Что такое ремесло 5 класс история древнего
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
Ремесла
Самым первым ремеслом было, вероятно, плетение корзин из речного тростника и прутьев. Корзины были легки в изготовлении и нетяжелы, однако не очень прочны. Более износоустойчивыми были гончарные изделия. Открытие того, что обожженная глина становилась прочнее, могло произойти случайно, быть может, когда выложенная глиной корзина упала в огонь. Фигурки из обожженной глины изготавливались начиная примерно с 24 тыс. до н. э., однако потребовались тысячелетия, чтобы люди осознали, что гончарные изделия могли использоваться для приготовления и хранения пищи и напитков.
Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тыс. лет до н. э. Горшки лепили из колец или кусков глины. Их стенки разглаживали и декорировали, прежде чем обжечь на открытом очаге или в печи. Другим важным изобретением — около 6 тыс. лет до н. э. — было изобретение ткацкого станка. Первое полотно было, вероятно, соткано из шерсти, хлопка или льна.
Керамика
Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Идея обжигать гончарные изделия, возможно, пришла в голову доисторическому человеку, когда обмазанная глиной тростниковая корзина случайно упала в огонь. Керамика, изделия из обожжённой глины — это те свидетельства деятельности людей каменного века, по которым мы сейчас можем судить об их умениях. Появление керамики в археологических находках свидетельствует о новом витке в развитии ремёсел. Появилась и профессия гончара — человека, который лепил и обжигал изделия для хранения зерна и воды, кухонную утварь. Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тысяч лет до н.э.
Древние резчики
Камень оставался распространённым материалом для ремесленников. Для изготовления фигурок часто использовался мыльный камень (или стеатит) — пластичный и податливый, из него вырезали изящные изделия, как, например, эта фигурка, найденная на греческих Кикладских островах. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных обрядах. Также среди излюбленных материалов древних резчиков по камню были известняк, кальцит, вулканический туф, кость, бивни мамонта.
Статуэтка из обожженной глины
Это один из древнейших предметов из обожженной глины в мире. Он представляет собой одну из многочисленных сходных между собой фигурок, изготовленных около 24 тыс. лет до н. э. в Дольни-Вестонице в Чехии. Тут доисторические люди охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и лошадей. Строили жилища с небольшими, овальной формы печами, в которых обжигали свои статуэтки.
Плетение
Корзины, циновки, верёвки… — люди, жившие в неолите, плели из тростника и лозы очень много вещей. Корзины были легки в изготовлении, их было нетяжело переносить, а материал для плетения постоянно находился под руками. Тростник в изобилии рос в болотистых местах, по долинам рек. Но из-за недолговечности материала плетёные предметы практически не сохранились. Скорее всего они выглядели так, как эта циновка из Перу, сплетённая из верёвок, сделанных из растительных волокон.
Домашняя утварь
Многие доисторические горшки были украшены орнаментом, похожим на переплетение корзины. Этот горшок, имеющий простой геометрический орнамент, был сделан в Таиланде около 3,5 тыс. лет до н. э. В глиняных горшках вроде этого хранили еду, носили воду или готовили пищу.
Стеатитовый идол
Для изготовления этой резной фигурки с греческих островов Киклады использовался стеатит, или мыльный камень. Стеатит очень мягкий, по нему легко резать. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных церемониях. Они также могли использоваться либо в качестве самого объекта поклонения, либо в качестве ритуального подношения богу. У этой фигурки на шее имеется крест. И хотя у этого символа, безусловно, нет никакого христианского смысла, никому не известно, что же он означает.
Ремесло
Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.
Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.
Содержание
История
Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.
При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома (греч. οίκος ).
Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.
Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.
С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:
Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.
Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.
Литература
ремесло-изготовления предметов быта, орудий труда, оружий, с помощью ручного труда
Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла
Содержание
Примерно 10 тысяч лет назад жизнь человека изменилась коренным образом. Это было обусловлено переходом от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству, а также возникновением ремесел.
Стало зарождаться разделение и специализация труда. Из-за этого устройство общества стало постепенно усложняться.
Зарождение земледелия
Люди заметили, что семена, попавшие в почву, начинают прорастать и давать плоды. Им стало ясно, что можно выращивать себе пищу, если сажать в землю зерна дикорастущих растений. Так от собирательства древние люди перешли к земледелию.
Первобытные люди поняли, что урожай можно собирать в одном месте, поэтому от кочевого образа жизни они перешли к оседлому.
Первыми сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень и просо. Они появились на полуострове Малая Азия, откуда земледелие распространилось по всему миру.
Для посева нужно было подготовить участок земли – расчистить его от кустарников и деревьев. Чтобы разрыхлить почву, древние люди создали новое орудие труда – мотыгу. Это была палка с сучком. Такой вид земледелия назывался мотыжным.
Разрыхлением земли занимались женщины. Урожай собирали другим орудием труда – серпом. Он представлял собой каменные зубцы на деревянной или костяной основе. С изобретением деревянного плуга процесс обработки земли стал гораздо быстрее и эффективнее.
Развитие скотоводства
Какой зверь был одомашнен первым? Первым животным, которое приручил человек, была собака (волк). Собаки охраняли жилища древних людей от хищников и врагов, а на охоте выслеживали и загоняли диких животных.
В случае удачной охоты первобытные люди возвращались домой не только с добычей, но и с детенышами убитых зверей. Они выкармливали животных, и те быстро привыкали к человеку.
Со временем людям удалось приручить овец, коз, лошадей и коров. В результате, из охоты произошло скотоводство – разведение стадных животных. Благодаря развитию скотоводства отпала необходимость в частой охоте.
Возникновение ремесла
Оседлый образ жизни содействовал совершенствованию орудий труда и созданию новых изобретений. Гончарное дело было одним из первых видов ремесленного производства.
Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины? Древние люди обнаружили, что речная глина становится твердой, если ее подержать над огнем. Эта находка позволила первобытным людям изготавливать посуду из глины. В ней можно было готовить и хранить пищу.
Затем люди научились прясть нити из шерсти и льна, из которых, с помощью примитивных ткацких станков, изготавливались лоскуты ткани. Из лоскутков стали делать новую, удобную одежду, которая заменила старую, сделанную из шкур животных. Так древние люди изобрели ткачество.
Постепенно люди, занимавшиеся исключительно производством глиняной посуды, тканей или орудий труда, стали выделяться из кругов скотоводов и земледельцев. Их стали называть ремесленниками.
Ремесло – производство различных изделий с помощью орудий труда.
С течением времени ремесла становились все более сложными. Человеку приходилось тратить много сил и времени, чтобы стать мастером своего дела.
Начало обработки металлов
Когда в процессе производства изделий из глины в огонь попадали маленькие кусочки медной руды, люди заметили, что она начинает плавиться.
Это значит, что раскаленной меди можно придать любую форму. Так, около 7 тысяч лет назад в Передней Азии зародился процесс обработки металлов.
Древние люди создавали острые наконечники, топоры, стрелы и другие орудия, заливая расплавленную медь в различные формы. Медные орудия труда облегчили процесс обработки дерева и кости.
Вместе с медью ремесленники стали обрабатывать золото и серебро. Из них делали искусные украшения. Соединив медь и олово в один сплав, люди впервые получили бронзу.
Это открытие улучшило жизнь человека, так как изделия из бронзы были более прочными, чем медные. Период, когда бронза стала основным материалом в хозяйстве людей, получил название «бронзовый век».
Становление и развитие земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Если рыболовы и охотники только собирали дары природы, то земледельцы и скотоводы сами выращивали и производили то, что им нужно было для жизни.
Так случился переход от присваивающего хозяйства к производящему, который обозначается термином «неолитическая революция». Последствиями этого процесса станет расслоение общины на богатых и бедных, возникновение социального и имущественного неравенства, а также становление первых городов.
История. 5 класс
Конспект урока
Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.
Производящее хозяйство – это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Ремесленник – это человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Цивилизация – это ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 14–12 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.
Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.
Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.
Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.
Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.
С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Так произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, который историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества.
Происходили важные изменения в отношениях людей. На место родовой общины пришла соседская. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т. е. они уже не ощущали кровные связи между собой).
В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.
Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.
Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.
Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.
Каковы признаки неолитической революции?
Появление частной собственности
Преимущественно кочевой образ жизни
Существование родовой общины
Появление частной собственности
Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что неолитическая революция — это переход человеческих общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. И тогда легко можно выбрать правильный ответ. Кочевой образ жизни, родовая община и собирательство существовали до неолитической революции. Значит эти варианты ответов убираем, а оставшиеся варианты являются правильным ответом.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.
Около _____ тысяч лет назад в Западной _____ появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись ______ с ними.
Ответ: Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно медь вытесняла камень. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись наравне с ними.
Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова