнях.
Сознание есть высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также формирования у него внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Это всеобщее свойство отношения человека и мира, характеризующее духовную активность человека.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
В этих формулировках сознания отчетливо виден отход от классического материалистического толкования, однако сохраняется его краеугольный камень: «Присущее только человеку как общественно-историческому существу». При внимательном рассмотрении этого определения мы неизбежно наталкиваемся на две взаимосвязанные диалектические пары:
— ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (РЕАЛЬНОСТЬ) – ВСЕОБЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И МИРА.
Перед нами типичная «незамкнутая система», обладающая эмерджентными свойствами (наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — «системный эффект»), а, следовательно, обладающая способностью к бесконечной эволюции.
Между психическим и духовным не стоит знак равенства, в то же время эти качества являются не противоположными, а дополняющими друг друга.
Что же касается действительности (реальности), то за последние полвека она изменилась настолько, что вообще не может быть постулирована однозначно. Мы можем лишь определить, что действительность, как и сознание, есть всеобщее отношение человека и мира.
По мнению одного из ведущих отечественных психологов А.Н. Леонтьева, «современный образ мира включает свойственную физическому миру координатную метрику пространства-времени и квазиизмерение системы значений, воплощающих в себе результаты совокупной человеческой деятельности». Здесь мир выступает как многомерное не только физическое, но и психическое образование.
Следующий и, безусловно, революционный шаг в понимании сознания сделан Шри Ауробиндо в его теории супраментальной (духовной) эволюции человека:
«Сознание – это не только осознание себя и вещей, оно обладает также динамической и творческой активностью. Сознание – реальность, присутствующая в существе, даже когда оно бессознательно и не одушевлено.
Это основа, сама организующая себя. В форме сознание становится материальным объектом. Если сознание хочет освободиться, оно медленно эволюционирует из материи, проявляя себя как физическое, витальное, ментальное, психическое и супраментальное.
Сознание лежит в самой основе Универсума и само выбирает пути для проявления. Один путь – инволюционный – идет сверху вниз от высших духовных уровней к низшим. Другой путь – эволюционный – идет снизу вверх. Именно это движение сознания мы называем духовной эволюцией.
Сознание, особым образом ориентированное и сконцентрированное, делает личность преимущественно физической, витальной, ментальной либо духовной. На практике каждая реально живущая личность обладает не чистым, а смешанным сознанием, например, физически-витальным, витально-ментальным, витально-психическим, ментально-духовным и т.д.
Все эти положения чрезвычайно важны, но для дальнейшего исследования необходимо еще указать на неразрывную диалектическую связь между Сознанием, Духом и Универсумом и точно такую же связь между Сознанием, Душой и Личностью. Они не находятся в антагонистических отношениях, скорее, Личность есть форма проявления Души, некий ее прообраз, облаченный в физическое, витальное, ментальное, психическое.
Важно подчеркнуть, что в определенном смысле Личность и Душа растут и развиваются одновременно – рост Души определяет рост Личности, и наоборот. Личность есть продукт физической, витальной ментальной индивидуальности, Душа – продукт индивидуальности духовной.
При совместной творческой деятельности Души и Личности рождается ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, не подвластная смерти и ориентированная на бесконечное совершенствование. Именно в этом и заключается часть эволюционного Замысла, эволюционной программы.
Душа и Личность в одно и то же биографическое время пребывают на разных уровнях развития, используя весь колоссальный спектр возможностей воплощения и проявления. Иногда роль ведущего принадлежит Личности, иногда – Душе.
Природе этого движения свойственна неторопливость, избирательность и основательность, особая «вдумчивость», никогда не упускающая ничего из достигнутого и не пропускающая выше ничего незавершенного, используя при этом все возможности реализации.
Но при некоторых тщательно подготовленных условиях становится возможной предельно быстрая «взрывообразная» эволюция с проживанием в одном «биографическом» воплощении множества как условно прошлых, так и условно будущих жизней. Так подготавливается «особый отряд эволюции», призванный ускорять поступательное движение всего человечества как в его «земном», так и «небесном» воплощениях.
Теперь, ознакомившись с общей концепцией сознания, мы можем вернуться назад, к сознанию религиозному, предшествующему сознанию духовному.
Для более правильного понимания этого феномена необходимо наполнить уже известную триаду: религиозное чувство, религиозная идея, религиозное сознание – психологическим компонентом, имеющим самое прямое отношение к теории познания. Познание включает в себя ощущение, восприятие, интерпретацию, действие и далее – представление о мире, образ мира и картину мира.
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – один из самых изученных и в то же время далеко не до конца расшифрованных феноменов. Основой его является субъективный жизненный опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего, и человека в первую очередь.
В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный.
Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.
На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него.
Существует множество способов достижения состояния сознания, присущего религиозному опыту, и как всякий опыт, он может быть прямым и опосредованным, причем для стороннего невовлеченного наблюдателя он не только неактуален, но и непостижим. Ядром религиозного сознания является религиозный культ, главным итогом – религиозная картина мира, религиозное мышление и религиозная практика.
Будучи крайне сложным онтологическим феноменом, религиозное сознание в своем предельном смысле есть Сознание Космическое, которое практически недоступно обычному человеку. Однако и все условные его уровни не менее сложны и не могут быть адекватно выражены в мыслях, словах, образе.
Привычка человеческого разума к разделению всего и вся существенно искажает реальную картину мира, делая ее так называемой «договорной реальностью», доступной для осмысления и действия в соответствии с «пунктами договора». Практически же не существует четко очерченных и изолированных друг от друга «уровней». «планов», «сфер», как не существует ничего полностью замкнутого или полностью открытого.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, религиозное сознание не только отражает некую объективную реальность, но и способно создавать свою собственную действительность, «дочернюю» по отношению к «материнской».
Религиозный опыт далеко не всегда есть следствие упорного, методичного, восходящего от простого к сложному обучения с целью воспитания в человеке особых качеств с использованием специфических психотехник и духовных практик.
Нередки случаи, когда далекий от религии и церкви человек неожиданно для себя получает опыт такой невероятной мощи и истинности, что свести его к психопатологии или некой «одержимости» не удается. Для таких случаев существует термин МИСТИКА, МИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, МИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Следует ли говорить, что христианская церковь относится к опыту подобного рода с неизменным недоверием и даже отрицанием? По мнению богословов, у «правильного» христианина, неуклонно следующего предначертанным путем и ведущего «правильную» же церковную и духовную жизнь (здесь эти два понятия трактуются как синонимы), никакой такой «мистики», ничего «этакого» быть не может и быть не должно.
Так ли это? Простого и однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку религиозное сознание – необычайно сложная структура, некая «переходная зона» полусвета – полутьмы, полузнания – полуневежества, полуистины – полузаблуждения. Оно есть только предтеча более объемного Универсального Духовного и Космического Сознания.
Доказать это положение достаточно легко. Для этого вернемся к понятию духовного опыта, который есть «субъективный жизненный опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего, и человека в первую очередь».
Не думаю, что отцы церкви согласились бы с таким определением, поскольку каждое из этих утверждений содержит в себе множество толкований и практически недоказуемо.
В основе христианского религиозного культа стоит грандиозная фигура Иисуса Христа – Сына Божьего и Сына Человеческого, Его жизнь, Его Слово и Его Истина. Истинно это или неистинно? Не то и не другое, потому что жизнь, сознание и их эволюция не содержат в себе столь жесткого разделения, о чем свидетельствует вся история религиозного и мистического опыта.
К тому же разве лишь одному религиозному опыту свойствен «опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего»?
А как быть с философией, искусством, многими научными прозрениями, опытом индо-азиатских учений и практик духовного постижения? Как быть с высоким одухотворенным разумом, который в ходе своего роста и развития НЕИЗБЕЖНО встречается с этой загадочной и таинственной Высшей Реальностью?
Христианская церковь уже в самом начале своего существования настоятельно советовала не путать «сердце» и «голову» христианства с его «телом», а сегодня настойчиво продвигает положение о том, что ее основные догматы не противоречат разуму и более того, привлечение разума в лоно церкви ныне только приветствуется на самых высоких уровнях церковной иерархии.
Итак, есть религия и человек религии, есть церковь и церковная паства, с великим трудом начинающая осознавать себя некой общностью, в которой индивидуальное Я должно быть если не растворено, то существенно трансформировано в МЫ.
Здесь мы встречаемся еще с одним видом сознания – СОЗНАНИЕМ МАССОВЫМ. Что это такое?
Прежде всего, это сознание значительной массы людей, объединенных по какому-то признаку: классу, слою, группе, тому или другому фактору национальной, религиозной или исторической общности.
Истоки массового сознания лежат в глубокой древности, в до-теоретическом миропонимании, основывающемся на сходном опыте однотипных человеческих структур.
Любой тип массового сознания возникает стихийно и одномоментно как результат стремления людей к упорядочиванию разнородного эмпирического материала и сведения всего его разнообраззия к простым и понятным моделям.
Обычно это – набор эмоционально-образных суждений о реальности и мироустройстве, о человеке и смысле его жизни, набор моделей поведения, реагирования на те или иные острые ситуации.
Не следует воспринимать массовое сознание как нечто стадное, примитивное и неуправляемое. Это и не классическое «подсознательное» З.Фрейда, и не «бессознательное» более поздних психологических школ.
Наиболее близко к пониманию этого сложного феномена подошла современная энергоинформационная концепция с ее понятиями «Эгрегоров» и «Планетарного Разума», с точки зрения которой религиозное сознание есть одно из важнейших составляющих массового сознания.
Очень хорошо эта взаимосвязь прослеживается при анализе Священных Книг, из которых для нас, жителей России, Европы и США главной является Библия, составленная из Книг Ветхого и Нового Завета. Обращает на себя внимание их разная информационная емкость: Ветхий Завет по этому параметру превышает Новый Завет в 3,5 раз… Уже одно это заставляет о многом задуматься…
Следующая особенность заключается в том, что Библию невозможно просто исследовать, анализировать, изучать – она требует ПРОЖИВАНИЯ каждого из ее разделов, глав, фраз и даже отдельных слов.
Речь идет даже не об информационной или ценностной составляющей Библии – здесь все намного тоньше, удивительнее и неуловимее… Наиболее точными и подходящими определениями здесь будут понятия КАСАНИЕ, ПРИСУТСТВИЕ, ПОГРУЖЕНИЕ, ОТКРОВЕНИЕ…
Прямое непосредственное восприятие Библии ни с чем не может быть сравнимо – ни с восприятием «умных» философских работ, ни с воздействием «просто» поэзии, живописи, музыки, ваяния, потому что все это присутствует в ней изначально.
ЯЗЫК БИБЛИИ… О нем нужно говорить отдельно, настолько он представляет собой нечто совершенно особое, упорно сопротивляющееся любому, даже самому бережному лингвистическому анализу. Может быть, потому, что за Словом Библии мы чувствуем дыхание вечности и оно само есть вечность…
И это не просто «эмоционально-образные суждения» хотя бы потому, что эти самые «эмоции» и «образы» настолько заряжены и насыщены жизнью, что сами являются уже НЕ СЛОВОМ, но ЖИЗНЬЮ.
Все на пределе, все доведено до предела и зачастую настолько выходит за любые пределы, что невозможно воспринимать сказанное просто разумом… Плачи, пророчества, песни, проповеди, притчи, откровения – и все сразу, все тут же, без долгого предварительного обдумывания и рефлексии…
Похоже, что тогда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО между Богом и Человеком не существовало такой огромной дистанции, какую мы ощущаем сегодня… Вопрошающий получал ответ почти немедленно, а Бог не считал для себя зазорным лично вести самые важные «уроки» с непосредственно вопрошающим или через избранных Им людей.
Он не уставал повторять многократно то, что считал нужным для человека, не оставляя ни попыток вернуть его на истинный путь, ни веры в возможность этого, и здесь главным является, пожалуй, не столько сам путь, сколько бесконечное терпение на этот путь Направляющего…
К этому времени практически исчерпала себя блистательная эпоха Древней Эллады с ее гениальными философами, учеными, историками, драматургами, поэтами, живописцами, скульпторами и музыкантами. Уже набирала свою мощь прагматическая реальная сила, воплотившаяся в духе Древнего Рима.
Постепенно уходили в прошлое Веды и Упанишады, на смену которым приходила высокая и отнюдь не чисто религиозная истина буддизма… Уже миновали времена друидов, уходили в свою Валгаллу потомки детей Асов во главе с Великим Одином… Уже сошли со сцены Лао-цзы и Конфуций, уже стали легендой Зороастр, Ормузд и Ариман и оставалось почти шестьсот лет до прихода к людям Аллаха и Его неистового пророка Магомета…
Таким был мир накануне заключения Нового Завета и рождения Иисуса. Заканчивалась эпоха магии и начиналась ЭПОХА ЧЕЛОВЕКА…
сознание религиозное
Полезное
Смотреть что такое «сознание религиозное» в других словарях:
СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — сознание, в котором доминирует идея сверхъестественного. Включает в себя в качестве составляющих религиозные представления и чувства … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Сознание — (ст.слав. – совесть) – высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание – это еще и способность человека к осмысленному… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Религиозное движение — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия
Религиозное мировоззрение — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия
РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, целью которого является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные… … Профессиональное образование. Словарь
СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного С., являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного (в данном случае эстетического) идеала. С. э. выступает… … Эстетика: Словарь
СОЗНАНИЕ — (моральное) одна из форм общественного С.» являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное С. и т. д.), отражением социального бытия людей, и в первую очередь производственных отношений. Нравственное С.… … Словарь по этике
СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ — отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различн. соц. групп, классов, наций, об ва в целом. Это не совокупность индивидуальных сознаний членов об ва, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней… … Российская социологическая энциклопедия
Новое религиозное сознание — религиозно философское, богоискательское (см. Богоискательство) течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Розанов, 3. Н. Гиппиус и др.) и стремившееся к обновлению христианства, культуры,… … Русская Философия. Энциклопедия
Религиозно-эстетическое сознание — двояко ориентированная духовная активность, заключающаяся в предрасположенности религиозного сознания к оперированию эстетическими критериями и во встречной готовности эстетического сознания руководствоваться ценностно нормативными ориентирами … Эстетика. Энциклопедический словарь
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе