Что такое религия кратко 4 класс орксэ
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе
Основные религии мира. Сложная тема простыми словами
Здравствуйте, дорогие школьники!
Сегодня у нас с вами довольно сложная тема. В начальной школе ее изучают в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и, вполне возможно, что учитель попросит вас подготовить доклад или сообщение для класса по теме «Основные мировые религии».
Предлагаю сегодня рассмотреть их подробнее и дать им краткую характеристику, чтобы иметь небольшое представление, чем дышит верующий народ. Постараюсь писать простыми словами, чтобы всем все было понятно. Ну а если все равно будет не понятно, то вы всегда можете задать вопрос в комментариях.
Что есть религия?
Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то легко можно найти признаки того, что люди верили в божества.
Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.
Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.
Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.
Каждое религиозное верование включает в себя:
На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой религии.
Самая древняя религия — буддизм
Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.
История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.
Согласно древней легенде он в свои 29 лет ушёл из своего роскошного дома, когда увидел «правду жизни»:
В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.
Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с окружающими – так возникла священная книга Типитака.
В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:
Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.
Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, Шри-Ланки и Камбоджи всё своё свободное время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и освободиться от жизненных оков.
Буддистская штаб-квартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.
Учёные-культурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.
Это интересно! Название буддистских канонов «Типитака» значит «тройная корзина», что обычно трактуют как «три корзины закона». Учёные полагают, что возможно священные тексты правил, написанные в древности на листьях пальм, хранились в плетёных корзинах.
Христианская религия
Родиной христианства является Палестина- бывший восток Римской империи.
Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение которого было предсказано деве Марии.
Когда ему исполнилось 30 лет, посланник Бога вышел в люди, чтобы проповедовать святое слово, донося до народа идеи трудолюбия, мира и братства, осуждая богатство и превознося духовное над материальным. Еврейское имя Иисуса – Иешуа, переводится оно как «спаситель», которому суждено было пострадать за грехи всех христиан.
Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец Света.
Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил — заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни.
Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать, трудиться и почитать родителей.
В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а позже, в 16 веке, появились протестанты.
Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии, Германии.
Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.
Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране есть, пусть даже маленькая, христианская община.
Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.
Самая молодая религия — ислам
Самая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7 веке и переводится как «покорность».
Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.
Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.
Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.
По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).
А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.
Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.
Что объединяет три мировые религии
Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.
Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.
Делясь добром, никто не станет нищим,
Сторицей возвратится всё назад.
Кто делает наш мир светлей и чище,
Тот станет сам от доброты богат.
На сегодня всё. Прощаюсь с вами с пожеланиями быть добрее друг к другу.
Конспект урока 4 по ОРКСЭ. «Возникновение религий» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Модуль «Основы мировых религиозных культур».
Тема урока: «Возникновение религий».
Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религий
Задачи : Познакомить учащихся с историей возникновения первых религий.
Воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам. Развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
Планируемые результаты:
предметные : определять причины явлений и событий, осуществлять поиск, обработку и использование информации, сравнивать и группировать факты, явления; делать выводы на основе обобщения знаний;
метапредметные : познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
регулятивные : формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
коммуникативные: определять собственное отношение и формулировать свою точку зрения; с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; организовывать учебное взаимодействие в группе
личностные : принятие и усвоение социальной роли обучающегося; обретение мотивации к изучению нового материала; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
Основные термины, понятия – пантеон, многобожие, обереги, монотеизм, скрижали, ковчег, менора, заповеди.
Оборудование : компьютер; презентация; карта Мира.
(Приветствие, фиксация готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников.)
Стараясь двигаться вперед.
— Что такое культура? (Культура – образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.)
Приведите примеры материальной и духовной культуры. (Материальная – транспорт, архитектурные сооружения и т.д.; духовные – идеи, идеалы, система ценностей.)
Приведите примеры влияния религии на культуру.
Послушайте притчу «Кто такой бог».
Притча «Кто такой бог».
Каждый был уверен, что он существует, но никто не знал, как он выглядит. В деревне из поколения в поколение передавалась легенда, что Бог живет за высокими горами, в море. Все слышали эту историю, но никто не решался отважиться на путешествие к морю.
И вот однажды, нашелся смельчак и отправился в путь. Вся деревня его провожала, в надежде, что по возвращению он расскажет, как выглядит Бог.
Когда смелый путешественник достиг моря, его взору открылся великолепный вид, и путник, не раздумывая вошел в море. Он был решительно настроен увидеть там Бога. И он увидел рыбу. Отважный смельчак, окрыленный таким откровением, поспешил вернуться в деревню и всем поведать, что Бог выглядит как рыба.
Жители поверили ему и с тех пор стали поклонятся Богу-рыбе.
Прошло много лет. Поколения сменялись, вера в Бога оставалось такой же крепкой. Но однажды один молодой и целеустремленный юноша, так же как и когда-то первый смельчак, решился на путешествие. Он отправился в путь, в надежде самолично увидеть Бога-рыбу.
Опять собрались все жители, проводили его, и стали ждать возвращения.
И смелый юноша вернулся какое-то время спустя. Каково же было всеобщее удивление, когда юноша стал утверждать, что он не видел Бога-рыбу, а увидел Бога-осьминога, и что первый смельчак ошибся.
Все жители деревни всполошились и возник спор: кто же прав, действительно ли ошибся первый путешественник? Тогда решили отправить третьего смельчака, чтобы все сомнения развеялись. И такой нашелся.
Когда же, наконец, третий отважный вернулся в деревню, конфликт разгорелся с новой силой. Вернувшийся смельчак с уверенностью в голосе утверждал, что первые два были неправы и Бог выглядит как уж.
— Как вы думаете, какова главная мысль-мораль этой притчи? («Каждый считал, что бог может выглядеть по – разному» и другие ответы учащихся)
— А почему путешественники приняли за Бога разные существа? (Ответы учащихся)
— Подумайте и скажите, в кого же тогда верили древние люди?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы)
1. Формулирование темы урока. Постановка цели.
— Ребята, попробуйте сами сформулировать и назвать тему нашего урока. Поработайте в парах.
( Учащиеся формулируют тему урока. Например, «Люди верят в разных богов.», «Люди считают, что боги разные.», «Как возникли разные верования в религии.», «Во что верили древние люди.» и т.п.)
Тема нашего урока «Возникновение религий. Древнейшие верования».
2. Работа по теме урока.
Предлагаю вам заглянуть в таинственные уголки прошлого. Здесь в мрачных скалах и на залитых солнцем отвесных скалах наши далекие предки оставили для нас, потомков, свои удивительные послания о себе – наскальные рисунки.
В пещерах археологи находят захоронения древних людей.
— Что еще находят в пещерах?
— Какую тайну древнего человека хранит эта находка?
Древний человек верил, что если пронзить рисунок зверя, нарисованный на стене пещеры копьем, то это принесет ему на охоте удачу.
(Чтение 1 и 2 абзаца учебника)
— Какие религиозные верования существовали у первых людей? (Вера в сверхъестественные силы природы; в жизнь человека после смерти; в действенную силу колдовства.)
— как вы думаете, почему у первых людей появились эти верования? (От бессилия человека перед могуществом природы; от невозможности объяснить многие ее явления.)
Древние люди верили, что окружающий мир населен духами, как добрыми, так и злыми. Эти духи обитают в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали животных, например, медведей, оленей.
Догадайтесь, в каких странах эти животные считались священными?
Давайте подумаем, почему древние люди почитали священных животных? (Ответы детей.)
Древние люди верили в то, что то или иное священное растение, животное, предмет или явление природы защищает их род. Такие растения и животные становились тотемами – объектами преклонения.
Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов.
(Чтение 3 абзаца учебника.)
— Какое мнение имели древние люди о богах? (Богов было много. Каждый бог отвечал за что-то одно.)
— Что такое пантеон? А что такое многобожие?
Это боги Древнего Египта.
Комментированное чтение статьи «Первые религии».
— Какой бог в Древнем Египте считался самым главным? (Ра.)
— Какой бог был богом мудрости? (Тот.)
Назовите богов Древнего Рима. Встречали вы где-нибудь их имена? (Ответы детей.)
— Кто из вас читал мифы Древней Греции?
— Что такое миф? (Ответы детей.)
Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
— Каких древнегреческих богов вы знаете?
Это боги Древней Руси.
Но не все боги и духи, в которых верили древние люди были добрыми и благоволили людям.
— А как люди могли защитить себя от злых духов? (Использовали разные предметы – медальоны, куклы, кости животных и кулоны, монеты, которые защищали их.)
— Как вы думаете, как назывались эти предметы одним словом? (Обереги)
— Первым народом, который поверил в единого Бога, был народ иудейский (еврейский).
Родоначальник евреев – патриарх Авраам.
Авраам ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан – Земля Обетованная (обещанная Богом), в наше время территория государства Израиль.
Через некоторое время здесь начался голод, и потомки Авраама переселились в Египет.
Со временем евреи в Египте оказались на положении рабов. Выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению.
В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ.
Моисей повел свой народ обратно в Землю Обетованную. 40 лет евреи блуждали по пустыне.
Через 40 лет странствий по пустыне евреи достигли Земли Обетованной. И чтобы почитать своего Бога евреи построили в Иерусалиме Храм.
В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога: Ковчег со скрижалями, а также утварь для священнослужения. В храме постоянно горел золотой светильник менора, символизирующий Божественный свет.
В 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм.
Его смогли восстановить только через 70 лет.
Но прошло еще примерно 400 лет римские войска, захватившие Иерусалим, разрушили и Второй Храм. От разрушения уцелела лишь часть подпорной стены вокруг Храмовой горы. К ней в течение почти двух тысяч лет «стекаются» поломники.
По-русски эту стену называют Стеной Плача
Тест «Возникновение религий».
1. Когда возникли у человека религиозные чувства?
а) в современное время;
б) на самом раннем этапе истории развития человечества;
в) когда человек научился читать и писать.
2. Во что изначально верили люди?
3. Как называется религия, в которой почитается много богов.
4. Какой народ первым поверил в единого Бога?
Слайд 22, 23 – Самопроверка
.
А теперь оцените вашу работу на уроке.
VI . Домашнее задание.
Ответить письменно на вопросы;
1) Почему древние люди заботились о душах своих предков?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.