Что такое рэп веревка
Статьи
Шнур
Репшнур
Понятие «репшнур» чаще всего используется в альпинистских кругах.
Репшнур — статическая верёвка диаметром 4—8 мм круглого сечения с защитной оплёткой. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций — для схватывающих узлов (напр. прусик, узел Бахмана, Австрийский схватывающий узел) и для вспомогательных целей.
Шнуры толщиной 7- 8 мм используются для вязания петель, импровизированных нижних и верхних обвязок и других вспомогательных целей.
Шнуры толщиной 5—7 мм лучше всего подходят для вязания самозатягивающихся узлов.
Шнуры толщиной 3—6 мм используются для изготовления альпинистских лестниц, подвязывания различных грузов и инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке.
Важно: Надо знать, что репшнур не рассчитан на динамический рывок.
Паракорд
Добрались до самого интересного. Если про шнур/репшнур и так все понятно, то «паракорд» в России используется в речи просто как модное слово, которое все чаще на слуху. Как показала практика, 90% клиентов спрашивающих у нас «Есть ли у Вас паракорд?» имеют ввиду обычный шнур отечественного производства.
Высаживаясь на полях сражений, солдаты срезали стопы своих парашютов и использовали их в дальнейшем. Так, постепенно, паракорд оброс великим множеством способов применения: помогал в постройке убежища, ремонте и многом другом.
Со временем, за неимением аналогов, паракорд стал популярным по всему миру и сегодня применяется в качестве обычной многофункциональной веревки как военными, так и граждаскими лицами.
Его использовали даже астронавты (в качестве многоцелевого троса во время миссии STS-82 второго полёта Шаттла для ремонта телескопа Хаббл)
Паракорд представляет собой легкий нейлоновый шнур с сердечником, сплетенный из многочисленных нейлоновых нитей. Его можно разделить на две части: «оболочку» — наружное покрытие, состоящее из большого количества переплетённых волокон и так называемые «потроха» — внутренний трос, сплетенный из нескольких одиночных канатиков, каждый из которых в свою очередь состоит из множества переплетенных нитей.
Паракорд делится на 2 типа: ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ.
ВОЕННЫЙ паракорд называется Mil-Spec Paracord, или же MIL-C-5040 Type III (Military Specification) — мил-спек, отвечающий военной спецификации.
Он изготавливается всего несколькими компаниями в США и по большей части идет на государственные нужды — например, на экипировку армейских подразделений, правоохранительных органов и т.д.
Производство военного паракорда находится под контролем Министерства Обороны США и сертифицировано Центром промышленного снабжения Министерства Обороны США. Весь военный паракорд отвечает стандартам качества и регулярно проходит лабораторные исследования и серию полевых испытаний.
С возрастанием популярности паракорда возрос и спрос — многие люди хотели иметь подобную «неубиваемую веревку».
Он выпускается многими компаниями повсеместно. Коммерческий паракорд, как и военный, имеет прочность в 550 фунтов (249+ кг) на разрыв и почти идентичные характеристики, однако, отличается более грубой текстурой и слега большим диаметром.
Он слегка толще из-за того, что при его производстве не всегда действуют стандарты качества армейского образца. Во всем остальном — разница практически минимальна.
С этим связана одна особенность маркировки. У репшнура основным показателем, который указывается в названии, является диаметр (Cord 3mm, Cord 4mm и т.д.) У паракорда основной показатель прочность, поэтому в названии указывается Paracord 550, как правило соответствует диаметру 4мм.
Спектр применения паракорда в повседневной жизни крайне широк — его можно использовать для изготовления темляков на ножи, браслетов, как декоративных, так и предназначенных для использования в качестве НАЗ (носимый аварийный запас), часовых ремешков, брелоков на ключи, застежек на молнии, пуговиц, для оплетки различных предметов (зажигалки, фонари, рукоятки ножей, инструменты)
Компания Nike использовала паракорд в своей модели Special Field Air Force
Нейлоновая оболочка часто используется отдельно без сердечника, когда есть потребность в более тонком или менее эластичном тросе. Концы троса практически всегда оплавляют и обжимают, чтобы он не расплетался. Так же применение найдется и сердечнику.
Сердечник (в американской армии его называют «потрохами» может извлекаться, когда нужна более тонкая нить, например, для ремонта одежды или в качестве лески для ловли рыбы в случае отсутствия таковой в экстремальной ситуации.
В отличии от репшнура, паракорд более мягки, эластичный и приятный на ощупь. Из него очень легко плести.
Подводя итог, можно сказать, что паракорд не совсем подходит для альпинизма и дороговат для шнура под хозяйственные нужды. Но очень актуален для «выживальщиков» и как материал для функциональных аксессуаров. Оказавшись на природе, даче, охоте, рыбалке и т.д. приятно осознавать, что на крайний случай у вас найдется 5-10 метров веревки.
Что такое рэп веревка
Слово «паракорд» все чаще на слуху.
Это неудивительно: ведь паракорд — действительно полезная вещь, которую широко используют в выживании и в быту.
Высаживаясь на полях сражений, солдаты срезали стопы своих парашютов и использовали их в дальнейшем. Так, постепенно, паракорд оброс великим множеством способов применения: помогал в постройке убежища, ремонте и многом другом.
Со временем, за неимением аналогов, паракорд стал популярным по всему миру и сегодня применяется в качестве обычной многофункциональной веревки как военными, так и граждаскими лицами.
Его использовали даже астронавты (в качестве многоцелевого троса во время миссии STS-82 второго полёта Шаттла для ремонта телескопа Хаббл)
Паракорд представляет собой легкий нейлоновый шнур с сердечником, сплетенный из многочисленных нейлоновых нитей. Его можно разделить на две части: «оболочку» — наружное покрытие, состоящее из большого количества переплетённых волокон и так называемые «потроха» — внутренний трос, сплетенный из нескольких одиночных канатиков, каждый из которых в свою очередь состоит из множества переплетенных нитей.
Паракорд делится на 2 типа: ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ.
* ВОЕННЫЙ паракорд называется Mil-Spec Paracord,
или же MIL-C-5040 Type III (Military Specification) — мил-спек, отвечающий военной спецификации.
Он изготавливается всего несколькими компаниями в США и по большей части идет на государственные нужды — например, на экипировку армейских подразделений, правоохранительных органов и т.д. Одной из таких компаний является E.L. Wood Braiding Company.
* ГРАЖДАНСКИЙ паракорд называется civilian или commercial — гражданский или коммерческий.
С возрастанием популярности паракорда возрос и спрос — многие люди хотели иметь подобную «неубиваемую веревку».
Он выпускается многими компаниями повсеместно. Коммерческий паракорд, как и военный,
имеет прочность в 550 фунтов (249+ кг) на разрыв и почти идентичные характеристики, однако, отличается более грубой текстурой и слега большим диаметром.
Он слегка толще из-за того, что при его производстве не всегда действуют стандарты качества армейского образца. Во всем остальном — разница практически минимальна.
ОТЛИЧИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОТ ВОЕННОГО
Однако, отличить гражданский паракорд от военного все-таки можно. Для этого необходимо внимательно осмотреть место разреза и «потроха» (внутренние шнуры).
Во многих дешевых коммерческих паракордах, особенно китайских подделках, внутри оболочки будет 7 или 8 шнуров, каждый из которых будет сплетен из 2 прядей.
В военном же, подлинном паракорде, насчитывается ровно 7 внутренних шнуров, каждый из которых сплетен из 3 прядей.
Таким образом, Mil-spec паракорд от дешевой подделки можно отличить по диаметру: 7-ми струнный по 3 пряди паракорд примерно 4мм толщиной, в то время как подделка на 2 пряди чуть толще 3 мм.
Также, мил-спек версию, прошедшую все необходимые испытания, отличает цвет: одна из 7 внутренних нитей будет желтого с черным цвета, а все остальные — белого (см на картинке выше, правый нижний угол).
В то время, как цвет не принципиален и в основном призван отличать американскую версию от других стран, количество прядей очень критично: по их количеству (2 или 3) можно отличать фабричный паракорд (т.е. соответствующий необ
Репшнур и паракорд, страховочный шнур и полиамидная веревка, капроновый шнур – как отличить и надо ли?
Для начала разберемся в понятиях.
Фал (от vallen — падать, спускать) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и т.п.
Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу. В зависимости от предназначения фалы получают дополнительное наименование, например, дирик-фал, кливер-фал, стаксель-фал, сигнальный фал, якорный фал и др.
Воднолыжный фал — плавучий трос из синтетических волокон, снабженный рукояткой на одном конце и крепящийся другим концом к пилону на катере. Служит для буксировки спортсменов-воднолыжников. Аналогично используется в гидрофойле, вейксерфе, вейкскейте и вейкборде.
Репшнур – это вспомогательная статическая верёвка диаметром 3—8 мм. Такая веревка имеет сердечник и плетеную оплетку. Количество прядей в оплетке может отличаться и это влияет на эластичность и прочность веревки. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций.
Репшнур используется как вспомогательная веревка для решения различных задач в горных и водных походах, а также в кемпинге. Синтетический (капроновый, полипропиленовый либо комбинированный) репшнур предназначен для вязки схватывающих узлов.
Внимание! Репшнур не рассчитан на динамическое изменение нагрузки и не предназначен для страховки в качестве основной веревки.
Парако́рд (англ. Parachute cord) — легкий веревочный трос, изготовленный из нейлона (он же полиамид, он же капрон), изначально использовавшийся в стропах парашютов. Оболочка (оплетка) паракорда сплетена из множества переплетенных нитей, благодаря чему является достаточно эластичной.
Из сказанного выше делаем вывод, что синтетическая (полиамидная, полипропиленовая, Хозтекс) веревка (капроновый шнур) – это веревка, которую в зависимости от задачи и диаметра можно назвать по-разному: Репшнур, Страховочный шнур, Фал капроновый, Паракорд, Веревочный трос, буксировочный трос и т.д.
Плетеные веревки (шнуры, фалы) имеют широкое применение в промышленном альпинизме, строительстве, спелеологии, скалолазании, спорте, туризме. Также шнур капроновый (веревка полиамидная, фал полипропиленовый) применяется для обеспечения вспомогательных функций, подтягивания, вытаскивания, закрепления грузов, для крепления инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке, для монтажа и демонтажа разных конструкций и изделий, растяжки тентов, закреплении баннеров, для установки палаток, как лидер-трос для протягивания электрических кабелей и линий связи, обвязки погружных насосов и других вспомогательных целей.
Выберите свою плетенную полиамидную веревку >>>
Как купить:
Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 43, офис 207
Политика обработки персональных данных
Про дайнему и кевлар, получающие все большее распространение в альпинистской практике, на Риске сказано уже немало слов, зачастую – скептических.
Бесспорно, недостатки у этих материалов есть, но не слишком ли они преувеличены на практике? Думаю, поклонникам стиля «фаст и лайт» или, как говорится, любителям «легкой жизни» бальзам на душу прольют ответы на вопросы о применении в альпинизме новейших материалов главы комиссии по безопасности DAV Криса Земмеля.
Нейлон, дайнема, кевлар.
(Для полноты картины, можно упомянуть еще два вида волокон:
полипропилен (РР). Веревки из этого волокна довольно распространены в водных видах спорта, но в горах их использование не рекомендуется из-за низкой устойчивости к ультрафиолету, сравнительно малой прочности и легкости перерезания острыми кромками скал.
Полиэстер (PET) – полиэфирное волокно. Торговые марки – лавсан, дакрон, терилен, тезил, тергаль… По сравнению с нейлоном, более стоек к УФ излучению и износу. Прочность и температура плавления примерно такая же, как у нейлона, эластичность – намного меньше. В альпинистских веревках и шнурах некоторых фирм применяется для изготовления оплетки – прим. переводчика).
Применение дайнемы и кевлара в альпинистском снаряжении.
Рис 1. Внешний вид петель: из дайнемы (слева), меланжевой ткани (дайнема+нейлон) (в центре) и чистого нейлона (справа).
Рис. 2. Репшнуры с сердцевиной из кевлара (слева) и дайнемы (справа). Оплетка обоих шнуров – из нейлона.
Возвращаясь к практике, отвечаем на частые вопросы:
1. Если использовать для самостраховки на станции петлю из дайнемы не порвется ли она при падении на нее?
— На испытаниях падающей стальной 80-кг болванкой, при достаточной высоте падения – ДА, порвется! Причем, при таких условиях порваться может и нейлоновая стропа – см. известную информацию от фирмы DMM. На практических испытаниях учебной группы DAV и курсов гидов VdBS, при использовании падающего груза в виде наполненной песком автопокрышки (более точно имитирующей человеческое тело), при падении с фактором 2(!) 120-см петли с тремя узлами (стремя в карабине, «удавка» на грузе и «дубовый» узел для укорочения петли) не рвались. Ни нейлоновые, ни смешанные (РА/РЕ), ни дайнемовые! Полная глубина падения при этом составляла 2,1 м. При увеличении глубины падения до 4м, рвались петли из всех материалов.
Вывод: в любом случае, падение на самостраховку из стропы или репшнура опасно. Даже если самостраховка выдержит, благодаря упругости человеческого тела, возникающие при этом перегрузка близка к предельно допустимой для организма. Считать, что лучше не использовать самостраховку вообще, чем использовать для этого петли из дайнемы тоже неправильно. Лучше сформулировать так: ни в коем случае нельзя срываться на дайнемовые или нейлоновые петли самостраховки с большой высоты.
2. Можно ли завязывать узлы на петлях из дайнемы?
— Да, вполне можно. Поскольку этот скользкий материал продается в виде сшитых петель, применя для связывания концов узлы, проскальзывающие при малой нагрузке, нет необходимости. Статическая прочность дайнемовой петли с узлом проводника – 11кН, с восьмеркой – 17 кН, с двойным булинем – 24 кН. Можете завязывать проводник на сшитой петле. Для большей надежности выбирайте двойной булинь. Его легче развязать при необходимости. Кстати, из-за старения или динамичного нагружения, действительная прочность может оказаться на 30-50% ниже измеренной при статической нагрузке, так что в центральном пункте станции лучше использовать именно двойной булинь, завязав его на станционной петле раз и навсегда.
Способ завязывания двойного булиня для для этого описан здесь.
Рис. 3. Последовательность завязывания петли двойным булинем.
3. Если все же произошло падение на станцию, узел в центральном пункте сильно затягивается. Не возможно ли при этом расплавления дайнемы в узле?
— Поверхностное оплавления при этом образуются, подобно тем, что можно видеть на оплетке обычной веревки при слишком быстром спуске партнера на скалодроме. Но такое же легкое оплавление появится и на нейлоновой стропе. Полное переплавление петель в этой ситуации невозможно, поскольку, как и при работе узла УИАА, трение происходит не в единственном локальном месте.
Конечно, пропускать связочную веревку в петлю и спускать через нее партнера (будущего «бывшего» партнера :-)) – катастрофическая ошибка. Поведение в этой ситуации нейлона и дайнемы, испытывалось на курсах швейцарских горных гидов. Мы рассуждали так: Петли из дайнемы имеют меньшее поперечное сечение, а их температура плавления ниже, чем у нейлона. С другой стороны, дайнема более скользкая, трение меньше, поэтому ее поверхность меньше нагревается. Не компенсируют ли эти факторы друг друга? Так оно и оказалось на практике. При спуске добровольца через петлю (при одинаковой скорости), 16мм нейлоновая петля пережигалась веревкой через 4,8 м спуска, а 8мм дайнемовая – через 4,2 метра. Точнее, петли не расплавлялись в буквальном смысле, а перетирались из-за комбинированного действия повышенной температуры и механического «перепиливания» сравнительно грубой оплеткой веревки. Опасение, что дайнема опасна для блокировочных петель станции из-за ее низкой температуры плавления не подтвердились. Кстати, петли из кевларового репшнура на этих испытаниях перетереть вообще не удалось.
4. Можно ли использовать схватывающие узлы из дайнемовых репшнуров или петель? Держат ли они вообще? Не перегорит ли прусик при спуске? Можно ли использовать дубовый узел в петле для прусика, или петлю надо связывать пакетным узлом или грейпвайном?
— Сначала – о репшнурах с сердечником из дайнемы и оплеткой из нейлона. Тут ответ однозначен – ДА! Такой репшнур толщиной 5,5мм пригоден для всего – для прусиков, блокировок станций, даже для удлинительных петель на промежуточных точках страховки. Об узлах так же можно не беспокоиться. Поскольку при срывах пиковая нагрузка длится короткое время (0,2…0,5 секунд), даже дубовый узел (предварительно затянутый и с достаточно длинными, не менее 5 см, свободными концами) просто не успеет развязаться или проскользнуть на репшнурах из дайнемы с нейлоновой оплеткой. То же относится и к репшнурам с кевларовой сердцевиной. Конечно чем больше изгибов веревки в узле, тем больше трение и тем больше нагрузка при которой этот узел начнет развязываться или проскальзывать. Если вы хотите максимальной надежности – используйте для связывания репшнура в петлю простой или усиленный грейпвайн или, как компромисс – пакетный узел – рис. 4.
Рис. 4. связывание концов репшнура пакетным узлом.
Рис. 5. Схема связывания концов шнура усиленным грейпвайном.
Что касается использования коротких сшитых петель из дайнемы для прусиков, пережигание петель при самостраховке на спуске не представляет большой опасности. Как было описано выше, из-за меньшего трения меньше и нагрев материала петли. Но из-за меньшего трения меньше и сила схватывания прусика, что является важным при подъемах из трещин или использовании в полиспастах. Так что, в этом случае приходится делать в схватывающих узлах побольше витков – в прусиках – не менее 3-х, в автоблоке или клемхейсте – не менее 4-х.
5. Не безумие ли – нагружать тонкие петли из дайнемы через острые скальные ребра?
— опасность нагрузки на острой кромке лучше рассматривать как сопротивление материала разрезанию. Конечно, при маятниковом движении, любая петля может быть перерезана острой скальной кромкой. Но дипломные работы Петера Риша и Михаэля Бюкерса из Мюнхенского технического университета наглядно показали преимущества в этом отношении дайнемы над нейлоном. При поперечном разрезе дайнема в 6…7 раз устойчивее нейлона. Так что можно быть спокойным! 5,5 мм репшнур из дайнемы с нейлоновой оплеткой перерезать не легче, чем обычную нейлоновую веревку диаметром 9,2 мм. Устойчивость кевлара к разрезу при таких условиях меньше, но все же вдвое превосходит нейлон. Так что можно с чистой совестью накидывать дайнемовые и кевларовые петли и шнуры на острые скальные блоки, продевать через «песочные часы» и использовать репшнуры из этих материалов для верхней страховки.
6. Не слишком ли чувствительны петли из дайнемы и кевлара к УФ излучению? Боится ли кевлар нагрузки на изгиб? Намного ли меньше срок службы этих материалов по сравнению с нейлоном?
— Устойчивость к УФ лучам постоянно обсуждается на интернет-форумах и на альпинистских курсах. Потеря прочности при действии солнечных лучей важна тогда, когда материал постоянно находится под открытым небом. Это актуально для «общественных» спусковых петель или стационарных оттяжек на скалах. «Личные» петли и шнуры страдают лишь из-за легко распознаваемого механического износа.
Устойчивость материалов к УФ лучам исследовал Стефан Дюррбек в центре полимеров г. Вюрцбурга. Оказалось, что материалы с одной стороны, имеют разную степень потери прочности из-за УФ излучения, но с другой – УФ лучи проникают в разных материалах на разную глубину – рис. 6.
Таким образом, можно сделать выводы:
— Глубина проникновения УФ лучей в нейлон и арамид незначительна. Все материалы с нейлоновой оплеткой стареют только снаружи, Сердцевина, несущая основную нагрузку оказывается надежно защищенной от излучения оплеткой.
— Глубина проникновения УФ лучей в полиэтиленовые волокна очень велика. Хотя относительная потеря прочности дайнемы при этом меньше, чем у нейлона, общий ущерб прочности оказывается сильнее. Дайнема, не защищенная нейлоновой оплеткой существенно теряет прочность под действием солнечного излучения.
— В арамидное волокно УФ лучи проникают неглубоко, а относительная потеря прочности под действием излучения меньше, чем у нейлона.
К старым спусковым петлям из дайнемы надо относиться гораздо осторожнее. Но кто же оставляет такие петли на спуске? В основном, старые спусковые петли из строп без оплетки опаснее, чем сделанные из репшнура. Для личных петель, при обычном использовании, старение на солнце не представляет большой угрозы. Списывать в утиль такие материалы надо при отчетливых следах механического износа или после официально допускаемых 10 лет эксплуатации. Даже и после этого срока петли и шнуры, скорее всего, сохранят достаточную прочность, но гарантия производителя уже потеряет юридическую силу.
Наконец, о чувствительности кевлара к изгибающим нагрузкам. Эта опасность актуальна при нескольких десятках тысяч циклов изгиба в локальном месте и не представляет на практике большой угрозы.
Резюме.
И у меня первоначально были сомнения. Висение над пропастью на тонкой ниточке сильно давит на психику. Но этот страх нерационален. Если вы привыкнете к тонким дайнемовым петлям, вы уже не захотите отказаться от них. Кроме малого веса и толщины, такие петли обладают следующими преимуществами:
· Компактно размещаются в рюкзаке или на беседке.
· Удобны для продевания в «песочные часы» или в накидывания на крючья с помощью удавки.
· Благодаря низкому трению и малой растяжимости, очень удобны для полиспастов,
· В крайнем случае, могут использоваться для схватывающих узлов – можно не носить специально для этой цели нейлоновые петли.
Шнуры из дайнемы с нейлоновой оплеткой имеют следующие достоинства:
· Благодаря большей прочности по сравнению с чисто нейлоновыми (того же диаметра), они более универсальны – подходят для организации станций, в качестве удлинителей и т.д.)
· Идеальны при использования в схватывающих узлах. При использовании репшнура вместо сшитой петли, можно сэкономить карабин.
· По сравнению с петлей, переносимой через плечо, репшнур можно в любой момент снять (не снимая рюкзака) и использовать на полную длину.
Пара слов о тонких и прочных статических веревках.
В начале пара слов отступлений и извинений за малоинформативный пост.
За последние пару месяцев уже человек 10 очень сильно интересовались в привате этим вопросом, и очередной интересующийся после получасового разговора попросил выложить какую-нибудь инфу об этом в общедоступном месте. Не найдя ничего лучшего, выкладываю здесь, специально не вывешиваю на главную, так как полагаю, что это мало кому интересно. Поэтому за замусоривание ресурса не бейте сильно.
Речь пойдет о тонких статических веревках. Не могу сказать что часто, но время от времени возникает необходимость в тонких веревках, которые при этом держали бы значительную, для своей толщины, нагрузку. Например, при стандартной прочности полиамидного репшнура около 600-800 кг, для этих веревок при том же диаметре допустимая нагрузка может быть порядка 1800кг, а в некоторых случаях даже до 3700 кг.
В основном такая экзотика используется в качестве сдергивающей (вспомогательной) ветви в тех случаях, когда приходится очень сильно экономить вес. В таком варианте вверх связка (или солист) передвигается на одинарной веревке с нижней страховкой, а при спуске достается волшебная легкая бухта, и спуск идет не на 25м, а на полную веревку.
Другой вариант – при использовании как вспомогательной статики толщиной 8 мм, тогда лидер ее вытягивает сразу при движении вверх, а второй жюмарит по ней с верхней страховкой, и чистит участок.
Так же подобные веревки используются для прусов, самостраховок и проч, хотя в этом варианте у них есть ряд очень серьезных недостатков. И так далее – в воспаленных умах альпинистов возникали разные варианты использования таких «супер-тонко-прочных» девайсов.
Несколько лет назад активно муссировалась идея кевларовой веревки, толщиной в 4мм, которую Бабанов использовал в качестве сдергивающей в своих соло. Было ли такое или нет, точно не скажу, но байки ходили.
Итак, после длинного вступления, ТТХ интересующих нас веревок и какие они бывают.
Самым известным материалом основы является кевлар (он же арамид, или же близкий к нему по свойствам и составу вектран). Он обладает высокой прочностью, из него успешно изготавливаются канаты и веревки с прочностью на разрыв порядка 3400 кг при сечении 8 мм, и около 1900 кг при 6 мм. Плюс к этому, он еще и весьма термостоек, поэтому не оплавляется при трении. Ряд производителей такие шнуры выпускает. Самым доступным в России является производство классика альпинизма Б.Л Кашевника, который делает из этого материала петли для самостраховок – прусов. Несмотря на очевидные плюсы, есть и ряд серьезных минусов материала.
1. Карбон не слишком износостоек, и, что самое опасное, после длительного использования может порваться внезапно. Обычно, на практике, кевларовые шнуры начинают весьма быстро «пушиться», но продиагностировать с должной степенью надежности степень износа не представляется возможным (поэтому от карбона и вектрана потихоньку отказываются, например, производители тетив для луков). Поэтому и заправлять его в спусковое устройство слишком часто не рекомендуется.
2. Кевлар достаточно замысловато работает в мокром виде. Замысловато – в том смысле, что предсказать его надежность тоже не получается.
3. Скорее даже, продолжение пункта 1 – кевларовый шнур перебивается камнем даже легче чем полиамидный, увы.
Далее, возникают два варианта решения проблем.
Первый – кевлар защищается оплеткой из полиамида. Получившийся шнур прочен и износостоек, доступный в России носит название V-Profi, и держит 1300 кг 6 мм, и 2300 8 мм.
Второй вариант – замена кевлара на другие полимеры, как спектра (она же фастфлайт) или дайнима. Это материалы несколько разные, но оба по составу – полиэтилен, с супердлинными цепями, еще прочнее кевлара, более износостойкие, устойчивы к воде, химикалиям и проч. Недостаток – очень скользкий, поэтому тоже лучше использовать его только в составе сердечника, хотя возможны варианты.
В заключение пара слов в целом о подобных веревках. Все они являются суперстатичными, их растяжение не превышает 1%. Поэтому при работе с ними ни в коем случае нельзя допускать динамических рывков, даже с небольшим фактором. В противном случае нагрузки могут развиваться колоссальные. Соответственно, при употреблении их как самостраховок нужно быть очень внимательным и аккуратным. Тем не менее, зачастую, в целях экономии веса и для повышения безопасности их использование вполне оправдано.
Ну и чуть по числам – допустимые нагрузки на разные диаметры подобных веревок.
D-Race, сердечник Dyneema, оплетка Polyester
4мм, 750 кг, 10 г/м
6мм, 1800 кг, 26 г/м
8мм, 3300 кг, 43 г/м
V-Profi, сердечник Vectran, оплетка Polyester
4мм, 750 кг, 15 г/м
6мм, 1300 кг, 25 г/м
8 мм, 2300 кг, 50 г/м
Dynesport, сердечник Dyneema, оплетка Polyester
4мм, 800кг, 14 г/м
6мм, 1800 кг, 34 г/м
8мм, 2600 кг, 46 г/м