Что такое ретро в agile
Что такое ретро в agile
Agile-коуч Марк Лоффлер уверен: ретроспектива — отличный инструмент для начала положительных изменений в команде или во всей компании. Эта практика учит смотреть в прошлое, чтобы извлекать уроки, не цепляться за старые решения и вовремя корректировать курс. Но как провести ее впервые? Вот детальный план из книги «Ретроспектива в Agile».
Подготовка
Определите агенду ретроспективы. Она может выглядеть так:
Обратите внимание: здесь нет одного из этапов — проверки гипотез. Дело в том, что наша агенда рассчитана на команды, которые используют практику впервые или не определили гипотезы в прошлый раз.
Так выглядит полная модель ретроспективы
Когда агенда будет готова, отправьте приглашение всем участникам. Запаситесь флипчартом, маркерами, ручками, стикерами. Не забудьте забронировать комнату, и прийти за 15-30 минут до начала, чтобы успеть подготовить пространство.
Открытие: сравнение с автомобилем
В начале ретроспективы поприветствуйте участников и кратко объясните агенду. Если у команды есть устав, напомните всем о правилах. При отсутствии устава пропустите этот шаг, но в будущем организуйте воркшоп по его созданию.
Попросите участников сравнить период, который обсуждаете, с автомобилем. Каждый должен в нескольких словах описать машину, о которой он подумал. Приведите пару примеров: «ржавый старый фольксваген пассат» или «первоклассный ламборджини мурселаго». Участникам не обязательно следовать фиксированному порядку, но высказаться должны все. Не комментируйте ответы. Поприветствуйте каждый вклад.
Сбор данных
Объясните участникам суть работы. Пусть каждый использует стикеры, чтобы записать все, что делало его раздраженным, грустным или довольным в течение рассматриваемого времени. Оставьте специальное поле, чтобы присутствующие могли сказать спасибо одному или нескольким членам команды.
Нарисуйте большой крест на доске или флипчарте и пометьте четыре области
Совет: пока участники пишут на стикерах, ваша задача — задавать вопросы о четырех категориях, чтобы предложить несколько идей. Это мотивирует других продолжать записи, когда вы почувствуете, что команда остановилась. Например:
Используйте последние 5 минут, чтобы прочитать заметки и получить разъяснения от авторов. Прекратить писать можно именно в это время. По мере чтения стикеров группируйте их по темам. В большинстве случаев это дает представление о насущных проблемах. Выбрать пару тем, которые будут в фокусе на оставшуюся часть ретроспективы, можно двумя способами:
Голосование стикерами или точками
Генерация идей: «5 почему»
Методу «5 почему» исполнилось более 100 лет. Его идея заключается в том, что большинство очевидных на первый взгляд причин проблем — лишь симптомы, а корень зла лежит гораздо глубже. Простой пример: предположим, вы разрабатываете автомобили, но их никто не покупает. Вот ряд вопросов, которые в связи с этим вы можете задать, и возможные ответы на них.
Найти единственный ответ на вопрос «Почему?» не всегда возможно. Иногда существует несколько причин, которые, в свою очередь, могут иметь свои основания. Это нормально.
Определение следующих экспериментов: мозговой штурм
На этом этапе у каждого участника есть 5 минут, чтобы придумать максимум три идеи, которые, по его мнению, имеют самый высокий потенциал для положительных изменений. Участники пишут свои идеи, придерживаясь правила «Один эксперимент на один стикер». Затем стикеры размещаются на открытом участке стены.
Когда время истекает, каждый кратко объясняет свою идею. Требуется рассказать, каким, по его мнению, будет эффект эксперимента. Участники должны попытаться сгруппировать идеи по мере их публикации. Используйте круглые стикеры, чтобы выбрать идею, которая имеет наибольший потенциал для успеха. Соглашайтесь лишь на одну идею. Это может показаться странным, учитывая, что теперь команда готова попробовать множество вариантов. Но если хотите убедиться, что работа действительно выполнена, важно выбрать что-то одно.
Дайте участникам понять, что идея, которую они выбрали, — это эксперимент. Вы способны лишь предположить, каким будет эффект, но никто не может быть в этом уверен. Сейчас важно добавить к выбранному эксперименту гипотезу. Убедитесь, что она поддается проверке. Так вы закладываете основу для следующей ретроспективы, где будете сравнивать исходную гипотезу с тем, что на самом деле произошло в эксперименте.
Совет: выбранные эксперименты должны быть конкретными, исполнимыми, измеримыми и достижимыми (выполняться в течение нескольких дней или недель). Убедитесь, что группа имеет право проводить их. Наконец, эксперимент должен быть ограничен по времени.
Теперь осталось определить, кто отвечает за проведение эксперимента и когда это произойдет. Объясните другим, что ответственный не обязательно должен делать все самостоятельно.
Закрытие: возврат на вложенное время (ROTI)
График, который поможет дать оценку ретроспективе
А теперь проведите ретроспективу о ретроспективе. Для этого часто используется график ROTI. Чтобы создать его, нарисуйте оси x и y, а затем диагональную линию, пронумерованную от одного до пяти. Единица означает: «эта встреча — пустая трата времени», тройка — «встреча стоила того времени, которое я на нее потратил», пятерка — «встреча замечательная, потраченное время полностью окупилось». Чтобы график принял завершенный вид, каждый участник ставит на нем крестик, отражающий его мнение. На рисунке выше видно, что команда довольна своей ретроспективой.
Поздравляем, вы провели свою первую ретроспективу! Пусть такие мероприятия станут регулярными, помогают учиться как на успехах, так и на неудачах, а хорошее делают еще лучше.
Ретроспектива: как и зачем ее проводить?
Проведение ретроспектив – это активность, которую каждая agile-команда проводит для того, чтобы решать свои проблемы. Что такое ретроспектива? Это регулярная встреча, на которой команда обсуждает свой рабочий процесс и что-то в нем меняет.
Зачем нужна ретроспектива?
Это не праздный вопрос, его часто задают начальники, когда им предлагают провести ретроспективу. Они спрашивают: «Зачем? Мы можем сами все решить». Почему же нельзя сделать так, чтобы какой-то начальник или эксперт пришел, посмотрел и сказал, что команде надо делать, а что в рабочем процессе стоит изменить?
Основных причин две. Во-первых, если мы приходим к команде с готовыми решениями, возникает феномен, который называется «not invented here». Даже если члены команды понимают, что это правильное решение и его нужно выполнять, у них нет чувства собственности по отношению к нему. Такие решения, не «выстраданные» самим коллективом, а «навязанные» или предложенные сверху, имеют меньше шансов на реализацию.
Во-вторых, сейчас разработка ПО – настолько сложная и запутанная вещь, что вряд ли найдется специалист, который сможет, не зная контекста, расписать, как на самом деле должны работать процессы в конкретной команде при решении определенной задачи. Чтобы это выяснить, надо что-то пробовать, проводить эксперименты, смотреть, к чему приводят те или иные решения. Только попробовав, можно понять, хороша или не очень та или иная практика в контексте данной команды.
Тем не менее, существуют такие вещи как good practice или best practice. Это практики, которые многие используют и которые многим помогают. Возьмем, например, code review: хорошая это практика или плохая? Одним командам она помогает. Другие пытаются ее использовать, и ничего хорошего из этого не выходит. Так происходит потому, что эта конкретная практика, не хороша и не плоха как таковая: ее можно оценить только в контексте конкретной команды и ситуации.
Хотя бы поэтому невозможно сказать заранее, даст она какое-то преимущество или нет. Сode review – это один пример. На самом деле этот эффект характерен для любой практики – никогда нельзя знать заранее, насколько она будет эффективна в той или иной ситуации.
Цели и результаты
В основе ретроспективы лежит концепция цикла Деминга, PDCA (англ. Plan-Do-Check-Act). Цель ретроспективы – к ее окончанию получить план изменений. Но важно понимать, что это не план окончательных изменений в процессе – это план эксперимента на ближайший период. Мы что-то пробуем, а потом смотрим, что из этого вышло, и на основании этого принимаем решение.
Цикл Деминга: Plan – запланируй, Do – выполни, Check – посмотри, что получилось, Act – прими какие-то дальнейшие решения, реши, что дальше делать. Ретроспектива должна проходить именно по этому циклу. Собственно, сама ретроспектива – это стадия Plan.
Ретроспектива, как и любая командная встреча, должна иметь какую-то цель. Цель ретроспективы – получить план процессного эксперимента. Однако многие команды этого не понимают. Например, на ретроспективе команды порой пытаются придумать какие-то глобальные решения своей проблемы, и упираются в то, что у них не получается этого сделать. Они застревают и в итоге вообще ничего не делают. Если команда с такой проблемой сталкивается, то надо ей объяснить, что двигаться надо маленькими шагами, пробуя разные вещи и проверяя, что из этого выходит.
Если команда просто считает, что ретроспектива – это встреча для того, чтобы обсудить свой рабочий процесс и как-то его улучшить, то, как правило, все сводится к тому, что люди приходят, о чем-то разговаривают, выливают свою боль, облегчают душу – в итоге это ни к чему это не приводит. Так происходит потому, что цель не достигнута, план не получен.
Задача ведущего – привести команду в процессе ретроспективы к конкретному плану. План – это одно из двух: либо действия, либо новая договоренность. Все, к чему ретроспектива сводится – это список из действий, которые надо совершить, и договоренностей, которых отныне нужно придерживаться.
Что такое действия? Это конкретные задачи с известными исполнителями. Причем если выполнить действие должен тот, кого нет сейчас в комнате, из присутствующих выбирается человек, который берет на себя ответственность объяснить отсутствующему, что и как нужно сделать, а также проконтролировать результат. В итоге за каждое действие отвечает кто-то из присутствующих на ретроспективе.
Какие бывают ретроспективы?
Вообще ретроспективы разумно подразделять на несколько типов:
Ретроспектива по качеству обычно сводится к тому, что на ней обсуждаются либо недавно произошедшие инциденты, либо дефекты. Ретроспективу посвящают тому, что обсуждают эти дефекты и анализируют, почему они возникли, то есть строят диаграмму глубинных причин дефектов. Так или иначе, в этом случае работу ведут с конкретными проблемами с качеством.
Есть ретроспективы, на которых работа ведется с проблемами, возникающими у заказчика или у владельца продукта. Это третий тип ретроспективы. Четвертый тип – когда есть конкретная специфическая проблема, и ретроспектива посвящается ее решению.
В чем проблема?
Какие в процессе ретроспективы могут возникнуть дисфункции, и как с ними бороться? Вот одна из дисфункций: команда считает, что у нее нет проблем, ее рабочий процесс достаточно хорош, и не видит смысла в его улучшении. Как правило, это не так. Но команде этого просто так не объяснить.
Для того, чтобы сдвинуть коллектив с этой позиции, полезно пригласить на ретроспективу кого-то из стейкхолдеров – заказчика или пользователей, которые знают, что с командой не все в порядке (заказчики вообще очень редко полностью удовлетворены работой команды). Они могут быть удовлетворены до определенной степени, но, как правило, у них все равно есть какие-то мысли на тему того, «что команда могла бы сделать лучше». Если такой заказчик приходит на ретроспективу и рассказывает это команде, ей уже некуда отступать, она начинает обсуждать направления для дальнейшего роста.
Еще одна дисфункция – когда на ретроспективе говорит в основном кто-то один или 2-3 человека, а все остальные сидят и молчат. На самом деле этим людям есть, что сказать. Просто, если все внимание на себя забирает, к примеру, лидер команды, он начинает доминировать, а остальные просто слушают.
Почему это плохо? Если каждый будет открыто высказывать свои мысли, то вероятность найти лучшие решения намного возрастет. Когда мы участвуем в групповой дискуссии, мы друг друга подстегиваем. Это и помогает придумать лучшее решение.
Часто справиться с этой проблемой помогает ведущий (фасилитатор) ретроспективы, который будет следить за тем, чтобы каждый из присутствующих высказал свою точку зрения. Иногда для того, чтобы участники ретроспективы более свободно выражали свое мнение, полезно давать им возможность не высказывать свои соображения вслух, а записывать их на клейких листках (их обычно прикрепляют на стену или специальную доску, причем это могут сделать как сами участники, так и – для пущей «анонимности» – фасилитатор).
Формат ретроспективы: наши предложения
В литературе описываются различные форматы проведения ретроспективы – от простых до крайне специфических. В одном из материалов в нашем блоге мы предложили свой вариант: его отличительные особенности – простота и эффективность. В основном именно это и требуется от подобных мероприятий.
Вместо того, чтобы выставлять жесткий тайминг и последовательность действий, мы предлагаем просто расчертить доску на 4 основные области и заполнять ее по ходу обсуждения:
Как правило, новые идеи рождаются в процессе обсуждения минусов прошлой итерации, однако ими не ограничиваются: такой формат ретроспективы не препятствует свободному обсуждению. При этом фасилитатор или скрам-мастер должен следить за тем, чтобы обсуждения не перерастали в поиск виноватых: для достижения цели важно не столько то, «кто виноват», сколько то, «что с этим делать дальше». Споры по поводу той или иной идеи на данном этапе тоже бесполезны: в план все равно попадут только те идеи, с которыми согласны все участники ретроспективы.
После обсуждения плюсов, минусов и идей команда переходит к составлению плана, куда попадают не просто результаты обсуждения, а (как уже было отмечено) конкретные действия («Выполнить…», «Обсудить…», «Сформировать…») или правила («Задачу Х выполнять с использованием подхода Y»). Не стоит при этом пытаться выработать пути решения всех возможных проблем команды – для эффективной работы на следующей итерации достаточно плана из 3-6 пунктов. Слишком объемный план может в итоге оказаться невыполним и только демотивирует команду.
Стоит еще раз отметить, что форматы проведения ретроспективы могут быть различными. Важно одно: ретроспективы – это не единичное мероприятие, они проводятся регулярно, и по результатам каждого такого собрания выполняется основная цель – создается план на ближайшую итерацию. Если отнестись к этой процедуре не «формально», понимать ее цели и задачи, заранее знать наиболее типичные проблемы, возникающие в ходе ретроспективы, можно создать благоприятные условия развития настоящей самоорганизующейся команды.
Ретроспектива: проводим быстро и результативно с помощью funretro
Если ваши ретро не приносят результата, а только тратят время и раздражают команду разработки есть два выхода — отказаться от ретро вообще или сделать нормально. Знакомая боль и выбираете второй вариант? Тогда статья для вас
Советы для проведения продуктивной ретроспективы:
Не углубляясь в Scrum/Agile — ретроспективу проводим в конце каждого спринта (так говорит теория) для того чтобы найти боли команды/блокеры в проекте. На практике можно придерживаться более экономичного подхода — проводим, когда чувствуем что нужно/объединяем несколько спринтов в одно ретро (например, ретро раз в 2-3 спринта)
За несколько лет работы в командах разработки я выделил для себя топ-5 болей ретро, которые превращают его из эффективного инструмента в бессмысленную трату времени, демотивирующую команду:
Давайте посмотрим как убрать эти боли и начать жить счастливо. В любом деле выбор правильного инструмента — половина успеха, поэтому начнем с него
Funretro — сервис создан специально для проведения ретро. Плюсы — решает проблему анонимности, есть механизм голосования, много шаблонов ретро и тд. Из минусов — только 3 доски в бесплатной версии.
Попробовав несколько вариантов, остановился на funretro, он решил почти все боли. Инструмент выбран — начинаем подготовку к ретро
Подготовка — половина успеха в любом деле, ретро не исключение.
Настроили доску? Стартуем
Расскажите о цели ретро, проговорите базовые правила — говорить/писать честно, не винить в ошибках людей и тд
Первый раздел ретро обычно вызывает самые большие затруднения. Чем он проще, тем быстрее команда включится в работу. Например, это может быть описание спринта/проекта/настроения одним словом. Вообщем что угодно, но очень коротко. Ограничение времени — 1 минута. Ставьте таймер и не давайте выйти за лимит.
Когда время закончилось/все участники отписались — откройте карточки и зачитайте их. Поступайте так в конце каждого раздела ретро
Не забываем озвучивать хорошее, но без фанатизма, 3-4 минуты должно хватить
Сделали, зачитали, обрадовались и поехали дальше, к главным разделам
То ради чего все собрались — где можно стать лучше. Самый сложный и важный этап. Все любят говорить о хорошем, а вот о том что не получилось или идет плохо — возникают психологические барьеры. На этом этапе важно:
Анонимность, самостоятельная работа и установленные в начале правила успешно решают эти задачи
Наверняка проблем будет больше пяти. Вероятней всего все сразу решать не нужно, нет смысла их обсуждать. Приоритизация важна, поэтому голосуем за самые важные проблемы.
Не забывайте мержить карточки с одинаковыми проблемами (а они точно будут), иначе голоса размажутся. В funtretro для этого есть механизм drag’n’drop тикетов
Что нам нужно для объективного голосования?
Когда все проголосовали — выбираем топ-3(±1) проблем и начинаем заключительный этап
Переходим от самостоятельного заполнения тикетов к обсуждению голосом. Поочередно берем проблемы из топа и начинаем искать решение
Типичная ошибка формулировки решения:
Проблема — заказчик недоволен скоростью работы команды
Решение — давайте работать быстрее!
Это не конкретное действие, а лозунг. Не надо так
Выделите на этот раздел 35-50% процентов всего времени ретро. Он самый важный для достижения результатов и требует повышенного внимания модератора встречи, так как здесь участники общаются голосом, а не самостоятельно заполняют тикеты
Благодарим участников встречи, проговариваем что нужно сделать и примерные даты следующего ретро.
В идеале можно собрать фидбэк о ретро у команды и попробовать провести его еще лучше в следующий раз
Все перечисленное применялось в проектах, связанных с разработкой, однако ретроспектива — это универсальный инструмент, актуальный в любых проектах
Тратьте время ретро с умом и приносите пользу своей команде
PS если статья получит положительный отклик — я подготовлю аналогичный материал про проведение демо спринта
Ретроспективы agile
Ретроспектива — это любое время, когда команда размышляет о прошлом, чтобы улучшить будущее. Помимо рабочих вопросов в технических и нетехнических командах, ретроспективы можно устраивать практически по любым темам. В настоящий момент мы проводим публичную ретроспективу по методам agile в разработке программного обеспечения. Помогите определить будущее методологии agile, добавив свои идеи на нашу доску.
Подключайтесь к обсуждению #RetroOnAgile
Поразмышляйте о своем опыте разработки программного обеспечения и напишите в Твиттере сообщение с хэштегом #RetroOnAgile. Расскажите нам о том, что вам нравится, под хэштегом #ILike, что вам хотелось бы улучшить — с хэштегом #IWish, что вы бы хотели увидеть в будущем — с хэштегом #WhatIf. Для вдохновения используйте тысячи ответов, представленных ниже. Ваш отзыв отобразится здесь в течение 24 часов.
Совет. ^^^ Подставьте в вопрос свой ответ, сохранив хэштеги 😉
#ILike the conversations that we have as a result of our agile process, which help us clarify assumptions and gaps in reasoning #RetroOnAgile
#ILike working smarter and seeing solutions evolve through collaboration #RetroOnAgile
If nothing else, I feel like I waste less time, using the agile process. I know within a few weeks, I’ll get feedback on the direction I’m headed with a project. #RetroOnAgile
#ILike to help people grow and to watch teams develop from a bunch of individuals into a team that takes over responsibility #RetroOnAgile
#Ilike to work in a truly agile way. Enabling and empowering the teams is a powerful way to get your projects rolling. #RetroOnAgile
— Aishwary Shrivastava (@toxicaishwary) April 13, 2018
#ILike to work in a interdisciplinary team. Working together with people from other fields toward a common business goal is an amazing experience. #RetroOnAgile
#ILike that the focus of software development has changed from deliver software to deliver value. #RetroOnAgile #agile
#RetroOnAgile is a way for my #clockit team to unwind and make the next sprint better. Works amazingly well and puts down everyone’s guard. #Jira #ILike
#ILike The way agile pushes you to question the way yo do things an helps you improve constantly #RetroOnAgile
#ILike that our agile process involves hypotheses, experimentation, measurement, and outcomes other than «we’ve shipped it». #RetroOnAgile
#ILike ability to change the direction, whenever it is reasonably justified #RetroOnAgile
#ILike the attitude that we never settle. In the spirit of Continuous Improvement we always look for ways to surpass our past achievements. #RetroOnAgile
#ILike that agile allows us to quickly react to changes in the SEO environment. SEO is always unpredictable to a degree. Agile comes with the necessary flexibility to adapt.#RetroOnAgile
#ILike that agile encourages teams to focus more on collaboration and outcomes, rather than tools and process #RetroOnAgile
#ILike that we have people from different knowledge areas working together, in one team, towards a shared outcome #RetroOnAgile
#ILike Our software team is starting to deliver software by working together #RetroOnAgile
#ILike deep involvement and awareness of the team that gives unexpected valuable insights #RetroOnAgile
#ILike that I can configure Jira to influence how are team runs agile, not just configure it to reflect how we already work. #RetroOnAgile
#ILike that agile provides a means for saying «no» to the urgent, and empowers a team to focus on the important. We are an #agilemarketing team that runs scrum in #jira not a software dev team, for what that’s worth. #RetroOnAgile
#ILike transparency, united team and shared expectations #RetroOnAgile
#ILike it when my team doesn’t finish the #Agile Sprint objectives and I make them demo broken shit to all the stakeholders anyway, because of course, public shaming is a powerful motivator. Wait, did I say that out loud? #RetroOnAgile
#ILike that DevOps is a thing, just not the watered down “devs do ops” version many teams and companies adopt.#RetroOnAgile https://t.co/Twr8daFj3E
#ILike potential to set sprint goals small enough to present them on Sprint demo #RetroOnAgile
#ILike #noestimates and concentration on flow maximizing instead of resource efficiency. #RetroOnAgile
#ILike how Agile keeps my brother and I developing as fast we can #RetroOnAgile
#ILike how we’ve embraced a mindset of solving customer problems to shape how we work over just shipping features. #RetroOnAgile
Retrospectives, not just on sprints and projects, but all that we do, are very valuable #justdoit #retroonagile https://t.co/BWJE1FLSUn
#ILike we pull up our Jira board during standups to make sure we stay on topic and talk about what we are actually working on. Makes it go faster as opposed to people trying to remember what they are working on #RetroOnAgile
#ILike it when we have a StandUp meeting and when the thing you say you are trying to finish today is already a JIRA ticket. #RetroOnAgile pic.twitter.com/0F1fDHeNpN
#ilike if my team was a little less, delivery focused; and a little more sprint focused. #RetroOnAgile
I like how scrum turns agile back into a heavyweight process with lots and lots of meetings, even when those meetings take place in Jira itself.
#ILike it when tasks in a sprint can be completely done by a single person in less than 3 days. #RetroOnAgile
#IWish Agile was re-branded/re-named so people don’t assume it means «work really fast without thinking». #RetroOnAgile
#iwish people would realise agile is not a switch you can turn on overnight #retroOnagile
#IWish more companies and people understood that Agile can be other methodologies besides Scrum #RetroOnAgile
#IWish we could bring the whole company onto the agile practice #RetroOnAgile
#IWish for Agile we had interactive digital wall boards to use across sites and with people working remotely #RetroOnAgile
#IWish it would be easier to fuel the agile spirit from inside the teams to invest the energy from that better in good practices and software instead of having to discuss processes. #RetroOnAgile
#Iwish for Enterprises to embrace change and and allow agile ways of working without fearing loss of power and control. #RetroOnAgile
#Iwish agile wasn’t used for micro-management and witch-hunting in the work place #RetroOnAgile
#IWish we were beyond wondering «how to do Agile the right-way»… it’s an idea to work towards vs something to attain quickly & easily #RetroOnAgile
#IWish for processes to work for the people, rather than the people working for the processes https://t.co/cdM03j1mZ6 #RetroOnAgile
#IWish companies would not only use the buzzword agile to make the company more interesting to applicants but instead would really support the agile principles. #RetroOnAgile
#IWish more folks followed the Agile principles and values rather than trying to hammer away on process and methodology. #RetroOnAgile
Redraft those ridiculous, self-contradictory 12 commandments so they actually mean something useful
#RetroOnAgile #IWish there was more management-focused material available on the transition from waterfall to Agile.
#IWish companies were more aware of the kind of autonomy and discipline #agile requires #RetroOnAgile
#IWish Agile could be accepted company-wise, and not only in dev teams. #RetroOnAgile
#RetroOnAgile #IWish team members could accept the mindset of Agile more than the method argument.
#iwish to spend less time on Jira to get the desired information and more time doing my job. #RetroOnAgile
#IWish companies, teams, evangelisers, etc. would not use Agile as #buzz and #MagicWand, but indeed maintain culture #RetroOnAgile
#IWish it would be easier to sell #agile development. There’s still too much upfront planning and too little adapting to new information. #RetroOnAgile
#IWish more SEOs in the industry would embrace the agile methodology and step away from the waterfall model.#RetroOnAgile
#IWish «agile» wasn’t such a scary word to teams and companies that haven’t embraced it #RetroOnAgile
Ok #IWish that we would focus less on tools and more on interactions and communication #RetroOnAgile 😀
#IWish there was another kind of Agile besides just Scrum and Kanban. #RetroOnAgile
#IWish there was a shared, ethical definition of “done done” for ML/AI features in agile projects.#RetroOnAgile https://t.co/Twr8daFj3E
#IWish my past experience of Agile had not made me wary of self-proclaimed «Agile Advocates» #RetroOnAgile
#IWish Jira could make customizing release notes simpler #RetroOnAgile
#iwish I could have a better view of all projects, including sorting, prioritisation, labeling, and client assigning. #RetroOnAgile
#IWish JIRA tied usability defects to their originating story, and easily graphed it, so Agile teams could focus on usability. #RetroOnAgile pic.twitter.com/It0NAcb9Bo
#IWish the assignee could be shared among team members, so that pair programming can be planned in advance 😀 #RetroOnAgile
— #IWish Retrospective would magically appear linked to related issues in the new sprint and help overcome scope creep! #RetroOnAgile https://t.co/w6c4gOddfk
#IWish we could keep TLMs from degenerating into program managers. #RetroOnAgile
«When agile shops were first being established, an important consideration was to keep TLMs from having full visibility into any one agile team.» https://t.co/32eiK5ih9a
#IWish @JIRA would let me story point my sub-tasks and roll up the points. Purist is not always pragmatic. #RetroOnAgile
#IWish Consensus would work always. Sadly, the voting environment could get polluted. #RetroOnAgile
«Even though agile rests on collaboration, the ‘agreement by consensus’ model has it’s share of flaws, depending on the who, the what, and the when.» https://t.co/32eiK5ih9a pic.twitter.com/9X7dFon0RV
#IWish people would move their sub-tasks along the Agile board without having to be reminded #RetroOnAgile
#IWish Teams won’t declare agile victory prematurely by merely doing stand-ups.
Unless we invest in:
a) a single prioritized backlog
b) KPIs and a DoD that we can get behind, and
c) feel empowered,
standing up won’t help. We might as well sit and do some work. #RetroOnAgile pic.twitter.com/3ou448YLbw
#IWish that stakeholders, peer-reviewers, & quality team-members could star an assignee’s work on a ticket. #RetroOnAgile pic.twitter.com/9tqkpSGgyP
#iwish @jira has «hide fields» option. It is issue-secured now but not field-secured. #RetroOnAgile
It would be super awesome to allow my customers to vote on JIRAs without eating up a license for login #RetroOnAgile @JIRA #JiraOnDemand https://t.co/Yj2fwz7DQq
#retroonagile I wish people played as a team. No aggressive jira Tix allowed
#IWish there was out-of-the-box integration between my automated unit tests and the columns of my scrum board. #RetroOnAgile
#IWish we are not surprised that the feature does not work during demo and be more in control #RetroOnAgile
#WhatIf we could make our agile board three dimensional? What other dimension would we add? #RetroOnAgile
#WhatIf The whole company practiced Agile, not just the developers? What would our teams look like? What could our teams accomplish? #RetroOnAgile
#Whatif we dare to trust and take the prime directive seriously not only for retro but for every day live #RetroOnAgile
#Whatif the agile way of getting things done would be taught very early on and would be the core of the way we get things done? #RetroOnAgile
#whatif, The way I seek Agile working in the next few years is having to accommodate BOT coders as part of the squad and dealing with BOT communication too #RetroOnAgile
#WhatIf Some agile techniques were taught early in schools so kids could benefit from them and learn how to plan their homework efficiently #RetroOnAgile
#whatIf certifications weren’t the criteria for hiring #agile practitioners #RetroOnAgile
I’d replace the word software with product in the manifesto #RetroOnAgile
#WhatIf we didn’t try to manage multiple products at once on multiple boards with a single #Agile team? #RetroOnAgile
— le Violon Chocolat (@ViolonChocolat) April 12, 2018
#WhatIf there was one menu where you could easily navigate between boards in JIRA? #RetroOnAgile
#WhatIf we ran daily sprints? would we have daily retros? #RetroOnAgile
#WhatIf the software industry moved from delivery of projects to delivery of outcomes? https://t.co/btLBb3fhU4 #RetroOnAgile @Atlassian
#WhatIf every user story was treated as an experiment and it’s impact easily measured #RetroOnAgile
#WhatIf we would keep agility rather that DO Agile? Plus we should mind that it require a lot of self-discipline. #RetroOnAgile
#WhatIf Scrum and Kanban weren’t the only ways to be agile? #RetroOnAgile
#WhatIf SEOs would work in agile sprints like developers?#RetroOnAgile
#WhatIf humans just be humans and bots did all the technical (or remaining) stuff (or vice-versa?) #RetroOnAgile
#WhatIf we stopped worrying about whether tools, practices, or people are Agile or not, and instead kept an open mind about new ideas that can help us work better together. #RetroOnAgile
#Whatif we could say in 12 months from know that 2018 was the year when #agile was eventually applied to business at large – on all levels, beyond software projects? #RetroOnAgile https://t.co/lyylkPgNeV
#WhatIf the agile community treated security and privacy as seriously as they treat daily stand-ups?#RetroOnAgile https://t.co/Twr8daFj3E
#WhatIf we stopped trying to make Agile fit with top-down management, budget-driven planning, and feature-bloated products? #RetroOnAgile
#WhatIf(Companies stopped investing on precise projects scope and rather invested in trusting capable agile teams who will deliver value continuously?) #RetroOnAgile
#WhatIf a user could report a ticket in one language and @Atlassian’s Jira could show it to the team in a second language? #RetroOnAgile pic.twitter.com/qPWDfpgcMG
#WhatIf @Atlassian’s JIRA could use estimate the probability that a checked in block of code would get reopened based on machine-learned, correlated factors. #RetroOnAgile pic.twitter.com/vQ8DTrzrWm
Зачем проводить ретроспективу?
Agile-ретроспектива была изобретена в 2001 году одним росчерком пера. Последний из двенадцати принципов agile-разработки гласит:
«Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы».
Манифест методики agile со всей ясностью заявляет: для лучшего соответствия ценностям гибкой методологии разработки команды должны регулярно встречаться для проведения проверок и внесения поправок. Обычно команды разработчиков следуют этому принципу, проводя регулярные ретроспективные встречи, и хотя эта страница посвящена именно таким встречам, это не единственный способ проведения ретроспективы.
Позже концепция ретроспективы вышла за рамки групп разработчиков и распространилась на все аспекты бизнеса и командной работы.
Мне знакомы маркетинговые команды, использующие ретроспективу при проведении кампаний, и команды менеджеров, которые применяют ретроспективу в больших презентациях — более того, компания Atlassian проводит ретроспективу в рамках всей своей отрасли. Такое принятие ретроспективы и ее распространение на все аспекты бизнеса очень воодушевляет.
Причина, по которой ретроспектива вызывает столько интереса, заключается в том, что именно сейчас начинается реальное активное испытание методологии agile. Многие ключевые концепции манифеста гибкой разработки укрепляются благодаря этим ретроспективным встречам. Обдумайте следующие ценности.
Суть ретроспективы заключается именно в работе с реальными людьми для внесения изменений и улучшений. Мало что может лучше подкрепить принципы agile-разработки. Теперь, когда мы разобрались, почему ретроспектива так важна, ознакомьтесь с информацией о том, как самим организовать такое совещание.
Помните, что мы проводим ретроспективу для улучшения текущего положения дел, поэтому если вы увлеклись методологией agile, участвуйте в нашей ретроспективе #RetroOnAgile и помогите определить будущее разработки программного обеспечения.
Подписаться
Оставайтесь в курсе ретроспективы #RetroOnAgile и других тенденций agile
Thanks for signing up!
Лучший продукт для agile-команд
Ретроспективное совещания
Ретроспективы — это отличная возможность для agile-команды оценить самих себя и составить план улучшений на будущее. Ретроспектива поддерживает идею постоянного усовершенствования и защищает от ловушек самонадеянности, заставляя выходить за рамки рабочего цикла, чтобы поразмыслить о прошлом.
Цель ретроспективного совещания заключается в следующем.
Ретроспектива предоставляет безопасное место, где можно сфокусироваться на самоанализе и адаптации. Для успешного проведения ретроспективы необходима атмосфера поддержки, которая поощряет вклад всех участников команды (но не принуждает вносить предложения).
Ретроспектива должна давать вашей команде положительный опыт и заряжать ее энергией. Она помогает участникам команды делиться важными отзывами, смиряться с разочарованиями и сообща находить решения. Организаторы тоже могут многое узнать для себя, в том числе лучше понять, как работает команда и какие трудности (и успехи) она пережила в последнем спринте. Результатом успешной ретроспективы становится список улучшений, за которые участники команды берут ответственность и к которым стремятся в следующем спринте.
Как провести вашу первую ретроспективу
Хотя бывает полезно изменять формат ретроспективы (подробнее об этом ниже), некоторые аспекты, такие как хронометраж, участники и общая форма, должны по возможности оставаться неизменными.
Когда
Для agile-команд, работающих по традиционному двухнедельному спринту, ретроспектива должна проводиться в конце каждого спринта. Для команд, где рабочий процесс находится ближе к методу Kanban, более целесообразной может оказаться ежемесячная или ежеквартальная ретроспектива. После развертывания крупных инициатив полезно также привлекать к участию представителей вышестоящего руководства; старайтесь обсуждать не конечный продукт, а совместную работу команды над ним.
Выделите на это от тридцати минут до часа в зависимости от того, сколько длился спринт и какой объем работы нужно охватить в обсуждении.
На ретроспективе должен присутствовать каждый участник команды. Руководит дискуссией организатор совещания: это может быть scrum-мастер, владелец продукта, или же можно передавать эту обязанность по всей команде. Смело привлекайте к обсуждению дизайнеров, маркетологов или других сотрудников, которые участвовали в текущем спринте или итерации.
Существует несколько способов разнообразить ретроспективу (о них мы поговорим позднее), но стандартный шаблон встречи выглядит следующим образом.
Разнообразие придает вкус жизни
Стандартизация ретроспективы — хорошая идея для постепенного укрепления стабильности и доверия со стороны команды. Однако организаторы могут попробовать несколько приемов, чтобы раскрыть дополнительные идеи, привлечь к участию новых участников команды или просто поддержать интерес.
Привлеките организатора со стороны. Обычно ретроспективу проводит Scrum-мастер или руководитель проекта, но вы можете пригласить гостя, который поможет провести следующую ретроспективу. Динамика может показать положительные изменения, если у человека, ведущего дискуссию, не будет личной заинтересованности. Более того, эта стратегия позволяет сотрудникам в организации понаблюдать за тем, как работают другие agile-команды, и позаимствовать полезный опыт для использования в своей команде.
Измените список подсказок. В конце концов, ретроспектива призвана выявить, что работает, а что нет. Но достижение этих хххх может означать хххх. Можете использовать для подсказки следующие варианты.
Пригласите руководство. После запуска крупного проекта пригласите на час представителя руководящей команды и сфокусируйтесь на обсуждении совместной работы команды (а не подробностей выполнения этой инициативы).
Существует множество способов внести улучшения, поэтому не стесняйтесь искать новые приемы самостоятельно. Независимо от того, пытаетесь вы наладить взаимодействие распределенной команды или улучшить недостаточно эффективный процесс проведения ретроспективы, главное — это сохранить вовлеченность команды и получить реальный план действий.
Подключайтесь к обсуждению!
Теперь, когда вы узнали основные положения о проведении ретроспективы, мы бы хотели услышать о ретроспективах вашей команды. Напишите в Twitter, начав сообщение с хэштегов #IWish или #WhatIf, и вы сможете увидеть свой отзыв на нашей виртуальной доске выше! Подключайтесь к обсуждению →
Изучите scrum с помощью Jira Software
Пошаговое руководство по ведению scrum-проекта, расстановке приоритетов в бэклоге, упорядочиванию работы в спринты, проведению scrum-собраний, другим вопросам — и все это в Jira.
Как провести agile-ретроспективу (с примерами)
Инструкции по проведению классических командных ретроспектив и возможные варианты таких совещаний. Техника, распространенная среди agile-команд разработчиков, которую теперь используют не только в сфере разработки ПО.