Что такое религия культ
Религиозный культ
Наиболее развиты в политеизме (язычестве), который фактически состоит из разнообразных культов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно также выделять виды культов по объектам: культ солнца, культ неба, культ воды, культ животных (зоолатрия), культ растений, культ огня, культ предков, культ царя и так далее. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и другие.
Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов (экзорцизм).
В монотеистических религиях под культом понимается религиозная обрядность: служители культа, католический культ, культовые предметы.
Религиозный культ следует отличать от таких политических, эстетических, этических и философских феноменов, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др.
Как отличить религию от культа?
В XX-ом веке люди столкнулись с тоталитарными режимами, целые страны и множество людей подверглись порабощению тоталитаризма. Советский Союз, фашистская Италия, нацизм в Германии – это примеры тоталитарных режимов безраздельно властвовавших над людьми. Никто ныне не будет оспаривать, как нарушались права и свободы граждан этих государств, но, несмотря на это, граждане этих государств считали, что действовали свободно и правильно.
XX-ый век породил также и тоталитарные культы, пленниками которых стало огромное количество современных людей. Что же такое культ и в чем его отличие от религии?
Для начала нужно определится в формулировках. Под религией, согласно философу С. Н. Трубецкому, понимается любое «организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам» 1. Итак, религия согласно этому определению не только вера в высшие силы, под которыми могут подразумеваться разные понятия «Бог», «Судьба», «Карма», и которые оказывают влияние на жизнь людей, но и стремление человека разными способами войти в контакт с высшими силами.
Что же такое культ? В чем его отличие от религии? В этой статье я стараюсь избегать обычного для русского языка слово «секта» по следующим причинам:
Во-первых, в годы советской власти, любое религиозное движение было запрещено, все религиозные общины находились в подпольном состоянии. Все встречи, собрания проходили в закрытых помещениях, и они не декларировались перед непосвященными. Также собирались когда-то во времена гонений ранние христиане. В виду этого под сектою, в советский период, понималось что-то таинственное, закрытое от непосвященных собрание лиц и т.п. В нашу эпоху свободы вероисповедания гонения на религиозные сообщества прекращены, а потому многие секты, открыто проповедующие на улицах и призывающие на свои собрания людей, часто говорят: «Мы не секта, а всемирная организация… Мы открыты для всех…» и т.д. и т.п..
Во-вторых, за словом «секта» укрепилось негативное восприятие у большинства людей. Часто обычный человек, услышав слово «секта», начинает морщиться и связывает с этим определением негативные ассоциации. Хотя слово секта не несет в себе никакой отрицательной окраски, оно лишь указывает собой на группу лиц не согласных с мнением доминирующей Церкви, религии. Скажем, где-нибудь, где Православная Церковь не является традиционной религией, она будет сектой в обычном понимании этого слова. Священник Олег Стеняев, рассказывая о своей миссионерской поездке в Индию, сказал, что он чувствовал себя как сектант, потому что Православие не традиционно для Индии.
Поэтому чтобы ни кого не обидеть, я сознательно избегаю слова «секта» и вместо него использую английское слово «cult» – культ, для того чтобы можно было отделить обычное религиозное образование от культа. Что же определяет культ? Согласно, американскому психологу Стивену Хассену, около 25-ти лет занимающемуся проблематикой культов, различие состоит в следующем: культы «прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы» 2. От себя добавлю, под «лидером группы» может пониматься не только конкретный человек, но и группа людей, или организация.
Основной критерий, по которому мы можем отличить религию от культа, заключается в следующем, если группа пытается навязать вам тотальный контроль в отношении своего учения; если учение группы нельзя рассматривать критически, а остается лишь принять его таким, как оно есть; и если организация настаивает на исключительности своих лидеров, преподносит их как явно завышенных авторитетов, с мнением которых нельзя не согласиться, то перед вами самый настоящий культ.
Любой культ старается навязать человеку мнение о том, что свободное, независимое мышление (данное человеку Богом) – происки сатаны. В виду этого нужно прислушиваться к тому, что говорит лидер (старейшина, организация, пророк, гуру и т.д. и т.п.) для того, чтобы спастись.
В отличие от этого религия, хотя и преподносит своих высших представителей, как духовных авторитетов, она не настаивает на том, чтобы их решения нельзя было оспорить, или обязывает к тому, чтобы признать их абсолютный авторитет. Часто можно встретить католиков, критикующих действия папы, православных не согласных с решениями епископа или патриарха, да и истинный собор в отличии от лжесоборов всегда отличался тем, принимал ли его решения народ или нет.
В отличии от этого трудно представить себе, какого-нибудь старейшину от «Свидетелей Иеговы», который критиковал бы решения опубликованные на страницах «Сторожевой Башни»3, члена «Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства» не согласного в чем-то с Сан Мен Муном, или представителя «Московской Церкви Христа», критикующего действия Кипа Маккина основателя «Бостонского движения».
Чуть выше было упомянуто о контроле сознания, что это такое и в чем это проявляется? Сознание человека достаточно хрупкая вещь и как показывают опыты современной Социальной психологии, не так уж и много нужно, чтобы направить мышление человека в нужном русле. Контроль сознания 4 включает в себя следующие пункты:
Разберем основные проявления этих пунктов более подробно 5.
а. Каким образом дается информация о вероучении? Предоставляется ли информация полностью? Есть ли что-то, что непосвященным нельзя читать, знать? Участвовать в каких-либо церемониях? Варьируется ли информация в зависимости от уровня посвященности?
б. Считается ли весь мир, не входящий в эту конфессию, «миром сатаны»? Делит ли данная организация мир на черное и белое, черное — это все, не относящиеся к ней?
в. Как относятся к ушедшим из организации людям? Считается ли, что все люди, ушедшие из организации, это неудачники, грешники? Можно ли иметь что-то общее с этими людьми, можно ли с ними общаться и при этом быть верными членами собрания? Согласны ли представители этого религиозного движения, познакомить Вас с кем-либо ушедшим в другую религию, для того чтобы узнать, почему он так поступил?
г. Какое отношение к религиозной литературе, изданной не этой религиозной организацией? Можно ли ее читать и черпать для своего кругозора что-нибудь? Ограничивается ли круг подобной литературы только литературой энциклопедического характера? Какое отношение к полемической литературе, написанной оппонентами данной организации? Сводит ли данная организация доступ СМИ к минимуму или учит относится к ним с недоверием?
д. Применяет ли данная организация доносительство за другими членами собрания? Как правило, в культах это делается под видом чистоты собрания. Членам поясняют, что Бог приемлет только чистое собрание, а грешники, сюда входят все те, кто не следует директивам руководства культа, оскверняют собрание. Применяется ли практика слежки за другими членами собрания (обычно делается это следующим образом проповедники ходят парами для того, чтобы можно было следить друг за другом и контролировать друг друга)? Загружает ли организация человека культовыми практиками настолько, что у человека не остается времени, для исследований другой литературы, общения с верующими из другого вероисповедания? Достигается это разным способом: большое количество культовой литературы, частые встречи, собрания культистов (как богослужебные, так и совместное времяпрепровождение), большая часть времени для проповеди, сбора пожертвований, для молитвы, медитаций и многое другое.
е. Инкриминируется ли чрезмерное чувство вины, посредством создания недостижимого идеала богоугодного человека? То есть, как бы человек не стремился к этому идеалу, он все равно не достигнет его. Используется ли также чрезмерное чувство страха? Боязнь мыслить независимо, принимать свои собственные решения? Боязнь «внешнего мира»? Боязнь потерять спасение? 6
ж. Отбивается ли охота к индивидуальным решениям? Навязывается ли мысль, что лучше подчинение группе (организации), чем личное мнение?
Если большая часть ответов на эти вопросы положительная, то перед Вами типичный тоталитарный культ, пытающийся контролировать Ваши эмоции, чувства, получаемую информацию.
Для составления объективного представления о той, или другой религии, требуется ознакомление с оппозицией. Для меня знакомство с разными точками зрения лишь углубляет понимание своей религии. Для культистов наоборот характерным является как можно быстрее загнать Вас на свои встречи, собрания, поэтому чтение полемической литературы не будет одобрено (выражаться это может по-разному).
Если Вы прочитали эту статью и почувствовали сомнения или заметили, что в Вашей организации подобные вещи являются характерными, попробуйте узнать больше об этой организации со всех сторон (с критической в том числе). Не подавайтесь соблазну того, что в организации все отзывчивые и искренние люди, а, следовательно здесь не может быть обмана, история XX-го столетия показывает, что искренность не является критерием истинности. Большинство людей в культах – это люди, которые до своего знакомства с культом не были сознательно верующими людьми. Как правило, они не читали религиозную литературу, а потому не имели возможности проверить то, что преподнесли им культисты. Поэтому они искренне верят в правоту своей веры и своей искренностью подкупают других. Пусть слова апостола Павла будут для Вас призывом к исследованию и разрешению Ваших сомнений: «всё испытывайте; доброго держитесь» ( 1Фес. 5:21 ).
Примечания:
Что делает культ культом и при чем здесь религии
Анна Веселко
Культы — это странные эксплуататорские группы с не менее странными верованиями и обычаями. Обычно вокруг них собрано огромное количество негативных историй, и в целом культы как явление — это что-то абсолютно порицаемое. Но как быть с тем фактом, что когда-то практически все группы, которые впоследствии сформировали традиционные, официальные религии, порицались не в меньшей степени? Что делает культ культом, а религию — религией? Подготовили перевод статьи, автора бестселлеров и доктора богословия, о том, что такое культ и можно ли считать религию культом только лишь на основе наличия ряда схожих признаков.
Зачастую то, что мы выбираем маркировать как культ, больше говорит нам о самих себе, чем о том, что находится перед нашими глазами
Каждый сектантский подъем — Мэнсоны, Храм народов, Церковь Объединения Сон Мен Муна («муны») — сталкивался с равной и противоположной волной истерии. В 1979 году американские социологи Энсон Д. Шупе, Дж. К. Вентимилья и Дэвид Дж. Бромли ввели термин «рассказ о зверствах» для описания мрачных рассказов СМИ о мунах. […] Ужас достиг своего пика, когда число рассказов о зверствах стало больше, чем число настоящих кошмаров. «Сатанинская паника» 1980-х годов принесла с собой волну массовой истерии по поводу культов сатанистов, использующих для ритуалов детей в детских садах, что, похоже, целиком и полностью является продуктом ложных воспоминаний. […] Истерия СМИ превратила сатанинскую панику в национальный кризис и развлечение.
И все же нельзя отмахиваться от антикультовой работы как от чистой истерии. Возможно, и нет сатанистов, прячущихся за каждым углом, чтобы похитить детей или принести кроликов в жертву, но опасность духовного, эмоционального и сексуального насилия в небольших неконтролируемых религиозных общинах, особенно изолированных от основной или доминирующей в обществе культуры, достаточно реальна. […]
Для Мелтона отрицать легитимность так называемого культа на основании его размера, убеждений или одних только историй о злодеяниях значит играть на поле нормативных определений власти. В докладе, представленном в Центре изучения новых религий в Пенсильвании в 1999 году, Мелтон сказал: «Мы достигли общего консенсуса в отношении того, что новые религии являются подлинными и действительными религиями. Некоторые могут быть плохими, а некоторые могут быть ведомы злыми людьми, но они являются религиями». […]
Кроме того, обвинения в сектантстве часто предъявляются светским или полусекулярным, а также метафизически настроенным организациям. Целью может стать любая организация, предлагающая ритуалы формирования идентичности и связное повествование о мире и том, как в нем жить: от Общества анонимных алкоголиков и практики йоги до популярной и связанной с палео спортивной программой CrossFit, которую исследование Гарвардской школы богословия использовало в качестве примера современной «религиозной» идентичности.
Но если границы между культом и религией столь прозрачны, то границы между религией и культурой еще более проницаемы
В своей основополагающей книге о религии «Интерпретация культур» (1973) антрополог Клиффорд Гирц отрицает, что люди могут жить вне культуры. Все, что касается того, как мы видим мир и приписываем значения символам как на лингвистическом, так и на духовном уровне, опосредовано семиотической сетью, в которой мы работаем. Религия также функционирует в рамках культуры как серия приписывания значений, определяющих то, как мы видим себя, других и мир. Гирц пишет:
Итак, без лишних слов, религия — это (1) система символов, которая действует для (2) установления сильных, всепроникающих и устойчивых настроений у людей посредством (3) формулирования концепций общего порядка существования и (4) облачения этих концепций в такую ауру фактичности, что (5) настроения и мотивации кажутся уникально реалистичными.
Такое определение религии не ограничивается группами с формальными доктринами о «Боге», но охватывает любое более широкое культурное повествование о себе в мире.
Даже нарративы, распространяемые многими религиями, культами и религиозными группами — что они в некотором смысле отделены от «других», — сами по себе трагически ошибочны: они одновременно отделены от проблем более широкой культуры и в то же время прочно находятся внутри них. Скажем, именно так не менее широко распространенное в культуре представление о том, что основные институты (от системы здравоохранения до основных церквей) не способны удовлетворить потребности своих членов, порождает людей, восприимчивых к теориям заговора или культовому поведению — ко всему, что может придать жизни осмысленность.
В конце концов, аргумент, обратный аргументу «если Бог не реален, то все религии, вероятно, являются культами», заключается в следующем: «Если данная религия или культ верны с метафизической точки зрения, то эта правильность — самая важная вещь во Вселенной». Если божество действительно хочет, чтобы вы, скажем, бичевали себя кнутом (как делали кающиеся католики) или сожгли себя на погребальном костре вашего мужа, то никакие здравые рассуждения не могут служить законным сдерживающим фактором: абсолютная космическая осмысленность действий превосходит любую другую потенциальную потребность.
И если вы находитесь в сообществе людей, которые могут помочь укрепить эту истину, чьи ритуалы, дискурс и символы помогают не только укрепить чувство значимости, но и обосновать его в контексте коллективной цели, тогда эта значимость становится еще более важной: она лежит в основе вашего понимания того, что значит быть человеком.
Религиозный культ
Религио́зный культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Наиболее развиты в язычестве, которое фактически состоит из разнообразных культов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно также выделять виды культов по объектам: культ солнца, культ неба, культ воды, культ животных (зоолатрия), культ растений, культ огня, культ предков, культ царя и т. д. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и др.
Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов (экзорцизм).
В монотеистических религиях под культом понимается религиозная обрядность: служители культа, католический культ, культовые предметы.
Религиозный культ следует отличать от таких политических, эстетических, этических и философских феноменов, как «культ силы», «культ успеха», «культ человека», «культ разума» и др.
Что такое культ: виды, особенности приверженцев, разоблачение
Изначально слово «культ» было чисто религиозным понятием, но в современном мире существует понятие культа еды, культа личности, культа потребительства, культа разума, культа денег, культа предков. Возводить в культ стали буквально все. Что же это такое, опасно ли, и если да, то чем именно? Давайте разберемся.
Что такое культ
Культ – поклонение чему-либо или кому-либо, слепая вера, безусловное подчинение, восхваление. Например, культом является поклонение богу, иконам. Но в то же время культовой может стать музыкальная группа, например, в 60-х годах таким объектом поклонения и обожания стала группа Битлз. А в СССР был культ Ленина.
С латинского культ можно перевести как «образ жизни, культура». То есть это не столько приверженность кому-то или чему-то, сколько пристрастие к идее, мышлению личности, ее ценностям, жизненным тезисам. Для людей, участвующих в культе, это действительно становится образом жизни, философией, мировоззрением.
Объектом культа может стать личность, материальные блага, моральная ценность, идея, социальное явление. Африканские племена до сих пор верят в силу природных явлений и в высшие силы, устраивают обряды, тематические танцы.
Изучением культов занимаются историки, социологи, психологи, религиоведы, культурологи. Это сложный феномен, расположенный на стыке нескольких наук.
Виды культов
Мы уже сказали кратко о том, что становится объектом поклонения, но давайте рассмотрим подробнее популярные виды культов: религиозный, культ личности, культ разума, культ материальных ценностей и положения в обществе.
Религиозный культ
Это вера и поклонение божествам, высшим силам, священным предметам или животным. Приверженцы религиозного культа поклоняются своему богу, иконам, мощам, предметам-посредникам между людьми и богами. Религиозный культ всегда наделен обрядами, традициями, церемониями. В широком смысле культом можно назвать любую существующую религию, но в узком смысле речь идет только о сектах.
Культ личности
Это явление возникает чаще в политической сфере или в рамках какой-то субкультуры. Проще говоря, это следование за вождем, преувеличение значимости и уникальности какой-то личности. Возникает при авторитаризме и тоталитаризме.
Однако встречается и неполитический культ личности, например, в свое время были культовыми Алан Чумак или Анатолий Кашпировский. Не всегда культовым становится положительный персонаж. Объектом культа личности становится лидер, а они, как мы знаем, бывают и деструктивными.
Культ разума
Возник как противовес религиозному культу. Иногда его отождествляют с атеизмом. Под культом разума подразумевается поклонение научному знанию. Его приверженцы всему стараются найти научное и логическое объяснение, одержимы экспериментами и образованием, не признают религию.
Культ материальных ценностей, положения в обществе
К этому типу относятся существующие в нашем обществе культ денег, культ красоты, культ молодости, культ потребления. Его противник – культ духовного развития, моральных ценностей отречения от материальных благ.
Деструктивные и конструктивные культы
Деструктивные культы пропагандируют образ жизни, противоречащий существующему укладу общества, его нормам, системам. Кроме этого, деструктивные культы меняют сознание личности, подчиняя его себе и используя во благо организации, лидерам культа, подавляют индивидуальность человека.
К этим же культам относится псевдонаучный культ, например, современное увлечение эзотерикой. На мой взгляд, это уже стало культом. Но я не могу сказать, что такое увлечение положительно отражается на развитии личности. Появилось много псевдотренеров с курсами личностного роста и прочих шарлатанов. Впрочем, они были всегда.
Особенности приверженцев
Американский психолог Стивен Хассен 25 лет изучал культы. Вот как автор охарактеризовал их: «Прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы».
Из этого мы можем сделать вывод, что приверженцы обладают следующими психологическими особенностями:
Культ – это секта. Во главе стоит один человек, группа людей или организация. В любом случае приверженцы в данном контексте становятся пешками в чьей-то игре. Конечно, с этим нужно бороться.
Разоблачение
Главное отличие культа – его идеи не поддаются критической оценке. Лидеры запрещают приверженцам мыслить иначе, оспаривать навязываемые им идеи.
Лидеры называют себя по-разному: старейшина, гуру, наставник, учитель, пророк. Они якобы наставляют людей на путь истинный, но при этом полностью блокируют самостоятельность «учеников». Они просто говорят, что делать, как думать, чтобы быть счастливым. Правда, спорный вопрос, становится ли от этого человек счастливым. Чаще нет.
Культ контролирует сознание приверженца. Контролируется предоставляемая информация, личное время, поведение, эмоции и чувства.
Разоблачить или хотя бы заподозрить культ можно по следующему плану:
Больше половины утвердительных ответов означает, что вы имеете дело с культом. Чем больше положительных ответов, тем вероятнее это.
Но это больше относится к религиозным культам и культу личности. Что касается обширных феноменов типа культа денег или культа еды, то заметить его проще. И бороться с ним на частном уровне просто. Ведь напрямую никто не запрещает вести себя иначе, читать другую литературу, не смотреть телевизор, заниматься саморазвитием с помощью книг.
В данном случае каждый человек сам выбирает, насколько хочет участвовать в потребительских отношениях. Хоть с одержимыми людьми и бывает сложно выстраивать отношения, но опять же в жизни мы сами выбираем, с кем жить, кого любить. Можно вместе хотя бы в своем узком кругу не участвовать в культе потребительства.
Послесловие
На мой взгляд, большинство культов носят негативный характер, остальные – нейтральный. Положительных культов я практически не вижу. Каждый из них лишает человека самостоятельности, стопорит развитие.
К полезным поклонениям можно отнести, например, культ здорового образа жизни или культ образования. Но все хорошо в меру, а чрезмерная увлеченность превращается в одержимость. Человек оказывается заложником идеи, она становится целью, а не средством. Из-за культов возникают войны, противоречия, личностная тревожность, комплексы.
Культ – это игнорирование, подавление индивидуальности, заложенных в человеке способностей, особенностей. Это стремление уравнять всех людей, притом сделать их похожими на некий один идеал. При этом акцент ставится на негативное отношение к себе, несостоятельность, а не на любовь и принятие, раскрытие личностного потенциала.