Что такое реющий ковчег

Что такое реющий ковчег

Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Монастырь на Казбеке.

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне.

Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?

В литературоведении такие определения называются эпитетами. Дадим определение.

Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

3) риторические восклицания

Во второй строфе стихотворения использовались:

анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз;

риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие;

антитеза — это противопоставление; противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне.

Гипербола тоже присутствует в стихотворении. «Вы­со­ко над се­мьею гор», «вечными лучами»

Нет, Вы ошибаетесь, во-первых, это не гипербола: Казбек выше других гор, а монастырь на Казбеке, оттого и «высоко над семьёю гор», во-вторых, Вы привели примеры из первой строфы, а в задании требовалось из второй.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?

Философская тема осмысления жизни звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Лирический герой как бы отождествляет себя с образом паруса.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Лирический герой, подобно парусу, стремится навстречу приключениям. Он молод, не думает об опасностях и рвется навстречу ветру:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой.

У Александра Сергеевича Пушкина мы видим немного другое настроение. Его герой стремится к умиротворению, желая скрыться «в соседство бога». Он хочет найти смысл жизни в горах, в монастыре, вдали от людского мира. Автор повествует о Кавказе как о райском месте, будто единственном способном помочь ему обрести себя.

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи эпитетов «царственный» и «вечными». Стихотворение написано любимым стихотворным размером Пушкина — ямбом.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?

10.2. В чем смысл использованного Пушкиным в стихотворении сравнения?

10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.

Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:

…Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «ущелье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье — это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.

Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) — это человек (лирический герой) и окружающий мир.

Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее — у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя — «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.

Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.

10.2. В первой строфе стихотворения «Монастырь на Казбеке» используется срав-нение «как в небе реющий ковчег». В чем его смысл?

Стихотворение относится к философской лирике. Автор размышляет о смысле жизни, о жизненных идеалах. Кавказ всегда ассоциировался Пушкиным со свободой. Вот почему его лирический герой стремится на Кавказ — он хочет воли, душевного успокоения, хочет сбросить с себя оковы мирской суеты и условностей. Ковчег — это символ спасения. Именно в этом смысл использованного поэтом сравнения: монастырь на Кавказе — путь к самому себе.

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.

Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:

…Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «уще-лье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье – это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.

Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) – это человек (лирический герой) и окружающий мир.

Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее – у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя – «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.

Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Урок литературы на тему «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» «(10 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы. 10 класс

Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».

образовательные : формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;

развивающие : развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;

воспитательные : воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

иллюстрации с видами Кавказа;

репродуктивный (слово учителя);

исследовательский (анализ стихотворения);

творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;

иллюстрирование художественных произведений;

работа со словарем;

создание связного текста.

Опережающее индивидуальное задание.

Подготовить сообщение на тему «Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова» (слайдовая презентация).

История создания стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе». Выразительное художественное чтение наизусть.

История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Выразительное художественное чтение наизусть.

В теснине Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу,

Но крест деревянный чернеет над ней,

Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов

С тех пор, как он виден с далеких холмов.

И каждая кверху подъята рука,

Как будто он хочет схватить облака.

О если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я сбросил бы цепь бытия

И с бурею братом назвался бы я!

МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне.

Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой (впоследствии графине Ростопчиной).

Выявление первого читательского восприятия.

Понравились ли вам стихотворения?

О чем эти лирические произведения?

Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?

Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?

Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?

Какое настроение передается читателю?

Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).

Подъять (устар. высок.) – подъемлю, подъятый то же, что и поднять.

Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование;

2) совокупность материальных условий жизни и общества.

Царственный – величественный и горделивый, величавый.

Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)

Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);

2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов

Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;

2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)

Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;

2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Брег (устар.) – то же, что берег.

Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)

«Монастырь на Казбеке»

Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?

Крест – символ несгибаемого духом человека.

Орел – символ сильной, выносливой силы.

Монастыря – символ спасительного убежища.

Ущелье – символ несвободы, замкнутое пространство.

Вышина – символ свободы.

Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.

Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?

Старославянизмы: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья ; библейское слово: ковчег – придают торжественное звучание всему стихотворению.

Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?

Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы – и с бурею; повтор слов.

Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющий вечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье – вольная вершина ; анафора, риторическое обращение.

Слова какой части речи преобладают?

В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.

И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.

В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.

Зато много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.

Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.

Монастырь – это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.

Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.

Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?

теснина Кавказа (тесное ущелье) – скала.

Казбек – одна из горных вершин Кавказа.

Ущелье – заоблачная келья.

Как выражено художественное время в стихотворении?

Повествование ведется от первого лица.

Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).

Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.

В первом предложении звучит обращение к Казбеку.

Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.

Первое предложение – риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».

В последнем предложении стоят знаки завершения – (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она – внутри души, а не дарована извне.

Играют ли поэты звуками?

Как построены (композиция) стихотворения?

Стихотворение состоит из трех катренов.

Условно можно разделить на две части:

Первые два катрена – описание креста на скале; последний катрен – эмоциональный отклик лирического героя.

Стихотворение состоит из двух строф:

Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);

Каким стихотворным размером написаны стихотворения?

Какая рифма и рифмовка?

Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.

Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками» ).

Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка « парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму « лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму « ковчег-брег ». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – « парит ».

Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.

Настроение грусти, печали, безысходности, ощущение одиночества.

Настроение светлое, радужное, жизнеутверждающее.

Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы

Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.

У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.

Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.

При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.

Оцените свое участие на уроке?

Что удалось вам на уроке, что не удалось?

Что было интересно на уроке? Что не понравилось?

Источник

ковчег

Смотреть что такое «ковчег» в других словарях:

КОВЧЕГ — КОВЧЕГ, ковчега, муж. 1. Легендарное судно, в котором по библейскому рассказу люди и животные спасались с Ноем во главе от всемирного потопа. 2. перен. О всяком большом, вмещающем много народу помещении (разг. шутл.). Ваша карета это целый ковчег … Толковый словарь Ушакова

Ковчег — (Сергиев Посад,Россия) Категория отеля: 1 звездочный отель Адрес: Улица Дружбы 11, Сергиев По … Каталог отелей

ковчег — См … Словарь синонимов

КОВЧЕГ — завета (откровения). Книжн. Архаич. Что л. священное, неприкосновенное; святыня; хранилище чего л. заветного. /em> Выражение из Библии. БМС 1998, 268. Ковчег спасения. Книжн. То же, что Ноев ковчег 1 2. БМС 1998, 268. Ноев ковчег. Книжн. 1. Шутл … Большой словарь русских поговорок

Ковчег — (Сургут,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Терешковой 3, Сургут, Россия, Описание … Каталог отелей

КОВЧЕГ — муж. (ковать) кованый сосуд, окованный сундук, для храненья, сбереженья чего. Ноев ковчег подал повод к названью ковчегом ветхого или странного вида судна, корабля, и даже старинной колымаги. | Киоть для икон. | Ковчежец, ковець, ларец, особенно… … Толковый словарь Даля

Ковчег — Завета, также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий ящик, в котором,согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дереваситтим, покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами,через которые продевались шесты для ношения. Длина… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КОВЧЕГ — КОВЧЕГ, 1) в Библии судно, на котором Ной с людьми и животными спасся во время всемирного потопа. 2) В христианстве общее название предметов церковного обихода, служащих вместилищем культовых реликвий. 3) В синагоге шкаф для хранения Пятикнижия … Современная энциклопедия

КОВЧЕГ — 1) в христианстве общее название предметов церковного обихода, служащих вместилищем культовых реликвий.2) В синагогах шкаф для хранения Пятикнижия.3) По библейскому мифу судно, на котором Ной с людьми и животными спасся во время всемирного потопа … Большой Энциклопедический словарь

Ковчег — (евр. тева), слово, употребляемое для обозначения Ноева ковчега (Быт 6:14 16), а также корзины из прутьев, в какой, напр., был пущен в воду младенец Моисей (Исх 2:3,5). К., построенный Ноем по повелению Господа, был изготовлен из дерева гофер. Он … Библейская энциклопедия Брокгауза

КОВЧЕГ — КОВЧЕГ, а, муж. 1. Ветхое или странное на вид судно, корабль, а также старая повозка, рыдван (обл. и прост. ирон.). 2. В старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов (в церквитакже предметов, относящихся к обряду… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.

Что такое реющий ковчег. Смотреть фото Что такое реющий ковчег. Смотреть картинку Что такое реющий ковчег. Картинка про Что такое реющий ковчег. Фото Что такое реющий ковчег

Статьи раздела литература

Что такое реющий ковчег. Смотреть фото Что такое реющий ковчег. Смотреть картинку Что такое реющий ковчег. Картинка про Что такое реющий ковчег. Фото Что такое реющий ковчег

Что такое реющий ковчег. Смотреть фото Что такое реющий ковчег. Смотреть картинку Что такое реющий ковчег. Картинка про Что такое реющий ковчег. Фото Что такое реющий ковчег

Что такое реющий ковчег. Смотреть фото Что такое реющий ковчег. Смотреть картинку Что такое реющий ковчег. Картинка про Что такое реющий ковчег. Фото Что такое реющий ковчег

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Что такое реющий ковчег. Смотреть фото Что такое реющий ковчег. Смотреть картинку Что такое реющий ковчег. Картинка про Что такое реющий ковчег. Фото Что такое реющий ковчег

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл6