Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Монастырь на Казбеке.
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?
В литературоведении такие определения называются эпитетами. Дадим определение.
Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
3) риторические восклицания
Во второй строфе стихотворения использовались:
анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз;
риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие;
антитеза — это противопоставление; противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
Гипербола тоже присутствует в стихотворении. «Высоко над семьею гор», «вечными лучами»
Нет, Вы ошибаетесь, во-первых, это не гипербола: Казбек выше других гор, а монастырь на Казбеке, оттого и «высоко над семьёю гор», во-вторых, Вы привели примеры из первой строфы, а в задании требовалось из второй.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?
Философская тема осмысления жизни звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Лирический герой как бы отождествляет себя с образом паруса.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Лирический герой, подобно парусу, стремится навстречу приключениям. Он молод, не думает об опасностях и рвется навстречу ветру:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
У Александра Сергеевича Пушкина мы видим немного другое настроение. Его герой стремится к умиротворению, желая скрыться «в соседство бога». Он хочет найти смысл жизни в горах, в монастыре, вдали от людского мира. Автор повествует о Кавказе как о райском месте, будто единственном способном помочь ему обрести себя.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи эпитетов «царственный» и «вечными». Стихотворение написано любимым стихотворным размером Пушкина — ямбом.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?
10.2. В чем смысл использованного Пушкиным в стихотворении сравнения?
10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.
Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:
…Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «ущелье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье — это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.
Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) — это человек (лирический герой) и окружающий мир.
Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее — у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя — «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.
Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.
10.2. В первой строфе стихотворения «Монастырь на Казбеке» используется срав-нение «как в небе реющий ковчег». В чем его смысл?
Стихотворение относится к философской лирике. Автор размышляет о смысле жизни, о жизненных идеалах. Кавказ всегда ассоциировался Пушкиным со свободой. Вот почему его лирический герой стремится на Кавказ — он хочет воли, душевного успокоения, хочет сбросить с себя оковы мирской суеты и условностей. Ковчег — это символ спасения. Именно в этом смысл использованного поэтом сравнения: монастырь на Кавказе — путь к самому себе.
Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.
Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:
…Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «уще-лье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье – это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.
Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) – это человек (лирический герой) и окружающий мир.
Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее – у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя – «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.
Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1
Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки
0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
0
Максимальный балл
6
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Урок литературы на тему «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» «(10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы. 10 класс
Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».
образовательные : формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
развивающие : развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
воспитательные : воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?
Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?
Какое настроение передается читателю?
Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять (устар. высок.) – подъемлю, подъятый то же, что и поднять.
Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование;
2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный – величественный и горделивый, величавый.
Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);
2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноевковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;
2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;
2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Брег (устар.) – то же, что берег.
Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)
«Монастырь на Казбеке»
Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?
Крест – символ несгибаемого духом человека.
Орел – символ сильной, выносливой силы.
Монастыря – символ спасительного убежища.
Ущелье – символ несвободы, замкнутое пространство.
Вышина – символ свободы.
Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.
Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?
Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы – и с бурею; повтор слов.
Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющийвечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье – вольная вершина ; анафора, риторическое обращение.
Слова какой части речи преобладают?
В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.
И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.
Зато много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.
Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.
Монастырь – это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.
Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.
Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?
теснина Кавказа (тесное ущелье) – скала.
Казбек – одна из горных вершин Кавказа.
Ущелье – заоблачная келья.
Как выражено художественное время в стихотворении?
Повествование ведется от первого лица.
Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).
Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.
В первом предложении звучит обращение к Казбеку.
Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.
Первое предложение – риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».
В последнем предложении стоят знаки завершения – (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она – внутри души, а не дарована извне.
Играют ли поэты звуками?
Как построены (композиция) стихотворения?
Стихотворение состоит из трех катренов.
Условно можно разделить на две части:
Первые два катрена – описание креста на скале; последний катрен – эмоциональный отклик лирического героя.
Стихотворение состоит из двух строф:
Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);
Каким стихотворным размером написаны стихотворения?
Какая рифма и рифмовка?
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками» ).
Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка « парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму « лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму « ковчег-брег ». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – « парит ».
Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.
Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы
Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.
У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.
КОВЧЕГ — КОВЧЕГ, ковчега, муж. 1. Легендарное судно, в котором по библейскому рассказу люди и животные спасались с Ноем во главе от всемирного потопа. 2. перен. О всяком большом, вмещающем много народу помещении (разг. шутл.). Ваша карета это целый ковчег … Толковый словарь Ушакова
Ковчег — (Сергиев Посад,Россия) Категория отеля: 1 звездочный отель Адрес: Улица Дружбы 11, Сергиев По … Каталог отелей
ковчег — См … Словарь синонимов
КОВЧЕГ — завета (откровения). Книжн. Архаич. Что л. священное, неприкосновенное; святыня; хранилище чего л. заветного. /em> Выражение из Библии. БМС 1998, 268. Ковчег спасения. Книжн. То же, что Ноев ковчег 1 2. БМС 1998, 268. Ноев ковчег. Книжн. 1. Шутл … Большой словарь русских поговорок
Ковчег — (Сургут,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Терешковой 3, Сургут, Россия, Описание … Каталог отелей
КОВЧЕГ — муж. (ковать) кованый сосуд, окованный сундук, для храненья, сбереженья чего. Ноев ковчег подал повод к названью ковчегом ветхого или странного вида судна, корабля, и даже старинной колымаги. | Киоть для икон. | Ковчежец, ковець, ларец, особенно… … Толковый словарь Даля
Ковчег — Завета, также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий ящик, в котором,согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дереваситтим, покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами,через которые продевались шесты для ношения. Длина… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КОВЧЕГ — КОВЧЕГ, 1) в Библии судно, на котором Ной с людьми и животными спасся во время всемирного потопа. 2) В христианстве общее название предметов церковного обихода, служащих вместилищем культовых реликвий. 3) В синагоге шкаф для хранения Пятикнижия … Современная энциклопедия
КОВЧЕГ — 1) в христианстве общее название предметов церковного обихода, служащих вместилищем культовых реликвий.2) В синагогах шкаф для хранения Пятикнижия.3) По библейскому мифу судно, на котором Ной с людьми и животными спасся во время всемирного потопа … Большой Энциклопедический словарь
Ковчег — (евр. тева), слово, употребляемое для обозначения Ноева ковчега (Быт 6:14 16), а также корзины из прутьев, в какой, напр., был пущен в воду младенец Моисей (Исх 2:3,5). К., построенный Ноем по повелению Господа, был изготовлен из дерева гофер. Он … Библейская энциклопедия Брокгауза
КОВЧЕГ — КОВЧЕГ, а, муж. 1. Ветхое или странное на вид судно, корабль, а также старая повозка, рыдван (обл. и прост. ирон.). 2. В старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов (в церквитакже предметов, относящихся к обряду… … Толковый словарь Ожегова
Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.