Что такое репертуарный театр

Как устроен театр

Театральная постановка — как производство — может быть организована на базе стационарного (или репертуарного) театра или в виде антрепризы.

Репертуарные театры обычно имеют свое здание, постоянную труппу и основной репертуар. Сколько ставится новых пьес — зависит от бюджета и наличия сцен (их может быть несколько).

В труппе может быть несколько десятков человек. Актеры получают оклад и надбавки за репетиции и “выходы”, то есть за отыгранные спектакли. Чем меньше актеров задействовано в спектакле, тем он выгоднее театру.

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

В антрепризе антерпренер, т.е. менеджер-организатор, собирает команду под конкретный спектакль, покупает (создает или арендует) все, что нужно для постановки, и снимает подходящее помещение.

Театральные гастроли могут быть организованы как в виде полномасшабного выезда театра вместе со всеми декорациями, костюмами и т.п., так и в виде антрепризы.

Организация театрального дела

В России большинство театров находится в подчинении Министерства культуры, и часть средств на свое содержание зарабатывает за счет продажи билетов, а часть получает из бюджета. В крупных городах, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге, существуют независимые коммерческие театры. Они выживают за счет того, что стоимость билетов в столицах в разы выше, чем в провинции.

Театры работают по сезонам. Обычно сезон начинается в сентябре и заканчивается в мае-июне, а летом сотрудники уходят в отпуск. Исключение из этого правила — театры, которые находятся в туристических городах: там лето — самое время работать. Один месяц перед началом сезона обычно уходит на репетиции и подготовку к премьере сезона.

Обычно репертуарные театры дают 12-13 спектаклей в месяц. Некоторые пьесы идут 3 раза в месяц, некоторые — раз в два месяца, некоторые — пару раз в год.

Репертуар будущего сезона формируется заблаговременно, в некоторых случаях — за год, за два. Но бывают и случаи аврала.

Успех пьесы измеряется, с одной стороны, заполняемостью зала, а с другой — высокой оценкой профессионального сообщества. В некоторых случаях нормой считается 50%, в некоторых —70%; успех — это 80% и выше. Аншлаг — это когда все билеты проданы. Если пьеса в течении нескольких представлений собирает менее половины зала, ее, как правило, исключают из репертуара, т.к. она нерентабельна.

Авторы обязательно должны учитывать размер зала, на который рассчитаны их пьесы.

Малая сцена — это зал на 100 мест (или около того)

Средняя — это зал до 300 мест

Большая сцена — это все, что свыше 300 мест.

Короткие пьесы на час-полтора без антракта, как правило, идут на малых и средних сценах, а длинные спектакли на 2,5-3 часа и с антрактом в 20-30 минут ставятся на большой.

Почему это важно? Если у вас короткая пьеса, явно предназначенная для малой сцены, но в ней задействована масса актеров и предусмотрены сложные декорации, то, скорее всего, ее никто не будет ставить. Во-первых, затраты не окупятся (в зале слишком мало мест), а во-вторых, глубина сцены не позволит разместить всех и вся

Длинный моноспектакль или постановка с двумя-тремя актерами — это тоже не самая лучшая идея для начинающего драматурга. Актерам придется удерживать внимание зрителей в течение двух-трех часов, а это далеко не всем под силу — в труппе просто может не быть подходящего человека. Так что новичкам лучше эксперементировать с проверенными, классическими форматами.

Источник

Репертуарный театр

Репертуарный театр (от англ. repertory theater ) — форма организации театрaльного дела, при которой театр имеет постоянный (или медленно обновляемый) репертуар. Репертуарный театр со своим зданием («стационарный») типичен для России и стран Восточной Европы, поэтому в русском языке для обозначения такой организации обычно применяют просто слово «театр» без уточнения «репертуарный». В других странах зачастую более популярны другие типы театров (например, повторяющие постановку только одного спектакля, пока он приносит хорошие кассовые сборы). Для репертуарных театров характерно наличие постоянной труппы, хотя, как и другие театры, они иногда нанимают актёров на конкретные спектакли.

Содержание

История

Репертуарные театры впервые появились в Англии в XIX веке. В 1879 году был создан Шекспировский мемориальный театр в Стратфорде-на-Эйвоне, в 1891—1897 годах в Лондоне существовал «Независимый театр» (en:Independent Theatre Society), с 1912 репертуарным стал Олд Вик.

Современное состояние в России

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

См. также

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Репертуарный театр» в других словарях:

Театр репертуарный — репертуарный театр театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;. Источник: Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019 р Официальная терминология

Театр под руководством С. Э. Радлова — Театр имени Ленинградского Совета … Википедия

Театр «Атриум» — Атриум Основан 13 января 2001 Художественный руководитель Вячеслав Каганович, Евгений Колкевич Сайт atriumtheater.org «Атриум» (англ. Atrium Theater) русский репертуарный театр, единст … Википедия

Театр в Австралии — Здание Сиднейской оперы визитная карточка Австралии … Википедия

Театр Атриум — Атриум Основан 13 января 2001 Художественный руководитель Вячеслав Каганович, Евгений Колкевич Сайт atriumtheater.org «Атриум» (англ. Atrium Theater) русский репертуарный театр, единственный в США. Основан 1 … Википедия

Театр Гатри — Координаты: 44°58′41″ с. ш. 93°15′19″ з. д. / 44.978056° с. ш. 93.255278° з. д. … Википедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

ТЕАТР ВАРЬЕТЕ — Вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита», с которым в архитектонике произведения связано мнимое пространство. В ранних редакциях Т. В. назывался «театр Кабаре». Здесь происходит сеанс черной магии Воланда с последующим… … Энциклопедия Булгакова

Источник

Антреприза и репертуарная театральная организация. Чем они похожи и чем отличны? Давайте ответим на этот вопрос вместе, разобрав, что такое театр антрепризы и репертуарный.

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Посмотрим теперь на конкретные особенности этой театральной организации.

Особенности антрепризы

Определиться, что такое антреприза, нам поможет и знакомство с ее ключевыми особенностями:

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Виды антрепризы

Театры антрепризы разделяются на два типа:

Антреприза в современном мире

В современном мире наблюдается тенденция перехода многих как европейских, так и мировых театров на антрепризную политику. В ряде случаев это не является признаком того, что получение прибыли стало отныне их главной целью.

Во многих странах имела место быть реформа финансирования учреждений культуры. В ходе нее независимые антрепризные театральные труппы стали иметь право на получение дотаций и грантов от государства. Притом правомочием на такую материальную поддержку стали обладать не только актеры, режиссеры, перформеры, продюсеры, но и организации, которые делают возможным создание и демонстрацию спектакля.

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Антреприза изнутри

Давайте посмотрим, как выглядит российский театр антрепризы во мнениях тех, кто связан с этой сферой искусства:

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Примеры антрепризных театров

Несмотря на такую нерадостную ситуацию, что такое антреприза в России сегодня хорошо известно. Перечислим таковые театры в Москве:

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Репертуарный театр

Стационарный (имеющий еще и свое постоянное пристанище) репертуарный театр более всего характерен для нашей страны и государств Восточной Европы. Поэтому мы называем его просто словом театр, без конкретизирующего прилагательного. В других же странах порой большей популярности добивается антрепризное театральное дело, бродвейский театр.

История репертуарного типа театра

Первые театры, которые можно отнести к репертуарным, появились в Англии в XIX веке:

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

В Российской империи на рубеже XIX-XX столетий работало множество именно репертуарных театров:

К этому числу прибавлялось порядка 300 антреприз и театральных товариществ.

Ключевые отличия

Мы разобрали, что такое антреприза и репертуарная организация театра. Давайте перечислим основные их различия:

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Компания-резидент

Еженедельный график репетиций

Для еженедельного повтора и для типичного трехактного спектакля актерская неделя начиналась во вторник и проходила следующим образом:

Среда: запустите Акт I пьесы на следующей неделе и начните блокировать Акт II, но прервитесь раньше, потому что будет утренник текущей пьесы.

Четверг: завершите блокировку второго акта игры на следующей неделе, запустите акт II и заблокируйте акт III.

Аудитория и менеджмент

Сегодняшняя практика

Нельзя упускать из виду такую ​​форму гастролей, известную как «автобус и грузовик», которая включает в себя транспортировку актеров и декораций для примерно пяти различных спектаклей, которые могут быть показаны в небольших сообществах по вечерам подряд.

Система Rotation Repertory по-прежнему является наиболее часто используемой бизнес-моделью живого театра в Восточной и Центральной Европе, особенно в таких странах, как Австрия, Сербия, Хорватия, Словения, Словакия и Чехия.

В немецкоязычных странах большинство оперных трупп тоже работают аналогичным образом. В Германии Шаубуне и некоторые другие театры работают по репертуарной системе.

Соединенное Королевство

Соединенные Штаты

Канада

За и против

Производственные затраты этих компаний на самом деле ниже, потому что постановки дольше остаются в репертуаре, а некоторые элементы декораций и костюмов могут быть переработаны в других постановках.

Многие такие компании являются крупными и могут иметь меньшее пространство, доступное для изготовления экспериментального производства или представления спектаклей; но стандарт должен быть выше, чем при старой репертуарной системе, потому что для репетиций больше времени. Кроме того, многие репертуарные компании сегодня имеют некоммерческий статус, поэтому бюджеты и доходы должны быть выше, потому что они не будут зависеть только от продажи билетов. Однако оборотной стороной является то, что рекламные расходы также будут намного выше из-за необходимости использования отдельного персонала.

В апреле 2017 года Гленда Джексон обвинила в упадке репертуарной системы рост числа телевизионных актеров, не умеющих высказываться.

Смотрите также

Сноски

Источник

Спрос на интимность

Что поменялось в театре с приходом интернета

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Репертуарный театр — это давно известная система управления театром, которая в Советском Союзе была принята как единственно возможная, как флагман сталинской культурной идеологии. Принцип был прост: единая и неделимая труппа управляется единой художественной волей и играет разные спектакли по 2–3 раза в месяц. Сегодня такая театральная модель подразумевает еще одну, самую важную деталь: репертуарный театр — это театр государственный, дотируемый согласно штатному расписанию. Почему с распадом империи внезапно закончилось или приостановилось процветание этой в общем-то неплохой театральной модели, обеспечивавшей в советское время определенный художественный уровень жизни театра?

Ценности репертуарного театра были поставлены под сомнение альтернативными театральными системами: антрепризным движением и расцветом проектного театра, фестивализацией театральной жизни, постепенно узнаваемым нами западным опытом, внедрением мюзикловых технологий, появлением открытых площадок. Оказалось, что репертуарный театр — это атрибут плановой экономики, где государственная дотация покрывает лишь минимальные потребности его жизнедеятельности, но не влияет на его уровень, по сути не являясь тем, чем должна являться, — знаком качества.

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

В репертуарном театре стали менее всего ценить и даже замечать уникальные возможности создать «театр-дом», «театр-семью», творческую сосредоточенность и внятную репертуарную политику и все больше обращать внимание на недостатки: инертность, закрытость, немобильность, комплексы иждивенца и самое страшное — самодержавие, пожизненные пос­ты худруков, директоров, артистов. Это, безусловно, связано и с культурной политикой государства, почти не поменявшей свои ориентиры: государственное финансирование выделяется только по линии репертуарных театров, государство словно и не замечает другие формы организации театрального пространства. Выходит, зачастую государство поддерживает не столько искусство, сколько штатное расписание — вне зависимости от качества. Дотация в таком случае оказывается не более чем пожизненным социальным пособием.

Возможно, это было бы совсем неплохо, если бы за пределами дотируемых театров не выстраивалась очередь молодых художников, которым некуда прийти, потому что все места заняты. Особенно тяжко это выглядит в регионах, где столичные возможности частного финансирования фактически отсутствуют, а зависимость театра от денег государства порой оказывается проблемой физического выживания. Сегодня можно констатировать, что эффективность больше присуща негосударственным театрам или театрам, так или иначе реформировавшим репертуарную систему. А косность и невосприимчивость к современному ритму все чаще становятся атрибутами государственных «теат­ров с колоннами».

В качестве анекдота приведем типологию театров в России, построенную на весьма правдивых фактах.

Театр А

Государственный, с хорошей историей и даже, быть может, хорошим настоящим. Завлит (заведующий литературной частью — как правило, фигура, связывающая закрытый мир театра с «большим миром») — молодой, энергичный театровед, в принципе способный на многое. У него на столе уже есть компьютер, и даже с плоским монитором. Но этот завлит — несамостоятельная единица в театре. Каждый свой жест он должен утверждать у директора, более всего на свете боящегося самостоятельности своих сотрудников.

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Завлит, которому достался кабинет главрежа, лишен возможности пользоваться интернетом для работы, а зарплата завлита не позволяет ему завести подобную технологию дома. Интернет, конечно же, в теат­ре есть — у секретарши директора, но им можно пользоваться, только когда секретарша не сидит в своем кресле. Чтобы связаться с иногородними и международными партнерами, завлит идет в кабинет директора молитвенно выпрашивать соизволения на дорогие телефонные переговоры, которые мог бы с лихвой заменить практически бесплатный (при наличии модема, пылящегося на складе) интернет. И если вы меня спросите, в чем причина кризиса театра в России, то я скажу вам: менеджмент, менеджмент, менеджмент… И еще глубокая, патологическая несамостоятельность, закабаленность сотрудников театра.

Театр B

Негосударственный бесхозный театрик без статуса, дотаций, зарплат, ресурсов, приютившийся, прибившийся к месту, где его пока еще терпят — зато с хорошей историей и репертуаром. У него фактически нет ничего, кроме пассионарности, энергии, призвания. Когда в театр приходят критики, им выставляют ноутбук и показывают кустарно снятый десятиминутный ролик о процессе создания спектакля, — вещь не­обязательная, факультативная, но абсолютно невозможная в теат­ре, где модем заперт на складе.

У театра есть интернет, есть сайт, есть регулярно действующая электронная почта, с помощью которой он легко, практически без копейки, общается со всем театральным миром, получает и рассылает информацию, заводит знакомства. Этот театрик из глубокой провинции делает большой, серьезный международный театральный проект, на который практически не способен ни один большой, хорошо дотируемый театр в городе. Стиль такого театра — европейский, современный, конкурентоспособный. И все это лишь потому, что режиссер, не обладая известным количеством театральных наград, дотаций, площадок и прочих материальных благ, видел в своей жизни другой театр и пытается теперь хоть как-то соотнести свой — с тем, другим, пусть бесконечно далеким и как будто бы чужим.

Эффективность присуща театрам негосударственным или реформировавшим репертуарную систему

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Где-то примерно 20–30% московских театров живут в условиях тотальной капиталистической конкуренции, ощущают ее, сами себя подстегивают, соответствующим образом строят свою репертуарную политику, рассчитывают, просчитывают, перекупают артистов, режиссеров, менеджеров, соответствуют тенденциям, следят за мировой театральной картой, борются за зрителя, обучают себя и своих сотрудников. Они остро нуждаются в критиках, прессе, анонсах, фестивалях, акциях, событиях, гастролях, своем присутствии где-либо вообще. Жизнь в бешеном ритме, ежедневном стрессе.

Остальные театры живут неспешной, спокойной жизнью. Им не нужна пресса, им не нужны гастроли и фестивали, про них никогда не писала серьезная критика, да и не была она там. Они никуда не спешат и ни с чем себя не соотносят. Это жизнь в картонной коробке. Инертность театра — безусловно, отголосок инертности общества, его ностальгичности, его эскапизма.

Кризис репертуарного театра связан еще и с изменением жизни современного человека. Он менее всего готов служить одной организации десятки лет. Современный человек мобилен, ему хочется поработать и там, и там, и с тем, и с другим. С этим связаны регулярные миграции артистического и режиссерского состава, делающие институт художественного руководителя и «крепостную систему» искусственного удержания артиста в труппе не слишком привлекательными для молодежи.

Дотируемые театры в большинстве своем инертны и самодовольны, они отгоражи­ваются от реформ агрессивным неприятием условий современной игры

Кризис репертуарного театра — это также кризис больших площадок, большой театральной формы. Сегодня большинство театральных событий свершается в уютных камерных залах, на малых сценах, где публика видит артиста в масштабе один к одному. Театральная мода сегодня диктует интимные взаимоотношения публики и артиста. В том числе и потому, что современный человек перестал доверять акциям с большим скоп­лением публики. Соборный эффект в театре стал практически невозможен: мы стали слишком эгоистами, слишком индивидуалистами, чтобы дышать одним дыханием с тысячными залами.

Театру сегодня нужен реинжиниринг бизнес-процессов — словечко из банковского арго. Маленькие негосударственные труппы быстренько осваивают теат­ральное пространство, потому что в их активности — залог их выживания. Дотируемые театры в большинстве своем инертны и самодовольны, они отгораживаются от реформ агрессивным неприятием условий современной игры, где как раз единственная несменяемая позиция — это их плановое финансирование. Репертуарный театр начинает вибрировать в такт современности только тогда, когда с ним начинают что-то делать, как-то преобразовывать. И таких театров не так мало, как кажется на первый взгляд. И именно они, эти реформированные репертуарные театры, сегодня доказывают, что при умелом управлении можно и нужно сохранить репертуарный государственный театр на новых, уточненных условиях.

Вопрос контроля власти над дотируемыми государством театрами (а вместе с ним и целый ряд других вопросов) решается просто: введением контрактной системы руководства — обустройством срочной службы для худруков и директоров с возможностью ее продления или аннулирования. Других вариантов мировой опыт пока не предложил, и даже первостатейным гениям сегодня, в современном мире тотальной конкуренции, рано или поздно приходится доказывать свою состоятельность, а не лелеять пожизненные сроки царствования.

Что такое репертуарный театр. Смотреть фото Что такое репертуарный театр. Смотреть картинку Что такое репертуарный театр. Картинка про Что такое репертуарный театр. Фото Что такое репертуарный театр

Это вопрос всей российской культурной политики. Государство поддерживает, дотирует только одну форму сценического искусства — репертуарный театр. Но сегодня это значит, пользуясь экономической аналогией, укреплять бизнес-корпорации и не поощрять средний бизнес и частную инициативу. Экспериментальный театр при нынешней культурной политике может быть только иждивенцем при умном и успешном репертуарном театре. Закон прост: чтобы на малой сцене сыграть нечто, претендующее на театральный эксперимент, нужно собрать большой зал на театральную попсу. Или, как в анекдоте эпохи перестройки, чтобы утром накормить неимущих старушек, нужно вечером раздеть красивых молодых девушек. Наверное, объективно так и выглядит закон капитализма. Но мало справедливого в том, что театру авангардному, театру, в котором зреют семена будущего искусства, сегодня государство предоставляет право в одиночку сражаться с законами капитализма.

Монополия репертуарного теат­ра на получение государственной дотации выжигает все остальные формы организации театрального дела и тормозит систему. Российский театр не маневрен, это тяжело раскачиваемый институт, полк замедленного реагирования. В эпоху интернета нужно реагировать резче. Если вакантных мест для новых художников не окажется, то «потерянных поколений» в России будет больше. Возможностей уйти из театра слишком много — это синтетическое искусство. Сегодня повсеместно наблюдается процесс ухода: драматургов — в сценарный цех, театральных артистов — в сериалы, режиссеров — в рекламу. Отчаявшихся людей переманивают, перекупают — мы же в свободном рынке, где театр — наименее доходная сфера деятельности. В российском театральном кругу всегда гордились формулировкой: «Я больше ничего не умею делать, кроме как заниматься театром». Сегодня самое время задуматься, так ли уж это хорошо, если театром остаются заниматься те, кто больше нигде не пригодился.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *