Что такое религиозный отряд
Религиозные организации: виды, формы, характеристики, особенности
Содержание:
Особенности религиозных объединений заключаются в том, что каждый человек имеет право вступить в любую организацию, если она является законной. В Российской Федерации, по данным статистики, верующих людей более 65%. Они относятся к разным конфессиям. С развитием иммиграции численность армянских, мусульманских мечетей увеличилась. Все граждане страны могут стать членами любого общества.
Что такое религиозное объединение — религия и религиозные организации кратко
Религиозные организации – это структурированные объединения граждан, исповедующих одинаковую религию. Религиозные группы, примеры которых встречаются в каждом государстве, бывают двух видов:
Независимо от того, какие религиозные организации существуют в стране, все они подчиняются единым законам. Объединение, которое пропагандирует любой вид насилия, противоправные действия, не имеет права на ведение деятельности в Российской Федерации. Рассмотрим, чем отличается религиозная группа от религиозной организации:
Формы религиозных объединений – права групп
В России существует несколько форм организаций, проповедующих различные религии. Все они обладают определенными правами:
Основные виды религиозных организаций
Наиболее распространенные виды религиозных объединений можно сгруппировать в четыре категории:
Понятие и виды религиозных объединений различаются в разных странах. Яркий пример – африканские племена, которые по сей день живут по своим собственным традициям, чтят своих Богов, поклоняются идолам. Перед каждым обрядом требуется длительная подготовка, на которую уходит иногда по несколько дней.
Религиозные объединения в РФ – примеры
На территории Российской Федерации культовые сооружения и здания принадлежат разнообразным религиозным организациям. Всего они владеют 230 объектами. Речь идет о построенных зданиях и тех, что находятся в процессе строительства. По данным статистики, всего в стране религиозных групп и организаций более 270. Наиболее известной является Московское Патриархальное формирование. Ему принадлежит 130 групп, среди которых:
Также есть и другие конфессии и объединения. В современной России идет активный рост численности религиозных групп. Появляется нечто новое, расширяются существующие организации. Из крупных групп можно выделить:
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе
Что такое религиозный обряд?
Однако обряды не ограничены только местностью или же наличием церкви поблизости. Это душевная вера человека. По сути, любые действия, помогающие человеку установить связь с тем, во что он верит — считаются обрядом. Разница лишь в масштабах. В зависимости от того сколько человек верят в одно и выполняют единые действия — определяется насколько крепка связь обряда с историей и народностью.
То, насколько далеко уходят истоки ритуалов в прошлое.
Обряд «Элен Вӧсь» — моление удмуртов за мир во всем мире, здоровье, благополучие людей. Республика Башкортостан, деревня Алтаево
Когда появились обряды?
Существует много споров о появлении первых обрядов. Однако, их связь с мифами — несомненная истина. Миф — это древнее сказание, которое объясняло непонятные или же пугающие явления через вымышленные образы, близкие людям древних времен.
Что же из них первично? Если миф — объяснение, то обряд — его изображение? Или же, напротив, миф — пояснение к «отыгрышу» обрядов?
Эти вопросы оставались нерешенными вплоть до конца XIX века. Лишь тогда представители мифологической и эволюционистской точки зрения признали верховенство обряда над мифом.
Этой концепции придерживался и ученый фольклорист, антрополог и автор 12-томного труда «Золотая ветвь» — Дж. Фрейзер.
В этом сборнике он тщательно отобрал, проанализировал и систематизировал всю информацию о проявлении верований с древнейших времен.
Он признавал три точки человеческого мировоззрения: магия, религия и наука. Все три связаны между собой и являются продолжением друг друга. Все три характеризовались индивидуальными, специфичными обрядами. От магического призвания плодородия на землю до религиозного принесения жертв божествам — покровителям.
Виды обрядов
После перехода народов к какой-либо вере — языческие ритуалы уступили место религиозным обрядам. Они делились на церковные и государственно-политические. К тому же в крестьянской среде отмечалось продолжение соблюдения бытовых обрядов, которые стали частью традиции.
Поминки на кладбище в Радуницу. Удмурты. Тулыс кисьтон.
Место — Глазовский уезд Вятской губернии, не позднее 1909 г. Автор — Щенников К.В.
https://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/978..
© МАЭ РАН
Бытовые обряды также делились на группы по выполняемой функции: производственные и семейные.
Производственные обряды — связаны с земледелием, скотоводством, рыбалкой, охотой, хозяйственными работами в целом. А семейные — с жизненным циклом представителей одной семьи.
Сохранение старых традиций и перенимание обрядов у язычников — не принималось церковью. Поэтому зачастую во многие моменты истории России — например, при начале правления Романовых или же в дореволюционной империи — сохранялось двоеверие и борьба за вероисповедание.
Например, крупнейший православный просветитель XVII века, чудотворец, впоследствии причисленный к лику святых — Тихон Задонский был ярым противником язычества. Он строго осуждал празднования в честь языческого бога солнца Ярилы в Воронеже.
Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?
Однако у языческих ритуалов, помимо безобидных праздников восхваления божеств, существует и более тёмная предыстория.
Кровавый след, который религиозные ритуалы оставили в истории — человеческие жертвы
Человеческое жертвоприношение — один из видов религиозного обряда, в котором высшим силам приносилась и высшая ценность на земле — человеческая жизнь. Подобные жертвоприношения использовались с целью получения какой-либо благодати от божества: искупление всех грехов, победу на войне или же спасение от засухи и прочих природных катастроф.
Брамер. «Жертвоприношение Ифигении»
Именно потребность в спасении от засухи у племен древних землевладельцев то, из-за чего и появился феномен жертвоприношений. Самое древнее человеческое жертвоприношение было зарегистрировано у примитивных племен землевладельцев на территории современной юго-восточной Турции. В эпоху неолита в жертву богам приносился царь-жрец.
Массовый характер был у человеческих жертвоприношений племен майя и ацтеков. Они были частью календарных обрядов, т.к их смысл сводился к призванию плодородия перед началом сева. Для этого был приурочен ежегодный праздник маиса, на котором тысячи людей убивали в храмах Владыки Жатвы — в жертву главному богу плодородия Юм-Каашу.
В Индии человеческие жертвоприношения продолжались вплоть до XIX века. Особенно ярко это выражалось у последователей богини Кали — самой яростной богине демонов, чей гнев был ужасающим. Поэтому, чтобы умилостивить кровожадную богиню, ежегодно на праздник в её честь в храме обезглавливали сотни людей. Все жертвы были принесены с согласия князя и в интересах государства.
В Риме гладиаторские бои изначально носили религиозный характер и служили особым подношением богу войны — Марсу
У славян князья приносили жертвы, когда начинали править или же совершали успешный поход — в благодарность за помощь богов в деле. Однако существовали и календарные жертвоприношения главному богу войны победы у западных славян и плодородия — у восточных — Святовиту. Ежегодно в его честь приносили того человека, на которого укажет жребий — в знак особого уважения к божеству.
Обряды славян
Жизнь всех древних народов была тесно связана с обрядами, которые составляли жизненный цикл человека. Славяне не исключение. Так, у них был обряд инициации — переход мальчиков к обучению мужским занятиям. Практически, конец его детства под опекой матери. Для этого в три года мальчикам состригали волосы и приносили пряди в жертву богам.
В возрасте 9-11 лет мальчиков подвергали последним обрядам инициации для того, чтобы они окончательно могли считаться взрослыми.
Их увозили в лес, где они должны были выжить в потайных избушках. Мальчик символично умирал в лесу, а из леса выходил уже юноша.
Некоторые свадебные обряды славян дошли до наших дней в видоизмененной форме. Так, обряд «умыкания» невесты — со временем превратился в обряд «договора» сватов с семьей невесты. Однако, многие обряды сохранялись в таком же виде: пир на весь мир, пляски и пожелания богатства и большой семьи. Похоронные обряды стали следствием веры славян в загробную жизнь. Умершего сжигали на костре и его душа вместе с дымом отходила в «иной мир». Его прах собирали в горшок и ставили в деревянных избах. А после устраивали воинское конное состязание в его честь — тризну.
Смерть — не потеря, а переход — душа продолжает жить. Поэтому похороны обычно заканчивались весельем
Основные обряды в исламе
В исламе существует множество обрядов. Причиной такого количества стало различное толкование Корана. Однако существует три основных обряда, которые являются обязанностью всех верующих.
Основные обряды в иудаизме
Основные обряды в христианстве
Религиозные обряды в современном мире
Даже в XXI веке религиозные обряды остаются неотделимой частью современности. Они тесно связаны с жизненным циклом человека: рождением, венчанием и смертью. Гораздо реже, но встречаются и календарные обряды. Они существуют преимущественно в сельских местностях, и необходимы для контроля сбора урожая или же наоборот начала сева.
Марийский национальный праздник Семык в Удмуртской Республике. Наши дни
В отличие, от темных времен, когда многие государства мира в разные периоды боролись с иными проявлениями веры и устраивали на основе этого конфликта войны, в современности большинство стран ведет политику свободного вероисповедания. Они поддерживают любую веру или же атеизм своих граждан. Создаются условия для исполнения религиозных обрядов, если не всех, то большинства народностей, проживающих на территории страны.
То, что казалось невозможным нашим предкам — сейчас закреплено на конституционном уровне. Вера, которая стала объединять. Свобода души, которая стала законом. Религиозные обряды, которые стали неприкосновенным правом каждого.
Научная электронная библиотека
2.4. Религиозные объединения
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками [18].
Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией [14].
Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском по-
селении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Взаимосвязь государства и религиозных объединений сводится к тому, что по отношению к религиозным объединениям:
– государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
– государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
– государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;
– государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;
– деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;
– органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.
Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.
Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:
– нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
– действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– создание вооруженных формирований;
– пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
– принуждение к разрушению семьи;
– посягательство на личность, права и свободы граждан;
– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;
– воспрепятствование получению обязательного образования;
– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.
Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.
Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.
Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.
Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.
Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.
В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.
Государство ограничивает деятельность религиозных или отдельных лиц в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакет о гражданских и политичес-
ких правах.
Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения занимаются благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.
В современной России формирование гражданского общества может стать реальным гарантом демократического характера происходящей в стране глобальной социальной трансформации всех сфер общественной жизни, участниками которой являются в том числе и религиозные объединения, ищущие свое место в системе институтов гражданского общества.
Правовая модель правоотношений государства и религиозных объединений в различный исторический период России определялась правовым статусом религиозных объединений. В истории формирования и развития религиозных объединений в России можно выделить пять этапов:
1) от начала христианства на Руси до утверждения московского единодержавия в XVI веке;
2) от начала московского единодержавия до Петра Великого;
3) от Петра Великого (или утверждения Святейшего Синода) до Октябрьской революции 1917 года;
4) советский период;
5) постсоветский период.
Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,
Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:
1) в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;
2) в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется божественным непререкаемым авторитетом;
3) в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;
4) в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).
При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам. Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения – это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.
Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общество.
Законодательство определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования, а также фактически разрешительный порядок государственной регистрации.
Следует отметить, что важным шагом в совершенствовании законодательства о религиозных объединениях могло бы стать исключение из преамбулы Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» фразы «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Требует уточнения целый ряд норм необоснованно ограничивающих права религиозных объединений. В частности, предусмотренный в законе пятнадцатилетний временной ценз, как необходимое условие создания религиозной организации, является, по нашему мнению, навязыванием религиозным общинам членства в централизованных религиозных организациях (догматика которых может и не совпадать), что противоречит принципу свободы совести, предполагающему добровольность участия каждого в религиозных объединениях. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 9 и пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Одной из проблем, требующей правового регулирования в соответствии с нормами международного права, является проблема «иностранного источника» в религиозном объединении (учредителей религиозной организации). По данному вопросу сформулирована позиция Европейского суда по правам человека не совпадающая с нормами законодательства о религиозных объединениях. Закон устанавливает различное отношение государства к российским и иностранным гражданам, с точки зрения их способности публично осуществлять право на свободу совести посредством участия в деятельности религиозных объединений. Между тем, согласно Конституции Российской Федерации свобода вероисповедания, включающая «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию», гарантируется каждому.
Другой вопрос, заслуживающий внимания законодателя, касается уточнения понятия «централизованная религиозная организация». Централизованные и местные религиозные организации являются разновидностями религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц (статья 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом правовое положение централизованных религиозных организаций неопределенно: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» называет их собственно религиозными организациями, которые опять же состоят из религиозных организаций. Это не соответствует положению, сформулированному в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозной организацией является «объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации». Соответственно централизованные религиозные организации не могут признаваться разновидностью религиозных организаций.
Необходимо отметить, что установление преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности (не вытекающих из их существа как института гражданского общества) может привести к злоупотреблению организационно-правовой формой религиозного объединения, и как следствие, к девальвации ценности религиозной идеологии и формированию негативного отношения к религиозным объединениям как к институту гражданского общества. В связи с этим необходимо откорректировать некоторые льготы религиозным организациям в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. При этом следует исключить распространение налоговых льгот на предпринимательскую деятельность последних. В частности, предлагается пересмотреть соответствующие положения части 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», отменив освобождение предприятий религиозных организаций от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы; освободить от налога на имущество организаций не все имущество религиозных организаций, а только непосредственно используемое в религиозных целях не связанного с извлечением прибыли; нормативно определить понятие «религиозная деятельность» в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость.