Что такое религиозный экстаз
Экстаз
Экста́з – (от греч. ἔκστασις (экстасис) — смещение) 1) духовный восторг, состояние чрезвычайной восторженности, исступления, восхищения человеческого духа, вызванное особым воздействием Божественной благодати; 2) состояние исступления, связанное с влиянием на сознание человека демонических сил; 3) разновидность аффективного состояния.
Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника. Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати.
Термин «экстаз» понимается как «изумление», «восхищение» или «удивление». Это удаление ума от окружающего мира и обращение его в сердце. При этом не приостанавливается действие психических и мыслительных способностей подвижника, но происходит сдерживание телесной деятельности (сна, еды и т. д.)». Такое состояние не имеет ничего общего с языческим экстазом, что необходимо иметь в виду при чтении житий святых, в которых находится множество описаний подобных состояний.
В святоотеческой традиции можно найти мнение, согласно которому есть две стадии экстаза: импульсивный, восторженный экстаз новоначальных и непрестанный экстаз совершенных. Последний есть созерцание Божественного света без собственно «экстатических» признаков.
С православной точки зрения экстазы, видения и откровения не являются чем-то самодостаточным самим по себе. Дабы не впасть в самообман духовной прелести, принципиально важно их содержание и то, как они совершаются.
Чем опасен демонический экстаз?
Экстаз, вызванный влиянием на человека злых духов, может иметь ряд внешних признаков, формально уподобляющих его тому состоянию, что испытывают Божьи угодники, вступая в личностное общение с Богом. Именно поэтому нередко бесовские обольщения ошибочно воспринимаются переживающими их как сверхъестественные озарения от Бога (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Между тем внутренние признаки демонического исступления принципиально отличны от внутренних признаков экстатического состояния, в котором пребывают под действием благодати Божьи угодники. Тогда как последнее сопровождается раскрытием внутренних сил человеческой души и устремлением их к Богу, первое, напротив, характеризуется подавлением личностных качеств, омрачением разума и воли, раздражительной и чувствительной сфер человеческой души.
Человеку, пребывающему в состоянии благодатного экстатического исступления, не свойственны страстные, греховные движения плоти и души, тогда как находящемуся под воздействием демонов свойственно возбуждение греховных движений. Ведь задача демонов в том и состоит, чтобы затмить в человеке лучшее и настроить его на дурной, угодный им лад.
Испытывая такое богопротивное состояние, человек часто бывает не в силах увидеть опасность; случается, что он увлекается состоянием возбуждения, эйфории. И тогда он ищет возможности испытать его снова и снова. Причём, это бывает даже и тогда, когда жертва бесовского наваждения понимает, что движется демоном.
Примером здесь могут служить представители всевозможных оккультных практик, ведьминых сходок, сатанинских обрядов. Так шаг за шагом человек утрачивает нравственный и духовный контроль, деградируя, превращаясь в орудие демонических сил. Кроме того, эти практики могут приводить к серьёзным психологическим и нервным расстройствам.
Если же речь идёт о случаях обмана, искусного подстраивания демонов под ангелов, почивших святых или Самого Бога, в результате на сторону демона может склониться даже и казавшийся стойким подвижник.
По наблюдениям Г. Бертрама, опубликовавшего в 1956 г. статью «Praeparatio Evangelica in der Septuaginta» («Предуготовление Евангелия в Септуагинте»), слово изумление, «экстаз» (Êξτασις) употребляется в греческой Библии (вместе с соответствующим глаголом) 89 раз, соответствуя при этом 30 различным еврейским корням.
Что такое религиозный экстаз
ЭКСТАЗ РЕЛИГИОЗНЫЙ (греч. e k s t a s i V – перемещение, восторг, исступление) – состояние аффекта, выражающееся в сильном эмоциональном возбуждении, религиозно мотивированное и приобретающее смысл только в контексте религиозной установки, особенно когда речь идет о мистическом экстазе. Характерным признаком экстатических состояний является резкое сокращение восприятий, ориентированных на привычный окружающий мир, и редукция обычных ощущений, напр., границ пространства, в к-ром находится собственное тело. На их месте появляются др. ощущения: чувство удаления от земли или ощущение пребывания в др. месте. В сообщениях об экстатических переживаниях часто говорится о путешествиях к чужим или непривычным местам, к богам, к духам или на небеса. Шаманы, к-рые черпают в состоянии силы и поучения для целительства, часто описывают это состояние как путешествие к духам, ответственным за здоровье людей. Аналогичные впечатления типичны для опыта мистического воссоединения, на пути к к-рому переживают различные стадии удаления от повседневного восприятия, причем описываются трудности преодоления впечатлений от внешнего мира, препятствующих концентрации. Др. характеристикой, связанной с переживанием ухода, путешествия души, является ощущение энтузиазма (греч. e n q e o V – то, в чем пребывает Бог). Это ощущение наполненное др. реальностью, отданности во власть некоторой высшей силе. Античный мир видел пример такого энтузиазма в образе Дельфийского оракула. Считалось, что, когда пифия возвещает «неистовыми устами», душа прорицательницы отделяется от ее тела, в к-ром в этот момент живет, дышит и говорит божество. Впоследствии христианская мистика сохранила представление об Э. р. как переживании наполненности высшей реальностью, превращения в орудие в руках божества, сопряженное с освобождением от собственной воли.
Философское религиоведение как бы отвлекается от этого.В этом случае философское религиоведение предстает как философская апологетика.
Оказал влияние на культурологию, сравнительное. религиоведение и мифологию. Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу.
Рефераты по религиоведению.
В своем историческом существовании философия религии являет некоторые устойчивые формы. Она всегда предстает либо как философское религиоведение, либо как философская теология.
Рефераты по религиоведению. АГНЕЦ (слав. ягненок).
. чтобы создать видимость историчности и подлинности тех положений своей канонической литературы, которые научное религиоведение объясняет наследием иных.
Хотя эти переживания обычно непродолжительны, существуют записи о таких переживаниях, которые длятся несколько дней или даже больше, и о повторяющихся переживаниях экстаза на протяжении всей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Контекст
Прилагательное «религиозный» означает, что переживание происходит в связи с религиозной деятельностью или интерпретируется в контексте религии. Журналист Марганита Ласки пишет в своем исследовании «Экстаз в религиозных и светских переживаниях», впервые опубликованном в 1961 году:
«Эпитеты очень часто применяются к мистическим переживаниям, в том числе к экстазам, без какого-либо ясного представления о проводимых различиях. Таким образом, мы находим переживаниям, которым даны такие названия, как природные, религиозные, эстетические, неоплатонические и т. Д. Переживания, где в В некоторых случаях название, кажется, происходит от спускового крючка, иногда от чрезмерного верования.
История
Древний
Современный
В агиографии (писаниях о христианских святых ) записано много случаев, когда святым даровали экстаз. Согласно Католической энциклопедии, религиозный экстаз (называемый «сверхъестественным экстазом») включает в себя два элемента: один, внутренний и невидимый, в котором разум приковывает свое внимание к религиозному предмету, и другой, материальный и видимый, в котором деятельность чувств приостанавливается, уменьшая воздействие внешних ощущений на субъекта и делая его или ее устойчивым к пробуждению. Свидетели явления Мариан часто описывают переживание этих элементов экстаза.
Современные традиции колдовства могут определять себя как «экстатические традиции» и фокусироваться на достижении экстатических состояний в своих ритуалах. Традиция Регенерационная и традиция Фери две современные экстатические примеры колдовства.
Гримуар
Экстаз в религиозных практиках мира
Экстаз в религиозных практиках мира
Непрочитанное сообщение Ёкай » Вс авг 05, 2018 2:11 pm
Экстатические культы сопровождают и являются неотъемлемой частью мировой религиозной истории. Среди древних экстатических культов можно указать на малоазийский по происхождению культ Аттиса и великой Матери богини Кибелы, который в конце III в. до н. э. приобрел государственный статус в Римской республике. С этим культом связаны самые жестокие формы одержимости (массовое самооскопление адептов). Мистерии сирийской богини Астарты, разворачивавшиеся весной в городе Иераполисе, отличались не меньшей силой религиозного экстаза. По силе экстатического состояния выделялся и культ Диониса-Сабазия, малоазийского бога, издревле отождествляемого с богом виноделия Дионисом. В эллинистическую эпоху он принимал крайние оргиастические формы. Древнегреческий писатель Еврипид так описал оргиастическую церемонию:
И в голос стали жены Вакха звать.
Все ликовало с ними – горы, звери;
От топота задвигалась земля…
Бегом едва спаслись мы от вакханок,
А то бы разорвали. Там стада
У нас паслись; так с голыми руками
На них менады бросились: корову
Мычащую с набрякшим выменем эти
Волочат; те рвут нетелей; там бок
Растерзанный; там пара ног передних
На землю брошена, и свесилось с ветвей
Сосновых мясо и сочится кровью.
[Еврипид, 1969, с.128–129].
Состояния людей, находящихся под действием религиозного экстаза, описал знаток восточных культов, философ-мистик Ямвлих (ок. 280 – 330 гг. н. э.): «Эти люди переменяют свою жизнь на божественную, или содействуют своей собственной жизнью богу… Впрочем они и не сознают самих себя ни так, как прежде, ни как бы то ни было иначе и вообще не обращают собственное сознание на самих себя… поскольку в это время не живут жизнью живого существа. Далее, одни, вонзая в себя вертела, ничего не чувствуют, а другие, ударяя топорами по спинам или рассекая кинжалами руки, ничего подобного не замечают… Таким образом оказывается, что иступленные не сознают самих себя и что они не живут ни человеческой жизнью, ни жизнью живого существа ни в ощущениях, ни в страсти (курсив мой – Л. А.), но взамен получают некую иную, более божественную жизнь, которой воодушевляются и которой совершенно одержимы… Оказываются многообразными и признаки тех, на кого нисходит вдохновение: движения тела и некоторых его частей… Влекомому богами совершено ясно видится нисходящий пронизывающий дух… их всецелая одержимость божеством, вслед за которой, уже позднее приходит экстаз… никакое божественное дело не может совершаться без участия некоего руководителя… – исполнителя священнодействия» [Ямвлих, 1995, с. 107, 108, 110].
Ямвлих дал четкую характеристику признаков религиозного экстаза, которые наблюдаются во всех последующих явлениях подобного рода: 1) совершенно исчезает собственные сознание и движения человека, находящегося в религиозном экстазе; 2) произнесение слов происходит не в согласии с мышлением говорящего (то есть наблюдается состояние глоссолалии, о котором будет сказано позже).
Особенно выделяет он роль музыкального ритма при достижении экстатического состояния: «…музыка является чем-то приводящим в движение и пробуждающим страсти, волнующим, и то, что звучание флейт возбуждает или исцеляет связанные с изменением страдания, и то, что музыка меняет состояние или расположение тела, и то, что одними мелодиями возбуждается вакхическое исступление, а другими приостанавливается» [Ямвлих, 1995, с.111–112].
Мировые религии – христианство и ислам с осторожностью подходили к практике и ритуалу религиозного экстаза. Христианству с давних пор, возможно, с эпохи еретических движений свойственно недоверие к действиям неконтролируемой массы людей. Введение в состояние религиозного экстаза таило опасность внезапных массовых вспышек насилия; возбуждали страх легкость, с которой с которой они распространяются, непредсказуемость и неудержимость опьяненной ритуалом массы. Все вероучительные элементы и практические формы организации католической церкви прямо и последовательно противостояли импульсивности и произвольным действиям, обладали ни с чем не сравнимыми длительностью и инерцией [Канетти, 1997, с. 171].
В католичестве можно указать, пожалуй, только на одно маргинальное движение, практиковавшее массовый экстаз – движение флагелланов, которое возникло в Италии в 1260 году. Массовые процессии полуголых, рыдающих, бичующих себя женщин и мужчин прошли по городам Европы, предрекая Конец Света. Хотя массовый экстаз флагелланов сочетался с элементами железной дисциплины, участники шествий не могли удержаться от бесчинств и преступлений – они избивали священников, учиняли еврейские погромы, разоряли богатых горожан. Один из лидеров флагелланов, Конрад Шмидт, объявил себя богом. В 1349 году взволнованный этими событиями Папа Римский Климент VI запретил движение флагелланов, объявив их еретиками [Эткинд, 1998, с. 13].
В исламе к проявлениям массового религиозного экстаза можно отнести практику самобичевания шиитов в память страданий пророка Хусейна.
Экстатические практики в российской религиозной жизни: история и современность
Сторонниками культов с ярко выраженными экстатическими ритуалами в российской истории XVII – XIX веков можно назвать хлыстов, скопцов, молокан-прыгунов, шолопутов, малеванцев. Наиболее древние из них возникли в середине XVII в. одновременно со старообрядчеством. Христоверы (самоназвание хлыстов) придавали главное значение не религиозному учению, а именно массовому экстатическому ритуалу. Предание свидетельствует, что основатель учения – костромской крестьянин Даниил Филиппович, которого его последователи считали воплощением Бога-отца Саваофа, посоветовал выбросить в Волгу как никонианские, так и старообрядческие книги. «Не книгам, а Святому Духу верьте», – сказал он [Торчинов, 1997, с. 356]. Путем к обретению св. Духа считались «радения» – массовые экстатические действа. Техника вхождения в экстаз предполагала длительный и изнурительный пост, а также многочасовые пляски, хождение по кругу, с подскакиваниями и коллективными выкриками: «Ой дух, ой Бог! Царь Бог, Царь Дух» [Русское… 1989, с. 571].
«В результате этих движений, продолжающихся до полного изнеможения и до истерических припадков, – писал историк русской культуры П. Милюков, – дух «накатывает» на весь «корабль» (религиозную общину – Л.А.). Пророк начинает тогда пророчествовать – сперва всему «кораблю» общую «судьбу», а потом частную судьбу каждому члену отдельно» [Милюков, 1994, с. 115 – 116]. В либеральную эпоху начала XIX века христоверие проникло и в высшие дворянские круги.
В 1908 году вышла книга Д. Коновалова «Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве». Опираясь на допросы и показания хлыстов, хранившиеся в православных Духовных консисториях, автор исследовал телесные или физические явления сектантского экстаза. Из речевых экстатических феноменов Коновалов описывал стоны, слышавшиеся на радениях, а также «приступы насильственных криков». Они часто раздавались на радениях Тамбовских хлыстов. На радениях можно было услышать и «нечленораздельные крики разными голосами», напоминающими голоса различных животных. По словам лидера хлыстов станицы Ханской (Кубанской области) Линникова при схождении св. Духа на радеющих, каждый из присутствующих начинает кричать, подражая крику различных животных и птиц [Коновалов, 1908, с. 35, 38 – 39].
Таким образом, и в Петербурге, и на Кубани, как ранее в Египте и Сирии состояние религиозного экстаза проявлялось в речевом поведении в форме глоссолалии [греч. γλοσσα – язык; λαλειν – говорить] – произнесения слов, лишенных смысла. В американской «Энциклопедии религий» глоссолалия определяется как практика «необычного речевого поведения, которое в многочисленных религиозных обществах постулируется как ритуально-религиозное» (См. Goodmann, 1972). Воронежские христоверы во второй половине XIX века (группа В. Мокшина) в состоянии религиозного экстаза кричали и говорили «на разных языках». Пророки и чудотворцы Тамбовских хлыстов заявляли, что в состоянии экстаза говорят на каких-то языках, которых они сами не понимают.
Во время «радений», наблюдались непроизвольные внешние движения. Например, притоптывания и судорожные сотрясения. Непроизвольные внешние движения нарастали сверху вниз (покачивание головой, подергивание плечами, движения рук, вырывание волос на голове, что отмечалось у Поволжских хлыстов). Они достигали кульминации в сложных формах перемещения человека в пространстве, таких как вращательно-круговые движения. Замечу, что адепты древнего культа Сабазия предавались именно такой исступленной вращательно-круговой пляске. Московские и Сибирские хлысты XVIII века также практиковали «круговерчение».
В некоторых христоверческих общинах на радениях, как у флагелланов или шиитов, происходило самобичевание (отсюда происходит другое название христоверов – «хлысты») [Русское. 1989, с. 570]. Московские хлысты XVIII века во время радений били себя по спинам поленьями и обухами [Коновалов, 1908, с. 71]. Все эти действия приводили к состоянию массового религиозного экстаза и ощущению собственной божественности, «христовства» [Торчинов, 1997, с. 356].
Основатели движения скопчества во второй половине XVIII века провозгласили, что женщина является средоточием греха и сделали непременным условием вступления в секту «новое крещение» – кастрацию неофита, сохранив при этом хлыстовскую практику радений [Торчинов, 1997, с. 357].
В 1830-х годах в молоканстве (протестантское по своей сути движение) возникло ответвление молокан-прыгунов, которое просуществовало вплоть до 1980-х годов. Молитвенные собрания включали обязательный элемент, когда участники после пророческих выступлений о приближении Конца света, буквально взвивались ввысь (отсюда название – прыгуны), чувствуя в себе «присутствие Святого Духа» [Русское… 1989, с. 608]. У Закавказских молокан-прыгунов пляска до изнеможения заканчивалась падением на землю.
Религиозный экстаз это тип измененное состояние сознания характеризуется значительно сниженным внешним осознанием и расширенным внутренним умственным и духовным осознанием, часто сопровождаемым видениями и эмоциональными (а иногда и физическими) эйфория.
Хотя опыт обычно невелик по времени, [1] есть записи о таких переживаниях, продолжающихся несколько дней или даже больше, и о повторяющихся переживаниях экстаза в течение жизни.
В суфизм, термин упоминается как Ваджад и опыт упоминается как джазба (джадба о джедба для Магриба) или мажзообият.
Содержание
Контекст
Прилагательное «религиозный» означает, что переживание происходит в связи с религиозной деятельностью или интерпретируется в контексте религии. Журналистка Марганита Ласки пишет в своем исследовании «Экстаз в религиозных и светских переживаниях», впервые опубликованном в 1961 году:
«Эпитеты очень часто применяются к мистическим переживаниям, в том числе к экстазам, без какого-либо четкого представления о проводимых различиях. Таким образом, мы находим переживаниям, которым даны такие названия, как природные, религиозные, эстетические, неоплатонические и т. Д. Переживания, где в в некоторых случаях название, кажется, происходит от спускового крючка, иногда от чрезмерного верования.
История
Древний
Йога предоставляет техники для достижения состояния экстаза, называемого самадхи. По словам практикующих, есть разные стадии экстаза, высшее существо Нирвикальпа Самадхи. Бхакти Йога особенно, делает акцент на экстазе как на одном из плодов своей практики.
в Дионисийские мистерии из древняя Греция, инициирует употребление интоксикантов, экстатический танец и музыка для устранения запретов и социальных ограничений.
Современное
Современные медитирующие переживания в Тайские лесные традиции, как и другие традиции Тхеравадана, демонстрирует, что это усилие и редкость необходимы только для того, чтобы полностью погрузиться в поглощение и не испытывать никаких других ощущений. Можно испытать абсорбции в менее интенсивном состоянии с гораздо меньшей практикой.
в монотеистическая традицияэкстази обычно ассоциируется с общение и единство с Бог. Однако такие переживания также могут быть личными мистическими переживаниями, не имеющими значения ни для кого, кроме человека, переживающего их. Немного харизматичные христиане практиковать экстатические состояния (такие как «бытие убит в духе») и интерпретировать их как дано Святой Дух. Огнехвостые Греция танцуют в состоянии экстаза на ежегодном Анастенария, когда они считают себя под влиянием Святой Константин. [2] [3] [4]
Исторически сложилось так, что большие группы людей испытывали религиозный экстаз в периоды Христианские возрождениядо такой степени, что вызывает споры о происхождении и природе этих переживаний. [5] [6] В ответ на утверждения о том, что все эмоциональные проявления религиозного экстаза были нападками дьявола на порядок и теологическую обоснованность, Джонатан Эдвардс опубликовал свой влиятельный Трактат о религиозных привязанностях. Здесь, утверждает он, религиозный экстаз мог исходить от вас самих, от дьявола или от Бога, и только наблюдая за плодом или изменениями во внутреннем мышлении и поведении, можно было определить, исходит ли религиозный экстаз от Бога. [7]
В агиография (сочинения о христианских святые) записано много случаев, когда святым дарован экстаз. Согласно Католическая энциклопедия [13] религиозный экстаз (называемый «сверхъестественным экстазом») включает в себя два элемента: один, внутренний и невидимый, в котором ум обращает внимание на религиозный предмет, и другой, материальный и видимый, в котором деятельность чувств приостанавливается, уменьшая воздействие внешних ощущений на испытуемого и устранение его или ее способности к пробуждению. Свидетели Мариан привидение часто описывают переживание этих элементов экстаза.
Современное Колдовство традиции могут определять себя как «экстатические традиции» и сосредотачиваться на достижении экстатических состояний в своих ритуалах. В Возрождение традиции и Фери Традиция два современных примера экстатического колдовства. [14] [15]