Что такое репетиция в цирке
Росгосцирк приглашает на открытые репетиции
Выйти на манеж в репризе у клоунов, посмотреть на кормление животных, понаблюдать за артистами во время репетиций – об этом мечтает чуть ли не каждый ребёнок.
Теперь возможность попасть за кулисы цирка есть у детей по всей стране. В рамках Всероссийской программы «Цирк – детям села», организованной Росгосцирком, в филиалах компании проходят открытые репетиции.
«Мы с удовольствием проводим такие мероприятия для детей из сёл и районный центров, – рассказывает первый заместитель генерального директора Росгосцирка Татьяна Бушкова. – Мы понимаем насколько они нужны и важны. Надеюсь, что впечатления, полученные на наших представлениях, останутся в их памяти на всю жизнь».
В Тверском цирке прошла открытая репетиция с участием артистов спектакля «Шевченко-шоу». В зале собралось более 300 зрителей. Среди участников – акробаты на мачте, воздушные гимнасты, эквилибры на тростях, а также дрессировщики голубей и морских львов. Встреча длилась полтора часа вместо запланированных сорока минут. Юных зрителей интересовало всё – сколько тренируются цирковые, что едят морские львы, как приручить голубя.
Окунуться в атмосферу закулисья Рязанского цирка гости смогли ещё до начала представления – на входе детей встречал иллюзионист-фокусник, который и проводил их в зрительный зал. Там ребят уже ждали артисты спектакля «Королевский цирк Гии Эрадзе» – групповые жонглёры, акробат-эквилибрист на першах, воздушные гимнасты. Больше всего дети радовались появлению милых собак и экзотических птиц – попугаев Ара и редких розовых пеликанов.
Открытая репетиция в Тульском цирке прошла в формате дружеской встречи. На манеж в этот день вышел весь «золотой» состав спектакля «Цирк зажигает огни». В неописуемый восторг дети пришли во время исполнения номера канатоходцев – они показали трюки, которые не может повторить ни один артист мира. А также всех порадовала полуторогодовалая медведица Умка, которая сыграла на дудочке.
Следующими цирками, которые распахнут свои двери, станут Екатеринбургский цирк, где открытая репетиция пройдёт 28 июня, и Тюменский цирк – здесь мероприятие запланировано на 9 июля. Открытые репетиции пройдут во всех филиалах Российской государственной цирковой компании до конца 2021 года. О точных датах их проведения можно узнать на официальных страницах цирков.
Репетиционный период
Вряд ли нужно доказывать, что без напряженных репетиций, без упорного труда не подготовишь новый номер, не овладеешь сложными трюками. Практика показывает, что репетировать можно, и не прекращая выступлений на манеже.
Именно так подготовила новый блестящий номер с рекордными трюками группа канатоходцев под руководством В. Волжанского. Без перерыва в работе полностью перестроил свое выступление жонглер А. Кисс. Но артисту, готовящему новый номер, полагается, как известно, так называемый репетиционный период. Обязательно ли отказываться от него, как это делают некоторые исполнители? Артист, освобожденный от ежедневных выступлений, может с большим успехом заняться созданием оригинального произведения циркового искусства, уделить ему максимум внимания, репетировать и днем и вечером.
Трудно ответить на вопрос, сколько должен продолжаться репетиционный период. Творчество — процесс сложный, оно далеко не всегда поддается регламентированию. Но чрезвычайно важно, чтобы исполнители добросовестно, с чувством высокой ответственности использовали предоставленное им время, чтобы они не считали репетиционный период эдаким отдохновением от трудов праведных. Казалось бы, ясно, что репетиционный период можно брать лишь тогда, когда четко разработан сценарий будущего номера, учтены возможности исполнителей, заказаны реквизит, костюмы — одним словом, все готово к тому, чтобы репетиции проходили интенсивно и плодотворно. Но на деле зачастую бывает по-другому.
В январе прошлого года гимнастки Н. и Э. Твеленевы заявили о своем намерении создать номер. Им было предоставлено время для репетиций. Минуло несколько месяцев, и Твеленевы решили оставить начатую работу и переключиться на создание номера иного характера. Им вторично оформляют репетиционный период. Первые полгода, таким образом, прошли почти впустую. Или другой пример. А. Перепонову вместе с К. Ивановым разрешили создать номер музыкальных эксцентриков. Это было в мае прошлого года. Когда же дуэту музыкальных комиков пора было завершать работу, Перепонов вдруг решил расстаться с Ивановым и стал подыскивать нового партнера. То же самое вынужден был сделать и Иванов. В итоге репетиционный период был продлен, а оплачиваемое до сих пор время ничем не окупилось.
Не слишком ли безответственно и легко относимся мы порой к расходованию государственных средств? И всегда ли надо идти навстречу артистам, которые не дают себе труда серьезно подумать над организацией репетиционного периода, считают себя вправе «на ходу» менять не только творческие планы, но и партнеров?!
Выше мы говорили, что творчество — процесс сложный и всегда индивидуальный. Поэтому по срокам репетиционного периода, конечно же, нельзя судить о добросовестности или недобросовестности артиста: одна работа требует меньше времени, другая — больше. Создание новой группы дрессированных животных может длиться год и больше, как это было, например, с аттракционом В. Тихонова «Зубры и тигры» — это в порядке вещей. Много времени требует подготовка номера с молодыми исполнителями, пришедшими из спорта или из самодеятельности: ведь здесь речь идет не только о создании номера, но и о профессиональной подготовке вчерашних любителей. Известно, что немало репетиционных дней ушло на подготовку выступления акробатов-прыгунов Замоткиных, но затраченное время не пропало даром: сейчас артисты успешно демонстрируют оригинальный, новаторский номер.
Но бывает и так: репетиционный период непомерно растягивается, а творческой отдачи нет. Долго шли репетиции номера «Гимнасты на брусьях», который возглавлял Ю. Вольфсон, но никаких ободряющих сведений об успехах артистов не поступало. Зато регулярно приходили известия о нарушениях ими дисциплины. Дело кончилось тем, что руководитель номера попал в милицию и был уволен. Вот вам и «репетиционный период»! Случай этот, конечно, исключительный. Но ведь можно назвать и других исполнителей, которые без видимых пока результатов находятся на репетиционном периоде с января-февраля прошлого года. И объясняется это отнюдь не сложностью будущего номера, а отсутствием элементарной организованности, четкости в работе. То меняется сценарий, то весь характер номера, то партнеры — и репетиции прекращаются на длительные сроки. Пока что-то «уточняется», «утрясается», «утверждается» — работа стоит.
Вывод может быть только один: надо более обоснованно и ответственно решать вопрос о предоставлении артистам репетиционного периода и строже контролировать тех, кто работает над созданием новых номеров. Пока же этот контроль явно недостаточен, особенно если учесть, что репетиции идут во многих цирках страны, куда сравнительно редко заглядывают режиссеры и работники репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка.
Но контроль контролем. Важно еще, чтобы и сами артисты не забывали, что репетиционный период — очень дорогое во всех отношениях время, предназначенное для особенно плодотворной и напряженной творческой работы.
В трико и без купюр: как прошла открытая репетиция в Омском цирке
«Трюк в собственном соку»: Омский цирк предложил публике участие в эксперименте, в котором обнажил всё то, что обычно расцвечено яркими костюмами, громкой музыкой и современными спецэффектами.
«Репетиция как она есть»
Дети всех возрастов, их родители, ученики омских цирковых студий, журналисты и прочие неравнодушные: в цирке собралось три сотни зрителей, и все они желают увидеть, как репетируют артисты программы «Песчаная сказка», которая сейчас с успехом идет в Омском цирке. Полноценная репетиция в дни, когда нет выступлений, длится с утра и до вечера, сегодня же на зрительский суд же вынесли 10-минутные фрагменты — зато самые настоящие, самые сложные, самые показательные, в общем, самые-самые.
Ковёрный Константин Асташов, который взял на себя роль шпрехшталмейстера, признается: мероприятие, на котором будет представлено шесть цирковых жанров, для артистов новое и очень волнительное. Впрочем, как и для Омского цирка: в его стенах подобный формат общения со зрителем практикуют впервые. Зрителям обещают: они смогут не только посмотреть на артистов, но и поговорить с ними, задав любые вопросы. Забегая вперед: зрители этой возможностью воспользовались на все сто, вопросов было много, их задавали и взрослые, и дети.
Без блёсток, перьев и высоких каблуков: артисты выйдут в манеж в том, в чем работают на репетициях — трико, футболки, отсутствие яркого сценического макияжа. Будет казаться: обычные люди, но лишь до того момента, как один из них взмоет в воздух, другой начет жонглировать, а третий с легкостью свернётся в затейливый калач…
«Маша, пожа-а-алуйста…»
Первой на манеж выходит Екатерина Запашная со своими мохнатыми артистами: самоедами и далматинцами. Восторг и ликование: на тумбы запрыгивают девять белоснежных «пушинок» и две черно-белых «пятнашки» Джек и Шарлотта.
«Умничка, Соня! Молодец, Дик!»: звучат команды, которые не слышны во время спектакля, но произносятся точно так же. Собаки прыгают через обруч и через скакалку, получая «поощрительный приз» – постную говядину, которую дрессировщица прячет в сумке через плечо. «А эта девочка пока не умеет делать трюк, потому репетируется он в два этапа, и поощрений требуется больше»: омичи первыми видят дебют самоеда Помы, которая только учится, но пока не работает в манеже.
«У меня есть суперленивая собачка, которая работает единственный трюк с каруселью, и ее надо попросить: Маша, пожа-а-алуйста…», — Екатерина Запашная раскрывает секреты дрессуры и показывает, как научить собачку ходить на передних лапках. — «Этот трюк только для маленьких собак, потому что у больших длинный позвоночник. Обучение занимает три-четыре месяца. Терпение, поддержка под пузико и вкусное мясо! А самое важное — дисциплина, без нее не будет красивого номера».
Вопрос из зала: «Они же все одинаковые и белые! Как вы их различаете? А любимчики у вас есть?»
«О, это очень популярный вопрос! — улыбается Катя. — Все самоеды разные, не повторяется ни одна черта: от носа до кончика хвоста. А любимчик ждет дома, это Баста, он не работает в спектакле».
Любовь к двум апельсинам
Много веков назад в гробнице египетского фараона обнаружили изображение девушки, жонглирующей мячами. Жонглирование — цирковое искусство с богатой историей. На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок, а делать это, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума — булавы летают, когда артисты сидят на мотоциклах разной высоты, от полутора до трех метров.
В программе представители цирковой династии и одной большой семьи работают вшестером, на репетицию выходят вчетвером. Первым — младший: Леонид Чугунов начал работать лишь год назад, сейчас ему 12 лет. Следом появляется 23-летний Константин, за ним — его папа Александр и мама Инна. Старшему — самый высокий моноцикл: танец булав продолжается. Вот артисты движутся по кругу, вот Леня встает на плечи Косте — и они жонглируют вчетвером.
«Нам нужны восемь человек, которые тоже хотят попробовать!» — два раза повторять не приходится. Напортив, приходится останавливать лавину ребят, потому что желающих в два раза больше… Детям, спустившимся из зрительного зала, раздают апельсины – для начала по одному, а после по два. Мастер-класс по жонглированию — уже не апельсинами, а булавами показывают и девочки из цирковой студии.
Вопрос из зала: «А за какое время можно научиться ездить на моноцикле?»
«Леонид, например, научился за месяц», — отвечают жонглеры.
Гуттаперчевая девочка
Cложный и невероятной красоты номер: обладательница бронзовой награды Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ-2018» Татьяна Белова исполняет соло-эквилибр на одной трости. Уникальность номера в том, что гимнастка все это время – а номер длится около 10 минут — стоит на руках на высоте 3,5 метров. А все ее «каучуковое» тело напоминает пламя свечи, в обрамлении которых, к слову, она и выступает.
Татьяна начинает разминаться за три часа до выхода на манеж – за кулисами, чтобы уже в манеже продемонстрировать гибкость, растяжку, потрясающий баланс и невероятную технику в опоре на руки. Вот она касается пяткой собственного носа. А вот закручивается в сложносочиненную спираль. Чуть позже она рассказывает потрясенным зрителям, как прийти к тому, чтобы спина гнулась ровно пополам, причем назад: «С раннего детства по два часа в день тянулась, и сейчас после каждой тренировки постоянно закачиваю спину, чтобы был мышечный каркас, а спина не «гуляла» и не болела».
Серьезный мужчина из зала спрашивает 20-летнюю Таню, какие упражнения для мышц спины она посоветует, и артистка без лишних слов спрыгивает на ковер и делает «кошку», «лодку», обратный мостик: «никакого железа – только собственный вес». А на вопрос, страшно ли ей работать на такой верхотуре, улыбается и кивает: «Я огромная трусиха и страшно боюсь высоты, поэтому медленными шажками двигаюсь ввысь…»
Вопрос из зала: «Почему я не могу так, как ты, хотя занимаюсь гимнастикой?»
Татьяна уверяет: «Будешь заниматься каждый день, и все непременно получится! И прогибы, и шпагаты».
Лошадью ходи!
А по манежу уже бодро рысят два тяжеловоза: густые гривы, широкие спины. Жокеи-наездники на лошадях под руководством Олеси Макеевой демонстрируют, как репетируют редчайший для циркового манежа номер, в основе которого — акробатика на лошадях. Один из артистов стоит на крупе лошади, бегущей по кругу, и — ап! — на ходу делает сальто в манеж. Очевидно, что это вовсе не просто, долго учились и акробаты, и животные.
Травмоопасный номер не репетируется без лонжи, которую пристегивает у поясу наездник, но в программе страховку не используют. А вот сухари, которые обожают лошади, идут в ход и там, и там. Задача для лошадей на репетиции – не бояться света, звука, людей, ровно бежать по манежу, чтобы акробат не упал. Сами артисты плюс ко всему репетируют свои трюки и на ковре – прежде чем перенести их на спину лошади.
Вопрос из зала: «Сколько времени нужно, чтобы ввести лошадь в работу?»
«От полугода, если лошадь уже взрослая. С молодой придется работать дольше», — отвечает Олеся.
Воздушная тревога
Едва успели проводили лошадей, как в манеж выходит воздушная гимнастка Яна Лебедева, которая работает на кольце. Шпагат в обруче на высоте в несколько метров заставляет зрителей замереть, ведущий же в это время рассказывает про «серьезный и коварный аппарат, с которого легко соскользнуть». Яну сменяют Екатерина Запашная и ее муж Константин Растегаев. В программе они без страховки исполняют фантастически сложный номер: в 2020 году пара с триумфом выступила на фестивале в Испании, 9-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жироне принес им «золото».
Катя демонстрирует зрителям тюбик с магнезией: она нужна, чтобы во время сложных «сцепок» не скользили руки и ноги. И вот — время трюков. Пара показывает «фирменную» поддержку: Катя, повиснув вниз головой, держится за ступни партнера лишь носочком собственной ступни — и больше ничем. Вот она кружится в воздухе, а партнер держит ее лишь зубами. И еще один опасный трюк: Константин ловит летящую Катю ногами. Тот самый, во время исполнения которого гимнастка однажды упала и чудом осталась цела и почти невредима. Без ярких костюмов и громкой музыки трюк «обнажен до косточек»: зритель видит, сколько труда в него вложено, и на что способно человеческое тело.
Вопрос из зала: «Константин, а у вас зубы после такого не болят?»
«Да с нами стоматолог ездит, мы без него никуда!» — шутит Константин.
Три грации
Кто самый опасный зверь в Африке? Не лев, не носорог, а бегемот! — уверяет ведущий. Бегемоты охраняют свою территорию и свою еду, и если им покажется, что человек нарушает их границы, это чревато недюжинным выплеском агрессии. «Толстенький добродушный увалень» может бежать со скоростью 50 км в час, и не приведи господь быть тем, за кем он бежит. Народный артист России Тофик Ахундов – редкий человек, который смог понять психологию бегемотов, и относится к ним, как к собственным детям.
А вот и они: Злат, Яна и Аида чинно выходят в манеж. «Девчонки, морковочку!» — на призыв дрессировщика мгновенно открывают рты и лопают угощение. Пока зрители ахают и охают, рассматривая больших «девочек», их «папа» отвечает на вопросы, которых – множество.
Бегемотам по 12 лет, а на момент судьбоносного знакомства Тофиком Ахундовым исполнилось по году. Он ездил за ним в Израиль: бегемотики родились в одном озере. В основе дрессуры принцип один: терпение, четкий голос и никакого физического воздействия, иначе все вернется бумерангом.
«Начал с ними разговаривать на бегемочьем языке», — артист издает громкие звуки, которые сложно передать словами, и его питомцы тут же навостряют маленькие уши. Трюки, которые они выполняют, вписаны в историю мирового цирка как единственные и неповторимые. Бегемоты уже репетировали сегодня, ведь в цирке у них — свой четкий режим, и сейчас просто гуляют по манежу, даря публике возможность рассмотреть их вблизи со всех сторон.
Вопрос из зала: «А на что на ощупь похож бегемот?»
«У них очень необычная и чувствительная кожа: муха садится – сразу чувствуют» — отвечает дрессировщик.
День цирка: что нас ждет?
Открытая репетиция завершилась так же празднично, как и началась: на вырученные от продажи билетов деньги цирк помог бездомным животным, подарив домашнему приюту «У Виктории» корм для собак, а приюту «Добрые руки» — новенький холодильник. «Во время пандемии к нам приводили животных, которых сложно было кормить, — рассказала директор Омского цирка Елена Агафонова. – Нам очень обидно, когда говорят, что в цирке плохо относятся к животным — это неправда. В истории были дрессировщики, которые не очень хорошо вели себя по отношению к животным, и мы много лет за них отдуваемся и пытаемся на деле доказать, что мы не такие, как они. Открытая репетиция, в частности, призвана показать, что животным в цирке хорошо. Несравнимо лучше, чем тем бедолагам, которые живут на улице. Сегодня мы все вместе сделали доброе дело».
Открытая репетиция — лишь начало череды оригинальных мероприятий, приуроченных к Международному дню цирка, который отмечают во всем мире в третью субботу апреля (в этом году — 17 апреля). Родом праздник из Монако: идея чествовать цирк принадлежит принцессе Стефании, которая, как и жители княжества в целом, отличается любовью к этому искусству. В Монако проводят ежегодные фестивали и с особым пиететом относятся к цирковым артистам.
В этом году Омский цирк, как и все цирки России и мира, будет отмечать праздник. И весьма масштабно: можно сказать, что нас ждет не День, а целая Декада цирка. Так, к примеру, 14 апреля гостей приглашают на арт-эксперимент «Музыка в цирке». Омский цирк — один из немногих, где сохраняется собственный оркестр, и его музыканты продемонстрируют, чем живой звук в цирке отличается от фонограммы. В тот же день откроется первая экспозиция музея истории Омского цирка, для которого уже долгое время собирают архивные материалы, фотографии, снимают фильм о том, каким был цирк в Омске сто с лишним лет назад.
Также для гостей откроется выставка фотохудожника Сергея Барсукова, посвященная великим династиям российского и советского цирка. «Цирк — это территория семейных ценностей, артисты работают рука об руку со своими женами и мужьями, родителями и детьми, братьями и сестрами. И зрители приходят к нам семьями: порой четыре-пять поколений одновременно, потому что возраст никак не влияет на восприятие циркового искусства», — по словам Елены Агафоновой, и 17 апреля акцент в программе будет сделан на семейные ценности. Сюрпризов будет много, один из них уже известен: в этот день цирк приглашает в гости представителей омских династий в различных профессиях:
— Мы ждем сотню представителей омских профессиональных династий, от врачей до учителей. В каждой — не менее трех поколений. Мы покажем им все, что умеем и можем, а они, мы надеемся, поздравят наших замечательных артистов с этим замечательным и долгожданным праздником!
Стремительные лошади, очаровательные морские львы, свирепые хищники и бесстрашные акробаты…В Большом Московском прошла открытая репетиция!
Новости
Стремительные лошади, очаровательные морские львы, свирепые хищники и бесстрашные акробаты…В Большом Московском прошла открытая репетиция!
Все мы знаем, что Цирк – пространство, где волшебство претворяется в реальность, реализуются невероятные фантазии и сбываются самые сказочные мечты! Именно в цирке мы можем видеть безграничные возможности человека и невероятные способности животных! И то, и другое – результат очень тяжёлого, кропотливого, многолетнего труда.
21 ноября любители цирка получили возможность прикоснуться к чуду-чудному и диву-дивному, став свидетелями репетиционного процесса, обычно скрытого от глаз публики!
В этот день в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского прошла открытая репетиция. Братья Эдгард и Аскольд Запашные решили возобновить традицию, которую начал ещё их отец, знаменитый дрессировщик диких животных Вальтер Михайлович Запашный, по проведению открытых репетиций для зрителей.
Первое аналогичное мероприятие состоялось в Санкт-Петербургском государственном цирке на Фонтанке несколько месяцев назад. Репетиция так понравилась зрителям, что её решено было повторить.
Мероприятие вызвало большой ажиотаж со стороны зрителей – многие поклонники циркового искусства даже специально приехали из разных городов и, конечно же, не пожалели!
Программа открытой репетиции состояла из двух отделений.
Финальным апогеем вечера стала репетиция с хищниками братьев Эдгарда и Аскольда Запашных.
Эдгард и Аскольд были ведущими мероприятия – они познавательно и конструктивно рассказывали интересные истории, делились фактами о цирке и его обитателях, особенностях, присущих этому жанру искусства.
Ни для кого не секрет, что в Цирковом искусстве как, наверное, ни в каком другом особенно распространены династии, когда из поколения в поколение, от родителей к детям, от братьев к сёстрам передаётся накопленный опыт, профессионализм, наблюдения, открытия.
Набор конных трюков джигитов под руководством Якова Экка по-настоящему поражает и восхищает: синтез элементов спортивной гимнастики, акробатики и эквилибра, скорость, благородство и стать лошадей, полное доверие между наездниками и скакунами!
Для неподготовленного человека даже просто залезть на лошадь – уже достижения, а виртуозные артисты выполняют вместе со скакунами невероятные вещи – сальто-мортале верхом на лошади, сальто с винтом на одной ноге, вращение с закрытыми глазами вокруг тела лошади, мчащейся на полном скаку…
После завершения конной части на манеж вышел артист во втором поколении, лауреат множества цирковых фестивалей, единственный в мире дрессировщик морских львов (сивучей) Василий Тимченко.
А главное вознаграждение для них – это, конечно, любимая рыбка и улыбка дрессировщика! Внешне можно отметить сходство Василия с первым космонавтом Юрием Гагариным – и по энергетика дрессировщика можно сравнить с Юрием Алексеевичем: он буквально излучает добро и позитив, а невероятная улыбка заряжает счастьем и радостью не только детей, но и взрослых!
Морские львы очень дружелюбны, но не стоит забывать, что это опасные хищники. Несколько лет назад, тогда ещё молодой Тим, напал на Василия, причинив ему серьёзную травму. Благо, что сейчас всё хорошо!
Символично, что фамилии Дрессировщика и имя вожака стаи сивучей созвучны – аттракцион Василия Тимченко можно смело назвать: «ТИМ и его команда!»
Далее публике был представлен очень опасный номер акробатов с подкидными досками, который заставил затаить дыхание детей и взрослых. В этом пластическом номере очень велик риск травм, каждый раз выполняя невероятные трюки, артисты в прямом смысле слова рискуют жизнью.
После небольшого антракта гостей мероприятия познакомили с полосатыми хищниками братьев Запашных и продемонстрировали ряд будоражащих кровь трюков.
Эдгард Запашный: «Не все тигры контактны, не к каждому можно подойти погладить, у каждого своё личное пространство и характер».
Как поладить с этим хищным «оркестром» и заслужить у них авторитет? Дрессировщики досконально знают характеры своих питомцев, однако все мы знаем, что хищники непредсказуемы, а значит, артисты цирка каждый раз рискуют жизнью, заходя в клетку.
Именно с Филиппом Аскольд делает уникальный контактный трюк, основанный на доверии – кормление изо рта в рот. Через Эрика в новом трюке прыгает тигр, пока Эрик реагирует на полосатого коллегу очень осторожно, а порой агрессивно, что в целом свойственно хищникам.
Во время мероприятия артисты на практике развенчали мифы и стереотипы, которые у некоторых людей сложились о цирке, в частности, о дрессуре.
Например, один из мифов аттракционов с животными – будто хлыст предназначен для удара подопечных, на самом деле – хлыст при соприкосновении с манежем разрезает воздух и создаёт щелчок, который является сигналом для животного, и для артистов, создавая определённый ритм, что, например, очень важно при акробатических трюках на лошадях.
Ещё один ничем не подкреплённый миф, которым аппелируют некоторые критически настроенные к цирковому искусству люди, палочка в руках дрессировщиков. Василий Тимченко на примере продемонстрировал, что лёгкое прикосновение палочки, словно указка, демонстрирует ластоногому другу, какую конечность ему поднять в данный момент.
Эдгард подчеркнул, что если животное никогда в жизни не ощущало функцию огня – ему незачем его бояться: человек, пролетающий через костёр, не успевает ощутить на себе пламя огня (вспомним традиции, когда девушки на Масленицу прыгают через костёр).
Также Эдгард Вальтерович сделал акцент на том, что не надо заставлять животное подряд повторять один и тот же трюк. Если животное 1-2 раза сделало задачу хорошо, надо, чтобы у него в голове отложилось, что он всё выполнил правильно и не нужны мучительные повторения.
У всех гостей репетиции была возможность задать вопросы артистам, а некоторым случайно выбранным из зала зрителям посчастливилось даже поучаствовать в процессе – на себе испытать сложности верховой езды, поиграть в мяч и «обруч» с морскими львами, умилиться личным кормлением морских львов и зайти в клетку к тиграм!
В этот день для всех присутствующих в зрительном зале Цирк стал ближе!
Надеемся, что такие открытые репетиции станут традицией и как можно больше людей смогут почувствовать себя частью самого честного и чистого искусства на Земле!
В удивительный мир циркового искусства погружались: