Что такое религиозное сознание

Религиозное сознание

Религиозное сознание – это главная из составляющих общего понятия «религия», сочетающее в себе систему концепций и взглядов, объединенных верой в существование нематериального разума, способного воздействовать на материальные объекты.

Что такое религиозное сознание. Смотреть фото Что такое религиозное сознание. Смотреть картинку Что такое религиозное сознание. Картинка про Что такое религиозное сознание. Фото Что такое религиозное сознание

Религиозное сознание подразумевает:

Религиозное сознание базируется на стихийно возникшей концепции, под которую впоследствии искусственно подведена систематизированная и детально структурированная доказательная база. Основные понятия содержатся в священных текстах, основанных на божественных откровениях, предсказаниях пророков, разъяснениях, дополнениях культовых служителей. Религии всегда включают в себя учение о возникновении мира, появлении человека, и разъяснение поведения личности в соответствии с общественным строем и сложившимися отношениями между людьми в объективной реальности.

На бытовом уровне верующий пользуется совокупностью стереотипов, включающих в себя представления, традиции и привычки, полученные в результате установок, заданных и поддерживаемых служителями культов в общественных группах.

В сознании верующего человека мысли о сверхъестественных объектах и понятиях гипертрофируются в утверждение о фактической реальности существования предметов, в которые верует данный индивид. К примеру: духи, души, высший разум, демоны, рай, ад.

Что такое религиозное сознание. Смотреть фото Что такое религиозное сознание. Смотреть картинку Что такое религиозное сознание. Картинка про Что такое религиозное сознание. Фото Что такое религиозное сознание

Фактически религиозное сознание:

Коллективное и личное самосознание формирует принадлежность к какой-либо группе определенного вероисповедания и является религиозной идентичностью. Представление об окружающей реальности и роли отдельного человека создается посредством определенных религиозных догм, утверждений, принимаемых на веру, имеющих доказательную базу, предполагающую наличие сверхъестественного.

Источник

2. Религиозное сознание.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ – РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ.

А теперь я бы попросил вас сосредоточиться, поскольку речь пойдет о вещах, более чем серьезных.

Хотя мы подробно говорили о сознании в предыдущих работах («Человек в поисках себя», «Тайна жизни – старые проблемы и новые решения», «Терновый венец» эволюции»), но именно этот материал забывается быстрее всего. Итак, разговор пойдет о СОЗНАНИИ и одном из его видов – СОЗНАНИИ РЕЛИГИОЗНОМ.

В настоящее время общего определения сознания не существует, поскольку это динамическая, непрерывно меняющаяся структура, в одно и то же время объективная и субъективная, общая и индивидуальная, определяющаяся эволюцией наших представлений о мире, образе мира и общей картине мира.

СОЗНАНИЕ относится к немногим глобальным категориям, являющимся неотъемлемой частью биологии, философии, гносеологии, психологии, социологии, интеллектроники, информатики, теории систем, а в последнее время и физики. Общая концепция сознания выглядит следующим образом:

Сознание есть состояние психической жизни человека, выраженное в субъективной переживаемости событий внутреннего и внешнего мира, а также в осознании этих событий. Это способность идеального воспроизведения действительности, механизмы и формы такого воспроизведения на разных уровнях.

Сознание есть высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также формирования у него внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Это всеобщее свойство отношения человека и мира, характеризующее духовную активность человека.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.

В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

В этих формулировках сознания отчетливо виден отход от классического материалистического толкования, однако сохраняется его краеугольный камень: «Присущее только человеку как общественно-историческому существу». При внимательном рассмотрении этого определения мы неизбежно наталкиваемся на две взаимосвязанные диалектические пары:

— ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (РЕАЛЬНОСТЬ) – ВСЕОБЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И МИРА.

Перед нами типичная «незамкнутая система», обладающая эмерджентными свойствами (наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — «системный эффект»), а, следовательно, обладающая способностью к бесконечной эволюции.

Между психическим и духовным не стоит знак равенства, в то же время эти качества являются не противоположными, а дополняющими друг друга.

Что же касается действительности (реальности), то за последние полвека она изменилась настолько, что вообще не может быть постулирована однозначно. Мы можем лишь определить, что действительность, как и сознание, есть всеобщее отношение человека и мира.

По мнению одного из ведущих отечественных психологов А.Н. Леонтьева, «современный образ мира включает свойственную физическому миру координатную метрику пространства-времени и квазиизмерение системы значений, воплощающих в себе результаты совокупной человеческой деятельности». Здесь мир выступает как многомерное не только физическое, но и психическое образование.

Следующий и, безусловно, революционный шаг в понимании сознания сделан Шри Ауробиндо в его теории супраментальной (духовной) эволюции человека:

«Сознание – это не только осознание себя и вещей, оно обладает также динамической и творческой активностью. Сознание – реальность, присутствующая в существе, даже когда оно бессознательно и не одушевлено.

Это основа, сама организующая себя. В форме сознание становится материальным объектом. Если сознание хочет освободиться, оно медленно эволюционирует из материи, проявляя себя как физическое, витальное, ментальное, психическое и супраментальное.

Сознание лежит в самой основе Универсума и само выбирает пути для проявления. Один путь – инволюционный – идет сверху вниз от высших духовных уровней к низшим. Другой путь – эволюционный – идет снизу вверх. Именно это движение сознания мы называем духовной эволюцией.

Сознание, особым образом ориентированное и сконцентрированное, делает личность преимущественно физической, витальной, ментальной либо духовной. На практике каждая реально живущая личность обладает не чистым, а смешанным сознанием, например, физически-витальным, витально-ментальным, витально-психическим, ментально-духовным и т.д.

Все эти положения чрезвычайно важны, но для дальнейшего исследования необходимо еще указать на неразрывную диалектическую связь между Сознанием, Духом и Универсумом и точно такую же связь между Сознанием, Душой и Личностью. Они не находятся в антагонистических отношениях, скорее, Личность есть форма проявления Души, некий ее прообраз, облаченный в физическое, витальное, ментальное, психическое.

Важно подчеркнуть, что в определенном смысле Личность и Душа растут и развиваются одновременно – рост Души определяет рост Личности, и наоборот. Личность есть продукт физической, витальной ментальной индивидуальности, Душа – продукт индивидуальности духовной.

При совместной творческой деятельности Души и Личности рождается ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, не подвластная смерти и ориентированная на бесконечное совершенствование. Именно в этом и заключается часть эволюционного Замысла, эволюционной программы.

Душа и Личность в одно и то же биографическое время пребывают на разных уровнях развития, используя весь колоссальный спектр возможностей воплощения и проявления. Иногда роль ведущего принадлежит Личности, иногда – Душе.

Природе этого движения свойственна неторопливость, избирательность и основательность, особая «вдумчивость», никогда не упускающая ничего из достигнутого и не пропускающая выше ничего незавершенного, используя при этом все возможности реализации.

Но при некоторых тщательно подготовленных условиях становится возможной предельно быстрая «взрывообразная» эволюция с проживанием в одном «биографическом» воплощении множества как условно прошлых, так и условно будущих жизней. Так подготавливается «особый отряд эволюции», призванный ускорять поступательное движение всего человечества как в его «земном», так и «небесном» воплощениях.

Теперь, ознакомившись с общей концепцией сознания, мы можем вернуться назад, к сознанию религиозному, предшествующему сознанию духовному.

Для более правильного понимания этого феномена необходимо наполнить уже известную триаду: религиозное чувство, религиозная идея, религиозное сознание – психологическим компонентом, имеющим самое прямое отношение к теории познания. Познание включает в себя ощущение, восприятие, интерпретацию, действие и далее – представление о мире, образ мира и картину мира.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – один из самых изученных и в то же время далеко не до конца расшифрованных феноменов. Основой его является субъективный жизненный опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего, и человека в первую очередь.

В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный.

Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.

На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него.

Существует множество способов достижения состояния сознания, присущего религиозному опыту, и как всякий опыт, он может быть прямым и опосредованным, причем для стороннего невовлеченного наблюдателя он не только неактуален, но и непостижим. Ядром религиозного сознания является религиозный культ, главным итогом – религиозная картина мира, религиозное мышление и религиозная практика.

Будучи крайне сложным онтологическим феноменом, религиозное сознание в своем предельном смысле есть Сознание Космическое, которое практически недоступно обычному человеку. Однако и все условные его уровни не менее сложны и не могут быть адекватно выражены в мыслях, словах, образе.

Привычка человеческого разума к разделению всего и вся существенно искажает реальную картину мира, делая ее так называемой «договорной реальностью», доступной для осмысления и действия в соответствии с «пунктами договора». Практически же не существует четко очерченных и изолированных друг от друга «уровней». «планов», «сфер», как не существует ничего полностью замкнутого или полностью открытого.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, религиозное сознание не только отражает некую объективную реальность, но и способно создавать свою собственную действительность, «дочернюю» по отношению к «материнской».

Религиозный опыт далеко не всегда есть следствие упорного, методичного, восходящего от простого к сложному обучения с целью воспитания в человеке особых качеств с использованием специфических психотехник и духовных практик.

Нередки случаи, когда далекий от религии и церкви человек неожиданно для себя получает опыт такой невероятной мощи и истинности, что свести его к психопатологии или некой «одержимости» не удается. Для таких случаев существует термин МИСТИКА, МИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, МИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Следует ли говорить, что христианская церковь относится к опыту подобного рода с неизменным недоверием и даже отрицанием? По мнению богословов, у «правильного» христианина, неуклонно следующего предначертанным путем и ведущего «правильную» же церковную и духовную жизнь (здесь эти два понятия трактуются как синонимы), никакой такой «мистики», ничего «этакого» быть не может и быть не должно.

Так ли это? Простого и однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку религиозное сознание – необычайно сложная структура, некая «переходная зона» полусвета – полутьмы, полузнания – полуневежества, полуистины – полузаблуждения. Оно есть только предтеча более объемного Универсального Духовного и Космического Сознания.

Доказать это положение достаточно легко. Для этого вернемся к понятию духовного опыта, который есть «субъективный жизненный опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего, и человека в первую очередь».

Не думаю, что отцы церкви согласились бы с таким определением, поскольку каждое из этих утверждений содержит в себе множество толкований и практически недоказуемо.

В основе христианского религиозного культа стоит грандиозная фигура Иисуса Христа – Сына Божьего и Сына Человеческого, Его жизнь, Его Слово и Его Истина. Истинно это или неистинно? Не то и не другое, потому что жизнь, сознание и их эволюция не содержат в себе столь жесткого разделения, о чем свидетельствует вся история религиозного и мистического опыта.

К тому же разве лишь одному религиозному опыту свойствен «опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего»?

А как быть с философией, искусством, многими научными прозрениями, опытом индо-азиатских учений и практик духовного постижения? Как быть с высоким одухотворенным разумом, который в ходе своего роста и развития НЕИЗБЕЖНО встречается с этой загадочной и таинственной Высшей Реальностью?

Христианская церковь уже в самом начале своего существования настоятельно советовала не путать «сердце» и «голову» христианства с его «телом», а сегодня настойчиво продвигает положение о том, что ее основные догматы не противоречат разуму и более того, привлечение разума в лоно церкви ныне только приветствуется на самых высоких уровнях церковной иерархии.

Итак, есть религия и человек религии, есть церковь и церковная паства, с великим трудом начинающая осознавать себя некой общностью, в которой индивидуальное Я должно быть если не растворено, то существенно трансформировано в МЫ.

Здесь мы встречаемся еще с одним видом сознания – СОЗНАНИЕМ МАССОВЫМ. Что это такое?

Прежде всего, это сознание значительной массы людей, объединенных по какому-то признаку: классу, слою, группе, тому или другому фактору национальной, религиозной или исторической общности.

Истоки массового сознания лежат в глубокой древности, в до-теоретическом миропонимании, основывающемся на сходном опыте однотипных человеческих структур.

Любой тип массового сознания возникает стихийно и одномоментно как результат стремления людей к упорядочиванию разнородного эмпирического материала и сведения всего его разнообраззия к простым и понятным моделям.

Обычно это – набор эмоционально-образных суждений о реальности и мироустройстве, о человеке и смысле его жизни, набор моделей поведения, реагирования на те или иные острые ситуации.

Не следует воспринимать массовое сознание как нечто стадное, примитивное и неуправляемое. Это и не классическое «подсознательное» З.Фрейда, и не «бессознательное» более поздних психологических школ.

Наиболее близко к пониманию этого сложного феномена подошла современная энергоинформационная концепция с ее понятиями «Эгрегоров» и «Планетарного Разума», с точки зрения которой религиозное сознание есть одно из важнейших составляющих массового сознания.

Очень хорошо эта взаимосвязь прослеживается при анализе Священных Книг, из которых для нас, жителей России, Европы и США главной является Библия, составленная из Книг Ветхого и Нового Завета. Обращает на себя внимание их разная информационная емкость: Ветхий Завет по этому параметру превышает Новый Завет в 3,5 раз… Уже одно это заставляет о многом задуматься…

Следующая особенность заключается в том, что Библию невозможно просто исследовать, анализировать, изучать – она требует ПРОЖИВАНИЯ каждого из ее разделов, глав, фраз и даже отдельных слов.

Речь идет даже не об информационной или ценностной составляющей Библии – здесь все намного тоньше, удивительнее и неуловимее… Наиболее точными и подходящими определениями здесь будут понятия КАСАНИЕ, ПРИСУТСТВИЕ, ПОГРУЖЕНИЕ, ОТКРОВЕНИЕ…

Прямое непосредственное восприятие Библии ни с чем не может быть сравнимо – ни с восприятием «умных» философских работ, ни с воздействием «просто» поэзии, живописи, музыки, ваяния, потому что все это присутствует в ней изначально.

ЯЗЫК БИБЛИИ… О нем нужно говорить отдельно, настолько он представляет собой нечто совершенно особое, упорно сопротивляющееся любому, даже самому бережному лингвистическому анализу. Может быть, потому, что за Словом Библии мы чувствуем дыхание вечности и оно само есть вечность…

И это не просто «эмоционально-образные суждения» хотя бы потому, что эти самые «эмоции» и «образы» настолько заряжены и насыщены жизнью, что сами являются уже НЕ СЛОВОМ, но ЖИЗНЬЮ.

Все на пределе, все доведено до предела и зачастую настолько выходит за любые пределы, что невозможно воспринимать сказанное просто разумом… Плачи, пророчества, песни, проповеди, притчи, откровения – и все сразу, все тут же, без долгого предварительного обдумывания и рефлексии…

Похоже, что тогда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО между Богом и Человеком не существовало такой огромной дистанции, какую мы ощущаем сегодня… Вопрошающий получал ответ почти немедленно, а Бог не считал для себя зазорным лично вести самые важные «уроки» с непосредственно вопрошающим или через избранных Им людей.

Он не уставал повторять многократно то, что считал нужным для человека, не оставляя ни попыток вернуть его на истинный путь, ни веры в возможность этого, и здесь главным является, пожалуй, не столько сам путь, сколько бесконечное терпение на этот путь Направляющего…

К этому времени практически исчерпала себя блистательная эпоха Древней Эллады с ее гениальными философами, учеными, историками, драматургами, поэтами, живописцами, скульпторами и музыкантами. Уже набирала свою мощь прагматическая реальная сила, воплотившаяся в духе Древнего Рима.

Постепенно уходили в прошлое Веды и Упанишады, на смену которым приходила высокая и отнюдь не чисто религиозная истина буддизма… Уже миновали времена друидов, уходили в свою Валгаллу потомки детей Асов во главе с Великим Одином… Уже сошли со сцены Лао-цзы и Конфуций, уже стали легендой Зороастр, Ормузд и Ариман и оставалось почти шестьсот лет до прихода к людям Аллаха и Его неистового пророка Магомета…

Таким был мир накануне заключения Нового Завета и рождения Иисуса. Заканчивалась эпоха магии и начиналась ЭПОХА ЧЕЛОВЕКА…

Источник

сознание религиозное

Полезное

Смотреть что такое «сознание религиозное» в других словарях:

СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — сознание, в котором доминирует идея сверхъестественного. Включает в себя в качестве составляющих религиозные представления и чувства … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Сознание — (ст.слав. – совесть) – высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание – это еще и способность человека к осмысленному… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Религиозное движение — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

Религиозное мировоззрение — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание, целью которого является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные… … Профессиональное образование. Словарь

СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — одна из форм общественного С., являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного (в данном случае эстетического) идеала. С. э. выступает… … Эстетика: Словарь

СОЗНАНИЕ — (моральное) одна из форм общественного С.» являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное С. и т. д.), отражением социального бытия людей, и в первую очередь производственных отношений. Нравственное С.… … Словарь по этике

СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ — отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различн. соц. групп, классов, наций, об ва в целом. Это не совокупность индивидуальных сознаний членов об ва, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней… … Российская социологическая энциклопедия

Новое религиозное сознание — религиозно философское, богоискательское (см. Богоискательство) течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Розанов, 3. Н. Гиппиус и др.) и стремившееся к обновлению христианства, культуры,… … Русская Философия. Энциклопедия

Религиозно-эстетическое сознание — двояко ориентированная духовная активность, заключающаяся в предрасположенности религиозного сознания к оперированию эстетическими критериями и во встречной готовности эстетического сознания руководствоваться ценностно нормативными ориентирами … Эстетика. Энциклопедический словарь

Источник

Религия

Что такое религиозное сознание. Смотреть фото Что такое религиозное сознание. Смотреть картинку Что такое религиозное сознание. Картинка про Что такое религиозное сознание. Фото Что такое религиозное сознание

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *