Что такое рэмбо пропаганда

Рэмбо отдал последнюю кровь за Трампа

Продолжение легендарного боевика времён холодной войны подтвердило: в Голливуде происходит настоящая консервативная революция

19 сентября, на сутки раньше, чем мировая премьера, в России стартовал показ последней части киносаги о ветеране вьетнамской войны Джоне Рэмбо и его кровавых подвигах. В этом есть известный символизм, так как в новейшей американской мифологии Трамп – это ставленник русских, а фильм «Рэмбо. Последняя кровь», будь я Антоном Долиным, непременно определил бы как «топорную трамповскую агитку». Но поскольку я – это я, то добавлю: «…и это восхитительно».

Вся киносерия про Рэмбо с самого начала была жёстким агитпропом, строго следовавшим «линии партии». В «Рэмбо. Первая кровь» американские кинематографисты, по сути, ревизовали скандальный роман Дэвида Моррелла, в котором поехавший на всю голову от «вьетнамского синдрома» зелёный берет устраивает бойню в маленьком американском городке, не желающем знать, что где-то в мире идёт война, а Америка в ней участвует и в стране – десятки тысяч прошедших через ад борьбы с Вьетконгом парней.

В фильме с Сильвестром Сталлоне, несмотря на множество боестолкновений, не погиб ни один полицейский, а Рэмбо «примирялся» с миром с помощью своего бывшего командира Траутмана. Характерно, что «хэппи-энд» из двух снятых альтернативных финалов выбирали сами зрители на фокус-группах. Рейгановская Америка начала 1980-х устала от внутреннего конфликта, самобичевания и истеричного антимилитаризма и хотела увидеть в герое Вьетнама положительного героя.

Во второй и третьей частях саги пропагандистская задача решалась ещё более прямо и без двусмысленностей. Во второй – самой кассово успешной – Рэмбо возвращался на воинскую службу и отправлялся во Вьетнам за оставшимися там военнопленными и давал жару «узкоглазым коммунякам». Фактически Америка возвращалась во Вьетнам, пусть хотя бы в кино, и одерживала победу.

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Фото: KPA / Globallookpress

А в третьей, самой скандальной, части Рэмбо брался убивать непосредственно советских солдат в Афганистане. Фильм, бывший хитом наших подпольных видеосалонов и чёрного рынка кассет эпохи перестройки, посвящён «доблестному народу Афганистана». Наверное, американским солдатам, имеющим с 2001 года в боях с этим «доблестным народом» уже 2372 человека убитыми и более 20 000 ранеными, пересматривать сейчас эту ленту особенно весело. Возможно, они даже начинают задаваться вопросом – на той ли стороне тогда были Рэмбо и Траутман и не был ли прав полковник Зайцев.

Помните, когда Рейган бомбил Каддафи? Он сказал: «Я посмотрел «Рэмбо» и знаю, что делать». А потом Саддам вспомнил про Рэмбо в бункере. Я стал синонимом типа мышления. Символом,

– признавался Сильвестр Сталлоне. И в самом деле – Рэмбо оказался синонимом американской экспансионистской мощи заключительного этапа холодной войны и своего рода талисманом победы.

В мире либерального «конца истории», где никаких войн более нет, а есть только «гуманитарные операции», Рэмбо оказался ни к чему. Его можно было бы, конечно, двинуть в Ирак (в Афганистан было бы совсем смешно), но в итоге в четвёртой части он отправился гуманитарно спасать христианских миссионеров от жестоких властей Бирмы. Надо сказать, что в деятельности американских миссионеров на границах государства Мьянма так много элементов шпионажа и подстрекательства партизанской войны, а среди самих пастырей так часто встречаются отставные спецназовцы, которым «по молитве» посылаются гранты от Госдепа, что Рэмбо выглядел в этой среде довольно органично.

Но всё-таки герой боевиков на ниве гуманитарных миссий – это был упадок жанра. Фильм стал самым неуспешным за всю историю саги. Рэмбо – плакатный герой рейгановского воинствующего консерватизма, но в эпоху Буша-младшего, не говоря уж о Клинтоне и Обаме, был совершенно неуместен. Зато в эпоху Дональда Трампа, идеологией которого занимаются люди, ностальгирующие по рейгановской эпохе, во главе со Стивеном Бэнноном, старый конь точно борозды не испортит.

«Рэмбо. Последняя кровь» великолепен именно своей нескрываемой чёткой плакатностью. В начале фильма Джон, за которым раньше никаких ковбойских замашек не замечалось, гарцует на коне, что твой ковбой Мальборо по идиллическим просторам Аризоны (которые, кстати сказать, снимались в Болгарии). Он живёт в своем тихом пасторальном мире, среди настоящих вещей – горячих лошадей, пыльных пикапов, самолично выкованных мачете, и зачем-то вырытой на вьетконговский манер системы туннелей. Прежде предпочитавший буддийские монастыри, на сей раз Рэмбо окружён христианской символикой – когда нужно похоронить близкого человека, он ставит на могиле старый добрый крест.

Всё бы хорошо было в этой американской идиллии, но в неё безжалостно врывается соседняя Мексика. Фильм запредельно неполиткорректен уже хотя бы в том, что в нём последовательно проводится идея: американкам не стоит рожать детей от мексиканцев, добром это не закончится. Ещё лента, разумеется, глубоко патриархальна – хорошим девочкам стоит слушаться взрослого опытного мужчину, если они не хотят влипнуть в серьёзные неприятности.

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Фото: Lionsgate / Globallookpress

В изображении Мексики всё – без полутонов. Отвратительная грязная страна, утопающая в мусоре, коррупции и криминале, отвратительные бандиты и их тошнотоворная жабообразная прислужница, становящаяся причиной новой трагедии в жизни Рэмбо. Ощущение, что перед нами тот самый город Эль-Рэй, куда Сет Гекко категорически отказался взять с собой Кейт в финале «От заката до рассвета», поскольку он всё-таки ублюдок не конченый.

В «Последней крови» Джону Рэмбо придётся разбираться с кончеными ублюдками, и не то чтобы это дастся ему легко и без потерь. Мексиканские бандиты в фильме гротескно жестоки, ходят с золотыми автоматами и подкупают полицию, поставляя ей девочек. У создателей фильма множество возможностей проявить хоть немножко политкорректности, но они их все подчёркнуто упускают, и дело снова балансирует на гранях антропологических различий. Единственную хорошую мексиканку в этом фильме, журналистку Кармен Дельгадо, играет аристократичная испанка Пас Вега, полузабытая звезда фильма «Люсия и Секс», мерзавку и предательницу Жизель – Финесса Пинеда с уродливо-утрированными индейскими чертами.

Маховик неполиткорректной пропаганды работает по полной, и этим взгляду, утомлённому за последнее десятилетие лентами про чернокожих трансвеститов, борющихся с русскими шпионами за свободу «Пусси Райот», трудно не наслаждаться. В сцене, когда машина Рэмбо без всякого усилия прорывает хлипенькое заграждение из колючей проволоки на границе США и Мексики, глаз самопроизвольно ищет – в каком же углу экрана сейчас выскочит слоган Build the Wall! («Постройте стену!» – один из ключевых лозунгов избирательной кампании Дональда Трампа).

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Фото: Supplied by Capital Pictures / Globallookpress

Теперь Рэмбо вернулся в Америку, чтобы защищать свой дом и свою страну. Главный враг – вот здесь, в нескольких километрах, по ту сторону границы, – это Мексика, которая всем своим демографическим потенциалом наползает на былые свои земли, отнятые США в 1848 году и превращённые в американский рай. Мексиканцам тоже хочется немного рая, и они ломятся через границу, принося с собой криминал, наркотики, изнасилования, убийства и изменение демографического состава населения, грозящие реаннексией от Калифорнии и Невады до Аризоны и Нью-Мексико.

Вариантов только два.

Первый – сдаться, как предлагают одни эксперты, объединить США и Мексику в единое целое, – на деле это будет означать конец белой Америки, уже сейчас неиспаноязычных белых в США меньше 200 миллионов из 330 млн населения, а в Мексике живёт около 130 миллионов «латиносов».

Второй – защищаться, оборонять свой дом и американские ценности – строить Великую Стену Трампа на границе, жёстко депортировать нелегалов (среди которых уже не только мексиканцы, но и гватемальцы, гондурасцы, которых сравнительно благополучная по сравнению с ними Мексика тоже стремится выпихнуть на север). А главное – пропагандировать неприемлемость мексиканизации для Америки, противопоставлять даже живущих в США «латиносов» их былым сородичам по ту сторону пока ещё воображаемой Стены. Драма племянницы Рэмбо Габриэлы и её отца-мексиканца показана весьма ярко и доходчиво.

И вот Рэмбо впервые не нападает, а обороняется. Бывший бродяга теперь отстаивает свой дом. Подготовка к сражению за дом, надо заметить, весьма напоминает серьёзную отработку знаменитой детской комедии «Один дома» (тоже прозрачная отсылка, если вспомнить, что в «Один дома – 2» свою самую знаменитую роль исполнил Дональд Трамп, указавший мальчику верную дорогу).

Не будет большим спойлером рассказать, что в конце зрителя ждёт упоительная десятиминутная вакханалия насилия во «вьетконговских» подземных туннелях под песню Doors «Пять к одному», которой местами может позавидовать сам Тарантино:

Вообще-то, исходно это классическая наркоманская песня, с которой Джим Моррисон устроил знаменитый скандал на концерте в Майами, закончившийся его арестом. Тут же «никто не выйдет живым, мы должны победить, поехали!» превращается в рефрен отстрела бандитов. Перепрошивка старого рок-н-ролла под новые смыслы стала фирменным знаком новой консервативной волны американского кинематографа. Только что Тарантино то же самое сделал с хитом «Роллинг Стоунз» про не вовремя решившую вернуться старую подружку, превратив его в гимн воинствующих старпёров.

«Рэмбо. Последняя кровь» продолжает эту линию американских боевиков, объединённых общим метасюжетом «Старикам здесь самое место». Раз за разом некогда мощный боец, из которого уже местами песок сыплется, возвращается, чтобы защитить дом (страну, женщину, справедливость, порядок) от новомодных бандитов. Об этом был The Highwaymen – «В погоне за Бонни и Клайдом» с Кевином Костнером и Вуди Харрельсоном, великолепный фильм, прошедший весной на Netflix. Об этом был взорвавший киносообщество «Однажды в Голливуде. » Тарантино. И нового «Рэмбо» не без успеха уложили в ту же схему.

Всё старое, консервативное – ковбойская белая Америка, семейственность и любовь, старомодный воинский патриотизм, кресты могил и звёзды военных орденов, дом, ограждённый стогами сена, – наполнено однозначным позитивным смыслом. А всё, что по ту сторону границы (в данном случае вполне реальной, государственной), – это зло, криминал и тьма, с которыми можно покончить только с предельной жестокостью, не чуждающейся мщения.

Лауреат многочисленных «Золотых малин», «худший актёр в истории кино» Сильвестр Сталлоне в роли немногословного старика-резонёра удивительно убедителен, к тому же авторы догадались не затягивать ленту, уложившись на одну минуту меньше, чем в полтора часа. То, что в молодом Рэмбо казалось туповатостью и топорностью игры, теперь вполне может сойти за взвешенную мудрость (хотя, по совести сказать, если всерьёз относиться к сюжету, то это история о том, как герой сам себе и близким навредил), а его готовность сражаться за свой дом – восхищает.

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Фото: Lionsgate / Globallookpress

По канонам боевиков и по законам физики и химии дом должен был бы сгореть, но он уцелел. Ведь какой смысл защищать дом, если он сгорит? Победивший всех врагов и тяжело раненный Рэмбо забирается по его ступенькам и плюхается в кресло-качалку, произнося убедительный монолог о том, что всегда будет защищать тех, кто ему дорог. Консервативные ценности торжествуют.

Когда заканчиваются финальные титры, остаётся только один вопрос: что же теперь устроят Терминатор Шварц и Линда Хэмильтон, вернувшаяся к роли Сары Коннор, ещё одни «старики», которых вернули на их место? Если и они бросят вызов либеральной картине мира, безраздельно царившей в американском кино в последние десятилетия, можно будет констатировать, что консервативная революция в Голливуде восторжествовала.

Казалось бы, пригород Лос-Анджелеса является местом предельной концентрации либералов, ненавидевших Трампа просто до визга, устраивавших бесчисленные демонстрации, публичные выходки и обещавшие вовсе покинуть страну в случае его президентства. Не было никакого сомнения в том, что из фильма в фильм они будут подрывать «кредит» нового хозяина Белого дома, готовя общество к его революционному провалу на следующих выборах. Не тут-то было. Прозвучала команда, и с едва скрытым скрипом шестерёнок пошёл разворот всей махины. В 2017 году были написаны сценарии. В 2018-м проведены съемки. В 2019-м фильмы, сделанные в рамках нового, консервативного идеологического мейнстрима, стали выходить один за другим.

Источник

Сценарий «Первой крови» переписывали 26 раз, а героя назвали в честь яблок: дикие факты о первом фильме про Рэмбо

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

19 сентября в прокат выходит «Рэмбо: Последняя кровь» — пятая часть боевика про Джона Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне. В честь этого мы решили заглянуть в истории и вспомнить, с чего начиналась эта франшиза. Как от «Первой крови» отказывались все голливудские студии, почему Сталлоне изначально не хотел играть в фильме, и как благодаря картине образовался новый жанр боевиков 80-х. Вспоминаем самые захватывающие факты о первом фильме про Джона Рэмбо.

Роман «Первая кровь» открыл обывателю внутренний мир вьетнамского ветерана

…но кажется, сделал это слишком рано. На тот момент образ безумного вьетнамского ветерана, который мы увидим у Копполы или Чимино, в культуре просто отсутствовал. Писатель Дэвид Моррелл был канадцем и не воевал, но сильно впечатлился студенческими волнениями в США 60-х, напрямую связанными с войной во Вьетнаме. Так родилась идея книги о вернувшемся домой солдате, который устраивает резню в родном городе.

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Моррелл решил показать войну как ад, навсегда разрушающий психику и характер человека. Его Рэмбо был не просто ветераном, а искалеченным войной человеком, который обезумел от пережитого и продолжает убивать, даже вернувшись домой. Но в 72-м, когда вышла книга, и ко времени экранизации старания Моррелла не оценили: в кино Рэмбо предстает гораздо более адекватным героем.

Когда Морелл работал над книгой, его жена купила яблоки сорта Rambo

Этот сорт был выведен в Швеции несколько веков назад в семье фермера Питера Гуннарссона Рэмбо. Морреллу очень понравилось название: в нем он чувствовал какой-то «звук силы», и он решил так назвать своего героя. С шведского языка Rambo переводится как «воронье гнездо», поэтому бывший военный получил позывной «Ворон». В книге, кстати, у Рэмбо нет имени — Джоном он станет уже в кино.

Сценарий фильма пережил 26 драфтов

Сценарий на несколько лет отправился на полку, но успех «Охотника на оленей» и «Апокалипсиса сегодня» возродил к нему интерес. В итоге, после 26 итераций проект оказался в руках двух независимых продюсеров — Марио Кассара и Эндрю Вайны, которые довели его до кинотеатров.

Джона Рэмбо могла сыграть половина Голливуда

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Пока сценаристы с продюсерами переписывали сценарий, кастинг-директора перебирали всех доступных актеров среднего возраста. На главную роль рассматривали Клинта Иствуда, Аль Пачино, Роберта Де Ниро, Пола Ньюмена, Майкла Дугласа, Ника Нолти, Джона Траволту, Дастина Хоффмана, Стива Маккуина и многих-многих других. Например, Пачино хотел сделать Рэмбо настоящим безумцем, но авторы фильма эту идею отвергли.

За другие роли тоже велась нешуточная борьба: шерифа Тизла мог сыграть Роберт Дювалл или Джин Хэкмен, полковника Траутмана — Ли Марвин или Кирк Дуглас. Дуглас покинул съемочную площадку за несколько дней до начала съемок из-за разногласий по сценарию. Он хотел, чтобы фильм заканчивался, как книга — смертью главного героя, но Сталлоне был против.

Сталлоне согласился играть Рэмбо при условии, что герой не будет таким отбитым, как его изобразил автор книги

Изначально актер от роли отказывался, как и многие: за 10 лет, что проект находился в производстве, у него появилась слава «проклятого». Он прошел через слишком много рук, никто не хотел за него браться. Но для Сталлоне начало 80-х было очень непростым временем в карьере — он уже был суперзвездой Голливуда, но помимо «Рокки» в его портфолио почти не было успешных картин. Сталлоне очень нуждался в еще одном суперхите. Когда ему повторно предложили роль в «Первой крови», он все же согласился, но поставил условие — сделать Джона Рэмбо более человечным персонажем, а не тем безумцем, которого описал в книге Моррелл.

В целях экономии фильм снимали в Канаде. Зимой!

Так как «Первой кровью» в итоге занималась не большая голливудская студия, а независимая — Carolco, съемки решено было перенести в Канаду, чтобы удешевить производство. Снимали в маленьком городке Хоуп зимой, и погода была не на стороне съемочной группы — постоянно шел дождь и снег, задувал мощный ветер. Во время съемок в лесу из-за плохой видимости кинематографистам запрещали отходить друг от друга на большое расстояние — заблудиться там было проще простого. Несмотря на плохую погоду и легкую одежду, Сталлоне умудрился ни разу не заболеть во время съемок.

Помимо места съемок были проблемы с реквизитом

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

На съемках Сталлоне повстречал фейковую фанатку

Случилось это в баре неподалеку от съемочной площадки. Актер рассказывал, что в один из вечеров к нему пристала какая-то девица, которая притворялась его неистовой поклонницей. Они провели весь вечер вместе, но в итоге оказалась, что она с ним любезничала только из-за выпивки. Много лет спустя, Сталлоне включит похожую сцену с «фанаткой» в «Рокки Бальбоа» (2006).

Почти все трюки Сталлоне выполнял сам — и страдал

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

В одной из сцен он даже сломал несколько ребер, но продолжил съемки. В некоторых сценах актер не играет, а действительно страдает от настоящей боли. Досталось и другим актерам: например, во время сцены побега из тюрьмы Сталлоне случайно сломал нос актеру Альфу Хамфрису, ударив его локтем по лицу. По случайному совпадению то же самое в книге — в той же сцене и с тем же персонажем! — делает и Рэмбо. Хамфрису, правда, это не очень понравилось — остаток съемок он проходил с пластырем на лице.

В это сложно поверить, но Рэмбо никого не убивает в фильме

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

На экране Рэмбо показывает не все возможности ножа, и у Сталлоне была идея включить в картину сцену с убийством какого-нибудь внушительного животного — кабана или волка. Но актера быстро отговорили: животные в канадских лесах были очень опасные, плюс на фильм могли ополчиться защитники природы. В итоге в фильме есть сцена с охотой, но момент убийства остается за кадром.

Съемочная группа долго не могла определиться с финалом фильма

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

Чтобы закончить съемки, продюсеры влезли в долги

Изначальная версия фильма шла почти три часа

Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть фото Что такое рэмбо пропаганда. Смотреть картинку Что такое рэмбо пропаганда. Картинка про Что такое рэмбо пропаганда. Фото Что такое рэмбо пропаганда

По словам Сталлоне, это было так плохо, что он пришел в ярость. Актер хотел выкупить права на фильм и уничтожить его до выхода в прокат. Но потом в монтаж вмешались продюсеры и утрамбовали картину в 95 минут. В таком виде она и появилась в кинотеатрах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *