Что такое репутация в узком смысле

Значение термина «деловая репутация» (статья)

В языкознании слово рассматривается в качестве важнейшей, исходной единицы речи и текста. По утверждению специалистов в области языкознания, слово представляет собой одну из основных единиц языка, обладающую качественной определенностью и нормативной самостоятельностью.

В правовой литературе отмечается, что слово представляет собой «исходный «строительный» материал законотворчества и нормотворчества в целом. Оно есть средство передачи мысли, идей нормодателя. С помощью слов образуется текст права, облекаясь в форму, материализуясь в правовые нормы».

Слова (термины) служат средством выражения правовых понятий, которые представляют собой «семантическое ядро, благодаря которому норма права функционирует». То или иное понятие является правовым, если используется доктриной в качестве такового, либо используется законодателем в тексте закона.

Правовые понятия подразделяются на «понятия права», выраженные в тексте законов и иных нормативно-правовых актов, и «понятия науки права», используемые в доктрине. При этом, как справедливо подчеркивается в литературе, позитивное право и правовая наука оперируют одними понятиями, но «при совпадении понятий права и науки права часто могут не совпадать их дефиниции в смысле содержания и количества признаков», а по своему значению для правотворческой и правоприменительной деятельности научные правовые понятия играют вспомогательную роль. В. В. Игнатенко подчеркивает, что, «имея предметом отражения в форме обобщения соответствующие государственно-правовые явления, правовые понятия, закрепленные в тексте законов или иных нормативных правовых актов, становятся понятиями права».

И в законодательстве, и в доктрине термин «деловая репутация» используется и в широком и в узком смысле, хотя о необходимости разделять указанные смыслы в литературе не говорится. В то же время требование чистоты используемой терминологии и потребности практики по защите деловой репутации различных субъектов гражданского права диктуют необходимость такого разделения.

Так, Ленинский народный суд г. Краснодара отказал в иске Краснодарскому региональному отделению общероссийской политической организации «Отечество» о защите деловой репутации, сославшись на то, что понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к лицам, участвующим в деловом обороте, каковыми общественные организации не являются. Очевидно, что политические организации имеют репутацию как «создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках», общественную оценку их социально значимой деятельности. В то же время очевидно и то, что в узком смысле слова они деловой репутацией обладать не могут, поскольку участия в деловом (предпринимательском обороте) не принимают. Выходом из сложившейся ситуации может быть либо разделение в законе репутации на «просто репутацию» и «деловую репутацию» с указанием субъектов, которые могут обладать той или иной репутацией, либо использование иного термина для замены им понятия «репутация вообще». В качестве такого понятия, по нашему мнению, можно использовать понятие «доброе имя», которое содержится в законе. Однако к данному вопросу мы обратимся позднее, а здесь продолжим исследование практики употребления понятия «деловая репутация» в законодательстве и доктрине.

Легальное определение деловой репутации дано применительно к кандидатам на руководящие должности кредитных организаций. Так, в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» указывается, что под деловой репутацией понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.

В этой связи следует отметить, что если подвергнуть репутацию классификации, то можно выделять наряду с деловой также профессиональную, служебную, должностную репутацию лица. Но при этом применение терминов «профессиональная репутация», «служебная репутация», «должностная репутация» возможно только к физическому лицу при характеристике его профессиональных и служебных качеств (а также, используя терминологию приведенного выше закона, «иных качеств», имеющих значение для той или иной профессии или должности), но будет некорректным в применении к юридическому лицу, о котором нельзя сказать, что оно обладает профессиональными, служебными или должностными качествами.

В то же время употребление относительно юридического лица словосочетания «деловые качества» является вполне корректным, если иметь в виду слово «деловой» в широком смысле. Если же иметь в виду слово «деловой» в узком смысле, как «принадлежащий деловому обороту», то можно говорить о «деловых качествах» только применительно к субъекту, участвующему в деловом обороте: коммерческому юридическому лицу и гражданину-предпринимателю.

Однако даже при такой классификации «чистоты» деления не будет, поскольку специфика гражданина-предпринимателя приводит к слиянию профессиональной и деловой репутации, в то время как специфика коммерческого юридического лица такого слияния не дает. Относительно последнего субъекта можно утверждать о профессионализме либо непрофессионализме его работников, но не самого юридического лица.

М. Н. Малеина дает еще более широкую трактовку понятия «деловая репутация», чем А. М. Эрделевский, когда утверждает, что она «представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности». Более широкой данную трактовку можно признать потому, что для поклонников в шоу-бизнесе или коллег по работе могут иметь значение и такие качества лица, которые, безусловно, его персонифицируют, но социально значимыми признаны быть не могут (например, внешний облик эстрадного певца).

Проанализировав понятия «репутация» и «деловая репутация», автор приходит к выводу, что Гражданский кодекс РФ неоправданно сужает понятие «репутация», сводя его к деловой репутации. Поводом к такому выводу послужило утверждение А. А. Власова о том, что «применение понятия репутация допустимо не только к физическим и юридическим лицам, но и к иным субъектам гражданского права».

Под иными субъектами гражданского права автор имеет в виду Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования. Автор подчеркивает, что сужение понятия репутации в Гражданском кодексе РФ определением «деловая» в ряде случаев вынуждает потерпевших, в случае нанесения ущерба международной и иной, не укладывающейся в рамки деловой репутации, использовать термин «достоинство» по отношению к субъектам-негражданам.

В качестве примера А. А. Власов приводит случай, когда статьей в газете «Известия» была подорвана репутация Вологодской области и был поставлен вопрос о защите чести и достоинства области (субъекта Российской Федерации). Следует согласиться с мнением А. А. Власова о том, что понятие чести и достоинства применительно к области не соответствует смыслу указанных понятий и использование в данном случае термина «репутация» было бы более правильным. Действительно, смысл термина «репутация», если понимать под ним общественную оценку социально значимых качеств кого-либо, позволяет применять его ко всем субъектам гражданского права. Можно добавить, что в этом смысле возможна была бы замена термина «деловая репутация» не термином «репутация», которое, как мы отмечали, на сегодняшний день в качестве самостоятельного блага гражданским законодательством не рассматривается и правовой защите не подлежит, а термином «доброе имя».

А. А. Власов предлагает исключить из текста Гражданского кодекса РФ определение защищаемой репутации в качестве «деловой», полагая, что такое решение будет соответствовать международно-правовым актам. Конкретно автор предлагает «исключить из ст. ст. 150, 152, 1101 ГК РФ оценочное определение репутации в качестве деловой, что должно расширить возможности гражданско-правовой защиты нематериальных благ».

По нашему мнению, предложение А. А. Власова вряд ли целесообразно. Исключение понятия «деловая репутация» и замена его понятием «репутация», применяемом ко всем субъектам гражданского оборота, расширит возможности защиты данного нематериального блага теми субъектами гражданского права, которые сегодня такой возможности не имеют, но в то же время приведет к размыванию понятия «деловая репутация коммерческого юридического лица», которое сегодня, как будет показано далее, имеет достаточно четкие очертания в нормативно-правовых актах.

В то же время мы согласны с мнением А. А. Власова о том, что понятие деловой репутации включает в себя только положительную оценку деловых качеств субъекта. Поскольку такое мнение разделяется в цивилистике не всеми учеными, на нем следует остановиться подробнее.

Так, по мнению К. Б. Ярошенко, репутация в отличие от чести и достоинства может быть положительной (хорошей) и отрицательной (плохой). Ю. Г. Иваненко считает, что «репутация, в отличие от таких благ как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя».

Понятие «имя» в рассматриваемом нами смысле, как представляется, присутствовало на всех стадиях развития человеческого общества, хотя точно определить момент его зарождения на сегодняшний день вряд ли представляется возможным. Общепризнанным является утверждение о том, что человечеству в первой фазе его развития присуще нерасчлененное сознание (синкретичное), в котором отдельные формы еще не выделяются. Синкретизм представляет собой сочетание разнородных воззрений, взглядов. Когда человек еще не выделял себя из коллектива, интересы отдельного индивида полностью совпадали с интересами рода, говорить о появление понятия имени в современном значении еще не приходится. Однако, как только наметился процесс выделения личности из общества, вокруг отдельного индивида образовалась его собственная «территория», относящаяся исключительно к нему и обладающая собственными характеристиками, отличными от характеристик общности, к которой он принадлежал.

От состояния общности бытия, человечество переходит к индивидуализму, т. е. «состоянию преобладания отдельного бытия», но для индивида его социальное окружение, его соплеменники, соотечественники, сограждане всегда являются непременным и весьма важным атрибутом бытия, в связи с чем субъекту не безразлично отношение к нему со стороны его окружения. Специалисты в области обществоведения полагают, что всю историю человечества можно рассматривать как историю распада синкретизма, бесконечный процесс разделения труда, выделения профессиональных, специфических форм деятельности и т. д., а одним из существенных результатов этого процесса является «развитие самоценности личности, которая. может наращивать способность культивировать собственные специфические потребности, свои ценности».

В этот период выделения профессиональных, специфических форм деятельности, как представляется, и приобретает свое значение оценка того или иного субъекта в глазах окружающих; для индивида все более возрастает роль общественного мнения о нем, о его деловых и профессиональных качествах и способностях.

Более того, лицо стремиться всеми возможными способами упрочить в мнении окружающих свою положительную оценку и избегает отрицательной, как правило, не разглашая о себе тех или иных сведений, если они могут быть негативно оценены окружающими. В связи с этим право обеспечивает субъекту защиту данной положительной оценки, признавая последнюю благом.

В дореволюционном законодательстве термин «кредит» использовался в связи с проблемой возмещения вреда вследствие личной обиды или оскорбления. Так, ст. 670 ч. I т. X Свода Законов гражданских гласила: «Ежели, вследствие личной обиды или оскорбления, обиженный понес ущерб в кредите, или в имуществе, то обидевший или оскорбивший его обязан вознаградить за сии потери и убытки по усмотрению и определению суда». Иными словами, закон, наряду с имущественным ущербом, говорил об ущербе «в доверии», которым данное лицо обладало до совершения в отношении него правонарушения и которое оно могло утратить полностью или частично в результате правонарушения.

Г. Ф. Шершеневич, комментируя гражданское законодательство, отмечал: «Личное оскорбление не допускает никакой имущественной оценки, потому что оно причиняет нравственный, а не имущественный вред, если только оно не отражается косвенно на материальных интересах, например, на кредите оскорбленного». Исходя из этого утверждения Г. Ф. Шершеневича, можно сказать, что в дореволюционной цивилистике интерес «в кредите» (в доверии) рассматривался как имущественный интерес.

Термин «деловая репутация» является правовым, т. к. содержится в нормативных документах, в которых он появился в связи с необходимостью обеспечения правовой защиты такой составляющей облика индивида как «репутация». Так, ст. 150 ГК РФ называет деловую репутацию в числе нематериальных благ, подлежащих защите. Правовым понятием является также понятие «доброе имя», которое содержится в Конституции РФ и ГК РФ. В цивилистической литературе нет единства мнений относительно понятия «доброе имя»; одни авторы считают, что оно самостоятельного значения не имеет, другие с такой трактовкой не согласны.

Так, М. Н. Малеина рассматривает понятие «доброе имя» как тождественное понятию чести. А. А. Власов справедливо не соглашается с такой позицией и отмечает: «Если согласиться с ее мнением, то это дублирующее и необязательное для содержащегося в ст. 150 ГК перечня нематериальных благ понятие». Действительно, ст. 150 ГК РФ говорит, что к нематериальным благам относятся и «честь», и «доброе имя», и «деловая репутация». Такое законодательное перечисление указанных объектов как нематериальных благ не позволяет говорить об их тождестве и дает основания для исследования их в качестве самостоятельных правовых понятий. Не дает основания для отождествления указанных понятий и рассмотренные нами выше их объем (понятие «доброе имя» шире понятия «деловая репутация»).

Высказанная в литературе позиция, связывающая деловую репутацию юридического лица с предпринимательством (А. А. Власов), находит как сторонников, так и противников. Так, А. Л. Анисимов определяет деловую репутацию юридического лица как оценку «производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений». В. Плотников пишет: «Строго говоря, деловой репутацией в собственном смысле слова могут обладать граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и юридические лица». При этом автор подчеркивает, что ограничиваться законодательной защитой только репутации предпринимателей было бы ошибкой, поскольку на защиту своей репутации вправе рассчитывать лица различных профессий (педагоги, адвокаты, врачи и проч.), однако содержание такой репутации составляет оценка не деловых (предпринимательских), а профессиональных и служебных качеств гражданина. Поэтому «эту репутацию справедливо можно было бы назвать не деловой, а профессиональной или служебной».

К. М. Арсланов также отмечает, что деловая репутация охватывает не только сферу экономической деятельности лица (например, мнение о предпринимательских качествах лица, мнение об ответственном отношении юридического лица ко всем своим клиентам), но и сферы трудовой, а также иной профессиональной деятельности.

А, как было показано, отсутствие единообразного доктринального понимания сказывается и на правоприменительной практике.

Очевидно, что право не может признавать нематериальным благом ни сложившееся в обществе отрицательное мнение о деловых, профессиональных или предпринимательских качествах лица, ни отрицательную оценку его профессиональных качеств, ни общественную оценку недостатков, относящихся к работе и профессиональной деятельности лица, ни набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей (как сравнительную оценку производственной или иной деятельности лица), поскольку такой «набор» (сравнительная оценка) может давать негативную деловую репутацию (а, вернее, «неделовую» репутацию). А право не может защищать негативную, «неделовую» репутацию, поскольку последняя не представляет ценности ни для субъекта, ни для правопорядка.

Можно добавить и то, что право не защищает любое «имя», а только «доброе имя», не защищает бесчестья, а защищает честь, не защищает ничтожность личности, а защищает достоинство последней.

Отсутствие единства взглядов в вопросе о том, могут ли деловой репутацией обладать все граждане и все юридические лица, либо только занятые в деловом (предпринимательском) обороте сложилось, как представляется, во-первых, в связи с новизной данного института для российского законодательства, а, во-вторых, с недостаточно четкой его регламентацией в ст. ст. 150 и 152 ГК РФ.

Если обратиться к мировой практике, то можно увидеть, что деловая репутация имеет значение, главным образом, в мире бизнеса. В развитых странах уже давно публикуются рейтинги деловой репутации компаний в таких серьезных изданиях, как журналы «Форчун», «The Economists, газета «Файнешнл Тайме». О значении деловой репутации в сфере бизнеса свидетельствует и то, что термин «репутация» оказал влияние на образование ряда экономико-правовых терминов, таких как «репутационный капитал», «репутационный менеджмент», «репутационный риск», широко применяемых в зарубежной литературе и нормативных актах.

Ряд этих терминов, в частности, «репутационный риск» известен и действующему российскому законодательству. Так, Указание ЦБ РФ «О годовом отчете кредитной организации» в п. 5.1.4 выделяет следующие риски: финансовые, под которыми понимаются кредитный риск, риск ликвидности, ценовой риск, риск изменения процентных ставок, базисный риск, валютный риск, рыночный риск, риск инфляции, риск неплатежеспособности; функциональные под которыми понимаются стратегический риск, технологический риск, риск операционных и накладных расходов (риск неэффективности), риск внедрения новых продуктов и технологий (внедренческий риск) и прочие под которыми понимаются риск несоответствия и риск потери репутации.

Значение деловой репутации для экономического оборота подтверждается и тем, что понятие деловой репутации может использоваться для оценки деловой активности участника предпринимательской деятельности. Так, Приказ Минфина РФ от 12.01.2001 № 2н в п. 185 устанавливает, что в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности страховой организации, критериями которой являются территория и широта рынков оказания страховых услуг и перестрахования, репутация страховой организации, выражающаяся в известности страхователей, заключающих с ней договоры страхования, своевременность исполнения страховых обязательств и др. Можно констатировать, что в современных условиях категория «деловая репутация» неразрывно связана с деловым оборотом, необходимо присуща ему.

Приказ Минсельхоза РФ № 673, Минимущества РФ № 204 от 26.08.2002 в п. 5 устанавливает, что решение о заключении лицензионных договоров принимаются ФКП, исходя из баланса производства и потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, выпускаемой под товарными знаками на российском и зарубежных рынках и с учетом определенных обязательных требований, в числе которых наряду с наличием у организации действующей лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции, наличием условий, позволяющих производить алкогольную и спиртосодержащую продукцию с использованием товарных знаков, отвечающую по своим качественным показателям требованиям, установленным владельцем товарных знаков и др. указано, что «наличие у организации положительной деловой репутации на российском рынке».

В то же время в ряде других нормативных актов термин «деловая репутация» употребляется уже не применительно к участникам делового оборота, а применительно к физическим лицам, в предпринимательском обороте в качестве субъекта не участвующим.

Письмо ЦБ РФ «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций» устанавливает требования к физическим лицам, которые могут быть назначены кураторами кредитных организаций. Пункт 2 данного письма указывает, что куратор кредитной организации назначается из числа служащих Банка России, имеющих опыт работы, знания и практические навыки в области лучшей международной практики банковского надзора, банковского менеджмента, в вопросах определения параметров рисков и процедур по их минимизации, обладающих безупречной деловой репутацией, умением организовать работу на порученном участке, навыками командной (коллективной) работы и достаточной коммуникабельностью.

На этом факте можно было бы не акцентировать внимания, если бы деловая репутация различных субъектов гражданского права не имела столь различные характеристики, какие она имеет на сегодняшний день. Эти различия обусловлены, главным образом, сущностью субъектов гражданско-правовых отношений и той ролью, которую деловая репутация играет в их общественно-значимой деятельности. Различия усматриваются:

1. между деловой репутацией граждан и деловой репутацией юридических лиц в том смысле, что первая включает в себя морально-этический аспект, не присущий деловой репутации юридических лиц;

2. между деловой репутацией субъектов, являющихся участниками делового оборота, и деловой репутацией субъектов, в таком обороте не участвующих в том смысле, что деловая репутация субъектов, участвующих в деловом обороте, имеет свои, качественно иные характеристики. Такими характеристиками не обладает деловая репутация иных субъектов, коммерческой деятельностью не занимающихся.

Так, деловая репутация коммерческих организаций учитывается на балансе юридического лица в качестве нематериальных активов, в то время как деловая репутация некоммерческих организаций в таком качестве не учитывается. Постановление Госкомстата РФ от 27.12.2002 № 225 в п. 1 указывает, что форму федерального государственного статистического наблюдения № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» представляют все юридические лица, независимо от вида их экономической деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, кроме субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. А в п. 27 устанавливает, что по строкам 77-85 отражается полная учетная стоимость нематериальных активов, состав которых соответствует «Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000», утвержденному Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н). В числе этих нематериальных активов Постановление называет деловую репутацию организации.

Таким образом, деловая репутация субъектов, участвующих в деловом (предпринимательском) обороте, обладает свойствами, резко выделяющими ее из числа всех иных нематериальных благ, а право на деловую репутацию таких субъектов обладает собственными характеристиками, также не совпадающими с характеристикой иных субъективных гражданских прав на нематериальные блага. Эти характеристики будут рассмотрены нами далее.

Подводя итоги рассмотрению вопроса о правовом значении термина «деловая репутация» и его трактовке в российской цивилистической доктрине, необходимо сделать следующие выводы.

Под деловой репутацией в широком смысле следует понимать положительную общественную оценку, положительное общественное мнение, сложившееся относительно кого-либо по поводу его профессиональной, общественной, служебной деятельности, работы: физических лиц, занятых в любой сфере общественного производства, потребления и обмена, и юридических лиц, занятых в любой общеполезной деятельности, включая как занятых, так и не занятых в деловом (предпринимательском) обороте.

Материал, изложенный здесь, дает основание для предварительного вывода о том, что деловая репутация участников делового оборота существенно отличается от деловой репутации иных субъектов гражданского права. Поэтому мы вносим предложение о введении в научный оборот термина «коммерческая репутация» с целью замены понятия «деловая репутация», употребляемого в узком смысле слова. Следует отметить, что употребление термина «коммерческая репутация» в качестве синонима деловой репутации коммерческого юридического лица встречается нормативных актах. Так, Роскомторг в рекомендациях по составлению договоров в случаях, если предложение о заключении договора поступило от неизвестной организации, дает указание выяснять через партнеров, контрагентов и банкиров ее финансовое положение и коммерческую репутацию.

Под коммерческой репутацией мы предлагаем понимать деловую репутацию коммерческого юридического лица, представляющую собой общественную оценку его деловых качеств, имеющих значение в сфере предпринимательской деятельности для ее успешного осуществления.

Источник

РЕПУТАЦИЯ

Смотреть что такое «РЕПУТАЦИЯ» в других словарях:

РЕПУТАЦИЯ — (фр., от лат. reputatio размышление, рассуждение). Добрая или худая слава о человеке; общественное мнение о человеке, об учреждении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕПУТАЦИЯ мнение, сложившееся в… … Словарь иностранных слов русского языка

репутация — Имя, слава, популярность, престиж, реноме. Громкое имя. Иметь репутацию слыть, прослыть. Он слывет ученым. Как поживешь, так и прослывешь (посл.). Он пользуется хорошей репутацией, о нем отзываются хорошо. Дорожить своей репутацией. Добрая слава… … Словарь синонимов

РЕПУТАЦИЯ — (credit) 1. Система поставки товаров и услуг в обмен на отсроченный, а не немедленный платеж. Кредит может предоставляться продавцом товаров, банком или финансовой компанией. Коммерческим называется кредит, предоставленный покупателю… … Экономический словарь

Репутация — (image) Сложившееся в умах людей представление об организации или ее продукции. Одной из задач рекламы и укрепления связей с общественностью является создание благоприятного впечатления (образа) или улучшения его в случае уже накопившихся… … Словарь бизнес-терминов

репутация — РЕПУТАЦИЯ, реноме, слава … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

РЕПУТАЦИЯ — (французское reputation), создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого либо, чего либо … Современная энциклопедия

РЕПУТАЦИЯ — (франц. reputation) создавшееся общее мнение о качестве, достоинствах и недостатках кого либо, чего либо … Большой Энциклопедический словарь

РЕПУТАЦИЯ — РЕПУТАЦИЯ, репутации, жен. (лат. reputatio, счет, счисление). Составившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого чего нибудь. Пользоваться хорошей, дурной репутацией. Он пользуется репутацией смельчака. Испортить репутацию (чью нибудь … Толковый словарь Ушакова

РЕПУТАЦИЯ — франц. слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *