Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Репрезентативность социологического исследования

Что такое репрезентативность социологического исследования

Репрезентативность социологического исследования — свойство выборки точно воспроизводить признаки генеральной совокупности.

Генеральная совокупность — общее количество всех возможных объектов исследования.

Выборка — это часть генеральной общности, отобранная с помощью специальных методов для получения данных обо всей совокупности в целом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие репрезентативность обладает следующими свойствами:

Чем определяется репрезентативность

Репрезентативность социологического исследования определяется двумя типами ошибок:

Ошибки при регистрации делятся на:

Систематические ошибки при регистрации:

Ошибки представительности или репрезентативности подразделяют на:

Связь репрезентативности и выборки

Выборочная совокупность может быть:

Когда необходима выборка

В социологических исследованиях, объектом которых является большое количество людей, рационально использовать выборочную совокупность, поскольку опрос генеральной общности требует много времени и усилий.

Для исследования необходимо опросить жителей одного района небольшого города. Численность данного района составляет 200 тыс. человек. Один опрашиваемый за час способен анкетировать трех человек. При 8-часовом рабочем дне за день он опросит 24 человек. Следовательно, первичное анкетирование займет 8333 дня или 22 года. Предположим, что опрос проводят несколько человек. За каждую анкету они получают 10 рублей. Организатору соцопроса придется заплатить 2 млн. рублей.

Таким образом, использование выборки менее затратно с точки зрения энергии и финансов. Однако выборочная совокупность не всегда уместна. В случае с переписью населения, выборами президента, референдумами такой способ неприемлем.

Примеры репрезентативности в социологическом исследовании

Предположим, в городе проживает 10 тыс. человек, среди которых 58 % мужчин и 42 % женщины. Чтобы социологическое исследование было репрезентативным, необходимо сформировать соответствующую выборку. Для этого нужно учесть гендерный состав населения. Допустим, отобранная совокупность составит 1000 человек. Значит, среди них должно быть 580 мужчин, 420 женщин. Это пример репрезентативной выборки.

В небольшом городе изготовлением съедобных букетов из фруктов занимаются 17 производителей подарков. Чтобы узнать портрет среднего покупателя данного товара, необходимо провести опрос среди всех 17 компаний. В этом случае выборочная совокупность будет репрезентативной.

Источник

Простыми словами о выборке

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Привет. Я UX-исследователь в СКБ Контур. Чаще всего в работе я использую качественные методы исследований — глубинные интервью и модерируемые юзабилити-тестирования. Количественные исследования без подготовленной инфраструктуры со стороны разработки более ресурсозатратные, поэтому самостоятельно их провести сложнее.

Но самое сложное для меня в проведении количественного исследования — это выборка. Мне ближе гуманитарная сторона исследовательской работы, поэтому разобраться в выборке сложнее, чем в техниках ведения интервью. Если у тебя такая же проблема, эта статья будет полезна.

Ниже я попробовала просто рассказать о выборке, репрезентативности и методах отбора при проведении количественного исследования.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Выборка и репрезентативность

Опрос — это количественный метод, направленный на получение точной, объективной и статистически значимой информации. Если качественные методы помогают в формулировке гипотез, то количественные — масштабируют и проверяют эти гипотезы на всей целевой аудитории.

Поэтому важно проводить отбор респондентов таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала состав всей генеральной совокупности.

В социологии есть термин — единица наблюдения. Это может быть один человек, группа или сообщество в зависимости от целей исследования.

Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к теме исследования.

Например, если ты проводишь продуктовое исследование, то скорее всего твоя генеральная совокупность — это все пользователи сервиса или определенный сегмент.

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, которую вы изучаете в ходе исследования с помощью разработанных вами инструментов (анкета, гайд и прочее).

Например, в ходе исследования было опрошено 400 респондентов среди всех пользователей сервиса. Это твоя выборочная совокупность.

Выборка должна быть репрезентативной, иначе результаты количественного исследования будут сомнительными.

Репрезентативность — обеспечение в выборочной совокупности наличия всех видов единиц генеральной совокупности в достаточном количестве.

Репрезентативность имеет качественное и количественное выражение. Качественная репрезентация обязывает включить в выборку все возможные варианты респондентов, особенно, если какой-то признак влияет на опыт использования сервиса.

Например, выборка не будет репрезентативной если ты опросишь только новых пользователей (если это не оправдано целями исследования). Особенно это исказит результаты исследования, если длительность использования напрямую влияет на проверку гипотезы.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

На практике, особенно в онлайн-опросах, качественная репрезентативность может страдать. Ею можно пренебречь, если вы уверены, что на проверку гипотезы не повлияет принадлежность респондента к той или иной группе. Онлайн-опросы предполагают стихийную выборку и поэтому предусмотреть присутствие всех типов респондентов сложно. Про стихийную выборку подробнее я расскажу ниже.

Чтобы соблюсти количественную репрезентацию нужно обеспечить достаточное число респондентов, в том числе по каждой группе внутри выборки.

Например, если ты пригласишь на опрос 80% новых пользователей и лишь 20% пользователей с опытом — это тоже исказит результаты (опять же если это не предусмотрено дизайном исследования).

И, конечно, для того, чтобы масштабировать результаты опроса на всю генеральную совокупность (в нашем примере — на всех пользователей), нужно в целом рассчитать количество человек, которое ты планируешь пригласить для прохождения опроса.

Что значит «достаточное» количество человек для выборки.

К примеру, если проводить исследование на выборке в 50–100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800–1000 человек.

Но увеличивать до бесконечности число опрашиваемых нет смысла. После определенного количества респондентов ошибка выборки остановится на одном уровне.

Ошибка выборки — разность между характеристиками выборочной и генеральной совокупности. Это отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.

Где-то после 400 респондентов ошибка выборки не меняется. Поэтому обычно в опросах выборочная совокупность составляет 300–400 человек. При таком значении ты можешь уверенно переносить результаты исследования на всю аудиторию при соблюдении качественной репрезентации и корректно составленной анкеты.

Если генеральная совокупность небольшая, то и выборочная совокупность будет меньше стандартных 300–400 респондентов.

Если хочешь разобраться с формулой расчета выборки подробнее про нее можно узнать здесь.

Также ты можешь провести сплошной опрос. При сплошном опросе ты опрашиваешь всю генеральную совокупность.

Например, если есть интересный и немногочисленный сегмент пользователей (30–100 человек), ты можешь опросить их всех. Или это стартап и уже есть первые пользователи. В таком случае тоже можно провести опрос по всей генеральной совокупности.

На практике требованиями количественной репрезентации иногда пренебрегают в силу нехватки ресурсов на обзвон (если это телефонный опрос) или времени на сбор ответов. Или если опрос проводят для сбора гипотез, а не для принятия конечного решения.

Здесь важно понимать, какое решение должно быть принято на основе исследования. Если это важный продуктовый или бизнес-вопрос, то лучше потратить время и деньги на проверку гипотезы с репрезентативной выборкой, чтобы не получить неверные выводы. А если, это, к примеру, опрос для сбора отклика по новой фиче, то можно остановиться на 30–60 респондентах. Основные выводы ты сделаешь, а пользователи по мере работы в сервисе расскажут о том, что ты мог пропустить.

Методы отбора

В количественном исследовании по сравнению с качественным не важно кто перед тобой, потому что все выводы строятся по совокупности ответов респондентов и материал собирается в обезличенном виде. Поэтому в идеале в выборку респонденты должны попадать случайным образом, чтобы сделать результаты максимально свободными от искажений.

Чтобы этого достичь можно использовать один из методов формирования выборки.

Случайные выборки

Они предполагают, что в выборке каждый элемент генеральной совокупности имеет заранее заданную вероятность быть отобранным в исследование.

Простая случайная выборка. Сначала нужно присвоить каждому потенциальному респонденту идентификационный номер. Дальше с помощью генератора случайных чисел определить номера, которые будут включены в выборку для опроса.

Механическая выборка. Как и в простой выборке пользователям присваивается порядковый номер. Только отбор происходит не с помощью генератора случайных чисел, а с шагом равным n. Например, каждый сотый.

Стратифицированная выборка. Для такой выборки нужно поделить генеральную совокупность на сегменты или страты. После чего респонденты внутри каждой группы отбираются случайным образом. Из каждого сегмента выделяют пользователей пропорционально их доле в генеральной совокупности.

Кластерный отбор или гнездовая выборка. Группа потенциальных респондентов отбирается случайным образом из всей генеральной совокупности. Далее внутри этой группы опрашиваются все пользователи. Например, можно опросить всех пользователей, которые зарегистрировались в сервисе в прошлом квартале.

При таком отборе риск искажений выше и важно учитывать внешние и внутренние факторы. Может быть в прошлом квартале в жизни пользователей произошло что-то важное, что повлияло на их желание воспользоваться сервисом. Тогда эта группа будет сильно отличаться от генеральной совокупности.

Неслучайные выборки

Обычно такие методы отбора применяют, если нет возможности или ресурсов для формирования случайной выборки. Например, у тебя мало времени на опрос или нет данных о генеральной совокупности или респонденты труднодоступны.

Квотная выборка. Такой метод можно применять, если у вас есть знания о составе генеральной совокупности. Например, вы знаете, как ваши пользователи распределяются в разрезе по должности, отрасли компании, возрасту и так далее. Тогда можно пропорционально этим долям сформировать выборку: в каждом разрезе выбрать такое число респондентов, которое будет отображать статистику по всей аудитории.

Стихийная выборка. Это метод без особых правил. В опрос попадают все, кто захочет пройти опрос. Такая выборка типична для онлайн-опросов, размещенных в свободном доступе.

«Снежный ком». Тоже достаточно популярная и простая методика. Каждого респондента просят порекомендовать нового среди его друзей, коллег и знакомых, которые подходили бы под параметры исследования. Такая выборка часто применяется когда самостоятельно найти интересующих респондентов затруднительно. Например, пользователи, занимающие высокую должность или с высоким доходом.

«Типичный представитель». Из генеральной совокупности отбираются респонденты с типичными признаками целевой аудитории. Только определить, что взять за такой признак, обычно сложно.

Отдельно стоит сказать про многоступенчатые выборки. На практике чаще всего (иногда интуитивно) исследователи используют как раз многоступенчатый метод. Такой отбор предполагает наличие двух или более этапов формирования выборки. Проще говоря, это микс нескольких методов отбора.

Например, ты собрал статистику по своей аудитории и знаешь, что большинство пользователей находятся в Москве. Это будет первая ступень отбора по «типичному представителю». Далее среди пользователей-москвичей ты приглашаешь на опрос каждого сотого (механическая выборка).

Проводя количественное исследование, не забывай о репрезентативности и продумывай подходящий метод отбора респондентов. Хорошая подготовка — половина успеха.

Источник

Понятие репрезентативности в социологическом исследовании, типы выборок

Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.

В зависимости от области науки среди объектов исследования могут оказаться целые группы людей. Подобное встречается в психологических и социологических проектах, где автор изучает поведение или мнение конкретных лиц (в зависимости от выбранного признака классификации и пр.).

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследованииПроведение социологического исследования

Как мы видим, объект исследования – един, а вот число испытуемых может разниться от 1 до нескольких тысяч. Сегодня мы расскажем об особенностях формирования выборки в социологической научной работе и раскроем понятие репрезентативности выборки.

Выборка в социологическом исследовании

Выборка в социологическом исследовании представляет собой конкретизацию респондентов согласно определенным признакам: пол, возраст, место работы или должность, образование, место проживания и пр.

Выборка предполагает, что из общей массы (генеральной совокупности) будут «выбраны» респонденты или участники социологического мероприятия. Результаты исследования могут быть частными (нерепрезентативными) и обобщенными (репрезентативными).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Репрезентативность в социологическом исследовании представляет собой способность полученных результатов отражать общие тенденции, возможность переносить полученный результат на более широкий круг лиц.

Репрезентативность в социологическом научном исследовании можно интерпретировать, как своеобразное качество выборки, которое позволяет получить результаты по отдельной группе лиц, но при этом итоги могут быть перенесены на все человечество (или более широкий круг лиц), подчеркивать тенденции в обществе.

В чем проявляется репрезентативность выборки в социологическом исследовании?

Эксперты полагают, что в социологии действует принцип: больше – лучше. Выборка в социологии считается репрезентативной, если количество испытуемых велико.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследованииКачественная и количественная репрезентативность

В социологическом научном изыскании невозможно повторить опрос или эксперимент и получить при этом один и тот же результат. Поэтому здесь целесообразно моментально фиксировать результат. Даже если задать один и тот же вопрос одному и тому же респонденту в разное время, то можно получить совершено разные ответы.

Поэтому в таких экспериментах точность и качество результатов берут числом испытуемых: чем объемнее выборка, тем лучше. Чем больше совпадений по одним и тем же заданиям, тем больше человек придерживаются данной позиции.

Замечали ли Вы, что в опросах ВЦИОМ принимает участие не 10,20 или 50 человек, а тысячи. Такой подход позволяет точно определить тенденции в обществе, настроение отдельных групп и пр.

Какие типы выборок выделяют в социологических исследованиях?

Исследователь должен определить цель социологического мероприятия, а также определить:

Самыми распространенными типами выборок в социологических исследованиях выделяют:

Случайная предполагает, что в опросе принимает участие любой человек (независимо от возраста, социального статуса, образования и пр.). Важно отметить, что случайные выборки всегда является репрезентативными и отражают мнение общества в целом.

Данная выборка предполагает распределение респондентов по группам согласно заявленному единому признаку (например, по месту проживания, региону, конкретной организации и ее филиалам и пр.). Здесь важно изначально определить количество групп и количество участников в каждой из них. Лучше всего придерживаться принципа равномерности, чтобы в каждой группе было одно и то же число испытуемых.

Данный способ подбора испытуемых предполагает, что из одного общего списка (генеральной совокупности) с определенным интервалом будут избраны отдельные лица (например, каждый пятый человек).

Здесь подбор респондентов осуществляется «методом тыка». Достаточно выбрать первого встречного и включить его в группу испытуемых.

Данный способ заключается в том, что каждый респондент делится контактами своего окружения, которые автоматически попадут в число испытуемых.

Такой способ предполагает целенаправленный подбор респондентов согласно конкретным параметрам (квотам). В числе наиболее распространенных квот выделяют пол, возраст, образование и пр.

Каждый исследователь самостоятельно определяет оптимальный объем выборки и требования к испытуемым, исходя из задач социологического исследования, при этом важно, чтобы выборка была репрезентативной.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Репрезентативность социологического исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие репрезентативности в социологическом исследовании

Репрезентативностью называется способность выборочной совокупности максимально точно отображать характеристики генеральной совокупности.

Другими словами, репрезентативность – это качество выборки. Выборка может быть репрезентативной или нерепрезентативной. Если в социологическом исследовании применялась большая группа людей, то выборка будет репрезентативной.

Выборка – это отобранное определенное количество элементов генеральной совокупности. Репрезентативная выборка характерна тем, что все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции.

Репрезентативность выборки социологического исследования определяется двумя случайными компонентами: ошибками, которые были допущены при регистрации и случайными ошибками.

Например: если объект социологического исследования сложный и имеет несколько элементов, то потребуется большее количество интервьюеров. Не всегда все интервьюеры имеют хорошую квалификацию, что может привести к ошибкам при регистрации. В отличие от этого, проведение выборочного исследования интервьюерами, которые более подготовлены и проинструктированы, ведёт к уменьшению количества ошибок, то есть к случайным ошибкам.

Построение выборки сводится к трём основным проблемам:

Готовые работы на аналогичную тему

Важно помнить, что показатели выборки и генеральной совокупности не должны превышать 5%. Если такая пропорция нарушается, то выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.

Типы выборок

Выборки делятся на: случайные и целенаправленные.

Случайная выборка является наиболее точной и репрезентативной. Суть данной выборки в том, что благодаря случайному отбору, все единицы генеральной совокупности имеют одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Такой вид выборки обычно используется перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями. Помимо того, что данная выборка даёт нам точность, она имеет сложности в применении. Для того, чтобы провести случайною выборку, социолог должен иметь список элементов генеральной совокупности, что не всегда даётся легко. Случайный отбор требует большого объема выборки для получения точных результатов.

Разновидностями случайной выборки бывают серийная, районированная, механическая и другие.

Целенаправленная выборка – это вид выборки, где отбор осуществляется по критериям доступности, типичности, равенства и т.д. Целенаправленная выборка делится на стихийную, метод снежного кома и квотную.

Источник

Репрезентативность выборки

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Согласно теории выборочного метода, неоднократно подтвержденной практикой, опрашивать всех нет необходимости, а можно опросить лишь часть группы, которая может быть в тысячи раз меньше. Эта маленькая часть называется выборкой (или выборочной совокупностью), а большая группа, которую она представляет, называется генеральной совокупностью.

При этом если выборка сформирована правильно, выводы, полученные на основе изучения выборки, могут быть перенесены и на генеральную совокупность. Например, если в выборке женщины значимо чаще, чем мужчины, пользуются дезодорантами, то делается вывод, что и в генеральной совокупности (например, в исследованном городе) присутствует такая закономерность. Процесс переноса выводов с выборки на генеральную совокупность называется генерализацией. А свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Для более комфортного запоминания термина на рис.1. приведены иллюстрации, когда выборка отражает свойства генеральной совокупности и когда свойства выборки отличаются от свойств генеральной совокупности.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Рис.1. Иллюстративные примеры соответствия (несоответствия) свойств генеральной совокупности и выборки

Не стоит путать понятие репрезентативности с такими понятиями как валидность и релевантность, хотя они тоже относятся к характеристикам качества исследования. В социальных науках валидность понимается довольно широко, но чаще всего – как обоснованность. Понятие валидности относится не к выборке, а к исследовательской методике. Методика или измерение (анкета, блок вопросов, тест) считается валидным, если фиксирует именно то понятие или свойство, которое планируется измерить. Например, если мы захотим оценить уровень лояльности клиента к магазину и выберем для этого лишь показатель частоты посещения магазина, валидность этого подхода будет неполной: возможно, респондент часто заходит в магазин только из-за банкомата, который там установлен. Валидная методика в данном примере должна включать и другие показатели: предпочтение магазина, суммы покупок в этом и других магазинах, готовность переключиться на другие магазины, готовность рекомендовать магазин и др.

При установлении валидности решающую роль играет обоснование и последующая проверка гипотезы релевантности, то есть соответствия измеряемых параметров характеристикам исследуемого объекта. Житейский пример нерелевантности – измерять уровень счастья человека количеством денег у него (хотя, наверное, не все с этим согласятся). Очевидный пример нерелевантности – попытка измерить массу тела по его температуре.

Но вернемся к понятию репрезентативности. В то время как точность измерений зависит от размера выборки, размер выборки не гарантирует ее репрезентативности. Репрезентативность выборки главным образом обеспечивается способом отбора ее участников (респондентов). Примером явного нарушения репрезентативности может послужить шутка о том, что интернет-опрос показал, что 100% людей пользуется интернетом.

Можно выделить несколько вариантов нарушения репрезентативности выборки: когда опрошены не те люди и когда опрошено слишком много (или мало) определенных людей (например, женщин намного больше, чем мужчин). Кроме того, чем меньше размер выборки, тем меньше вероятность того, что она будет репрезентативной. Например, допустим, 1% населения мог бы заинтересоваться новой услугой. Это 1 из 100 людей. Если размер выборки составляет всего 60 человек, то в вашей выборке может отсутствовать человек, который, скорее всего, будет заинтересован в услуге. Ваша выборка менее репрезентативна, потому что она меньше. Ваши результаты будут разными в зависимости от того, содержит ли ваша выборка одного из этих людей или нет. Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки показан на рис.2.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Рис.2. Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки

На рис.3 показана та же по составу генеральная совокупность, но с другим расположением объектов внутри круга.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Рис.3. Пример репрезентативной и нерепрезентативной выборки при другом расположении объектов генеральной совокупности

Говоря простым языком, репрезентативная выборка – это такая выборка, в которой представлены все подгруппы, важные для исследования. Помимо этого, характер распределения рассматриваемых параметров в выборке должен быть таким же, как в генеральной совокупности.

Простой случайный отбор респондентов представляется оптимальным способом формирования репрезентативной выборки. Поскольку в этом случае у любого представителя генеральной совокупности одинаковая вероятность попасть в выборку, в нее попадут люди с разными характеристиками пропорционально их долям в генеральной совокупности. В итоге выборка будет представлять собой нечто вроде уменьшенной копии генеральной совокупности.

Случайность отбора респондентов в выборку обеспечивается разными способами. Например, для телефонного опроса жителей города берется база данных всех телефонных номеров, и номера респондентов случайным образом выбираются компьютером (с использованием генератора случайных чисел). При уличном опросе интервьюеров распределяют по случайно выбранным точкам и инструктируют опрашивать каждого N-ного прохожего.

Наглядным примером репрезентативной выборки может служить пицца. Если целая пицца – это генеральная совокупность, которую мы хотим изучить, то кусок пиццы – это выборка. Как правило, достаточно одного куска пиццы, чтобы судить обо всей пицце (при условии, что ингредиенты равномерно распределены по ее поверхности). Таким образом, кусок пиццы пиццы на рис.4 – это репрезентативная выборка из пиццы.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Рис.4. Наглядный пример репрезентативной выборки (пицца)

Важно отметить, что не любой кусок пиццы будет репрезентативной выборкой. Разные способы получения куска пиццы могут принципиально повлиять на качество исследования и выводы, которые будут получены при анализе каждого варианта выборки (рис.4)

(рисунок в сушильной камере, готовится к публикации)

Рис.5. Наглядный пример формирования репрезентативной и нерепрезентативной выборки.

Еще один показательный пример формирования репрезентативной выборки – кастрюля, содержимое которой мы должны узнать (допустим, там скрывается борщ). Мы только один раз можем зачерпнуть из кастрюли ложкой (провести исследование). В нашем примере ложка – это выборка, а содержимое кастрюли – генеральная совокупность.

Если мы зачерпнем сверху, то придем к выводу, что в кастрюле бульон. Если снизу – решим, что в кастрюле мясо. Зачерпнув где-то посередине, мы получим картошку или капусту. В любом из трех случаев выводы будут неверны. Чтобы получить достоверный результат, нам стоит хорошенько перемешать содержимое кастрюли, перед тем как пробовать его. Перемешивание в данном случае – аналог процедуры простого случайного отбора, поскольку оно предоставляет всем ингредиентам примерно равную вероятность попадания в ложку-выборку (или тарелку-выборку).

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Рис.6. Борщ как модель, демонстрирующая репрезентативность выборки.

В реальности применить простой случайный отбор респондентов не всегда удается в полной мере. Например, мы можем абсолютно корректно отобрать в выборку нужное количество номеров домашних телефонов случайным образом, но при их прозвоне выяснится, что дозвониться и поговорить удается преимущественно с пенсионерами, а «поймать» дома молодежь и работающих людей получается плохо.

Возвращаясь к примеру с борщом, если у нас вместо кастрюли – огромный ресторанный котел, а в руках все та же обычная ложка, перемешивание будет неэффективным. Чтобы решить задачу, потребуются иные подходы. Например, мы можем теоретически разделить глубину котла на несколько слоев и постараться зачерпнуть содержимое из каждого слоя (из случайного места слоя: не только в центре, но и по краям). Таким образом, наша итоговая выборка будет состоять уже из нескольких выборок и при этом адекватно отражать содержимое всех слоев котла. Подобные альтернативные подходы называются типами выборки, которых придумано достаточно много для того, чтобы максимизировать репрезентативность выборки в сложных условиях реального мира.

Последствия нарушения репрезентативности выборки: некорректные выводы исследования, выброшенный на ветер бюджет исследования, финансовые потери вследствие применения неправильных выводов. Вы можете выбрать валидную исследовательскую методику, рассчитать объем выборки, обеспечивающий приемлемую точность измерений, но, если выборка исследования нерепрезентативна, получить достоверную информацию не удастся.

Самым известным примером нарушения репрезентативности выборки является история провала американского журнала «Литературный дайджест».

В 1936 году журнал в очередной раз провел почтовый опрос общественного мнения о вероятных результатах грядущих президентских выборов в США. До 1936 года опрос всегда правильно предсказывал победителя. Опрос 1936 года показал, что победителем с большим отрывом станет кандидат от республиканцев, но в итоге победителем оказался представитель демократов.

Таким образом, гигантская выборка (около 2,4 млн. человек) не обеспечила достоверных результатов. В чем же заключалась причина ошибки?

Называются две основные причины провала: смещение при формировании выборки и смещение вследствие отказа респондентов от участия в опросе.

Прежде всего, журнал включил своих подписчиков в список для рассылки анкет и, желая расширить выборку, использовал два других доступных тогда списка граждан: зарегистрированных автовладельцев и пользователей телефонов. Во времена Великой Депрессии представители этих групп отличались от остального населения более высоким доходом, как и подписчики самого журнала. Таким образом, полученная база для рассылки не являлась корректным отражением структуры населения США.

Вторая проблема с опросом заключалась в том, что из 10 миллионов человек, чьи имена были в первоначальном списке рассылки, только 2,4 миллиона ответили на опрос. Вероятно, высокий процент отказов был связан с тем, что опрос проводился по почте. Уже в те времена американцы относились к почтовым рассылкам как к спаму. Таким образом, размер выборки составил примерно одну четверть от того, что первоначально планировалось. Когда доля ответивших низка (как это было в данном случае), считается, что исследование страдает от необъективности ответов.

У этой истории две морали: Большая, но неправильно сформированная выборка гораздо хуже маленькой, но правильно сформированной выборки. При проведении опроса не упускайте из внимания смещение отбора и смещение в результате отказов.

Пример из военной практики. Во Вторую мировую войну американские военные столкнулись со следующей проблемой. Не все американские бомбардировщики после задания возвращались на базу. На вернувшихся самолетах оставалось множество пробоин от выстрелов противника, но распределены они были неравномерно: больше всего на фюзеляже и прочих частях, меньше в топливной системе и гораздо меньше — в двигателе. Командованию казалось логичным, что в наиболее поврежденных местах нужно установить больше брони.
Привлеченный к решению задачи математик возразил: данные как раз показывают, что самолет, получивший пробоины в этих местах, еще может вернуться на базу. А самолет, которому попали в бензобак или двигатель, выходит из строя и не возвращается. Поэтому укреплять следует те места, которые у вернувшихся самолетов повреждены меньше всего.

Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Смотреть картинку Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Картинка про Что такое репрезентативность в социологическом исследовании. Фото Что такое репрезентативность в социологическом исследовании

Эта задача служит примером нарушения репрезентативности выборки, когда в нее включены не те респонденты: в данном случае, вернувшиеся самолеты, в то время как не вернувшиеся проигнорированы.

Применительно к маркетинговым исследованиям, эта ситуация подобна следующей. При опросе клиентов бизнеса будет ошибкой опрашивать только текущих клиентов и не опрашивать потерянных клиентов (а какие «пробоины» получили они?).

При опросе посетителей ТРЦ важно правильно расставить интервьюеров. Например, если поставить интервьюеров только у главного входа, в выборку не попадут посетители, приехавшие в ТРЦ на автомобиле и попавшие в него через парковку. Как следствие, выводы, полученные на собранных данных, будут корректны только для той части посетителей, которые приходят в ТРЦ пешком, а значит, делают меньше покупок, не покупают габаритные товары, живут ближе к ТРЦ, чем приезжающие на автомобиле.

Другой пример. Бывает, что в разных районах города сбор анкет идет с разной скоростью: где-то (например, в центре города) большой пешеходный поток и у людей есть время на участие в опросе (отдыхающие, в отпуске, офисные сотрудники на обеде), а на окраинах либо мало людей на улицах, либо все спешат на работу и отказываются участвовать. В результате, если не ограничивать доли районов, в выборке будут преобладать люди из центрального района, которые могут значимо отличаться от остальных людей родом занятий, уровнем дохода и образования, уровнем осведомленности о магазинах и др. Таким образом, собранная выборка уже не будет репрезентативной по отношению к населению всего города.

Несмотря на многие положительные стороны онлайн-опросов, такие как экономичность, оперативность сбора информации, удобство ее обработки и т. д., некоторые их особенности напрямую угрожают репрезентативности исследования:

Во-первых, участники онлайн-опросов – это, как правило, активные пользователи интернета, хорошо в нем разбирающиеся и больше подверженные влиянию интернет-культуры, чем обычные люди.

Во-вторых, люди, у которых есть время и желание регулярно участвовать в онлайн-опросах за небольшое вознаграждение, скорее всего, значительно отличаются от остальных людей как по социально-демографическим, так и по психографическим характеристикам.

В-третьих, профессиональное участие в опросах приводит к так называемой профессиональной деформации, когда ответы респондентов на вопросы новых исследований обусловлены предыдущим опытом, но не жизненным, а опытом участия в других опросах.

Таким образом, в данном случае возникает та ситуация, когда опрашиваются не те люди, хотя по формальным характеристикам они подходят под описание целевой аудитории.

Итак, чтобы получить достаточно точные данные об интересующей нас группе людей, необязательно опрашивать их всех, благодаря свойству репрезентативности выборки.

«Чем больше, тем лучше» – неправильный подход к формированию выборки.

Небольшая репрезентативная выборка лучше большой, но нерепрезентативной выборки. Применительно к выборке не стоит пугаться слова «случайная». Это вовсе не значит, что в исследовании будут получены случайные результаты. Напротив, случайный подход к формированию выборки делает ее максимально похожей на генеральную совокупность, а значит, репрезентативной.

При проектировании выборки следует учитывать опасность смещения структуры выборки вследствие особенностей сбора информации и других условий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *