Что такое ресурсный класс в школе
Ресурсный класс
Ресурсный класс — это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «ресурсный класс» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.
Ресурсный класс не является отдельным классом. Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. И вся работа коллектива ресурсного класса нацелена на то, чтобы ученик с аутизмом как можно чаще участвовал в уроках своего общеобразовательного класса.
Ресурсным классом называют также и кабинет, где дети с аутизмом отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в регулярном классе. Но кабинет — это не так важно, как сама модель. В некоторых школах совсем нет специальных кабинетов для ресурсных классов, а модель «ресурсный класс» все равно работает, потому что главное — это компетентные специалисты, которые владеют эффективными методиками обучения детей с РАС и другими нарушениями развития, а не столы и стены.
Ресурсным классом можно называть любую образовательную модель, где дети под руководством компетентных педагогов могут регулярно восполнять или приобретать ресурс, необходимый им для того, чтобы учиться в школе. Специалисты ресурсных классов, которые поддерживает Ассоциация «Аутизм — Регионы», в обучении детей с аутизмом применяют методы, основанные на ПАП (прикладном анализе поведения).
В ресурсном классе дети обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования. В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с преподавателем, или в небольших группах.
Специалисты ресурсного класса
Руководство ресурным классом осуществляет учитель ресурсного класса — специалист, имеющий профильное педагогическое или психологическое образование, прошедший специальное обучение и имеющий опыт работы в том подходе, в котором проводится вмешательство (чаще всего это методы прикладного анализа поведения). Под руководством учителя работают тьюторы — специалисты, также имеющие профильное педагогическое или психологическое образование, количество которых в ресурном классе определяется количеством детей, посещающих его в постоянном режиме (более 50% учебного времени).
Роль учителя ресурсного класса заключается в руководстве тестированием детей, написании индивидуальных образовательных программ, разработке программ коррекции поведения, в систематизации и анализе данных, полученных в ходе тестирования, обучения и наблюдения за поведением, а также в обучении тьюторов. В функциональные обязанности тьюторов входит тестирование детей, проведение индивидуальных занятий, сопровождение ребенка на занятиях в общеобразовательном классе, сбор данных по усвоению программы и ведение протоколов по результатам наблюдения за нежелательным поведением ребенка, подготовка и адаптация материалов для занятий; а также техническая помощь (социальное сопровождение) в режимных мероприятиях (перемещение по школе, посещение туалета, помощь в раздевалке, школьной столовой и т. д.)
Оборудование ресурсного класса
Обычно помещение ресурсного класса делится на несколько функциональных зон: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя. В зоне для индивидуальных занятий расположены парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов. Зона для групповых занятий представляет собой общий стол, за которым ученики могут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия (например, играя в настольные игры) и/или несколько парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец общеобразовательного класса, и позволяющих отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию. Зона сенсорной разгрузки (или зона отдыха) обычно расположена в конце кабинета и представляет собой небольшую площадку для подвижных игр и отдыха между занятиями, а также восполнения сенсорных дефицитов детей.
Кому мешают ресурсные классы?
В городе на Неве поставить ребенку диагноз «аутизм» проблематично даже при наличии ярко выраженных симптомов. Что в итоге отражается на его образовании и социальной адаптации.
Петербургские родители детей с расстройствами аутистического спектра всерьез обеспокоены развитием событий вокруг ресурсных классов. Одним из поводов для возмущения послужил сюжет, вышедший на одном из петербургских телеканалов в конце февраля, в котором рассказывается о визите вице-губернатора Ирины Потехиной и уполномоченного по правам ребенка Анны Митяниной в общеобразовательную школу № 312 Фрунзенского района, где уже три года назад открылся ресурсный класс для детей с аутизмом.
В городе не хватает ресурсных классов для таких детей, и, с одной стороны, Анна Митянина пообещала, что «все возможное для того, чтобы каждый из таких ребят получил все возможные образовательные услуги, какие только могут быть».
С другой стороны, авторы сюжета, ссылаясь на слова чиновников, заявили, что проблемы возникают, в том числе, и из-за того, что некоторые родители намеренно не указывают диагноз ребенка, из-за чего в школе он оказывается без должной поддержки. С точки зрения родительского сообщества это заявление выглядит не только оскорбительным, но и абсурдным.
Ресурсный класс — специально организованное пространство в общеобразовательной школе для занятий с детьми, имеющими те или иные ментальные нарушения. В нем дети занимаются по специальным программам, но постепенно все больше и больше времени проводят за его пределами — в обычных классах. Даже если «особый» ребенок проводит в РК основную часть учебного дня, все равно он находится среди обычных детей гораздо чаще, чем если бы он обучался в коррекционной школе или тем более дома, что способствует его социальной адаптации. По мнению специалистов, такая форма инклюзивного образования наиболее эффективна для детей с РАС.
«Для тех детей, кому, по мнению наших чиновников и психиатров, не подходит инклюзия, существуют коррекционные школы. Но часто специалисты коррекционных школ не умеют работать с детьми, имеющими поведенческие нарушения, и „выдавливают“ их на домашнее обучение. Да, есть Региональный центр аутизма, но потребностей города он не покрывает, попасть туда очень сложно», — поясняет директор центра инклюзивных социальных проектов «Элеос», мама ребенка с РАС Наталья Денисова.
«С детьми с РАС не умеют работать и в коррекционных детских садах, там также нет специалистов, обученных взаимодействию с ними, в частности прикладному анализу поведения, — говорит Иржина Бельчусова, чей ребенок уже обучается в одном из РК. — Государство не предоставляет детям с РАС такую поддержку, соответственно, родители вынуждены обращаться в коммерческие структуры. Но эти расходы не всем по средствам: одно часовое занятие у хорошего специалиста стоит от 1,5 до 2 тыс. рублей. А в день нужно 6-8 часов таких занятий. И при использовании прикладного анализа поведения результаты достигаются довольно быстро: у моего ребенка серьезные положительные изменения произошли уже через десять дней».
Сегодня в Петербурге отрыто пятнадцать РК, в которых учится 52 ребенка. При этом, по статистике Комитета по здравоохранению, в городе более четырехсот детей с официально подтвержденными расстройствами аутистического спектра, у более чем ста детей диагноз — «ранний детский аутизм». Но, по мнению родителей «особых» детей, на самом деле эти цифры сильно занижены. Именно в городе на Неве получить диагноз «аутизм» проблематично даже при наличии ярко выраженных симптомов, так как подтвердить этот диагноз официально могут только в Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина.
Специалисты центра до сих пор говорят о «гипердиагностике» аутизма, о том, что сегодня это просто «модный диагноз», и уверены, что встречается он очень редко. Вместо аутизма в медицинском учреждении детям ставят, например, умственную отсталость, что, увы, влияет на дальнейшее образование детей (но об этом чуть позже). То есть, по мнению родителей, медики придерживаются устаревшего взгляда на данное нарушение — напомним, что в советской психиатрии отдельного диагноза «аутизм» вообще не было. В результате некоторые семьи даже временно переезжают в другие регионы, где с постановкой диагноза подобных сложностей не возникает. На таком фоне слова чиновников о том, что родители скрывают диагнозы своих детей, звучат даже как-то цинично.
«Наш город в плане диагностики представляет собой „белое пятно“, — говорит Наталья Денисова. — поскольку Ленинградская школа детской психиатрии считает, что этот диагноз ставить не надо. И наши дети становятся заложниками системы».
Всемирная организация здравоохранения в 2019 году заявляла, что в настоящее время приблизительно один из 160 детей имеет РАС (а в некоторых хорошо контролируемых исследованиях сообщаются существенно большие цифры). Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году свою статистику, согласно которой РАС встречаются у каждого 54-го ребенка. Но и в регионах России цифры кардинально отличаются от петербургских. Как мы уже сказали выше, в Санкт-Петербурге в ресурсных классах учатся 52 ребенка. А, например, в Новосибирске в РК — 90 детей. Это при том, что у нас количество детей на город приблизительно в три раза выше, чем в Новосибирске.
«Есть еще моменты, почему статистика по детям с особенностями развития не отражает реальную картину, — добавляет Иржина Бельчусова. — Порой психиатры и неврологи говорят родителям: „Вы не получите инвалидность, пока ваш ребенок не полежит в стационаре“. И некоторые родители отказываются от такого — не хотят отправлять своего ребенка в психиатрическую больницу. Года три-четыре назад такое встречалось довольно часто».
В Петербурге проблема ресурсных классов особенно горячо начала обсуждаться с начала этого года. В январе появилась петиция родителей на имя губернатора Александра Беглова, где было сказано о нехватке инклюзивных образовательных площадок для детей с РАС. 19 февраля детский омбудсмен Анна Митянина разместила на своих страницах в соцсетях вроде бы оптимистичный пост об открытии новых ресурсных классов, однако подчеркнула, что направление ребенка в конкретное учебное заведение будет зависеть от заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Тематическая общественность постаралась напомнить, что врачи должны только определять образовательные потребности ребенка, но по закону не имеют права влиять на его образовательный маршрут. Далее последовал вышеупомянутый визит чиновников в школу № 312 и вышедший по следам визита новостной сюжет.
«Родители, которые сейчас обращаются в районные комитеты образования в составе инициативных групп, во-первых, не скрывают диагнозы детей, во-вторых, стали писать обращения заранее — так в Московский район письмо про открытие РК в 2021–2022 годах поступило в сентябре 2020-го, Пушкинский район написал первое письмо в августе 2019 года, — рассказывает автор петиции Анна Чистякова. — Мы бы очень хотели наладить диалог с представителями власти, чтобы развеять ошибочные убеждения, которые существуют вокруг диагноза „аутизм“ и возможностей образования детей. Но, например, на такие выездные встречи, как эта, нас не позвали. И даже тем родителям, чьи дети сейчас обучаются в РК школы № 312, не дали высказаться».
В нынешней ситуации родители детей с РАС отмечают не только слабую компетентность представителей городских властей в вопросе, который они должны решать. Возникают сомнения в том, собираются ли они вообще содействовать открытию новых ресурсных классов. «Мы все-таки надеемся прийти к взаимопониманию с чиновниками», — говорит Иржина Бельчусова.
Наталья Денисова подтверждает: «Вот у нас в городе есть хороший пример — Калининский район. Мы общались с администрацией — абсолютно адекватные люди. В районе в этом году зачислят в ресурсный класс еще троих детей». По словам Анны Чистяковой, районные комитеты образования стали приглашать на встречи инициативные группы родителей для обсуждения возможности открытия новых ресурсных классов. А это значит, что дело после широкого общественного обсуждения сдвинулось с мертвой точки».
Тем не менее на сегодняшний день решение об открытии нового ресурсного класса ни в одном районе города не принято официально. Пока в организации новых ресурсных классов в нынешнем году родителям прямо отказали в Выборгском, Красногвардейском, Невском, Центральном, Василеостровском районах, еще в некоторых районах ведутся переговоры с пока неопределенным результатом.
Игорь Лунев
«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.
В школе в Подмосковье открылся «ресурсный класс». Что это значит и на кого он рассчитан?
По закону все дети с ограничениями по здоровью должны учиться в обычных школах. Но для этого им нужны особые условия, на которые нет денег. Поэтому всё происходит медленно и силами родителей. В этом году, например, в школе № 28 в Балашихе открылся первый в Подмосковье ресурсный класс для детей с особенностями развития. Там будут учиться пять первоклассников с аутизмом. Юлия Варшавская побывала на открытии класса и выяснила, что такое правильная инклюзия, сколько она стоит и кому нужна.
Закон об инклюзии есть, а денег нет
Споры о том, как должна выглядеть настоящая инклюзия, ведутся давно и ожесточённо. Причём не только в образовательных кругах, но и среди родителей: многие боятся, что смешение нейротипичных («обычных») учеников с особенными может негативно сказаться на учёбе первых.
Ситуацию не улучшил даже принятый Дмитрием Медведевым закон об инклюзии в 2012 году, по которому каждый ребёнок, независимо от ограничений возможностей, может учиться в обычной школе. Но, как это часто бывает с государственными инициативами, никто не понимает, как их осуществить и на какие средства.
«Сейчас всё упирается не столько в нежелание всех участников процесса, а в отсутствие денег и понимания», — объясняет директор организации «Журавлик» и идеолог проекта «Травли.NET» Ольга Журавская.
Закон есть, вот только денег на инклюзию не дали. Государство оплачивает только 10 000 рублей из зарплаты тьютора, а фонды — остальные 40 тысяч. «Ресурсные классы оснащаем сами, — говорит Журавская, — и сами же обучаем специалистов. Это тоже стоит немало». Обустройство одного ресурсного класса обходится примерно в два миллиона рублей: там должна быть специальная техника, телевизор, зона для сенсорного отдыха, место для занятий с тьютором. На всё это собирают деньги фонды.
Сам не сделаешь — никто для вашего ребёнка не сделает
В школе № 28 в Балашихе реализовали программу «Включи меня!» — для адаптации детей с особенностями развития к условиям обычных школ. Программу разработала ещё в 2013 году команда Екатерины Мень, директора Центра проблем аутизма (ЦПА).
Восемь лет назад она — арт-критик и мама Платона, невербального ребёнка с аутизмом — поняла, что если сама не займётся системой образования, то её сыну и другим детям с особенностями просто негде будет учиться. Оставив профессию, Екатерина полностью погрузилась в работу над инклюзией. Её позиция: не надо придумывать велосипед, надо взять чертежи и выстроить уже проверенную систему.
Она подписала соглашение о сотрудничестве Центра проблем аутизма и Autism Research Institute, получила доступ к актуальной информации по аутизму, освоила зарубежный опыт в области инклюзивного образования и осенью 2012 года выбрала подходящую модель для адаптации. Через год после участия в программе «Включи меня!» аутичные ученики смогли учиться в общеобразовательной школе № 1465.
Сегодня по всей России пока только 12 школ с ресурсными классами
За семь лет, утверждает Ольга Журавская, это неплохой результат. Ведь для создания инклюзивного класса нужны активные действия всех участников процесса. В первую очередь — инициативный родитель, который сделает запрос «снизу» директорам школ, администрации, всех поднимет на уши и договорится.
Ресурсный класс в Балашихе появился тоже благодаря активной маме, Ане Сергеевой, которая обратилась в «Центр проблем аутизма» — и процесс запустился. Для этого Анне пришлось организовать (как и когда-то Екатерине Мень) свой собственный фонд «Шаг в инклюзию».
Выбор пал на подмосковную школу № 28, директор которой Наталья Куракина не просто поддержала идею инклюзии, но и прошла семинары в других школах с такой же программой. «В городе искали площадку, где можно было бы внедрить ресурсную зону. Решили, что надо делать в нашей школе: у нас было свобоодное помещение, которое можно использовать, — рассказывает Наталья Куракина. — Потом нашлись люди из фонда, которые помогли закупить оборудование. Мы с учителями прошли подготовку в Центре проблем аутизма. Для меня ресурсный класс — это обычная работа. Просто в этой работе появилась новая глава. Потому что эти дети имеют такое же право на школу, как и все остальные».
Как устроен ресурсный класс
В основе концепции «Включи меня!» лежит создание ресурсного класса. Начать разговор об инклюзии и ресурсных класс Екатерина Мень предлагает с того, чтобы разобраться в базовых понятиях. В законодательстве инклюзия описана неоднозначно, её могут интерпретировать каждый на свой лад. «Давайте договоримся: если мы открываем коррекционный класс в обычной школе — это не инклюзия, а видимость инклюзии, — объясняет Екатерина. –Мы открыли ресурсный класс в Балашихе. Ресурсный класс — это калька с английского resource class room. Такая транзитная зона, где дети с особенностями развития учатся на постоянной основе и начинают процесс инклюзии».
Здесь ученики занимаются с тьюторами, для каждого индивидуально разрабатывается программа по включению в общий образовательный процесс.
Задача ресурсного класса — чтобы ребёнок как можно раньше адаптировался кшколе, но при этом у него была возможность вернуться в комфортную ресурсную зону
Для кого-то процесс адаптации занимает полгода, для кого-то год. Например, во время пубертата, когда ребёнку заново приходится познавать себя и своё тело, может проявиться регресс, приступы агрессии — и тогда ученик снова возвращается в ресурсный класс, чтобы восстановиться.
Один из тьюторов Юлдуз Хисматуллина пришла к этой работе по вполне стандартному маршруту: дочь с аутизмом, ради которой она бросила работу и прошла обучение — прослушала курс лекций, сдала тесты и экзамены. В 1 классе школы № 28 у неё будет учиться дочь, а она сама будет курировать её одноклассника. Для своих детей быть тьюторами запрещено.
В России два миллиона детей с инвалидностью. Но в школах могут учиться не все
«Тьютор — это сопровождающий особенного ребёнка, — рассказывает Юлдуз. — Он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то учит его, где-то направляет и контролирует, а где-то просто становится тенью. Иногда мы, тьюторы, частично заменяем маму или няню. По мере интеграции ребёнка функции сужаются. Если ребёнок самостоятельно начинает ходить в туалет, я перестаю его сопровождать. Но главное во всём этом процессе — социализация ребёнка. Я помогаю подопечному выработать навыки социализации, необходимые в школе. Адаптация подразумевает, что поначалу мы находимся в ресурсной зоне, а с другими детьми он видится на переменах и в столовой. Потом я буду водить его в класс — сначала на 15 минут, потом дольше. Зависит от темпов его социализации».
Так всё-таки вместе или отдельно?
На вопрос о том, обязательно ли особенным детям учиться вместе со всеми или социализация может проходить на переменах или в свободное от уроков время, Екатерина Мень отвечает категорично: «Важно понимать, что это не коррекционный класс. В конце концов дети будут учиться вместе со всеми. Ресурсный класс — как транзитная зона в аэропорту. У всех пассажиров есть финальное место прибытия, но транзит должен быть обустроен для каждого, потому что все пассажиры разные и проводят там разное количество времени. Потому что ресурсы — это не дети. Это не скамейка запасных».
Ресурсы, по мнению основателей программы, — это всё, что помогает детям с особенностями учиться. Тьюторы, специальные учебники и материалы
В ресурсных классах учатся не больше пяти детей. Гармоничное сочетание разных детей в одном классе Екатерина Мень объясняет самой природой: естественное соотношение инвалидов среди населения — 10-12%. Такая пропорция поддерживается в инклюзивных классах. Сам образовательный процесс опирается на стандарты обучения детей без инвалидности.
«Наличие детей с особенностями в классе не может помешать процессу обучения — уверяет Екатерина Мень. — Мы перевели комментарий к статье 24 об образовании Конвенции ООН по правам инвалидов, там подробно описано, как должна выглядеть правильная инклюзия. У ЮНЕСКО есть научный доклад, согласно которому в процессе инклюзии у нейротипичных детей было повышение успеваемости — средний балл вырос. Всё остальное — досужие рассуждения, которые опровергают научные данные».
Что такое ресурсный класс в школе
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей.
Нужны занятия с логопедом?
Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Что такое ресурсный класс?
Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.
Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.
При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
Как устроены ресурсные классы
Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.
Подходы и методы
Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником.
На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА).
Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.
Формы работы в классе
Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.
Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса.
В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.
Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.
Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор.
Ключевая роль тьютора
Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.
Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
В обязанности тьютора входит:
Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
Другие специалисты
Учитель ресурсного класса
Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:
Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников.
Обучение по методу прикладного анализа поведения
В том случае, если в ресурсном классе реализуется метод прикладного анализа поведения (ABA), в команду специалистов включаются также супервизор и педагог-психолог.
Супервизор — высококвалифицированный специалист АВА, который утверждает программы, составленные на основе тестирования, контролирует их реализацию и динамику продвижения детей, утверждает план перехода ученика в общеобразовательный класс, контролирует поведенческие программы, проводит тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и психолога.
Педагог-психолог проводит обучение педагогов, принимающих участие в обучении и сопровождении детей ресурсного класса, консультирует родителей по различным вопросам, осуществляет урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, утверждает и корректирует учебные планы, проводит мониторинг и оценку работы ресурсного класса.
Учитель ресурсного класса, работающий по методу АВА, составляет и корректирует индивидуальные программы и планы уроков, проводит тренинги инструкторов ресурсного класса по программам, осуществляет диагностику и анализирует полученные результаты, проводит мониторинг и коррекцию работы инструкторов ресурсного класса по планам, обучает тьюторов и корректирует их работу, консультирует родителей учащихся ресурсного класса, собирает информацию для супервизии по каждому школьнику класса.
Движение к инклюзии
В настоящее время ресурсные классы существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде и других городах. Так, в Москве был реализован пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула» (ресурсный класс), направленный на создание и обеспечение образовательных условий для детей с РАС и ментальными нарушениями.
Помощь в открытии инклюзивных классов и поддержку родительских инициативных групп оказывает РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонд «Выход», Центр проблем аутизма, АНО БО «Журавлик» и АНО «Ресурсный класс».
Модель «Ресурсный класс» для детей с РАС и ментальными нарушениями позволяет создать комфортные и эффективные условия обучения и для школьников ресурсного класса, и для обычных учеников, и для педагогов школы, и для ее администрации.