Что такое ремонтный фонд

Ремонтный фонд

Смотреть что такое «Ремонтный фонд» в других словарях:

Ремонтный фонд — 49. Ремонтный фонд РЕМОНТ Изделия, изъятые из сферы использования по назначению вследствие отработки ресурса (срока службы) до капитального или среднего ремонта или между ремонтами, отказа, повреждения, или по результатам диагностирования, ремонт … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Фонд Ремонтный — фонд компании, в котором аккумулируются средства на проведение капитального, среднего и текущего ремонтов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

фонд ремонтный — Создаваемый предприятиями специальный резервный фонд средств на осуществление капитального, среднего и текущего ремонтов основных производственных фондов. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

ФОНД, РЕМОНТНЫЙ — создаваемый предприятиями специальный резервный фонд средств на осуществление капитального, среднего и текущего ремонтов основных производственных фондов … Большой бухгалтерский словарь

ФОНД, РЕМОНТНЫЙ — создаваемый предприятиями специальный резервный фонд средств на осуществление капитального, среднего и текущего ремонтов основных производственных фондов … Большой экономический словарь

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях — Терминология Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях: 50. Бюджетирование технология финансового планирования, учета и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 24212-80: Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Термины и определения — Терминология ГОСТ 24212 80: Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Термины и определения оригинал документа: 24. Бюллетень Нормативный технический документ, подготовленный разработчиком или изготовителем изделия и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ — элемент себестоимости продукта (работ, услуг), в котором отражаются налоги, сборы, платежи, включая необязательные виды страхования, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с… … Энциклопедический словарь экономики и права

РАСХОДЫ В СОСТАВЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОЧИЕ — расходы, входящие в себестоимость продукции: налоги, сборы, отчисления в страховые и внебюджетные фонды; платежи за выбросы вредных веществ в окружающую среду, платежи по кредитам: расходы по сертификации продукции; командировочные расходы;… … Большой бухгалтерский словарь

расходы в составе себестоимости продукции прочие — Расходы, входящие в себестоимость продукции: налоги, сборы, отчисления в страховые и внебюджетные фонды; платежи за выбросы вредных веществ в окружающую среду, платежи по кредитам: расходы по сертификации продукции; командировочные расходы;… … Справочник технического переводчика

Источник

Что такое ремонтный фонд

В каком порядке образуют ремонтный фонд предприятия [c.234]

Неиспользованные остатки ремонтного фонда предприятия переходят на последующие годы и не изымаются у него. [c.131]

Отчисления в ремонтный фонд предприятия + [c.162]

Ремонтный фонд предприятия (объединения) образуется по нормативу за счет себестоимости продукции (работ, услуг). Средства ремонтного фонда используются для выполнения всех видов ремонта основных фондов. [c.18]

Ремонтный фонд предприятия (объединения) 18 [c.327]

Общую сумму амортизационных отчислений включают в смету затрат на производство. После реализации продукции предприятие самостоятельно использует амортизационные отчисления, частично направляемые по установленному нормативу в фонд развития производства, науки и техники или другой фонд аналогичного назначения, а частично — в единый ремонтный фонд предприятия. [c.97]

Четвертая схема создание ремонтного фонда. Предприятия, образующие ремонтный фонд для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов, в себестоимости продукции по элементу «Прочие затраты» отражают также отчисления в ремонтный фонд. Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных фондов и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими предприятиями. [c.71]

План себестоимости работ и услуг ремонтного цеха при наличии на предприятии подготовленной нормативной базы включает калькуляции по видам услуг, себестоимость 1 нормо-часа (по цехам) смету цеховых расходов, смету на содержание и эксплуатацию оборудования затраты на 1000 р. стоимости основных фондов предприятия (для анализа). При отсутствии на предприятии соответствующей нормативной базы план по себестоимости устанавливается по следующим плановым документам и показателям смете затрат, смете цеховых расходов и смете расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, а также затратам на 1000 р. стоимости основных фондов предприятия (для анализа). [c.297]

Ремонтное хозяйство предприятия осуществляет организацию, планирование и выполнение ремонтных работ. Основные задачи ремонтного хозяйства — поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии и их обновление, увеличение сроков использования фондов без ремонта, совершенствование организации и качества ремонта, уменьшение затрат на ремонт. Различают три формы организации ремонтных работ централизованную, децентрализованную и смешанную. При централизованной форме весь ремонтный персонал и материальные [c.97]

В настоящее время на предприятиях по определенному нормативу за счет себестоимости образуется ремонтный фонд, средства которого используются на проведение всех видов ремонта основных фондов. [c.140]

Средства ремонтного фонда расходуются предприятиями самостоятельно в соответствии с планом проведения ремонта. Если же проведение ремонта основных фондов, таких как капитальные, экономически целесообразно, тогда средства, предназначенные на проведение этих ремонтов, могут быть использованы на приобретение нового оборудования взамен выбывающего из эксплуатации. [c.56]

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансировании удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций (предприятий) относятся амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе. [c.281]

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях. [c.13]

Создавать ремонтный фонд (резерв денежных средств). Предприятия на основе технико-экономических расчетов определяют общий объем ремонтных работ и норму формирования ремонтного фонда. Нормы отчислений в ремонтный фонд должны учитывать и затраты на модернизацию оборудования, если она не проводится при реконструкции и техническом перевооружении. В этом случае затраты по модернизации объектов основного капитала покрываются за счет источников финансирования прямых инвестиций. [c.218]

На основе утвержденных норм предприятия ежемесячно проводят начисление ремонтного фонда и включают его в себестоимость равными долями, расходование же средств из этого фонда происходит по мере необходимости. Это вносит определенную стабильность в формирование затрат на производство и реализацию продукции и прибыли предприятия. [c.218]

Ремонтный фонд — целевой источник финансирования ремонта основных производственных фондов. Создается за счет ежемесячно относимых на себестоимость продукции отчислений по утвержденным предприятием нормативам. [c.442]

Возможны различные методы отражения в бухгалтерском учете затрат на ремонт. Предприятия, которые образуют ремонтный фонд в качестве резерва средств для планомерного включения затрат на проведение всех видов ремонта основных фондов производственного назначения в себестоимость продукции (работ, услуг), в составе элемента Прочие затраты отражают также отчисления в ремонтный фонд, определяемые в зависимости от балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений, которые утверждаются в уставе самими предприятиями. [c.149]

В условиях нормально функционирующей экономики создание ремонтного фонда целесообразно на крупных предприятиях с [c.149]

Краткосрочные обязательства по ремонтному фонду. На многих предприятиях с целью равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на ремонт основных средств создают ремонтный фонд. Расчетные суммы, включаемые в издержки и [c.225]

Ремонтный фонд создается, как правило, для обеспечения в течение ряда лет равномерного включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта. Размер отчислений определяют исходя из балансовой стоимости основных средств производственного назначения и нормативных отчислений, утверждаемых самим предприятием. Начисленные суммы включают в издержки производства (20, 23, 25, 26, 43 — 89/2). Фактические расходы по ремонту относят за счет созданного резерва (89/2 — 23, 60, 76). В том случае, когда по счету ремонтного фонда не достает суммы на покрытие произведенных расходов, разница относится на счет расходов будущих периодов (31 — 23, 60, 76). По мере пополнения ремонтного фонда эта разница списывается со счета 31 (89/2 — 31). [c.484]

Кроме того, за счет выручки от продаж образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых устанавливается соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политикой предприятия. Предприятия могут формировать и ремонтный фонд, который предназначен [c.23]

При полной хозяйственной самостоятельности предприятия его коллектив или отдельный предприниматель используют остаточную систему оплаты труда. Она предполагает образование фонда заработной платы труда как остатка дохода после компенсации всех видов расходов. В состав последних входят материальные и приравненные к ним расходы, расходы на содержание оборудования, отчисления в ремонтный фонд, выплаты государственным органам, социальные платежи, отчисления в фонды резервный, социального развития [c.353]

Для равномерного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на проведение всех видов ремонта основных средств, предприятия могут создавать резерв средств (ремонтный фонд), исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими предприятиями. Данное действие производится в соответствии с п. 10 Положения о бухгалтерском 403 [c.403]

Следует учесть, что определенные денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения СОП и ВВП (условно применительно к предприятию). Так, часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам, МБП и нематериальным активам. В принципе, они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются другие денежные фонды — резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного выполнения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав себестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распределения выручки от реализации продукции. [c.302]

Отдельные затраты, например на износ инструмента, на энергию для приведения в действие ремонтных станков, учитывают в цеховых расходах. Затраты на текущий ремонт зависят от вида планового ремонта производственного оборудования, представляющего собой наиболее важную часть основных фондов предприятия. [c.100]

К основным собственным источникам финансирования коммерческих предприятий и организаций относятся амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий в 1996 г. составила 70%, что соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время не все коммерческие организации и предприятия способны реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хо- [c.82]

Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся арендная плата амортизация основных фондов износ нематериальных активов износ материальных и быстроизнашивающихся предметов расходы по содержанию зданий, помещений услуги сторонних предприятий и организаций затраты по подготовке и переподготовке кадров затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства отчисления в ремонтный фонд отчисления на обязательное страхование имущества и другие виды затрат. Условно-постоянные затраты анализируются по абсолютной сумме. [c.32]

Прочие затраты включают некоторые налоги (например, земельный налог, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем), платежи по обязательному страхованию предприятия, командировочные, подъемные, отчисления в ремонтный фонд и др. [c.297]

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев. [c.472]

Определение величины норматива ремонтного фонда по предприятиям [c.437]

Осуществляет разработку планов проведения ремонтных работ оборудования и других основных фондов предприятия. [c.331]

Если посмотреть со стороны, то НПЗ представляет внешне сложное предприятие, в состав которого входят различные инженерные сооружения, представляющие основные фонды предприятия, это технологические установки, на которых осуществляется переработка нефти объекты приема, хранения и отгрузки сырья и нефтепродуктов энергетические сооружения, сооружения водоснабжения и канализации, ремонтно-механическая база и другие вспомогательные службы. [c.136]

По форме организации ремонт делится на централизованный, децентрализованный и смешанный. При централизованном ремонте работы осуществляют специализированные ремонтно-наладочные предприятия без использования местных ремонтно-эксплуатационных служб. Усовершенствование этой формы ремонта предполагает создание центрального обменного фонда оборудования и расширение его номенклатуры, а также распространение сферы услуг ремонтных предприятий на проведение текущего ремонта и профилактического обслуживания. Централизованная форма ремонта обеспечивает наиболее высокое качество работ. [c.122]

Должностные обязанности. Осуществляет разработку перспективных и текущих планов (графиков) различных видов ремонта оборудования и других основных фондов предприятия (зданий, систем водоснабжения, канализации, воздухопроводов и т.д.), а также мер по улучшению их эксплуатации и обслуживания, контролирует выполнение утвержденных планов (графиков). Способствует внедрению систем комплексного регламентированного обслуживания, обеспечивающих своевременную наладку и ремонт оборудования, эффективную работу предприятия, прогрессивной технологии ремонта, высокоэффективных ремонтных приспособлений, механизации трудоемких процессов. Принимает участие в проверке технического состояния оборудования, качества ремонтных работ, а также в приемке вновь поступающего на предприятие оборудования, в необходимых случаях оформляет документацию на его списание или передачу другим предприятиям. Организует подготовку ремонтных работ, определяет потребность в запасных частях для ремонта оборудования, по обеспечению ими предприятия на условиях кооперации. Осуществляет контроль за деятельностью подразделений предприятия, участвующих в проведении ремонтных работ и испытаний оборудования, за соблюдением правил эксплуатации, технического обслуживания и надзора за ним. Разрабатывает мероприятия, направленные на совершенствование организации обслуживания и ремонта оборудования, на снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ, улучшение их качества, повышение эффективности использования основных фондов (повышение износоустойчивости и уменьшение простоев оборудования). Участвует в работе по планированию технического развития производства, капитального ремонта и модернизации основных фондов, составлении баланса производственных мощностей и их использования. Разрабатывает нормативные материалы по профилактическому обслуживанию и ремонту оборудования (нормативы ремонтно-эксплуатационных затрат, сроков службы запасных час- [c.175]

В отдельный элемент затрат выделены налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ по обязательному страхованию имущества предприятия, учиты-, ваемого в составе производственных средств, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции (работ, услуг) вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения платежи по кредитам в пределах установленных ставок оплата работ по сертификации продукции затраты на командировки по установленным нормам подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров затраты на организационный набор работников, на гарантийный ремонт и обслуживание оплата услуг связи, вычислительных центров, банков плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных средств амортизация по нематериальным активам отчисления в ремонтный фонд, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. Такие расходы выделяются в Прочие затраты и учитываются в составе элементов затрат. [c.222]

В случае проведения ремонтных работ подрядным способом целесообразно покрывать затраты на ремонт за счет создаваемог о на предприятии/>еи

Источник

Ремонтный фонд на предприятии, его формирование и использование.

Основные фонды организаций в процессе эксплуатации изнашиваются. Ремонт основных фондов удлиняет срок их службы, повышает производительность, уменьшает потребность в прямых инвестициях на создание новых основных фондов.

Различают текущий, средний и капитальный ремонт.

При текущем ремонте происходит ликвидация мелких поломок, замена отдельных деталей. Как правило, он носит случайный характер.

Средний или планово-предупредительный ремонт связан с заменой отдельных элементов, деталей и узлов, проверкой работы всех агрегатов. Средний ремонт может проводиться несколько раз в год.

При капитальном ремонте машин и оборудования, осуществляемом с периодичностью более года, как правило, проводятся разборка агрегата, замена или восстановление изношенных деталей и узлов, ремонт базовых деталей. Капитальный ремонт зданий и сооружений предусматривает замену изношенных конструкций и де­талей более прочными и экономичными, улучшающими эксплуата­ционные показатели ремонтируемых объектов. Экономическая целесообразность капитального ремонта опре­деляется сопоставлением затрат на капитальный ремонт со стоимо­стью ремонтируемых объектов.

С проведением рыночных преобразований у организаций изме­нился порядок финансирования ремонта объектов основных фондов. В настоящее время организации самостоятельно определяют как общие объемы ремонтных работ, так и их структуру по видам. План ремонта составляется на год в целом по организации на основе сметно-финансовых расчетов по ремонту отдельных объектов с уче­том действующих норм, цен, тарифов и утверждается руководите­лем организации (предприятия).

Все организации независимо от подчиненности и форм собст­венности включают расходы на все виды ремонта объектов основ­ных средств в состав затрат на производство и реализацию продук­ции. Но организациям (предприятиям) дано право самостоятельно выбирать вариант отнесения на себестоимость затрат на ремонт.

Финансирование всех видов ремонта непроизводственных эле­ментов основного капитала проводится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Порядок финансирования ремонта зависит от способа его проведения. При выполнении ремонтных работ подрядным способом расчеты между подрядчиком и заказчиком проводятся за закончен­ные этапы работ или объект в целом. Расчеты по ремонту, осущест­вляемому хозяйственным способом, проводятся по отдельным эле­ментам затрат.

Источник

Ремонт общего имущества. Сбор платы и создание ремонтного фонда

О сборе средств собственников

Чем больше внимания эксперты уделяют теме проведения ремонтных работ на общем имуществе, тем чаще они приходят к выводу, что действующие нормы ЖК РФ и подзаконных актов не позволяют организовать прозрачную работу по сбору средств и проведению соответствующих видов ремонта. На коррупционный характер не только действующих правил, но и предполагаемых поправок к Жилищному кодексу указали несколько компетентных консалтинговых групп. Судите сами.

Финансирование ремонта: положения закона

Согласно пп. 1 и 4.1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о капитальном и текущем ремонте общего имущества в МКД. Обратите внимание, речь идет не о решениях по финансированию ремонта или его проведению, а просто о решениях о ремонте. Возможно, этой емкой формулировкой охвачены все вопросы, связанные с ремонтом. Однако догадки в этом вопросе, по мнению автора, недопустимы, а норма сформулирована слишком лаконично.

Относительно расходов на капитальный ремонт в ЖК РФ есть специальное уточнение. Кстати, оно было сформулировано еще до того, как решение о текущем ремонте стало предметом обязательного обсуждения на общем собрании собственников, поэтому осмелимся предположить, что все сказанное ниже относится и к расходам на текущий ремонт (забегая вперед, отметим, что не только относится, но и наиболее применимо именно к текущему ремонту).

Итак, в силу п. 2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

В указанной статье говорится о решении собственников об оплате расходов на капитальный ремонт. Допустим, это то же самое решение, которое упоминается в ст. 44 ЖК РФ. Получается, чтобы собственники его приняли, в том числе в части порядка финансирования (срока возмещения расходов), управляющей организации необходимо назвать период проведения капитального ремонта, привести перечень работ, которые нужно выполнить, и другую конкретику, которая, надо отметить, известна по дому, который уже требует капитального ремонта. Напомним, что период проведения капитального ремонта в зависимости от характеристик МКД составляет от 10 до 20 лет (см. таблицу 9 Положения по техническому обследованию жилых зданий ВСН 57-88(р) [3] ), но данное обстоятельство совершенно не учитывается анализируемыми нормами. Капитальный ремонт – вещь для собственников достаточно дорогостоящая, особенно если они полностью или в большей части оплачивают его самостоятельно. Поэтому логичным является финансирование такого ремонта путем накопления средств в течение нескольких лет (кредитование собственников помещений в МКД под эти цели в нашей стране просто отсутствует).

Выше автор предположил, что при планировании, финансировании и проведении текущего ремонта управляющей организации будет проще следовать нормам ЖК РФ, даже если на эти взаимоотношения распространяются требования, сформулированные в п. 2 ст. 158 ЖК РФ для капитального ремонта. Дело в том, что в силу п. 2.3.4 Правил эксплуатации жилфонда [4] и разд. 4 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р) [5] периодичность проведения текущего ремонта МКД составляет от трех до пяти лет, а наиболее эффективной считается реализация отдельных ремонтных работ в разрезе годовых планов. Поэтому самым оптимальным вариантом для УК является ежегодное включение (естественно, с согласия собственников) в перечень работ (услуг) по договору управления конкретных мероприятий по текущему ремонту общего имущества с указанием их стоимости и сроков проведения. Тогда плата за жилое помещение, установленная на год, полностью покроет затраты на осуществляемый в течение года ремонт. Однако нельзя исключать ситуацию, при которой работы по текущему ремонту проводятся УК, например, один раз в три года, тогда необходимость накапливания средств тоже существует. В этом случае проблемы финансирования как текущего, так и капитального ремонта весьма схожи, поскольку механизм накопления и резервирования средств на подобные цели должным образом не развит.

Проблемы и легализация сборов на ремонт

Обозначим основные трудности (на примере финансирования работ капитального характера), которые возникают при сборе средств даже при допущении добросовестности и слаженности работы всех заинтересованных лиц (УК и собственников). На страницах журнала мы неоднократно акцентировали внимание читателей на том, что сбор средств на капитальный ремонт в виде фиксированной суммы в составе платы за жилое помещение по умолчанию без решения собственников помещений незаконен. С другой стороны, как получить согласие собственников, если в силу ст. 158 ТК РФ УК должна вынести на соответствующее собрание не только вопрос об оплате расходов на ремонт, но и предложения по срокам его проведения, объему работ и т.д.? Проблема состоит в том, что УК, инициируя сбор средств на капитальный ремонт, который понадобится дому, допустим, через пять лет, по объективным причинам не может точно указать его стоимость и период проведения: прогнозируемый износ дома и конкретные повреждения могут не совпасть с реальными, инфляционные процессы, а также появление новых материалов и технологий непредсказуемы, во всяком случае, сотрудники УК не всегда компетентны в составлении подобных прогнозов. Таким образом, получается, что собирать средства на капитальный ремонт постепенно, не нарушая требования ст. 158 ЖК РФ, практически невозможно, а не собирать средства, не ущемляя при этом интересы собственников и управляющих организаций, тоже не получится.

Все же следует признать, что организовать сбор средств без сметы и других подробностей будущего капитального ремонта можно, например, в рамках такого сценария. На общем собрании собственники 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (именно столько требуется для легитимности решений о капитальном ремонте согласно п. 1 ст. 46 ЖК РФ) решают, что накопление средств для проведения такого ремонта необходимо, причем посредством создания специального фонда (по аналогии с тем, как это делает ТСЖ (пп. 2 п. 1 ст. 137 и пп. 5 п. 2 ст. 145 ЖК РФ)). Собственники имеют полное право утвердить такое решение и дать соответствующие поручения УК. Причем данные действия непосредственно связаны с исполнением собственниками их обязанности по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии. Значит, если на соответствующем собрании должным числом голосов одобрен сбор средств (например, по 3 руб. с 1 кв. м жилого (нежилого) помещения в месяц) на ремонт, который будет проведен через несколько лет, но стоимость и сроки проведения которого еще не известны, управляющая компания обязана собирать и накапливать такие средства. Видимых нарушений закона здесь нет, зато вполне очевидны другие трудности, связанные:

Отсутствие четкого регламента по администрированию средств ремонтного фонда фактически провоцирует УК на нарушение баланса интересов собственников помещений и интересов самой компании, удовлетворению которых, естественно, отдается предпочтение.

Целевой характер средств ремонтного фонда и их использование

То, что средства, накапливаемые для проведения ремонта, с экономической точки зрения являются целевыми, не вызывает сомнений. С позиции налогового законодательства они также позиционируются в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). А вот правовая природа таких средств в Гражданском и Жилищном кодексах не определена. Вспомним основы гражданского законодательства. Согласно ст. 1 ГК РФ оно базируется на нескольких принципах (в частности, на признании равенства участников регулируемых им отношений и свободы договора). Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. В свою очередь, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и т. д. В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований,
предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, хотя и не предусмотрены законом или такими актами.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности:

Применяя все сказанное выше к рассматриваемой нами ситуации, достаточно сложно определить, по какому основанию (кроме иных действий граждан и юридических лиц) у собственников помещений и УК возникают права и обязанности по накапливанию и расходованию средств ремонтного фонда, а также в каком объеме. Конечно же, основной недочет – отсутствие нормативных актов, регулирующих данный процесс.

Что касается договора управления, то в общепринятом (рамочном) виде он также не обуславливает возникновение конкретных прав и обязанностей его сторон в части создания и использования ремонтного фонда. Основная причина того, почему договор в рассматриваемом случае не образует соответствующих прав и обязанностей, заключается в следующем. В общем случае срок действия договора управления не может быть менее года и более пяти лет (п. 5 ст. 162 ЖК РФ). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД устанавливается на срок не менее одного года (п. 7 ст. 156 ЖК РФ). То есть размер платы должен ежегодно утверждаться собственниками или (с их согласия) индексироваться (Письмо Минрегиона РФ от 06.03.2009 № 6174-АД/14). Вспоминая о том, что период проведения капитального ремонта составляет от 10 до 20 лет, а текущего ремонта – от трех до пяти лет, легко представить ситуацию, при которой управляющая организация, накапливающая средства, заведомо не имеет перед собственниками договорной обязанности выполнить ремонт той или иной сложности, так как период действия договора не пересекается с предположительным периодом проведения ремонта. То есть при получении с собственников сбора на соответствующий ремонт встречных обязательств по его выполнению у УК не возникает (за исключением обязанности по проведению неотложных работ). К тому времени, когда будет необходимо отремонтировать дом, собственники могут не раз сменить управляющую организацию или способ управления МКД.

Между тем согласно установленной структуре платы за жилое помещение она покрывает расходы УК (пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ):

Отсюда следует важный вывод: если УК накапливает средства на ремонт, порядок, сроки и стоимость которого подлежат согласованию в будущем, то есть если УК еще не приняла на себя обязанности по выполнению ремонтных работ, плата за ремонт должна рассчитываться и взиматься с собственников отдельно от платы за жилое помещение. Иными словами, плата за ремонт должна быть выведена за рамки цены договора управления.

Обозначенное несоответствие договорных и реально существующих отношений между УК и собственниками является проблемообразующим, и обособление сбора на будущий ремонт от платы за жилое помещение – это лишь первый шаг на пути разработки правил игры, в которой силы собственников и управляющих организаций явно не равны, что является провокационным фактором для УК. Чтобы гражданские права и обязанности каждого заинтересованного в образовании ремонтного фонда субъекта были понятны и максимально четко сформулированы, необходимо закрепить все существенные этапы финансирования ремонта (от сбора средств до их расходования) в договоре управления. Это можно сделать путем оформления приложения к договору, в котором будут описаны положения о ремонтном фонде и раскрыты вопросы накопления и использования средств, контроля за их сохранностью, процедуры передачи новой УК и т.д., то есть все нюансы, которые не урегулированы на данный момент на законодательном уровне. В частности, в положении о ремонтном фонде необходимо раскрыть информацию:

Законодательные инициативы

В апреле 2012 года группа депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму проект Федерального закона № 59728-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект № 59728-6). Миссия законопроекта – формирование правовых основ для создания устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта МКД. Однако после прочтения текста законопроекта становится ясно, что в качестве правовых основ разработчики данного документа позиционируют не универсальные нормы ЖК РФ, которые позволят УК легитимно создавать ремонтный фонд, управлять им и при этом не опасаться претензий со стороны жильцов, жилинспекций, налоговых органов и т.д., а также защитят собственников от произвола недобросовестных компаний, что было бы вполне логично, а государственную надстройку в этой финансовой пирамиде. Поясним, откуда взялся подобный скепсис.

По смыслу данного законопроекта накопление средств на капитальный ремонт путем взимания фиксированной платы необходимо, с этим нельзя не согласиться. Однако есть претензии к самой реализации данной идеи, поскольку все сводится к созданию региональных систем капитального ремонта МКД. Под такой системой понимается установленная нормативными правовыми актами субъектов РФ совокупность мер, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само-управления, УК (ТСЖ, ЖК и иными специализированными потребительскими кооперативами) и направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, осуществляемого на плановой основе за счет обязательной платы за капитальный ремонт общего имущества в МКД, вносимой собственниками помещений, а также иных источников.

Даже из самого определения видно, что у собственников помещений появляется обязанность вносить соответствующую плату. Все остальное – дело региональных и местных властей (субъектам, управляющим жилфондом, не отводится здесь никакой новой или значимой функции). Так, предполагается, что Правительство РФ утвердит порядок установления размера платы за капитальный ремонт (ее минимального и максимального уровней). Использование и управление средствами, сформированными за счет платы за капитальный ремонт, будут отнесены исключительно к компетенции государственных органов в области жилищных отношений, а утверждение графиков капитального ремонта – к компетенции органов местного самоуправления.

Важное уточнение содержится в пояснительной записке к законопроекту. В ней говорится, что варианты организации систем капитального ремонта МКД могут быть различными ввиду конкретных особенностей региона. Поэтому предполагается, что у субъектов РФ есть некоторая свобода при построении механизма работы системы капремонта, точнее, они могут выбрать один из двух способов построения системы:централизованный или децентрализованный.

Далее в общих чертах описывается совокупность функций централизованной системы капремонта, которые заключаются в аккумулировании средств, накапливаемых на капремонт на счете уполномоченной субъектом РФ организации (возможно, даже без участия в расчетах УК и ТСЖ). Эта организация осуществляет учет поступлений и управление ими, а также управление средствами, направляемыми на финансирование капитального ремонта, полученными за счет привлеченных кредитов, субсидий. Главная особенность заключается в том, что в рамках централизованной системы может работать принцип взаимовыручки, когда накопления одного дома используются на капитальный ремонт другого дома на возвратной основе.

О децентрализованной системе сказано лишь то, что в этом случае накопление средств осуществляется на отдельных банковских счетах, открываемых УК и ТСЖ. Напоминаем, это даже не текст законопроекта, а лишь пояснительная записка к нему. О каком формировании правовых основ финансирования капитального ремонта идет речь, если об этой системе больше нигде не упоминается? А вопросы использования накапливаемых средств по-прежнему не раскрываются и, видимо, отдаются на самостоятельную проработку управляющим и собственникам помещений.

В итоге получается, что субъект РФ, исходя из совокупности разнообразных факторов, должен определить, какую систему капитального ремонта он будет внедрять в регионе:

1) централизованную систему с накоплением средств на счете уполномоченной организации:

2) децентрализованную систему с накоплением средств на отдельных счетах УК (ТСЖ):

При этом Законопроектом № 59728-6 предусмотрена поправка к ст. 44 ЖК РФ в части права собственников (реализуемого посредством решения общего собрания собственников помещений в МКД) на отказ от участия в управлении и аккумулировании денежных средств, сформированных за счет платы за капитальный ремонт, и управлении ими в отношении более чем одного МКД. Надо полагать, здесь имеется в виду отказ собственников от финансирования региональной системы капитального ремонта (централизованной или децентрализованной) с котловым характером использования средств. Однако в этом случае все возвращается на круги своя и собственники, не желающие оплачивать ремонт других домов, как и их управляющие компании и ТСЖ, вновь окажутся в ситуации правового вакуума и все с теми же неразрешенными вопросами (о том, в каком порядке собирать средства на ремонт общего имущества и как их администрировать).

Поэтому считаем, что приведенные выше рекомендации о разработке положения о ремонтном фонде как приложения к договору управления не утратят своей актуальности даже после успешного прохождения Законопроектом № 59728-6 всех чтений.

В статье дана правовая оценка действий управляющих организаций по сбору с собственников помещений фиксированной платы за капитальный ремонт без согласования сроков, стоимости и перечня конкретных работ. Автор предлагает один из способов легализации данной платы как ежемесячного взноса в ремонтный фонд. Приведенные рекомендации применимы при администрировании денежных потоков, предназначенных для проведения как капитального, так и текущего ремонта.

[1] Статья М. О. Денисовой «Ремонт общего имущества», № 1, 2012.

[2] Статья С. Н. Козыревой «Обязательства по капитальному ремонту общего имущества».

[3] Утверждено Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 06.07.1988 № 191.

[4] Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

[5] Утверждено Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312.

[6] Поскольку относительно децентрализованной системы капитального ремонта не дано исчерпывающих пояснений, автор допускает, что в рамках ее реализации возможно при-менение элементов котлового способа (например, когда УК или ТСЖ может направить собранные на специальном банковском счете средства собственников помещений одного дома на ремонт другого дома, находящегося в управлении УК, на возвратной основе).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *