Что такое религия что такое наука
религия и наука
Полезное
Смотреть что такое «религия и наука» в других словарях:
Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия
Религия и общество — Содержание 1 Религия и наука 1.1 Точки зрения 1.2 Отношения в обществе … Википедия
Религия в России — … Википедия
НАУКА И БИБЛИЯ — Проблема соотношения между Свящ. Писанием и данными наук имеет два осн. аспекта: 1) естественнонаучный (Н. и Б. о происхождении Вселенной и человека; библ. и научная *космография) и 2) исторический (свидетельства Библии и данные историч. науки;… … Библиологический словарь
Религия в Болгарии — Вероисповедание в Болгарии свободно. Религиозные общности и учреждения отделены от государства, и не могут быть использованы в политических целях. Традиционная религия в Республике Болгария восточно православное вероисповедание.[1] По… … Википедия
РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия
Наука 2.0 (телеканал) — Наука 2.0 ОАО «Наука» … Википедия
Наука в СССР — Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства[1][2]. В научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн человек). Наиболее были развиты технические… … Википедия
наука и жизненный мир — НАУКА И ЖИЗНЕННЫЙ МИР тема соотношения науки и «жизненного мира» (Lebenswelt, world of life) стала широко обсуждаться в результате антропологического поворота в неклассической эпистемологии и философии науки. Внимание эпистемологов и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Вера и наука
Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное.
Назначение религии — помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Религия, главным нервом которой является вера, с самого начала истории человечества и до нынешнего дня отвечает самым глубоким запросам человеческой души, а именно потребности найти опору в абсолютном Существе. Попытка обрести смысл жизни в мире конечном, изменчивом, текущем и непостоянном — иллюзия. Только абсолютное и вечное начало, каким является Бог, может придать смысл и непреходящую ценность человеческой жизни.
Наука же удовлетворяет естественные потребности человека. Ее цель — объективное познание специальными методами природы, человека и общества. Выдающийся физик Роберт Гук (1635–1703) дает классически точное определение: «Задача науки состоит в изыскании совершенного знания природы, а также свойств тел и причин; эти знания приобретаются не просто ради самих себя, а для того, чтобы дать возможность человеку вызывать и совершать такие эффекты, которые могут наиболее способствовать его благополучию в мире».
Вера, религия, целью которой является высшее духовное благо, не только не отрицает право на благополучие человека в мире, но и духовно освещает земную деятельность, дает нравственные ориентиры. Только при свете истинной религии, которая делает для человека ясными цели бытия в этом мире, земная деятельность может приносить ему благо.
Религия и наука дополняют друг друга не только в области социальной, но и в области познания. Как религия, так и наука дают человеку знания. Однако познавательные сферы у религии и науки различны: наука имеет дело с естественными реалиями, а религия — со сверхъестественными.
Разум требуется не только в науке и практической деятельности, но и в религии. Он нужен, чтобы познать Бога и строить духовную жизнь. Священное Писание говорит о мудрости и разуме как о ценном даре, который подает людям Бог: И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря (3 Цар 4, 29). Слово разум и производные от него (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются триста шестьдесят раз. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем (2 Тим 2, 7). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена святых: Василий Великий, блаженный Августин, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Игнатий (Брянчанинов) и другие. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», — писал великий богослов, святой Иоанн Дамаскин (выделено нами. — Авт.).
Попытки атеистов в наше время взять в союзники науку лишены всякого основания. Против этого выступают сами ученые. Так, нобелевский лауреат по физике, изобретатель лазера Чарльз Таунс (род. 1915) говорит: «Наука и религия часто рассматриваются как отдельные аспекты наших убеждений и представлений о мире. Однако религия представляет собой попытку понять цель Вселенной, а наука — попытку понять ее природу и характеристики, поэтому наука и религия тесно связаны». Столь же решительно об этом говорит великий физик XX столетия Макс Планк (1858–1947): «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обусловливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц».
Знания о мире нужны человеку не только для жизнедеятельности. Природа с ее красотой, гармонией и разнообразием безмолвно свидетельствует о Творце. «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которого я называю Господь Бог», — писал Исаак Ньютон.
Новое в блогах
Если хотите, так читайте и воображайте.
Представьте, что вы улетели в неведомую неземную глубь, очень далеко, где нет ничего, чтобы напоминало вам видимое мироздание, где нет ни звёзд, ни знакомого вам пространства. Вообще непонятно где оказались. Вы забыли, откуда прилетели, и кто вы. Земное прошлое ушло. Но появилось совсем другое. Вы вспомнили, что некогда тут жили, тут, в загадочном царстве свободно плавали, с кем-то общались, что-то планировали, делали. Вы не человек, вы облако эфира, вы лёгкая субстанция. Живая и мыслящая, разумная. Вы наделены бескрайними способностями и возможностями, вы чувствуете в себе огромную внутреннюю силу.
Но сейчас у вас жар, вы заболели. Произошло несчастье, какое бывает с такими, как вы, но крайне редко. Однажды вы плыли, как обычно, по своим делам, сейчас не помните, куда и зачем, как вдруг из самых глубин далёкого мрака примчалась и налетела на вас беда. Беда в виде огромного сверкающего разрядами грозового облака. И вонзилось это облако с разгона в ваше эфирное тело. Вас пронзила боль, мириады разрядов иголками воткнулись в нежное тело, мириады невидимых демонов влетели, и стали изнутри раздирать. А налетевшее облако понеслось дальше, оставив в вашем теле легионы беснующихся мелких тварей, что рвут вас и превращают ваше тело в бесформенное месиво.
Такое было вечность назад, вы помните, как вылечились тогда, заложена в памяти программа. Пора её включать.
Что надо сделать? Надо собрать проникший в тело рой обжигающих и жалящих мелких демонов, и выдавить их из себя. Итак, запускаем программу. Прежде всего, надо создать в ране сетку из полей, чтоб остановить хаос носящихся демонов. Пусть беснуются в её клетках. Сделали сетку, демоны мечутся, прыгают и в какие-то клетки попадают, как в ловушки, и уже вырваться не могут. Хорошо бы им там придать направленное вихревое движение.
Так, получилось, вращаются замкнутыми вихрями. Сетку делаем чаще, сжимаем, уплотняем. Получили некое сеточное пространство, оно стало похожим на соты, где-то пустые, а где-то наполненные демонами. Это будет новым пространством, и оно будет названо физическим. А демонов назовут энергией. Вот в нём и будут происходить все дальнейшие процедуры.
Пора переходить к формированию движений. Стоит задача переноса захваченных демонов к местам их сосредоточения. Как это сделать? А вот как. Надо заставить сетку пульсировать в определённом ритме. Она попеременно будет то ослаблять свои границы, а то снова их укреплять. Ослаблять будет на короткое мгновение, и продолжительное время держать стабильным, пока всё не успокоится. При ослаблении заключённые вихри будут подхватываться пространственными полями, и переноситься в другие свободные клетки, в которых тут же будут снова заключены. Такой вид перемещения потом назовут квантовой механикой.
Вибрация станет происходить постоянно, чётко повторяя импульсы, это будет пространственный часовой механизм. Теперь надо запустить ход времени вперёд, чтоб не повторялось без конца одно и то же. А для этого надо запустить программу импульсных последовательных преобразований от прошлого хаоса к организованному будущему. По этой программе самые мелкие порции таких демонов, названные первичными кирпичиками материи, должны быть собраны пространственными полями в более крупные организованные блоки. Из них далее будут формироваться атомы, а из них уже молекулы, пылевые частицы, газы и тела. Непрерывная вибрация пространства породит колебания, которые будут называться реликтовым излучением. Для ускорения дела вы заставили звёзды светиться. Испускаемые фотоны будут нести правила нужной организации движения энергии в клетках, для чего они будут проникать в такие клетки и сразу создавать там линейку нужных частиц. На это прежде всего уйдут высокочастотные части спектра, фиолетовые и синие, отчего идущая дальше красная часть будет воспринята, как знак разбегания звёзд. А далее заработает программа уплотнения тел и организации их движения к так называемым чёрным дырам, которые будут на границе вашего тела, через которые они будут выбрасываться прочь из него. А тело будет возвращаться к прежнему нормальному состоянию.
Но оказалось, что не всё так просто. Слишком упрямыми и прыгучими оказались эти мелкие твари. Захватывают и переносят их пространственные поля, а они выпрыгивают из-под их влияния и ускакивают в сторону. И даже более того, выскакивают из организованных блоков и структур. С этим надо что-то делать. Вот тут вас и осеняет оригинальная мысль.
Вам надо своим разумом как-то проникнуть в это место, чтоб самому наводить там порядок. Нельзя полностью довериться железным механизмам полей. А вот как?
И тут вы приступаете к изысканной творческой работе. Вы в этом мироздании создаёте маленькие копии самого себя, чтоб они, наделённые вашим разумом, отлавливали беглецов, смогли на местах подправлять работу пространственных полей. Вы через них сможете на местах решать возникающие проблемы. Но они не совсем будут вами. Им предстоят определённые работы и к ним надо их подготовить. И вы придумали интересную процедуру.
На подходящих планетах создаёте необходимые условия и организуете там жизнь, для чего формируете из атомов хитроумные тела и помещаете в них свои частицы. Пусть оживают, плодят себе подобных, для чего вызываете в них желания, формируете страхи, инстинкты. Их личностные «Я» станут отражением вашего «Я». И надо запустить процедуру формирования сознания, которое должно напитывать полученные частицы, названные душой, знаниями всех проблем созданного мироздания, с которыми предстоит столкнуться. А для этого надо их прокручивать через все проблемы этого мира. Пусть вначале осваивают пространство, вживаются во все виды и проявления этого мироздания, поймут его, займутся наукой, начнут опробовать свои силы и знания на конкретных делах, они это назовут работой, обретут опыт, закалят волю. А уж потом надо будет освободить подготовленные души от тел, и направить каждую по своим предназначениям на предстоящие работы. А для этого заранее придать каждому свои специфические способности. Должны ли они знать, кто их породил и для чего? На первых порах это вовсе не обязательно. Когда поумнеют, тогда можно будет постепенно вводить в курс дела. Пусть постепенно придумывают себе религии, это полезно. Некоторым вы дадите кой какие наставления для передачи остальным, и тогда их назовут мессиями. Надо как-то постепенно приучать их к нужным нормам поведения, к правилам формирования сознания.
И всё было бы нормально. Да вот беда. Эти демоны, с которыми должны бороться, проникают в головы и сознание подготовишек, запутывают, уродуют сознание. Вызывают нездоровые эмоции, провоцируют драки, вызывают болезненную алчность, соблазняют мишурой и удовольствиями. Вот они возомнили себя венцом природы с бескрайними правами, и ищут себе свободы для уничтожения всего, что вы создали. Демоны знают своё дело. Им надо остановить производство сознания и душ. И это у них получается неплохо. Уже были прекрасно подготовленные души, и поток их продолжал поступать, особенно из той страны, что называлась советским Союзом. Но демоны взяли верх, Союз уничтожили, и поток нормальных душ превратился в ручеёк.
Вы начинаете понимать, что этот проект переполняется грязью. Он такой уже не нужен. Проще открыть такой же заново на иных планетах. А этот можно закрывать. Эти люди больше вам не нужны. А заново открыть смогут уже нормальные подготовленные души, и они уже созданы и способны это делать. Они будут новыми богами для новых цивилизаций.
Дело налаживается и стремительно идёт к завершению. Вы скоро излечитесь и заберёте в себя свои разбросанные частицы. Их опыт сражения и полученные знания придадут вам новые способности в ваших делах и ваших планах. Это будет уже ваш дополнительный опыт, который придаст большей уверенности в ваших делах, так зло породит благо.
Новое в блогах
Религия и наука
Религия в философской, исторической и культурологической дисциплинах. Соотношение религии и науки от древнейших времен до нашего времени, их влияние на культуру. Принципиальные различия религии и науки. Диалог религии и науки в современной культуре.
1. Соотношение религии и науки от древнейших времен до нашего времени, их влияние на культуру
2. Принципиальные различия религии и науки
3. Диалог религии и науки в современной культуре
Список использованной литературы
Тем не менее, следует заметить, что популярные обобщения на тему этих взаимоотношений, вне зависимости от того, провозглашают ли они состояние войны или мира, иногда оказываются слишком искусственными. Ведь проблематичное взаимодействие между наукой и религией изменялась со временем, и потому, вырывать его из исторического и культурного контекстов невозможно, некорректно, это угрожает укоренениям анахронизмов. Итак, следует отметить, что отношение между религией и наукой не проектируются лишь на страницах работ философов науки и богословов: они формируются культурными и историческими процессами и проявляются же в культурных и социальных явлениях. Без изучения истории этих взаимоотношений невозможно правильно понять природу этих отношений.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью многоаспектного анализа и освещения многообразия взаимоотношений между научным и теологическим положениями, и попыткой концептуализации этого диалога. Особое значение это задание приобретает в современной многообразной цивилизации.
1. Соотношение религии и науки от древнейших времен до нашего времени, их влияние на культуру
религия наука современный философский
Религия в современной философской, исторической и культурологической дисциплинах понимается как особая форма социального сознания, мировоззрения, совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ). Принято считать, что изначально религия зародилась в виде тотемизма, фетишизма и анимализма, от первобытной веры в духов, управляющих природой и поклонения им. Позже эти верования преобразовались в монотеизм, то есть веру в одного Бога, Творца. Знаменитый психоаналитик З. Фрейд полагал, что религия является проявлением общественного невроза, который, однако, не вреден для индивидуумов, а скорее наоборот создает предпосылки для здорового социального взаимодействия.
Наука же представляет собой особый вид мыслительной познавательной деятельности, целью которой является получение, уточнение и накопление объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире: природе, человеке, обществе и Вселенной. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, в результате которой формируется научное мировоззрение.
На протяжении всей истории культуры, то есть развития материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающих определенный уровень развития общества, соотношение религии и науки было неодинаковым и существенно менялось. Религия зародилась гораздо раньше науки и была основой формирования человеческой культуры вплоть до XVI в.
Рассмотрим подробнее периодизацию истории культуры и положение религии и науки в ней. Всего можно выделить шесть этапов развития человеческой культуры:
То есть, анализируя данную периодизацию истории культуры, мы можем прийти к выводу, что соотношение религии и науки в истории культуры на первых этапах развития культуры находилось, в пользу религии, а, начиная с XVII в. н э. наметился перевес науки. При этом преобладание этих компонентов в культуре отражалось на мировоззрении общества, а затем уже на его устройстве, искусстве и технологиях. В результате общество последовательно прошло стадию мифологической, религиозной, философской, научной и смешанной картин мира.
Мифологическая картина мира отражала предоставление людей о мире как об образах явного мира, трансформированных в вымышленные персонажи: Боги, герои, демоны и пр. Она сформировалась под влиянием первых религий примитивных верований без научного освоения мира. В результате человеческая культура носила на себе отражение мифов в форме культового архитектурного строительства, искусств, чьи произведения были посвящены мифологическим сюжетам, а технологии развивались по мере развития и усложнения традиционных ремесел. В то же время сами мифы отражали влияние естественных биологических и географических условий жизни людей.
С развитием более сложных религий, постепенно формируется религиозно-мифологическая и непосредственно религиозная картины мира. Религиозная картина мира включает обязательно Бога-Творца, акт творения мира и человека, разделение мира на естественный и сверхъестественный, потусторонний, наличие тайных мистических сил, оказывающих влияние на природу и жизнь человека. Культура также продолжает отражать религиозные взгляды, а научное познание мира ограничивается прикладными бытовыми наблюдениями.
В своем развитии научная картина мира прошла пять периодов:
— античная физическая картина мира;
— Ньютоновская механистическая картина мира;
— электромагнитная картина мира от М. Фарадея то А. Эйнштейна;
— квантово-полевая картина мира М. Планка, Н, Бора;
— современная научная картина мира, как сочетание разработки единой теории поля, диалектического подхода к естественным наукам, дифференциации и интеграции естественных наук.
Каждый из указанных периодов неизбежной смены научных картин мира был обусловлен развитием научных знаний, что порой принимало форму научной революции. Так, на смену античному атомизму пришла механика Л. Да Винчи, гелиоцентрическая система Н. Коперника, экспериментальное естествознание Г.Галилея, законы механики И. Ньютона и К. Кеплера. Их сменили, в свою очередь, электромагнетизм М. Фарадея, теория электромагнитного поля Д. Максвелла, электронная теория Г.А. Лоренца, и теория относительности А. Эйнштейна. Они дополнились квантовыми теориями М. Планка. В. Гейзенберга, Н. Бора и волновой теорией Э. Шредингера. В результате мир рассматривается как материя, состоящая из 16 элементарных частиц и античастиц, их взаимопревращение и взаимодействие образовывает многообразие мира.
2. Принципиальные различия религии и науки
3. Истинность научных положений подтверждается чувствительным восприятием, рациональным анализом, проверкой на практике. Ни одна из религий не выдерживает такой проверки, ее основные положения воспринимаются на веру.
При всем многообразии точек зрения ясно одно, без учета иррациональных факторов невозможно построение целостной картины мира, исследование развития мировоззрения и систем ценностей. Значит, не только рациональное, но и иррациональное являются неотъемлемыми сторонами бытия и культуры. И только синтез научного (рационально-теоретического) и вненаучного (художественно-образного) восприятия мира обеспечивает возможность построения целостного мировоззрения. Элементы рационального и иррационального присутствуют в той или иной степени как в научных, так и в ненаучных формах мировоззрения.
Понятию «рациональное» в современном типе научного познания придается расширительный смысл и его применяют к любому процессу (природному, социальному ментальному), истолковывая как разумно упорядоченный процесс. Получается же что «рациональное» является не только характеристикой особого вида человеческой деятельности, но и бытия в целом. В античной древности рациональность соотносилась с философией как первой теоретической формой общественного сознания, хотя элементы рациональности присутствуют также в мифологическом и в религиозном мировоззрении и в искусстве. Так, например Пифагор, которому приписывают введение самого понятия «философия», рационализировал основу бытия мира введя «число» как абстрактное понятие.
Особенно злободневно проблема рациональности зазвучала в конце XX столетия, когда очень остро встал вопрос не только о перспективах развития науки и техники, но и о судьбе цивилизации в целом. Многочисленные дискуссии по проблеме привели к тому, что вместо одного понятия разума возникает много типов рациональности. В результате возникающие сомнения по поводу всеобщности и даже необходимости научного знания привели к тому, что ряд мыслителей в своих суждениях склонялись к ограничению и снижению роли рационального начала как в науке, так и в «человеческой жизнедеятельности в целом».
Многочисленные концепции и трактовки рационального и иррационального, научного и ненаучного, сходятся, позволяют сделать вывод, что, рациональное есть высшая форма отражения мира, но иррациональная составляющая, во всех ее проявлениях, от этого не перестает быть важной, поскольку связывает индивидуальное, личное с универсальным, всеобщим и наоборот. Религия и наука в равном соотношении обогащают культуру, делая общественную жизнь более ценной.
3. Диалог религии и науки в современной культуре
Поскольку исследователи постнеклассической науки, люди Новейшего времени осознали равную важность религии и науки, то они стали стремиться к уравниванию этого соотношения, к диалогу рациональной науки и иррациональной духовности в контексте культурного плюрализма.
В современную эпоху в теологии осуществляется переосмысление взаимоотношений науки и религии, соотношение научных знаний и религиозной веры. Богословы высказывают разные точки зрения по этому поводу.
Наиболее распространенными являются богословские взгляды на сущность конфликтов между наукой и религией:
— некоторые богословы считают, что конфликт спровоцировала сама церковь. Противостояние науки и религии, по их мнению, обусловлено непониманиям Святого Писания, в котором Бог четко приказал человеку властвовать над миром и этим самим обязал его заниматься наукой, познавать мир. Без помощи научных знаний невозможно выполнить установки Творца;
— наиболее распространенная среди богословов точка зрения, что виновны и наука, и религия. Например, по мнению немецких католических богословов, причина конфликтов между наукой и религией заключается в том, что ученые и богословы переходили границы своих исследований и вторгались в сферы, где они не в состоянии высказать компетентные мысли. Теологи требовали от ученых, чтобы результаты их исследований согласовывали с религиозными догмами, а ученые опровергали эти домогательства и твердили, что их научные достижения подтверждают ошибочность религиозного миропонимания и представления о Боге. Без примирения науки и религии достичь взаимопонимания невозможно;
— иногда богословы стараются отождествлять науку и религию. Основой такого подхода является тезис, что наука и религия, познавая окружающий мир, пользуются понятийными конструкциями, которые являются продуктом мышления. Например, физики пользуются понятием «нейтрино», с помощью которого описываются свойства и физические процессы, которые невозможно выяснить с помощью классической физики. То же самое можно сказать и о теологическом определении Божественной Троицы.
Религиозные деятели и ученые сегодня, в пору научно-технического прогресса, стараются примирить религиозную веру и человеческий ум, науку и религию. При этом они стараются сохранить неизменными основные религиозные догмы.
Основными формами и способами примирения выступают:
— неопровержимое признание обоими сторонами примата, первобытности веры перед знаниями и практическим опытом, что подтверждается длительным преобладанием религии в историческом соотношении с наукой;
— ссылки богословов на религиозность отдельных ученых, в лице которых органически объединялись религиозная вера и научное познание. Отсюда вытекает богословский тезис о возможности сосуществования и веры и науки в научной деятельности, техническом прогрессе;
Рассмотрим некоторые отправные точки современного диалога, «мест соприкосновения» религии с наукой.
Приведем еще несколько примеров, проливающих свет на проблему целесообразности космического порядка и имеющих отношение к осознанию уникальности нашей планеты.
2. Наклон земной оси составляет 23,5 градуса к плоскости эклиптики, поэтому на Земле существует смена времен года. Если бы такого наклона не было, то испаряемая океанами влага перемещалась бы к северу и к югу, а континенты превратились бы в накопители льда.
3. Если бы Луна находилась от нас на расстоянии, скажем, 80 000 км вместо 384 395 км, то морские приливы дважды в день вызывали бы затопление всех континентов, и даже горы вскоре были бы разрушены эрозией.
4. Механизм синтеза белков действует почти безошибочно, переводя четырехбуквенный алфавит ДНК в двадцатибуквенный алфавит белков. Еще более сложным механизмом обладает процесс размножения живой клетки.
В современной цивилизации возобладали ценности, связанные с материальным потреблением, с чувственно-эмоциональной сферой и инстинктами. Не оправдались надежды рационализма, и человеческий разум не смог стать залогом социальной стабильности. На смену рационализму пришел модернизм с его глумливым отношением к прежним идеалам. Появился массовый человек и массовая культура как переплетение различных дискурсов, языков, текстов, социальных практик и т. д. Массовый человек ощутил тотальное одиночество перед постиндустриальной и информационной цивилизацией. Поэтому сейчас как никогда важно сбалансированное соотношение религии и науки в культуре человечества.
После написания данной реферативной работы мы можем прийти к выводу, что религия и наука являются равноценными, но разными компонентами культуры, как совокупности материальных и духовных достижений человечества.
Религия сочетает в себе духовные практики, включающие веру в Бога и сверхъестественные силы, в чудеса и творение мира из хаоса, а наука выступает как познавательная деятельность человека, как способ сбора, анализа и накопления объективных знаний об окружающем мире.
Начиная со времен первобытно-общинного строя с 10 тыс. л. до н.э. и вплоть до XVI в. религия существовала единолично или превалировала над наукой, формируя у живущих людей мифологическую и религиозную картины мира. Частичным исключением из правил было ранее возникновение науки в Древней Греции и зарождение философского мировоззрения. Подобная тенденция оставляла неизгладимый след в культуре: формировались духовные ценности веры, развивались первые ремесла и искусства, как примитивные технологии. Человек ощущал себя малой частицей Вселенной, в которой он управлялся чуждыми силами. С этими силами он общался благодаря культу, свой «маленький» мир познавал через непосредственное наблюдение, а мега-мир через абстрактные модели воображения.
Эволюция культуры и соотношения в ней науки и религии имели не всегда последовательный, а скачкообразный характер, что приводило к спорам и конфликтам, замедляющим порой культурное развитие социума.
Казалось, что после научной революции ХХ в. наука навсегда вытеснила религию и доказала ее архаичность и ненужность в современно мире. Однако на самом деле наука не смогла решить многие вопросы, а ее бурное развитие и новые открытия требовали морально-этической оценки, которую способна дать только религия. Поэтому актуальным стало примирение религии и науки, открытие диалога между ними, что сформировало смешанную картину мира.
Поэтому можно сказать, что для религии и науки желательно равное сбалансированное соотношение, с размежеванием объектов исследования и государственной поддержкой наиболее слабой стороны. Это позволит достичь гармоничного развития и прогресса культуры в современном постиндустриальном информационном обществе, где человек ежедневно сталкивается с различными дискурсами, языками, социальными явлениями и ощущает острое одиночество на фоне деградации традиционных духовных ценностей.
Список использованной литературы