Что такое революционные марксисты
Марксизм
Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.
Концепция марксизма
Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.
Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.
Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.
Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.
Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.
Критики марксизма
Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.
В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э. Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г. Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством. Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.
Организации марксистов
Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.
Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически». Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.
Победа марксизма
В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений. Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии. Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым. Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.
Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.
Значение марксизма
Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.
Революционное охранительство
В среде российских левых принято обожествлять революцию, и одновременно с этим ничего для неё не делать. Является ли такая позиция полезной для изменений в стране, или, напротив, она выражает интересы правящих элит? Давайте разберёмся.
Суть революционного охранительства – объявить один или несколько видов борьбы с властью (обычно это все виды борьбы, кроме революции) «неверными» и вести с ними борьбу, прикрываясь своей «революционностью», не совершая при этом абсолютно никаких революционных действий. В результате этого получается, что революционные охранители ведут борьбу исключительно с оппозицией. Например, группа в социальной сети «Вконтакте» под названием «Союз Красных Групп и всех, верных СССР!» навешивала на российские протесты ярлык «либеральные митинги» и активно боролась против участия левых в протестах и выборах:
Разумеется, никаких примеров того, какие правительства «не получили легитимности» в результате бойкота выборов при отсутствии порога явки (в России нет порога явки 3 ) не приводится. Не приводится и стратегии, которая позволит победить режим. Она и не нужна, потому что «Политштурм» борется с оппозицией, а не с режимом.
Как работает революционное охранительство
Мы наблюдаем за очередным буржуазным государственным переворотом, и в условиях отсутствия в Белоруссии марксистско-ленинской компартии коммунисты не способны серьёзным образом повлиять на исход этих событий.
Коммунистический блогер, член Изборского клуба 7 Константин Сёмин придумал ещё более хитрую легенду, чтобы защитить режим, подобный путинскому – что борьба с «белорусским майданом» это борьба с российским капиталом, а значит, это хорошо (42-я минута видео):
Нетрудно представить ситуацию, при которой рабочие начнут бастовать в России, а революционные охранители объявят и их слугами буржуазии (только потому, что они не ставят своей целью отдать всё коммунистам) и западного капитала, и придумают очередную «диалектическую» ментальную гимнастику о том, что на самом деле свобода – это рабство. По мнению «Политштурма», проблема в том, что нет «марксистско-ленинской компартии», однако, если она появится, то они всегда могут сказать, что это на самом деле оппортунисты, предатели и агенты буржуазии, тем самым продолжая выполнять охранительские задачи.
Сталинисты – это самый яркий пример революционных охранителей. Они агрессивно высказываются против оппозиционеров, которые: ходят на митинги, создают политические партии, ходят наблюдателями на выборы и так далее. Сталинисты поучают их тому, что это всё мелкобуржуазные методы, а надо только делать революцию. При этом сами они ничего не делают для революции; они делают меньше, чем ничего. У сталинистов нет организации профессиональных революционеров, нет боевых групп, они не поднимают восстания, не захватывают здания – вся их революционность ограничивается словесной борьбой в интернете против оппозиции. То есть, сталинисты являются революционными охранителями. Этим же грешат многие марксисты и анархисты – инфекция революционного охранительства распространяется через сталинистов, с которыми те общаются.
В итоге вместо того, чтобы бить правительство по всем фронтам всеми возможными способами, революционные охранители стремятся перевести всю борьбу в одно направление, которое они к тому же ещё и саботируют. Это идеально играет на руку номенклатуре.
Политическая практика показывает, что различные люди предпочитают различные методы борьбы – кто-то предпочитает одиночные пикеты, кто-то – участие в выборах и так далее. Тем, кто хочет только революции, не получится заставить этих людей заниматься тем, чем, с точки зрения революционных охранителей, нужно заниматься. Лучший способ перетянуть людей на свою сторону – показать им образцовый пример. Но революционные охранители не хотят показывать пример революции, они хотят, чтобы люди сделали революцию за них и привели их к власти буквально за ручку. Люди же (если не считать наиболее доверчивых из них) мгновенно видят это корыстное лицемерие и игнорируют таких деятелей.
Один из излюбленных приёмов революционных охранителей для борьбы с оппозицией – это объявить что-то «отвлекающим от классовой борьбы». Можно объявить этим всё, что угодно – от требования сменяемости власти до борьбы за права женщин. Цель революционных охранителей – сделать так, чтобы все оппозиционно настроенные граждане не делали ничего, а только сидели у себя дома и занимались «классовой борьбой», то есть политической мастурбацией. К примеру, Константин Сёмин использует этот приём 8 :
Ещё пример – статья революционного охранителя, члена КПРФ Германа Садулаева в «Свободной прессе» сообщает:
Дальше автор объявляет Дональда Трампа самым левым из всех кандидатов в президенты США, а анархизм – «мелкобуржуазным». Также автор сетует, что «геи, объединённые с неграми» не очень похожи на железные батальоны пролетариата, о которых говорил Ленин, подводя читателя к выводу, что выступления за права ЛГБТ и темнокожих – это «неправильные» протесты. Сколько рабочих вывел на улицы автор, раз «геи с неграми» — это неправильный протест? Правильно, нисколько. Он занимается только борьбой с феминистками и меньшинствами, «геями и неграми», то есть борьбой с частью оппозиции.
Над революционными охранителями смеются даже некоторые консерваторы. Вот, например, какое мнение о таких личностях высказывает паблик Right Wing, перед этим отмечая, что охранителей достаточно много и среди правых:
Те демократические социалисты, которые борются прежде всего с российской властью и элитой в целом (значительную часть которой составляют номенклатурщики) – это, безусловно, союзники социал-демократов. Позиция же социал-демократов по отношению к революционным охранителям может быть лишь одна – это люди, которые ведут политическую деятельность в интересах власти, осознанно или не осознанно. Поэтому революционным охранителям не место в социал-демократической организации. Соцдемы одобряют широкий спектр борьбы с консервативными правительствами. Это, кстати, означает и то, что соцдемы выступают в том числе и за революцию – тем больше, чем шире контроль правящих элит над демократическими институтами (и тем меньше, чем выше реальная возможность прихода к власти демократическим путём). Например, если выборы фальсифицируются, а социал-демократическая партия не может нормально регистрироваться и участвовать в выборах, конституционный путь участия в правительстве закрыт и курс на революцию, как дополнительный, вполне допустим. Однако при этом не будет отказа от других форм борьбы. Наиболее приоритетную из этих форм мы описывали в статье о том, как поменять власть в авторитарном государстве.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Если кто-то любит проводить одиночные пикеты, нет смысла заставлять его заниматься написанием статей. Если так делать, он вообще ничего делать не будет. То же самое и с гендерными вопросами.
«Можно сколько угодно не любить Навального, но смещать акценты с правящей элиты, которую он разоблачает много лучше и нагляднее левых, на него самого в данной ситуации — это или полная политическая близорукость или подлость. Жаба и гадюка никогда не убьют другу друга одновременно, чтобы расчистить поле для хитрых наблюдателей. Горе будет и побежденным и безучастным. Для того, чтобы такая критика и взгляд со стороны выглядели не смешно и ущербно, нужна своя политическая организация, своя программа, своя стратегия создания реальной, а не виртуальной третьей силы.
Если этого нет, то позиция «давайте просто посмотрим», это всегда позиция в пользу более сильной жабы или гадюки.»
Маркс, Энгельс, Ленин. Эти три имени символизируют глубочайший перелом и переворот в жизни современного человечества. Маркс и Энгельс были основоположниками марксистского учения, которое возникло на всём лучшем, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии и французского социализма. Ленин был их великим последователем и продолжателем. Под его руководством, вдохновляясь его идеями, рабочие и крестьяне России осуществили первую победоносную социалистическую революцию. И этим на практике было доказано верность выводов марксистского учения, и показано, что марксизм – революционная теория.
5 мая 2018 года всё прогрессивное человечество отмечало 200-летие со дня рождения гениального мыслителя XIX века, основоположника теории научного коммунизма, – К. Маркса. А за полгода до этого, 7 ноября 2017 года, люди труда всей планеты отметили 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, – день, когда на практике была подтверждена правильность выводов теории классовой борьбы в капиталистическом обществе, разработанной К. Марксом.
В своих важнейших произведениях, статьях и документах основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывают роль рабочего класса и его политической партии в историческом развитии общества, необходимость создания такой партии, формулируют её программные задачи, идейные и организационные основы, определяют формы и методы работы. В ряде произведений показана их борьба против анархизма, реформизма, против попыток подчинить развивающееся рабочее движение буржуазному влиянию, отвлечь пролетариат от решения его классовых задач.
Одной из гениальных работ К. Маркса и Ф. Энгельса является «Манифест Коммунистической партии», которая, по выражению В.И. Ленина «стоит целых томов: духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» [В.И. Ленин, т.2, с.10]. Эта работа относится к открытиям, которые существенно повлияли не только на ход исторического развития цивилизации, но и в корне изменили само мировоззрение человечества. Над такими открытиями время практически не властно, оно может их уточнить, но не в состоянии отвергнуть их глубинную истинность. Так, например, теорию марксизма на основе новых данных уточнил В.И. Ленин, в результате чего наука об общественном развитии человечества заслуженно получила название теории марксизма-ленинизма. Но глубинная истинность марксизма о неизбежности гибели современной буржуазной собственности насильственным путём проходит красной линией через всё учение марксизма-ленинизма.
В «Манифесте Коммунистической партии» содержится цельное и стройное изложение основ великого учения К. Маркса и Ф. Энгельса, обосновывается главная программная цель, за которую борется рабочий класс и его партия. Эта цель, учили К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в свержении капитализма и построении коммунизма, первой фазой которого является социализм. И для этого необходимо коммунистам решать следующие задачи в такой последовательности: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».
Вот такая должна быть последовательность завоевания власти пролетариатом в классовой борьбе: вначале надо сформировать пролетариат в борющийся класс, другими словами, превратить пролетариат из «класса в себе» в «класс для себя», что достигается внесением социалистического революционного сознания в среду рабочих масс; затем революционную силу организованного пролетариата направить на ниспровержение господства буржуазии; и только после свержения власти капитала пролетариат должен установить свою политическую власть. А тех, кто старается изменить эту последовательность, кто настойчиво ставит задачу вначале победить через выборы, получив 50 процентов плюс один голос, Ленин предупреждает: «Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнётом буржуазии, под гнётом наёмного рабства, а потом должен завоёвывать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это – замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти» [В.И. Ленин, т. 39, с.219]. По-ленински жёстко, но справедливо!
В соответствии с «Манифестом Коммунистической партии», пролетариат, как могильщик буржуазии и основной и главный субъект социалистической революции, устанавливает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии. То, что революционный процесс приобретает насильственную форму, объясняется тем, что восходящему классу (пролетариату) приходится устанавливать свою власть вопреки сопротивлению господствующего класса (буржуазии), в распоряжении которого находятся «средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса»: армия, полиция и т.д.
Революция, по Марксу, это переход к новому, более прогрессивному способу производства; это резкая смена социального строя, как правило, насильственным способом с участием больших масс людей.
В.И. Ленин сформулировал и выделил три главных объективных и субъективных признаков, описывающих кризисную ситуацию в обществе, складывающуюся накануне революции: 1) «верхи» не могут управлять по-старому, что показывает неспособность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство; 2) «низы» не хотят жить по-старому, что показывает резкое обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов; 3) значительное повышение активности масс к самостоятельному историческому выступлению [В.И. Ленин, т.26, с.218; В.И. Ленин, т.41, с.69-70.]
Однако не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда революционный класс способен проявлять массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадёт» само, если его не «уронят». А возглавить действия революционных масс и довести революцию до победного конца, согласно учению В.И. Ленина, может только рабочая партия, вооруженная революционной теорией. Именно созданием такой партии и занимались большевики во главе с В.И. Лениным, которая затем и возглавила революционное движение масс в России, и превратила революционную ситуацию в социалистическую революцию.
Каждая революция разрушает старое общество, низвергает старую власть. И залогом способности к действию рабочего класса выступают: 1) сформированное классовое сознание; 2) наличие хорошо организованной революционной партии, руководящей и просвещающей рабочих извне; 3) наличие Программы действий у революционной партии, её стратегия и тактика установления диктатуры пролетариата. Именно поэтому основная роль Компартии заключается в привнесении такого сознания в рабочую среду «извне», из среды буржуазной интеллигенции, обладающей необходимыми научными знаниями. «Без революционной теории не может быть и революционного движения… Роль передового бойца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией».
Одно из самых распространённых заблуждений встречаешь, когда революция отождествляется со смутой, вооруженным восстанием, государственным переворотом и гражданской войной как таковой. И поэтому критики насилия против революций. Однако это не верно. Социалистическая революция есть качественный скачек в развитии общества, при котором осуществляется переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической форме организации общества. Таким образом, социалистической революцией не может быть назван любой и всякий государственный переворот, при котором одна правящая буржуазная элита смещает другую. Социалистическая, пролетарская революция означает политический переворот с низложением реакционного буржуазного класса и установлением диктатуры исторически более прогрессивного рабочего класса, сопровождаемый соответствующими изменениями во всей системе общественных отношений, как в экономическом базисе, так и в идеологической надстройке.
Тоже самое говорил и Фридрих Энгельс в работе «Принципы Коммунизма», когда его спросили: «Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путём?». Ответ был следующим: «Можно было бы пожелать, чтобы это было так, и коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, они видят, что развитие пролетариата… подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнёт угнетённый пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом».
К. Маркс в своих работах отметил, что «революции – локомотивы истории». И поэтому будет небезынтересно знать, а как относятся коммунистические и рабочие партии к революционному учению К. Маркса сегодня, в XXI веке? Готовы ли они пустить в движение локомотивы истории и управлять ими?
В связи со 100-летием ВОСР в Санкт-Петербурге (Ленинграде) 2-3 ноября 2017 года проходила XIX Международная встреча коммунистических и рабочих партий под девизом «100-летие Великой Октябрьской социалистической революции: идеалы коммунистического движения, усиление борьбы против империалистических войн, за мир, социализм».
Свою политику Коммунистические партии должны определять, учитывая не интересы мелкой буржуазии и интеллигенции из так называемого среднего класса, а интересы рабочих, интересы трудящихся. Если этого ничего не сделать, то Компартии не будут отличаться от меньшевиков, эсеров и разных прочих псевдо-революционеров эпохи Ленина, с которыми он беспощадно боролся.
Сейчас наступает тот период, когда Компартии планеты должны вместо общих слов выработать общую стратегию и тактику для победы над капитализмом. Не для сотрудничества с капитализмом, а для победы над ним. Однако сегодня приходится отмечать, что многие Компартии фактически отказались от революционного учения марксизма-ленинизма, кто-то открыто, а кто-то скрыто сотрудничает с буржуазией или мечтает о таком сотрудничестве.
Фактически капиталистическим угнетением недовольны многие социальные группы общества. Но ещё К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что «из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собою действительно революционный класс… Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории». В условиях нынешней России мелкие и средние бизнесмены-предприниматели, как и крупные, являются – только одни открыто, а другие скрытно – сторонниками буржуазной контрреволюции, которая свершилась в 1991-1993 гг.
Надо признать, и исторический опыт учит, что первые «рабочие», «левые» правительства были сформированы из социал-демократических партий или как коалиционные правительства социал-демократов с другими тогдашними буржуазными партиями. Однако надо признать, что не известно ни одного случая в истории международного рабочего движения и в период сразу же после Первой мировой войны, где бы эти правительства не были сформированы, в основном, как буржуазные уловки, чтобы справиться с революционным подъёмом, подавить недовольство трудящихся, народа в условиях экономического кризиса, до или после войны.
Идея такого «левого», «рабочего» правительства в рамках капиталистической системы, без революционного низвержения, через парламентские процедуры, была затем заимствована многими Компартиями как промежуточная цель с принятием переходных мер, для того чтобы, как считалось, облегчить борьбу за социализм и решить какие-то отдельные назревшие проблемы.
Но опыт показывает, что во всём мире, несмотря на благие намерения Компартий, им так и не удалось через парламенты демократическими способами даже приоткрыть окно, не говоря уже об открытии пути к социализму, и в конечном счёте даже отстоять некоторые завоевания народного движения. Как показывает опыт ряда стран, в одних – до Второй мировой войны, в других после, и по сей день многие Компартии оказались организационно, идеологически и политически разоружёнными. Исторический опыт Великого Октября свидетельствует, что спасение рабочего класса и других слоёв общества в условиях экономического и политического кризиса капитализма, в условиях империалистической войны, возможно только путём свержения капиталистической власти и упразднения частной собственности, что, безусловно, предполагает ослабление, полный крах различных «левых» её вариантов, действующих в лице опасного реформизма и оппортунизма.
Великий Октябрь также показал, что движение масс в развитии союза рабочего класса с другими народными слоями учит, что наряду с приподнятыми, боевыми и даже революционными настроениями, сосуществуют и вводящие в заблуждение взгляды и мнения. Но наиболее стойкие настроения развиваются среди промышленных рабочих, среди рабочего класса.
Следовательно, важно, чтобы идейный и политический авангард, Компартия, разрабатывала и внимательно следила за своей политической линией, выдвигала существенные и конкретные предложения, чтобы придать революционную направленность действиям народных масс, решительному протесту и планируемой конфронтации, подрывной деятельности, и при этом учитывать, что в рядах народного движения действуют силы, находящиеся под влиянием буржуазной идеологии, большое число колеблющихся мелкобуржуазных элементов, которые переносят её в ряды авангарда.
Постоянная способность партии большевиков во главе с Лениным адаптироваться к меняющимся политическим ситуациям в стране не позволила ей пойти по неверному пути и отказаться от стратегической цели – революционного свержения капитализма и установления диктатуры пролетариата. Решение любой задачи, правильная адаптация к этой задаче, не должны приводить к постепенному изменению стратегической цели во имя адаптации. Это имеет решающее значение для каждой Компартии.
В противном случае возникает реальная опасность раствориться в массах, врасти в капиталистическую систему, превратить стратегию в постоянные увёртывания и в тактику. Также не надо забывать, что это может привести к столь же болезненному для рабочего класса и, естественно, безболезненному для буржуазии скольжению, к изоляции, ограждению, догматизму.
Постоянное творческое использование методов и опыта большевиков, действовавших под руководством Ленина, в своей повседневной политической деятельности, изучение их способности сочетать теоретическую работу с исследованием внутренних и международных событий, опыта классовой борьбы, должно стать предметом постоянной заботы Компартий.
В ходе такой работы может быть дан ясный марксистско-ленинский ответ на важный вопрос: почему в XXI веке предметом фундаментальных разработок международного коммунистического движения стала не победоносная революционная стратегия большевиков, а в основном прошлые разработки, фактически лишающие революционное рабочее движение марксистско-ленинской линии, что привело к скатыванию многих Компартий на позиции социал-демократии и оппортунизма.
Как показывает практика, на современном этапе развития общества социал-демократизму присущ парламентский путь борьбы, а коммунизму – революционный. А отличия между ними состоят в следующем:
— если социал-демократизм направлен на то, чтобы в какой-то мере только перераспределить власть и общественное богатство в пользу трудящихся, то коммунизм стремится всю власть и всё общественное богатство передать в их руки;
— если социал-демократизм направлен на то, чтобы в какой-то мере лишь смягчить эксплуатацию и угнетение трудящихся буржуазией, то коммунизм стремится полностью освободить трудящихся от них;
— если социал-демократизм направлен на то, чтобы в какой-то мере лишь улучшить капитализм, сделать его более комфортным для трудящихся, то коммунизм стремится полностью заменить капитализм строем, где бы всё делалось для человека и во имя человека, в котором отсутствовала бы частная собственность;
— если социал-демократизм главное в своей деятельности отводит социальным реформам и парламентской деятельности, то коммунизм главное видит в полномасштабной классовой борьбе трудящихся с капиталистами. Борьбе, которая не ограничивается только рамками буржуазных отношений, а выходит за них и включает в себя прямые революционные действия народа по завоеванию власти и использованию её в своих интересах.
При этом коммунизм не отрицает известного значения реформ и парламентской деятельности в классовой борьбе трудящихся с капиталистами. Он только считает, что их нельзя абсолютизировать и ограничиваться только ими. Они должны использоваться там и тогда, где и когда это будет целесообразно и необходимо для победы в революционной непримиримой классовой борьбе между буржуазией и пролетариатом. И в этой борьбе всегда помнить слова В.И. Ленина: «Участие в буржуазном парламентаризме необходимо для партии революционного пролетариата ради просвещения масс, достигаемого выборами и борьбой партий в парламенте. Но ограничивать борьбу классов борьбой внутри парламента или считать эту последнюю высшей, решающей, подчиняющей себе остальные формы борьбы, значит переходить фактически на сторону буржуазии против пролетариата».
Напомню, что с 23 по 25 ноября 2018 года в Афинах (Греция) проходила XX Международная встреча коммунистических и рабочих партий. Тема обсуждений была: «Современный рабочий класс и задачи его политического авангарда – коммунистических и рабочих партий в борьбе против эксплуатации, за права рабочих и народов, за мир, социализм».
Так как на этой встрече присутствовал достаточно широкий спектр левых организаций, в том числе и ортодоксальных, и оппортунистических, то по некоторым обсуждаемым вопросам не просматривалось единство мнений. Так, целый ряд партий критически оценивали курс КП Китая, а другие предлагали брать её за образец и возлагали на КПК свои основные надежды. Чрезвычайно велик был разброс мнений партий в вопросе об использовании парламентских методов борьбы за социализм: одни утверждали, что парламентский путь в социализм возможен, а другие стояли на позициях, что борьба за социализм парламентским путём в условиях капитализма противоречит революционному учению марксизма-ленинизма. Отсюда нет и организационного единства в Международном коммунистическом движении.
Однако 100-летняя мировая практика говорит о том, что ни в одной стране мира коммунисты не приходили к власти через демократические процедуры. Буржуи добровольно власть не отдадут.
И завершить хочу следующими словами В.И. Ленина: «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое главное отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».
1). Руководителей партии на всех уровнях её структуры перевести на профессиональные условия работы, т.е. они должны заниматься только партийными делами и зарплату получать из партийных взносов.
2). Запретить им сидеть на двух стульях – партийном и парламентском, так как они не совместимы по своей сути.
3) В руководстве партии не должно быть предпринимателей любого калибра – мелкого, среднего, крупного.
4) В газете «Правда» в рубрике «Рабочий фронт» давать публикации глубокого анализа работ классиков марксизма-ленинизма, из которых следует, что марксизм – это революционная теория.
5) Интернет – это мощное современное средство доставки материалов по агитации и пропаганды. Нужны только статьи, которые не столько констатировали бы факты, а сколько будоражили бы сознание рабочего класса, трудящихся масс.
17 февраля 2019 года (г. Уссурийск).