Что такое репатриация граждан
Гражданство Евросоюза для россиян: рекомендации International при выборе программы иммиграции
Граждане России и других стран СНГ сталкиваются с необходимостью оформления виз и других разрешений для посещения государств ЕС с целью туризма, трудоустройства, обучения, ведения бизнеса. Визовые ограничения и существенная разница в правах с европейскими гражданами становятся решающими факторами для принятия решения в оформлении статуса гражданина ЕС, который позволяет получить больше привилегий.
Законодательством каждой из стран мира предусмотрена возможность приобретения гражданства иностранцами. Некоторые государства ЕС предлагают ускоренные программы с упрощенными требованиями к заявителям. Таким образом, с каждым годом получение паспорта Евросоюза становится все более востребованным.
Как получить гражданство Евросоюза
Восстановление гражданства страны ЕС — самый доступный способ получения европейского статуса для граждан России
Возможность оформить гражданство ЕС в короткие сроки и без дорогостоящих инвестиций предусмотрена условиями программы репатриации. Репатриация — процесс, согласно которому доказывается территориальная или этническая принадлежность заявителя к стране или народу. Для получения гражданства заявителям необходимо предоставить доказательства наличия в роду родственника, который жил или родился на территории европейского государства в определенный период времени. Во внимание принимается один из родственников до третьего поколения — мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. К заявителям отсутствуют какие-либо требования к проживанию на территории европейской страны, а также отказу от родного гражданства и прохождения языкового экзамена. Для получения положительного решения от властей о восстановлении гражданства достаточно продемонстрировать минимальные знания государственного языка. Репатриация — самый быстрый способ получения паспорта Евросоюза для граждан России и стран СНГ.
Натурализация в старнах Европейского Союза
Процедура натурализации прописана в законодательстве каждой из стран и предусматривает необходимость постоянного проживания на официальных основаниях в среднем 10 лет. Помимо выполнения требований к сроку пребывания на территории государства, условиями предоставления гражданства в общем порядке являются прохождение экзамена для подтверждения высокого уровня знания языка, истории, культуры, отказ от паспорта родной страны. Процесс натурализации довольно длительный и далеко не каждому заявителю гарантирует положительный результат.
Оформление паспорта через инвестиции
В законодательстве европейских стран предусмотрены инвестиционные программы предоставления гражданства за значительное капиталовложение. Процедура рассчитана для заявителей, способных доказать положительное влияние инвестируемых средств на общеэкономическую ситуацию выбранного государства Евросоюза. Среди распространенных вариантов капиталовложения — создание или приобретение бизнеса, покупка государственных ценных бумаг, акций компаний, облигаций или недвижимости, вклад в фонд развития страны. Размер инвестиций для получения гражданства варьируется от 850 000 до 5 000 000 евро.
Определить стоимость оформления гражданства ЕС специалисты компании смогут после подбора иммиграционной программы. Выбор варианта осуществляется на основании целей и пожеланий клиента. Минимальная стоимость получения европейского паспорта составляет 2500 евро по программах восставленная гражданства.
Гражданство Румынии по репатриации
Оформление гражданства Румынии считается одной из наиболее быстрых и удобных процедур получения паспорта ЕС. Процесс репатриации регулируется Законом о гражданстве № 21, ст. 11, и подразумевает предоставление доказательств привязки предков заявителя к территории бывшей Румынии.
Процедура оформления румынского гражданства занимает от 8 месяцев. За этот период заявителю предстоит дважды посетить Румынию — для подачи документов и сдачи присяги в Министерстве юстиции. Результатом успешного прохождения всех этапов становится получение заявителем сертификата о гражданстве и статуса полноправного гражданина ЕС. Сертификат о гражданстве предоставляет право оформления внутренних документов Румынии: свидетельств о рождении и браке, ID-карты, заграничного паспорта и водительского удостоверения европейского образца.
Восстановление гражданства Болгарии
Как и Румыния, Болгария вошла в состав Евросоюза в 2007 году, что предоставило гражданам государства равные права с гражданами других стран ЕС. На законодательном уровне в Республике Болгария также действует программа репатриации. Согласно ст. 15 болгарского Закона о гражданстве для получения статуса гражданина иностранцам необходимо предоставить доказательства этнической принадлежности к народу государства. Заявителям следует подтвердить, что мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка или прадедушка были болгарами. Согласно условиям оформления отсутствуют требования к проживанию на территории страны и знанию государственного языка на высоком уровне. Также для получения статуса гражданина Болгарии нет необходимости отказываться от текущего паспорта.
Сроки оформления гражданства ЕС по болгарской программе репатриации составляют от 15 месяцев и предусматривают три поездки в Софию. Во время первой подаются документы для подтверждения болгарского происхождения заявителя в Государственное агентство по делам болгар за границей (ДАБЧ). Второе посещение столицы государства предусматривает получение удостоверения о болгарском происхождении, подачу его вместе с остальным пакетом необходимых документов на гражданство в Министерство правосудия и прохождение собеседования. Третья поездка осуществляется после выхода указа президента о присвоении гражданства и оформлении внутренних документов гражданина ЕС.
Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами
Репатриация средств — это возврат денег из других государств на родину.
Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.
Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.
Пример употребления на «Секрете»
«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».
Наказание
Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:
Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.
Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:
Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.
Практика
Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.
Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.
Что изменилось на практике за последние годы:
До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.
Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.
Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.
Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.
До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.
Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.
Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.
Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.
Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.
Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.
Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.
С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.
Критика
Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».
В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.
Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.
На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.
При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.
Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.
В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.
Как получить гражданство Израиля
Из старых бумажек в семейном архиве
В этом году мы с женой и дочкой получили гражданство Израиля.
Всё, что нам для этого понадобилось, — доказательство еврейского происхождения.
Чтобы доказать происхождение, нужно добыть документы о том, что ваши отец, мать, дедушка или бабушка — евреи. Еще нужны документы, подтверждающие ваше с ними родство. После этого вам выдадут гражданство Израиля.
С родством проблем, скорее всего, не возникнет: пару свидетельств о рождении вы в любом случае раздобудете. С подтверждением национальности сложнее: в СССР, в котором родились и выросли мои и, скорее всего, ваши родственники, еврейское происхождение многие предпочитали не афишировать. Рекомендую заранее настроиться на детективный квест.
Израильское гражданство для неевреев
Доказательство родства не единственный способ получить гражданство Израиля. Вот что еще можно сделать.
Вступить в брак с гражданином Израиля. Супруг не обязательно должен быть евреем.
Принять иудаизм. Понадобится как следует изучить Тору и пройти специальный экзамен в раввинском суде. И сделать обрезание.
Натурализоваться. Получить вид на жительство, приобрести недвижимость, выучить иврит, прожить в стране три года и отказаться от существующего гражданства. Без гарантий успеха.
Кто может претендовать на израильское гражданство
Право на алию (получение гражданства Израиля) по факту родства имеют несколько категорий людей:
По правилам иудаизма еврейская национальность передается по материнской линии. То есть евреем является тот, у кого мать еврейка. Если ваш дед во всех документах записан русским, но его мать (ваша прабабка) записана еврейкой, в глазах израильского закона он тоже является евреем. И вы имеете право получить гражданство, если докажете ваше родство.
Правила получения израильского гражданства сформулированы в Законе о возвращении
Причин для отказа в алии мне известно немного: уголовное прошлое (отказ очень вероятен) или принадлежность к другой вере (отказ гарантирован). Куда чаще людей «заворачивают» из-за недостаточно весомых доказательств родства.
Какие нужны доказательства
Вам нужны документы, в которых указана принадлежность вашего родственника к еврейскому народу. Найти их несложно: подходят почти все бумаги советского времени — как правило, они содержат графу «национальность».
Одни документы более весомые, другие — менее. Условно все документы можно поделить на три категории.
Косвенные. Это самый большой блок. В него входят менее распространенные документы из государственных органов, документы советского периода (партийные, комсомольские и профсоюзные), личные дела по месту учебы и работы.
Улики. Бумаги, косвенно указывающие на еврейскую национальность: свидетельства о гибели в Холокост или захоронении на еврейском кладбище, характерные снимки в национальной одежде.
Полного перечня документов для доказательства национальности не существует, равно как и списка наиболее весомых из них. Эта таблица составлена на основе моего опыта и опыта моих знакомых. Чем больше указанных в ней документов вам удастся собрать, тем выше ваши шансы. Документы приведены в порядке убывания важности.
Доказательства родства
Помимо документов, подтверждающих национальность родственника, вам понадобятся документы, подтверждающие ваше родство.
Например
Для доказательства родства с вашим дедом по отцовской линии нужно два свидетельства о рождении: ваше (в нем будет указан ваш отец) и вашего отца (в нем — ваш дед).
Эти документы нужно искать в первую очередь: они понадобятся в дальнейших поисках. Ни один архив или загс не выдаст никаких бумаг человеку «с улицы».
Вам также потребуется получить от родственника доверенность на получение его документов. Если родственника нет в живых, нужно получить свидетельство о смерти и ту же самую доверенность от его ближайшего прямого потомка (сына или дочери, внука или внучки).
Образец доверенности на получение документовDOC, 27 КБ
Доказательства родства и доверенность нужно носить с собой во все инстанции, где вы будете искать документы.
Где искать документы
Первым делом распотрошите семейный архив. Если у вас нет дальнего ящика, где пылятся старые бумаги, спросите у родственников, особенно тех, кто постарше. Не ленитесь навести мосты с дальней родней. При удачном раскладе этот пункт окажется первым и последним в ваших поисках.
Следующий уровень — загс. Там получают самые весомые доказательства: свидетельства о рождении, браке и смерти. Все эти документы могут содержать информацию о национальности вашего родственника (для свидетельства о рождении — о национальности матери родственника, что в нашем случае одно и то же).
Почему не стоит отправлять заявку по интернету
Все документы из загса можно получить по запросу через госуслуги. Но вам этот вариант не подходит. Графа «национальность» сегодня не обязательна к заполнению — вам нужно лично попросить включить эту информацию в свидетельство.
Если у вас есть свидетельства о рождении, браке или смерти вашего родственника, но они не содержат графы «национальность», всё равно обращайтесь в загс: у них почти наверняка есть эта информация. И если вы об этом попросите, она будет отражена в повторном свидетельстве.
Третий уровень — «Мои документы» (бывший МФЦ ). Там вы можете получить еще одно важное доказательство — выписку из домовой книги. Это бесплатная услуга, и получать ее тоже стоит лично, с просьбой указать национальность. В форме на сайте эта графа отсутствует.
В домовые книги заносится информация о заселении и выезде жильцов из квартиры
Максимум через месяц вы получите вот такой документ:
Кульминацией основной части квеста должен стать поиск по метрическим книгам — дореволюционному аналогу записи актов гражданского состояния, в которых регистрировались рождения, браки и смерти. Это самый трудоемкий этап: придется ехать в областной архив города, где жил ваш предок. Но при удачном раскладе он даст вам еще одно сильное доказательство.
В областном архиве попросите «книгу родившихся (или „браком сочетавшихся“, или „умерших“) евреев». Ничего не мешает вам предварительно отправить запрос по почте, попросив прислать копии нужных страниц и архивную справку, сделанную на их основании. Но нет гарантий, что документы будут искать. Надежней приехать на родину предка и обратиться с запросом лично.
У каждой религии или конфессии были собственные метрические книги
Чтобы найти записи в метрической книге, я поехал в Тирасполь, где жил мой дед. Это столица Приднестровской Молдавской Республики. Там я получил вот такой документ:
Здесь универсальные советы заканчиваются. Дальше нужно действовать в зависимости от фактов биографии вашего родственника. Постарайтесь представить себе его биографию и подумайте, в чьих документах он мог «засветиться». Учеба, работа, партийная деятельность, задержания — все эти вещи находят отражения в документах. В основном с указанием национальности.
Другой блок доказательств, которые стоит попытаться собрать, — гражданские документы советского времени: справки с мест учебы, личные дела на работе (включающие анкету, автобиографию и все приказы о награждении), комсомольский и профсоюзный билеты. Все они должны содержать указание национальности, но весомыми доказательствами они считаться, скорее всего, не будут. Мне удалось обойтись без них.
Документы военного времени
Во время Великой Отечественной войны оформлялось много документов — любой из них может оказаться ценным доказательством.
Если ваш родственник был награжден в войну, стоит попробовать найти его наградной лист на сайте проекта «Память народа». Приезжать, искать и заверять не требуется — достаточно распечатки с сайта.
Если ваш родственник был репрессирован, стоит обратиться в центральный архив ФСБ: в 2007 году служба рассекретила архивные материалы 1920—1950 годов. Сделать это можно по почте или через Госуслуги.
Если ваш родственник был убит во время Холокоста, информацию об этом можно попробовать получить в израильской организации «Яд ва-Шем»: там собрано по приблизительным оценкам 60% имен погибших. Другой вариант — обратиться к фонду ЧГК в Государственном архиве Российской Федерации, там эти данные тоже могут быть.
Кому поручить сбор документов
Существуют компании, которые занимаются поиском архивных документов вообще и документов для алии в частности. Можно поручить поиски им. Правда, в случае неудачи вы не узнаете, все ли варианты были испробованы.
Найти такие компании несложно. Но перед тем как заказывать исследование, рекомендую почитать отзывы: они есть на специализированных генеалогических форумах. Так меньше шансов нарваться на дилетантов или мошенников.
Куда идти с документами
После того как документы собраны, с ними нужно обратиться к консулу. Именно он по итогам личной встречи принимает решение: достаточно ли у вас весомые доказательства, выдавать вам гражданство или нет.
Работают консулы в посольстве Израиля в Москве и Санкт-Петербурге, но раз в несколько месяцев посещают крупные города России. Если ехать в Москву неудобно, есть смысл дождаться подобного визита в город по соседству — узнать о ближайших поездках консула можно по телефону на сайте посольства.
Страница консульства на сайте посольства Израиля
Позвоните в посольство, запишитесь на прием. Понадобятся ваши данные и данные всех, кто собирается получать гражданство вместе с вами. Вам сообщат дату визита.
Приехать в посольство нужно будет с утра: всё мероприятие может занять целый день. Захватите что-то на перекус, если не хотите есть бутерброды из автомата. Посольство находится на Ордынке, рядом с Марфо-Мариинской обителью. На входе будет тщательный досмотр, как в аэропорту.
Подождете в общем зале, потом вас небольшой группой поведут в другое здание — в нем принимает консул. Там нужно подойти к окошку — вам на руки выдадут огромную анкету (скачать и заполнить ее заранее нельзя). В ней помимо обычных данных нужно будет указать контактные телефоны ближайших родственников, наличие родных в Израиле и даты их переезда, а также адреса и телефоны бывших жен и мужей. Советоваться с сотрудниками посольства при заполнении не возбраняется.
Как проходить собеседование с консулом
После заполнения и сдачи анкеты вас наконец пригласят к консулу. Допроса с пристрастием можно не бояться: в основном он будет изучать ваши документы и расспрашивать об их содержании. Какие-либо подводные камни мне неизвестны. Консул наверняка спросит о ваших планах после переезда в Израиль — стоит ими обзавестись.
Обязательно прозвучит вопрос о вашем вероисповедании — нужно ответить, что вы не религиозны. Называться иудеем не стоит (если вы, конечно, не иудей): вас быстро раскроют. Если носите крестик, лучше оставить дома.
Приготовьтесь заранее: даже с отличным набором документов вам вряд ли удастся пройти собеседование с первого раза. По крайней мере я о таких случаях не слышал. Предположу, что посольству нужно время, чтобы разузнать о вас побольше — и консулу не составит труда придумать причину отложить принятие решения. Мою дочь, например, попросили принести школьные грамоты и тетради. Жену, происхождение которой доказывать не требовалось, так как она попадала под определение «жена еврея», попросили доказать свое еврейское происхождение отдельно.
Итоговый список документов, прямо доказывающих еврейское происхождение моих родственников, выглядел так.
В первый визит к консулу:
Во второй визит к консулу:
Чего ждать дальше
Как пройдете собеседование, вам в загранпаспорт поставят израильскую визу, прямо в посольстве. Вместе с визой вы как будущий гражданин Израиля получите право на бесплатный перелет (но только в определенные даты) с дополнительным багажом, такси от аэропорта и другие льготы.
Координировать переезд будет организация «Сохнут». С ними нужно будет связаться после получения визы. Помогать с обустройством в Израиле — Министерство абсорбции. Израильское гражданство вы получите сразу по прилете в аэропорту Тель-Авива — там с табличкой в руках вас будет ждать сотрудник «Сохнута». Вы пройдете в комнату, где вас сфотографируют на документы: удостоверение нового гражданина (теудат оле) и бланк регистрации в реестре населения (по сути, временный паспорт). Вместе с документами вы получите направление на получение медицинской страховки и немного наличных денег — они полагаются всем новоприбывшим «на подъем».
Не торопитесь с гражданством
Израиль предоставляет почти бесплатные образовательные программы для будущих граждан длительностью от десяти дней до четырех месяцев. После собеседования у вас будет два года, чтобы получить визу, — рекомендую съездить поучиться, а уже потом принимать гражданство. После принятия гражданства участвовать в них уже нельзя. Список образовательных программ есть на сайте «Сохнута».