Что такое репетиция в театре

Что такое репетиция в театре

Репетициями руководит режиссер-постановщик спектакля при участии ассистентов. В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов, стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

Помощник режиссера в ходе репетиций фиксирует в режиссерском экземпляре пьесы порядок будущего спектакля: выходы актеров, перестановки декораций, включение звуковой фонограммы, изменения света, хронометраж спектакля, переодевания актеров, необходимый реквизит. Режиссерский экземпляр пьесы используется затем для организационной подготовки спектакля, координации и контроля за работой театральных цехов.

Важной задачей является координация репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать текст, танцы, пластические элементы и пр. –подготовка спектакля должна проходить поступательно, без срывов и остановок. Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т.д. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т.д. Заведующий музыкальной частью отвечает за организацию записи музыкальной партитуры спектакля в тесном контакте с композитором, заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами. Включение партитуры в ткань спектакля происходит в контакте с заведующим постановочной частью, т.е. непосредственным руководителем радиоцеха, отвечающим за воспроизведение записи во время спектакля.

О работе различных цехов над производством спектакля речь пойдет в следующей главе.

Различают застольные репетиции, репетиции в «выгородке», монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене. В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые репетиции, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и т. д.

1. Застольные репетиции. Репетиционный период обычно начинается с застольных репетиций. Они включают первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик, включая изменения, сокращения или перестановки текста – создание сценического варианта пьесы; беседы режиссера-постановщика с актерами и другими представителями творческой группы с о замысле спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

2. Репетиции в «выгородке». Затем организуются репетиции в выгородке. На профессиональном театральном языке «выгородка» – от «выгораживать, размечать пространство». Они проходят, как правило, в репетиционном зале, когда места действия, география сцены и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами – стульями и другой мебелью, кубами и другими конструкциями. В этот период намечаются и разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, идет сложный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей.

В этот же период некоторые режиссеры-постановщики практикуют репетиции этюдным методом – импровизации на темы пьесы или её отдельных сцен. Такие этюды позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей.

Во время репетиций в выгородке актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». Эти репетиции проходят еще без костюмов, однако, актерам можно предоставить некоторые вспомогательные детали, помогающие в пластической разработке образов (длинные юбки, шарфы, головные уборы и т.п.).

При необходимости параллельно репетициям в выгородке назначаются танцевальные, вокальные или пластические репетиции, на которых балетмейстеры, музыкальные руководители и специалисты по сценическому движению ставят танцевальные и вокальные номера, входящие в спектакль, сценические бои, пантомимические номера и т. п.

4. Прогоны. В этот период репетиционный процесс вступает в заключительную стадию – сборки всех компонентов спектакля и прогонных репетиций, когда отдельные сцены собираются в единое целое. Во время прогона спектакль идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гриме. В этот период режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора. Здесь важным становится уже цельное впечатление от спектакля, поэтому все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

5. Генеральные репетиции. Премьере предшествуют генеральные репетиции – в полном гриме, костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. На генеральные репетиции часто приглашают зрителей, таки образом, спектакль проходит первую проверку реакцией публики.

Источник

Репетиционный процесс. Виды репетиций

— до работы постановочных цехов.

Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

Репетиция проводится под руководством режиссера.

В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:

— добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;

— стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

— репетиции в «выгородке»;

— монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.

— первую читку пьесы по ролям;

— беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля;

— действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Во время репетиций в выгородке:

— намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей;

— идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей;

— актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

— производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом;

— разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций;

— уточняется размещение предметов оформления спектакля;

— проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

— в полном гриме и костюмах;

— с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

Источник

РЕПЕТИЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

РЕПЕТИЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ (от лат. repetitio – повторение), основная форма подготовки спектакля.

Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре

Во время репетиционного процесса происходит полное создание спектакля, включающее разработку и раскрытие режиссерского замысла через все театральные компоненты – от актерской игры до работы всех постановочных цехов (реквизиторского, костюмерного, гримерного, монтировочного, осветительского, звукового, бутафорского). Репетиции проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком. Важная роль в репетиционном процессе принадлежит помощнику режиссера, фиксирующего в т.н. «режиссерском экземпляре» пьесы весь порядок будущего спектакля: выходы актеров, перестановки декораций, включение музыкальных и звуковой фонограмм, изменения света, хронометраж спектакля, переодевания актеров, необходимый реквизит (в том числе – т.н. «исходящий реквизит», уничтожаемый во время спектакля – еда, напитки и т.д.). Позже, во время эксплуатации спектакля, режиссерский экземпляр помогает помощнику режиссера осуществлять весь комплекс организационной подготовки, координировать и контролировать работу всех многочисленных театральных цехов.

Репетиционный процесс включает в себя самые разнообразные виды репетиций.

Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре

Как правило, первый этап – это репетиции застольные. Они включают в себя первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик (в том числе – сокращения или перестановки текста, т.е. – создание сценического варианта пьесы); беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Следующий этап – репетиции в выгородке (на профессиональном театральном языке «выгородка» – от «выгораживать, размечать пространство»). Они проходят, как правило, в репетиционном зале, когда места действия, география сцены и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами – стульями и другой мебелью, станками – кубами и другими конструкциями. Во время этого периода намечаются и разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, идет напряженный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей. В этот же период некоторые постановщики практикуют репетиции т.н. «этюдным методом» – импровизации на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие этюды позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей. Во время репетиций в выгородке актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей, с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». Эти репетиции проходят еще без костюмов, однако, как правило, костюмерные цеха предоставляют актерам некоторые вспомогательные детали, помогающие в пластической разработке образов (длинные юбки, шарфы, головные уборы и т.п.). В этот период репетируются, как правило, отдельные сцены будущего спектакля.

При необходимости параллельно репетициям в выгородке назначаются танцевальные, вокальные или пластические репетиции, на которых балетмейстеры, музыкальные руководители и специалисты по сценическому движению ставят танцевальные и вокальные номера, входящие в спектакль, сценические бои, пантомимические номера и т.п.

Переход к репетициям на сцене осуществляется по мере готовности хотя бы части декораций, когда у монтировочного цеха появляется возможность хотя бы приблизительно выгородить реальное сценическое пространство будущего спектакля. Как правило, переход на сцену оказывается для актеров достаточно сложным и болезненным: изменяется пространство спектакля, к которому приходится адаптировать все предыдущие актерские находки и наработки. По мере появления всех декораций, костюмов и реквизита будущий спектакль обрастает плотью, приобретает зримые сценические формы.

Параллельно сценическим актерским репетициям назначаются репетиции для техническо-постановочных цехов: монтировочные и световые, когда окончательно определяются, ставятся, монтируются и отрабатываются все перестановки декораций и световое оформление спектакля, создаются монтировочные и световые партитуры.

В этот период репетиционный процесс вступает в заключительную стадию – сборки всех компонентов спектакля и прогонных репетиций, когда отдельные сцены собираются в единое целое. В этот период режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора. Здесь важным становится уже цельное впечатление от спектакля, поэтому все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

Премьере предшествуют генеральные репетиции – в полном гриме, костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. На генеральные репетиции часто приглашают зрителей, таки образом, спектакль проходит первую проверку реакцией публики.

Продолжительность репетиционного процесса определяется индивидуально, в зависимости от множества факторов: планирования театром своей работы, загруженности актеров в параллельных репетициях и спектаклях, манеры работы режиссера-постановщика и т.д. В среднем репетиционный период в драматическом театре длится около 2–3 месяцев. Однако известны случаи, когда репетиционный процесс затягивался во много раз – до полугода и более. Не существует прямой зависимости между продолжительностью репетиционного процесса и художественным уровнем спектакля – увеличение количества репетиций может пойти будущему спектаклю как на пользу, так и во вред. С одной стороны, актеры получают дополнительное время на разработку и закрепление характеров, взаимоотношений персонажей, углубление психологической и физической линии действия. Однако при избыточном затягивании репетиционного процесса актеры могут «перегореть» – потерять живой нерв сценического действия; будущий спектакль рискует, при сохранении внешней формы, потерять эмоциональное содержание.

В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые репетиции, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и т.д. Репетиции (как творческие, так и технические) проводятся и при подготовке концертных и цирковых программ.

Источник

Значения репетиций в работе режиссера

Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре

Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре

Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре

Епетиционный процесс

— до работы постановочных цехов.

Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

Репетиция проводится под руководством режиссера.

В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:

— добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;

— стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

— репетиции в «выгородке»;

— монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.

— первую читку пьесы по ролям;

— беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля;

— действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Во время репетиций в выгородке:

— намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей;

— идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей;

— актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

— производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом;

— разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций;

— уточняется размещение предметов оформления спектакля;

— проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

— в полном гриме и костюмах;

— с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

Виды репетиций

Репетиция в театре имеет особое значение как самостоятельное театральное и жизненное действие, в процессе которого создаётся спектакль, строится коллектив, формируется личность. Постоянно изменяющиеся жизненные обстоятельства требуют от театра новых отношений. Эти действия режиссёра и коллектива, осуществляющие связи сценических задач с реальными обстоятельствами и событиями, с актуальными проблемами дня, мы называем репетиционным действием. Репетиционное действие отличается от сценического в корне. Сценическое действие условно, оно происходит в предлагаемых обстоятельствах пьесы; репетиционное действие происходит в реальных обстоятельствах жизни. Репетиционное действие организует и направляет сам процесс коллективной творческой деятельности театра, связывает работу над спектаклем с жизнью общества, театрального коллектива и личности. Видов репетиций много, основные из них это репетиции застольные (по ролям, актерам, характерам), в «выгородке», и выход на сцену! В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые репетиции, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и т.д. Репетиции (как творческие, так и технические) проводятся и при подготовке концертных и цирковых программ. Параллельно сценическим актерским репетициям назначаются репетиции для техническо-постановочных цехов: монтировочные и световые, когда окончательно определяются, ставятся, монтируются и отрабатываются все перестановки декораций и световое оформление спектакля, создаются монтировочные и световые партитуры.

Что такое репетиция в театре. Смотреть фото Что такое репетиция в театре. Смотреть картинку Что такое репетиция в театре. Картинка про Что такое репетиция в театре. Фото Что такое репетиция в театре

Репетиционный процесс включает в себя самые разнообразные виды репетиций.

При необходимости параллельно репетициям в выгородке назначаются танцевальные, вокальные или пластические репетиции, на которых балетмейстеры, музыкальные руководители и специалисты по сценическому движению ставят танцевальные и вокальные номера, входящие в спектакль, сценические бои, пантомимические номера и т.п.

Переход к репетициям на сцене осуществляется по мере готовности хотя бы части декораций, когда у монтировочного цеха появляется возможность хотя бы приблизительно выгородить реальное сценическое пространство будущего спектакля. Как правило, переход на сцену оказывается для актеров достаточно сложным и болезненным: изменяется пространство спектакля, к которому приходится адаптировать все предыдущие актерские находки и наработки. По мере появления всех декораций, костюмов и реквизита будущий спектакль обрастает плотью, приобретает зримые сценические формы.

Репетиционный процесс включает в себя самые разнообразные виды репетиций. репетиция режиссер спектакль актер

Значения репетиций в работе режиссера

Источник

Репетиционный процесс

— до работы постановочных цехов.

Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

Репетиция проводится под руководством режиссера.

В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:

— добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;

— стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

— репетиции в «выгородке»;

— монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.

— первую читку пьесы по ролям;

— беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля;

— действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Во время репетиций в выгородке:

— намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей;

— идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей;

— актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

— производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом;

— разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций;

— уточняется размещение предметов оформления спектакля;

— проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

— в полном гриме и костюмах;

— с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *