Что такое ресейл одежды
РЕСЕЙЛ: ПОЧЕМУ ПЕРЕПРОДАЖА ОДЕЖДЫ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ПОПУЛЯРНЕЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое ресейл
Ресейл – это перепродажа вещей (это дословный перевод английского слова resale, но, согласитесь, слово ресейл звучит более модно, видимо, поэтому оно и прижилось в индустрии). По сути, современный бизнес ресейла – адаптированная версия известных всем комиссионок и секонд-хендов. Правда, сегодня под словом ресейл – подразумеваются, в первую очередь, онлайн торговые площадки, которые позволяют перепродавать и покупать вещи любому желающему.
Что можно продавать и покупать на ресейле? На самом деле – все, что вы хотите: любую одежду (платья, пальто, брюки, блузы, джинсы), обувь, сумки, аксессуары. Важно, чтобы вещи были не слишком изношены.
Сегодня ресейл – это огромный бизнес и масштабная индустрия. По оценкам исследований, к 2022 году рынок ресейла достигнет 41 миллиарда долларов! Впечатляющая цифра, не так ли? А самое интересное, что это сильно меняет индустрию моды в целом. Популярность ресейла неудивительна, ведь у него очень много плюсов. Давайте подробнее разберем, в чем они заключаются.
Люксовый секонд-хенд Vestiaire Collective
Преимущества ресейла
Осознанное потребление
Согласно исследованиям, ежегодно в мире на свалку выбрасывается около 70 миллионов тонн одежды и только 12% такого “модного” мусора перерабатывается, а остальное… просто загрязняет нашу планету. Только вдумайтесь в эти цифры!
Все больше людей, особенно миллениалы и поколение Z, задумываются о том, что с этим надо что-то сделать. Что если не выкидывать джинсовку, которая нам надоела, а перепродать ее тому, кто как раз давно искал именно такую? Что если пойти за новой сумкой не в магазин, а купить ее у того, кто поносил ее месяц и понял, что она не вписалась в его гардероб? Подобные осознанные решения помогут меньше захламлять нашу планету, при этом обновляя гардероб.
Кадр из фильма “Шопоголик”
Крутые модные находки
Очень часто на ресейл-площадках можно найти то, что почти невозможно найти в магазине. Речь идет и про модные дропы, которые скупают в магазинах за несколько минут, а потом часто выставляют на продажу, и про популярные дизайнерские модели, которые, например, сложно найти в желаемом цвете или в вашем городе.
Еще одно достоинство ресейл-магазинов – это настоящий рай для любителей винтажа! В ассортименте ресейл-магазинов можно найти очень много крутых винтажных вещей со всего мира. И еще один повод приглядеться к ресейлу – в них часто участвуют многие модницы и знаменитости.
Магазин семейства Кардашьян-Дженнер
Возможность сэкономить
Заветные сумки Louis Vuitton, Gucci, Chanel, да и другие брендовые вещи можно приобрести намного дешевле, чем в магазине. На ресейл-площадках встречаются очень выгодные предложения, при этом часто продавцы перепродают совсем новые и очень хорошие вещи. Так что, ресейл еще и отличная возможность позволить себе вещь, о которой вы давно мечтали, но пока на нее не накопили.
Возможность заработать
Одно из самых важных достоинств ресейла – это отличная возможность заработать, не выходя из дома и не инвестируя дополнительных денег. Подробнее остановимся на том, как можно зарабатывать на ресейле.
Как заработать на ресейле
Ресейл-площадки дают возможность не только купить брендовые вещи, но и продать собственные. На платформах действуют разные системы вознаграждения: например, ресейл-магазин может оставить за собой право взять комиссию за удачную сделку (обычно комиссия составляет не более 10%) или же перечислить вам всю сумму. Поэтому важно внимательно ознакомиться с правилами ресейл-магазина перед тем, как стать реселлером (именно так называются люди, которые выставляют на продажу свою одежду). Также будьте внимательны к деталям:
Только ответив на все эти вопросы приступайте к размещению товара на сайт.
Несколько советов тем, кто хочет попробовать продать свои вещи на ресейле.
Первое: очень важно, как вы подадите товар, который собираетесь продавать. Помните, первое впечатление играет важную роль, поэтому важно красиво сфотографировать вещь. Хороший свет и чистый фон – ваши главные помощники! Также важно сделать фотографию так, чтобы сохранились пропорции товара, который вы хотите продать.
Второе: описание. Здесь важна лаконичность (не нужно добавлять слишком много эмоциональных описаний) и… правдивость. Да-да, не удивляйтесь, но это один из главных факторов удачной продажи. Сейчас объясню, что я имею в виду.
Если вы продаете сумку и на ней есть потертости, не стоит писать “сумка в отличном состоянии!”. Будьте честны: сделайте фотографии вещи со всех сторон и покажите в том числе и ее недостатки. Представьте себя на месте покупателя, который купил сумку “в отличном состоянии” и получил сумку с потертостями. Да, конечно, ее можно вернуть, но это ведь лишняя головная боль!
Третье: очень важно указать корректную цену товара – то есть не завысить его стоимость, но и не продешевить. Как это сделать? Для начала посмотрите, сколько стоит новый товар в официальных магазинах. При этом советую проверить цену на нескольких ресурсах сразу – поверьте, иногда стоимость брендовых вещей на разных площадках может очень сильно отличаться. Отталкивайтесь от самого дешевого варианта.
Следующий шаг – изучить рынок ресейла в интересующем вас сегменте — посмотрите, за сколько подобную вещь продают на разных ресейл-площадках. Выбирайте среднюю цену.
Шаг третий — честная оценка товара, который вы собираетесь продавать: вычтите еще процент, в зависимости от того, в каком состоянии находится вещь. Если в идеальном, то вычтите еще около 20% от стоимости. Если следы носки заметны, то делайте “дополнительную” скидку и на это.
Проверенные ресейл-площадки
Формат ресейла с каждым годом становится все более и более популярным. Помимо больших ресейл-магазинов, которые напоминают традиционные онлайн-магазины (такие как Net-a-Porter, MyTheresa, Farfetch и тд), существую тысячи – частных ресейлов, больших и маленьких групп, сообществ и аккаунтов для перепродажи одежды в социальных сетях (особенно в инстаграме), огромных площадок, где продают все на свете и заодно одежду.
Сегодня я расскажу вам именно о больших ресейл-площадках, у которых есть несколько важных преимуществ перед “неофициальными” реселлерам. Во-первых, здесь вы можете быть уверены в оригинальности и качестве товаров. При возникновении любых проблем (и как у покупателя, и как у продавца) вам есть, к кому обратиться и вы можете быть уверены в обратной связи. Во-вторых, такие площадки сохраняют приятный ритуал онлайн-шопинга. Вы делаете заказ, ждете пока он к вам придет и получаете посылку в красивой фирменной коробке.
Расскажу вам о нескольких популярных и проверенных ресейл-площадках. У каждой из них есть свой фирменные стиль и свои особенности.
В мире
Крупнейшая на сегодня платформа по перепродаже вещей существует уже больше десяти лет. Здесь можно найти товары всех брендов. Ассортимент очень широкий – от последних коллекций до винтажа.
Платформа Rebag специализируется только на люксовых сумках.
Преимущество площадки Tradesy в том, что здесь можно найти не только “тяжелый люкс”, но и вещи категории масс-маркет.
А вот Goat специализируется только на кроссовках. Самый большой спрос на онлайн-полках Goat – коллаборации Adidas, Nike, Yeezy, которые скупают в магазинах за минуту.
Grailed успешно специализируется на мужской моде.
TheRealReal – пример площадки, которая из онлайна выросла и в оффлайн. Помимо огромной аудитории в сети, у магазина есть точки продаж в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также десятки офисов, которые принимают вещи на продажу. Кстати, в этом ресейле вы можете найти даже крутые предметы домашнего декора.
В России
Крупнейшая ресейл-платформа в России. Самое крутое в Luxxy, что здесь вы можете на 100% быть уверены в оригинальности всех брендовых вещей. Дело в том, что на сайт интегрирована специальная программа, которая делает микрофотографии товаров и оценивает все возможные факторы, даже не заметные для человеческого глаза.
Создательницы проекта уделяют особое внимание выбору товаров, которые представлены на ресейл-платформе. Из плюсов: у Buy By Me есть шоурум в Москве, где можно прийти и посмотреть на вещи вживую перед покупкой.
Новая платформа для ресейла. Среди главных достоинств – ежемесячные коллаборации с модницами. Например, свои вещи на LOTS продает Алена Долецкая.
Этот ресейл-магазин вырос из группы ВКонтакте. Аудитория молодая, но отлично разбирающаяся в моде – особенно в модных коллаборациях.
Создатели Second Friend Store говорят, что их ресейл – это “магазин нового формата, своеобразный микс комиссионного магазина и персонального стилиста”. Удобно, что на одной площадке собраны вещи разных ценовых сегментов.
Онлайн-магазин, у которого есть шоурум в Москве, специализируется на винтажных аксессуарах и одежде. В ассортименте много винтажных сумок, жакетов и конечно, украшений.
Что такое ресейл брендовой одежды
Что такое ресейл простыми словами? Если перевести «ресейл» на русский, получится незамысловатое слово «перепродажа». В нашей стране англоязычное «resale» не хочет русифицироваться, поэтому и произносится в аутентичном варианте.
Таким образом, в мировой моде ресейл – это перепродажа предметов гардероба – одежды, обуви (особенно кроссовок), сумочек. Чтобы это мероприятие было выгодным, нужно продавать что-то эксклюзивное: то, что не так просто найти и за что покупатели готовы отдать хорошие деньги.
Resale может использоваться как заработок или как способ разгрузить свой шкаф. Рассмотрим, что такое ресейл брендовой одежды в отечественных реалиях.
Ресейл как бизнес
Resale – это способ заработать неплохие деньги на luxury-одежде и обуви. Реселлеры скупают вещи, которые бренды выставляют на продажу в очень ограниченном количестве. Лимитированность добавляет ценности.
Затем реселлер выставляет скупленные вещи на ресейл-платформу. Он может назначить любую стоимость лота, даже в 10 раз дороже изначальной цены.
В этом деле важно изначально правильно подобрать изделия, на которые будет спрос. На сегодняшний день особой популярностью пользуются следующие бренды:
Вещи можно продавать в комиссионных магазинах, профильных группах ВКонтакте или Facebook, на Авито и др. площадках.
Из-за большого числа желающих стать реселлером, бренды начали реализовывать свои дропы (продажа ограниченного количества одежды) по принципу лотереи. Это помогает магазинам управлять большой толпой, желающих сорвать «куш».
Также реселлеры скупают и б/у вещи, но в отличном состоянии. Они отыскивают редкие, эксклюзивные экземпляры, а затем также перепродают на площадках.
Другой «подвид» ресейла – это долгосрочная продажа. Реселлер покупает какое-то изделие и откладывает его на потом. Когда модель начинает пропадать из площадок, растет ее эксклюзивность. В итоге отложенная вещь продается по заметно накрученной цене. Но и здесь есть свои риски. Например, бренд может переиздать модель несколько раз, и, соответственно, она так и не станет редкой.
В связи с ростом популярности ресейла как бизнеса выгодность этого предприятия несколько упала. Из-за выросшей конкуренции упала наценка на продаваемые лоты. Зато покупатели в большом плюсе.
Ресейл как способ разгрузить шкаф
Этот способ подходит тем, у кого завалялись брендовые изделия. Со временем вещь может разонравиться или стать неподходящей по размеру.
Отдать изделие на реализацию в resale-магазин Alamode – это отличная возможность освободить место в шкафу и за вырученные средства приобрести новый предмет гардероба.
Прием одежды в наш resale-store очень прост:
Главное условие – вещи должны быть в отличном качестве. Но так как истинные ценители брендовой одежды бережно обращаются с предметами роскоши, этот пункт условия выполнятся автоматически.
Главные преимущества покупки в resale-магазинах
Для покупателей в ресейл-магазине Alamode также действуют выгодные условия:
Заходите в наш каталог. Может быть, вещь, которую вы долго искали, лежит у нас на витрине и дожидается вас!
СтильДаже знаменитости делают это: Как мы перестали стесняться перепродажи и покупки одежды с «рук»
Всё, что стоит знать о ресейле
Ещё десять лет назад в России вряд ли кто-нибудь мог подумать, что инфлюенсеры в унисон будут воспевать осознанное потребление и отказываться от вещей-однодневок в пользу винтажа и апсайклинга, но действительность такова, что сегодня эта тенденция постепенно становится нормой, а во время пандемии перепродавать подержанные вещи стало все больше людей. Разбираемся, как ресейл стал трендом мирового масштаба, а наши героини рассказывают о своем опыте перепродажи вещей, классных находках и неудачных сделках.
Текст: Екатерина Рыбалко
Как ресейл из феномена превращается в норму
Когда в 1995 году появился eBay, уже можно было догадаться, что за перепродажей — будущее. К началу 2010-х западный рынок ресейла разросся до внушительных масштабов: появилось множество онлайн-платформ и офлайн-магазинов, которые специализируются на продаже подержанной одежды, аксессуаров, косметики, мебели самых разных ценовых категорий.
В России развитие ресейла шло намного медленнее. Возможно, из-за необходимости донашивать одежду старших братьев и сестер или обмениваться вещами с соседями и знакомыми, многие россияне до сих пор настороженно относятся к покупке вещей в секонд-хендах и даже дорогих винтажных магазинах, а шопинг в таком месте ассоциируют с бедностью. Иногда стигма доходит до абсурда: люди отказываются покупать вещи из-за «плохой энергетики» предыдущего владельца.
В 2008 году портал SuperJob провел опрос среди 1800 респондентов из разных российских регионов, в ходе которого выяснилось, что секонд-хенды не пользуются популярностью у российских граждан. Основная причина, по которой 75% россиян их не жалуют, — брезгливость: «Я брезгливый человек. Я не знаю, кто носил эти вещи, какова энергетика их бывшего хозяина», «Очень боюсь подхватить какое-нибудь кожное заболевание» — чаще всего отвечают респонденты. Другие участники опроса полагают, что покупать что-либо в секонд-хендах можно только из-за низкой самооценки: «Я человек небогатый, но до секонд-хенда ещё не опускался».
Однако опрос, проведённый в 2008 году, вряд ли можно считать актуальным — новое поколение потребителей стало более открытым к покупкам и перепродажам подержанных вещей, и если бы подобное исследование провели в 2021 году, то результаты, скорее всего, получились бы абсолютно другими. Поколение миллениалов и зумеров с большей охотой станут выискивать классную вещь в секонд-хенде или на развалах, чем переплатят за масс-маркет. Покупка подержанных вещей кажется более разумной людям, которые не застали времена тотального дефицита и отсутствия денег, а, наоборот, сейчас наблюдают за культурой перепотребления. Основатель ресейл-платформы TheRealTop Вениамин Липский уверен, что в нашей стране отношение к ресейлу скоро изменится: «Волна рано или поздно дойдёт до России, где потребители уже постепенно начинают мыслить рациональнее, становятся клиентами шеринг-услуг, больше думают об экологии, обращают внимание на то, где и из чего сделаны вещи, и даже какой пакет им предлагают на кассе, отказываясь от пластика. Для российского покупателя, правда, важен и ещё один фактор: сейчас мы наблюдаем, как термин „ресейл“ начинает вытеснять „секонд-хенд“, убирая, таким образом, психологический барьер пользования предметами одежды или интерьера после кого-то другого».
Резкий скачок популярности ресейла пришелся на пандемию. Карантинные ограничения дали всем возможность получше изучить собственный дом и гардероб. Разбирая старые вещи, люди могли избавиться от уже надоевшей и непригодной одежды или даже найти что-то стоящее, о чём давно забыли. К тому же из-за невозможности пойти на офлайн-шопинг, многие начали открывать для себя новые форматы покупки вещей, один из них — ресейл.
Даже бренды, которые до пандемии существовали только за счёт офлайн и онлайн-продаж, внезапно заинтересовались ресейлом. Например, марка Levi’s запустила собственную программу Levi’s SecondHand, которая позволяет покупателям сдать старые вещи бренда в обмен на подарочные карты. По оценкам экспертов Levi’s, покупка пары джинсов на вторичном рынке позволяет сэкономить 80% углерода. А Gucci объединился с ресейл-платформой The RealReal, где теперь можно купить вещи из архивов и старых коллекций бренда.
«Возрождение» ресейла совпало с трендом на разумное потребление. Если ещё несколько лет назад можно было похвастаться тем, сколько пакетов с вещами тебе удалось вынести из магазина на выходных, то сегодня «быстрая мода» не в ходу, а предметом гордости скорее станут переработанные из пластика кроссовки или футболка, которая сделана с минимальным вредом для окружающей среды. И всё чаще люди охотятся за архивными коллекциями, чем за вещами, которые будут в тренде лишь один сезон. Стилист и автор Telegram-канала «Мегастиль» Ира Дубина считает, что сейчас благодаря инфлюенсерам и соцсетям спрос на дизайнерский винтаж стал, кажется, выше, чем когда-либо. «Кому-то хочется стать обладателем редких, необычных айтемов с историей, кому-то — просто почувствовать себя частью модного мейнстрима. Думаю, скоро люди начнут постепенно уходить от слишком растиражированных винтажных вещей вроде диоровской saddle bag и монограмм и будут ценить прежде всего уникальность, а не добавленную стоимость», — рассуждает стилист.
Сложно не заметить и большой тренд на аутентичные вещи из архивных коллекций 90-х, 00-х и 10-х (их ещё нельзя назвать «винтажными», но они очевидно станут ими впоследствии), который активно «подогревается» знаменитостями всех мастей — от телеведущей и блогера Анастасии Ивлеевой до сестёр Кардашьян. Даже те, у кого есть возможность получать вещи из новых коллекций раньше, чем те появятся в магазинах, стали предпочитать им вещи с историей. Факт, что теперь «звёздные» стилисты (в том числе и российские), работающие с новым поколением молодых артистов и знаменитостей, — активные пользователи ресейл-платформ.
Девушки о своем опыте ресейла, неудачных продажах и классных находках
Хотя в России ресейл только набирает обороты, у этого феномена есть и давние фанаты. Так, контент-редактор Соня Гома признаётся, что старается меньше покупать вещей, чтобы не приходилось потом их перепродавать, ведь всё-таки перепродажа — не панацея, если говорить об экологической стороне вопроса. «Раньше могла наткнуться на что-то онлайн, влюбиться и страдать неделю, заказать и с трепетом обновлять сайт службы доставки, но в итоге очень быстро охладеть к покупке. Сейчас, хоть и с переменным успехом, держу себя в руках. За прошлый год я продала почти всё, что не прижилось в гардеробе. С чем-то расставаться проще, с чем-то — сложнее. Иногда после того, как вещь уже отправилась к новому владельцу, начинаю сомневаться: может, не стоило продавать?», — рассказала девушка.
При разборе гардероба Соня руководствуется советами редактора американского Vogue Лианы Сатенштайн, которая помогает другим разбирать гардероб и рекомендует безжалостно избавляться от вещи, если вы не помните, когда надевали её в последний раз. Если распрощаться с вещью трудно, Лиана советует задать себе три вопроса: «Зачем я это купила?», «Почему я это не ношу?», «Почему всё ещё не избавилась от этой вещи?». «Такой подход помогает мне переступить через сентиментальность и принять решение. Я выделила в шкафу специальную полку: несколько месяцев по одной складываю туда старые, надоевшие, не подходящие по размеру вещи. Разбираю шкаф раз в полгода, смотрю на всё свежим взглядом и раскладываю ещё на четыре группы: оставить, отнести в ателье, продать, сдать в переработку», — делится Соня.
Идея, что у одежды может быть вторая (третья и четвёртая) жизнь симпатична и Яне Лукиной, создательнице Telegram-канала superficialspacecadet. «Большая часть одежды, которую я носила в школьные и студенческие годы, в итоге перешла „по наследству“ дочерям маминых коллег. Кое-что я стараюсь продать, хотя продавец из меня — тот ещё, и продаж у меня ну вот по пальцам пересчитать». Да и сделки не всегда бывают удачными для Яны: например, однажды она продала небесно-голубой свитер из коллаборации H&M и Erdem и была счастлива (появилось ощущение, что вещь нашла свою «правильную» хозяйку), а вот из-за замшевого платья из коллекции Кейт Мосс для Topshop Яна страдает по сей день: «На путь ресейла меня тогда толкнуло скорее любопытство: подружка продавала много своих вещей, предложила сбыть что-то и из моих. Я тогда как раз похудела — и платье полетело с молотка с пометкой „велико“. Хотя сейчас я бы сказала, что просто по глупости. Периодически пытаюсь найти такое же на ресейл-платформах, но, увы, пока безнадежно. План Б — и он довольно отчаянный, так что я пока сдерживаю себя — попытаться найти контакт покупательницы через ту самую подружку и поинтересоваться, не хочет ли она продать мне платье обратно. Вдруг!». Расставаться с вещами, если они лежат год не тронутыми, Яна, кстати, не спешит. У нее есть вещи, которые ждут своего «звёздного часа» даже не год, а два, три, четыре, и, как правило, дожидаются.
Возвращение в моду нулевых совпало с ростом интереса к рейселу, чему Яна оказалась рада: «Это прекрасная возможность буквально прикоснуться к эпохе, разыскать кардиган Blumarine 20-летней давности, которым вдохновился Никола Броньяно или платье Gucci томфордовских времен. Если, конечно, его не перекупит ретивый голливудский стилист: винтажные Jean Paul Gaultier, Gucci, Dior, Versace сейчас пользуются небывалой популярностью на красных дорожках».
Прощаться с дорогими сердцу вещами трудно не только Яне. Например, журналистка Мариса Мельцер во время пандемии разобрала гардероб и обнаружила множество удивительных вещей: рубашку Missoni 1997 года, кардиган из шерсти яка, черные ботильоны Dries Van Noten с острым мысом, которые она купила из вторых рук, но так и не поняла, с чем их носить, и внезапно все эти вещи обрели для неё новое значение.
«Я больше не хочу избавляться от вещей, которые не носила полгода или даже год. Несколько лет назад я могла легко отдать любую пару джинсов с низкой посадкой и забыть о них навсегда. Но теперь, когда такие дизайнеры как Mugler возвращают брюки с ещё более низкой посадкой, мне жаль, что я не оставила свою старую пару 7 for All Mankind», — признается Мариса. Журналистка рассказала, что многие её знакомые избавились от значительной части своего гардероба во время пандемии, как будто у них никогда не будет случая снова надеть эти вещи. Мариса считает, что за время пандемии многие из нас изменились: как ментально, так и физически. Мы больше не знаем, кто мы такие, и не знаем, что нам идет в плане одежды. И в такие времена лучше пересмотреть свой гардероб, попробовать придумать, что можно сделать со старой одеждой, прежде чем искать новую.
Однако не все разделяют такой подход и не хотят ограничивать себя только старыми вещами. Даша Косарева, совладелица спортивного клуба, признаётся в том, что она шопоголик. Очень долго она относилась к этому как к проблеме, но сейчас пришла к полному переосмыслению своих отношений с вещами и относится к своему гардеробу как к коллекции. «Кто-то собирает искусство, кто-то увлекается вином, кто-то рубится по особым сортам чая и кофе, а я вот увлекаюсь в первую очередь одеждой. Раньше я постоянно жила с угнетающим стремлением сформировать какой-то мифический идеальный гардероб, в котором всё по делу, нет ничего лишнего, все вещи носятся, а не висят в шкафу. Но со временем расслабилась и поняла, что такой подход отнимает много сил и очень нервирует. Мне нравится отыскивать классные вещи, нравится их покупать, нравится их собирать в целостные образы, более того, нравится за ними ухаживать. Излишняя рационализация, урезонивание и подсчитывание количества „верхов“ и „низов“ совсем не для меня», — поделилась Даша.
В какой-то момент девушка распродала большую часть своих вещей на маркетах и «Авито» и сначала испытала что-то сродни эйфории: это помогло ей пересмотреть свой стиль и освободить пространство для покупки вещей, к подбору которых она уже подходила более осознанно. О том, что тогда пришлось попрощаться со многими вещами, Даша сильно не жалеет, но на будущее запомнила, что стоит подумать десять раз перед продажей какой-либо вещи: «Есть большая вероятность, что даже если сейчас вы не носите какую-то юбку или платье, через пару сезонов эта вещь может стать самой любимой. Сейчас думаю, что тогда мне не нужно было избавляться от дорогущего (по меркам того времени) полупрозрачного топа с цветочным принтом, купленного на свой первый гонорар. Он бы и сейчас смотрелся максимально органично, да и просто напоминал бы о первых финансовых успехах».
Позитивно к ресейлу относится и стилист Ира Дубина. Девушка считает, что с помощью перепродажи мы сокращаем спрос на новые вещи и не подпитываем бесконечный цикл производства-потребления, а ещё покупаем то, что нам действительно нравится и за чем мы «охотились» давно. Сама Ира покупает вещи на ресейл-платформах уже семь лет: «Помню, первое время меня завораживала мысль купить вещь, которую я по какой-то причине упустила, да ещё и дешевле первоначальной стоимости. Сама я тоже регулярно выставляю вещи на продажу: не люблю, когда что-то лежит в гардеробе мёртвым грузом».
Совсем недавно с ней произошла удивительная история: Ира смотрела фильм «Маржела: Своими словами», и в одной из сцен на экране появилось фото плиссированного топа в клетку из коллекции Maison Martin Margiela Artisanal. Точно такой же топ она несколько лет назад купила в каком-то винтажном магазине в Париже. «Я не знала, из какой он коллекции, но предполагала, что это вещь из 90-х. На нём пришит бланковый лейбл без каких-либо надписей, которые Маржела использовал как раз в тот период. Более того, на бирке стоит печать Prototype, то есть вероятно, это вообще подиумный образец. Но так как за всё это время я надела топ буквально пару раз, то думала выставить его на продажу в своем винтажном магазине. Естественно, теперь я этого делать не стану — сохраню топ как память и, возможно, через несколько лет передам какому-нибудь музею моды», — рассказала Ира.
Ира регулярно покупает вещи на «Авито»: каждое утро она начинает с мониторинга всех новых лотов по сохранённым поискам. Прежде всего ей это нужно по работе — почти все позиции для своего онлайн-магазина Ира находит именно там. Правда, как рассказывает стилист, занятие это довольно утомительное: сначала долго пытаешься найти что-то толковое, потом внимательно изучаешь фотографии, чтобы убедиться, что перед тобой оригинал, затем договариваешься с продавцом, организуешь курьерскую доставку. Но даже несмотря на всю эту рутину, Ира обожает изучать ассортимент «Авито» в поисках архивных сокровищ, и половину своей коллекции она собрала именно там — от топа Christian Dior с пряжками-логотипами из культовой коллекции Джона Гальяно весна-лето — 2000 до джинсов Junya Watanabe весна-лето — 2002.
Отлично относится к ресейлу и стилист Анастасия Андреянова, которая считает, что перепродажа вещей — феномен только для России. По мнению стилиста, ресейл — вполне логичный и естественный процесс, поскольку «думать о планете и об одной из самых крупных перепроизводящих отраслей — это норма, а вот не думать об этом — настоящий феномен».
Правило «если не носишь год, избавляйся от вещи» Анастасия транслирует своим клиентам и друзьям. «Мы не можем предсказать, будем ли мы носить вещь через год, но можем точно сказать, что если мы её год не надевали, то она нам уже не понадобится. Думаю, всё равно у вещей есть своя актуальность, исключение составляет одежда вроде маленького черного платья или вещей, которые настолько идеально на вас сидят, что вы не можете оторвать их от себя. Но в гардеробе таких может быть 1-2, всё остальное через год не имеет никакого смысла оставлять, лучше отдать или продать кому-то, кто будет радоваться этим вещам больше», — рассуждает стилист. Сама Анастасия часто перекупает вещи и у знакомых, и на разных платформах вроде «Авито», Depop, Etsy, Vestiaire, Oskelly, Second Friend Store, Spin4Spin, Komistorre.
Недавно Анастасия переехала из России в Америку и рассказала, что в этой стране ресейл — настолько естественный процесс, что его даже никто не анализирует: «Здесь абсолютно никто (независимо от того, сколько ты зарабатываешь) не будет париться о том, чтобы купить какие-то ковбойские ботинки на винтажном рынке или на Etsy у жителя Техаса. В Америке найти что-то редкое, что уже видело жизнь, несёт историю — это предмет для гордости. В России ресейл тоже постепенно становится популярным, благо у нас есть амбассадоры этого явления. Но нужно менять сознание людей, менять установку „это кем-то ношеное старьё“ на „это аутентичные и оригинальные вещи“. Это всё про идею и философию подхода к своему гардеробу, благо люди в России начинают это понимать».