Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Значение слова «реплика»

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

2. Юр. Возражение стороны на судебном процессе.

3. Театр. Элемент сценического диалога — фраза, которую актер говорит в ответ на слова другого действующего лица, а также последняя фраза актера, после которой говорит другое действующее лицо.

5. Иск. Копия художественного произведения, сделанная самим автором.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В театральном искусстве: последние слова актера, после которых должен говорить свою роль другой.

В музыке: ответ в фуге; повторение мелодии, или фразы другим голосом.

В юриспруденции: возражение стороны во время прений сторон на судебном процессе.

Реплика (искусство) — художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью его воспроизведения в той же манере, материале и с сохранением размеров подлинника (иногда в уменьшенном или увеличенном виде).

В технике — действующая полномасштабная копия редкого или утраченного исторического образца, как правило — транспортного средства (автомобиль-реплика, судно-реплика, самолёт-реплика и пр.), возможно, с частичным использованием современных материалов, технологий и агрегатов. Также «репликой» может называться любая функциональная копия потребительского устройства, популярного, но снятого с производства (реплика мобильного телефона и т.п.); копия не снятого с производства устройства либо изготовляется по лицензии производителя («лицензионная копия», изредка «клон»), либо именуется «клоном» или «подделкой».

Реплика — точная копия поверхности образца, на которой отчетливо выражена структура материала образца.

РЕ’ПЛИКА (репли́ка устар.), и, ж. [фр. réplique от латин. replico — опять, еще прикладываю]. 1. Ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Подавать реплику. 2. Последние слова одного актера, вслед за к-рыми другой актер произносит следующие по ходу пьесы слова (театр.). Выписывать реплики. 3. Краткий возглас, возражение или замечание с места по содержанию речи оратора. Посыпались реплики. 4. Возражение стороны на судебном процессе (право). Р. обвинителя. 5. Повторение музыкальной фразы в другой тональности (муз.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ре́плика I

1. замечание, ответ, возражение на слова собеседника, отличающееся краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически неразвёрнутых конструкций

2. театр. элемент сценического диалога, фраза, которую актёр говорит в ответ на слова другого действующего лица, а также последняя фраза актёра, после которой говорит другое действующее лицо

3. муз. повторение музыкальной фразы другим голосом или в другой тональности

4. юр. возражение стороны на судебном процессе

ре́плика II

1. искусств. копия художественного произведения

2. комп. копия базы данных на клиентском компьютере

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложенийПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова зонтичный (прилагательное):

Источник

РЕПЛИКА

Смотреть что такое «РЕПЛИКА» в других словарях:

РЕПЛИКА — (фр. опровержение, ответ, возражение, от позд. лат. replicare возражать). В театральном искусстве: последние слова актера, после которых должен говорить свою роль другой. В музыке: ответ в фуге; повторение мелодии, или фразы другим голосом.… … Словарь иностранных слов русского языка

РЕПЛИКА — (реплика устар.), реплики, жен. (франц. réplique от лат. replico опять, еще прикладываю). 1. Ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Подавать реплику. 2. Последние слова одного актера, вслед за которыми другой актер… … Толковый словарь Ушакова

реплика — возражение, слепок, ответ, оттиск, замечание, реприза, апарт, копия, тирада Словарь русских синонимов. реплика см. ответ Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

реплика — и, ж. replique f. 1. Элемент сценического диалога: ответ действующего лица на слова партнера, а также последние слова одного персонажа, за которыми следует речь другого. БАС 1. [Посошков:] Никогда не ждет своей репли/ки. 1828. Загоскин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РЕПЛИКА — (от лат. replico возражаю) 1) краткое замечание, возражение, ответ.2) Возражение стороны на судебном процессе.3) В литературе, театре, кино компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.4) В изобразительном … Большой Энциклопедический словарь

Реплика — в терминологии театра элемент диалога, ответная фраза партнера на сцене, а в более узком, техническом смысле последние слова фразы, точное знание к рых необходимо не только произносящему, но и слушающему, т. к. последний без знания Р. не может во … Литературная энциклопедия

РЕПЛИКА — (от лат. replico отражаю, повторяю), 1) в оптике копия с дифракционной решётки, получаемая изготовлением отпечатка решётки на желатине или спец. пластмассе; 2) в электронной микроскопии копия отпечаток (в виде тонкой плёнки углерода, коллодия и… … Физическая энциклопедия

Реплика — возраженіе. Ср. Подавая реплики собесѣднику. онъ постепенно увлекся и вмѣсто того, чтобъ разспрашивать парня о деревнѣ и ея дѣлахъ, незамѣтно для себя сталъ самъ разсказывать ему. М. Горькій. Челкашъ. 2. Ср. Авдѣй, неожидавшій реплики,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Реплика — (франц. replique, итал. replica, от лат. replico повторяю), авторская копия художественного произведения (или копия, выполненная под наблюдением автора), отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. (Источник:… … Художественная энциклопедия

РЕПЛИКА — точный слепок (оттиск) поверхности (рельефа) г. п., листа или побега, полученный на прозрачной коллодийной или целлюлозно ацетатной пленке. Применяется при исследовании г. п. и отпечатков, т. е. формы сохранности растительных остатков, лишенной… … Геологическая энциклопедия

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Прямая речь. Диалог. Виды диалога

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Умение распознавать предложения с прямой речью.

2. Умение различать прямую речь и слова автора.

3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.

4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.

5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».

Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.

Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».

Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».

Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».

Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!

Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».

«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».

Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).

Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.

Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Обратимся к примеру:

– Как твои дела? – спросил Артём.

– Хорошо, – ответил Саша.

Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.

Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.

Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город, ёлку приглядеть.

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

– В лес возьму, в своё жилье.

– Что ж не вырубил в лесу?

– Жалко. Лучше принесу.

Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

Источник

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Первый класс для писателей запись закреплена

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ДИАЛОГА

Большинство авторов в своих произведениях используют диалоги, которые от прямой речи отличаются отсутствием кавычек и тем, что в диалогах каждая реплика начинается с нового абзаца. Реплику в кавычках обычно используют для отображения мыслей героя. Существуют довольно строгие правила написания и того, и другого. Я потратила целый вечер, чтобы собрать всё, что в сети есть по этой теме, и кратко, максимально доходчиво изложить тут. Надеюсь, кому-то будет полезно.

Начну с пунктуации, то есть с того, какие знаки препинания следует использовать. Пару слов о терминах:

Реплика – фраза, которую произносят вслух или про себя персонажи.
Слова автора – фраза, содержащая атрибутивный глагол (сказал, ответил, спросил и т. д.) или заменяющее его словосочетание.

1. Диалоги без слов автора

Если в разговоре участвуют 2 человека, зачастую можно обойтись и без слов автора. Тогда перед репликой ставят тире (ниже я расскажу, где его взять, так как на клавиатуре такого значка нет, и многие обходятся дефисом, что не очень красит текст), затем пробел. В конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, или же многоточие.

— Простите, это что?
— Модная стрижка…
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?!

2. Диалог со словами автора после реплики

Тут ситуация сложнее. Точка меняется на запятую, остальные знаки остаются неизменными. Далее идет пробел, затем тире, потом снова пробел и слова автора ВСЕГДА пишутся с маленькой буквы.

— Простите, это что? — спросила я.
— Модная стрижка, — уверенно ответила парикмахерша.
— Этот кошмар вы называете модной стрижкой?! — возмущенно возразила я.

3. Диалог со словами автора перед репликой

В этом случае после слов автора, которые в начале диалога обычно не выделяют абзацем, ставится двоеточие, затем с новой строки идет реплика. Фраза, относящаяся к следующей реплике, также должна начинаться с новой строки.

Я взглянула в зеркало и спросила:
— Простите, это что?
Парикмахерша уверенно ответила:
— Модная стрижка.

4. Слова автора внутри реплики

Это самое сложное. Именно тут делается большинство ошибок, потому что мы имеем больше вариантов. Основных вариантов два: слова автора разрывают предложение или слова автора находятся между предложениями. В обоих случаях реплика начинается так же, как и в примере «реплика – слова автора», то есть: тире, пробел, реплика, затем ставится запятая, пробел, тире, пробел и слова автора с маленькой буквы. А вот дальше есть небольшие различия.

4.1. Слова автора внутри одного предложения реплики

В этом случае после слов автора ставится запятая и реплика, перед которой ставится тире, продолжается с маленькой буквы.

– Бог с тобой, – сказал мечник, – но смотри, если хоть веточку сделаешь не так, пожалеешь.

4.2. Слова автора между предложениями

Здесь слова автора заканчиваются точкой, а реплика (после тире, конечно) начинается с большой буквы.

– Я зайду завтра вечером, – пообещала она. – Принесу тебе книгу.

Следующий вариант встречается редко, слова автора в этом случае чаще всего включают два атрибутивных глагола, и представляет собой сочетание вариантов «реплика – слова автора» и «слова автора – реплика», соединенных в одну структуру. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире. Пишутся одной отдельной строкой.

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?

— Здравствуй, Михаил Прославович! – скороговоркой выпалил он, бросаясь к воину. И тут же добавил: – Пойдем, не хочу книгам учиться, хочу на мечах биться!

В литературе встречаются и другие, еще более сложные конструкции, но нам они, я думаю, ни к чему.
Прямая речь, которую мы используем, как правило, для передачи мысли персонажа, оформляется так же, только реплика выделяется кавычками, а тире перед ней не ставится. Если вы решили облечь в такую форму диалог, что допустимо, начинать каждую реплику с нового абзаца не нужно, весь разговор можно оформить в одном абзаце.

Рассмотрим несколько вариантов на примерах: так короче и нагляднее.

Обратите внимание, запятая и точка ставятся ЗА кавычками, а вопросительный (и восклицательный тоже) знак – ПЕРЕД кавычками.

Вот, пожалуй, и все, что нужно знать о пунктуационном оформлении. Обычно приводят схемы наподобие — П! — а. или А: «П», — а. Но я сама в них путаюсь, поэтому не стала этого делать. На примерах проще понять, мне кажется. Если надо, сами найдите в сети, но они, в основном, к прямой речи относятся.

Теперь по поводу самих диалогов. Опытные писатели советуют минимизировать слова автора, а также сами реплики. Убирать ненужные описания, удалять лишние неинформативные реплики, ненужные «украшательства» (это касается не только диалогов). Но это, конечно, дело автора. Лишь бы чувство меры не отказало.

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, это замедляет развитие сюжета. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, в целом же сюжет должен развиваться гораздо быстрее. Если продолжительный диалог так уж необходим, то его следует немного разбавить описаниями действий, эмоций героя и так далее.

Важно не засорять диалог фразами, которые не несут полезной для развития сюжета информации. Диалог должен звучать максимально естественно, нельзя использовать длинные многоэтажные предложения или выражения, не употребляемые в разговорной речи. Конечно, если этого не требует замысел автора. Самый простой способ контроля естественности – чтение вслух. Вычурные слова и длинноты будут резать слух, а глазом их можно и не заметить (это тоже касается не только диалогов).

Еще одна ошибка – излишнее или однообразное употребление атрибутивных глаголов. По возможности убирайте авторские комментарии в диалогах: «сказал он», «произнесла она» и так далее. Если и так понятно, кто что говорит, убираем, не раздумывая!

Не стоит повторять одинаковые атрибутивные глаголы (он сказал, она сказала, он спросил, она ответила), можно вместо атрибутивного глагола найти фразу, которая будет описывать действие героя, а потом — его реплику. Синонимов к слову «сказал», несущих различные эмоциональные оттенки, существует великое множество. О том, где их брать, я писала в теме «Стилистика».

Нужно отличать атрибуцию от основного текста. Если атрибутивного глагола или заменяющего его слова нет, это просто текст, и оформляется он отдельной от реплики строкой.

– Ну я пошел, – мальчик отвернулся и побрел прочь.

Это неправильно, так как фраза, стоящая после реплики НЕ является атрибутивной. Правильно сделать так:

– Ну я пошел.
Мальчик отвернулся и побрел прочь.

А теперь о том, откуда же брать красивенькие длинненькие тире, которых нет на клавиатуре.
Я как-то проводила опрос на эту тему; из 16 человек, которые добросовестно используют в своих работах тире, 11 просто копируют его из какого-либо текста и вставляют в нужное место. Я тоже так делала, это быстрее, чем использовать схему буква-пробел-дефис-пробел-буква-пробел, при которой в Ворде автоматически дефис преобразуется в тире. Но теперь у меня есть компьютерная клава с цифровым блоком. На нем обычное тире получается сочетанием Ctrl и минуса в верхнем правом углу, а длинное, именно его мы применяем в прямой речи – сочетанием Ctrl-Alt-минус. Есть и другие способы, но они сложнее, на мой взгляд.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Прямая речь. Диалог

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Смотреть картинку Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Картинка про Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений. Фото Что такое реплика в русском языке 6 класс примеры предложений

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *