Что такое рейтинг класса
Рейтинговая система оценки классов (воспитательная работа)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
660111, г. Красноярск, пр. Ульяновский 34 «А», тел. 24-35-86
о рейтинговой оценке деятельности классных коллективов
Общее положение
Данное положение регулирует действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели, через рейтинговую систему оценки.
Эффективная организация воспитательной работы в образовательном учреждении.
Определение качества деятельности классного коллектива.
Повышение мотивации к становлению само- и соуправления.
Формирование единого поля для выстраивания рейтинга классных коллективов.
Организация системной воспитательной работы в школе.
Порядок время и место проведения
Рейтинговая система позволяет определить участие классных коллективов в жизни школы в течение года. Для этого Ученическим советом школы в конце каждой четверти подводятся итоги работы классных коллективов и оформляются на стендовую презентацию.
Руководство над организацией рейтинга
Общее руководство над организацией и подведением итогов осуществляет заместитель директора ВР. Работа над сбором информации и оповещением школьной общественности находятся в ведение Ученического совета. Классные руководители выполняют одновременно курирующие и контролирующие функции, отслеживают достоверность информации.
Основные показатели рейтинговой системы
Рейтинговая система отражается в следующих показателях, выражаясь через выставляемые баллы. Данное соотношение приведено в следующей таблице:
Участие в мероприятиях разного уровня российских, краевых, городских, районных, окружных, школьных
российский уровень 6 балл
краевой уровень 5 балл
городской уровень 4 балл
районный уровень 3 балл
окружной уровень 2 балл
школьный уровень 1 балл
Состояние дисциплины, законности правопорядка (статистика правонарушений)
увеличение количества пропусков без уважительной причины – 1 балл
сокращение количества пропусков без уважительной причины +1 балл
докладная на дисциплину в классе – 1 балла
Морально-психологический климат в классных коллективах
по результатам социометрии
5%-10% отверженных детей 2 балла
10%-15% отверженных детей 1 балл
Занятость в дополнительном образовании
реализация предложенной инициативы 3 балла
предложение инициативы 2 балла
включение в реализацию чужой инициативы 1 балл
Позитивная динамика воспитанности учащихся
3%-5% прироста 2 балл
0%-1% снижения – 1 балл
1%-3% снижения – 2 балла
Позитивная динамика развития самоуправления в классных коллективах
по разработанным критериям
Информационно-издательская деятельность классных коллективов
классная издательская деятельность 1 балл
ученическая (родительская) издательская деятельность 2 балла
Проектная деятельность класса
внешняя экспертиза по разработанным критериям
Успеваемость классного коллектива
10%-20% прироста 2 балл
0%-10% снижения – 1 балл
10%-20% снижения – 2 балла
Дежурство по школе
соответствующая форма дежурного 1 балл
дежурство на постах 1 балл
порядок в столовой 1 балл
дежурство в гардеробе 1 балл
выпуск газеты «Голос дежурного» 1 балл
своевременное заполнение журнала дежурств 1 балл
Участники рейтинга
Участниками рейтингового конкурса являются все классные коллективы школы с 1 по 11 класс.
Номинации рейтинга
Умник года – класс с лучшей успеваемостью.
Позитив года – класс с самым «мягким» психологическим климатом.
Фабрика звезд – класс, участвовавший в большинстве мероприятий разного уровня.
Спорт класс – класс, способствовавший спортивным достижениям школы.
Подведение итогов и поощрение
Подведение итогов проходит в конце учебного года на креативной линейке. Награждение победителей состоится 1 сентября. Решения принимаются Ученическим советом школы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1110559
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рейтинг для школ: как и зачем оценивают образовательные учреждения
История и задачи рейтинга
Формирование рейтинга общеобразовательных учреждений Москвы — школ, лицеев, гимназий и колледжей — началось в 2010 году. Именно тогда город создал равные условия для конкуренции: базовое финансирование стало зависеть не от статуса заведения, а лишь от количества учащихся. Теперь дополнительные средства в виде грантов Мэра Москвы получают школы, объективно признанные лучшими по итогам рейтинга. И это не единственная награда за результаты, например, учебные заведения с высокими результатами освобождают от плановых проверок.
Методику рейтинга разрабатывает московский Центр педагогического мастерства. «Нашу аналитическую команду пригласили, потому что у нас есть опыт и подходы по математическому моделированию сложных систем. Департамент образования и Мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчёта итоговых показателей», — отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
При этом рейтинг — это не просто список, где все находятся в определённом порядке, а показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития всей столичной системы образования. Но главное — это ориентир развития каждой школы. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа учебных заведений.
Основные принципы рейтинга
Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Важно не наличие в школе бассейна, современных компьютеров или другого оборудования, а то, чему дети научились, знания и навыки, которые школьники демонстрируют на экзаменах и олимпиадах.
Другой принцип — расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её масштабов и числа учеников, а от их успехов. Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от её педагогических и административных усилий.
Важно и то, что рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно), причём независимо от самого учебного заведения, не создавая ему дополнительной нагрузки. Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются на сайте Департамента образования, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров. Этот аналитический материал помогает администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.
Наконец, рейтинг строится как система поощрений, а не наказаний. Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный «штрафной» параметр — число учеников, удалённых с ЕГЭ, он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ). При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха. Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты.
Методика расчёта рейтинга
В 2016/2017 учебном году рейтинг общеобразовательных заведений строится на базе восьми блоков показателей. Они отражают основные направления развития школ и колледжей, определённые совместно Департаментом образования и Мэрией Москвы.
Обеспечение качественного массового образования. Эффективность работы оценивается по результатам сдачи ОГЭ и ЕГЭ (девятый и 11-й классы соответственно), а также по итогам прохождения предметной диагностики (четвёртый и седьмой классы).
Создание условий для развития таланта. Этот показатель измеряется результатами участия в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Параметр имеет высокий удельный вес, поскольку подготовить к победе в олимпиаде, особенно федерального уровня, гораздо сложнее, чем, например, к сдаче ЕГЭ с высокими баллами.
Ненулевые баллы по этому параметру получает почти каждая московская школа, показывая эффективность реализации принципа «каждый московский ребёнок талантлив».
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Этот показатель был включен в 2015 году благодаря развитию информационных систем Департамента образования и Департамента социальной защиты.
Каждый балл, полученный по этому параметру, это не просто цифры, а реальная судьба конкретного ребёнка, которому школа помогла достичь успеха.
На всех ступенях обучения — от дошкольной подготовки до выпускных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) и олимпиад — каждый результат ребёнка умножается на коэффициент. Кроме того, благодаря коэффициенту инклюзии, который увеличивает все остальные баллы пропорционально числу учеников с ограниченными возможностями здоровья, сильные школы получают мощный стимул для такой работы.
Развитие профессионального мастерства. Оценка рассчитывается по итогам соревнований JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia, Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья. И важно, что баллы по этим параметрам получают не только колледжи, но и школы, которые всё более активно занимаются реализацией профессиональных программ. Например, ребята из математических классов показывают высокие результаты по направлению «системное администрирование».
Использование городских социокультурных ресурсов. Сейчас параметр рассчитывается по результатам участия школьников в московских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервётся связь поколений». Суммарный результат по обеим даёт коэффициент, который повышает рейтинговый балл образовательного учреждения. Это, в частности, показывает важный принцип связи социокультурных и предметных результатов.
Профилактика правонарушений. Показатель в полной мере отражает принцип поощрения, лежащий в основе рейтинга. Например, если ребёнок, который состоит на учёте в органах внутренних дел, не совершил правонарушений в течение учебного года, то школа получит за него в 100 раз больше баллов, чем за другого школьника.
Развитие массового спорта. Образовательные организации повышают свой рейтинг и тогда, когда их команды побеждают или занимают призовые места в соревнованиях по любительскому спорту. В частности, учитываются результаты московского чемпионата по баскетболу «Победный мяч» или всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья».
Работа дошкольных отделений. Всё больше родителей переводят ребёнка из дошкольного отделения школы в первый класс той же школы, тем самым давая высокую оценку и оказывая доверие не просто работе дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.
«Конечно, конкретные формулы и коэффициенты — это результат сложной аналитической работы, но реализующей очень понятный принцип: чем сложнее педагогическая задача, чем больше усилий прикладывает школа для её решения — тем выше соответствующий рейтинговый балл. Если раньше школам было проще отчислить двоечников или трудных подростков, чтобы улучшить статистику, то сейчас им гораздо выгоднее работать с каждым учеником, развивать его, помочь ему найти своё призвание. Сегодня от этого выиграет школа, а завтра город и страна в целом. Иначе говоря, рейтинг показывает, какие усилия прикладывают школы, чтобы дети в будущем стали профессионалами — учёными, инженерами и другими квалифицированными специалистами», — подчёркивает Иван Ященко.
На сайте столичного Департамента образования Москвы можно ознакомиться с подробной методикой расчёта рейтинга и рейтингами прошлых лет.
Лучшие в Москве — одни из лучших в мире
Хотя официальный рейтинг московских школ существует всего пять лет, он уже дал видимые результаты. Ещё недавно подготовка призёров и победителей заключительного этапа всероссийских олимпиад была уделом так называемых элитных школ, которых в городе насчитывалось всего около пяти процентов. Сейчас такими достижениями может похвастаться каждая третья школа в столице. При этом московские школьники добиваются успехов и на международном уровне.
Презентации школьного рейтинга на международных конференциях всегда вызывают интерес участников из других стран. Важную роль в этом играет высокая степень развития образовательных информационных систем, действующих в Москве. Они являются передовыми не только на федеральном уровне, но и на мировом.
Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания
Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, профилизация старших классов, современные педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки.
2. РЕЙТИНГ (Рейтинговая система)
Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека. Следовательно, рейтинг обучения ученика- это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга ученика:
рейтинг — это сумма баллов, набранная учеником в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в школе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях, и т.д.
4. НАЧИСЛЕНИЕ БАЛЛОВ, ШКАЛЫ
Рейтинговая система позволяет каждому учащемуся рассчитать суммарное количество баллов и определить место, которое занимает ученик в классе, на параллели, в школе.
Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.
Можно встретить разные шкалы использования рейтинговой системы. Так в ряде вузов используется 500 балльная шкала оценивания. В других вузах используют 100 балльную шкалу.
Педагоги школ сетуют на то, что пятибалльная система оценки знаний не позволяет им предельно точно определить уровень знаний ребят. Выходом из сложившейся ситуации может стать увеличение шкалы отметок. В последние годы этой проблеме уделяется самое пристальное внимание в педагогической литературе. Пока официально признанной остается пятибалльная система. Но уже сейчас некоторые учителя внедряют в практику новые подходы к оценке знаний учащихся. Следует отметить, что в ходе эксперимента по проведению единого государственного экзамена выпускники школ получают результаты по стобалльной системе.
Текущий рейтинг учащегося слагается из следующих компонентов:
а) оценок по различным предметам
б) баллов за контрольные мероприятия
в) баллов призового фонда
г) баллов за самостоятельную и учебно-исследовательскую работу.
За каждый вид работ начисляется определенное количество баллов, которое заранее оговаривается с учениками.
Работы могут быть как обязательными, так и дополнительными.
Обязательно в баллах оценивается посещение уроков, выполнение контрольных работ, рефератов, проекты, предусмотренных программой или учебным планом.
Кроме баллов, выставляемых ученику за те или иные виды работ, предусматривается система премиальных (дополнительных) или бонусных баллов.
Участие в олимпиаде, во внеклассных мероприятиях, самостоятельная исследовательская работа позволяют ученику компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных.
Общий (рейтинговый) балл состоит из совокупности баллов за все виды работ.
5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ШКОЛЕ
Школе необходима новая система оценивания, так как существующая ныне уже не отражает объективных возможностей учащихся и не является стимулом для развития познавательной активности детей. Проблему может решить использование накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой).
Базовым документом, определяющим работу преподавателя и учащихся в учебном году, является рейтинг-план, который наиболее опытные методисты разрабатывают по дисциплине на весь учебный год. Основной принцип таков. Изучаемая тема разбивается на определенные разделы, в которых учитель выделяет основные виды работ. За каждый из них начисляется определенное количество баллов. А в начале изучения раздела учитель обязательно обсуждает с учениками тот минимум и максимум баллов, который можно заработать в том или ином разделе. Но школа пока остается в рамках пятибалльной системы и в журнал должны выставлять традиционные оценки. Для этого разработан критерий, по которому учителя должны переводить баллы рейтинговой системы в пятибалльную шкалу.
Подсчёт баллов может осуществляться и классным руководителем и учащимися. Каждый любит считать свою зарплату сам. Я обучила этому своих помощников и смело выставляла вычисленный ими балл.
Полезно на классных собраниях обращать внимание учащихся на их индивидуальные изменения и на динамику среднего балла по классу за определенный период.
Место учащегося в классе определял так называемый хит-парад: список учащихся в порядке убывания их рейтинга.
Копия вывешивалась на доске объявлений. По такому хит-параду сразу можно было выявить лидеров и отстающих. Лучшие поощрялись призами, льготами и наградами.
Так, например, мною использовалось право дать ученику «надбавку-бонус» за отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеклассных мероприятиях.
Бывало и так, что лидер постоянно держался на первом месте и никому не удавалось его достать. Чтобы преодолеть это, я предложила учащимся побороться за следующие «конфетки»:
а) лучший по предмету;
б) обладатель наибольшего количества баллов призового фонда;
г) самый дисциплинированный;
д) самый трудолюбивый и т.д.
Чтобы поддерживать интерес у учеников: «Как там мои результаты?» можно просто вывесить хит-парад для ознакомления. Однако, гораздо полезнее, когда педагог говорит: «Посмотри, ты на 20-м месте в хит-параде, но твой темп роста выше, чем у лидера. Старайся, и ты достигнешь вершины». Или: «Друзья, я рад за Иванова. Он заметно продвигается вверх по рейтингу. Если он не потеряет темпа, то скоро будет в десятке лучших».
Как же работать с аутсайдерами? Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде наказания за различные провинности (штрафы). Например, в нашей гимназии введена сменная обувь и деловой стиль одежды. С целью привития эстетического вкуса учащимся и создания здоровьесберегающей среды в школе, эти критерии являются составляющими рейтинговой системы класса. Назначаются штрафы (вычитаются баллы) за отсутствие сменной обуви, пропуски без причин и т.д. Но метод кнута не может не вызвать раздражения у тех, кого наказывают. Значит, возникают отрицательные эмоции к самому процессу обучения и к преподавателю.
Совсем иное дело, когда преподаватель говорит: «Смотри, хит-парад показывает, что ты падаешь в рейтинге. У тебя еще есть время, соберись с силами, поработай».
Здесь отрицательный балл (будущий, а не сегодняшний) не вызовет неприятных эмоций, но послужит стимулом к работе.
Здесь же общий балл месяца сравнивался с результатом предыдущего и определялся рост среднего балла по классу.
Можно вычислить средний рейтинг по классу, по предмету, проследить развитие индивидуально каждого ученика за определенный период времени. Зачем нужен такой анализ?
а) чтобы проследить индивидуальные тенденции в развитии каждого ученика;
б) постоянно держать в поле зрения ситуацию в классе;
в) давать преподавателям, классному руководителю «пищу для размышлений» и возможность гибко корректировать свою деятельность, имея точные сведения о реакции учащихся на применение тех или иных методов.
При общешкольном подведении итогов определялся рейтинг класса. Определяющим фактором здесь также должно выступать не только общее количество баллов, но и динамика среднего балла по классу.
Возможности рейтинговой системы достаточно велики. Сравнительно быстро обнаружилось, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий.
К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеклассной работы. Приведу только некоторые оценки самих учащихся данной системе: «легче учиться»; «обеспечивает стабильность работы в четверти»; «даёт чёткое представление о результатах работы в четверти»; «возникает стимул к учёбе» и т.п. И даже аргументы «противников» применения рейтинговой системы на всех дисциплинах (таковых оказалось 34,3%) звучат, скорее, как аргументы в её защиту. По сути, все высказывания можно свести к одному: «мы против, так как придётся много работать».
Я рассматриваю рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием учащихся. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность ученика, что делает процесс обучения более эффективным.
Для учащихся рейтинг может быть и средством «приобретения» некоторых благ: освобождение от сдачи зачетов, гарантия защищенности при регулярной работе, поощрение за лидерство, знание своего места среди сверстников.
Таблицы для использования рейтинговой системы с элементами автоматизации расчетов с помощью программы Excel можно найти в Приложении 1, Приложении 2. По этическим соображениям приведенные в таблицах данные изменены и отличаются от реальных.
Анализ применяемой нами рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у учащихся.
Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого ученика. Учителя подтверждают, что детям наиболее интересна рейтинговая система. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.
Дети должны гордиться своими достижениями.
Я всегда стараюсь поощрять детей, которые гордятся своими достижениями, даже самыми незначительными с точки зрения нас, взрослых.
Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей творческой выдумки в работе. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно что-то придумывать. Меня вдохновляют изменения и инициативы, которые происходят в современном образовании, в сегодняшней ШКОЛЕ.