Что такое репортаж в публицистическом стиле
Репортаж как жанр публицистики
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни (непосредственно с места события!), жанр журналистики и фотографии, спецификой которого числят оперативность. Репортер – корреспондент, пишущий репортажи. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.
Какие стили речи вам известны? книжный разговорный
Охарактеризуйте речевую ситуацию публицистического стиля Речевая ситуация
Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля — сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам. Каковы языковые приметы этого стиля? Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д. Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus — общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ). Заметка, репортаж, рецензия, отзыв………. Назовите жанры публицистического стиля
Репортёр не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия.
Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности: яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».
Композиционно репортаж состоит из 3 частей. 1. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом. 2.Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю. 3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.
Виды репортажа Событийный. Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.
2. Постановочный. Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента (метод коммуникативного исследования).
3. Тематически познавательный. События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.
4. Актуальный. Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.
5. Проблемный. Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.
Как написать проблемный репортаж?
Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь, следует разобраться со всеми составляющими ситуации: место, время, участники, хронология событий. Ответить на вопросы: Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу? Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж – пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.
Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).
Как написать тематически познавательный репортаж?
Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный; расследование. Первый – требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго – непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж – пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.
Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс. Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе. Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж – пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.
Как написать актуальный репортаж? Актуальность – значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.
Главное – оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности. Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось?, где?, когда?, с кем?, почему? и каковы будут возможные последствия? Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно.
Общие рекомендации при создании репортажей Чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников. Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.
План. Пример: Вступление. (В Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …) Основная часть. (Хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе… ) Заключение. (Драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…
Домашнее задание Написать репортаж.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-085215
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля
Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля
Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.
Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения). Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа. Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств. Формировать умение отличать репортаж от заметки.
Развёрнутый план урока
Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).
П: Ранним утром миллионы людей берут в руки пахнущие типографской краской газетные листы…
Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?
У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.
П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?
У: Публицистический стиль.
П: Откройте свои тетради с опорными конспектами, напомните особенности речевой ситуации, общение в которой предполагает использование публицистического стиля.
У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т. к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.
П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?
У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.
Постановка цели урока.
Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.
Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.
Объяснение нового материала. Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).
П: Вам, наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже?
П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?
П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?
Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).
«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.
Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути» (избр. произв. в 3-х т. М., 1960, т. 2, с. 220).
П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.
П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?
У: Даётся описание урагана над Сокольниками.
П: Кому адресован текст?
У: Текст адресован массовому адресату.
П: Каковы условия общения?
У: Текст может быть использован в официальной обстановке.
П: От чьего лица ведётся изложение?
П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.
У: Мне посчастливилось быть в центре урагана.
П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?
У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.
2. Метафоры – зигзаги молний.
П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?
У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.
П: Что можно сказать о впечатлении от увиденного явления природы?
У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.
П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?
У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т. д.
П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?
У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо), (налетели бронзовые тучи), (мелкий дождь сменился крупным градом), (тучи стали чёрными).
П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?
У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.
П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?
У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг.
П: В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Совсем картина разрушения Помпеи.
Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.
Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т. д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).
Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).
П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?
П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?
П: Кому адресован текст репортажа?
П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?
П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?
П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?
П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?
Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию
Автор присутствует, даёт оценку события
Рассчитан на определённый круг людей
Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
(Что? Где? Как? Когда? Какой?
Что? Где? Как? Когда? Почему?)
Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).
Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).
П: Докажем, что данный текст является репортажем.
П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.
Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.
Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.
В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!
П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?
У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся; эпитет – бушующее пламя.
П: Какова роль инверсии в 1 предложении?
У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.
П: Какая временная форма преобладает в репортаже?
У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.
П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?
У: Данный текст динамичнее.
П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»
У: Данный приём усиливает выразительность текста.
П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?
У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот.
П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?
У: Исключительная, поистине снайперская точность!
Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).
Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.
Ледовый поход завершён
Мурманск, 22 ноября.
Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.
Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:
– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.
Все задания выполнены.
Атомный ледокол завершил экспедицию.
На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:
«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».
Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.
Конечно! Льды за кормой!
Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…
Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…
П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?
У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.
П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?
У: Употребление местоимений: мы обогнули; форма глагола: идём.
П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?
У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.
П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.
Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).
П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.
Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий. Предложения должны образовать связный текст. Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.
П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?
У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.
Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).
П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.
Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).
П: Что вы узнали о репортаже?
П: Чему вы учились на этом уроке?
П: Какая работа на уроке была самой интересной?
П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?
П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».
П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?
П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.