Что такое религия и культура 4 класс орксэ
Урок ОРКСиЭ в 4 классе на тему «Культура и религия»
Конспект урока ОРКСиЭ в 4 классе на тему «Культура и религия» разработам в соответсвии с требованиями ФГОС и пригодиться учителю в орагнизации и проведении данного урока.
Содержимое разработки
от базового учреждения
который будет проведен 11 сентября 2018 года
в 4 «Б» классе у учителя Киселёвой Ирины Сергеевны,
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
студентом 4 курса группы «НК»
ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К.Глушкова»
Детиновой Еленой Денисовной
1. Дата проведения: 11 сентября
2. Продолжительность: 45 минут
4. Тема урока: «Культура и религия»
5. Тип урока: урок открытия новых знаний
6. Цель: Формирование у учащихся уважения к мировым религиям как ценностям культуры человечества
7. 1. Образовательные:
Формировать у обучающихся понятия «культура», «религия»;
Научить определять сущность материальной и духовной культуры;
3. Формировать представления о влиянии религии на культуру.
Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
Формировать умение перерабатывать полученную информацию;
Формировать умение делать выводы по теме;
Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
Развивать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
Оценивать результаты собственной деятельности.
2.3 Коммуникативные УУД:
Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;
Формировать умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах;
Формировать умения слушать и понимать речь других;
Формировать умение слушать и слышать речь учителя и друг друга;
Формировать умение доносить свою точку зрения до других.
7. 3. Воспитательные:
Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;
Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;
Осуществлять личностную рефлексию.
8. Основной метод: беседа
9. Частные методы и приёмы: беседа, практическая работа
— словесные: беседа, рассказ;
— наглядные: показ презентации;
— методы поощрения: похвала, одобрение;
— методы контроля: контроль учителя и самоконтроль
10.1 Дидактическое средство обучения: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95с.: ил. – ISBN 978-5-09-024063-5
10.2 Технические средства: проектор, компьютер, колонки
10.3 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Киселёвой Евгенией Сергеевной; учителем основ православной культуры в 4 «Б» Киселёвой Ириной Сергеевной
1. Организация начала урока
Проверка рабочего места
2. Вступительная часть
2.1 Актуализация знаний
2.2 Подведение к теме
2.3 Постановка темы и цели урока
3.1 Работа с учебником
3.2 Практическая работа
6. Организационное завершение урока
1.2 Проверка рабочего места
1.3 Настрой на урок
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Денисовна. И сейчас у нас с вами урок основ православной культуры.
— Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать тетради, ручка и дневник. Молодцы!
— Поприветствуйте наших гостей. Они будут наблюдать за нашей работой, поэтому я надеюсь, что на уроке вы будете работать активно, будете мне помогать и наш урок пройдет очень интересно и плодотворно.
— Приветствуют учителя, проверяют рабочее место.
1. Слушать и понимать речь учителя.
2. Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.
3. Мотивировать на работу на уроке.
1. Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу.
2.1 Проверка домашнего задания
2.2 Подведение к теме
— Прежде чем начать работу, давайте вспомним то, что уже знаем.
— В какой стране мы с вами живем?
— А что такое духовный мир?
— А культурные традиции это.
— Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно дополнить предложение на месте пропуска «Человек, который …, является культурным человеком»
— Итак, давайте подведем итог вашей работы.
Культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием.
— мы часто слышим в повседневной жизни словосочетания культурный человек, культура речи, культура поведения. А что же такое культура, как вы считаете?
— Давайте попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?
— А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать?
— То же самое и с культурой. Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.
— Давайте тогда попробуем определить тему нашего урока
— Вы правы, но я немного дополню. Тема нашего урока «Культура и религия»
— Давайте теперь поставим перед собой цель на урок. Что мы должны узнать, чему научиться?
— это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми
— это богатство нашей страны. Все то, что из поколения в поколение чтиться нами, ценности.
— работают в группах, представляют свои варианты
— выдвигают свои варианты ответов
— она будет плодородной, ухоженной
— цель нашего урока: узнать, что такое религия и культура
1. Получать новые знания в процессе обсуждения
2. Перерабатывать полученную информацию.
3. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме.
1. Слушать и понимать речь учителя.
2. Доносить свою точку зрения до других.
Работа с текстом учебника
3.2 Практическая часть
— Хорошо, давайте узнаем, что такое культура. У этого слова очень много определений и значений. Прочитайте на слайде определение слова культура, которое дано в словаре С. Ожегова.
— Теперь откройте тетради. Запишите число. 11 сентября. Тема урока – Религия и культура. Запишите определение слова культура в тетрадь
— Исходя из данного определения, скажите, какая бывает культура?
-Давайте сделаем небольшую схему в тетрадях.
культура
— А теперь составим портрет слова культура. Подберите слова-друзья
— Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем
— Итак, с каким понятием мы с вами познакомились?
— Прочитайте определение этого слова
— А как звучала тема нашего урока?
— С каким понятием мы еще не познакомились?
— Как вы думаете, к какому виду культуры относиться религия?
— Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.
Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией. Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней.
Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.
— А у нас в поселке есть храм? Где он находится? Как называется?
— Так связаны ли между собой культура и религия?
— Итак, что же такое религия. В словаре С. Ожегова определение слова религия следующее.
Религия – форма духовной культуры, те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре. Запишите это определение в тетрадь.
— А теперь, я предлагаю вам ребята, выполнить задание на листочках, будьте внимательны. Вам необходимо подобрать слова-подсказки к слову культура.
— Пользуясь словами-подсказками, напишите составляющие нашей культуры
— А теперь давайте проверим, как вы выполнили задание.
Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) «Культура и религия» 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №19 с. Ольгинка МО Туапсинский район
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе
Тема урока: «Культура и религия»
учитель начальных классов
Кудас Алена Васильевна
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе
Тема урока: «Культура и религия»
Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние,
Высоких жертв и чистых дел!
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации на бумажном и электронном носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа с учебником, работа в командах.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных, буддийских и мусульманские храмы в презентации «Храмы», персональный компьютер и проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, выставка книг.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
— Какое имя носит наша замечательная огромная страна?
— Как ещё уважительно мы называем Россию?
(Отчизна, Отечество, родина)
-Почему нашу страну мы называем Отечеством?
— Как называется многообразный мир, который нас окружает?
— А какой мир существует еще, другой мир?
— Что такое духовный мир?
— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи, религиозных традициях?
Знакомство с темой урока.
— Сегодня мы часто произносим слово культура, а по какой причине?
(2014 год Президентом нашей страны объявлен годом культуры,1 сентября мы провели классный час, посвященный этому событию)
-Так что же такое «культура» и «религия», как вы думаете? Какие ассоциации у вас возникают при произношении слова Культура и Религия.
-Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Культура и религия)
— Какие новые слова и понятия мы сегодня с вами начали разбирать?
(культура и религия)
— Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?
( Что такое культура? Что такое религия?)
— А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?
Актуализация знаний учащихся.
-А теперь обратимся к толковому словарю и электронному источнику, чтобы точнее дать определение этому понятию (учитель предлагает детям войти в сеть интернет с телефонов и планшетов, на сайт «Википедия», а другим детям найти определение в толковом словаре Ожигова. Дети находят информацию и зачитывают определение из источников вслух)
Сопровождение урока показом слайдов презентации «Культура и религии»
Работа по учебнику.
Обратимся к учебнику, он нам тоже поможет разобраться в этих вопросах.
Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.
— Как вы поняли, что такое культура?
— Что новое вы узнали о культуре, дополните уже сказанное о культуре?
Продолжим работать по учебнику.
— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:
— Что вас удивило при чтении этих абзацев?
Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?
-Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.
— Как вы поняли, что такое религия?
— Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).
— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.
— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов из учебника литературы?(Велес-бог скота, Ярило-бог солнца, Перун- бог грозовых туч, грома и молнии и.т.д.)
Постепенно возникло много религий. В мире существует три самых распространенных мировых религии: ислам, буддизм и христианство.
-Мы с вами представители какой религии?
— Ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры. Конечно же коснемся и историй других религий для общего кругозора, т.к. теперь среди нас есть представитель мусульманской веры.
— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)
— Что они могут означать? (правильно славим)
-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают. Мы с вами будем изучать основы православной религии.
Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?
Выяснение связи культуры и религии.
Работа в командах с анаграммами.
— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. Как связаны между собой культура и религия?
На примере следующей работы мы свами постараемся это выяснить.
-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и решить анаграмму. Ваша задача найти среди множества букв слова, этим займутся 4 команды, а пятая команда найдет соотношение найденных вами слов с их происхождением на карточках.
Вывод: Как в этом случае связаны понятия культура и религия? Вы можете себе представить культурного человека без знаний и употребления этих слов?
Просмотр презентации «Храмы»
Ребята, мы с вами выяснили, что культура это то, что создано руками человека. Что создал человек большое, красивое? Скажите, куда идет верующий человек, что бы уединиться, когда ему плохо, тяжело или наоборот он счастлив?
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)
— В настоящее время эти замечательные сооружения –храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой в разные страны. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения, предлагаю вам насладиться красотой храмов разных религий.
— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.
— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?
Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?
— Прочитайте 1 абзац, стр. 7
(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями «культура» и «религия», поговорили о их взаимосвязи. Скажите, что для себя полезного, интересного вы вынесли из этого урока? Что вам понравилось больше всего? Обратите внимание на новые появившиеся книги на нашей выставке. Полистайте их, рассмотрите на переменах иллюстрации.
Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание. Узнать у родителей, найти информацию в сельской библиотеке какое название носит наш сельский храм, и почему так был назван.
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003
Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.
Урок по теме «Культура и религия» по курсу ОРКСЭ(4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема «Культура и религия ».
Задачи урока : воспитание нравственности, толерантности, уважительного отношения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Предметный результат: научатся правильно формировать понятие «религия», сформируют представление о мировых и национальных религиях.
Метапредметные результат : научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, используя известные понятия и изученный материал; смогут сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
Личностный результат: сумеют воспитать чувство нравственности, толерантности, через игровые моменты, групповые формы работы развить мыслительную деятельность, умение выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; формировать культуру речи; воспитать уважение к истории и культуре всех народов.
Основные понятия : религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии.
Оборудование урока: проектор, презентация, рабочие листы
Сценарий учебного занятия.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я!
Сели ровно, всё достали,
Вспомним всё, что раньше знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!
Настраиваются на работу на уроке.
Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Как вы понимаете слово «родина», «малая родина».
Какие культурные традиции вы знаете?
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о традициях своей семьи, о вечных ценностях : милосердии, чести, нравственности.
Приводят примеры традиционных семейных праздников, среди которых есть и религиозные.
— формирование умения вступать в диалог
— оценивание своей работы и
Просмотр сюжета из мультфильма о религии
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
А как вы думаете каковы цели нашего урока?
Обучающиеся отвечают, что речь пойдет о религии.
— постановка учащимися цели
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
А теперь посмотрите на доску и запишите тему сегодняшнего урока.
Тема: Культура и религия.
Мы говорили на прошлом уроке,что наша страна многонациональная и все, кто проживает на ее территории, бережно хранят традиции всех народов и национальностей. Мы уважительно относимся к каждой традиции.
Перед вами лежат рабочие листы. Возьмите лист №1.Надо написать все слова, которые относятся к слову религия.
Церковь, крест, священник, Рождество, Пасха, икона и др.
Как вы думаете, что такое религия?
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
опираясь на имеющиеся знания;
— выслушивать и принимать чужую позицию.
-классифицировать объекты по определенному признаку
Открытие новых знаний
Включение в систему знаний.
Рассказ учителя: Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Стр.7.
— Как вы поняли, что такое религия?
Сегодня религией называют такое явление в жизнилюдей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах, обрядах (о них разговор на других уроках).
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. В древние времена основной частью обряда было принесение жертв богам. Позднее главным обрядом стала молитва.
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать курс основы мировых религиозных культур и познакомимся подробно с разными религиями.
Возвращаемся к понятию «религия».
Ребята, давайте обсудим вопрос –почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?
Религии существовали с древности. Верования самых древних людей называют первобытными верованиями. Постепенно, по мере того как развивался мир, возникло много различных религий. Свои религии возникли и в Египте, и в Сирии, и в Греции, и в Риме, и во многих других странах. Такие религии называют древними религиями.
Некоторые религии сохранились и до наших дней. Такие религии стали называть традиционными верованиями.
Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Приверженцы этих религий живут во всех уголках мира.
Так же в нашей стране есть верующие, которые придерживаются других направлений в христианстве – католичества и протестантизма. У некоторых жителей России сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей не исповедуют никакой религии.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм, традиционные верования народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока – важная часть культуры нашей страны. Ведь значительное число россиян являются верующими людьми, ведут религиозный образ жизни: верят в Бога, выполняют религиозные обряды, как того требует их вера.
Прочитайте текст на стр.8-9. Пометьте себе, какие же религии бывают.
Выпишите в тетради основные понятия.
религия – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.
После выполнения задания несколько человек отвечают на вопрос учителя.