Что такое религиозный фанатизм

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое религиозный фанатизм. Смотреть фото Что такое религиозный фанатизм. Смотреть картинку Что такое религиозный фанатизм. Картинка про Что такое религиозный фанатизм. Фото Что такое религиозный фанатизм

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

Что такое религиозный фанатизм. Смотреть фото Что такое религиозный фанатизм. Смотреть картинку Что такое религиозный фанатизм. Картинка про Что такое религиозный фанатизм. Фото Что такое религиозный фанатизм

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Что такое религиозный фанатизм. Смотреть фото Что такое религиозный фанатизм. Смотреть картинку Что такое религиозный фанатизм. Картинка про Что такое религиозный фанатизм. Фото Что такое религиозный фанатизм

Ревность не по разуму

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Что такое религиозный фанатизм. Смотреть фото Что такое религиозный фанатизм. Смотреть картинку Что такое религиозный фанатизм. Картинка про Что такое религиозный фанатизм. Фото Что такое религиозный фанатизм

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Что такое религиозный фанатизм. Смотреть фото Что такое религиозный фанатизм. Смотреть картинку Что такое религиозный фанатизм. Картинка про Что такое религиозный фанатизм. Фото Что такое религиозный фанатизм

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Что такое религиозный фанатизм. Смотреть фото Что такое религиозный фанатизм. Смотреть картинку Что такое религиозный фанатизм. Картинка про Что такое религиозный фанатизм. Фото Что такое религиозный фанатизм

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Источник

Фанатизм (религиозный)

Фанати́зм — рев­ность не по разуму ( Рим. 10:2 ), в основе кото­рой — вера без любви и рас­суж­де­ния. В пат­ри­стике в этом смысле обычно упо­треб­ля­ется выра­же­ние рев­ность не по разуму, осно­ван­ное на словах Апо­стола Павла ( Рим.10:2 ).

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):
Слово «фана­тик» теперь стало упо­треб­ляться где и как попало. На самом деле, фана­тик – медиум ложной идеи, кото­рую он при­ни­мает без рас­суж­де­ния и оценки через раз­го­ря­чен­ное вооб­ра­же­ние и веру в самого себя. Фана­тизм – это при­тя­за­ние на особую нрав­ствен­ную эли­тар­ность и неже­ла­ние понять дру­гого.

Термин рели­ги­оз­ный фана­тизм, наряду с прямым смыс­лом, часто исполь­зу­ется:

Что такое фана­тизм? Кого можно назвать фана­ти­ком?

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Фана­ти­ками (лат. fanaticus – исступ­лен­ный; свя­зано с корнем fanum – капище) в древ­но­сти назы­вали слу­жи­те­лей язы­че­ских куль­тов, дей­ствия кото­рых часто сопро­вож­да­лись про­яв­ле­нием неистов­ства. В 3‑й книге Царств содер­жится рас­сказ, как жрецы Ваала отправ­ляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, кото­рый дан был им, и при­го­то­вили, и при­зы­вали имя Ваала от утра до полу­дня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И ска­кали они у жерт­вен­ника, кото­рый сде­лали. И стали они кри­чать гром­ким голо­сом, и кололи себя по своему обык­но­ве­нию ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ).

Святые отцы не при­ме­няли к хри­сти­а­нам этот термин, как гене­ти­че­ски чуждый нача­лам хри­сти­ан­ской веры и име­ю­щий опре­де­лен­ную семан­ти­че­скую обу­слов­лен­ность. Раз­лич­ным укло­не­ниям от здо­ро­вой хри­сти­ан­ской веры они всегда давали точные назва­ния. Часто в пат­ри­стике упо­треб­ля­ется выра­же­ние рев­ность не по разуму, нера­зум­ная рев­ность. «О всяком деле, если дела­ешь оное без раз­мыш­ле­ния и иссле­до­ва­ния, знай, что оно суетно, хотя и бла­го­при­лично, потому что Бог вме­няет правду по рас­су­ди­тель­но­сти, а не по дей­ство­ва­нию нерас­су­ди­тель­ному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. Слово 89. О вреде нера­зум­ной рев­но­сти, при­кры­ва­ю­щейся личи­ною рев­но­сти Боже­ствен­ной, и о помощи, какая бывает от кро­то­сти и других нрав­ствен­ных качеств).

При­чины рев­но­сти не по разуму бывают разные: гор­дость, тще­сла­вие, само­мне­ние. Особо опасно такое нера­зум­ное рвение, когда ее питает демон­ская лесть: «Так, иного научает он жестоко изну­рять тело свое постом, биче­ва­нием, спа­нием на голой земле и дру­гими подоб­ными озлоб­ле­ни­ями плоти для того, чтобы он или впал в гор­дыню, воз­меч­тав, что вели­кие совер­шает дела» (Преп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Гл. 44).

Святые отцы пишут также о раз­ру­ши­тель­ных послед­ствиях подоб­ных укло­не­ний от здо­ро­вой хри­сти­ан­ской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир при­но­сит. И рев­ность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем состра­да­тельна, даже и к тем, кои нару­шают правду. Посему ура­зу­ме­ете, что раз­жи­гав­шая вас лютость рети­вая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и рас­па­лил его так неесте­ственно…» (Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Письма к разным лицам о пред­ме­тах веры).

Слово фана­тизм стало активно при­ме­няться с XIX века людьми неве­ру­ю­щими и либе­рально настро­ен­ными хри­сти­а­нами, отпав­шими от мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции, против тех, чья рели­ги­оз­ность не огра­ни­чи­ва­ется холод­ным испол­не­нием обря­дов. В 20 веке в ате­и­сти­че­ском лек­си­коне оно стало одно из самых упо­тре­би­тель­ных поня­тий. Неопре­де­лен­ное и рас­плыв­ча­тое по смыслу, оно ока­за­лось очень удоб­ным в эпоху мас­со­вого неве­рия для осуж­де­ния всякой рели­ги­оз­ной актив­но­сти, не укла­ды­ва­ю­щейся в рамки при­выч­ного созна­ния. Стоит чело­веку, кото­рый три-четыре раза в год захо­дит в храм (полу­чить кре­щен­скую воду, освя­тить кулич и поста­вить свечку, когда на работе непри­ят­ность), начать посе­щать цер­ковь каждый месяц, зна­ко­мые начи­нают гово­рить, что он стал фана­ти­ком…

Свя­щен­ное Писа­ние научает нас с вели­кой ответ­ствен­но­стью отно­сится к слову. «Не оди­на­ко­вое слово ска­жешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближ­него твоего. Потому и ска­зано: слово ваше да бывает всегда во бла­го­дати, солию рас­тво­рено ( Кол. 4:6 ) (Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский. Моя жизнь во Христе).

Рели­ги­оз­ный фана­тизм

игумен Игна­тий (Душеин)

Рели­ги­оз­ный фана­тизм. Еще недавно это поня­тие ассо­ци­и­ро­ва­лось лишь со школь­ным курсом исто­рии времен СССР. Но что-то изме­ни­лось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь сло­вами “экс­тре­мизм”, “фана­тизм”, “фун­да­мен­та­лизм” пест­рят все газеты, а каждый второй поли­тик гово­рит о “тер­пи­мо­сти” и “толе­рант­но­сти”.

Однако очень часто одни и те же поня­тия для разных людей могут озна­чать совсем разные вещи. Что же такое рели­ги­оз­ный фана­тизм?

Для нере­ли­ги­оз­ного чело­века про­яв­ле­нием рели­ги­оз­ного фана­тизма может казаться любое про­яв­ле­ние рели­ги­оз­но­сти вообще. Пошел в Цер­ковь и стал соблю­дать посты – фана­тик; гово­рит о том, что аборты – грех – экс­тре­мист; ну а если помя­нул добрым словом Цар­скую Россию – то просто вели­ко­дер­жав­ный шови­нист.

Таким обра­зом, для людей нецер­ков­ных поня­тия “веру­ю­щий” и “фана­тик” прак­ти­че­ски тож­де­ственны. Напро­тив, для пра­во­слав­ного чело­века обви­не­ние в фана­тизме звучит по мень­шей мере оскор­би­тельно.

Что озна­чает само слово “фана­тизм”? “Фана­ти­кос” – с латин­ского пере­во­дится как “исступ­лен­ный”. Вос­пи­тан­ные на запад­ных филь­мах совре­мен­ные рос­си­яне именно такими и пред­став­ляют веру­ю­щих – нетер­пи­мыми, исступ­лен­ными, запо­стив­ши­мися, с горя­щими от нездо­ро­вого экс­таза гла­зами.

Однако подоб­ное состо­я­ние с точки зрения пра­во­слав­ной аске­тики может оце­ни­ваться только отри­ца­тельно. Пра­во­сла­вие – вообще рели­гия трез­во­сти. Трез­во­сти духов­ной. Оно не зовет чело­века к воз­вы­шен­ным духов­ным состо­я­ниям, не при­гла­шает взле­тать с помо­щью вооб­ра­же­ния или эмоций в заоб­лач­ные дали для обще­ния с ангель­скими чинами и ликами святых угод­ни­ков. Напро­тив, от таких “поле­тов” оно кате­го­ри­че­ски предо­сте­ре­гает.

Пра­во­сла­вие всего лишь пред­ла­гает чело­веку трезво, без розо­вых очков взгля­нуть на себя. При­смот­реться вни­ма­тельно к тому, что внутри, в сердце. Уви­деть то, что там реально про­ис­хо­дит.

Фана­тизм совер­шенно чужд, про­ти­во­есте­стве­нен нор­маль­ной пра­во­слав­ной духов­но­сти. В Пра­во­сла­вии есть поня­тие о “рев­но­сти по Боге”. Пример людей, про­лив­ших свою кровь за веру – муче­ни­ков – всегда был и оста­ется славой и похва­лой Церкви. Не есть ли это про­яв­ле­ния фана­тизма?

Ведь во всех наро­дах и во все вре­мена про­слав­ля­лись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближ­него. Да и вообще, если у чело­века в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это озна­чает лишь то, что он еще не воз­вы­сился над уров­нем только живот­ного состо­я­ния.

Для хри­сти­а­нина непри­ем­лема сама мысль о наси­лии над чужой сво­бо­дой. Это орга­ни­че­ски выте­кает из хри­сти­ан­ского учения о Боге: Бог Сам по отно­ше­нию к людям не допус­кает со Своей сто­роны ника­кого наси­лия. Хри­сти­а­нин будет защи­щать свою сво­боду, в том числе и с ору­жием, но он нико­гда не будет пося­гать на сво­боду дру­гого. Фана­тизм же как раз и стре­мится путем наси­лия утвер­дить во всем мире свои “истины” 1.

Фана­тизм рав­но­ду­шен к духов­ному совер­шен­ство­ва­нию чело­века, его цели нахо­дятся в этом, “земном” изме­ре­нии. Совсем не то в Пра­во­сла­вии. Духов­ная жизнь пра­во­слав­ного чело­века вся направ­лена внутрь себя. Хри­сти­а­нин все свои про­блемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глу­бине сер­деч­ной, под зава­лами грехов и стра­стей скрыто то сокро­вище – Цар­ство Божие – ценнее кото­рого нет ничего в мире. В этом глав­ное отли­чие “рели­ги­оз­ного рвения”, “духов­ной рев­но­сти” от фана­тизма.

Это не озна­чает, что все про­ис­хо­дя­щее вокруг абсо­лютно не бес­по­коит пра­во­слав­ных. Просто глав­ный фронт борьбы за спа­се­ние души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апо­стол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” 3. А духи злобы не угро­жают нам авто­ма­тами или “поя­сами шахи­дов”, они вры­ва­ются в наши сердца вместе с гневом, нена­ви­стью, гор­до­стью, похо­тью, алч­но­стью, дру­гими стра­стями.

Там, где теря­ется пра­виль­ный вектор духов­ной брани, и начи­на­ется борьба не с духами злобы, не с соб­ствен­ными стра­стями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и воз­можно воз­ник­но­ве­ние рели­ги­оз­ного фана­тизма.

Воз­можны ли такие явле­ния в Хри­сти­ан­стве? При нор­маль­ной духов­ной жизни – нет. При ее иска­же­нии – да. Именно поэтому исто­ри­че­ские при­меры рели­ги­оз­ного фана­тизма мы нахо­дим не только в иных рели­гиях, но и во многих хри­сти­ан­ских сооб­ще­ствах, отпав­ших от пол­ноты Пра­во­слав­ной Церкви.

Ислам, заро­див­шись в Аравии, огнем и мечем поко­рил пол мира. Като­ли­цизм пытался утвер­дить свое гос­под­ство с помо­щью кре­сто­вых похо­дов. Про­те­станты, коло­ни­зи­руя Аме­рику, осу­ществ­ляли гено­цид тузем­ного насе­ле­ния. Раз­лич­ные секты часто устра­и­вали кро­ва­вые рас­правы над теми, кто не спешил искать спа­се­ния души у их лиде­ров 4.

Когда хотят обви­нить пра­во­слав­ных в фана­тизме, то обычно вспо­ми­нают ста­ро­об­ряд­че­ский раскол XVII-го века. Дей­стви­тельно, тра­ги­че­ские собы­тия, свя­зан­ные с рас­ко­лом, про­изо­шли не без вины высших иерар­хов. Но можно ли рас­смат­ри­вать ста­ро­об­ряд­че­ский раскол как явле­ние орга­ни­че­ски харак­тер­ное для Пра­во­сла­вия? Скорее наобо­рот. Отсут­ствие эле­мен­тар­ного духов­ного обра­зо­ва­ния у народа, излиш­нее обря­до­ве­рие, при­стра­стие к мерт­вой букве и к пре­да­ниям чело­ве­че­ским – все это иска­же­ния, а не нор­маль­ное состо­я­ние Церкви. А ведь именно это послу­жило при­чи­ной рас­кола. Репрес­сии против ста­ро­об­ряд­цев осу­ществ­ляло пра­ви­тель­ство, а не Цер­ковь. Доста­точно вспом­нить, что про­то­попа Авва­кума каз­нили тогда, когда сам пат­ри­арх Никон уже был низ­ло­жен и сослан. Пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ства было вопро­сом акту­аль­ным для госу­дар­ства, и именно под его дав­ле­нием цер­ков­ная иерар­хия их оправ­ды­вала. Цер­ков­ные же пре­ще­ния на рас­коль­ни­ков были нало­жены не Рос­сий­скими епи­ско­пами, а Восточ­ными Пат­ри­ар­хами.

Как уже было ска­зано, фана­тизм для Пра­во­сла­вия не харак­те­рен вообще. Он воз­ни­кает в резуль­тате непра­виль­ной духов­ной жизни. В сектах же, где о пра­виль­ной духов­ной жизни не может быть и речи, для фана­тизма самая пита­тель­ная среда. Не ушли еще из памяти газо­вые атаки адеп­тов “АУМ Син­рике”, воин­ствен­ные при­зывы “Белых бра­тьев”, регу­лярно появ­ля­ются в прессе сооб­ще­ния о пре­ступ­ле­ниях сата­ни­стов.

Только пра­виль­ные духов­ные ори­ен­тиры, пра­виль­ная духов­ная жизнь, могут убе­речь чело­века от фана­тизма. И Пра­во­слав­ная Цер­ковь пред­ла­гает сред­ства, спо­соб­ные убе­речь обще­ство от опас­но­сти эска­ла­ции рели­ги­оз­ного экс­тре­мизма.

“Вы – соль земли 6”, – сказал Гос­подь апо­сто­лам, пер­во­на­чально состав­ляв­шим Цер­ковь. Цер­ковь – соль земли. Что такое соль? Первый из извест­ных людям кон­сер­ван­тов. То, что пре­пят­ствует гни­е­нию. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явствен­нее запах тления. Без Церкви мир про­тух­нет, рас­тлится в своих без­за­ко­ниях. Одно из след­ствий духов­ного гни­е­ния – фана­тизм, и только Цер­ковь может без ОМОНа и Спец­наза про­ти­во­сто­ять ему.

Источник

Психология религиозного фанатика

В то же время, без той или иной системы верований и убеждений (не исключая и атеистических) человек оказывается в этой жизни как путник без компаса в непроходимом лесу, полном опасностей, когда непонятно даже в каком направлении двигаться и за что ухватиться.

Абсурдно-то абсурдно, но для некоторых это не очевидно.
Так человек становится религиозным фанатиком.

Опишем основные черты религиозного фанатика.

Фанатикам неуютно и тревожно, если рядом с ним находятся люди, верящие во что-то отличное от его веры. И самоуспокоения ради, для собственного же комфорта, фанатики начинают навязчивую миссионерскую деятельность по «обращению заблудшего ко свету Истины».

То что эта «истина» является таковой только для фанатиков, их обычно не смущает, так как они ощущают себя носителем «абсолютной истины», обязанными донести ее до каждого.
Внимание фанатиков постоянно обращено на окружающих. Вместо того, чтобы работать над собственной душой, они мнят себя спасателями заблудших и учителями невежественных. Они постоянно делают замечания окружающим, тычут их носом, читают мораль и требует от них, чтобы они выполняли предписания их религии. Они попросту не понимают, что другим их религия может быть просто безразлична. Неудивительно, что со стороны иноверцев фанатики нередко получают закономерный отпор, их попросту ставят на место, прося «не лезть со своим уставом в чужой монастырь».

В ответ на отпор иноверца, фанатики еще больше убеждаются в его «бедственном» состоянии, заявляя, что он [якобы] одержим злыми духами, раз не хочет слышать «слово истины». Подобное «несчастье» приводит к тому, что фанатики начинают даже молиться своему богу за несчастного иноверца как за «болящего», засовывать в его вещи свою религиозную атрибутику (например, кресты, иконы, молитвы на бумаге), разбрызгивать в его жилище или тайком подливать в его пищу святую воду, и т.д.

Фанатики очень боятся колдовства. Им может постоянно мерещиться, что другие хотят навести на них порчу или наслать злых духов. Этот страх заставляет их еще больше молиться, хотя во многих случаях количество ежедневного времени, посвященного посещению храма и домашним молитвам, уже и так превышает все возможные пределы. Некоторые, наиболее «набожные», считают своей обязанностью посещать храм каждый день.

Человек иной религии вызывает у фанатика настороженность, которая, ища разрядки, может вылиться:
— либо в разрыв контакта («нам с вами общаться запрещено»);
— либо в начало проповедей для обращения «заблудшего» иноверца.
Третьего варианта для фанатика не дано. Он просто не способен на конструктивный диалог с представителем иной религии.

В общении фанатик использует множество недопустимых приемов спора, среди которых:

б) отсылка к «богодухновенному писанию»и авторитету бога.
Фанатик как правило сам уверен в богодухновенности этого писания, он просто не в курсе об истории написания «священной книги» множеством разных людей и о том что она писалась и заимствовалась из различных мифологий других народов, порой очень сильно искажая первоисточники.

в) переход на обсуждение личности собеседника.
Сюда входят унижения, оскорбления, в частности происходит обвинение собеседника в глупости, неспособности понять написанное, неспособности понять то, что ему объясняют. Он относится к собеседнику как к «заблудшей овце», у которой неправильное мировоззрение и которую срочно нужно «спасти, привести к Истинной вере». Возможны также обвинения в ненормальности или «одержимости бесами», которые-де и мешают понимать объяснения.

г) самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности.
Говорится, что «мы знаем Истину», «сам бог открыл нам», «наша вера это Истина», «только мы знаем как правильно».

е) псевдо-тождества,
такие как «Наша вера = добро, свет, бог, Истина».

Почему человек становится религиозным фанатиком?

Начиная исповедовать какую-то религию, такой человек, хотя еще сам является неофитом, сразу же начинает учить других. Этим самым, он самоутверждается в своих собственных глазах, тем самым компенсируя неуверенность в себе. Уча других, он ставит себя выше других и тем самым стремится поднять свою самооценку.

Немаловажную роль играет так же и его принадлежность к религиозной общине. Теперь он чувствует себя ее частью, и, будучи неуверенным в себе самом, переносит всё свое доверие на общину, растворяясь в ней и становясь «ретранслятором» ее идей.

У такого человека, на самом деле, еще больше подрывается вера в себя. Вместо того, чтобы верить в себя, он всё свое доверие отдает общине. И, закономерным образом, чувствует себя безопасно только среди своих единомышленников. Он как бы целиком и полностью растворяется в своей религиозной группе (с этим растворением связано и отсутствие критичности к получаемой информации) и отказывается формироваться как отдельная личность. В этом смысле, можно говорить даже о психическом регрессе (упрощении) психики такого человека.

Вырванный из своей религиозной группы, находясь лицом к лицу с уверенным в себе и здраво рассуждающим представителем другой религии, который нередко еще пытается логически показать несостоятельность тезисов его веры, такой человек испытывает панический страх и его собственная психика выдает защитную реакцию, немедленно включая «ретранслятор» ценностей группы и отключая собственное, и без того слабое, мышление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *