Что такое рейв пати
Что такое рейв в молодежном сленге
Встречаются слова, которые имеют множество значений и применяются в разных культурах. Что же такое рейв в современном молодёжном сленге — об этом вы сможете прочитать далее. Мы рассмотрим кто и как его применяет в речи, а также что оно означает в разном контексте.
Что такое рейв?
Путешествуя в Интернете, мы часто встречаем какие-то слова впервые, значение которых неизвестно. Немало и таких слов, которые мы слышали достаточно часто, но его значение также неизвестно. Слово « рейв » не новое, поэтому есть два основных его понятия: общепринятые и молодёжное, более новое. Первое значение слова понимается как организованная дискотека под управлением ди-джея, иногда двух или более. Такое мероприятие может проводиться где угодно — ночные клубы, танцплощадки, просторные кафе или музыкальные фестивали.
Не только в стандартных для этого местах могут проводиться рейвы, но и в заброшенных зданиях больших предприятий, например, складов, заводов различных направлений. Главной отличительной чертой рейвов во все времена были — нелицензионная музыка и люди, которые отвергали общепринятые ценности, такие как дом, машина, положение в обществе. Это было своеобразным отказом принимать старые идеалы и показать всем остальным, что в жизни есть совершенно другие идеалы, свобода, независимость.
Первые рейвы среди молодежи стали устраивать англичане. Чаще всего это были дискотеки на отшибах и заброшенных помещениях. Как ни странно, но их посещали не только «протестанты» и меньшинства. Сюда нередко заглядывали популярные люди, которым надоели однообразные тусовки. Организация практически всегда проходила анонимно. Сегодня для этого есть всевозможные инструменты. В прошлом о рейвах узнавали по «сарафанному радио».
Значение слова рейв в молодёжном сленге
В разные времена, в том числе сегодня ещё одним спутником всех рейвов являются наркотики. Играет классная свободная музыка, под которую танцует и веселится нетрезвая молодёжь — это классический рейв, где бы он не проводился. Есть смежное значение слова из молодежного сленга в современном искусстве, им принято называть музыкальный жанр « техно ». Преимущественно именно её пытаются импровизировать ди-джеи или ставят записанные треки, которые были сочинены ранее.
После появления жанра и самого слова, появилось образующее от него «рейвер». Это человек, который посещает вечеринки, тусовщик. И, соответственно, появился даже образ жизни — рейв. Следуя ему, люди слушают только ту музыку, которая им нравится. Делают только то, что хотят, любят и дружат с теми, с кого предпочитают. Есть несколько столпов, на которых держится рейв-общество: взаимоуважение, любовь, мир и единство.
Возникновение слова рейв
Слово рейв полностью созвучно английскому слову «Rave», которое означает «бред». Это не единственный его перевод, оно также значит: восторгаться, отрываться, бесноваться, неистовствовать. Эти слова описывают происходящее на вечеринках, которые сопровождаются беспрерывной музыкой, гуляньями, алкоголем, психотропными веществами и всеобщим весельем. В новом контексте, то есть в молодёжном сленге такое слово «рейв» стали применять в 1990 годах.
Первым городом, в котором зародился рейв как новая культура техно стал Ленинград (в 1990 г.). Уже в 1991 году его переименовывают в Санкт-Петербург. В этот момент не только в России, но и во всех странах СНГ происходят массовые изменения. В Питере люди выезжают из своих «коммуналок», а большие квартиры остаются пустовать. Но ненадолго, так как их участь — быть танцевальной площадкой для людей, которые стали «проповедовать» рейв.
В это время благодаря техно становятся популярными такие ди-джеи, как dj Слон, dj Groove, Лена Попова и другие. Сами они часто вспоминают время, когда были ведущими на вечеринках. И как посетители разных клубов, в которых они выступали требовали больше музыки. Хотя на тот момент готовых треков было мало, приходилось импровизировать.
Популярный молодежный rave-фестиваль
Сразу же после распада СССР появился рейв в молодежном сленге, а вместе с ним и самый крупный rave-фестиваль в СНГ — КаZантип. Он разворачивался в летнее время на полуострове Крым в посёлке Поповка. Такой фестиваль собирал людей из разных стран. Это был особый фестиваль, куда съезжались практически все российские популярные ди-джеи. На него хотели попасть все начинающие музыканты-рейверы. Целью фестиваля было создание необычной атмосферы беззаботного счастья на побережье чёрного моря.
На полуострове также не раз были зафиксированы массовые драки и выяснения отношений, после которых отдыхающие обращались в местные отделения милиции. В 2011 году на территории проведения фестиваля было зафиксировано 14 случаев распространения наркотических средств. После событий 2013 года организаторам фестиваля Казантип запретили проведение своего мероприятия по всей территории Крыма. Сегодня уже не существует известного многим фестиваля, а его главный организатор и «президент» Никита Маршунок занимается другой предпринимательской деятельности на территории РФ.
История рейва за пределами России
В Великобритании ночные танцевальные молодежные вечеринки проводились в строгой секретности, чтобы правящие круги общества не смогли повлиять на них. Организаторы и посетители приглашали друг друга при помощи пейджеров, СМС сообщений и даже особых билетов (флаеров), которые внешне не были похожими на таковые. Так как подобные массовые скопления людей очень привлекали полицейских. И такие встречи нередко заканчивались реальными тюремными сроками по разным статьям.
Чувство скрытности и отделённости от основного социального строя придавало молодёжи необычные ощущения. Позже после 2000 года рейвами стали более организованные собрания, которые проводились открыто. Это значит, что такие встречи часто были доступны. Посещать их могли случайные гости, а не только люди, подобранные до начала события. Сегодня рейвом можно назвать на сленге любую дискотеку, вечеринку.
Ведь каждой из них присущи все свойства, которые ранее держались в строгой секретности: нелицензионная музыка, собрание меньшинств, наркотики. Во все времена предпочтительным местом были заброшенные здания. Это хорошо заметно в клипах западных рейверов: The Prodigy, The Chemical Brothers и др.
Видео-инструкция
Вы узнали, что значит такое слово рейв на современном молодёжном сленге. В данном видео блогер интересуется значением этого слова у прохожих. В нём есть много интересных ответов.
ЛЮБОВЬ, ЕДИНСТВО И НАРКОТИКИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РЕЙВ-КУЛЬТУРЫ
Почему рейв – это больше, чем кислотные цвета и наркотики? Как получилось, что The Beatles стояли у истоков рейв-культуры? И где сегодня можно почувствовать себя настоящим рейвером? Обо всем этом читайте в нашей новой статье.
В 1960-е годы рейв вышел за пределы узкого круга богемы. Любую вечеринку, на которой собиралось большое количество молодёжи, стали называть рейвом. В это же время начали появляться предпосылки к “классическому» рейву, который появится чуть позже: термин приобрел второе определение – крещендо в конце музыкальной композиции, где темп становится быстрее и интенсивнее. Именно такой станет электронная музыка рейв-вечеринок в 80-е годы.
В 1967 году в Раундхаус, известном лондонском концертном зале, где в разное время выступали Led Zeppelin, Rolling Stone, Дэвид Боуи и другие музыканты, состоялось мероприятие под названием “Million Volt Light and Sound Rave», посвященное электронной музыке и световым шоу. Специально для этого события The Beatles записали экспериментальную композицию, звуковой коллаж “Carnival of Light», который так и не был включен ни в один из альбомов группы. Вскоре рейв остался где-то за бортом: в Великобританию пришли хиппи, принесшие с собой совершенно новую культуру.
О рейве забыли практически до начала 1980-х годов. Возродившаяся культура стала жёстче и радикальнее, чем 15 лет назад. Движение хиппи не прошло незаметно для рейва: с возвращением рейв-культуры рождается идея PLUR: P – Peace (мир), L – love (любовь), U – unity (единство), R – respect (уважение). Пацифистский посыл PLUR наберёт популярность среди рейверов много позже, с появлением интернета, и получит распространение на рубеже 20-21 веков.
Стиль эйсид-хаус пропитан свободой и легкостью, которая передается и слушателям. Рейв-вечеринки становится местом, где каждый может быть собой, выплеснуть накопившиеся эмоции, просто расслабиться и забыться. С последним пунктом рейверам помогали наркотики и алкоголь, ставшие неотъемлемой частью любой вечеринки. Настоящим гимном эйсид-культуры стал трек шотландской группы The Shamen “Ebeneezer Goode”. Главное в припеве: строчка “eezer goode”, то есть “E’s are good”, “экстази — это классно”.
Мода новых рейверов тоже кардинально изменилась с 60-х годов. Кислотные цвета были уже не только в одежде, но и на головах. Самые отчаянные рейверы красили волосы сразу в несколько цветов. Мешковатая одежда, яркий макияж – всё громко заявляло о внутренней свободе человека и его независимости от общественного мнения.
Расцвет рейв-культуры пришелся на 1990-2000-е года. К началу 90-х рейв охватил всю британскую молодежь, и дальше направился в Европу. Взрывная энергия рейва была настолько заразительна и привлекательна, что однажды на вечеринке One Step Beyond собралось около 30 000 человек.
Из-за постоянных скандалов вокруг вечеринок, связанных с наркотиками и всяческими бесчинствами, полиция стала частым гостем на подобных мероприятиях. Правительство Великобритании вводило штрафы для организаторов рейвов. Но остановить движение было невозможно, оно продолжало шествие по миру.
Ну а что же было в России? Всегда отличавшийся своей прогрессивностью Ленинград стал колыбелью российской рейв-культуры. Первые вечеринки устраивались еще в 89-м году в Ленинграде на набережной Мойки. Андеграундные вечеринки были настолько закрытыми мероприятиями, что попасть туда могли только “свои» люди.
В 1993 году в Петербурге открылся первый в стране клуб “Тоннель», где звучала только электронная музыка. В клубе стала собираться творческая, прогрессивная молодежь. Именно в “Тоннеле» творилась история русской электронной музыки, оттуда вышли многие петербургские диджеи.
Режиссер Ольга Дарфи в 2017 году представила документальный фильм с двойной аллюзией в названии – “Я – Гагарин». Вместе со своими друзьями из 90-х Дарфи вспоминает андеграунд и время расцвета российской рейв-культуры.
В 2003 году в Петербурге прошел первый фестиваль “Пиратская радиостанция». Почти 6000 человек пришли в “Юбилейный». В режиме нон-стоп первая “Радиостанция» продолжалась 11 часов. И по сей день фестиваль ежегодно сотрясает Петербург и другие города России.
С 2016 года в Петербурге проходит один из крупнейших мировых фестивалей электронной музыки “Gamma». Ежегодно организаторы выбирают необычные и аутентичные локации для фестиваля. Так, например, первый фестиваль прошел на заброшенной судостроительной верфи.
Одежда рейверов всегда была сочетанием моды и удобства, все-таки протанцевать 10 часов на каблуках – сомнительная перспектива. Поэтому – только оверсайз и кроссовки. Чтобы не выглядеть на вечеринке белой вороной, современные рейверы ищут одежду в юношеском гардеробе своих родителей. Дизайнеры всячески цитируют стиль первых рейверов в своих новых коллекциях: ретро-панамки (наверняка в детстве вы были владельцем неповторимого оригинала, если, конечно, вы родом из 90-х), спортивные костюмы Adidas образца 80-90-х и очки с цветными стеклами.
Рейв-культура всегда отличалась необузданной энергией, танцами до потери пульса. Выплеск эмоций, единение с толпой, ощущение свободы и тонны бита – всё это рейв.
The RAVE – история происходящего
Похоже в последнее время этим словом называют почти все музыкальные мероприятия хоть как-то связанные с электронной музыкой. Это то, что давно забыто, то, что дарило людям радость и эйфорию. РЕЙВ. Я расскажу, или напомню 😉
Peace (Мир)
– находиться в мире со всеми окружающими людьми.
Love (Любовь)
– быть близким со всеми людьми без исключения, проявлять заботу о них.
Unity (Единство)
– быть вместе во имя сохранения вселенского мира и любви.
Respect (Уважение)
– понимать и принимать многообразие культур.
Начало, 1950-е
Тогда слово «rave» обозначало дичайшие богемные вечеринки, которые устраивали битники, ну а затем термин уже перекочевал в лексикон богатеньких мальчиков \ девочек из субкультуры модистов (дорогие шмотки на заказ, танцы, скутеры и т.д. и т.п.), у них рейвом стала называться любая безумная тусовка. Соответственно, несложно догадаться, что посетителей таких тусовок начали называть рейверами.
Рождение, 1980-е
Ранняя рейв-сцена расцвела и в андеграунде США – в Чикаго, Сан-Франциско и в Лос-Анджелесе, а на сам сакральный смыслслова «рейв» стали возлагаться большие надежды как на нечто совершенно отличное от всего того, что было в мировом клубном опыте.
Совсем скоро рейвы проходили во множестве американских и европейских городов.
Расцвет, 1990-2000-е
Великобритания
Рейв-движение к началу девяностых перестало быть исключительно лондонским феноменом, превратившись в mainstream течение всего британского молодежного андеграунда. Такие организации как Fantazia, Universe, Raindance & Amnesia House к 1991-92 году устраивали массовые легальные рейвы в полях и на складах по всей стране. Одна такая вечерина под названием One Step Beyond собрала 30 000 людей. Далее были Vision @ Pophams (1992) и Universe’s Tribal Gathering (1993).
Затем сцена начала фрагментироваться на множестворазличных танцевальных стилей (появился drum’n’bass и happy hardcore).
После 1993 года в Великобритании начали свою деятельность несколько лицензированных промоутеров, среди которых Helter Skelter, Life @ Bowlers (Trafford Park), The Edge, The Sanctuary (Milton Keynes) and Club Kinetic.События, организованные ими, стали легендарными на всем северном побережье и в Шотландии. Сначала на рейвах звучали techno, breakbeat, drum and bass, потом уже hardcore techno (в томчисле happy hardcore) и bouncy techno (также известное как happy gabber, funcore, tartan techno).
Власти враждебно реагировали на растущую популярность рейвов: они неоднократно открыто выражали свое недовольство и штрафовали любого, кто устраивал незаконные вечеринки.
Континентальная Европа
Рейв-культура постепенно становилась частью молодежного движения и в Европе. Ди-джеи и музыкальные продюсеры (Westbam) провозгласили существование «рейв-общества» и представили электронную музыку как равносильную соперницу рок-н-ролла. Теперь танцевальная электронная музыка и рейв-культура стали массовыми.
Отныне рейвы регулярно посещали десятки тысяч людей; появились молодежные журналы о house и techno музыке – рейв-индустрия была запущена.
В Голландии и Западной Германии развивалась новая, более тяжелая и быстрая (свыше 180 bpm) форма hardcore techno, получившая название gabber или gabba. Тем временем, вершины европейских чартов занимали стили с коммерческим звучанием – hardcore и happy hardcore.
Австралия
В Австралии рейвы назывались, в основном, Dance Parties. В Мельбурне на таких вечеринках зародился андеграундный танцевальный стиль «Melbourne Shuffle» (нечто типа «мельбурнская уловка, трюк»).
У мельбурнских рейвов была особенность: они включали огромное количество художественного оформления, видео-арта, всевозможный декор и перформансы, ведь в организации вечеринок участвовало сообщество андеграундных художников. Одежда также стала важной составляющей вечеринок, поскольку многие тусовщики были из fashion-индустрии, которая в Мельбурне очень хорошо развита; они разрабатывали и производили свою собственную одежду и аксессуары для пати.
Рейв-культура Мельбурна была очень масштабна: своя пресса, радио, ТВ-шоу, магазины одежды, бары, кафе, театры, звукозаписывающие лэйблы, марки одежды, и бесплатные уличные рейвы, такие как Brunswick Street Festival, который регулярно собирает сотни тысяч людей.
Южная Африка
Первый рейв в ЮАР, the World Peace Party, прошел на складе на побережье Кейптауна.
Электронные южноафриканские коллективы, которые стали выступать на рейвах с живыми выступлениями, это the Kraftreaktor и The Kiwi Experience.
Первый большой рейв в Йоханнесбурге, самом крупном торговом и промышленном центре страны, прошел в старом кинотеатре Yeoville в начале1992 года.
Наиболее успешные американские промоутеры, устраивавшие рейвы: Dave & Patti Ryan of Life и CPU101 в Лос-Анджелесе, Storm Raves и Matt E. Silver в Нью-Йорке, DJ Mystic Bill из Vibe Alive в Чикаго и Kurt из «Drop Bass» и «Furthur Festivals» в Милуоки.
Из американского рейв-андеграунда вышли на мировую арену Moby, Josh Wink, DJ Keoki, Plastikman (Richie Hawtin), DJ Carlos Soul Slinger, Frankie Bones, Doc Martin и другие.
Длительное время такие журналы, как «Massive Magazine» в Милуоки, «Reactor» в Чикаго, «Urb» в Лос-Анджелесе и «XLR8R» в Сан-Франциско помогали рейв-культуре распространяться от побережья к побережьюи даже за границу. Одним из первых рейв-сайтов, освещавших события, музыку и кое-что еще, стал Hyperreal.org.
Рейв-музыка жила и развивалась с начала до середины 1990-х, благодаря таким артистам, как Rozalla, Praga Khan, The Prodigy, The Shamen ну и многим другим разумеется.
Американских рейверов, вслед за их британскими и европейскими товарищами, сравнивали с хиппи времен шестидесятых и с поколением «новой волны» восьмидесятых из-за их любви к ненасилию и музыке.
Канада
Рейв-культура в Канаде очень схожа с американской. Однако недавно рейвы там снова возвратились в мэйнстрим, особенно в Монреале (впрочем, как и в остальной части провинции Квебек). На огромные рэйвы, привлекающие большое внимание прессы, съезжаются ди-джеи мирового уровня.
Рейвы в Канаде сконцентрированы в Монреале, Торонто, Эдмонтоне и Ванкувере. Некоторые рейвы, даже спонсируются госбюджетами всех уровней (муниципальным, провинциальным и федеральным), поскольку они рассматриваются как культурные события.
Россия
В России рейвы проводились с начала 1990-х годов (наиболее известные — «Gagarin-пати», «Мобиле» в Москве, 1992). Самым крупным на постсоветском пространстве был фестиваль «КаZантип», сначала проводившийся на крымском мысе Казантип, а затем поменявший название на «Республика KaZaнтип» и переехавший сначала в село Весёлое (вблизи Судака), а затем под посёлок Поповка (вблизи Евпатории).
Ближе к нам по времени своими массовыми музыкальными мероприятиями засветился Санкт-Петербург, собирающий многотысячные вечеринки круглый год: «MayDay», «SoundTropolis», «Восточный удар», «Петербургский DJ Parade». Основным местом проведения этих вечеринок в Петербурге является СК Юбилейный и СКК Петербургский.
Начиная с 90-х годов и первых рейвов Москва выпала из контекста крупных электронных событий, но в этом году ситуация вроде как обещает измениться. Прошел непонятный слух о том, что в мае на ВВЦ прямо по соседству с павильоном где проходила Gagarin-пати намечается рейв. Именно РЕЙВ. Обещают PLUR и все что связано с самим духом рейва.
Нельзя просто сходить на рейв: почему безумные пляски важны для вас и для общества
Знаете ли вы, что за повадками рейверов наблюдают ученые разных специальностей: антропологи, социологи, религиоведы? Конечно, за ними норовят приглядывать и полицейские, а в совсем тревожных случаях — еще и врачи, но мы сейчас о другом. Оказывается, если вперить пристальный взор в достаточно большую толпу танцующих, то в этом действе можно разглядеть подтверждение теории смещения священного и религиозного опыта, трехчастную ритуальную последовательность и даже «антропологическую необходимость в социальных, субъектных и онтологических границах» (так пишет один из самых серьезных исследователей рейвов — канадский религиовед Франсуа Готье, о котором речь пойдет ниже).
Антропологи, социологи и все, кто изучает человеческое общество с разных сторон, довольно долго обращались либо к прошлому, либо к культурам так называемых примитивных народов — пока не спохватились. Выяснилось, что интересные вещи происходят и в непосредственной близости от них, то есть с теми самыми людьми, которые сидят с ними за столом и ходят по улицам. Особое внимание исследователей привлекли большие скопления народа: внешнему наблюдателю часто кажется, что толпа ведет себя не хаотично, а до известной степени организованно.
Наряду с толпой есть еще публика и масса, и эти термины не тождественны по своему значению. Так, массой можно назвать людей, одновременно прочитавших рекламное объявление магазина и одновременно же отправившихся на распродажу. В отличие от публики и толпы, представители массы мало взаимодействуют друг с другом и стараются как можно скорее распасться обратно на одиночек.
Публика, согласно определению американского социолога Герберта Блумера, — это люди, осознавшие некоторую проблему и пытающиеся ее обсуждать. Плод их взаимодействия — общественное мнение, но не коллективное действие или переживание, на которые как раз и способна толпа.
Канадский религиовед Франсуа Готье с начала 2000-х исследует субкультуры и массовые движения Новейшего времени. Он защитил магистерскую диссертацию по рейвам, и часть его докторской посвящена им же. Готье пишет о том, что в рейвах находит выход важная составляющая религиозного опыта — свободное (то есть не имеющее цели, в соответствии с олимпийским принципом «главное не победа, а участие») телесное переживание.
Кроме того, через рейв его участники вновь открывают для себя «фундаментальную потребность в других людях» и глубоко проживают ее во время многочасовых танцевальных марафонов.
То же освобождающее и одновременно роднящее со всеми окружающими чувство испытывают, к примеру, гости бразильского карнавала в Сан-Салвадор-да-Баия, в котором ежегодно участвуют миллионы людей. Причина этого неожиданного и неповседневного чувства — «заразительная спонтанность» танца, музыки, пения. Интересно, что, в отличие от концерта, клубного или стадионного, где выступающий исполнитель всегда центр события, на карнавале или на рейве такой «локации № 1» нет — точнее, она повсюду (наподобие сферы Паскаля: «Природа — это бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде»).
Сходство рейвов с карнавалами подмечено уже давно, а важнейшая роль последних в обновлении общества, по крайней мере средневекового, объяснил еще раньше Михаил Бахтин, который на Западе по сей день остается одним из самых уважаемых и почитаемых русских интеллектуалов. Во время карнавала все уравниваются со всеми: господа со слугами, женщины с мужчинами, дети со взрослыми; обычное устройство мира переворачивается с ног на голову. Привычная структура бытия рассыпается. Это одновременно освобождающее и пугающее обстоятельство, потому карнавал, как и любой праздник непослушания, конечен.
Антропологи, в частности выдающийся американский исследователь Виктор Тернер, пошли дальше и разделили все карнавальное действо на три этапа: есть определенная структура, потом она сознательно нарушается, и люди покидают ее, переходя в пограничное, или «лиминальное», состояние, а затем возвращаются в обыденность, отдохнувшие от гнета структуры и обновленные для новой жизни внутри нее.
По этой же «схеме» проходит не только карнавал, но и вообще человеческая жизнь. Скажем, ребенок сначала находится внутри структуры (дом и школа), потом он становится юношей и отправляется в армию, которая есть лишь временное состояние, и служба в ней, если речь не идет о контрактниках, к счастью, конечна. Отслужив, молодой человек вновь оказывается в обществе и продолжает учебу, выходит на работу, заводит семью — словом, сам становится частью нормальной структуры.
В древности такие переходы были ярче артикулированы. Например, спартанские юноши проводили годы в лиминальном состоянии «черных охотников»: жили отдельно от остальных сограждан в специальных отрядах-криптиях за городской чертой, промышляли охотой и воровством, не брезговали убийствами — то есть занимались всем тем, чего нормальные люди не делают. Они даже воевали поодиночке в горах, а не как порядочные солдаты — строем и на равнине. Но это было временно: в определенный момент черные охотники возвращались в город, чтобы приступить к обыденной жизни и организованной войне. В дни римских сатурналий рабы садились за стол с господами, а те напяливали шапки вольноотпущенников; все от мала до велика играли в азартные игры, что в остальное время было строжайше запрещено, и т. д.
Франсуа Готье видит в рейве ту же самую ритуальную триаду. Обычные люди: школьники, студенты, домохозяйки, бизнесмены — словом, кто угодно — покидают привычную структуру, отправляются на уравнивающий всех со всеми праздник, а потом возвращаются к обыденности до следующего «карнавала».
Вооруженные теоретическими знаниями о структуре и лиминальности социологи спрашивали участников рейвов об их ощущениях. Выяснилось, что практически все во время события чувствовали себя «подлинными», «настоящими». Такими же им казались и окружающие. Многие отмечали, что эта «аутентичность» резко контрастирует с их обычной, «ненастоящей» жизнью (привет, «Матрица»!).
Противопоставление состояния рейва структуре обычного существования — это прямо-таки классика карнавализма. Что отсюда следует? Что рейверам совершенно необходим переживаемый контраст с обычной, нормальной жизнью. Есть мнение, что это антропологически обусловленная необходимость: переходить границы, не подчиняться правилам, переворачивать все с ног на голову, чтобы затем вернуться к обыденности. Даже символические нарушения все равно помогают восстановить порядок вещей и пережить новый сезон рутины.
Однако на практике оказывается, что «нарушения» больше всего и мешают рейвам — только не символические, а настоящие, такие как продажа наркотиков, в первую очередь MDMA и экстази. В Штатах в 2002 году приняли закон, увеличивающий ответственность за распространение психоактивных веществ (RAVE Act). У полиции накопилась статистика смертей, произошедших на рейвах в 1990-х годах, и было решено действовать на федеральном уровне. Не обошлось, разумеется, и без протестов — не слишком громких, но веселых и музыкальных.
В Калифорнии отдельные округа, в частности Лос-Анджелес, приняли свои собственные законы, например «Акт Саши» (Sasha Act) в 2010-м. Он назван в память о 15-летней Саше Родригес, умершей после передозировки экстази на рейве Electric Daisy Carnival. Суть этого закона и ему подобных состоит в том, что власти округа имеют право требовать от устроителей рейвов, да и вообще концертов, вводить ограничения на число участников, устанавливать возрастной ценз (гости не должны быть моложе 18 или 21 года), обеспечивать всех посетителей бесплатной питьевой водой, размещать на территории пункты медицинской помощи и не препятствовать работе полицейских собак, натасканных на наркотики. Помогли ли эти меры? Не очень: почти все рейвы попросту переехали в соседние округа и штаты, а самые матерые участники перебрались в Европу.
Понять калифорнийских законодателей, конечно, можно: они не забыли ставшие легендарными беспорядки и многочисленные случаи передозировки наркотиками на Альтамонтском фестивале 1969 года («худший день в истории рок-н-ролла», по версии журнала Rolling Stone). Тогда охранявшие выступление группы The Rolling Stones байкеры «Ангелы ада» оказались в центре нескольких драк, в одной из них погиб 18-летний юноша. По окончании злополучного фестиваля музыкальная пресса единодушно заявила о закате эпохи хиппи и завершении эры молодежной контркультуры. Спустя много лет Ричард Броуди, кинокритик влиятельного журнала New Yorker, в статье 2015 года об Альтамонте написал, что главная иллюзия 60-х, будто продвинутые тинейджеры спонтанно создадут новый мир добра и любви, развеялась именно тогда.
Забавно, что в годы расцвета рейва его исследователи использовали очень похожую лексику и похожие идеи, рассматривая фестивали как место зарождения децентрализованной новой мирной культуры или даже религии.
Религиоведы часто говорят, что состояние инакости, в котором пребывает человек, когда уходит от обыденности, сродни переживанию священного в конвенциональных учениях. Делает ли это рейв религией? Нет. Делает ли это рейв социологически и антропологически важным феноменом? Да. Принципиально ли об этом знать, если просто хочется танцевать до упаду? Нет. А что принципиально? Вот что: